Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (5 класс)
Оценка 4.6

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (5 класс)

Оценка 4.6
Разработки курсов
docx
Междисциплинарный 7
5 кл
15.02.2018
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (5 класс)
Авторская рабочая программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (5 класс) Брянцева В.Г. составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе: - Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 г. №1/15));. - Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на основе обязательного минимума содержания образовательной программы по предмету история и требований к уровню подготовки обучающихся, предложенных Департаментом образования города Москвы.
РП ОДНКНР 5 класс.docx
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ Суздальская ул., д. 12 В, стр. 1, Москва, 111673 Телефон/Факс: (495) 701­63­21 «ШКОЛА № 2128 «ЭНЕРГИЯ» СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом  ГБОУ Школы № 2128 Протокол №1, август 2017 г. УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ Школы № 2128 _________________Фролов К.А. «___» _____________ 2017 г. Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы духовно­нравственной культуры народов России» (5 класс) Рабочую программу подготовил учитель истории и обществознания Брянцев Владимир Гелиевич МОСКВА, 2017 Полное Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы духовно­нравственной наименование Место   курса   в структуре   основной образовательной программы школы Нормативная  основа разработки программы   Количество   часов для реализации программы Дата утверждения   реализации Цель программы курса Используемые учебники и пособия культуры народов России» (5 класс). Изучение   курса   внеурочной   деятельности   «Основы   духовно­нравственной культуры   народов   России»   (5   класс)   важно   с   точки   зрения   реализации поставленных ФГОСООО целей образования и направленона  формирование первоначальных представлений о светской этике, религиях России, их роли в культуре, истории  и современности  России. Результатом  обучения  должно стать   пробуждение   интереса   к   культуре   других   народов,   проявление толерантности, способности к сотрудничеству, взаимодействию. 1.   Примерная   основная   образовательная   программа   основного   общего образования   (одобрена   решением   Федерального   учебно­методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 г. №1/15)). 2. Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ Школы № 2128. 3. Учебный план основного общего образования ГБОУ Школы № 2128 на 2017­2018 учебный год. 4.   Государственная   программа   «Патриотическое   воспитание   граждан Российской   Федерации»   на   основе   обязательного   минимума   содержания образовательной   программы   по   предмету   история   и   требований   к   уровню подготовки обучающихся, предложенных Департаментом образования города Москвы. 5.   Программы   общеобразовательных   учреждений   4­5   классы   «Основы духовно­нравственной   культуры   народов   России».   Данилюк   А.Я.   –   М.: Просвещение, 2012 г).  5 класс – 35 часов в год (1 час/нед.) Всего: 35 часов Принята   к   реализации   педагогическим   советом   ГБОУ   Школы   №   2128 26.06.2015   г.   (протокол   №1),   Утверждена   приказом   директора   школы   от 01.09.2015 г. № ___ Изменена и принята к реализации педагогическим советом ГБОУ Школы № 2128 ________. (протокол №___) Составитель рабочей программы учитель истории и обществознания Брянцев Владимир Гелиевич Основные цели и задачи реализации указанной предметной области:    совершенствование   способности   к   восприятию   накопленной   разными народами духовно­нравственной культуры;   углубление и расширение представлений о средствах и методах хранения и передачи общечеловеческих ценностей;   осознание того, что духовно­нравственная культура современного человека является прямым наследником истории его народа, его страны.    становление   внутренних   установок   личности,   ценностных   ориентаций, убеждения в доминировании нравственных ценностей над материальными. Основы духовно­нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4­5 классы. Учебник / А.Л.Беглов, Е.В. Саплина и др.­ М.: Просвещение, 2012. Виноградова   Н.Ф.,   Власенко   В.И.,   Поляков   А.В.   Основы   духовно­ нравственной культуры народов России : Учебник. ­ Москва. Издательский Методы   и   формы достижения результатов освоения центр «Вентана­Граф». 2015. Работа с УМК предполагает как групповые занятия с обучающимися, так и индивидуальные. Большинство занятий носит игровой характер, выполняя их,   подростки   могут   проявить   свои   творческие,   организационные способности.   На   занятиях   предполагается   выполнение   следующих   видов заданий:  анализ исторической литературы и исторических источников, • анализ отрывков на исторические темы; • тестовые задания для развития самооценки и личности; • творческие задания;  тренинговые задания.  эвристическая беседа,  лекция,  дискуссия (дебаты),  практические работы, викторины.  подготовка   и   обсуждение   сообщений   учащихся,   фильмов   на культурологические темы, презентаций и т.д., высказывания выдающихся деятелей культуры, искусства, религии. Основные формы контроля: эссе, решение проблемных заданий, творческие работы   (электронные   презентации,   исторические   портреты,   тексты), оцениваемых по системе: зачет­незачет. I. Пояснительная записка  Рабочая   программа     внеурочной   деятельности   «Основы   духовно­нравственной   культуры народов   России»   (5   класс)   составлена   в   соответствии   с   Федеральным   государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе: ­   Примерной   основной   образовательной   программы   основного   общего   образования (одобрена   решением   Федерального   учебно­методического   объединения   по   общему   образованию (протокол от 08.04.2015 г. №1/15));. ­ Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на основе обязательного минимума содержания образовательной программы по предмету история и требований к уровню подготовки обучающихся, предложенных Департаментом образования города Москвы. ­ Учебного плана школы на 2017­2018 учебный год ­Программы общеобразовательных учреждений 4­5 классы «Основы духовно­нравственной культуры народов России». Данилюк А.Я. – М.: Просвещение, 2012 г).  В   соответствии   с   ФГОС   основного   общего   образования   изучение   новой   обязательной предметной области «Основы духовно­нравственной культуры народов России» предполагается 5 классах. В 5 классе продолжается формирование первоначальных представлений о светской этике, религиях России, их роли в культуре, истории и современности России.  Результатом   обучения   должно   стать   пробуждение   интереса   к   культуре   других   народов, проявление толерантности, способности к сотрудничеству, взаимодействию. В процессе изучения данного   курса   в   5   классе   у   учащихся   углубляется   осознание   идеи   духовности   человека   как преобладания в нём нравственных, интеллектуальных интересов над материальными.  Курс   призван   обогатить   процесс   воспитания   в   школе   новым   пониманием   сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого, особое значение курса заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые   объединяют   светскость   и   духовность.   Особое   значение   изучения   данного   предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями. У них наблюдается   большой   интерес   к   социальному   миру,   событиям,   они   открыты   для   общения   на различные темы.  Общая характеристика учебного предмета В ФГОС основного общего образования предмет «Основы духовно­нравственной культуры народов   России»   определён   как   курс,   направленный   на   формирование   первоначальных представлений   о   светской   этике,   о   традиционных   религиях,   их   роли   в   культуре,   истории   и современности. Особенность курса внеурочной деятельности состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным правилам и нормам.  Изучение курса внеурочной деятельности направлено на развитие школьника при особом внимании   к  его   эмоциональному   развитию.  Учебный   курс   разбивается   на   следующие   основные разделы:  1).   «В   мире   культуры».   Формируется   понятие   «культура»,   происходит   ознакомление   с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе.  2).   Разделы   «Нравственные   ценности   российского   народа»,   «Как   сохранить   духовные ценности»,   «Твой   духовный   мир».   Даётся   характеристика   общечеловеческих   ценностей,   их представленность в быту народа, в особых моментах истории страны.  3)   Раздел   «Религия   и   культура».   Истоки   становления   общечеловеческих   ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе и т.д.  Принципы организации обучения по   курсу   внеурочной   деятельности   «Основы   духовно­нравственной   культуры   народов России» (5 класс).  ­Культуроведческий.   Определяет   возможность   широкого   ознакомления   с   различными сторонами культуры народов России, в том числе национальной и религиозной.  ­ Принцип природосообразности. Обращение к эмоциональной стороне общественной жизни, окружающей природы, общественных отношений.  ­   Принцип   диалогичности.   Так   как   сама   российская   культура   есть   диалог   различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре.  ­   Принцип   краеведения.   Ознакомление   с   различными   проявлениями   культуры   в   данном городе,   селе,   регионе   может   стать   основой   формирования   системы   ценностей,   нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в полиэтнической среде.  ­   Принцип   поступательности.   Обеспечивает   постепенность,   последовательность   и перспективность обучения, а также: ­ принцип добровольности; ­ принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие в любом внеклассном мероприятии; ­ принцип индивидуального подхода к учащимся; ­ принцип систематичности; ­ принцип занимательности; ­ принцип укрепления связи обучения с жизнью. Ценностные ориентиры содержания курса внеурочной деятельности Курс внеурочной деятельности «Основы духовно­нравственной культуры народов России» (5 класс) развивает общую культуру школьника, формирует гражданскую идентичность, осознание своей   принадлежности   к   народу,   национальности,   общности.   Исходя   из   этого,   главной особенностью   этого   курса   является   представление   культурообразующего   содержания   духовно­ нравственного воспитания.  Основными   целями   и   задачами  реализации   указанной   предметной   области   являются следующие:  Совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно­ нравственной культуры;    Углубление  и  расширение  представлений  о  средствах  и  методах  хранения  и  передачи общечеловеческих ценностей;    Осознание   того,   что   духовно­нравственная   культура   современного   человека   является прямым наследником истории его народа, его страны.    Становление   внутренних   установок   личности,   ценностных   ориентаций,   убеждения   в доминировании нравственных ценностей над материальными.  Место предмета в учебном плане В   соответствии   с   ФГОС   ООО   в   5   класс   основной   школы   введена   предметная   область «Духовно­нравственная культура народов России». Учитывая экспериментальный опыт апробации данного  курса  в школе,  предполагается  изучение  курса  внеурочной  деятельности  в  5  классе  в течение года по 1 часув неделю, общее число часов – 35. Обучение по предмету ведётся на основании следующих нормативно­правовых документов:   Закона РФ «Об образовании»;   Устава ГБОУ Школа №2128;   Примерного положения об образовательном учреждении;   Учебного плана школы на 2017­2018 учебный год. Организация   работы   курса   внеурочной   деятельности   «Основы   духовно­ нравственной культуры народов России» (5 класс) Основойпринцип   работы   является   принцип   добровольности.   Работа   начинается   в середине сентября, а завершается в начале мая. В течение года внеурочные занятия увязываются с другими формами внеклассной работы по Истории России, Филологии и т.д. в подготовке и проведении которых активное участие должны принимать учащиеся. Занятия проводятся 1 раз в неделю, в год – 35 часов.  Место курса в учебном плане В   учебном   плане   заложена   возможность   личностной   ориентации   и   индивидуализации образовательного процесса. В целях повышения знаний о культуре народов России обучающихся 5 класса  предложен   курс   внеурочной   деятельности   «Основы   духовно­нравственной   культуры народов России» (5 класс). Курс рассчитан на 35 часов в 5 классе в год: по 1 часу в неделю, 35 учебных недель. Всего – 35 часов. II. Результаты   освоения   программы   внеурочной   деятельности   «Основы духовно­нравственной культуры народов России» (5 класс) Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы. После   окончания   курса   обучения,     предусмотренного   данной   программой,   учащиеся овладеют следующими результатами: Личностные результаты обучения:    Готовность   к   нравственному   саморазвитию,   способность   оценивать   свои   поступки, взаимоотношения со сверстниками;   Достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;    Личностные   качества,   позволяющие   успешно   осуществлять   различную   деятельность   и взаимодействие с её участниками;    Формирование   основ   российской   гражданской   идентичности,   понимания   особой   роли многонациональной  России в современном мире, воспитание  чувства  гордости за свою  Родину, российский народ и историю России, формирование ценностей многонационального российского общества;  Воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей   семье,   гуманного   отношения,   толерантности   к   людям,   независимо   от   их   возраста, национальности, вероисповедания;    Понимание   роли   человека   в   обществе,   принятие   норм   нравственного   поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;   Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств.  Метапредметные   результаты   определяют   круг   УУД   разного   типа,   которые   успешно формируются средствами данного предмета:   Владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учётом особенностей собеседников и ситуации общения;   Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера, способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;   Овладение методами познания, логическими действиями и операциями;   Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;   Умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.  Предметные   результаты   обучения   нацелены   на   решение,   прежде   всего,   образовательных задач:    Осознание   целостности   окружающего   мира,   расширение   знаний   о   российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;    Использование   полученных   знаний   в   продуктивной   и   преобразующей   деятельности, способность к работе с информацией, представленной разными средствами;    Расширение   кругозора   и   культурного   опыта   школьника,   формирование   умения воспринимать мир не только рационально, но и образно Программа рассчитана на учащихся 5классов. Минимальный объем аудиторных занятий – 35 часов в год.  Наличие тематических  разделов позволяет варьировать содержание образования по данному курсу, не нарушая логики изложения материала. Развитию данных компетентностей помогает использование учебного комплекса «Основы духовно­нравственной   культуры   народов   России»   позволяет   включить   в   учебный   план   данный предмет, выстроить систему воспитания гражданина средствами данного курса.  Основы духовно­ нравственной культуры народов России – уникальный по своей универсальности предмет. Он легко интегрируется не только с окружающим миром и другими предметами, но и позволяет затронуть практически любую проблематику. Задача   курса   "Основы   духовно­нравственной   культуры   народов   России"   состоит   в подведении учащихся к пониманию многообразия культур народов России, имеющих свою историю, быт,   традиции.   Методологической   основой   курса   является   интеграция   с   программами   базовых предметов – «История России», «Русский язык», «Литература» и др..  В   данный     курс     интегрированы     темы     из   курса     «Окружающий     мир»,   связанные     с историческими событиями народов России. Результатом   обучения по   курсу«Основы   духовно­нравственной   культуры   народов России»   должно   стать  овладение   детьми коммуникативной   и   информационной компетентностью.Коммуникативная   и   информационная   компетентности   относятся   к   группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому их формированию следует уделять   пристальное   внимание.   При   этом   необходимо   учитывать   особенности     личностного развития  учащихся. Информационная   компетентность   личности   является   системообразующей,   поскольку именно от уровня овладения этой компетентностью зависит уровень овладения личностью всеми другими   ключевыми   компетентностями.   Главная   задача   учителя   –   помочь   ученику   овладеть методами   сбора   и   накопления   информации,   а   также   технологией   ее   осмысления,   обработки   и практического применения. Развитие   коммуникативной   и   информационной   компетентностей   учащихся   может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия   ученика,   но   и   как  ресурс   эффективности   и   благополучия   его   будущей   взрослой жизни. В   процессе   работы   по   данной   программе   у   учащихся   формируются   следующие компетенции:  знания   по предмету «Основы духовно­нравственной культуры народов России», а также по предметам эстетического цикла;  формирование у младших школьников исследовательского мышления, стремления к творчеству и познанию окружающего мира;  умение анализировать и оформлять полученные знания; социализация личности учащегося в процессе обучения и воспитания;   развитие интереса к познанию и сохранению культурных ценностей своей страны. Перечисленные  компетенции  определяют  достаточный  уровень  для  развития  умственных операций (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение), развития универсальных знаний и умений,   формирования   навыков   системного   мышления   и   проектной   деятельности.   С   помощью художественно­эстетического   воспитания   у   учащихся   выстраивается   целостная   картина   мира. Таким образом, через курс "Основы духовно­нравственной культуры народов России" посредством творческого   развития   происходит   воспитание   гармонично   развитой   личности,   формирование компетентного человека – гражданина своей страны.  При    реализации программы по курсу «Основы духовно­нравственной культуры народов России»   больше   внимания   уделяется   практическим   работам,   создана   система   работы   по формированию и развитию у учащихся общеучебных умений и навыков через освоение содержания образования   курса   «Основы   духовно­нравственной   культуры   народов   России».   Система   этой работы заключается в следующем: изучение   культуры   народов   России   (сбор   информативного   материала,   подбор фотоматериалов);    умение делать вывод, обобщая полученные данные; развитие   мышления   в   таких   его   аспектах   как   умение   логически   мыслить, анализировать, синтезировать знания, выявлять закономерности, быстро переключаться с одного вида деятельности на другой; развитие внимания, памяти, воображения и др. Для того, что бы учащиеся быстрее запоминали объекты, ориентировались в архитектурных стилях,   запоминали   местоположение   памятников   и   т.д.,   в   образовательный   процесс   введен историко­архитектурный   анализ   изучаемых   объектов.   Историко­архитектурный   анализ   –   это таблица вопросов, на которые должен ответить ученик, изучая тот или иной объект культуры, такой анализ позволяет не только отобрать из большого объема информации четкие сведения, но и запомнить облик объекта. Для   контроля   объективной   оценки   знаний,   разработаны   тесты   по   темам   программы, фототесты   (фототесты   представляют   собой   набор   фотографий   изучаемых   сооружений   и памятников). Фототест дает возможность ученикам еще раз увидеть запомнившиеся сооружения и продемонстрировать свои знания о них. Такая система контроля позволяет не только выяснить знания, но и заинтересовать учащихся, так как такой контроль знаний является не стандартным и повышает у ребенка  мотивацию и самооценку.  Метапредметные связи.  Практической реализацией программ по курсу «Основы духовно­нравственной культуры народов России» являются   экскурсионные дни, которые проводятся 4 раза в год. Как правило, темы экскурсионных поездок подбираются так, что бы они являлись продолжением тем, начатых на уроках  Истории России  и  других  предметах гуманитарного цикла. В   процессе   изучения   курса   происходит   формирование   умений: Анализ и сопоставление фактов.  Анализ документов.  Работа   с   учебной,   научно­популярной   и   художественной   литературой. представление в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций результатов исследований;  России;  анализ   точек   зрения   современников   и   историков   на   историю   и   культуру   народов самостоятельный   поиск   информации   по   предложенной   тематике,   ее   критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений;  Оформление мини­сообщений, мини­рефератов и докладов по теме, в т.ч. на основе различных источников.  Умение увидеть и сформулировать проблему, составить план ее решения.  Умение выдвинуть гипотезу и делать обобщения.  Умение систематизировать материал.  Умение составлять схемы, таблицы, диаграммы.  Умение планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить цели, сравнивать результат и цели, вычленить плюсы и минусы своей деятельности).  Умение оценивать свою и чужую деятельность,  результаты исследований, участие в семинарах, дискуссиях, деловых играх. Основные методы работы:      анализ исторической литературы и исторических источников, эвристическая беседа, лекция, дискуссия (дебаты), практические работы, викторины. подготовка и     учащихся Основные   формы   контроля:   эссе,   решение   проблемных   заданий,   творческие   работы (электронные  презентации,  исторические  портреты,  тексты),   оцениваемых   по  системе:  зачет­ незачет. обсуждение сообщений     Условия успешного освоения содержания   курса внеурочной деятельности: обеспечение доступа учащихся к исторической литературе; Интернет­ресурсам, электронным пособиям и др., возможность   создания   и   демонстрации   электронных   презентаций;   наличие   раздаточного материала. По   окончании   изучения   курса   внеурочной   деятельности   «Основы   духовно­ нравственной культуры народов России» (5 класс) учащиеся должны:  Соотносить единичные факты и общие явления и процессы в истории и культуре народов России.  Называть   характерные,   существенные   черты   минувшихсобытий   и   исторических личностей.  Сравнивать исторические события и исторических деятелей России.  Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей вистории Москвы.  отличия. Сравнивать   предлагаемые   исторические   версии   и   оценки,   выявлять   сходства   и  Определять   и   объяснять   свое   отношение   к   наиболее   значимымсобытиям   и личностям в истории России.   Излагать   суждения   о   причинно­следственных   связях   историческихсобытий   и личностей III. Содержание   программы   внеурочной   деятельности   «Основы   духовно­ нравственной   культуры   народов   России»   (5   класс)   с   указанием   форм организации и видов деятельности Основные разделы Содержания программного материала: Раздел 1.  В мире культуры  (4 ч). Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представители разных национальностей. Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от её таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.  Раздел 2. Нравственные ценности российского народа  (12 ч). «Береги землю родимую, как   мать   любимую».   Представление   о   патриотизме   в   фольклоре   разных   народов.   Герои национального   эпоса   разных   народов.   Жизнь   ратными   подвигами   полна.   Реальные   примеры выражения патриотических чувств в истории России. Деятели разных конфессий – патриоты. Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в сказках, легендах,   пословицах   разных   народов.   «Плод   добрых   трудов   славен…».   Буддизм,   ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разных национальностей на благо Родины (землепроходцы, учёные, путешественники, строители БАМа и т.д.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья – хранитель духовных ценностей.   Роль   семьи   в   жизни   человека.   Любовь,   искренность,   симпатия,   взаимопомощь   и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.  Раздел 3. Религия и культура (10 ч). Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм: внешние   особенности,   внутреннее   убранство.   Духовная   музыка.   Богослужебное   песнопение. Колокольный   звон.   Особенности   православного   календаря.   Культура   ислама.   Возникновение ислама.   Первые   столетия   ислама   –   золотое   время   исламской   культуры.   Успехи   образования   и науки.   Вклад   мусульманской   литературы   в   сокровищницу   мировой   культуры.   Декоративно­ прикладное   искусство   народов,   исповедующих   ислам.   Мечеть   –   часть   исламской   культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога   –   молельный   дом   иудеев.   Особенности   внутреннего   убранства   синагоги.   Священная история   иудеев   в   сюжетах   мировой   живописи.   Еврейский   календарь.   Культурные   традиции буддизма.   Распространение   буддизма   в   России.   Культовые   сооружения   буддистов.   Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.  Раздел   4.  Как   сохранить   духовные   ценности  (4   ч).   Забота   государства   о   сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России. Раздел 5. Твой духовный мир (4 ч). Что составляет твой духовный мир. Образованность человека,   его   интересы,   увлечения,   симпатии,   радости,   нравственные   качества   личности   – составляющие   духовного   мира.   Культура   поведения   человека.   Этикет   в   разных   жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.  Формы организации – групповые и индивидуальные  Основные методы работы:      анализ исторической литературы и исторических источников, эвристическая беседа, лекция, дискуссия (дебаты), практические работы, викторины. подготовка и     учащихся Основные   формы   контроля:   эссе,   решение   проблемных   заданий,   творческие   работы (электронные  презентации,  исторические  портреты,  тексты),   оцениваемых   по  системе:  зачет­ незачет. обсуждение сообщений     IV. Тематическое   планирование   программы   внеурочной   деятельности «Основы духовно­нравственной культуры народов России» (5 класс) Количество часов 4 часа 12 часов Тематическое планирование 5 класс (35 часов) № п/п Наименование темы Раздел 1 Раздел 2 В мире культуры. Величие российской культуры. Российская культура – плод   усилий   разных   народов.   Деятели   науки   и   культуры   – представители разных национальностей. Человек – творец  и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад   личности   в   культуру   зависит   от   её   таланта, способностей,   упорства.   Законы   нравственности   –   часть культуры   общества.   Источники,   создающие   нравственные установки.  Нравственные   ценности   российского   народа. «Береги землю родимую, как мать любимую». Представление о   патриотизме   в   фольклоре   разных   народов.   Герои национального   эпоса   разных   народов.   Жизнь   ратными подвигами   полна.   Реальные   примеры   выражения патриотических   чувств   в   истории   России.   Деятели   разных конфессий – патриоты. Вклад народов нашей страны в победу над   фашизмом.   В   труде   –   красота   человека.   Тема   труда   в сказках, легендах, пословицах разных народов. «Плод добрых трудов   славен…».   Буддизм,   ислам,   христианство   о   труде   и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей   разных   национальностей   на   благо   Родины (землепроходцы, учёные, путешественники, строители БАМа и т.д.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья – хранитель Раздел 3 Раздел 4 Раздел 5 духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные   ценности   в   православии,   буддизме,   исламе, иудаизме.   Взаимоотношения   членов   семьи.   Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.  Религия   и   культура.   Роль   религии   в   развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие   христианства   на   Руси,   влияние   Византии. Христианская   вера   и   образование   в   Древней   Руси.   Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный   храм:   внешние   особенности,   внутреннее убранство.   Духовная   музыка.   Богослужебное   песнопение. Колокольный   звон.   Особенности   православного   календаря. Культура   ислама.   Возникновение   ислама.   Первые   столетия ислама   –   золотое   время   исламской   культуры.   Успехи образования   и   науки.   Вклад   мусульманской   литературы   в сокровищницу   мировой   культуры.   Декоративно­прикладное искусство   народов,   исповедующих   ислам.   Мечеть   –   часть исламской   культуры.   Исламский   календарь.   Иудаизм   и культура.   Возникновение   иудаизма.   Тора   –   Пятикнижие Моисея.   Синагога   –   молельный   дом   иудеев.   Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах   мировой   живописи.   Еврейский   календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России.   Культовые   сооружения   буддистов.   Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.  Как сохранить духовные ценности.  Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные   гарантии   права   гражданина   исповедовать любую   религию.   Восстановление   памятников   духовной культуры,   охрана   исторических   памятников,   связанных   с разными   религиями.   Хранить   память   предков.   Уважение   к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.  Твой духовный мир.  Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его   интересы,   увлечения,   симпатии,   радости,   нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека. Итоговое занятие Всего 10 часов 4 4 1 35 Календарно­тематическое (поурочное) планирование Часы Плановые учебного времени сроки изучения Примечание №п/ Тема занятия п 1. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Россия – наша Родина. Культура и религия Российская   культура   –   плод усилий разных народов. Возникновение   религий.   Религии мира и их основатели. Деятели   разных   конфессий   – патриоты. Священные книги религий мира.     религиозных Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера   и   образование   в   Древней Руси Хранители   предания   в   религиях мира. Добро   и   зло.   Понятие   греха, раскаяния и воздаяния. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама –   золотое   время   исламской культуры Человек в традициях мира. Священные сооружения мусульманской Вклад литературы   в   сокровищницу мировой культуры Искусство   культуре. Иудаизм культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев.  сооружения Культовые буддистов. Буддийские монастыри.   Искусство   танка. Буддийский календарь. Забота государства о сохранении духовных ценностей. История религий в  России.   религиозной в и 19 20 21 22 23 24 25 26     Конституционные гарантии права гражданина   исповедовать   любую религию. Религиозные   ритуалы.   Обычаи   и обряды. памятников Восстановление   охрана духовной   культуры, памятников, исторических связанных с разными религиями. Хранить память предков. Паломничества и святыни. Праздники и календари. памятников Восстановление   охрана духовной   культуры, исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Что   составляет   твой   духовный мир     27 Милосердие,   забота   о   слабых, взаимопомощь.  Семья. Долг,   свобода,   ответственность, труд. Любовь и уважение к Отечеству.  28 29 30 31 Образованность   человека,   его интересы,   увлечения,   симпатии, радости,   нравственные   качества личности   –   составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет   в   разных   жизненных ситуациях. Нравственные качества человека. Итоговая творческих проектов учащихся. Резерв презентация 32 33 34 35     Всего: 35 часов

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018