Внеклассное мероприятие "В мире животных"

  • Мероприятия
  • docx
  • 25.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала В мире животных.docx
Тема: "Эти забавные животные" Цели: 1. Проверить осведомленность учащихся о жизни животных и птиц, расширять  кругозор. 2. Развивать мыслительные операции учащихся: анализировать, сравнивать, обобщать,  интерес к изучению окружающего мира. 3. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным, сотрудничество. Оборудование: табло, бананы и кости – это очки, эмблемы команд, презентация. Подготовительная работа: выставка рисунков, фотографий зверей и птиц ХМАО­Югры,  чтение художественных и научно­популярных книг, несколько детей готовят чтение наизусть стихотворений, кратких докладов о животных, формирование двух команд, разработка  названий, девизов, выбор капитанов. Ход игры Каждый по­своему чем­то хорош: Поганка и ежик, лягушка и еж! Нет ни цветка, ни зверька, ни куста, Где бы не встретилась нам красота. Т.А. Пушкарев 1. Организационный момент Замечательный русский писатель – большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни».  На протяжении многих столетий человек ведет наблюдение за животными, пытается  разгадать их секреты и тайны, хочет лучше узнать их образ жизни и никогда не устает  удивляться им. Ведь они такие забавные, эти животные. Итак, мы начинаем игру «Эти  забавные животные». Класс разбит на две команды. Каждая команда придумала название и эмблему: «Хищники» и «Травоядные». Ваш девиз, «Хищники»: «Хищники лучше всех, победят всегда и всех!». Ваш девиз, «Травоядные»: «Травоядные, вперед, вас в конце победа ждет!». В течение игры справедливый судья будет фиксировать все правильные ответы и подведет  итог всего мероприятия. За ходом игры будут следить наши эксперты ­ юные натуралисты. Они будут оценивать  работу каждой группы на определенном этапе, сообщать предварительные результаты. А теперь представляем капитанов команд. Познакомьтесь с ними. Вчитайтесь и вдумайтесь в эти строки. Каждая из них дышит  любовью и восхищением, каждое слово – гимн вечно прекрасному миру Жизни, всему, что  живет, дышит, радуется и радует каждого, кто умеет и хочет видеть и слышать, чья душа  открыта добру и свету. «В этот вечер барсук принес яйцо степной курочки и положил его нетронутым перед ребёнком.  Мальчик охотно съел его и снова утолил жажду, напившись от дождевой лужицы. Ночью шел  дождь, и Гарри, наверно, сильно замерз бы, но пришел барсук и свернулся калачиком возле него. Один или два раза он лизнул мальчика в лицо.  Отныне у мальчика появились две привычки. Гарри прятался от людей, которые днем проходили  мимо норы, и ждал барсучиху, которая кормила и оберегала его. Часто пища оказывалась емусовсем не по вкусу: барсучиха приносила дохлых мышей и бурундуков. Но иногда ей попадались  пчелиные соты с медом, яйца домашних птиц, а однажды кусок хлеба, который выпал, вероятно,  на дорогу из сумки случайного путника. Главная беда заключалась в нехватке воды. Лужа почти  совсем высохла, на ее месте осталась липкая грязь, и мальчик безуспешно пачкал в ней свои губы и язык. Возможно, барсучиха­мать недоумевала, почему новый детеныш отвергал ее молоко.  Впрочем, дожди шли достаточно часто, чтобы спасти мальчика от серьезных  мучений».               (Эрнест Сетон­Томпсон. МОИ ДИКИЕ ДРУЗЬЯ.) Знакомство с выставкой художественных и научно­популярных книг о животных и растениях  края. 2. Первый тур «Загадки» Угадайте загадки: 1. Впрок маслят набрать стараюсь,                     Нанизать их на сучки,                                          Словно делать собираюсь                                   Я грибные шашлычки. (Белка) 2. Живет в лесу, Ухает как разбойник. Люди его боятся, А он людей боится. (Филин)                          3. Чтоб здоровье было лучше,                            Пух роняя в сосняке,                                            Кувыркаюсь я на сучьях,                                      Как гимнаст на турнике. (Тетерев)                   4. Мех наш очень прочен, ценен.  Шуба ценится сто лет.  Он когда­то вместо денег  Расходился по Руси. (Куница)  В презентацию можно включить видеофрагменты о животных и птицах, перечисленных в  загадках. (Современная мультимедиа­энциклопедия. Детская энциклопедия Кирилла и  Мефодия. 2007 год)0 Подведение итогов первого тура. 3. Второй тур «Экология устами младенца» Малыши детского сада подготовили для вас вопросы. 1. Светящийся шар, горячий, а еще это звезда или планета. (Солнце) 2. Это те, кто обижает зверей, ловит рыбу в запретных местах. (Браконьер) 3. Это место, где люди гуляют: там трава, красивая природа, могут быть карусели.  (Парк) 4. Это место, где звери и птицы живут, не боясь людей. Людям нельзя туда заходить и  ничего нельзя там делать. (Заповедник) Подведение итогов второго тура. 4. Третий тур «Эрудит» ­  К каждому вопросу будут предложены ответы. Выберите правильный вариант ответа. 1. Чем комар может быть полезен?а)  Опылением растений; б) служит пищей рыбам и птицам; в) только вреден. Ответ: (а). Назойливые, кусачие комары могут быть полезны? Оказалось, могут. Совсем  недавно ученые выяснили, что за Полярным кругом по ночам и самцы и самки комаров  перелетают от цветка к цветку, питаются нектаром и попутно опыляют растения. Ведь в  тундре и тайге очень мало пчел и шмелей. 2. Почему шмели лохматые? а) Чтобы походить на медведя; б) чтобы отличаться от пчел; в) чтобы было потеплее. Ответ: (в). Лохматая шубка позволяет шмелям собирать нектар и пыльцу даже в Заполярье.  Под такой одежкой тело шмеля при усиленной работе мышц нагревается до 40 градусов. И  чем севернее летает шмель, тем он крупнее и лохматее. В тропиках шмелей нет –  перегреваются. 3. Как рыбы разговаривают? а) Молча; б) тайно; в) шепотом. Ответ: (в). Шепот – это когда голосовые связки не при чем. У рыб они и не при чем. Скрипят  пузырями, жаберными крышками, скрежещут зубами, щелкают костяшками. А слышат как!  Пескари звук камертона или свистка за 30 метров улавливают. А уши какие интересные! В  черепе, позади глаз, есть пузырек с густой жидкостью, а в ней камешки плавают. Они­то и  воспринимают колебания звуковых волн и через нервы передают сигнал мозгу. 4. Зачем рыбе жабры? а) Чтобы поесть и поболтать; б) чтобы лучше слышать; в) только для дыхания. Ответ: (а). Жабры нужны рыбам не только для дыхания, но и для болтовни (скрежещут ими),  для еды и для питья (как через сито, отцеживают разную мелкую живность, да и вода  становится чище). Не зря у селедки чувствительными вкусовыми луковицами не только рот  усажен, но и жабры. 5. Что крот делает зимой? а) Спит; б) трудится так же, как и летом; в) трудится, но не так, как летом. Ответ: (в). Нет, крот зимой не спит, трудится, копается так же, как и летом, только больше  не в земле, а … в снегу. А в снегу­то зачем, там же нет червей? В покрытой ледяной коркой  почве тоннель не пробьешь, вот он и обходит препятствия, делая ходы под снегом. А дырки в снегу – это вентиляционные отверстия, через них наружу углекислый газ выходит. Много его при тяжкой работе выделяется. 6. Почему дрожит мышка? а) Потому, что боится кошку; б) чтобы согреться; в) чтобы проветрить шкурку. Ответ: (б). Мышки дрожат не только от холода, но и для того, чтобы согреться. Вот,  оказывается, где следствие важнее причины. При дрожании скелетных мышц тепла  выделяется уж не так и много, но биохимические реакции выделения тепла резкоускоряются. Подрожит мышка, постучит зубками и запустит на полную мощность свою  отопительную систему. Подведение итогов третьего тура. 5. Четвёртый тур «Гонка за лидером»  На следу каких хищных зверей нет когтей? (Кошки, рыси).  Слепыми или зрячими родятся зайцы? (Зрячими).  Кто собирает яблоки спиной? (Ежик).  Какие птицы выводят птенцов три раза за лето? (Воробьи, овсянки).  У кого каждый день растут зубы? (У бобра, зайца).  Какая птица выше всех летает? (Орел).  Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка).  Кто бежит, выставляя вперед задние ноги? (Заяц).  Кровожадный хищник наших лесов. (Волк).  Животное наших лесов, похожее на кошку. (Рысь).  Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец).  Самый чистоплотный зверек. (Барсук).  Детёныши каких животных питаются молоком чужой матери? (Зайчата).  Животное, которое строит дом на реке. (Бобр).  Прилет каких птиц означает начало весны? (Грачей).  Небольшой зверек, родственник белки. (Белка­летяга).  Изменение густоты и окраски шерсти у животных. (Линька).  Как называют гнездо белки? (Гайно).  Какие детёныши рождаются голыми, а уже через несколько часов имеют покров?  (Ежата).  У какой птицы самый длинный язык? (У дятла, до 15 см). Подведение итогов четвертого тура. 6. Пятый тур «Кто это?» ­ Назовите животных по портрету.Песец.                                         Норка. Синица.                                      Клест. Барсук.                                       Выдра. Заранее подготовленные ученики сообщают краткую информацию о зверях и птицах. Песец В сравнении с лисицей тело песца менее вытянутое и более приземистое, а голова более круглая, с короткой мордой. Уши короткие, закругленные, хвост пышный. Меховой покров пышный, у  большинства особей чисто­белый, а у отдельных ­  «голубой».  Белые песцы летом приобретают  бурый цвет спины и грязно­желто­белый цвет брюшка.  Живут в норах со сложным лабиринтом  отнорков. В рационе питания преобладают лемминги и полёвки. Голос напоминает лай собаки. Барсук Приземистый и неуклюжий зверь. Туловище толстое,  голова удлиненная. Мех грубый и редкий со слабо развитым подшерстком. Окраска спины и боков серебристо­серая, испещренная рябью, низ черноватый. Барсук­ пример аккуратности: возле норы у него всегда чисто, нет следов и остатков еды. Подстилку в гнезде – сухие листья и мох – барсук меняет по нескольку раз за лето. Он ведет спокойную размеренную жизнь: днём спит, ночью бродит по лесу. Поедает как животные, так и  растительные корма. Клест Птицы немного крупнее воробья, с коротким вырезанным хвостом. Клюв с перекрещивающимися  концами, позволяет клесту отгибать чешуи шишек ели, сосны, лиственницы и липким языком  извлекать семена. Окрас самцов красный или красно­малиновый, самок – зеленоватый, молодые  птенцы – серые в пестринах. Лесные птицы, держатся стайками. Гнезда хорошо утепленные,  размещают на деревьях под защитой густых ветвей. Клесты играют положительную роль в  лесной жизни, распространяя семена, подлежат охране. Синица Небольшие и очень мелкие лесные птицы плотного сложения с коротким клювом. Ноги крепкие с  развитыми пальцами и сильно загнутыми когтями, хорошо приспособленными для лазания по  ветвям деревьев. Гнезда в дуплах, за отставшей корой, в старых гнездах белок. Корм –  различные насекомые, их яйца, личинки и куколки, семена травянистых растений, ягоды и плоды.  Приносят большую пользу, уничтожая насекомых – вредителей леса. Норка В регионе – 2 вида, отличающиеся размерами: европейская и американская.  Тело норки тонкое,  вытянутое, гибкое, конечности короткие. Мех густой, блестящий, однотонный бурого цвета,  темнеющий на конечностях и хвосте. Норки питаются рыбой, мелкими млекопитающими, птицами  и их яйцами, лягушками, раками насекомыми. Оба вида тесно связаны с лесной зоной,  предпочитают селиться по речкам, озёрам, болотам. Хорошо плавают и ныряют. Выдра Тело вытянутое, очень гибкое. Общий  тон окраски темно­коричневый, но низ тела серебристого  цвета, и эта контрастность усиливается с возрастом. Выдра прекрасно приспособлена к жизни в  воде и никогда от нее не удаляется. День она проводит в норе, которую роет сама или занимает  убежище другого животного. В сумерках она покидает нору и охотится на рыб, ракообразных,  земноводных и даже на мелких млекопитающих. Подведение итогов пятого тура. 7. Шестой тур «Заморочки из бочки» 1. Почему ласточки перед дождем летают низко? Ответ: Они ловят насекомых, которых холодный воздух прибивает к земле. 2. Почему особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон,  разжигать костры?Ответ: Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверюшек –  искать укромное местечко. 3. На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут. Для  чего? Ответ: Принимая «муравьиную ванну», птица освобождается от паразитов – муравьи  опрыскивают тело дрозда остро пахнущей муравьиной кислотой. 4. Вы увидели гнездо птицы. Как сохранить его? Ответ: Не вытаптывать траву у гнезда, если оно на земле. Не трогать яйца руками. Не брать в  руки птенцов. 5. Почему волка называют «санитаром леса»? Ответ: Добывает прежде всего больных, ослабленных животных. 6. Из какой бумаги земляные осы строят гнезда? Ответ: Бумагу они делают сами. Острыми челюстями соскабливают с дерева кусочки древесины  и, размельчив ее, смачивают своей клейкой слюной. Получается липкая кашица. Когда она  высыхает, то превращается в плотную «бумагу» серого цвета, на ней можно даже карандашом  писать. Подведение итогов шестого тура. 8. Седьмой тур «Жалоба» Командам предлагается вытянуть одну из карточек с текстом «жалобы», животного,  определить, о ком идет речь, и какую пользу оно приносит. Жалоба 1. Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в  сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь  какая­то. Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая. Ответ: В этой жалобе говорится о жабе. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый  огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут. Жалоба 2. Ох, и не любят же меня люди. Голос видите ли, мой им не  нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я  беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы  некоторым сидеть без хлеба. Ответ: Во второй – о сове. Сова с 1964 года находится под охраной государства. Одна сова  уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить тонну зерна. Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо  известные вам представители: белка, еж, синица, дятел, лягушки, жабы и другие. Их жизнь  часто зависит от нас, от нашего поведения в природе. Подведение итогов седьмого тура. 9. Итог всей игры Подведение итогов всей игры Вот и закончилась игра. Расходиться нам пора… На табло взгляните все –  Подведем итог игре. Награждение команд.