Занимаясь исследовательской деятельностью с детьми, педагоги ставят перед собой цель: развитие интеллектуально-творческого потенциала ребёнка путём развития исследовательских и творческих способностей. Эффективность такой работы возрастает, когда дети работают в группах. Исследование "Страницы истории моей семьи" позволило ученикам узнать о своих родных много нового, интересного. К работе подключились и родители
Исследовательская деятельность младших школьников (из опыта работы).docx
Исследовательская деятельность младших школьников
(Из опыта работы учителя начальных классов М.Н.Быковой)
"Самая большая привилегия, какую мы можем дать своим детям, любовь к родному дому"
(Аллан Фромм, США)
Занимаясь проектной деятельностью с детьми, педагоги ставят перед собой цель: развитие
интеллектуальнотворческого потенциала ребёнка путём развития исследовательских и
творческих способностей.
Задачи такой работы заключаются в следующем:
развитие познавательных потребностей, умений и навыков самостоятельно
приобретать новые сведения о мире;
развитие коммуникативноречевой компетенции;
организация самостоятельной деятельности учащихся (индивидуально и в группах);
совершенствовать умение представлять результаты исследований с помощью
рисунков, поделок, компьютерных презентаций и т.д.
Описанный в данной работе исследовательский проект "Страницы истории моей семьи"
может быть предложен для выполнения учениками начальной школы. При работе над
проектом исследовательская деятельность организуется учителем на нескольких
предметах:
литературное чтение
информатика
ИЗО (конкурс рисунков "Моя семья")
окружающий мир
Дидактические цели:
Уточнить представления детей о семье.
Сформировать понятия "семейные традиции", "реликвии", "династии",
"родословие".
Способствовать развитию исследовательских умений, гибкого мышления.
Совершенствовать умение работать в команде над решением единой проблемы.
Содействовать развитию умения самостоятельно работать с различными
источниками информации (учебник, энциклопедия, электронные ресурсы и т.п.)
Воспитать уважительное и благодарное отношение к родителям.
Методические задачи:
Показать различные способы получения знаний (опрос, книги, посещение музеев и
т.п.).
Организовать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся в
группах.
Совершенствовать умение представлять результаты исследований с помощью
рисунков, презентаций.
Исследовательская деятельность детей:
Обучающиеся делятся на три группы (групп может быть больше). Каждая группа
выполняет своё исследование, которое является составной частью одного большого
проекта "Страницы истории моей семьи".
1 группа.
Исследование 1. Кто был твой прадед на Руси? Свою фамилию спроси!
Цель: определить откуда произошла фамилия (от имени, профессии или места рождения
предка).
Задачи:
1. Побеседовать с родными о происхождении своей фамилии.
2. Познакомиться с литературой по этой теме.
3. Посетить музей, архив и исследовать исторические документы.
4. Провести опрос друзей, одноклассников по этому вопросу.
Результат: фамилия произошла от имени далёкого предка.
Свои результаты группа представила в виде родословного древа и поколенной росписи.
2 группа.
Исследование 2. Семейные реликвии.
Цель: определить что "таят" семейные реликвии.
Задачи:
1. Побеседовать с родными о семейных реликвиях (происхождение, истории, связанные с
ними и т.д.).
2. Познакомиться с литературой по этой теме.
3. Посетить музей, архив и исследовать исторические документы.
4. Провести опрос друзей, одноклассников по этому вопросу.
Результат: семейные реликвии хранят часть прошлого семьи и нашей страны. Свои результаты группа представила в виде фотоальбома, коллекции медалей дедушки.
3 группа.
Исследование 3. Семейные традиции.
Цель: определить какие существуют традиции в моей семье.
Задачи:
1. Побеседовать с родными о семейных традициях.
2. Познакомиться с литературой по этой теме.
3. Посетить музей, архив и исследовать исторические документы.
4. Провести опрос друзей, одноклассников по этому вопросу.
Результат: существует замечательная традиция передавать из поколения в поколение своё
профессиональное мастерство.
Свои результаты группа представила в виде презентации, фотоальбома "Учительская
династия".
Этапы и сроки:
Продолжительность проекта: 8 часов.
1 этап (1+1уроки)
Постановка учебной задачи.
Формулирование тем исследований учеников. Формирование творческих групп.
2 этап (2 урок)
Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе.
Обсуждение возможных источников информации.
3 этап (3, 4 уроки)
Самостоятельная работа учащихся по выполнению заданий.
4 этап (5, 6, 7 уроки)
Оформление материалов по результатам проделанной работы.
5 этап (8 урок)
Защита полученных результатов.
Оценивание участников проекта.
И в заключении:
Говорят участники проекта
Илья Б. "Я узнал кто был самымсамым первым моим предком, узнал где жили мои
родные раньше. Вместе с папой мы посетили эти места".
Таня К. "Я обрадовалась, что в нашей семье целых семь родственников работали в
школе. Целая семейная династия! Я тоже буду учительницей!"
Паша Ш. "Я видел прадедушкины медали и раньше, а сейчас мама мне рассказала
историю каждой медали. Какой храбрый был мой прадед! Я горжусь им!"
Приложение
Анкета
I. Происхождение фамилии.
Вы знаете, откуда произошла Ваша фамилия? Кто был Ваш предок?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
II. Семейные реликвии.
1. Храните ли Вы семейные реликвии? Что это?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Как давно они у Вас? _____________________________________________________________________________
3. Какая Вам особенно дорога? Почему?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Связана ли с реликвией какаялибо семейная история?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
III. Семейные традиции.
1. Имеются ли у Вас семейные традиции? Как давно?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Кто был их «первооснователем»?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Исследовательская деятельность младших школьников
Исследовательская деятельность младших школьников
Исследовательская деятельность младших школьников
Исследовательская деятельность младших школьников
Исследовательская деятельность младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.