ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ «УГОЛКИ РОДНОГО КРАЯ» (3 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

презентация к внеклассному занятию "Уголки родного края"
Иконка файла материала экскурсия.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5»            Адрес: 678190 РС(Я) Мирнинский район п.Айхал, ул. Советская 12а             тел.:(41136)  6­26­53 ВНЕКЛАСНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ «УГОЛКИ РОДНОГО КРАЯ» Выполнил: педагог­библиотекарь  Трофимова Вера Владимировна2 п.Айхал 2018г. Урок­экскурсия по краеведению «Уголки родного края» (для 3­классников)                                                                                                                           Автор: педагог­библиотекарь Трофимова В.В. Цель: воспитание любви и бережного отношения к своей малой родине Задачи: ­ формировать знания о памятных местах родного поселка; ­ развивать любознательность детей. Оборудование: слайдовое сопровождение, Дед Краевед, выставка книг о  родном поселке, ватман с нанесенным контуром поселка, картинки  достопримечательностей, маленькие следы.3 Ход занятия 1. Организационный момент Слайд – фото поселка Айхал. Звучит музыка, в класс входит Дед Краевед.  Дед Краевед: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! (Дети  здороваются) Меня зовут Дед Краевед. Я хозяин краеведческой тропы, которая  проходит по памятным местам нашего поселка. Всех! Всех! Всех, кто любит наш родной поселок и стремится сделать его краше  и чище, приглашаю в увлекательное путешествие по краеведческой тропе. Учитель: Спасибо, Дед Краевед, за приглашение. Ребята, поднимите руки, кто  готов отправиться на экскурсию с хозяином тропы.4 2.Целеполагание Слайд – памятные места поселка Дед Краевед: Вот  памятные места нашего поселка, по которым проходит моя  тропа Учитель: Ребята, посмотрите на этот слайд, добавьте пропущенные гласные  буквы О И О О О А Я и определите тему нашей экскурсии УГ_ЛК_     Р_ДН_Г_    КР_ _ Ответы детей Учитель: Тема сегодняшней экскурсии «Уголки родного края» Дед Краевед: Молодцы! Я предлагаю вам совершить путешествие по этому  маршруту. Слайд­маршрут тропы. Схема маршрута краеведческой тропы «Уголки родного края» 1­я остановка ­  Стела «Рука с алмазом» 2­я остановка ­  Стела «Айхал» 3­я остановка ­  Обелиск в честь 30­летия Победы в ВОВ 1941­1945 годов 4­я остановка – «Фонтанная площадь» 5­я остановка – Парковый ансамбль «Якутские мотивы» 6­я остановка – Памятник «50 лет Победы»5 Дед Краевед знакомит с остановками на тропе. Учитель: Тема и маршрут определены, теперь необходимо поставить задачи,  которые необходимо решить во время экскурсии. Слайд­задачи. Выяснить значение некоторых незнакомых слов; Ознакомиться с красивейшими уголками родного поселка. Учитель: задачи поставлены, отправляемся в путешествие 3. Работа с понятиями Учитель: Ребята кто из вас может объяснить понятие «краеведение»,  «краеведческая тропа»? Ответы детей. «Краеведение» ­ изучение отдельных местностей страны с точки зрения их  географических, культурно­исторических, экономических, этнографических  особенностей. (определение по словарю Ожегова) А кто такой Дед Краевед? Ответы детей. Краевед – человек, занимающийся изучением своего родного края. Краеведческая тропа – маршрут (путь следования), специально оборудованный для проведения познавательных экскурсий. Учитель: Еще у нас встречаются другие непонятные слова Стела – вертикальный памятный знак, обычно с надписью, рельефным  изображением.Обелиск – памятник, сооружение, в виде граненого, сужающегося кверху  столба. Памятник – скульптура или архитектурное сооружение в память кого или чего­ нибудь. 6 4. Путешествие по краеведческой тропе «Уголки родного края». 1­я остановка – Стела «Рука с алмазом» слайд Дед Краевед: Начнем мы путешествие по нашему поселку и первая остановка – стела «Рука с алмазом», которая является визитной карточкой нашего поселка.  Кто, ребята, видел это сооружение? Что вы знаете о нем? Ответы детей. Дед Краевед: В 1987 году, партком Айхальского промышленного комплекса к  70­летию Октябрьской революции принял решение в кратчайшие сроки  изготовить и установить стелу при въезде в поселок. Поручили данное дело  работнику силикатного цеха, а ныне известному художнику Зиненко Юрию  Владимировичу, который не только сделал эскиз, макет, но и сам производил7 сварочные и бетонные работы. Первоначально было разработано несколько  деталей: октаэдр в разрезе – символизирующий карьер, рядом надпись «Айхал»,  а в центре – рука, держащая алмаз. Но из­за сжатых сроков и большого объема  работ через 4 месяца в 3­х км от поселка была воздвигнута только рука с  алмазом и изготовлена надпись «Айхал» на постаменте. За свое творение художник получил памятную медаль «25 лет  алмазодобывающей промышленности». А сколько лирических срок было  посвящено этому символу поэтами нашего поселка. Давайте прочитаем  несколько срок. 2­я остановка – Стела «Айхал» слайд Дед Краевед: А теперь отправляемся дальше, следующая остановка – стела  «Айхал» Изготовлена и установлена стела в апреле 2001 года в честь 40­летия Айхала. В  мировой истории и культуре  многозначны термины и понятия «триада»,  «триединство», «триколор», а так же «триумф», обозначающий блестящий  успех, торжество. Воедино объединенные три стелы поперечной перегородкой  символизируют и триумфальную арку – сооружение построенное в  ознаменование военной победы. К счастью, в наших краях победы только  трудовые. И вот художник Плишкин А.А. объединил все понятия в эскизе стелы. Водрузив флаги РФ, Республики Саха и символический алмаз в верхней части  стелы, обозначил принадлежность трудящихся к алмазодобывающей  промышленности на территории Якутии в составе России. Стела «Айхал»  установлена в 9 км 300 м от поселка, вблизи дорого, ведущих в города Мирный  и Удачный. 3­я остановка – Обелиск в честь 30­летия Победы в ВОВ 1941­1945гг. Дед Краевед: Ну а мы отправляемся дальше по тропе и следующая остановка у  самого первого памятника нашего поселка – это обелиск в честь 30­летия  Победы советского народа в ВОВ. В честь этого события, в 1975 году8 благодарные айхальцы установили обелиск. Авторы Ющин В.Ф. и Макаров С.К.  Высота обелиска 9 м, в первой трети расположен барельеф с изображением  головы солдата и надписью 1945­1975. 30 лет. И многие годы в праздник 9 мая  проходили торжественные митинги у этого обелиска. 4­я остановка – «Фонтанная площадь» слайд Дед Краевед: Двигаемся дальше, следующая остановка знакомая всем – это  «Фонтанная площадь»». Несмотря на то, что во дворах имеются детские качели, горки, столики, скамейки, жителя, особенно детям, не хватало просторной,  благоустроенной зоны отдыха, отвечающей современным запросам. Так и  появилась идея создания фонтана на площади, с пешеходными дорожками,  скамейками и детским спортивно­развлекательным городком. В 2006 году  рядом со школой № 23 по ул.Юбилейной совместными усилиями администрации поселка и руководства горно­обогатительного комбината была организованна  Фонтанная площадь. Весомый вклад в ее сооружение внесло население, собрав  на благое дело свыше 3 млн. руб. И несомненно, Фонтанная площадь вписалась в общую архитектуру поселка, и стала одной из его достопримечательностей. 5­я остановка – парковый ансамбль «Якутские мотивы» слайд Дед Краевед: продолжаем наше путешествие, и теперь мы попадаем в парковый ансамбль «Якутские мотивы». В 1996 году на необустроенном участке поселка,  начальник ПТЭС и ЖХ Прошин В.Г. решил основать парковый ансамбль по  якутским мотивам. Было выбрано удачное местоположение, такое же  просторное, как и поляны для национальных праздников. Руководитель  ремстройучастка А.Н.Иванов сделал эскиз центральной части ансамбля и  окружающей его территории. Сэргэ из дерева вырезал П.У.Слепцов, соблюдая  все каноны якутского орнамента.  Ребята, а вы знаете что такое «сэргэ»? Ответы детей.9 СЭРГЭ – это коновязь. На территории Якутии выявлено более 85  разновидностей сэргэ. В старину на дворах богатых и знатных хозяев сооружали  много различных  сэргэ, но обязательно нечетное число. Каждая свадьба,  рождение ребенка, посещение почетного гостя и другие знаменательные события сопровождались изготовлением особого сэргэ. Их устанавливали перед входом в дом, в ряд, навстречу солнцу. Функции сэргэ отличались от их назначения.  Выделяются в основном три группы: ­ надворные для привязывания коней,  культовые и ритуальные. Общая высота ансамбля 7 м. Постамент железобетонный. Летом сэргэ сияет под солнечными лучами, а зимой сквер освещается нарядными фонарями, где  встречаются и гуляют молодые люди. 6­я остановка – памятник «50 лет Победы» слайд Дед Краевед:  Вот и последняя остановка на сегодняшний день, это тоже всем  вам известный памятник «50 лет Победы» или «Скорбящая мать» В 1995 году управляющий АСМТ М.У.Оздоев принял решение о возведении  памятника к 50­летию Победы в ВОВ с организацией площади, аллеи и Вечным  огнем. Придумать и сделать эскизы, было поручено известному в Якутии и за ее  пределами художнику А.А.Кушниренко. И он смог выразить в камне дорогие  для всего народа идеи. В данном монументе в едином образе выражены единство Родины­Матери, Пресвятой богородицы и скорбящей матери. Другая часть  монумента символизирует защитника Отечества. Весь ансамбль покрывает  купол церкви со звонницей, на ней один колокол. Во все времена колокола  делили судьбу России, все ее трагедии и праздники. Учитель: Ну, вот ребята, мы прошли по краеведческой тропе и сделали шесть  остановок. А теперь давайте вспомним все эти остановки. На ватмане нарисован наш поселок и краеведческая тропа. Я вам даю картинки  достопримечательностей Айхала и маленькие стопы. Вы должны расположитьэти картинки в правильном месте и стопами указать дорогу, по которой надо  двигаться, в целом обозначить краеведческую тропу. Дети работают. 10 5. Итог занятия11 Учитель: Ребята, сегодня мы с вами совершили путешествие с Дедом  Краеведом по краеведческой тропе нашего поселка. Напомните название этой  тропы. (ответы детей) Каким для вас было это путешествие? Какие задачи  стояли перед нами? Дети: Выяснить значение некоторых незнакомых слов; Ознакомиться с красивейшими уголками родного поселка. Учитель: мы выполнили эти задачи Дед Краевед: Молодцы, ребята. Я посмотрел как вы расположили  достопримечательности нашего поселка, и вижу что вы с пользой провели это  время, потому что все находится на своем месте.  Скоро мы с вами совершим  настоящее путешествие по этой тропе. А на сегодня наше путешествие подошло  к концу и нам пора прощаться. Учитель: Любите и изучайте свой край, берегите и приумножайте его богатства, сохраняйте лучшие его традиции! От вас зависит каким будет наш родной  поселок!12 6.Список используемой литературы 1. Мирнинский район: история, культура, фольклор/ Адм.муниципального  образования «Мирнинский район»; (Редкол.:Р.Н.Юзмухаметов (отв.ред.) и др..)­  Якутск: Бичик, 2005. – 280с., илл. – Улусы Республики Саха (Якутия) 2. В.Дворак. Уруй, Айхал! АК «АЛРОСА» 2001г.

Посмотрите также