Внеклассное мероприятие «Язык, давай с тобой дружить» ( Устный журнал)
Оценка 4.7

Внеклассное мероприятие «Язык, давай с тобой дружить» ( Устный журнал)

Оценка 4.7
Мероприятия +1
docx
воспитательная работа +2
6 кл—8 кл
11.11.2018
Внеклассное мероприятие  «Язык, давай с тобой дружить» ( Устный журнал)
Разработка внеклассного мероприятия может быть полезна при проведении недели русского языка, во внеклассной работе, кружковой работе. Здесь собраны интересные задания по культуре речи, информация из истории языка, представленная в презентации. Загадки, шарады, инсценировки наверняка понравятся учащимся и привьют интерес к русскому языкуУстный журнал по русскому языку на тему "Язык, давай с тобой дружить"
язык, давай дружить.docx
«Язык, давай с тобой дружить» Устный журнал  Язык, великолепный наш язык, Речное и степное в нем раздолье,  В нем клёкоты орла и волчий рык,  Напев, и звон, и ладан богомолья.  К.Д.Бальмонт Цель мероприятия: Совершить экскурс в историю русского языка, увидеть всю красоту, выразительность и гармоничность родного языка. Ход мероприятия:  : Здравствуйте, ребята, уважаемые гости, учителя. Мы рады вас видеть на нашем Ведущий   празднике, который называется Устный журнал ­ «Язык, давай с тобой дружить!».   1  .   Ведущий:  Итак,   мы   открываем  1   страницу   устного   журнала   «Правильно   ли   мы говорим?» Сейчас вашему вниманию будет предложена сценка «На улице». Навстречу друг другу  идут мальчик (его фамилия Щепкин) и девочка (её  фамилия Ромашкина).  ­ Привет, Ромашка! ­ Здорово, Щепа! ­ Куда шкандыбаешь? ­ В киношку. ­ На какое кино? ­ «Гарри Поттер и философский камень». Видал? ­ Ага, вещь! ­ Ну, я полетела, пока! ­ Ну, топай, Ромашок, покедова! (машет рукой и уходит в противоположную сторону). Ведущий:   диалог.   Как вам нравится такая речь? Необходимо исправить речь учащихся. Составьте 2.  А   мы   открываем  следующую   страницу   нашего   журнала   –   «Юс   малый   и   юс большой». Не   все   знают,   что   это   буквы   древнерусского   алфавита.   Ну,   две­то   из   него   вы   знаете наверняка. Какие? (Презентация) Выступление ученика:   Азбуку древние русичи получили, когда в 988 году на Руси вместе   с христианством появились церковные книги на славянском языке – Евангелие, Псалтырь, проповеди и  поучения  учителей  церкви.  Азбука  эта называлась  Кириллицей.  Она  была названа по имени Кирилла. Болгарские монахи Кирилл и его брат Мефодий были учёными людьми – философами. После введения на Руси христианства братья приехали из Греции, где   они   жили,   проповедовать   новую   религию   –  христианство.   Они­то   и   составили   для славян азбуку: 24 буквы взяли из греческого алфавита и 19 придумали заново. Не все эти буквы соответствовали звукам древнерусского языка. Так «юс большой» и «юс малый» были созданы для обозначения носовых гласных, а такие гласные в древнерусском языке были   утрачены   до  IX  века.   Поэтому  «юс   малый»  стали   заменять   буквой   я,   а  «юс большой» ­ буквой у. Две буквы  «онъ» и «омега»  ­ обозначали один и тот же звук (о). Двумя буквами  «зело» и  «земля» обозначался звук (з). Со временем утратились гласные звуки (ь) и (ъ), однако на письме буквы, обозначавшие эти звуки, сохранялись очень долго. Были в Кириллице буквы, созданные для слов, заимствованных из другого языка. Так, «фита»  и  «ферт»  предназначались   для   звука   (ф),   который   в   исконных   словах древнерусского языка отсутствовал, но встречался в именах, пришедших из греческого: Филипп,   Феофан,   Фёдор.   Особенно   много   неприятностей   ученикам   доставляла   буква «ять». Очень нелегко было усвоить, где в слове пишется «ять», а где – е. В Древней Руси буквами кириллической азбуки обозначались также и цифры. Чтобы не спутать число со словом, по обе стороны от числа ставились точки, а над числом надписывали знак, который назывался «титло».  Ведущий:  В этом журнале мы только начали знакомство с древнерусской грамматикой. Если вам стало интересно, то дайте знать, и мы обязательно продолжим эту рубрику.  3.  Выбегает на сцену  Почемучка. Он обращается к командам: «Я заблудился. Помогите мне найти дорогу домой. Если правильно ответите на мои вопросы, я доберусь домой вовремя».  Я   –   мальчик,   а   зовут   меня   Почемучка.   Но   ведь   и   девочку   можно   так   назвать. Почему?   А   ещё   несколько   таких   слов   назовёте?   (Плакса,грязнуля,   неряха, недотёпа, невежа, соня, разиня).  Мы   образуем   слова   с   уменьшительными   суффиксами:   винтик,   башмачок,   а   с увеличительными – башмачище, ручища.  Что мешает образовать слова с суффиксами –ик, ­ок  от слов:  гигант, великан, монумент, а с суффиксом –ищ от слов: карлик, гном, лилипут?  Кто   вспомнит   больше   слов,   начинающихся   сразу   с   четырёх   согласных? (Всхрапнуть,   взгляд,   встряхнуть,   встреча,   вскрытие,   вздрогнуть,   вздремнуть, встрепенуться).  Назовите   слова   с   тремя   буквами   «Е»   подряд.   (Длинношеее,   кривошеее, короткошеее, толстошеее и змееед)  Какое слово в современном русском языке не имеет корня? (Вынуть.  Ист.   справка:   считается,   что   в   этом   слове   нулевой   корень, чередующийся с корнем –им­ (вын­им­ать). Примерно до 17 века этот глагол выглядел как «вынять», в нем был корень такой же, как в «снять», «обнять», «понять» (ср. снимать,   понимать,   обнимать),   но   впоследствии   корень   –ня­   был   переосмыслен   в суффикс –ну­ (как в сунуть, дунуть)  Догадайтесь,   какое   слово   я   задумал:   в   нём   такая   же   приставка,   как   в   слове подбежать, корень тот же, что и в слове осинка, а суффиксы такие же, как в слове пуховик. (Подосиновик)  Почемучка:  Вот   спасибо,   ребята!   На   все   вопросы   ответили,   теперь   я   знаю,   куда   мне бежать, где искать свой дом. 4.   Ведущий: страница. И сразу задача.    Открываем  следующую   страницу   нашего   журнала   –   Занимательная 1).Разыгрывается   сценка.   Навстречу   друг   другу   идут   старик   и   воин.   Повстречавшись, начинают диалог: ­ Здравствуй, отец! – говорит боец. А старик ему в ответ: ­ Здорово, служивый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца это слово читай – всё значение одинаково.   И   имя   у   меня   такое   же:   хочешь,   слева   направо   читай,   хочешь   –   наоборот:   всё одинаково. И живу я в таком домике, что значение не изменится, хоть как читай.  Около домика растёт растение с чудным названием, что можно, как угодно читать.  И имя моей бабки с тем же свойством.  И когда я в армии служил, то меня называли так, что хоть справа читай, хоть слева – всё одинаково. Вот и разгадай.  (Дед, Тит, шалаш, боб, Анна, казак). Дед и солдат остаются на сцене и загадывают шуточные загадки: 1. Что стоит посередине земли? (буква м) 2. В каком слове буква я встречается семь раз? (семья) 3. В каких словах сорок согласных? (сорока, сороконожка) 4. В каких словах по сто согласных? (стол, стог, стоп, сток, стон) 5. Какие два местоимения мешают транспорту? (я ­ мы) 6. Какие три местоимения самые чистые? (вы – мы – ты) 2).  Ведущий:  А вы знаете, что такое  метаграммы?  ( Загадки, в которых из загаданного   слова путём замены одной буквы на другую получается новое слово). Давайте разгадаем несколько таких загадок.                №1 Меня вы в сказке отыщите Я в сказке Пушкина герой, Но л на н лишь замените –  Сибирской стану я рекой.  (Елисей – Енисей)                №2 Когда я с т, на мне плывут. Когда я с д, меня сорвут. (Плот – плод)                №3 С к я в школе на стене, Горы, реки есть на мне. С п, от вас не утаю, Тоже в школе я стою. (Карта – парта). 3).   Есть ещё одна разновидность загадок – шарады. В шарадах загаданное слово  Ведущий:     делится на несколько составных частей, каждая из которых представляет отдельное слово.  1. На первом стоит часовой,     Второе в лесу зеленеет.     На целое, только стемнеет,    Ты ляжешь, ­ и кончен твой день трудовой. (Пост­ель) 2. Первое – нота, второе – тоже,     А целое не горох, но похоже. (Фа­соль) 3. Мой первый слог – на дереве,     Второй мой слог – союз,     А в целом – я материя      И на костюм гожусь. (Сук­но) 4)   .Ведущий:  Вы, конечно, знаете, что такое омонимы (одинаковые слова по звучанию, но разные по значению). Вам легко будет ответить на вопросы: 1.Какую строчку не может прочитать ни один учёный? (Строчку, прошитую на швейной машине). 2.Всяким ли ключом можно открыть дверь? (Нет: ключ ­ родник, нотный ключ, гаечный ключ) 3.У   каких   башмаков   не   бывает   каблуков?  (У   приспособлений   для   затормаживания вагонов). 4.Кто говорит на всех языках? (Эхо) 5. Какое местоимение можно считать самым хвастливым и самым скромным? Почему? (Я всегда говорит о себе, но в алфавите стоит последним). 5  . Ведущий    : А мы открываем последнюю страницу нашего журнала – фразеологизмы. Всегда   приятно   слушать   человека,   если   его   речь   богата,   образна,   каждое   слово употреблено к месту и ко времени. Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения, которые называются фразеологизмами.  Задания: 1. Назвать фразеологизмы, имеющие в своём составе названия какого­либо животного или птицы. Кто больше? (Не в коня корм. Троянский конь. Метать бисер перед свиньями.) 2. Объяснить значение фразеологизма. ­ Не в бровь, а в глаз ­ Медвежья услуга 3.Назвать фразеологизмы, в которых встречаются части тела человека (нос, ноги, язык, ухо, голова, рука, зуб). 4. Загадки­шутки «Что это?» а) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело (нос) б) не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают, если что­то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые (уши) в) он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто­нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит (ветер). Ведущий:     Итак, закрылась последняя страница нашего журнала. Я думаю, за этот час мы с вами обогатили нашу речь, подружились с языком, ведь русский язык необходимо знать.

Внеклассное мероприятие «Язык, давай с тобой дружить» ( Устный журнал)

Внеклассное мероприятие  «Язык, давай с тобой дружить» ( Устный журнал)

Внеклассное мероприятие «Язык, давай с тобой дружить» ( Устный журнал)

Внеклассное мероприятие  «Язык, давай с тобой дружить» ( Устный журнал)

Внеклассное мероприятие «Язык, давай с тобой дружить» ( Устный журнал)

Внеклассное мероприятие  «Язык, давай с тобой дружить» ( Устный журнал)

Внеклассное мероприятие «Язык, давай с тобой дружить» ( Устный журнал)

Внеклассное мероприятие  «Язык, давай с тобой дружить» ( Устный журнал)

Внеклассное мероприятие «Язык, давай с тобой дружить» ( Устный журнал)

Внеклассное мероприятие  «Язык, давай с тобой дружить» ( Устный журнал)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018