Внеклассное мероприятие «Язык, давай с тобой дружить» ( Устный журнал)
Оценка 4.7
Мероприятия +1
docx
воспитательная работа +2
6 кл—8 кл
11.11.2018
Разработка внеклассного мероприятия может быть полезна при проведении недели русского языка, во внеклассной работе, кружковой работе. Здесь собраны интересные задания по культуре речи, информация из истории языка, представленная в презентации. Загадки, шарады, инсценировки наверняка понравятся учащимся и привьют интерес к русскому языкуУстный журнал по русскому языку на тему "Язык, давай с тобой дружить"
язык, давай дружить.docx
«Язык, давай с тобой дружить»
Устный журнал
Язык, великолепный наш язык,
Речное и степное в нем раздолье,
В нем клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
К.Д.Бальмонт
Цель мероприятия:
Совершить экскурс в историю русского языка, увидеть всю красоту, выразительность и
гармоничность родного языка.
Ход мероприятия:
: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости, учителя. Мы рады вас видеть на нашем
Ведущий
празднике, который называется Устный журнал «Язык, давай с тобой дружить!».
1 . Ведущий: Итак, мы открываем 1 страницу устного журнала «Правильно ли мы
говорим?»
Сейчас вашему вниманию будет предложена сценка «На улице».
Навстречу друг другу идут мальчик (его фамилия Щепкин) и девочка (её фамилия
Ромашкина).
Привет, Ромашка!
Здорово, Щепа!
Куда шкандыбаешь?
В киношку.
На какое кино?
«Гарри Поттер и философский камень». Видал?
Ага, вещь!
Ну, я полетела, пока!
Ну, топай, Ромашок, покедова! (машет рукой и уходит в противоположную сторону).
Ведущий:
диалог.
Как вам нравится такая речь? Необходимо исправить речь учащихся. Составьте
2. А мы открываем следующую страницу нашего журнала – «Юс малый и юс
большой».
Не все знают, что это буквы древнерусского алфавита. Ну, двето из него вы знаете
наверняка. Какие?
(Презентация)
Выступление ученика:
Азбуку древние русичи получили, когда в 988 году на Руси вместе
с христианством появились церковные книги на славянском языке – Евангелие, Псалтырь,
проповеди и поучения учителей церкви. Азбука эта называлась Кириллицей. Она была
названа по имени Кирилла. Болгарские монахи Кирилл и его брат Мефодий были учёными
людьми – философами. После введения на Руси христианства братья приехали из Греции,
где они жили, проповедовать новую религию – христианство. Онито и составили для славян азбуку: 24 буквы взяли из греческого алфавита и 19 придумали заново. Не все эти
буквы соответствовали звукам древнерусского языка. Так «юс большой» и «юс малый»
были созданы для обозначения носовых гласных, а такие гласные в древнерусском языке
были утрачены до IX века. Поэтому «юс малый» стали заменять буквой я, а «юс
большой» буквой у. Две буквы «онъ» и «омега» обозначали один и тот же звук (о).
Двумя буквами «зело» и «земля» обозначался звук (з). Со временем утратились гласные
звуки (ь) и (ъ), однако на письме буквы, обозначавшие эти звуки, сохранялись очень долго.
Были в Кириллице буквы, созданные для слов, заимствованных из другого языка. Так,
«фита» и «ферт» предназначались для звука (ф), который в исконных словах
древнерусского языка отсутствовал, но встречался в именах, пришедших из греческого:
Филипп, Феофан, Фёдор. Особенно много неприятностей ученикам доставляла буква
«ять». Очень нелегко было усвоить, где в слове пишется «ять», а где – е. В Древней Руси
буквами кириллической азбуки обозначались также и цифры. Чтобы не спутать число со
словом, по обе стороны от числа ставились точки, а над числом надписывали знак, который
назывался «титло».
Ведущий: В этом журнале мы только начали знакомство с древнерусской грамматикой.
Если вам стало интересно, то дайте знать, и мы обязательно продолжим эту рубрику.
3. Выбегает на сцену Почемучка. Он обращается к командам: «Я заблудился. Помогите
мне найти дорогу домой. Если правильно ответите на мои вопросы, я доберусь домой
вовремя».
Я – мальчик, а зовут меня Почемучка. Но ведь и девочку можно так назвать.
Почему? А ещё несколько таких слов назовёте? (Плакса,грязнуля, неряха,
недотёпа, невежа, соня, разиня).
Мы образуем слова с уменьшительными суффиксами: винтик, башмачок, а с
увеличительными – башмачище, ручища.
Что мешает образовать слова с суффиксами –ик, ок от слов: гигант, великан,
монумент, а с суффиксом –ищ от слов: карлик, гном, лилипут?
Кто вспомнит больше слов, начинающихся сразу с четырёх согласных?
(Всхрапнуть, взгляд, встряхнуть, встреча, вскрытие, вздрогнуть, вздремнуть,
встрепенуться).
Назовите слова с тремя буквами «Е» подряд. (Длинношеее, кривошеее,
короткошеее, толстошеее и змееед)
Какое слово в современном русском языке не имеет корня?
(Вынуть. Ист. справка: считается, что в этом слове нулевой корень,
чередующийся с корнем –им (вынимать). Примерно до 17 века этот глагол выглядел
как «вынять», в нем был корень такой же, как в «снять», «обнять», «понять» (ср.
снимать, понимать, обнимать), но впоследствии корень –ня был переосмыслен в
суффикс –ну (как в сунуть, дунуть)
Догадайтесь, какое слово я задумал: в нём такая же приставка, как в слове
подбежать, корень тот же, что и в слове осинка, а суффиксы такие же, как в слове
пуховик. (Подосиновик)
Почемучка: Вот спасибо, ребята! На все вопросы ответили, теперь я знаю, куда мне
бежать, где искать свой дом. 4. Ведущий:
страница. И сразу задача.
Открываем следующую страницу нашего журнала – Занимательная
1).Разыгрывается сценка. Навстречу друг другу идут старик и воин. Повстречавшись,
начинают диалог:
Здравствуй, отец! – говорит боец.
А старик ему в ответ:
Здорово, служивый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца это слово
читай – всё значение одинаково.
И имя у меня такое же: хочешь, слева направо читай, хочешь – наоборот: всё
одинаково. И живу я в таком домике, что значение не изменится, хоть как читай.
Около домика растёт растение с чудным названием, что можно, как угодно читать.
И имя моей бабки с тем же свойством.
И когда я в армии служил, то меня называли так, что хоть справа читай, хоть слева –
всё одинаково. Вот и разгадай.
(Дед, Тит, шалаш, боб, Анна, казак).
Дед и солдат остаются на сцене и загадывают шуточные загадки:
1. Что стоит посередине земли? (буква м)
2. В каком слове буква я встречается семь раз? (семья)
3. В каких словах сорок согласных? (сорока, сороконожка)
4. В каких словах по сто согласных? (стол, стог, стоп, сток, стон)
5. Какие два местоимения мешают транспорту? (я мы)
6. Какие три местоимения самые чистые? (вы – мы – ты)
2).
Ведущий: А вы знаете, что такое метаграммы? ( Загадки, в которых из загаданного
слова путём замены одной буквы на другую получается новое слово). Давайте разгадаем
несколько таких загадок.
№1
Меня вы в сказке отыщите
Я в сказке Пушкина герой,
Но л на н лишь замените –
Сибирской стану я рекой. (Елисей – Енисей)
№2
Когда я с т, на мне плывут.
Когда я с д, меня сорвут. (Плот – плод)
№3
С к я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С п, от вас не утаю,
Тоже в школе я стою. (Карта – парта).
3).
Есть ещё одна разновидность загадок – шарады. В шарадах загаданное слово
Ведущий:
делится на несколько составных частей, каждая из которых представляет отдельное слово.
1. На первом стоит часовой,
Второе в лесу зеленеет.
На целое, только стемнеет,
Ты ляжешь, и кончен твой день трудовой. (Постель) 2. Первое – нота, второе – тоже,
А целое не горох, но похоже. (Фасоль)
3. Мой первый слог – на дереве,
Второй мой слог – союз,
А в целом – я материя
И на костюм гожусь. (Сукно)
4) .Ведущий: Вы, конечно, знаете, что такое омонимы (одинаковые слова по звучанию, но
разные по значению). Вам легко будет ответить на вопросы:
1.Какую строчку не может прочитать ни один учёный? (Строчку, прошитую на швейной
машине).
2.Всяким ли ключом можно открыть дверь? (Нет: ключ родник, нотный ключ, гаечный
ключ)
3.У каких башмаков не бывает каблуков? (У приспособлений для затормаживания
вагонов).
4.Кто говорит на всех языках? (Эхо)
5. Какое местоимение можно считать самым хвастливым и самым скромным? Почему? (Я
всегда говорит о себе, но в алфавите стоит последним).
5 . Ведущий
: А мы открываем последнюю страницу нашего журнала – фразеологизмы.
Всегда приятно слушать человека, если его речь богата, образна, каждое слово
употреблено к месту и ко времени. Одним из лучших украшений речи являются особые
обороты, устойчивые выражения, которые называются фразеологизмами.
Задания:
1. Назвать фразеологизмы, имеющие в своём составе названия какоголибо животного или
птицы. Кто больше? (Не в коня корм. Троянский конь. Метать бисер перед свиньями.)
2. Объяснить значение фразеологизма.
Не в бровь, а в глаз
Медвежья услуга
3.Назвать фразеологизмы, в которых встречаются части тела человека (нос, ноги, язык,
ухо, голова, рука, зуб).
4. Загадкишутки «Что это?»
а) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не
в своё дело (нос)
б) не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают, если чтото не понимают; не бельё, а их
развешивают чрезмерно доверчивые (уши)
в) он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле,
когда ктонибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит
(ветер).
Ведущий:
Итак, закрылась последняя страница нашего журнала. Я думаю, за этот час мы с вами обогатили нашу речь, подружились с языком, ведь русский
язык необходимо знать.
Внеклассное мероприятие «Язык, давай с тобой дружить» ( Устный журнал)
Внеклассное мероприятие «Язык, давай с тобой дружить» ( Устный журнал)
Внеклассное мероприятие «Язык, давай с тобой дружить» ( Устный журнал)
Внеклассное мероприятие «Язык, давай с тобой дружить» ( Устный журнал)
Внеклассное мероприятие «Язык, давай с тобой дружить» ( Устный журнал)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.