В человеческом багаже есть немало вредных привычек (употребление нецензурной брани, перебивание собеседника и др.), но среди множества есть привычки пагубные: пристрастие к алкоголю, курению, наркотикам.Вредные привычки и их последствия – это тема, которая всё больше и больше тревожит наше общество.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная школа № 10
Классный час
Скажем «НЕТ» привычкам во вред
Разработку выполнила:
Давыдова Лариса Викторовна
учитель химии и биологии
МБОУ ОШ №10г. Выкса
Цель: донести до учащихся, что вредные привычки могут отрицательно
повлиять на всю жизнь человека.
Задачи:
Информировать учащихся об отрицательном воздействии
наркотических веществ на организм человека;
Разобраться в причинах появления вредных привычек у детей;
Сформировать отрицательное отношение к пьянству, курению,
наркотикам;
Продолжить работу над формированием здорового образа жизни.
Оборудование для оформления: Указатели (мрак табачного дыма,
топь пьянства, пропасть наркотиков, страна сладкоежек, прохладительная
страна, страна здоровья), пословицы и поговорки по теме.
Оборудования для проведения мероприятия: презентации «Табак и
организм человека», «Алкоголь и организм человека», фильтры от сигарет
(чистые и использованные), раствор перманганата калия (розовый),
химические стаканы, вода, раствор спирта, раствор яичного белка.
Учитель:
Вредными считают те привычки, которые мешают человеку жить
полноценной жизнью, не дают возможности реализовать себя как личность.
Иметь вредные привычки – это значит всегда идти по пути наименьшего
сопротивления, что, конечно гораздо проще, чем добиваться хорошего,
преодолевая множество преград и делая над собой усилия.
В человеческом багаже есть немало вредных привычек (употребление
нецензурной брани, перебивание собеседника и др.), но среди множества есть
привычки пагубные: пристрастие к алкоголю, курению, наркотикам.
Вредные привычки и их последствия – это тема, которая всё больше и
больше тревожит наше общество.
Сегодня мы с вами попробуем заглянуть в мир вредных привычек.
Перед нами указатели « Если прямо пойдёшь – в дымную страну
попадешь, если налево пойдешь – гремучей воды испробуешь, если направо
пойдешь – отречёшься от жизни сей, и с «мультяшками» познакомишься.
Итак, мы с вами отправляемся прямо.
Во время беседы используется презентация «Табак и организм
человека»
Учитель:Родина табака – тропическая Америка. Его семена в 1496 году
привезли в Европу члены экспедиции Колумба. И европейцы стали
приобщаться к новому обычаю – курению табака.
В Россию табак завезли иностранные купцы в XVI веке. Царская
власть и духовенство отнеслись к нему отрицательно, но борьба с курением
потерпела неудачу.
Ученик:
Колумб Америку открыл
Великий был моряк
Но плохо тем, что приучил
Он всех курить табак
От трубки мира у костра, раскуренной с вождем
Привычка вредная пошла в масштабе мировом.
Из всех веществ табачного дыма 30 особенно вредны (бензопирены,
которые провоцируют перерождение тканей и возникновение опухолей). А так
же никотин, пиридин, полоний, мышьяк, висмут, аммиак, синильная кислота
и др.
Ученик:
Говорят, что капля никотина
Убивает крупную скотину.
До чего ж вынослив человек
Если он со смертью ходит рядом
Отравляясь никотинным ядом,
И живет довольно долгий век.
При курении страдает сердечно – сосудистая система (может
возникнуть спазм кровеносных сосудов). Нарушается питание кожи
(преждевременное старение). Образуется застой слизи в легких ( появляется
кашель). По статистике до 4 млн. человек умирает в мире ежегодно.
Ученик:
Еще не поздно, остановись
К отраве страшной не тянись
Будет испорчен организм,
Нарушишь разум и пищеваренье,
А следствием тяжелым станет то,
Ты подорвёшь Здоровье,
Забросишь всё ученье
Ведь сигареты до добра тебя не доведут.Даже если «кривая вывезет» и курение не столь пагубно отразится на
вашем здоровье, задумайтесь, какой смысл участвовать в этой, заведомо
проигрышной лотерее?
Опыт:
Разверните фильтры целой сигареты и окурка. Темно – коричневый
цвет окурка – это часть смол никотина, образующегося при курении (эти же
вещества оседают и на стенках альвеол в легких). Бросьте фильтры в стакан
с подкрашенной марганцовкой водой (красная окраса исчезнет, появятся
бурые хлопья).
Знать не зря говорят
Пишут в объявленьях,
Что куренье – это яд
Ведущий к отравленью.
Беседа с учащимися, обсуждение последствий курения. Пассивное
курение.
Учитель:
У подростков никотин вызывает: нервные расстройства, плохой сон,
нарушение памяти, слабеет умственная активность, появляется рассеянность,
раздражительность.
Учитель:
Итак, теперь попробуем повернуть налево? Во время беседы
используется презентация «Алкоголь и организм человека»
Хмельные напитки из фруктов, меда, молока люди научились
изготовлять еще в глубокой древности. Арабский алхимик доктор Рагез в
результате своих экспериментов получил одурманивающую жидкость,
которую назвал «аль коголь». Позже ее назвали «спиртус», что по латыни
означает «дух». И с тех пор этот дух вызывает алкогольное опьянение
человека, грубо нарушая нормальное функционирование его головного мозга.
Ученик:
Для пьянства есть такие поводы:
Поминки, праздник, встреча, проводы,
Крестины, свадьбы и разводМороз, охота, новый год,
Выздоровленье, новоселье,
Печаль, раскаянье, веселье,
Успех, награда, новый чин
И просто пьянка, без причин.
Учитель: А давайте лучше посмотрим, как этот дух нам вредит.
Опыт:
В две пробирки налить 2 мл. яичного белка. В одну добавить 8 мл
воды, а с другую столько же спирта (в первой пробирке белок растворится, а в
другой нет).
Ученик:
Если к рюмке и бутылке
Пристрастился человек
Будь уверен, он несчастен,
У него короткий век
Он дрожащий и безвольный
Алкоголя он невольник
А ведь было ремесло
Да все в рюмочку ушло
Если кто то вино любит
Значит, он семью погубит
Всем известно, алко – гули
В лапти всю семью обули
Привыкание опасно
И ты думаешь напрасно,
Что глоток один, другой
Не нарушит жизни строй
Водка зло, то каждый знает
И злым змием называет
Змий мешает людям жить
Нет, не стоит с ним дружить.
Беседа с учащимися, обсуждение последствий приема алкоголя.
Смертельная доза для детей – 3г на 1кг массы. Для подростков – 45г
(0,25 – 0,5 л водки)Учитель:
Нам с вами осталось побывать лишь на последней дорожке.
Наркоманию называют белой смертью, потому что героин, который
получают из мака – белого цвета. В настоящее время выделяют 5 групп
наркотиков: опиаты, депрессанты, психостимуляторы, галлюциногены,
марихуана.
Любопытство, желание быть своим на тусовках, жажда новых
ощущений, вызывающая демонстрация своей независимости, неумелый поиск
своего Я, вот что приводит подростка к употреблению наркотиков.
Наркотики парализуют деятельность центральной нервной системы.
После их приема могут наступить искусственный сон, безумие, мания и др.
Миф 1. – попробуй, пробуют все.
Это не так, 80% подростков никогда не пробовали наркотиков.
Миф 2. – попробуй, вредных последствий не будет.
Ложь, у некоторых наркотиков зависимость формируется с 1 раза.
Миф 3. – попробуй, не понравится – бросишь.
Нет, даже с помощью врачей излечить волю от наркотической
зависимости сложно.
Миф 4. – существуют безвредные наркотики.
Безвредных наркотиков не существует, как только любой из них
поступает в организм, он сразу начинает действовать на мозг и одурманенный
наркотиком мозг начинает командовать человеком. В юном возрасте
пристрастие к наркотикам может наступить в 6 8 раз быстрее, чем у
взрослого человека. Все яды, попадая в детский и подростковый организм
(даже самый крепкий и здоровый), выдерживает сопротивление не более 2
недель. Затем организм становится рабом этих ядов. И уже не оказывает им
никакого сопротивления, а только требует их все в большем количестве.
Ученик:
Трудно в этой жизни не сломаться,
Трудно выжить, но надо выживать
Что же делать, как в ней разобраться,
Какой путь скажите выбирать?
Есть такой: наркотики и водка,
Принимая их, забудешь обо всем
А на утро ты опять проснешься,
Будешь думать, для чего живем?
Вечером ты снова весь в угаре,
И жизнь кажется в розовых цветах.
Ты не думаешь, что будет с тобой завтра.
А назавтра то же самое опять.
Но подумай, что в один прекрасный вечер,По другому ты захочешь жить
Но как трудно будет это сделать:
Найти силы в себе что – то изменить.
Беседа с учащимися, обсуждение последствий приема наркотиков.
Учитель:
Вот и закончилось наше знакомство с вредными привычками.
Посмотрите, а под этими дорожками есть и другие (снимаем старые
указатели) эти новые как раз то, что нам подходит намного больше.
Обсуждение новых указателей.
Спасибо за внимание.
При составлении методической разработки
была использована
следующая литература:
1.
2.
3.
4.
Вредные привычки: профилактика
Кулинич Г.Г.
зависимостей. М.: ВАКО, 2009. – 208с.
Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя.
М.: Просвещение, 1986 96с.
Якушкина Е.А. и др. Биология. Внеклассные мероприятия. –
Волгоград: Учитель, 2009. – 214с.
Авторские презентации.