Внешняя торговля России ее структура и проблемы
Оценка 4.8

Внешняя торговля России ее структура и проблемы

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
другое
СCУЗ, ВУЗ
17.11.2021
Внешняя торговля России ее структура и проблемы
Международные экономические отношения во все времена были одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они существовали, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила неэффективно или не производила вовсе. Происходящие в данной сфере процессы затрагивают интересы всех государств мира. На сегодняшний день Российская Федерация имеет экспортно-импортные связи более чем со 100 странами мира. Невозможно представить деятельность ни одного крупного предприятия без участия его во внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Эффективность работы такого предприятия напрямую зависит от эффективности работы отдела внешнеэкономических связей.
Курсовая.docx

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Экономическая теория»

Направление подготовки 38.03.02«Менеджмент» Профиль подготовки «Управление человеческими ресурсами» Квалификация (степень) студента «Бакалавр»

 

Тема: «Внешняя торговля России ее структура и проблемы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск, 2021 г.

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования. Международные экономические отношения во все времена были одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они существовали, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила неэффективно или не производила вовсе. Происходящие в данной сфере процессы затрагивают интересы всех государств мира. На сегодняшний день Российская Федерация имеет экспортно-импортные связи более чем со 100 странами мира. Невозможно представить деятельность ни одного крупного предприятия без участия его во внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Эффективность работы такого предприятия напрямую зависит от эффективности работы отдела внешнеэкономических связей.

Мировой опыт свидетельствует, что даже в промышленно развитых странах существует объективная необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Государство призвано, прежде всего, защищать интересы своих производителей, принимать меры для увеличения объемов экспорта, привлечения иностранных инвестиций, сбалансирования платежного баланса, валютного регулирования, и, что особенно важно, — принимать законодательные акты, устанавливающие правила осуществления ВЭД, и контролировать их неукоснительное соблюдение.

Внешнеторговая деятельность (ВТД) России в условиях глобального экономического кризиса кардинальным образом влияет на обеспечение конкурентоспособности страны на мировом рынке и может способствовать переходу экономики на инновационный путь развития. Кроме того, сама эта деятельность зависит от уровня развития инновационной системы. В настоящее время отсутствуют эффективные механизмы воздействия на инноватизацию внешнеторговой деятельности страны и, в частности, на инновационную направленность российского экспорта, что не позволяет устранить высокий уровень её сырьевой зависимости. Решение проблем инноватизации ВТД в XXI веке становится не просто очевидным, но необходимым. Это напрямую связанно с ускорением инновационного развития российской экономики. Внешнеторговая деятельность должна быть ориентирована на решение актуальных задач повышения в российском экспорте наукоемкой продукции, инновационных технологий и услуг. Для решения этих задач требуется обеспечить эффективное взаимодействие и взаимосвязь внешнеэкономического комплекса и национальной инновационной системы, как на народнохозяйственном, так и региональном уровнях.

Степень научной разработанности проблемы. Исследования, связанные с государственным управлением и регулированием развития внешнеторговых отношений нашли отражение в работах: A. Барковского, В. Варавенко, А. Ишханова, И. Кретова, Г. Ласкина, А. Механика, К. Садченко и др.[1] Международный опыт взаимодействия стран в инновационной сфере рассмотрен в трудах А.Архипова, Е.Бажанова, И.Балабанова, М.Блаера, Л. Ворониной, Л. Егоровой, Дж. Кейнса, Н. Кондратьева, А. Ореншенкова, П. Павлова, А.Г. Полянчевой, М. Портера, Л. Шаховской и др.[2] Проблемы инноватизации экономики исследовали многие ученые как в России, так и зарубежом: В. Васин, Э. Волынец-Руссет, Дж. Гелбрейт, П. Друкер, А. Дынкин, Н. Иванова, Т. Исмаилов и др.[3] Однако, несмотря на достаточно глубокую исследованность проблем развития внешнеторговых отношений России с другими странами многие аспекты повышения качества внешнеэкономической деятельности не достаточно полно изучены, в частности выбор направлений инновационного развития внешней торговли, формирования эффективного механизма обеспечения её инновационной привлекательности и др. Неразработанность проблемы повышения эффективности инновационной направленности развития внешней торговли России, формирования инструментарного обеспечения реализации механизма инноватизации национального экспорта определили выбор данной темы.

Цель исследования: изучить направления дальнейшего развития внешнеторговой деятельности Российской Федерации.

Задачи исследования:

— изучить теоретические аспекты внешней торговли;

— проанализировать состояние внешней торговли России на современном этапе;

— предложить направления развития внешней торговли России.

Объектом исследования выступает внешняя торговая деятельность Российской Федерации.

Предметом исследования – структура и динамика развития внешнеторговой деятельности Российской Федерации.

Теоретической и методологической основой исследования послужили концепции и фундаментальные труды зарубежных и отечественных ученых в области внешнеторговой деятельности, международной кооперации, а также управления и регулирования экспортно-импортных операций с учетом их инновационной направленности. Дипломное исследование базировалось на использовании диалектического метода исследования, а также общенаучных методах экономико-статистическом, сравнительном, экономико-математического моделирования и др. Информационно-эмпирическую базу исследования составили, размещенные в открытом доступе, материалы Министерства экономического развития РФ, Федеральной службы по таможенному контролю, Госслужбы по статистике РФ, территориального органа государственной статистики по Краснодарскому краю, Министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности, Всемирного экономического форума и др.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.

Глава 1. Понятие и структура внешней торговли

Внешняя торговля является важной и исторически самой первой формой международных экономических отношений. Она представляет собой обмен товарами между государственно оформленными национальными хозяйствами. В современных условиях в международной торговле участвуют все субъекты мирового хозяйства. В ее основе лежит международное разделение труда.

Внешняя торговля — торговля между странами, состоящая из экспорта и импорта товаров и услуг. Внешняя торговля осуществляется преимущественно через коммерческие сделки, оформляемые внешнеторговыми контрактами и регулируется государством. Для регулирования этого процесса используются такие средства, как таможенный тариф, лицензирование, контингентирование и др. нетарифные ограничения, а также прямое и косвенное субсидирование экспорта и другие средства[4].

Развитие международной специализации производства и углубление названного разделения труда (в виде общего, частного и единичного) порождают многообразие форм и направлений международной торговли. Глубокое воздействие на нее оказывает научно-техническая революция, ускорившая качественное преобразование всех элементов производительных сил и сдвиги в географической и товарной структуре мировых товаропотоков.

Масштабы участия отдельных национальных хозяйств в международной торговле связаны с уровнем развития в них товарного производства и товарного обращения. Известно, что зачатки товарного производства, товарного обращения и внешней торговли существовали уже при рабовладельческом строе. Однако во всех докапиталистических формациях вследствие преобладания натурального хозяйства в международном обмене участвовала лишь незначительная часть продукции. Развитие товарного производства и рыночной экономики дало мощный толчок к расширению международной торговли как особой сферы товарного обращения — между национальными хозяйствами.

С развитием рыночной экономики необходимость внешнего рынка возрастает. Формирование крупной машинной индустрии в качестве основы массового производства, углубление разделения труда и специализации, увеличение оптимальных размеров предприятий требуют более активного участия национальных хозяйств в международной торговле по линии, как экспорта, так и импорта. Реализация товаров за границей позволяет частично разрешать присущие рыночной экономике противоречия между производством и потреблением. Однако, не будучи полностью разрешенными, с помощью экспорта товаров, эти противоречия переносятся в сферу мирохозяйственных связей, что находит выражение в острой конкуренции, характерной для международной торговли.

Вместе с тем участие в ней ведет к интенсификации воспроизводственного процесса в национальных хозяйствах по ряду направлений: усиливается специализация, создается возможность организации массового производства, повышается степень загрузки оборудования, возрастает эффективность внедрения новых техники и технологий.

Одновременно с этим увеличение внешнеторгового обмена, возрастание роли экспорта и импорта в национальных экономиках способствуют синхронизации экономического цикла в мировом хозяйстве. Взаимосвязь и взаимозависимость страновых хозяйственных комплексов усиливаются настолько, что нарушения в функционировании экономики какого-либо крупного участника мирового рынка неизбежно влекут за собой международные последствия, включая распространение кризисных явлений на другие страны.

Таким образом, место международной торговли в системе международных экономических отношений определяется тем, что, во-первых, через нее реализуются результаты всех форм мирохозяйственных связей — вывоза капитала, производственной кооперации, научно-технического сотрудничества. Во-вторых, развитие международной торговли товарами, в конечном счете, определяет динамику международного обмена услугами. В-третьих, рост и углубление межрегиональных и межгосударственных взаимосвязей выступают важной предпосылкой международной экономической интеграции. В-четвертых, тем самым международная торговля способствует дальнейшему углублению международного разделения труда и интернационализации хозяйственных связей.

Структуру международной торговли можно систематизировать по трем направлениям. Критериями определения форм является регулирование, предмет торговли, взаимодействие субъектов международной торговли.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что внешняя торговля – это торговля между странами, состоящая из экспорта и импорта товаров и услуг. Она осуществляется преимущественно через коммерческие сделки, оформляемые внешнеторговыми контрактами и регулируется государством. Структура же международной торговли систематизирована по трем основным направлениям – это регулирование, предмет торговли, взаимодействие субъектов международной торговли.

1.2. Основные аспекты внешней торговли.

В процессе международной торговли возникает два направления товаропотоков — экспорт и импорт.

В зависимости от происхождения и назначения товаров экспорт и импорт имеют различные виды. Данные о классификации видов импорта и экспорта представлены в таблице 1.

Таблица 1. Классификация видов экспорта и импорта[5]

ЭКСПОРТ

ИМПОРТ

1) вывоз товаров, изготовленных (произведенных и переработанных) в данной стране;

2) вывоз сырья и п/ф для переработки за границей под таможенным контролем с последующим возвратом;

3) реэкспорт — вывоз товаров, ранее ввезенных из-за границы, включая товары, проданные на международных аукционах, товарных биржах и т.п.;

4) временный вывоз за границу национальных товаров (на выставки, ярмарки) с последующим возвратом или вывоз ранее ввезенных иностранных товаров (на аукционы, выставки, ярмарки);

5) вывоз продукции в порядке прямых производственных связей (в машиностроении), а также поставки в рамках ТНК.

1) ввоз из-за границы товаров, технологий для реализации на внутреннем рынке импортера, а также возмездное получение от иностранного импортера услуг производственного и потребительского назначения;

2) ввоз сырья, п/ф, узлов, деталей для переработки в данной стране и последующего вывоза за границу;

3) реимпорт — обратный ввоз из-за границы ранее вывезенных национальных товаров;

4) временный ввоз товаров на международные выставки, ярмарки, аукционы;

5) ввоз продукции в рамках ТНК.

Учет экспортных поставок осуществляется в ценах FOB; учет импортных поставок — в ценах CIF. Показатели оценки экспортно-импортных поставок имеют важное значение для определения количественных и качественных характеристик внешней и международной торговли, таких как:

— стоимостной и физический объем (товарооборот). Стоимостной объем внешней торговли — исчисляется за определенный период времени в текущих ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов. Различают номинальный и реальный стоимостные объемы международной торговли. Номинальный стоимостной объем международной торговли обычно выражается в долларах США в текущих ценах и поэтому сильно зависит от динамики обменного курса доллара к другим валютам. Реальный объем международной торговли представляет собой номинальный объем, конвертированный в постоянные цены с помощью дефлятора. Физический объем внешней торговли исчисляется в постоянных ценах и позволяет производить необходимые сопоставления и определять ее реальную динамику. Приведенные показатели рассчитываются всеми странами в национальной валюте и переводятся в доллары США для целей международного сопоставления.

— товарная структура, представляющая собой соотношение товарных групп в мировом экспорте. На сегодняшний день в мире насчитывается свыше 20 млн. видов выпускаемых изделий производственного и потребительского назначения, а число промежуточных изделий достигает фантастических масштабов. Кроме того, по оценкам Генерального соглашения оп тарифам и торговле/Всемирной торговой организации насчитывается более 600 видов услуг;

— географическая структура — представляет собой распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемыми либо по территориальному, либо по организационному признаку. Территориальная географическая структура — данные о международной торговле стран, принадлежащих к одной части света, либо к одной группе. Организационная географическая структура — данные о международной торговле между странами, принадлежащими к отдельным интеграционным и иным торгово-политическим группировкам, либо выделенными в определенную группу по тем или иным критериям (например, страны-экспортеры нефти).

Субъектами международной торговли выступают все государства мира, которые в зависимости от уровня их экономического развития подразделяются на группы: страны с развитой рыночной экономикой (24 страны с высоким уровнем доходов на душу населения, в т.ч. «большая семерка»), развивающиеся страны (132 страны с низким и средним уровнем доходов на душу населения) и страны с переходной экономикой (бывшие социалистические страны Восточной Европы и СССР).

Кроме того, в современных условиях усиление интернационализации производственной сферы мировой экономики, выдвигает в качестве одного из важнейших субъектов международной торговли транснациональные и многонациональные компании (ТНК и МНК). Так, в 90-е годы на внутрифирменную торговлю ТНК приходится более 40% международной торговли.

Развитие же интеграционных процессов предопределяет участие в качестве субъектов международной торговли интеграционных региональных группировок (например, Европейского Союза).

Таким образом, можно сделать вывод, что субъектами международной торговли выступают: страны мира; ТНК и МНК; региональные интеграционные группировки. В качестве объектов международной торговли выделяют продукты труда человека — товары и услуги.

Товар в широком смысле — это предмет, удовлетворяющий какую-либо общественную потребность и произведенный для обмена. В рамках этого определения товаром могут считаться и услуги.

В более узком понимании товар — это предмет труда человека, удовлетворяющий общественную потребность, произведенный для обмена и принимающий видимую и осязаемую форму.

1.3 Структура внешней торговли России в мировой экономике

Формой связи между производителями продукции разных стран выступает их внешнеторговая деятельность. Она предусматривает обмен товарами, услугами и капиталом между различными странами. Таким образом, под внешней торговлей понимают межрегиональный обмен товарами, услугами и капиталом (получение кредитов).

Развитие внешней торговли обусловлено тем, что она позволяет установить равновесие между излишками и дефицитом в хозяйстве отдельных стран. Ее роль в хозяйственном развитии стран, регионов, всего мирового сообщества постоянно возрастает. С одной стороны, внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста, а с другой — произошло заметное повышение зависимости стран от международного товарообмена.

В настоящее время структура внешней торговли России представлена следующими видами:

— экспорт;

— импорт;

— транзитная торговля: покупка за рубежом с одновременной продажей в третью страну;

— особые формы, например, реэкспорт или реимпорт товаров, прошедших облагораживание;

— производство по лицензии;

— кооперация;

— компенсационные сделки и т.д.

На развитие внешней торговли непосредственное воздействие оказывает ряд факторов, в том числе:

— углубление международного разделения труда и интернационализация производства;

— научно-техническая революция, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики, ускоряющая реконструирование старых;

— активная деятельность транснациональных корпораций на внешнем рынке;

— регулирование (либерализация) внешней торговли посредством мероприятий Всемирной торговой организации (ВТО);

— либерализация международной торговли, переход многих стран к режиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин путем образования свободных экономических зон;

— развитие процессов торгово-экономической интеграции: устранение региональных барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торговли и т д.

Следовательно, заинтересованность отдельных стран в расширении международных связей объясняется потребностями сбыта продукции на внешних рынках, а также необходимостью получения определенных товаров извне. Это обусловлено постоянно возрастающими масштабами активности и степени вовлеченности отдельных стран и регионов в процессы международного обмена.

В новых условиях необходимо обеспечить органичное расширение российского участия в системе международных экономических отношений и более полное использование возможностей международного разделения труда для решения, как внутренних задач страны, так и проблем совершенствования ее внешнеэкономических связей.

Перспективы такой эволюции обусловлены объективным характером повышения уровня взаимозависимости и взаимосвязи между национальными хозяйственными системами и процессами в сфере международных экономических связей.

По мнению многих экспертов, основой создания жизнеспособной экономики переходного периода в России следует считать ее открытость, имея в виду влияние конкуренции из-за рубежа. Именно в этих условиях мировой рынок прямо или косвенно влияет на формирование цен на отечественную продукцию, а у российских производителей остается такой выход, как повышение качества и конкурентоспособности продукции, расширение ее производства при снижении всех видов затрат[6].

Таким образом, структура внешней торговли России представлена  экспoртом, импортом, транзитной торгoвлей, а также другими особыми формами (реэкспортом или реимпортом товаров, кооперацией и др.).

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

1.                 Внешняя торговля — торговля между странами, состоящая из экспорта и импорта товаров и услуг, она осуществляется преимущественно через коммерческие сделки, оформляемые, внешнеторговыми контрактами и регулируется государством.

2.                 Международные экономические отношения — это определенный способ взаимодействия между хозяйственными субъектами разных стран по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Ведущей формой МЭО выступает международная торговля товарами (МТТ), на долю которой приходится 64% всех мирохозяйственных связей.

3.                 В процессе международной торговли возникает два направления товаропотоков — экспорт и импорт, которые имеют следующие виды: субъекты международной торговли выступают: страны мира; ТНК и МНК; региональные интеграционные группировки. Объекты международной торговли — продукты труда человека — товары и услуги.

4.                 Структура внешней торговли России представлена экспортом, импортом, транзитной торговлей, особыми формами (реэкспорт, реимпорт), производством по лицензии, кооперацией, компенсационными сделками.

Глава 2.Анализ внешней торговли России на современном этапе

2.1. Динамика внешней торговли России

По данным таможенной статистики, внешнеторговый оборот Российской Федерации d 2020 году товарооборот России составил 567 823 млн долл. США, уменьшившись на 14,81% (98 734 млн долл. США) по сравнению с 2019 годом.

Экспорт России в 2020 году составил 336 394 млн долл. США, уменьшившись на 20,43% (86 383 млн долл. США) по сравнению с 2019 годом.Импорт России в 2020 году составил 231 430 млн долл. США, уменьшившись на 5,07% (12 351 млн долл. США) по сравнению с 2019 годом. Сальдо торгового баланса России в 2020 году сложилось положительное в размере 104 964 млн долл. США. По сравнению с 2019 годом положительное сальдо уменьшилось на 41,36% (74 032 млн долл. США). [7].

В структуре экспорта России в 2020 году (и в 2019 году) основная доля поставок пришлась на следующие виды товаров:

Минеральные продукты (коды ТН ВЭД 25-27) - 51,19% от всего объема экспорта России (в 2019 году – 63,33%);

Металлы и изделия из них (коды ТН ВЭД 72-83) - 10,37% от всего объема экспорта России (в 2019 году – 8,87%);

Драгоценные металлы и камни (код ТН ВЭД 71) - 9,03% от всего объема экспорта России (в 2019 году – 3,61%);

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё (коды ТН ВЭД 01-24) - 8,80% от всего объема экспорта России (в 2019 году – 5,85%);

Продукция химической промышленности (коды ТН ВЭД 28-40) - 7,11% от всего объема экспорта России (в 2019 году – 6,39%);

Машины, оборудование и транспортные средства (коды ТН ВЭД 84-90) - 5,73% от всего объема экспорта России (в 2019 году – 5,32%);

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия (коды ТН ВЭД 44-49) - 3,68% от всего объема экспорта России (в 2019 году – 3,02%).

Наибольший прирост экспорта России в 2020 году по сравнению с 2019 годом зафиксирован по следующим товарным группам:

Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты (код ТН ВЭД 71) - рост на 15 101 млн долл. США;

Злаки (код ТН ВЭД 10) - рост на 2 204 млн долл. США.

Наибольшее сокращение экспорта России в 2020 году по сравнению с 2019 годом зафиксировано по следующим товарным группам:

 

Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные (код ТН ВЭД 27) - сокращение на 95 523 млн долл. США;

Черные металлы (код ТН ВЭД 72) - сокращение на 2 134 млн долл. США;

Удобрения (код ТН ВЭД 31) - сокращение на 1 397 млн долл. США;

Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности (код ТН ВЭД 87) - сокращение на 1 201 млн долл. США;

Органические химические соединения (код ТН ВЭД 29) - сокращение на 1 197 млн долл. США;

Продукты неорганической химии; соединения неорганические или органические драгоценных металлов, редкоземельных металлов, радиоактивных элементов или изотопов (код ТН ВЭД 28) - сокращение на 1 174 млн долл. США;

Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности (код ТН ВЭД 85) - сокращение на 1 169 млн долл. США.

2.2. Географическая структура внешней торговли

В географической структуре внешней торговли России основными партнерами — торговые контрагентами — остаются промышленно развитые страны. Их доля в российском товарообороте составляет более 60%.

Эти страны являются главными потребителями топливно-энергетических и сырьевых товаров, составляющих основу экспорта России в страны дальнего зарубежья. Страны Западной Европы, США и Япония сохраняют свою роль главных поставщиков современного оборудования, передовой технологии, продовольственных товаров, необходимых для российской экономики.

В географической структуре внешней торговли России можно отметить повышение роли стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, в первую очередь Китая, новых индустриальных государств Юго-Восточной Азии. Среди стран СНГ основными внешнеторговыми партнерами являются Белоруссия, Казахстан и Украина, на долю которых приходится 13,1% внешней торговли со странами СНГ. Об этом сообщается в мониторинге, размещенном на официальном сайте МЭРТ[11].

Торговый баланс сводится с возрастающим положительным сальдо, которое в основном обеспечивается в торговле сырьем и полуфабрикатами с развитыми странами. Баланс в торговле услугами отрицательный. Он образуется в основном по статье туризма.

Доля РФ в мировой торговле сократилась. В мировом экспорте она равнялась 1,8 % в 2004 году против 2,7 % в 1991-м. По размерам внешнеторгового оборота страна занимает 13-е место в мире. В 2000-е годы внешнеторговый оборот развивался умеренными темпами, увеличившись в долларовом выражении в 1,2 раза.

Положение РФ в системе внешнеторговых связей не улучшилось. Сырьевая структура промышленного производства, нарастание технологического отставания, износа производственного оборудования снижают конкурентоспособность. В большинстве экспортных отраслей российской промышленности издержки производства на единицу продукции выше, чем в странах – ведущих поставщиках минерального сырья и полуфабрикатов. По показателям общественной производительности РФ значительно уступает Бразилии – в 1,6 раза, Саудовской Аравии – в 5,8 раза, ЮАР – в 1,2 раза.

Развитие производства предопределило изменение товарной структуры внешней торговли. В ее структуре преобладают сырье и полуфабрикаты – товары с низкой добавленной стоимостью.

Свыше половины объема экспорта составляют энергетические товары, металлы. Доля машин снизилась до 8 % стоимостного объема экспорта, при этом на вооружение приходится 2/5 стоимости машин и оборудования. Доля продукции обрабатывающей промышленности в российском экспорте в 2,5 раза, а машин и оборудования – в 4 раза ниже общемирового уровня.

На международных рынках высокотехнологичных товаров место РФ заметно только в экспорте оружия и военной техники, в поставках оборудования для АЭС.

Энергосырьевая направленность экспорта предопределяет значительную зависимость торгового и платежного балансов страны от колебаний цен на сырьевые товары на международных рынках.

РФ выступает крупнейшим поставщиком на внешние рынки никеля – 27 %, необработанной древесины – 23 %, природного газа – 18 %, минеральных удобрений, стали, сырой нефти и нефтепродуктов, алюминия – 7–10 %, а также оружия и военного снаряжения – 30 %. По отдельным товарам поставки из РФ занимают важное место во внутреннем спросе ряда стран-импортеров.

В структуре импорта машины и оборудование составляют крупнейшую позицию – 41,2 %. Значительное место занимают сельскохозяйственные продукты – 18,3 % и химические товары (16 %). В целом структурные изменения во внешней торговле связаны с увеличением доли сырья, малообработанных товаров и товаров широкого потребления.

Таким образом, в географической структуре внешней торговли России основными партнерами — торговые контрагентами – как были, так и остаются промышленно развитые страны, а ихдоля в российском товарообороте составляет более 60%.Что касается доли РФ в мировой торговле то она существенно сократилась.

2.3. Исследование торгового баланса РФ

Рассмотренные изменения в отраслевой структуре в определенной мере вызывались сдвигами в географическом направлении внешней торговли. Основные торговые контрагенты – развитые страны, на которые приходится более 60 % российского торгового оборота. Доля периферийных стран сократилась. Среди развитых стран основными рынками сбыта российских товаров являются страны ЕС – 51 % и США – 5 %. В Западной Европе крупнейшим потребителем российской продукции выступают Германия – 8–10 % и Нидерланды. У ведущих западных контрагентов торговый оборот с РФ составляет незначительную величину их внешней торговли – 0,1–0,8 %, только у ФРГ и Италии этот показатель превышает 1,5 %.

Торговый баланс сводится с возрастающим положительным сальдо, которое в основном обеспечивается в торговле сырьем и полуфабрикатами с развитыми странами. Баланс в торговле услугами отрицательный. Он образуется в основном по статье туризма[12].

Таким образом, проведенная оценка состояния внешнеторговой деятельности России на международном рынке, в том числе и инновационных технологий, позволяет сделать следующие выводы:

1. не устранены такие острые проблемы, как правовое обеспечение охраны национальной инновационной собственности в стране и за ее пределами; необходимо создание наиболее благоприятных условий для производства и внешнеторгового обмена инновационными технологиями;

2. на низком уровне использование инструментов пресечения недобросовестной конкуренции на рынке инновационных технологий; не соблюдается антимонопольное законодательство и мн. др.

Глава 3.Перспективы развития внешней торговли России

3.1. Основные направления развития внешней торговли России

Перспективные пути решения проблем, связанных с инноватизацией ВТД, как нам представляется, заключается в дифференциации отраслей российского НХК по уровню подготовленности к внедрению инновационных технологий и по объективной возможности увеличения объемов производства инновационной продукции, ориентированной на экспорт. В связи с этим представляется рациональной группировка отраслей в однородные группы, которые, если рассматривать ВТД, с позиции государственного инновационного регулирования ВТД, можно сформировать в три группы.

В первую группу можно включить сырьевые отрасли, которым необходима государственная поддержка для обеспечения глубокой переработки сырья и дальнейшего закрепления не на сырьевом, а на международном рынке инновационных технологий. Это могут быть следующие отрасли: топливно-энергетическая, металлургическая, алмазная, химическая и лесная.

Во вторую группу целесообразно включить отрасли, продукция которых имеет потенциальную конкурентоспособность на мировом инновационном рынке. Например, авиационную и ракетно-космическую, атомную, энергомашиностроительную, деревообрабатывающую, электротехническую, медицинской и лазерной техники и технологий, тяжелого станкостроения, биотехнологическую, целлюлозно-бумажную отрасли. Основная особенность отраслей этой группы состоит в том, что они нуждаются в государственной поддержке, чтобы обеспечить выход на мировой рынок инновационных технологий.

В третью группу могли бы войти отрасли, которые ориентированы в основном на внутренний рынок: легкая и пищевая промышленность, автомобилестроение, дорожное, транспортное и сельхозмашиностроение, текстильная промышленность. Для обеспечения инновационного развития, высокого уровня конкурентоспособности по отношению к импортной высокотехнологичной продукции, они нуждаются в государственной поддержке, но на внутреннем рынке.

Таким образом, мы можем утверждать, что именно дифференцированный подход к обеспечению инновационного развития товаропроизводителей может повысить уровень конкурентоспособности высокотехнологичных отечественных товаров и услуг как на мировом рынке, так и на внутреннем рынке инноваций.

Емкость международного рынка инновационных технологий, наукоемких товаров и услуг составляют более 1 трлн.дол., что позволяет России иметь свой сегмент этого рынка, который соответствует ее научному потенциалу, уровню инновационного развития экспортного потенциала. Россия должна развивать внешнеторговые связи только на правах равного партнера, постоянно увеличивая свой сектор на мировом инновационном рынке. В настоящее время Россия занимает положение периферийной страны, у которой сырьевой экспорт стал решающим фактором развития национальной экономики. Удельный вес товаров ТЭК в России составляет более 60%, что свидетельствует о ярко выраженной специализации российского экспорта, включающей сырье и товары низкой степени переработки.

Россия входит в лидирующую группу среди стран периферийного типа, в составе которой: Ангола, Экваториальная Гвинея, Конго, Катар, Габон, ОАЭ, Нигерия, Саудовская Аравия, Алжир, Ливия, Оман, Кувейт, Азербайджан, Бруней, Папуа – Новая Гвинея, Венесуэла, Норвегия, Иран, Казахстан.

Специалисты Института прогнозирования РАН прогнозируют, считают, что существует региональная опасность формирования модели экономики периферийного типа в России уже к концу 2015 г. Поэтому остается год, чтобы изменить эту ситуацию и выйти на путь устойчивого развития. Вместе с тем, следует учесть, что значительная часть российских высокотехнологичных разработок находится на стадии поиска «ноу-хау» или опытных образцов. На сегодня в России нет необходимых условий для массового производства высокотехнологичных товаров технологий. Для этого требуются значительные госкапвложения, которые необходимо найти в самое ближайшее время. Следует учесть, как положительный фактор в решении проблемы выхода из периферийной группы, то, что Россия является мировым лидером в разработке ряда фундаментальных научных проблем в области математики, физики, информатики, медицины, физиологии, химии, а также в областях, связанных с разработками наноматериалов, лазерной и криогенной, аэрокосмической и военной техники, телекоммуникаций и средств связи. Учитывая вышеизложенное, при формировании и реализации механизма государственной поддержки развития научно-технической сферы может быть целесообразным концентрация усилий на тех направлениях научных исследований и разработок, в которых уже имеется необходимый инновационный потенциал. Следовательно, господдержка в научно-технической сфере должна быть для обеспечения инновационного развития экспорта:

— Информационные технологии и электроника. Инновационные разработки в этой области отличаются высоким качеством, низкой капиталоемкостью, что обеспечивает эффективность выхода на мировые рынки высоких технологий. Наиболее вероятные перспективы завоевания ведущих позиций на мировом рынке у разработок в области нейроинформатики, математического моделирования. Кроме того, представляют основу создания новейших компьютерных моделей в атомной энергетике, экономике, экологии, социальной сфере, а также формирования интеллектуальных программных систем, распознающих и оценивающих объекты в случаях неструктурированных, неформализованных и нечетких исходных данных. Высокой научно-практической значимостью обладают новые вычислительные системы, которые обеспечивают сотни триллионов операций в секунду. Они имеют особую ценность при решении научных задач в ядерной энергетике, аэродинамике, метеорологии и т.д.

— Интегрированные информационно – телекоммуникационные системы. Используя отечественные технологии и элементную базу эти системы позволяют обеспечить многократное увеличение потенциала телекоммуникационных систем, и при этом значительно поднять технологический уровень производственных процессов.

— Инновационные технологии, продукты, товары, услуги. Наиболее значимым экспортным потенциалом в этой области имеют: лазерная техника, имеющая широкий диапазон использования в медицине, космических и оборонных целях, машиностроении; технологии глубокой переработки полезных ископаемых; электронно ионноплазменные технологии, которые позволяют обеспечить новый способ нанесения биметаллических и металлокерамических покрытий; мехатронные модули вращательных и линейных перемещений на базе комплексного использования средств прецизионной механики, электроники и электротехники. Инновационные химические продукты и материалы. В частности, получение полимеры и композиты, конструкционных полимерных материалов – сверхпрочных и термостойких смесей и сплавов пластмасс, углеродных космических материалов и др., а также синтетических сверхтвердых материалов и интерматаллидов, гомогенных биокатализаторов, редчайших видов мембран.

— Технологии живых систем. К ним следует системы жизнеобеспечения человека в экстремальных условиях, которые имеют особую ценность, например, в обеспечении жизнедеятельности в космических полетах и др. Транспорт. В этой области значимость имеют новые образцы авиационной техники на основе использования модернизиро­ванных газотурбинных двигателей, нетрадиционные транспортные схемы и некоторые виды морских и судо­строительных технологий, навигационные системы. К числу важнейших разработок в сфере гражданского транспорта, которые в ближайшей перспективе могут быть использованы разработки высокоскоростного железнодорожного, морского и речного транспорта, вертолетов, интермодальные перевозки, новые технологии организации движения.

— Энергетика и топливо. Главную роль в экспорте инновационных энергетических технологий играют созданные новейшие образцы, обеспечивающие в кратчайшие сроки ввода в серийное производство блоков атомных электростанций нового поколения, совершенствование топливного цикла при утилизации оборудования АЭС, регенерации отработанного ядерного топливо, утилизации и захоронению радиоактивных отходов. Вооружение. Россия – занимает лидирующие позиции среди немногих стран, которые могут конструировать, и производить сверхсложные технические системы, используемые в вооружении. В настоящее время — это основа российских экспортных контрактов на поставки систем вооружения, например, в КНР и Индию.

Таким образом, можно сделать вывод, что дифференцированный подход к обеспечению инновационного развития товаропроизводителей может повысить уровень конкурентоспособности высокотехнологичных отечественных товаров и услуг как на мировом рынке, так и на внутреннем рынке инноваций.

3.2. Мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности

Прежде, чем остановится на мероприятиях, содействующих развитию внешнеторговой деятельности Российской Федерации, следует обратиться к прогнозу развития данной деятельности.

Внешнеторговая деятельность России с учётом таких факторов как сложные отношения России с зарубежными странами, введённые западными странами санкции, снижение цен на нефть, события на Ближнем востоке не может в своём развитии рассчитывать на улучшение показателей в ближайшие годы. Делая прогноз на 2020-2022 годы в данном направлении, не стоит сбрасывать со счетов то, что сырьевая направленность российского экспорта, недостаточно развитая торговля продукцией обрабатывающей промышленности, введенные санкции — это реальность, которая будет сохраняться неопределённый, но в рамках прогноза продолжительный период.

И эти условия отрицательно скажутся на росте экспорта и импорта. Значительно осложнит ситуацию и конкуренция на внешних рынках. Тем не менее, сырьевая структура экспорта не изменится и практически в том виде, в котором есть сейчас, сохранится к 2022 году, несмотря на достаточно невысокие цены на нефть. В 2021 году экспорт уменьшится с 512 млрд. долларов США в 2020 году до 495 млрд. долларов США в 2021 году.

Товарная структура, как уже было сказано, сохранится – лидирующую долю будет занимать нефть, газ, черные металлы. Однако небольшие сдвиги все же произойдут, доля нефти и газа снизится в пользу металлов и других товаров.

Среди основных торговых направлений, Россия не сможет полноценно наращивать объемы торговли с СНГ (во многом из-за российско-украинского кризиса). Снизится торговля и с большинством стран дальнего зарубежья, за исключением Китая, Кореи, Индии[16].

Опираясь на вышеприведенный прогноз, можно определить основные мероприятия, содействующие развитию внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Правительством Российской Федерации 15 апреля 2014 года было принято Постановление № 330 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности».

Целью программы является усиление позиций Российской Федерации в глобальной экономике, улучшение качественных параметров внешнеэкономической деятельности, повышение вклада внешнеэкономической сферы в решение задач модернизации национального хозяйства.

К задачам программы относятся:

— мобилизация возможностей и преимуществ международного экономического сотрудничества для продвижения интересов Российской Федерации на мировом рынке,

— обеспечения устойчивого, инновационно ориентированного развития национальной экономики;

— максимально полное раскрытие потенциала экономической интеграции в рамках Евразийского экономического союза в интересах ускорения социально-экономического развития Российской Федерации и других государств — членов Евразийского экономического союза;

— формирование системы институтов и механизмов развития внешнеэкономической деятельности, обеспечивающих конкурентоспособные условия деятельности российских компаний на мировом рынке;

— совершенствование системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации и в рамках Таможенного союза для эффективной защиты экономических интересов Российской Федерации и других государств — членов Таможенного союза в процессе дальнейшей интеграции в систему мирового хозяйства;

— совершенствование нормативного регулирования в сфере таможенных правоотношений, а также совершенствование правоприменительной практики, в том числе в целях снижения рисков функционирования единой таможенной территории Таможенного союза;

— повышение эффективности функционирования системы пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации с учетом задач развития внешнеэкономической деятельности.

Данная программа включает в себя ряд подпрограмм:

— подпрограмма 1 «Реализация приоритетных направлений внешнеэкономической деятельности в процессе международного экономического сотрудничества»;

— подпрограмма 2 «Формирование Евразийского экономического союза»;

— подпрограмма 3 «Создание национальной системы поддержки развития внешнеэкономической деятельности»;

— подпрограмма 4 «Совершенствование системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности»;

— подпрограмма 5 «Совершенствование таможенной деятельности»;

— подпрограмма 6 «Обеспечение развития системы пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для осуществления внешнеэкономической деятельности».

Сфера реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» охватывает все значимые вопросы развития и регулирования внешнеэкономической деятельности, включая:

— двустороннее, региональное и многостороннее экономическое сотрудничество Российской Федерации с зарубежными странами;

— развитие экономической интеграции в формате Таможенного союза и Единого экономического пространства с перспективой формирования Евразийского экономического союза;

— существующие и проектируемые институты и механизмы развития внешнеэкономической деятельности;

— систему государственного регулирования внешнеэкономической деятельности с учетом отнесения широкого круга вопросов внешнеэкономического регулирования к предмету регулирования законодательства Таможенного союза;

— развитие таможенной деятельности, таможенно-логистической инфраструктуры и системы таможенного администрирования;

— функционирование системы пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации с учетом расширения внешнеэкономической деятельности.

Участие государства в развитии внешнеэкономической деятельности заключается в создании благоприятных условий для ее развития на национальном (система поддержки и регулирования внешнеэкономической деятельности) и межгосударственном (в рамках сотрудничества с зарубежными странами, участия в региональных интеграционных объединениях, международных организациях и форумах) уровнях.

Приоритеты государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности определены в соответствии со стратегическими документами и включают:

— формирование (через институты, механизмы и инструменты международного экономического сотрудничества) необходимых и достаточных условий для достижения стратегических целей Российской Федерации в мировой экономике и повышения вклада внешнеэкономической сферы в решение задач инновационно ориентированной модернизации национального хозяйства;

— создание интегрированного Евразийского экономического пространства (единого рынка) государств — членов Евразийского экономического союза, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы;

— создание конкурентоспособной (по сравнению с лучшей зарубежной практикой) и доступной для широкой массы предпринимателей национальной системы институтов и механизмов развития внешнеэкономической деятельности;

— формирование системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, эффективно обеспечивающей национальные интересы и интересы российского бизнеса в процессе международного экономического сотрудничества с учетом изменившихся условий внешней среды. Реализация данного приоритета тесно связана с осуществлением наднациональных полномочий в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности Евразийской экономической комиссией, эффективностью механизма выработки и принятия решений в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства и степенью влияния Российской Федерации на эти процессы;

— эффективное обеспечение интересов участников внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и Таможенного союза в целом в сфере экономики и безопасности систем таможенного администрирования и пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации в целях обеспечения реализации Программы осуществляют деятельность по следующим направлениям:

— разработка и реализация во взаимодействии с уполномоченными федеральными органами программ развития внешнеэкономической деятельности;

— оказание поддержки деятельности организациям инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;

— разработка и осуществление организационных и иных мероприятий, мер и механизмов в интересах региональных участников внешнеэкономической деятельности;

— создание и поддержка региональных информационных ресурсов для участников внешнеэкономической деятельности;

— содействие наращиванию региональных компетенций в сфере внешнеэкономической деятельности, в том числе путем организации программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере внешнеэкономической деятельности на базе высших учебных заведений и тренинговых центров, расположенных в субъектах Российской Федерации;

— содействие развитию на региональном уровне общественного диалога по вопросам развития внешнеэкономической деятельности в целях совершенствования мер, механизмов и инструментов поддержки внешнеэкономической деятельности, распространения лучших практик в сфере внешнеэкономической деятельности;

— содействие формированию региональных объединений производителей и экспортеров для выработки консолидированной позиции регионального бизнеса по вопросам развития внешнеэкономической деятельности;

— содействие повышению эффективности использования средств федерального бюджета, выделяемых на развитие внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации;

— осуществление координации деятельности различных организаций и программ в сфере развития внешнеэкономической деятельности на территории субъектов Российской Федерации в целях получения синергического эффекта и избежания нецелесообразного дублирования функций, мер и механизмов по развитию внешнеэкономической деятельности.

Принятая программа рассчитана на 6 лет. Ее реализация позволит в первую очередь:

— совершенствовать экспортную специализацию РФ;

— снизит долю машин, оборудования и транспортных средств в экспорте товаров;

— приведет к увеличению в 1,5 раза числа организации — экспортеров товаров

— существенно повысит место Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка;

— улучшит условия и параметры международного экономического сотрудничества для Российской Федерации;

— приведет к выходу на качественно новый уровень торгово-экономического сотрудничества со странами Содружества Независимых Государств, Европейского союза, Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества, Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, с Бразилией, Индией, Китаем и Южно-Африканской Республикой в рамках реализации модернизационной и проинтеграционной повестки развития отношений;

— увеличит объемы торговли Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза и Единого экономического пространства несырьевыми товарами и услугами;

— приведет к формированию динамичного и эффективного регионального интеграционного объединения с участием Российской Федерации — Евразийского экономического союза, базирующегося на полномасштабной системе межгосударственных соглашений, наднациональных и межгосударственных институтов.

Исходя из  вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

1. Ситуацию на внешнеполитической арене осложняют отношения России с зарубежными странами, введённые западными странами санкции, снижение цен на нефть, события на Ближнем востоке и мн. др.

2. В целях развития внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Правительством Российской Федерации 15 апреля 2014 года было принято Постановление № 330 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности».

3. К приоритетным мероприятиям государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности, определенными в соответствии со стратегическими документами, относятся:

— во-первых, формирование необходимых и достаточных условий для достижения стратегических целей Российской Федерации в мировой экономике и повышения вклада внешнеэкономической сферы в решение задач инновационно ориентированной модернизации национального хозяйства;

— во-вторых, создание интегрированного Евразийского экономического пространства (единого рынка) государств — членов Евразийского экономического союза, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы;

— в-третьих, создание конкурентоспособной (по сравнению с лучшей зарубежной практикой) и доступной для широкой массы предпринимателей национальной системы институтов и механизмов развития внешнеэкономической деятельности;

— в-четвертых, формирование системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, эффективно обеспечивающей национальные интересы и интересы российского бизнеса;

— в-пятых, эффективное обеспечение интересов участников внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и Таможенного союза в целом.

Субъекты Российской Федерации в целях обеспечения реализации Программы также осуществляют деятельность по основным направлениям развития внешнеэкономической деятельности.

Заключение

Происходящие во внешнеэкономическом комплексе России преобразования коренным образом меняют и облик российской экономики. Значение этих перемен важно с точки зрения их воздействия на взаимоотношения Российской Федерации с Европейским союзом, США, странами Центральной и Восточной Европы, а в конечном итоге — и на всю систему международных экономических отношений.

Сфера внешнеэкономической торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа. Нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам.

В условиях неопределенной ситуации на внешнеполитической арене, осложняющих отношения России с зарубежными странами, введёнными западными странами санкциями, снижением цен на нефть, событиями на Ближнем востоке и многим другим возникла необходимость приятия определенных мер для «оживления» внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности.

Так, в целях развития внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Правительством Российской Федерации 15 апреля 2014 года было принято Постановление № 330 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности».

К приоритетным мероприятиям государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности, определенными в соответствии со стратегическими документами, относятся:

— формирование необходимых и достаточных условий для достижения стратегических целей Российской Федерации в мировой экономике и повышения вклада внешнеэкономической сферы в решение задач инновационно ориентированной модернизации национального хозяйства;

— создание интегрированного Евразийского экономического пространства (единого рынка) государств — членов Евразийского экономического союза, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы;

— создание конкурентоспособной (по сравнению с лучшей зарубежной практикой) и доступной для широкой массы предпринимателей национальной системы институтов и механизмов развития внешнеэкономической деятельности;

— формирование системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, эффективно обеспечивающей национальные интересы и интересы российского бизнеса;

— эффективное обеспечение интересов участников внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и Таможенного союза в целом.

Субъекты Российской Федерации в целях обеспечения реализации Программы также осуществляют деятельность по основным направлениям развития внешнеэкономической деятельности.

Принятая программа рассчитана на 6 лет. Ее реализация позволит в первую очередь:

— совершенствовать экспортную специализацию РФ;

— снизит долю машин, оборудования и транспортных средств в экспорте товаров;

— приведет к увеличению в 1,5 раза числа организации — экспортеров товаров

— существенно повысит место Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка;

— улучшит условия и параметры международного экономического сотрудничества для Российской Федерации;

— приведет к выходу на качественно новый уровень торгово-экономического сотрудничества со странами Содружества Независимых Государств, Европейского союза, Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества, Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, с Бразилией, Индией, Китаем и Южно-Африканской Республикой в рамках реализации модернизационной и проинтеграционной повестки развития отношений;

— увеличит объемы торговли Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза и Единого экономического пространства несырьевыми товарами и услугами;

— приведет к формированию динамичного и эффективного регионального интеграционного объединения с участием Российской Федерации — Евразийского экономического союза, базирующегося на полномасштабной системе межгосударственных соглашений, наднациональных и межгосударственных институтов.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. [Текст]: (с изм. от 25.03.2004 г., поправками от 30.12.2008 г.) // Российская газета. – 2009.– 21 января;
2. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 09.07.1999, № 135-ФЗ // Собрание Законодательства РФ.- М., 1999, №135.;
3. Основные направления государственной инвестиционной политики РФ в сфере науки и технологий [Текст]: Постановление правительства РФ от 11.12.2002 г., № Пр-1764. — М., 2002.;
4. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности [Текст]: Федеральный Закон РФ от 03.10.1995 № 157 – ФЗ // Российская газета. – 1995, 24 окт. (в ред. от 28.07.2012, №137-ФЗ. – М., 2012) – Режим доступа: www.inservice.ru/documens/gosregulation.;
5. О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации [Текст] // Собрание Законодательства РФ.- М., 2000, №39.;
6. О таможенном регулировании в Российской Федерации [Текст]: Федеральный Закон от 27.01.2010, №311-ФЗ // Собрание Законодательства РФ.- М., 2010, №105.;
7. Об экспортном контроле: Федеральный Закон от 30.12.2001, №196-ФЗ // Собрание Законодательства РФ.- М., 2001.;
8. О таможенном тарифе [Текст]: Федеральный Закон от 21.05.1993, № 5003-1-ФЗ // Собрание Законодательства РФ.- М., 1999.;
9. Аганбегян, А. О месте экономики России в мире (по новым данным о международном сравнении валового внутреннего продукта) [Текст] / А. Аганбегян // Вопросы экономики. – 2011. – №8 – С. 43-55.;
10. Бабурин, В.Л. Инновационные циклы в российской экономике [Текст] / В.Л. Бабурин.- М.: КРАСАНД, 2010. – 216 с.;
11. Багриновский, К.А. Механизмы технологического развития экономики России [Текст] / К.А. багриновский, М.А. Бендников, Е.Ю. Хрусталев. — М.: Наука, 2003. – 376 с.;
12. Бажанов, Е.П. Актуальные проблемы международных отношений. Избранные труды: в 3 т. [Текст] / Е.П. Бажанов – М.: Науч.кн., 2002. – 280 с.
13. Балабанов, И.Т. Внешнеэкономические связи [Текст] / И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 544 с.;
14. Балабанов, В.И. Нанотехнологии. Наука будущего [Текст] / В.И. Балабанов. — М.: Эксмо, 2009. — 256 с.;
15. Барковский, А.М. Внешнеэкономическая политика России в глобальном экономическом пространстве // Россия и современный мир. – 2005. — №3. – С.23-39.;
16. Баринов, В.А. Внешнеэкономическая деятельность [Текст] / В. А. Баринов. – ИНФРА – М, 2006. – 365 с.;
17. Бабин, Э.П. Основы внешнеэкономической политики [Текст] / Э.П. Бабин. — М.: Экономика, МИКО «Коммерческий вестник», 2007.;
18. Васин, В.А. Международное научно-техническое сотрудничество как взаимодействие национальных инновационных систем [Текст] / В.А. Васин, Л.Э. Миндели. – М., 2010.;
19. Гранберг, А.Г. Моделирование пространственного развития национальной и мировой экономики: эволюция подходов // Регион: экономика и социология. 2007.;
20. Друкер, П.Ф. Задачи менеджмента в XXI в. [Текст] / П.Ф. Ждукер. – М.: «Вильямс», 2007;
21. Долгов, С.И. Глобализация экономики. Новое слово или новое явление [Текст] / С.И. Долгов. — М.: Экономика, 2005. — С.271.;
22. Евдокимов А.И. Международные экономические отношения. -М.: ТК Велби, 2006.;
23. Егорова, Е.М. Перспективы совершенствования международной инновационной специализации России [Текст] // Научно-правовое обеспечение развития инновационной экономики и модернизации промышленной политики России: Матер. междунар. науч. – практ. конф. – Израиль. – 2012. – C.172-182.;
24. Егорова, Е.М. Современные особенности развития внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов РФ [Текст] // Российская экономика от кризиса к модернизации: Матер. междунар. науч. – практ. конф. – Краснодар. – 2010. – С.64-66.;
25. Егоров, М.В. Основы управления и регулирования внешнеэкономической деятельности. — Международная экономика. Вып.1.: Монография.- Краснодар: Экоинвест, 2010, — С.44-60.;
26. Ишханов, А.В. Сущность и многообразие форм межстрановых конкурентных отношений [Текст] // Финансы и кредит. – М., 2004. — №2.- С.48-54.;
27. Кондратьев, Н.Д. Проблемы экономической динамики [Текст] / Н.Д. Кондратьев. – М.: Экономика. — 1989.- 526с.;
28. Корниенко, О. Международная экономика [Текст] / О. Корниенко. – Феникс, 2008. – 289 с.;
29. Курдов, В.М. Мировая экономика [Текст] / В. М. Кудров. – М.: ОАО «Издательство Экономика», 2009. – 377 с.;
30. Кретов, И.И. Внешнеторговое дело [Текст] / И.И. Кретов, К.В. Садченко. – М.: Дело и Сервис, 2006 – 400 с.;
31. Краснов, Л.В. Проблемы развития внешней торговли России на современном этапе [Текст] // Проблемы прогнозирования. 2009. № 6. С.28-41
32. Кузякин, А.П., Семичев М.А. Мировая экономика [Текст] / А.П. Кузякин, М.А. Семичев. — М.: ТК Велби, Проспект, 2006.;
33. Ласкин, Г.А., Ленчук, Е.Б, Промышленно-инновационная политика России в условиях глобализации [Текст] // ЭКО. – 2007. — №6. – С. 32-44.;
34. Линдерт, П.Х. Экономика мирохозяйственных связей: монография [Текст] / П.Х. Линдерт; Пер. с анг. О.В. Богачевой, О.В. Ивановой, А.А. Конопляник др.; Общ.ред и предисл. О.В. Ивановой. — М.: Прогресс, 1992.-520 с.;
35. Милгром, П., Робертс Дж. Экономика, организация и менеджмент: В 2-х Т [Текст] / П. Милгром, Дж. Робертс.- СПб.: Экономическая школа, 2009.;
36. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран [Текст] / Под ред.В.П. Колесова и М.Н. Осьмовой. — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2007.;
37. Полянчева, А.Г. Исследование зарубежного опыта управления научно-технологическим развитием и оценка эффективности его использования в российских условиях [Текст] // Менеджмент в Росии и за рубежом, 2009. – №2, С.34-40.;
38. Портер, М. Международная конкуренция [Текст] / М. Портер. – СПб, 2000.;
39. Преодоление инновационного отставания России [Текст] // Материалы Хельсинского семинара ОЭСР, 2005. – М., 2005.;
40. Прокушев, Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность [Текст] / Е.Ф. Прокушев. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. – 500 с.;
41. Рейтинги инновационного развития регионов России [Текст]// «Капитал страны». – Режим доступа: http://www.kapital-rus.ru/articles/article/2574.;
42. Ростовский, Ю.М. Внешнеэкономическая деятельность [Текст] / Ю.М. Ростовский, В.Ю. Гречков. – М.: Магистр, 2010. – 591 с.;
43. Седов, К.Б. Международная коммерческая деятельность России в сфере наукоемких услуг и технологий [Текст] // Внешнеэкономический бюллетень. – 2008. — №12. – С.36-45.;
44. Семенихин, В.В. Экспорт и импорт товаров, услуг, интеллектуальной собственности: практическое руководство [Текст] / В.В. Семенихин. – М.: ЭКСМО, 2009. – 432 с.;
45. Сергеев П.В. Мировая экономика в вопросах и ответах [Текст] / П.В. Сергеев. — Спб.: Питер, 2006.;
46. Спиридонов И.А. Мировая экономика [Текст] / И.А. Спиридонов.- М.: ТК Велби, 2007.;
47. Супян В.Б. Экономика США. — СПб.: Питер, 2005.;
48. Таможенная статистика внешней торговли [Электронный ресурс] // Федеральная Таможенная служба. – Режим доступа: http://www.customs.ru/.;
49. Фалькович Е.Б. Мировая экономика: учебник для вузов [Текст] / Е.Б. Фалькович, А. Ф. Шишкин, Н. В. Шишкина. – Академический проект, 2008. – 601 с.;
50. Фишер, П. Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности [Текст] / П. Фишер. – М., 1999. – 512 с.;
51. Хлунов, А.В. Государственно-частное партнерство как механизм реализации государственной инновационной политики Российской Федерации [Текст] // Инновации. – 2010. — №1. – С.7-10.;
52. Чидарьян, С.А., Егорова Е.М. Инновационно – инвестиционные аспекты внешнеэкономической деятельности [Текст] // Экономика устойчивого развития. – 2013. — №13. –С.244-249.;
53. Шишаев А.И. Регулирование международной торговли товарами [Текст] / А.И. Шишаев. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2008.;
54. Щебарин Ю. А. Мировая экономика: учебник [Текст] / Ю. А. Щебарин. – ЮНИТИ – ДАНА, 2006. – 169 с.;
55. Министерство экономического развития РФ. – Режим доступа: www.economy.gov.ru.;
56. Федеральная служба государственной статистики РФ. — Режим доступа: www.gks.ru.;
57. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). — Режим доступа: www.oecd.org.;
58. Федеральная таможенная служба РФ. — Режим доступа: www.gks.ru.;
59. Портал внешнеэкономической информации МЭР РФ. — Режим доступа: www.ved.gov.ru.


 

КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: «Экономическая теория»

КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: «Экономическая теория»

Введение Актуальность темы исследования

Введение Актуальность темы исследования

Решение проблем инноватизации ВТД в

Решение проблем инноватизации ВТД в

России, формирования инструментарного обеспечения реализации механизма инноватизации национального экспорта определили выбор данной темы

России, формирования инструментарного обеспечения реализации механизма инноватизации национального экспорта определили выбор данной темы

Структура работы : курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы

Структура работы : курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы

Развитие товарного производства и рыночной экономики дало мощный толчок к расширению международной торговли как особой сферы товарного обращения — между национальными хозяйствами

Развитие товарного производства и рыночной экономики дало мощный толчок к расширению международной торговли как особой сферы товарного обращения — между национальными хозяйствами

Во-вторых, развитие международной торговли товарами, в конечном счете, определяет динамику международного обмена услугами

Во-вторых, развитие международной торговли товарами, в конечном счете, определяет динамику международного обмена услугами

ТНК. 1) ввоз из-за границы товаров, технологий для реализации на внутреннем рынке импортера, а также возмездное получение от иностранного импортера услуг производственного и потребительского назначения;…

ТНК. 1) ввоз из-за границы товаров, технологий для реализации на внутреннем рынке импортера, а также возмездное получение от иностранного импортера услуг производственного и потребительского назначения;…

Различают номинальный и реальный стоимостные объемы международной торговли

Различают номинальный и реальный стоимостные объемы международной торговли

Восточной Европы и СССР). Кроме того, в современных условиях усиление интернационализации производственной сферы мировой экономики, выдвигает в качестве одного из важнейших субъектов международной торговли транснациональные…

Восточной Европы и СССР). Кроме того, в современных условиях усиление интернационализации производственной сферы мировой экономики, выдвигает в качестве одного из важнейших субъектов международной торговли транснациональные…

Развитие внешней торговли обусловлено тем, что она позволяет установить равновесие между излишками и дефицитом в хозяйстве отдельных стран

Развитие внешней торговли обусловлено тем, что она позволяет установить равновесие между излишками и дефицитом в хозяйстве отдельных стран

Следовательно, заинтересованность отдельных стран в расширении международных связей объясняется потребностями сбыта продукции на внешних рынках, а также необходимостью получения определенных товаров извне

Следовательно, заинтересованность отдельных стран в расширении международных связей объясняется потребностями сбыта продукции на внешних рынках, а также необходимостью получения определенных товаров извне

Таким образом, структура внешней торговли

Таким образом, структура внешней торговли

США. По сравнению с 2019 годом положительное сальдо уменьшилось на 41,36% (74 032 млн долл

США. По сравнению с 2019 годом положительное сальдо уменьшилось на 41,36% (74 032 млн долл

Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные (код

Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные (код

В географической структуре внешней торговли

В географической структуре внешней торговли

Доля продукции обрабатывающей промышленности в российском экспорте в 2,5 раза, а машин и оборудования – в 4 раза ниже общемирового уровня

Доля продукции обрабатывающей промышленности в российском экспорте в 2,5 раза, а машин и оборудования – в 4 раза ниже общемирового уровня

Среди развитых стран основными рынками сбыта российских товаров являются страны

Среди развитых стран основными рынками сбыта российских товаров являются страны

ВТД, можно сформировать в три группы

ВТД, можно сформировать в три группы

Емкость международного рынка инновационных технологий, наукоемких товаров и услуг составляют более 1 трлн

Емкость международного рынка инновационных технологий, наукоемких товаров и услуг составляют более 1 трлн

Учитывая вышеизложенное, при формировании и реализации механизма государственной поддержки развития научно-технической сферы может быть целесообразным концентрация усилий на тех направлениях научных исследований и разработок, в…

Учитывая вышеизложенное, при формировании и реализации механизма государственной поддержки развития научно-технической сферы может быть целесообразным концентрация усилий на тех направлениях научных исследований и разработок, в…

Инновационные химические продукты и материалы

Инновационные химические продукты и материалы

Вооружение. Россия – занимает лидирующие позиции среди немногих стран, которые могут конструировать, и производить сверхсложные технические системы, используемые в вооружении

Вооружение. Россия – занимает лидирующие позиции среди немногих стран, которые могут конструировать, и производить сверхсложные технические системы, используемые в вооружении

В 2021 году экспорт уменьшится с 512 млрд

В 2021 году экспорт уменьшится с 512 млрд

Российской Федерации и других государств — членов

Российской Федерации и других государств — членов

Обеспечение развития системы пунктов пропуска через государственную границу

Обеспечение развития системы пунктов пропуска через государственную границу

Приоритеты государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности определены в соответствии со стратегическими документами и включают: — формирование (через институты, механизмы и инструменты международного экономического сотрудничества)…

Приоритеты государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности определены в соответствии со стратегическими документами и включают: — формирование (через институты, механизмы и инструменты международного экономического сотрудничества)…

Российской Федерации. Субъекты

Российской Федерации. Субъекты

Российской Федерации; — осуществление координации деятельности различных организаций и программ в сфере развития внешнеэкономической деятельности на территории субъектов

Российской Федерации; — осуществление координации деятельности различных организаций и программ в сфере развития внешнеэкономической деятельности на территории субъектов

Российской Федерации — Евразийского экономического союза, базирующегося на полномасштабной системе межгосударственных соглашений, наднациональных и межгосударственных институтов

Российской Федерации — Евразийского экономического союза, базирующегося на полномасштабной системе межгосударственных соглашений, наднациональных и межгосударственных институтов

Российской Федерации и Таможенного союза в целом

Российской Федерации и Таможенного союза в целом

Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности»

Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности»

Российской Федерации в рейтинге

Российской Федерации в рейтинге

Текст]: Постановление правительства

Текст]: Постановление правительства

Барковский, А.М. Внешнеэкономическая политика

Барковский, А.М. Внешнеэкономическая политика

Краснодар: Экоинвест, 2010, —

Краснодар: Экоинвест, 2010, —

Портер, М. Международная конкуренция [Текст] /

Портер, М. Международная конкуренция [Текст] /

Российской Федерации [Текст] //

Российской Федерации [Текст] //
Скачать файл