Внешнее и внутреннее строение стебля
Оценка 4.7

Внешнее и внутреннее строение стебля

Оценка 4.7
docx
02.02.2023
Внешнее и внутреннее строение стебля
Урок 17 Стебель. Внешне и внутреннее строение стебля.docx

Поурочный план                                 Дата          28.10. 2015

                                                                Класс ____6 -ые____

Урок  17              биологии_

Учитель          Волкова Т.В.

Тема урока   Стебель. Внешнее и  внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и толщину (слайд 1).

Тип урока: урок закрепление и формирование новых знаний.

Вид урока: проблемный урок.

Цель урока: актуализировать и углубить знания учащихся о побеге, дать представление о внутреннем и внешнем строении стебля;

Задачи урока: 

Образовательные: показать взаимосвязь строения стебля с выполняемыми функциями; показать влияние внешней среды на рост и развитие стебля;

Развивающие: продолжить формировать умения и навыки сопоставлять строение и функции частей стебля и устанавливать их взаимозависимость;  использовать приобретенные знания в проблемных и нестандартных ситуациях; способствовать развитию творческих способностей;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование; комнатные растения, гербарии, ветки деревьев; таблицы «Внешнее строение стебля», «Внутреннее строение стебля»; поперечные спилы деревьев, презентация, видеоролики «Передвижение веществ по растению», «Внутреннее строение стебля».

Ход урока

Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.

Джордж Бернард Шоу

Этап урока

Содержание учебного материала

МО

ФОПД

Задания на развитие функциональной грамотности

Индивидуально-коррекционная работа

I. Орг.

момент

 

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы повторим материал о побеге и познакомимся с осевой часть растения – стеблем.

Я приглашаю вас в живой природы мир,

Где интерес – наш главный ориентир,

Узнаем мы, что все здесь не случайно,
Найдем ответы, разгадаем тайны…”

Р

Коллект

 

 

II. Актуализация знаний:

Работа с тетрадью по биологии Ж.Курмангалиевой по заданиям:

1 вариант: страница 21 задание №1 и страница 22 задание 3.

2 вариант: страница 21 задание № 2 и страница 22 задание 6.

Р

 

Индивид

 

 

+

 

 

III. Мотивация

Проблемная ситуация:

Любое цветковое растение имеет корень, лист, цветок и плод с семенами?

Как Вы считаете,  чего не хватает в перечисленных органах растений? (Правильно, стебля).

Откройте тетради и запишите тему  урока: Стебель. Внешнее и  внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и толщину.

Цель урока: познакомиться с особенностями внешнего и внутреннего строения стебля, его значением, ростом стебля в длину и толщину.

Р

НО

ПП

Работа в парах

+

 

 

 

 

 

 

IV.

Изучение

н/м:

А). Основные понятия, изучаемые на уроке (слайд 2):

Ø  травянистый и древесный стебель;

Ø   прямостоящий, вьющийся, цепляющийся, ползучий стебель;

Ø   чечевички;

Ø   пробка;

Ø   кора;

Ø   луб;

Ø   ситовидные трубки;

Ø   лубяные волокна;

Ø   камбий;

Ø   древесина;

Ø   сердцевина;

Ø   сердцевинные лучи;

Ø   годичные кольца.

Б). Внешнее строение стебля (слайды 3 - 4):

Слайд 3. Стебель - осевая часть побега, который имеет узлы и междоузлия. При отсутствии междоузлий стебель состоит только из узлов.

Давайте с вами повторим:

ü К какой группе органов относится стебель? (вегетативным)

ü Что называется узлом? (это участок стебля, от которого отходит лист).

ü Что называется междоузлием? (это участок стебля между двумя соседними узлами).

 

Слайд 4.  В зависимости от степени вытянутости междоузлий стебель бывает удлиненным (например, у деревьев, астры, кукурузы, розы, георгины и т.д.) и укороченным (у одуванчика, подорожника, маргаритки, примулы, сенполии, первоцвет весенний и др.).

 

В). Функции  стебля (слайды 5 - 11):

Головоломки «Функции стебля»:

Работа в группах по заданиям:

1  группа (слайд 4):

Переставьте буквы в головоломке так, чтобы можно было прочитать фразу, из которой вы узнаете про одну из функций стебля:

 

С

Е

Т

Л

Ь

Б

Е

 

 

С

Ж

У

Т

И

Л

С

Т

Е

М

О

М

Т

Л

О

Е

Ж

И

Н

О

Я

 

С

Н

Х

Ы

П

А

З

А

С

Т

Е

В

Е

Щ

В

 

(Ответ: Стебель служит местом отложения запасных веществ).

 

2  группа (слайд 6):

Найдите начало головоломки и прочитайте фразу и вы узнаете об одной из функций стебля.

Н

Ы

В

Ь

Л

Е

Б

О

Е

В

С

К

Я

Е

С

Т

У

.

Ь

Т

И

Т

Л

И

С

Т

С

(Ответ: Стебель выносит листья к свету).

 

3 группа (слайд 7):

Найдите начало головоломки и прочитайте фразу и вы узнаете об одной из функций стебля.

И

Н

О

Г

Г

Е

Л

Е

Я

Е

Р

О

Е

В

Ь

Б

.

Ж

А

Н

Т

Н

-

Е

О

З

В

А

А

О

Т

Н

М

И

Т

Г

Р

С

(Ответ: Стебель – орган вегетативного размножения).

 

4 группа (слайды 8 - 10):

Переставьте буквы в головоломке так, чтобы можно было прочитать фразу, из которой вы узнаете про одну из функций стебля:

 

 

С

Е

Т

Л

Ь

Б

Е

 

В

О

П

Н

Я

Л

Т

Е

Ы

 

Р

А

Т

Н

С

О

П

Р

Н

Т

У

Ю

 

Ц

Ю

И

К

У

Н

Ф

 

 

(Ответ: Стебель выполняет транспортную функцию).

 

Слайд 10:

Просмотр видеоролика «Передвижение веществ по растению» с последующим обсуждением в группах.

 

Слайд 11:

Таким образом, в жизни растений стебель выполняет ряд функций:

1. Транспортная. Передвижение воды и минеральных веществ из корня в листья и органических веществ из листьев в корень.

2. Запасающая. Запасание питательных веществ и воды.

3. Орган вегетативного размножения.

4. Вынос листьев к свету.

5. Опорная. Стебель служит опорой растению, который удерживает листья, цветки и плоды.

 

Г). Разнообразие стеблей (слайд 12).

Существует несколько типов стеблей.

1.                 Прямостоячие стебли имеются у многих древесных и травянистых растений (у них рост побегов обычно направлен вверх, к солнцу). Они имеют хорошо развитую механическую ткань, они могут быть одревесневшими (берёза, яблоня) или травянистыми (подсолнечник, кукуруза).

2.    Ползучие стебли стелются по земле и могут укореняться в узлах (живучка ползучая, земляника).

3.    Вьющиеся стебли, поднимаясь вверх, обвивают опору (вьюнок полевой, хмель).

4.    Цепляющиеся стебли поднимаются вверх, цепляясь за опору усиками (мышиный горошек, виноград).

 

Д). Внутреннее строение стебля (слайд 13 - 15)

Работа в группах по заданиям:

Используя материал на страницах 61 – 63 параграфа 18, приложение №1 и слайд 12, найдите материал по предложенному заданию, обсудите в группах, заполните свои колонки в таблице и выступите перед товарищами.

 

 

Название слоя

Название ткани

Описание строения

Функции

1

Кора

кожица

 

 

 

пробка

 

 

 

2

Луб

 

 

 

3

Камбий

 

 

 

4

Древесина

 

 

 

5

Сердцевина

 

 

 

 

1 группа:

Кора – наружный слой ствола. Какое значение имеет кожица и пробка? В каком слое расположены чечевички и какую функцию они выполняют?

 

2 группа:

Кора – наружный слой ствола. Где расположен луб, из каких клеток он состоит и его значение?

 

3 группа:

Какой слой ствола расположен к центру от луба и каково его строение и значение?

 

4 группа:

Какой слой расположен в центре стебля, из какой ткани он состоит и каково его значение?

 

Отчеты групп.

 

Е). Рост стебля в длину.

 Стебель вырастает из зачаточного стебля почки. Если это главный стебель растения, то он развивается из зародышевой почечки семени.

После того, как почки набухают и у них раздвигаются защитные чешуйки, начинает расти стебель и разворачиваться листочки. У растущего из почки стебля постепенно увеличивается длина междоузлий.

На самом верху побега находится так называемая верхушечная почка. В ней есть конус нарастания. Деление клеток конуса нарастания приводит к росту стебля в длину.

Конус нарастания состоит из образовательной ткани. Ее клетки способны к постоянному делению.

На более нижних клетках конуса нарастания появляются зачаточные листья, клетки стебля перестают делится и начинают расти. В результате растет сам стебель, и получается что он растет своей верхней частью. Так если нанести на всю длину стебля метки, то через некоторое время расстояние между метками на его верхушке увеличится, так как здесь клетки продолжают расти в длину. В то время как ниже по стеблю расстояние между метками может не измениться.

Однако стебли растут в длину не всегда только за счет конуса нарастания. У многих растений наблюдается вставочный рост, при котором удлиняются междоузлия побега. Обычно при этом делятся и растут клетки оснований междоузлий.

Если у стебля удалить его верхушку вместе с конусом нарастания, то прекратится его рост в длину. Но при этом стебель начнет ветвится, т. е. начнут вырастать боковые побеги.

 

Е). Рост стебля в толщину. Годичные кольца (слайды 16 – 17):

 В результате деления камбия стебель растет в толщину: ¾ клеток отходят к древесине, ¼ - к лубу.

   Деление клеток камбия зависит от сезонного ритма: весной и летом происходит активно, в результате чего образуются крупные клетки, а осенью замедляется, и тогда образуются мелкие клетки. Зимой деление камбия прекращается. В итоге образуется годичный прирост древесины, хорошо заметный у многих деревьев, называемый годичным кольцом. По числу годичных колец можно подсчитать возраст побега и дерева в целом.

Ширина годичных колец у древесных растений зависит от условий окружающей среды. Так, в холодном климате, на болотных почвах величина годичных колец древесины очень мала. В благоприятных климатических условиях, на богатых почвах толщина годичных колец увеличивается. Сопоставляя чередование широких и узких годичных колец у ствола, можно определить, в каких условиях жило растения, а также установить колебания погодных условий за многие годы.

Лабораторная работа № 12.

Рассмотрение годичных колец на поперечном срезе (спиле) дерева.

Выполнение лабораторной работы по тетради Р.Курмангалиевой.

Р
НО
МК
ЧП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р

НО

МК

 

 

 

 

 

Р

ИП

НО

 

Р

ППНО
ЧП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р
НО

 

 

Р

ИП

 

 

 

 

 

 

 

 

Р

ИП
НО

 

 

 

 

 

 

 

 

Р

ИП

ЧП

НО

МК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р

ИП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р

ЧПНО

МК

 

 

 

 

 

Коллект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтал

 

 

 

 

 

 

 

Индивид

 

 

 

Работа в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивид

 

 

 

Коллект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коллект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивид

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивид

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

V. Физминутка

Слайд18:

Физминутка для глаз «Разноцветные шары», составленная Фокиной Л.П.

Р

Индивид

 

 

VI. Закрепление

А). Устно:

1.         Какой слой самый толстый? (древесина)

2.         Какой слой самый тонкий? (камбий)

3.         Между какими слоями находится камбий? (между лубом и древесиной)

4.         Какой слой обеспечивает восходящий ток? (сосуды древесины)

5.         Какой слой обеспечивает нисходящий ток? (ситовидные трубки луба)

6.         Какой слой встречается с непогодой и берет на себя функции защитника (кора).

 

Б). Проблемная задача:

У многих деревьев за вегетационный период образуется годичное кольцо, но у известного растения среднеазиатских пустынь - саксаула – в иной год образуется три кольца, а то и больше. Объясните почему?  (Образование колец у саксаула связано со сменой влажных и засушливых периодов. Когда выпадают дожди, саксаул усиленно растет).

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

Р

ПП

 

Фронтал

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах

+

 

 

 

 

 

 

 

+

 

VII. Подведение  итогов

Слайд 19:

Ø  стебель осевой вегетативный орган растения;

Ø  стебель выполняет ряд функций: транспортную, запасающую, опорную,  выносит листья к свету, является органом вегетативного размножения;

Ø  на поперечном срезе древесного стебля различают 4 слоя: кору, камбий, древесину и сердцевину;

Ø  по сосудам  древесины происходит восходящий ток воды и минеральных  веществ, а по ситовидным трубкам луба  - нисходящий ток органических веществ;

Ø  стебель растет в толщину за счет деления клеток камбия;

Ø  по годичным кольцам можно определить возраст дерева,  в каких условиях росло дерево в разные годы жизни.

Выставление оценок

Р

Коллект

+

 

VIII. Домашнее задание

Слайд 20:

параграф 18

Творческое задание:

Объясните поговорки.

1)  Не бывает древесины без коры.

2)  Где кора отлупилась, там козявкин дом.

3)  И у молодого деревца есть сердцевина.

Р

Индивид

 

 

IX. Рефлексия

Слайд 21:

Выберите тот смайлик, который соответствует вашему настроению,  полученному на уроке и давайте вместе оценим нашу совместную с вами работу.

iол           image5

 

 

Р

Индивид

 

 

 

Литература и Интернет – источники:

1.       Р.Алимкулова. Биология.  6 класс. Алматы «Атамұра», 2015, 224с.

2.       Ж. Курмангалиева. Биология. Лабораторные работы. 6 класс. Алматы. 2015.

3.       Ж. Курмангалиева. Биология. Строение и жизнедеятельность растений. 6 класс. Алматы. 2015

4.       В.А.Корчагина. Биология. 6-7 классы, М. «Просвещение», 1988, 256с.

5.       Т.И.Серебрякова. Биология. М., «Просвещение», 1999, 224с.

6.       Т.Л.Богданова, Е.А.Солодова. Биология, М., «»АСТ – ПРЕСС», 2001, 815с.

7.       В.Рохлов. Занимательная ботаника, М, «АСТ-ПРЕСС», 1998, 432с.

8.       yandex.kz/images› внешнее строение стебля

9.       yandex.kz/images› внутреннее строение стебля

10.   yandex.kz/images› разнообразие стеблей

11.   infourok.ru>…animacii…biologii…rasteniya_6_klass

12.   infourok.ru…na_temu_animacii._shkola…11_klassy…

13.   biology.subotany/root-modification

14.   kidsclever.ruЗагадки про стебель

15.   aforizmi-i-citati.ru…temy…vyskazyvaniya…lyudej-o…

16.   StudFiles.netpreview/3008795/page:3/

17.   biouroki.ruМатериалыЖизнь растенийСтебель

18.   biology.subotany/stem-growth

19.   multiurok.rufiles/fokina-l-p…shary.html

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1:

Снаружи стебель защищен покровными тканями. У молодых стеблей поверх покровной ткани сохраняются остатки тонкой кожицы. У многолетних растений к концу первого года жизни кожица замещается многослойной пробкой, состоящей из мертвых клеток, заполненных воздухом. Для дыхания в кожице (у молодых побегов) имеются устьица, а позже образуются чечевички – участки пробки с крупными, рыхло расположенными клетками с большими межклетниками.

Под покровной тканью находится кора. Наружная часть коры – слои покровной, механической, основной тканей. Внутренняя часть с клетками проводящей ткани называется лубом. В состав луба входят ситовидные трубки (живые клетки, соединенные в трубку) по которым идет нисходящий ток: органические вещества передвигаются от листьев к другим органам растения. Ситовидные трубки остаются живыми 2 – 3 года, редко 10 – 15 лет. На смену им образуются новые. Они собраны в пучки. Кроме этих пучков в лубе имеются клетки механической ткани в виде лубяных волокон и клетки основной ткани.

К центру от луба расположена проводящая ткань – древесина. По ней происходит восходящий ток: вода с растворенными в ней веществами передвигается от корней к листьям. Древесина образована:

ü сосудами (соединения трубчатых клеток, образующих трубочку; растворы двигаются достаточно быстро);

ü трахеидами (цепочки из длинных мертвых водопроводящих клеток; растворы двигаются медленнее, чем в сосудах);

ü древесными волокнами (похожи на трахеиды, но имеют более толстые стенки клеток).

    В центре стебля лежит толстый слой рыхлых клеток основной ткани, в которых откладываются запасы питательных веществ, - это сердцевина. У некоторых растений сердцевина занята воздушной полостью (георгина, тюльпан, огурец, бамбук).

От сердцевины в радиальном направлении через древесину и луб проходят сердцевинные лучи. Они состоят из клеток основной ткани и выполняют запасающую и проводящую функции.

 

Между древесиной и лубом у двудольных растений находится тонкий слой клеток образовательной ткани – камбий. В результате деления камбия стебель растет в толщину: ¾ клеток отходят к древесине, ¼ - к лубу.

 

Приложение № 2:

Особенности внутреннего строения стебля.

Название слоя

Название ткани

Описание строения

Функции

1

Кора

 

кожица

Покровная

Кожица образована одним слоем клеток с плотными оболочками. Из древесных растений присутствует только у молодых побегов.

Защита расположенных глубже клеток от повреждений, излишнего испарения, проникновения болезнетворных микроорганизмов. Через чечевички осуществляется газообмен.

пробка

Пробка состоит из нескольких слоев мертвых, заполненных воздухом клеток. Имеются чечевички, образованные крупными клетками основной ткани с большими межклетниками.

2

Луб

 

 

Проводящая, запасающая, механическая

Внутренняя часть коры. Состоит из ситовидных трубок, клеток – спутниц, запасающих клеток и мертвых клеток механической ткани, придающих лубу прочность.

Проведение органических веществ от листьев к корню, запасание питательных веществ.

3

Камбий

 

 

Образовательная

Образован одним слоем живых узких длинных клеток с тонкими оболочками.

Деление клеток и рост стебля в толщину.

4

Древесина

Основная, проводящая, механическая

Образована клетками различной величины и формы: сосуды проводящей ткани состоят из мертвых клеток с утолщенными стенками. Древесные волокна состоят из клеток с толстыми стенками.

Проведение воды и минеральных веществ, опорная.

5

Сердцевина

Основная, запасающая

Состоит из крупных тонкостенных неплотно прилегающих друг к другу клеток.

Запасание питательных веществ.

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Поурочный план

Поурочный план

Цель урока : познакомиться с особенностями внешнего и внутреннего строения стебля, его значением, ростом стебля в длину и толщину

Цель урока : познакомиться с особенностями внешнего и внутреннего строения стебля, его значением, ростом стебля в длину и толщину

С Н Х Ы

С Н Х Ы

Запасающая. Запасание питательных веществ и воды

Запасающая. Запасание питательных веществ и воды

Какой слой ствола расположен к центру от луба и каково его строение и значение? 4 группа:

Какой слой ствола расположен к центру от луба и каково его строение и значение? 4 группа:

В благоприятных климатических условиях, на богатых почвах толщина годичных колец увеличивается

В благоприятных климатических условиях, на богатых почвах толщина годичных колец увеличивается

VIII . Домашнее задание

VIII . Домашнее задание

Приложение №1: Снаружи стебель защищен покровными тканями

Приложение №1: Снаружи стебель защищен покровными тканями

Камбий Образовательная

Камбий Образовательная
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2023