Внеклассное занятие: «Святой Сергий – строитель русской духовной культуры» (4 класс, ОРКСЭ)
Оценка 4.7

Внеклассное занятие: «Святой Сергий – строитель русской духовной культуры» (4 класс, ОРКСЭ)

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
религиоведение
4 кл
10.01.2017
Внеклассное занятие: «Святой Сергий – строитель русской духовной культуры» (4 класс, ОРКСЭ)
Данное занятие проводилось с целью: расширить знания учащихся о многогранной личности преподобного Сергия и его эпохе, об особенностях древнерусской литературы и законах жанра житии. Оно вызвало живой интерес к истории русской культуры и русской церкви. Воспитывает патриотические чувства к родной земле. В ходе занятия учащиеся прониклись духом эпохи, времени, описываемом в житие, представили неземной облик святого, поняли силу и красочность народного языка жития.
Сергий Радонежский.docx
«Святой Сергий – строитель русской духовной культуры».                                  В нравственном становлении личности немаловажное место принадлежит   культуре.   Дети   всего   мира   изучают   в   школах   культуру   той страны, в которой они живут. Изучение русской культуры невозможно без основ   православия,   составившего   его   основу   и   стержень.   Всё   богатейшее наследие православной культуры пронизано духом красоты и несёт в себе огромное   воспитательное   содержание.   Общеизвестно,   что   Православие сыграло ключевую роль в становлении российской государственности. Понять отечественную историю, литературу и искусство – всё то, чем жили наши предки,   и   то,   что   отличает   современную   Россию   от   других   стран,   можно только в контексте православной духовной традиции.                    В мире есть много религий, и люди разных взглядов и убеждений живут вместе. Рано или поздно дети начинают это осознавать. Важно, в этот момент привить уважение и любовь к духовным, нравственным и культурным ценностям своего Отечества. Поэтому в нашей школе с 4 класса вводится курс   «Основы   религиозных   культур   и   светской   этики»,   модуль   «Основы православной культуры».                                     Курс   «ОРКСЭ»   носит   светский   характер   и   является культурологическим,     направлен   на   развитие   у   младших   школьников представлений   о   нравственных   идеалах   и   ценностях,   составляет   основу религиозных и светских традиций многонациональной  культуры России, на понимание   их   значения     в   жизни   современного   общества,   а   так   же   своей сопричастности   с   ним.   Он   знакомит   с   основами   православной   культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей – в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни. Модуль   позволяет   дать   школьникам   представление   о   многообразии   и взаимопроникновении   религиозной   и   светской   культуры.   Актуальность изучения   «Основ   православной   культуры»   обусловлено   необходимостью комплексного   и   эффективного   решения   проблемы   духовно­нравственного воспитания  подрастающего   поколения.  Даже   люди,  далёкие   от  Церкви,  но искренне   стремящиеся   к   тому,   чтобы   знать   и   понимать   родную   историю, должны иметь представление о Православии – мире бесконечном, добром и мудром.                   Сегодня в общественной жизни нашего Отечества можно выявить тенденцию,   выражающуюся   в   появлении   у   людей   более   глубокого   (по сравнению   с   советским   периодом)   интереса   к   истории   России,   к   ее культурному   наследию,   в   принципиальном   изменении   отношения   к   роли церкви   в   процессе   укрепления   государственности   и   в   деле   воспитания подрастающего поколения. Сегодня у педагогов большой интерес вызывает культурно­историческое   наследие   Древней   Руси,   наследие,   являющееся фундаментом   отечественной   просветительской   мысли,   колыбелью   тех 1 обычаев   и   традиций,   которые   в   течение   многих   веков   составляли   основу народного воспитания.                  Неотъемлемой частью этого наследия является духовно­ нравственное учение Преподобного Сергия Радонежского ­ величайшего  подвижника и просветителя 14 века.                    Уже семь  столетий имя Сергия Радонежского в сознании русских  людей неразрывно связано с делом созидания Отечества; Православная  церковь причислила Преподобного к Лику святых: он почитается как  духовный наставник и просветитель, как искусный врачеватель и чудотворец,  как самоотверженный подвижник и устроитель монастырей, как  умиротворитель враждующих и заступник Земли Русской, благословивший ее  на борьбу с татаро­монгольскими поработителями.                    Письменных трудов подвижник после себя не оставил ­ его учение,  по выражению историка В.Ключевского, было положено «в живую душу  народа», но духовное учение подвижника обладает мощным педагогическим  потенциалом, который может эффективно использоваться в сфере  современного воспитания.                     При изучении темы: «Защита Отечества» (4 класс, «ОРКСЭ»), я  провела внеклассное занятие  по теме: «Святой Сергий – строитель русской духовной культуры»,  приуроченное к 700­летию со дня его рождения. Цель занятия: познавательная: познакомить с житием Преподобного Сергия  Радонежского; воспитательная: через чтение, обсуждение и анализ текста закладывать в  сознание детей основы добродетели, любви и внимательного отношения к  окружающим людям и пространству, азы морально­нравственного поведения; развивающая: развитие мыслительных процессов ­  заставить их задуматься о своей   жизни,   поведении,   характере, умение   устанавливать   дружеские взаимоотношения   в   коллективе,   основанные   на   взаимопомощи   и   взаимной поддержке; познакомить с новыми понятиями. Оформление: ­ презентация «Сергий Радонежский» ­ Выставка­оформление Троице­Сергиевой Лавры (фото­выставка) ­ Книжная выставка: «Преподобный Сергий Радонежский», «Сергий  Радонежский (из цикла «История России»), «Святые воины преподобного  Сергия Радонежского», «Жития святых» для детей. ­ Иллюстрации по теме, сделанные детьми (рисунки и изображения картин) Оборудование:  Компьютер, проектор   Стенды для иллюстраций и книг 2  У детей: мелки ( восковые или пастель), схемы для заполнения, листы  белой бумаги для рисования. План проведения: 1.       Организационный момент:  приветствие гостей;  гимнастика мозга (поможем себе настроится на работу, выполним упражнения: перекрестный шаг, параллельный шаг, восьмерка,  думающий колпачок, тест);  ознакомление с темой занятия. 2.       Введение в тему занятия: (Слайд1­Икона Сергия Радонежского)  1­ый ученик В монастырской келье узкой,  В четырех глухих стенах  О земле о древнерусской  Быль записывал монах.  2­ой ученик Он писал зимой и летом,  Озаренный тусклым светом,  Он писал из года в год  Про великий наш народ.  Учитель. Сегодня мы перенесёмся с вами в далёкое  прошлое нашей страны.  Посмотрите, какой красивый город. Это Сергиев Посад. (Слайд2) Как вы думаете, почему так назван город  Сергиев Посад? На что похоже слово Сергиев? Слово Сергиев связано с именем Сергий.  Посад – это поселение. Но раньше на Руси не говорили слово  поселились,а говорили  посадились.  Итак, город Сергиев Посад назван в честь человека по имени Сергий. Чтобы узнать, почему люди помнят столько веков и почитают этого святого, давайте перенесёмся на 700 лет назад.  (Слайд 3)Раньше на Руси не было ни фотоаппаратов, ни фотографий. На Руси была традиция вышивать портреты на   ткани.   Посмотрите,   перед   нами   портрет   человека,   который   жил   в   том далёком прошлом. Похож ли он на нас, на тех людей, которые живут в наше время? Что вы видите необычного? 3 Одежда,   которую   сейчас   уже   не   носят.   Одевали   её  монахи  –   это   люди, которые посвящали всю свою жизнь служению богу. Над головой полукруг – это  нимб.  Его можно было увидеть не у каждого человека, а только у того, кого особенно почитали и уважали. Таких людей называли святыми.  Итак, ребята, перед нами Святой Сергий Радонежский   (Слайд 3) На Руси писали иконы, на которых изображали святых людей. С тех далёких   времён,   сохранились   иконы   с   изображением     пр.   Сергия Радонежского. 3. Основная часть занятия. Учитель:      Сегодня мы будем говорить о жизни святого преподобного Сергия  Радонежского, который является неотъемлемой частью русской истории,  духовной культуры и народа в целом. На последних уроках «ОРКСЭ» мы с  вами рассматривали такие понятия, как «Добро», «Зло», «Добродетель» .  Теперь, опираясь на эти знания, мы продолжим изучать богатство, красоту и  силу   внутреннего  (духовного) мира человека. Объектом исследования нам  станет жизнь и деятельность Сергия Радонежского, которого почитают как  учителя, воспитателя и просветителя Земли Русской и русской духовной  культуры.         О жизни Сергия Радонежского мы знаем из древней книги.  Название   её   так   и   звучит   «Житие   Преподобного   Сергия   Радонежского». Давайте   полистаем   страницы   этой   книги   и   узнаем,   как   жил   этот   святой человек.      Написал эту книгу монах Епифаний Премудрый.  Почему Премудрый? В   том   далёком   прошлом   писать   и   читать   могли   немногие.   Таких   людей уважали и называли мудрецами. Итак, давайте познакомимся… (подготовленные учащиеся рассказывают со слайда) (Слайд 4)   Первый биограф Сергия Радонежского Епифаний    Премудрый сообщает, что будущий святой, (Варфоломей в крещении)   родился в селе Варницы (близ Ростова) в семье боярина Кирилла,  служилого ростовских удельных князей, и его жены Марии.   Наиболее вероятный год рождения  ­ 1314год.  Учитель: С чего начинается жизнь человека? (с рождения) Правильно. И уже само рождение Сергия сопровождалось необычными  фактами. По преданиям, он, находясь ещё в утробе матери, прокричал три  раза в церкви во время службы. Дома вы готовили материал по данной теме.  Кто­то сталкивался с таким описанием  чуда рождения Сергия? (Дети  поднимают руки. Ответы детей). Учитель:  По ходу  занятия нам встретились новые слова (понятия): СВЯТОЙ  и ПРЕПОДОБНЫЙ. Что они значат? Что вы слышали об этих понятиях? Кто­ 4 то, может быть, вам рассказывал? Как вы понимаете значение этих слов?  (ответы детей). ­ Давайте проверим себя: правильно ли мы понимаем эти слова: прочитайте  определение слов, взятое из словаря (на столе у каждого распечатка словаря)  ­ Расскажите, пожалуйста, об основных этапах жизни Сергия Радонежского. (подготовленные учащиеся рассказывают со слайда) (Слайд 5)   В возрасте 7 лет юного Варфоломея отдали обучаться  грамоте в церковной школе вместе с братьями: старшим Стефаном и  младшим Петром. В отличие от своих успешных в учёбе братьев  Варфоломей существенно отставал в обучении. Учитель ругал его,  родители огорчались и усовещивали, сам же он со слезами молился, но  учёба вперёд не продвигалась. И тогда случилось событие, о котором  сообщают все жизнеописания Сергия. (Слайд 6, 7)   Как­то встретил юный Варфоломей монаха­отшельника,  попросил его помощи в усвоении учения. Помолившись, старец вынул из­за  пазухи ковчежец и взял из него частицу просфоры, сказав: «то тебе  дается в знамение благодати Божией и понимания Священного  Писания <…> о грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь  дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и  сверстников»  (Слайд 8) Родители Варфоломея приняли у себя дома  таинственного  старца, пригласили к столу, понимая , что необыкновенный человек  посетил их дом, а когда он уходил, то сказал родителям Варфоломея… (Слайд 9)  «знамением истинности моих слов будет для вас то, что после  моего ухода отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные  книги. И вот второе знамение вам и предсказание — отрок будет велик  пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь»    .  Сын ваш будет обителью Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей. Беседа о прослушанном: Учитель: в этом рассказе мы встретили слова: Бог, старец и просфора.  Давайте посмотрим, что они означают (на столе у каждого распечатка  словаря).    ­ У меня к Вам есть вопросы:  Кого называют Богом?    Кто такой старец?   Что такое просфора?  ­  Почему встреча со старцем стала значимым событием в жизни будущего  преподобного? (Ответы детей: предсказал будущее, помог одолеть  грамоту).     Рассказ ученика:  С того дня, как переночевал старец у Кирилла и Марии,  Варфоломей стал хорошо учиться. Скоро обогнал в школе всех товарищей.  5 Он всегда был послушным и ласковым. Никогда не сердился на братьев, даже  если они его обижали. Никогда сам не обижал, не жаловался на других, все  кротко терпел и не плакал. Когда он видел бедного или несчастного, то  отдавал ему все, что было под руками.  Получая истинную радость  от  общения с Богом, он умудрялся не впускать в себя мир зла. И чем старше  становился, тем больше его тянуло в лес, чтобы быть там совсем одному и  молиться богу. После смерти родителей Варфоломей смог исполнить своё  заветное желание. Он уговорил брата Стефана уйти вместе с ним в лес.  Решили братья поселиться посреди глухого Радонежского бора, на берегу  реки Кончуры, на холме Маковец. Построили избушку (келью) и небольшую  деревянную церковь, которую назвали во имя Святой Троицы. (Слайд 10)    Рассказ ученика: Жить в глухом лесу, когда зимой земля трескалась от  мороза, и лес стонал от вьюг, когда едой были только сухари,  было трудно.  Стефан не выдержал такой жизни и ушёл в Москву, в один из монастырей.  Варфоломей остался один. Иногда приходил к нему иерей (священник)  Митрофан. Когда Варфоломей захотел стать иноком (послушником,  монахом), иерей Митрофан помог ему. Варфоломей принял постриг и  получил новое имя – Сергий, так как в тот день чтили память святого  мученика Сергия. Новую жизнь инок Сергий начал в 23 года. Вопросы детям:     испытания?  (Слайд 11)   После смерти родителей Сергей Радонежский уходит в  монастырь. В 23 года принимает постриг и посреди глухого Радонежского  бора строит  церковь Троицы. (Слайд 12)  в 1345 пустынь оформилась как Троице­Сергиев монастырь  (впоследствии Троице­Сергиева Лавра) и Сергий стал её игуменом,  подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Запретив  принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили  от своего труда, сам подавая им в этом пример.  В обитель стали  обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились  по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая  во всём необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый  монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда.  Рассказ ученика: Великим князем Московским в дни преподобного Сергия  Радонежского был Димитрий Донской, прозванный так за победу над  татарами. Князь Димитрий задумал освободить Русь от татарского ига.  Великий князь Димитрий Иванович понимал – без помощи Божией врага не  одолеть. С отборной дружиною он приехал к Сергию просить его  благословения на бой с татарами. И преподобный благословил его, потому  Как вы думаете, было ли страшно жить в глухом лесу?  Чего могли бояться люди, оставшись наедине с природой?  Что помогало справляться со страхом и выдерживать другие  6 что любил Россию, жалел народ свой и знал, что князь идёт биться за правое  дело. ­ Ступай на безбожных! И не бойся ничего, ­ проговорил  игумен,  благословляя князя.    Князь взглянул в глубокие проницательные очи  настоятеля и попросил: ­ Отче, дай мне двух иноков, Александра Пересвета и Андрея Ослябю.  Они были воинами. Тогда и ты вместе с нами в той битве поборешься.  Преподобный Сергий наклонил в ответ седую голову. Ему ли не ведать о том,  что уставы церковные не велят монахам брать оружие в руки. Но своё  согласие Дмитрию все же дал, ибо на священную войну добра  со злом  посылал он духовных сыновей. ­ Победишь супостата! – наклонившись к князю, молвил преподобный.      Широким крестом  осенил Сергий могучих ратников, а затем окропил их  святою водой.      Хоть и страшная была сеча на поле Куликовом, хоть и много русских  воинов нашли себе смерть в этом побоище, погибли Пересвет и Ослабя,  но  Господь даровал им победу. Димитрий Донской вернулся в Москву  победителем. Вопрос: о какой черте Сергия Радонежского рассказывает этот эпизод?  (Предсказал будущее, помог поверить воинам в свою силу, объединил  князей русских и земли  в одно целое в борьбе против врага) (Слайд 13)   Очень часто примирял враждующих между собой князей,   благодаря чему ко времени Куликовской   битвыпочти все русские князья  признали главенство Дмитрия Иоанновича. Отправляясь на эту битву,  последний в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы  помолиться с ним и получить от него благословение. Благословляя его,  Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и отправил с ним двух  иноков княжеского рода, хорошо владеющих  оружием Пересвета иОслябю.  (Слайд 14)  Накануне кончины преподобный Сергий в последний раз призвал  братию и обратился со словами завещания: Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту  душевную и любовь нелицемерную… 25 сентября 1392 года Сергий скончался.  (Слайд 15)  Через 30 лет, 5 июля 1422 года, были обретены нетленными  его мощи, о чём свидетельствовал Пахомий   Логофет   день 5 (18) Учитель: Четыре великих дела было в жизни Сергия, за которые мы почитаем  его как учителя и просветителя  земли Русской. 1 дело. Создание и распространение нового типа монастырей.  Ученик: Монастыри на Руси были «особножитными», когда каждый из  монахов жил отдельно, имел свою собственность, и собирались иноки только  7  [14];      июля является одним из дней памяти святого. на молитвы. Сергий изменил внутреннюю жизнь монастыря, взяв за основу  первохристианские общины. Он ввёл в обители общежитие. Новые правила  предполагали совместное ведение хозяйства, общую собственность и равное  участие каждого во всех необходимых работах. Сам Сергий был образцом в исполнении нового устава.     По благословению знаменитого игумена ученики его шли осваивать,  облагораживать пустынные места вокруг Москвы и далеко за ее пределами.   За монастырскими стенами изо дня в день совершалась невидимая работа по  укреплению нравственных сил русского народа, потому что в основе её  была истинная вера, любовь к ближнему, умение переносить любые  лишения и невзгоды. (Слайд 16) Кроме Троице­Сергиева монастыря,  Сергий основал ещё несколько монастырей  (Благовещенский монастырь на Киржаче, СтароГолутвин близ Коломны,   Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме), во все эти обители он  поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками Вопрос: какое значение имели монастыри для распространения знаний?   (при церквях были школы, монахи обучали грамоте детей, учили понимать  Божьи заповеди, чем больше монастырей, тем больше школ, чем больше  школ, тем больше в них учится детей) 2 дело: Начало освобождения от татаромонгольского ига.   Ученик:  Всю битву, будто рядом с Куликовым полем стоял, видел  преподобный Сергий. То и дело в деревянном храме на Маковце, тяжко  вздыхая и проливая слёзы, называл он инокам имена павших воинов: князей,  бояр, воевод. И они молились за каждого, пока не возвестил падающий от  усталости седой игумен, что покарал Господь нечестивцев. Вопросы:   Как Сергий мог видеть битву, если его не было на поле сражения?  О  какой особенной черте Сергия говорит этот эпизод? (Дар предвидения:  мог видеть то, что происходило далеко за пределами его взгляда)  Почему Сергий молился вместе со всеми иноками? (чтобы помочь  войскам одержать победу, чтобы молитва была сильнее)   3 дело: Распространение на Руси вероучений о Святой Троице  . Ученик: Это было главным делом Сергия и его главной исторической  заслугой. Троичные храмы и введённый с ними праздник Святой Троицы  воплощают в себе призыв к единению земли русской. Сергия считают  родоначальником земли русской. Он строит храм Пресвятой Троицы, “чтобы постоянным взиранием на него побеждать страх перед ненавистной   разделённостью мира”. Символом троичного храма стала икона  Андрея  Рублева «Троица». (Слайд 17) 4 дело: создание духовно­нравственного и культурного центра Руси. 8 Ученик: В тёмные времена, когда Русь страдала под ярмом ордынских ханов,  Сергий осветил путь людям своей истинной верой. Сейчас Троице  ­Сергиева лавра – один из самых известных монастырей. Расположена она на  земле московской, в городе Сергиев­Посаде. Сюда идут и идут люди. Со  своими печалями, страданиями, радостями. В надежде на помощь великого  молитвенника земли Русской – Сергия Радонежского. (Слайд 18)  Троице­ Сергиева Лавра является  духовным центром России. В ней покоятся  мощи  Сергия Радонежского, эта крепость  много раз осаждалась  врагами, но, являясь средоточием православия, всегда отражала натиск  противника.    Учитель:         Более пятидесяти лет отдал Сергий своему истинному призванию –  монашеству. Его жизнь – это строгое воздержание, неустанная работа,  напряженная молитва. Его обращения к Богу не раз сопровождались  чудесами. Вопрос: что такое МОЛИТВА? (ответы детей: мольба, просьба, прошение). Давайте проверим себя: прочитайте определение из словаря.      Преподобный Сергий – это образец самоотверженного труда, созидания  добра, воспитания крепкого духа, великой внутренней (духовной) силы в  человеке, который примером своей жизни доказал, что любовь к Богу, родине  и народу, стремление к высшему благу делают человека сильным, крепким и  непобедимым в борьбе за добро. 4.Подведение итогов беседы. Учитель    : А сейчас настало время подвести итог нашего занятия.   Что мы узнали нового?   Какими интересными фактами обогатилась наша душа?   Какое значение имеет жизнь преподобного Сергия Радонежского в  истории России? (освобождение от татаро­монгольского ига)  Почему этого святого почитают как учителя, воспитателя и  просветителя  земли Русской?  Чему учил Сергий? (Отв. детей: добру, послушанию,  мужественности, справедливости, смелости, помощи и  взаимовыручке и т.п.)  Как воспитывал людей, пришедших к нему? (своим примером)  Чем отличался Сергий от других людей?  У вас на столах лежит схема, которую надо заполнить. Ответьте, пожалуйста,  на вопрос: Какими особенными чертами был наделён Сергий  Радонежский? Дети заполняют схему. После чего проводится выборочная проверка ее  заполнения. И как итог на электронной доске появляется слайд с такой же  схемой, уже заполненной заранее. (Схему читает ученица). Вопрос детям: У кого есть такой же ответ? Похожий? 9 Вывод: как высчитаете, справились ли вы с этим заданием? (самооценка  проделанной работе) Великодуши е (любовь к народу) Милосерд ие Бескорыст ие Смирение Трудолюби е Любовь к Родине 5.Этап рефлексии.  Учитель: ­ А теперь, потрите ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло другу, соединив свою ладонь с его ладошкой. Пусть тепло души ваших друзей  согревает вас . Детям предлагается нарисовать свои чувства и переживания после  проделанной работы. Для этого на столах лежат листики (1\2 от листа А­4),  восковые мелки, пастель. ­ А теперь давайте вспомним, с чего же начиналось  наше занятие? А для этого вам надо выполнить следующее задание (работа в парах) 6.Тест  «Житие Сергия Радонежского» Выбери правильный ответ. 1.Как звали родителей Сергия? а) Иван и Ольга б) Пётр и Марфа в) Кирилл и Мария 2.Какое имя получил мальчик при крещении? 10 а) Сергий б) Константин в) Варфоломей      3. Как учился мальчик? а) быстро и легко б) медленно и не прилежно в) прилежно, но с трудом      4.Кого встретил мальчик? а) святого старца б) ангела в) монахиню      5.Что он спросил у мальчика? а) «Кем ты хочешь стать, чадо?» б) «Куда ты идёшь, чадо?» в) «Что ищешь и чего хочешь, чадо?»      6.Что ответил мальчик на вопрос старца? а) что он хочет стать святым б) что он хочет стать монахом в) что его послали искать лошадь г) что он хочет знать грамоту      7.О чём просил юноша своих родителей? а) позволить ему стать священником б) позволить ему идти учиться в) позволить ему стать монахом 8.О чём попросили родители юношу? а) подождать, пока они состарятся б) подождать, пока они умрут в) подождать, пока женятся старшие братья       9. Кто из князей приезжал к пр. Сергию за советом и благословением? а) князь Александр б) князь Дмитрий в) князь Владимир      10. Как называется храм, где покоятся мощи пр. Сергия? а) Успенский собор б) Духовская церковь в) Троицкий собор  (Проверка по  эталону на доске) 7.Заключительная часть занятия: Ученик: Тихий свет на Маковце – горе Над обителью, что радуга, цветёт: Это инок Сергий на заре 11 Троице молитву воздаёт. Ученик: Тихий свет на Маковце – горе Радугой цветёт над всей землёй: Это инок Сергий на заре Молится с небес о нас с тобой. Учитель: Я думаю, что вы после нашего занятия станете ещё более  внимательны друг к другу и к своим родным. Пусть любовь поможет  сохранить вашу духовную жизнь, ваши души. Есть Бог, есть мир, Они живут вовек, А жизнь людей – мгновенна и убога. Но всё в себе вмещает человек, Который верит в мир и верит в Бога.   Спасибо всем за проделанную работу и проявленное усердие. Надеюсь, что  вы получили для себя что­то полезное.  Литература:  1. Автор ­ составитель А.Г.Кутузов. Житие преподобного отца нашего  Сергия, игумена Радонежского нового чудотворца: Хрестоматия для  общеобразовательных учебных заведений. ­ М.: Дрофа, 2007.  2. Л.Л.Шевченко. Православная культура: Методическое пособие для  учителя. – М.: ЦПКИТО, 2008.  3. Свято­Троицкая Сергиева лавра.­ Тула: ИПО «Л.Т.», 2003.  4.  Уроки русской литературы: Учебное пособие. Альманах №3­4.­ М.:  Духовные истоки, 2004. 12

Внеклассное занятие: «Святой Сергий – строитель русской духовной культуры» (4 класс, ОРКСЭ)

Внеклассное занятие: «Святой Сергий – строитель русской духовной культуры» (4 класс, ОРКСЭ)

Внеклассное занятие: «Святой Сергий – строитель русской духовной культуры» (4 класс, ОРКСЭ)

Внеклассное занятие: «Святой Сергий – строитель русской духовной культуры» (4 класс, ОРКСЭ)

Внеклассное занятие: «Святой Сергий – строитель русской духовной культуры» (4 класс, ОРКСЭ)

Внеклассное занятие: «Святой Сергий – строитель русской духовной культуры» (4 класс, ОРКСЭ)

Внеклассное занятие: «Святой Сергий – строитель русской духовной культуры» (4 класс, ОРКСЭ)

Внеклассное занятие: «Святой Сергий – строитель русской духовной культуры» (4 класс, ОРКСЭ)

Внеклассное занятие: «Святой Сергий – строитель русской духовной культуры» (4 класс, ОРКСЭ)

Внеклассное занятие: «Святой Сергий – строитель русской духовной культуры» (4 класс, ОРКСЭ)

Внеклассное занятие: «Святой Сергий – строитель русской духовной культуры» (4 класс, ОРКСЭ)

Внеклассное занятие: «Святой Сергий – строитель русской духовной культуры» (4 класс, ОРКСЭ)

Внеклассное занятие: «Святой Сергий – строитель русской духовной культуры» (4 класс, ОРКСЭ)

Внеклассное занятие: «Святой Сергий – строитель русской духовной культуры» (4 класс, ОРКСЭ)

Внеклассное занятие: «Святой Сергий – строитель русской духовной культуры» (4 класс, ОРКСЭ)

Внеклассное занятие: «Святой Сергий – строитель русской духовной культуры» (4 класс, ОРКСЭ)

Внеклассное занятие: «Святой Сергий – строитель русской духовной культуры» (4 класс, ОРКСЭ)

Внеклассное занятие: «Святой Сергий – строитель русской духовной культуры» (4 класс, ОРКСЭ)

Внеклассное занятие: «Святой Сергий – строитель русской духовной культуры» (4 класс, ОРКСЭ)

Внеклассное занятие: «Святой Сергий – строитель русской духовной культуры» (4 класс, ОРКСЭ)

Внеклассное занятие: «Святой Сергий – строитель русской духовной культуры» (4 класс, ОРКСЭ)

Внеклассное занятие: «Святой Сергий – строитель русской духовной культуры» (4 класс, ОРКСЭ)

Внеклассное занятие: «Святой Сергий – строитель русской духовной культуры» (4 класс, ОРКСЭ)

Внеклассное занятие: «Святой Сергий – строитель русской духовной культуры» (4 класс, ОРКСЭ)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017