Внеклассное занятие по литературе "Настоящий друг - какой он?" (на основе рассказа В. Драгунского "Друг детства")
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
20.02.2018
Внеклассное занятие по литературе построено с использованием технологии задачного обучения, в основе которой лежит метапредмет "знак". Учащиеся работают с текстом, исследуют позицию главного героя по отношению к "другу детства" (игрушечному медведю), составляют кластер, а потом в схематической форме представляют изменение позиции мальчика по отношению к мишке. Урок носит воспитательный характер.
урок литры ФГОС.docx
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность детей
Ход урока:
I.Орг. момент. Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
II.Объявление
темы урока.
Сегодня мы будем работать с одним из рассказов В.
Драгунского.
III.
Актуализация
знаний.
IV. Открытие
нового
знания.
Что это за писатель?
Какие произведения он написал?
В. Драгунский – детский писатель. Писал для детей и о детях.
Одна из его книг называется «Денискины рассказы».
Работа по анализу текста.
После того, как вы прочитали рассказ, какие впечатления
остались у вас?
Как бы вы охарактеризовали главного героя?
Составление кластера (на доске совместно с детьми)
Зачитайте из текста, кем ему хотелось быть?
Герой этого рассказа – мальчик по имени Дениска. Он
вспоминает о том, как он не мог определиться, кем ему быть в
будущем. Он любознательный, у него богатое воображение,
интересы его различны.
художник
путешественник
капитан
астроном
боксер
машинист
Почему же Дениска хочет больше всего быть боксером?
(зачитайте)
«…на другой день мне уже приспичило стать боксером, потому
что я увидел в телевизоре розыгрыш первенства Европы по
боксу. Как они молотили друг друга – просто ужас какойто! А
потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжелую С какой трудностью сталкивается мальчик?
Какой выход находит мама? (зачитайте)
По ходу беседы по тексту появляются новые блоки
кластера.
боксер
груша
мишка
кожаную «грушу» – такой продолговатый тяжелый мяч, по нему
надо бить изо всех сил, лупить что есть мочи, чтобы развивать в
себе силу удара. И я так нагляделся на все на это, что тоже
решил стать самым сильным человеком во дворе, чтобы всех
побивать, в случае чего.»
Для того, чтобы тренироваться нужна груша. Чтобы ее купить,
нужны деньги. Папа ему отказывает, т.к. это очень дорого.
«Стойка, я, кажется, чтото придумала. Нука, нука, погодика
одну минуточку.
И она наклонилась и вытащила изпод дивана большую плетеную
корзинку; в ней были сложены старые игрушки, в которые я уже
не играл. Потому что я уже вырос и осенью мне должны были
купить школьную форму и картуз с блестящим козырьком.
Мама стала копаться в этой корзинке, и, пока она копалась, я
видел мой старый трамвайчик без колес и на веревочке,
пластмассовую дудку, помятый волчок, одну стрелу с резиновой
нашлепкой, обрывок паруса от лодки, и несколько погремушек,
и много еще разного игрушечного утиля. И вдруг мама достала
со дна корзинки здоровущего плюшевого Мишку.
Она бросила его мне на диван и сказала:
– Вот. Это тот самый, что тебе тетя Мила подарила. Тебе тогда
два года исполнилось. Хороший Мишка, отличный. Погляди,
какой тугой! Живот какой толстый! Ишь как выкатил! Чем не
груша? Еще лучше! И покупать не надо! Давай тренируйся
сколько душе угодно! Начинай!» Задание 1. (работа в группах)
Зарисуйте в виде схемы отношение Дениски к мишке в
данный момент.
Что это за игрушка – мишка? Зачитайте его описание.
Дениска мишка подобен груше
Какие воспоминания связаны с этим мишкой? (зачитать)
Зарисуйте в виде схемы отношение Дениски к мишке,
которое он испытывал, когда был маленьким.
«Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый,
и у него были разные глаза: один его собственный – желтый
стеклянный, а другой большой белый – из пуговицы от
наволочки; я даже не помнил, когда он появился. Но это было не
важно, потому что Мишка довольно весело смотрел на меня
своими разными глазами, и он расставил ноги и выпятил мне
навстречу живот, а обе руки поднял кверху, как будто шутил,
что вот он уже заранее сдается…»
«И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным
давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду
таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с
собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него
такая забавная мордочка становилась, когда я его чемнибудь
перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, такая забавная
милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я
его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького
братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные
тверденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за
него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой
бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он
сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него
силу удара…» Перед каким выбором встает мальчик?
Давайте подумаем вместе, как же решится этот
конфликт?
Задание 2.
Подумайте, обсудите в группе и запишите несколько
предложений, как бы мог закончиться этот рассказ. Как в
итоге поступит Дениска?
Послушайте авторскую концовку и попытайтесь
сформулировать ту мысль, которую хочет донести до нас
автор рассказа.
А кто же такой друг? Какого человека можно назвать
другом?
мишка
тренироваться
Не тренироваться
Версии детей. (возможно столкновение позиций и выход на
дискуссию)
Вот как определение данного понятия дается в словаре С.
Ожегова
Другтот, кто связан с кемнибудь дружбой.
Дружба близкие отношения, основанные на взаимном
Основная мысль этого рассказа, что друзьями нужно дорожить,
пусть они даже и игрушечные.
доверии, привязанности, общности интересов.
Версии детей.
Составим синквейн о друге.
Первая строка — тема синквейна. 1 существительное в
начальной форме. Вторая строка
прилагательных)
характерные признаки предмета(2
Друг
Третья строка характерные действия предмета(3 глагола)
Плюшевый, забавный
Четвертая строка — что думает автор ( фраза из четырёх
слов )
Слушает, радует, утешает
Пятая строка — 1 слово. Синоним слову данной темы
Он в беде не бросит.
дружок
Друг.
Мягкий, добрый.
Радует, понимает, слушает.
Лишнего не спросит, в беде не бросит.
Игрушка.
V. Итог урока.
Рефлексия.
Итак, ребята, выскажите ваши впечатления от рассказа, от
главного героя.
Что нового сегодня вы узнали?
Чему вы сегодня научились и как вы этому научились?
Внеклассное занятие по литературе "Настоящий друг - какой он?" (на основе рассказа В. Драгунского "Друг детства")
Внеклассное занятие по литературе "Настоящий друг - какой он?" (на основе рассказа В. Драгунского "Друг детства")
Внеклассное занятие по литературе "Настоящий друг - какой он?" (на основе рассказа В. Драгунского "Друг детства")
Внеклассное занятие по литературе "Настоящий друг - какой он?" (на основе рассказа В. Драгунского "Друг детства")
Внеклассное занятие по литературе "Настоящий друг - какой он?" (на основе рассказа В. Драгунского "Друг детства")
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.