Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
Адрес: 678190 РС(Я) Мирнинский район п.Айхал, ул. Советская 12а
тел.:(41136) 62653
ВНЕКЛАСНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ
«УГОЛКИ РОДНОГО КРАЯ»
Выполнил: педагогбиблиотекарь
Трофимова Вера Владимировна 2
п.Айхал 2018г.
Урокэкскурсия по краеведению
«Уголки родного края»
(для 3классников)
Автор:
педагогбиблиотекарь
Трофимова В.В.
Цель: воспитание любви и бережного отношения к своей малой родине
Задачи:
формировать знания о памятных местах родного поселка;
развивать любознательность детей.
Оборудование: слайдовое сопровождение, Дед Краевед, выставка книг о
родном поселке, ватман с нанесенным контуром поселка, картинки
достопримечательностей, маленькие следы. 3
Ход занятия
1. Организационный момент
Слайд – фото поселка Айхал.
Звучит музыка, в класс входит Дед Краевед.
Дед Краевед: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! (Дети
здороваются) Меня зовут Дед Краевед. Я хозяин краеведческой тропы, которая
проходит по памятным местам нашего поселка.
Всех! Всех! Всех, кто любит наш родной поселок и стремится сделать его краше
и чище, приглашаю в увлекательное путешествие по краеведческой тропе.
Учитель: Спасибо, Дед Краевед, за приглашение. Ребята, поднимите руки, кто
готов отправиться на экскурсию с хозяином тропы. 4
2.Целеполагание
Слайд – памятные места поселка
Дед Краевед: Вот памятные места нашего поселка, по которым проходит моя
тропа
Учитель: Ребята, посмотрите на этот слайд, добавьте пропущенные гласные
буквы О И О О О А Я и определите тему нашей экскурсии
УГ_ЛК_ Р_ДН_Г_ КР_ _
Ответы детей
Учитель: Тема сегодняшней экскурсии «Уголки родного края»
Дед Краевед: Молодцы! Я предлагаю вам совершить путешествие по этому
маршруту.
Слайдмаршрут тропы.
Схема маршрута краеведческой тропы «Уголки родного края»
1я остановка Стела «Рука с алмазом»
2я остановка Стела «Айхал»
3я остановка Обелиск в честь 30летия Победы в ВОВ 19411945 годов
4я остановка – «Фонтанная площадь»
5я остановка – Парковый ансамбль «Якутские мотивы»
6я остановка – Памятник «50 лет Победы» 5
Дед Краевед знакомит с остановками на тропе.
Учитель: Тема и маршрут определены, теперь необходимо поставить задачи,
которые необходимо решить во время экскурсии.
Слайдзадачи.
Выяснить значение некоторых незнакомых слов;
Ознакомиться с красивейшими уголками родного поселка.
Учитель: задачи поставлены, отправляемся в путешествие
3. Работа с понятиями
Учитель: Ребята кто из вас может объяснить понятие «краеведение»,
«краеведческая тропа»?
Ответы детей.
«Краеведение» изучение отдельных местностей страны с точки зрения их
географических, культурноисторических, экономических, этнографических
особенностей. (определение по словарю Ожегова)
А кто такой Дед Краевед?
Ответы детей.
Краевед – человек, занимающийся изучением своего родного края.
Краеведческая тропа – маршрут (путь следования), специально оборудованный
для проведения познавательных экскурсий.
Учитель: Еще у нас встречаются другие непонятные слова
Стела – вертикальный памятный знак, обычно с надписью, рельефным
изображением. Обелиск – памятник, сооружение, в виде граненого, сужающегося кверху
столба.
Памятник – скульптура или архитектурное сооружение в память кого или чего
нибудь.
6
4. Путешествие по краеведческой тропе «Уголки родного края».
1я остановка – Стела «Рука с алмазом» слайд
Дед Краевед: Начнем мы путешествие по нашему поселку и первая остановка –
стела «Рука с алмазом», которая является визитной карточкой нашего поселка.
Кто, ребята, видел это сооружение? Что вы знаете о нем?
Ответы детей.
Дед Краевед: В 1987 году, партком Айхальского промышленного комплекса к
70летию Октябрьской революции принял решение в кратчайшие сроки
изготовить и установить стелу при въезде в поселок. Поручили данное дело
работнику силикатного цеха, а ныне известному художнику Зиненко Юрию
Владимировичу, который не только сделал эскиз, макет, но и сам производил 7
сварочные и бетонные работы. Первоначально было разработано несколько
деталей: октаэдр в разрезе – символизирующий карьер, рядом надпись «Айхал»,
а в центре – рука, держащая алмаз. Но изза сжатых сроков и большого объема
работ через 4 месяца в 3х км от поселка была воздвигнута только рука с
алмазом и изготовлена надпись «Айхал» на постаменте.
За свое творение художник получил памятную медаль «25 лет
алмазодобывающей промышленности». А сколько лирических срок было
посвящено этому символу поэтами нашего поселка. Давайте прочитаем
несколько срок.
2я остановка – Стела «Айхал» слайд
Дед Краевед: А теперь отправляемся дальше, следующая остановка – стела
«Айхал»
Изготовлена и установлена стела в апреле 2001 года в честь 40летия Айхала. В
мировой истории и культуре многозначны термины и понятия «триада»,
«триединство», «триколор», а так же «триумф», обозначающий блестящий
успех, торжество. Воедино объединенные три стелы поперечной перегородкой
символизируют и триумфальную арку – сооружение построенное в
ознаменование военной победы. К счастью, в наших краях победы только
трудовые. И вот художник Плишкин А.А. объединил все понятия в эскизе стелы.
Водрузив флаги РФ, Республики Саха и символический алмаз в верхней части
стелы, обозначил принадлежность трудящихся к алмазодобывающей
промышленности на территории Якутии в составе России. Стела «Айхал»
установлена в 9 км 300 м от поселка, вблизи дорого, ведущих в города Мирный
и Удачный.
3я остановка – Обелиск в честь 30летия Победы в ВОВ 19411945гг.
Дед Краевед: Ну а мы отправляемся дальше по тропе и следующая остановка у
самого первого памятника нашего поселка – это обелиск в честь 30летия
Победы советского народа в ВОВ. В честь этого события, в 1975 году 8
благодарные айхальцы установили обелиск. Авторы Ющин В.Ф. и Макаров С.К.
Высота обелиска 9 м, в первой трети расположен барельеф с изображением
головы солдата и надписью 19451975. 30 лет. И многие годы в праздник 9 мая
проходили торжественные митинги у этого обелиска.
4я остановка – «Фонтанная площадь» слайд
Дед Краевед: Двигаемся дальше, следующая остановка знакомая всем – это
«Фонтанная площадь»». Несмотря на то, что во дворах имеются детские качели,
горки, столики, скамейки, жителя, особенно детям, не хватало просторной,
благоустроенной зоны отдыха, отвечающей современным запросам. Так и
появилась идея создания фонтана на площади, с пешеходными дорожками,
скамейками и детским спортивноразвлекательным городком. В 2006 году
рядом со школой № 23 по ул.Юбилейной совместными усилиями администрации
поселка и руководства горнообогатительного комбината была организованна
Фонтанная площадь. Весомый вклад в ее сооружение внесло население, собрав
на благое дело свыше 3 млн. руб. И несомненно, Фонтанная площадь вписалась в
общую архитектуру поселка, и стала одной из его достопримечательностей.
5я остановка – парковый ансамбль «Якутские мотивы» слайд
Дед Краевед: продолжаем наше путешествие, и теперь мы попадаем в парковый
ансамбль «Якутские мотивы». В 1996 году на необустроенном участке поселка,
начальник ПТЭС и ЖХ Прошин В.Г. решил основать парковый ансамбль по
якутским мотивам. Было выбрано удачное местоположение, такое же
просторное, как и поляны для национальных праздников. Руководитель
ремстройучастка А.Н.Иванов сделал эскиз центральной части ансамбля и
окружающей его территории. Сэргэ из дерева вырезал П.У.Слепцов, соблюдая
все каноны якутского орнамента.
Ребята, а вы знаете что такое «сэргэ»?
Ответы детей. 9
СЭРГЭ – это коновязь. На территории Якутии выявлено более 85
разновидностей сэргэ. В старину на дворах богатых и знатных хозяев сооружали
много различных сэргэ, но обязательно нечетное число. Каждая свадьба,
рождение ребенка, посещение почетного гостя и другие знаменательные события
сопровождались изготовлением особого сэргэ. Их устанавливали перед входом в
дом, в ряд, навстречу солнцу. Функции сэргэ отличались от их назначения.
Выделяются в основном три группы: надворные для привязывания коней,
культовые и ритуальные.
Общая высота ансамбля 7 м. Постамент железобетонный. Летом сэргэ сияет под
солнечными лучами, а зимой сквер освещается нарядными фонарями, где
встречаются и гуляют молодые люди.
6я остановка – памятник «50 лет Победы» слайд
Дед Краевед: Вот и последняя остановка на сегодняшний день, это тоже всем
вам известный памятник «50 лет Победы» или «Скорбящая мать»
В 1995 году управляющий АСМТ М.У.Оздоев принял решение о возведении
памятника к 50летию Победы в ВОВ с организацией площади, аллеи и Вечным
огнем. Придумать и сделать эскизы, было поручено известному в Якутии и за ее
пределами художнику А.А.Кушниренко. И он смог выразить в камне дорогие
для всего народа идеи. В данном монументе в едином образе выражены единство
РодиныМатери, Пресвятой богородицы и скорбящей матери. Другая часть
монумента символизирует защитника Отечества. Весь ансамбль покрывает
купол церкви со звонницей, на ней один колокол. Во все времена колокола
делили судьбу России, все ее трагедии и праздники.
Учитель: Ну, вот ребята, мы прошли по краеведческой тропе и сделали шесть
остановок. А теперь давайте вспомним все эти остановки. На ватмане нарисован
наш поселок и краеведческая тропа. Я вам даю картинки
достопримечательностей Айхала и маленькие стопы. Вы должны расположить эти картинки в правильном месте и стопами указать дорогу, по которой надо
двигаться, в целом обозначить краеведческую тропу.
Дети работают.
10
5. Итог занятия 11
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами совершили путешествие с Дедом
Краеведом по краеведческой тропе нашего поселка. Напомните название этой
тропы. (ответы детей) Каким для вас было это путешествие? Какие задачи
стояли перед нами?
Дети: Выяснить значение некоторых незнакомых слов;
Ознакомиться с красивейшими уголками родного поселка.
Учитель: мы выполнили эти задачи
Дед Краевед: Молодцы, ребята. Я посмотрел как вы расположили
достопримечательности нашего поселка, и вижу что вы с пользой провели это
время, потому что все находится на своем месте. Скоро мы с вами совершим
настоящее путешествие по этой тропе. А на сегодня наше путешествие подошло
к концу и нам пора прощаться.
Учитель: Любите и изучайте свой край, берегите и приумножайте его богатства,
сохраняйте лучшие его традиции! От вас зависит каким будет наш родной
поселок! 12
6.Список используемой литературы
1. Мирнинский район: история, культура, фольклор/ Адм.муниципального
образования «Мирнинский район»; (Редкол.:Р.Н.Юзмухаметов (отв.ред.) и др..)
Якутск: Бичик, 2005. – 280с., илл. – Улусы Республики Саха (Якутия)
2. В.Дворак. Уруй, Айхал! АК «АЛРОСА» 2001г.
ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ «УГОЛКИ РОДНОГО КРАЯ» (3 класс)
ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ «УГОЛКИ РОДНОГО КРАЯ» (3 класс)
ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ «УГОЛКИ РОДНОГО КРАЯ» (3 класс)
ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ «УГОЛКИ РОДНОГО КРАЯ» (3 класс)
ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ «УГОЛКИ РОДНОГО КРАЯ» (3 класс)
ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ «УГОЛКИ РОДНОГО КРАЯ» (3 класс)
ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ «УГОЛКИ РОДНОГО КРАЯ» (3 класс)
ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ «УГОЛКИ РОДНОГО КРАЯ» (3 класс)
ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ «УГОЛКИ РОДНОГО КРАЯ» (3 класс)
ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ «УГОЛКИ РОДНОГО КРАЯ» (3 класс)
ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ «УГОЛКИ РОДНОГО КРАЯ» (3 класс)
ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ «УГОЛКИ РОДНОГО КРАЯ» (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.