День наук
Станция: «Юные биологи»
Цель:
1. Познакомить учащихся с лекарственными растениями,
2. Изучить их влияние на организм человека,
3. Создать книгу « Лекарственные растения».
Задачи:
Образовательные:
уточнить и расширить знание детей о лекарственных растениях;
формировать умения и навыки применения лекарственных
растений с целью оздоровления организма;
Воспитательные:
воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного
края.
Развивающие:
совершенствовать диалогическую речь, как средство общения;
обогащение природоведческого словаря.
Мы с вами находимся на станции «Юные биологи»
Биология наука, которая изучает живой мир нашей планеты. Это
царство растений, царство животных, царство грибов, царство бактерий. Отгадайте загадку и узнаете, о каком царстве мы сегодня
будем говорить:
Дышит, растёт,
А ходить не может (Растение)
Назовите части растения.
Много тайн и приключений таит мир растений на нашей планете.
Кто бывал в лесу, на даче, в деревне, то мог увидеть много
удивительных и красивых растений, без которых наша Земля не
была бы такой прекрасной. И сейчас мы с вами приоткроем дверь в
таинственный мир природы. Проведём познавательную викторину
«Эти удивительные растения».
Ребята, а вы знаете, на какие группы делятся растения?
(деревья, кустарники, травы)
Замечательное богатство, которым наделена наша планета –
природа. Нет на Земле человека, чья жизнь не была бы связана с
природой. Животные и растения окружают нас повсеместно. Они
дают нам возможность любоваться их красотой, приносят
пользу, дают пищу, одежду.
Человек всегда должен помнить о том, что он не один на
планете. Другие обитатели имеют право на жизнь. Все чаще
животные и растения нуждаются в нашей помощи, охране,
бережном отношении. И растения, и животные смогли бы прожить без человека. А
человек может обойтись без них?
Ребята, а вы знаете, какая наука изучает растения?
А каких учёных – биологов вы знаете?
Сегодня мы познакомим вас с русским учёным – биологом.
Зовут его Тимирязев Климент Аркадьевич (приложение 1)
1. Биография учёного.
Много тайн и приключений таит мир растений на нашей планете.
Кто бывал в лесу, на даче, в деревне, то мог увидеть много
удивительных и красивых растений, без которых наша Земля не
была бы такой прекрасной. И сейчас мы с вами приоткроем дверь в
таинственный мир природы. Проведём познавательную викторину
«В мире растений ».
Викторина «В мире растений»
В каком лесу нет листьев? (В хвойном.)
Чем отличается береза от других деревьев? (Цветом ствола.)
Почему листья с ветвей у верхушек деревьев опадают
последними? (Они самые молодые. Дольше живут.)
У чего нет корней, стеблей, листьев, цветов, а растет? (У
грибов.)
Для чего цветам запах и цвет? (Цветом и запахом привлекают
насекомых, которые их опыляют.)
Почему шиповник имеет такое название? (Шиповником
называют кустарник дикой розы, ветки которой густо усыпаны
острыми шипами. Именно изза них он и получил свое название.)
Какой цветок называют водяной красавицей? (Белую
кувшинку.)
Растет ли дерево зимой? (Нет, рост деревьев зимой замирает.)
Какое ядовитое растение носит название птичьего глаза?
(Вороний глаз.)
Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели нет? (Сосна
— светолюбивое дерево. Нижним веткам темно.)
Какие ягоды созревают в лесу первыми? (Земляника.)
Как по пню срубленного дерева узнать, сколько ему лет? (На
срубе четко видны годовые кольца. Сколько колец, столько и лет.)
Листья какого растения нужно приложить к ране, если вы
натерли ногу? (Листья подорожника.)
Почему погибнет лес, если вырубить все старые деревья? (В
дуплах живут мыши, гнездятся птицы, поедающие опасных для леса
насекомых. Вырубили деревья — улетели птицы, появилось много
насекомых: жуков, гусениц — погиб лес).
Ребята, сейчас мы проведём игру, которая называется «Узнай
растение по описанию»
Мы прочитаем текст описательного характера про растения, вы
должны назвать растение и показать его на картинке.
Какой ягодой можно вылечиться от простуды, если добавлять
её в чай. (Малина)
Мелкий дикорастущий кустарник с черными съедобными
ягодами. (Черника)
Это дерево никто не пугает, а все листья дрожат. (Осина)
Какая ягода снега не боится? (Клюква)
Какое дерево осенью хвоинки сбрасывает? (Лиственница)
Что за чудо – цветок дунул ветерок, изменился цветок.
(Одуванчик)
Высокое, красивое с длинными хвоинками, ну а шишки не
простые
в орешки молодые. (Кедр)
Растения постоянные спутники человека. Они встречаются в
любых природных зонах. Многие из них полезны для человека и
животных. Некоторые имеют лекарственные свойства.
Как называются такие растения?
Сегодня мы будем говорить о лекарственных растениях, о том,
как их нужно собирать.
Знания о лекарственных растениях пришли к нам из древности.
Лечебные свойства растений узнавали, наблюдая за животными.
Раньше, когда не было таблеток, люди лечились травами. Из
поколения в поколение люди передавали разные рецепты и
способы, которые помогали вылечить больного при помощи трав. В настоящее время делают таблетки из синтетических препаратов. Но
и лекарственные травы не забыты.
Из лекарственных трав получают: отвары, сиропы, порошки, мази,
капли, настои. Лекарственные растения используют при
изготовлении зубных паст и лечебных кремов, косметике.
В нашей местности тоже растут лекарственные растения.
Назовите лекарственные растения, которые вам известны.
В научной медицине России используются около 200 видов
лекарственных растений. Люди используют листья, семена, почки,
кору, корни, корневища, клубни, луковицы. Из них готовят сырье
для лекарственных препаратов.
Ребята, а вы знаете, как правильно собирать и хранить
лекарственные растения?
Правила сбора лекарственных растений
Лекарственные растения нужно собирать внимательно и
аккуратно.
Собирают лекарственные растения утром, когда обсохнет роса,
когда обсохнет роса в сухую погоду.
Можно обрывать на растении только ¼ часть.
Не смешивать разные лекарственные
растения.
Сушить в тени, в проветриваемом
помещении. Нельзя собирать с песком, землей.
Хранить лекарственное сырьё в тёмном, сухом, прохладном месте
или при комнатной температуре.
Каждый человек знает некоторые лекарственные растения и умеет
использовать их свойства в повседневной жизни.
Сегодня мы с вами, составим свою книгу лекарственных растений.
Работать вы будите в группах.
Для создания книги вам необходимы:
Иллюстрации растений
Названия растений
Текст о свойствах и применении лекарственных растений
Белый картон, клей и ножницы.
Вам необходимо собрать страницы книги, на каждой странице
новое растение.
Работа в группах. Составление книги «Лекарственные
растения»
Ребята, сейчас мы проведём небольшой опрос и узнаем, насколько
хорошо вы запомнили и поняли тему занятия.
Блиц опрос Для чего необходимы человеку лекарственные растения?
(Для поддержания здоровья.)
Из каких частей растения изготавливают лекарственное сырьё?
(Корни, листья, цветы, побеги, плоды, кора, почки.)
Что можно приготовить из лекарственных растений?
(Отвары, настои, соки, мази, порошки.)
В какое время суток собирают лекарственные растения?
(Утром, когда обсохнет роса.)
Как нужно сушить лекарственное сырьё?
(В тени, в проветриваемом помещении.)
Все ли растения являются лекарственными?
(Нет.)
Где можно хранить лекарственное сырьё?
(В тёмном, сухом, прохладном месте или при комнатной
температуре.)
Где можно собирать лекарственные растения?
(Вдали от дорог)
Сколько листьев можно обрывать на растении?
(1/4 часть
Дикорастущие лекарственные растения наше богатство. Сбор
редких и охраняемых лекарственных растений запрещен. Растения,
которые встречаются достаточно часто, люди тоже должны
оберегать, чтобы они не стали редкими. Некоторые виды лекарственных растений, человек научился выращивать. Будем
беречь и охранять растения и животных нашей планеты!
Приложение 1.
Тимирязев (Климент Аркадьевич) - профессор
Московского университета, родился в Петербурге в
1843 г. Первоначальное образование получил дома. В
1861 г. поступил в Петербургский университет на
камеральный факультет, потом перешел на физико-
математический, курс которого окончил в 1866 г. со
степенью кандидата и был удостоен золотой медали за
сочинение "О печеночных мхах" (не напечатано). В
1868 г. появился в печати его первый научный труд "Прибор для исследования разложения углекислоты" и
в том же году Тимирязев был отправлен за границу для
подготовки к профессуре. Он работал у Гофмейстера,
Бунзена, Кирхгофа, Бертло и слушал лекции
Гельмгольца, Клода Бернара и др. Вернувшись в
Россию, Тимирязев защитил магистерскую
диссертацию ("Спектральный анализ хлорофилла",
1871) и был назначен профессором Петровской
сельскохозяйственной академии в Москве. Здесь он
читал лекции по всем отделам ботаники, пока не был
оставлен за штатом в виду закрытия академии (в 1892
г.). В 1875 г. Тимирязев доктор ботаники за сочинение
"Об усвоении света растением", а в 1877 г. приглашен в
Московский университет на кафедру анатомии и
физиологии растений, которую продолжает занимать и
поныне. Читал также лекции на женских
"коллективных курсах" в Москве. Кроме того,
Тимирязев состоит председателем ботанического
отделения общества любителей естествознания при
Московском университете. Тимирязев первый ввел в
России опыты с культурой растений в искусственных
почвах. Первая теплица для этой цели была устроена
им в Петровской академии еще в начале 70-х годов, т.
е. вскоре после появления этого рода приспособлений
в Германии. Позже такая же теплица была устроена им
в Петровской академии еще в начале 70-х годов, т. е.
вскоре после появления этого рода приспособлений в
Германии. Позже такая же теплица была устроена
Тимирязевым на всероссийской выставке в Нижнем
Новгороде. Выдающиеся научные заслуги Тимирязева
доставили ему звание члена-корреспондента Академии
Наук, почетного члена харьковского и Санкт-
Петербургского университетов, вольноэкономического
общества и многих других ученых обществ и
учреждений. Среди образованного русского общества Тимирязев пользуется широкой известностью, как
популяризатор естествознания. Его популярно-научные
лекции и статьи, вошедшие в сборники "Публичные
лекции и речи" (Москва, 1888), "Некоторые основные
задачи современного естествознания" (Москва, 1895),
"Земледелие и физиология растений" (Москва, 1893),
"Чарльз Дарвин и его учение" (4 изд., Москва, 1898)
являются счастливым соединением строгой научности,
ясности изложения, блестящего стиля. Его "Жизнь
растения" (5-е изд., Москва, 1898; переведенное на
иностранные языки), представляет собой образец
общедоступного курса физиологии растений. В своих
популярно-научных произведениях Тимирязев является
стойким и последовательным сторонником
механического воззрения на природу физиологических
явлений и горячим защитником и популяризатором
дарвинизма.
Внеклассное мероприятие "Юные биологи"
Внеклассное мероприятие "Юные биологи"
Внеклассное мероприятие "Юные биологи"
Внеклассное мероприятие "Юные биологи"
Внеклассное мероприятие "Юные биологи"
Внеклассное мероприятие "Юные биологи"
Внеклассное мероприятие "Юные биологи"
Внеклассное мероприятие "Юные биологи"
Внеклассное мероприятие "Юные биологи"
Внеклассное мероприятие "Юные биологи"
Внеклассное мероприятие "Юные биологи"
Внеклассное мероприятие "Юные биологи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.