Программа по внеурочной деятельности с пояснительной запиской по изучению краеведческого материала Брянской области "История родного края".
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек
родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир.
Объект изучения – история Брянской области, поэтому программа дополнительного
образования носит краеведческую направленность.Программа по внеурочной деятельности с пояснительной запиской
3 История родного края.docx
Пояснительная записка
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно
исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с
детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи,
знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен,
преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим
событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного
края, к культурноисторическому наследию предков. Воспитание патриотических чувств
следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам,
происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание
своей значимости, неповторимости.
Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к
изучению города, как окружающего ребенка микромира; создаются условия для
формирования нравственных чувств, этики поведения. Ребенок в уже привычном,
знакомом открывает все новые стороны. У него начинает формироваться чувство
патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность, желание
трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек
родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир.
Объект изучения – история Брянской области, поэтому программа дополнительного
образования носит краеведческую направленность.
Программа составлена на основе рекомендаций Департамента общего и
профессионального образования Брянской области по преподаванию регионального
компонента «Брянский край».
Авторы: В.Н. Лупоядов, Л.Ю. Лупоядова «История родного края».
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 3
класса предусматривает обучение истории родного края 1 час в неделю, всего
34 часа.
Календарнотематическое планирование составлено по содержанию учебника В.Н.
Лупоядова и Л.Ю. Лупоядовой «История родного края» рекомендованного
Департаментом общего и профессионального образования Брянской области.
Цель курса:
• Формирование элементарных знаний, направленных на осознание необходимости
изучения краеведения, заботы о крае.
• Изучение истории родного края, особенностей культуры, быта и традиций.
• Воспитывать любовь к своей малой родине.
• Прививать гордость за свой народ и его героическое прошлое.
• Пробудить познавательный интерес к истории родного края.
• Знакомство учащихся с историческим наследием региона.
Задачи:
• Развитие познавательного интереса учащихся, творческой активности.
• Развитие любознательности и желания получать знания.
• Формирование положительного отношения к окружающему миру.
• Научить учащихся пользоваться научной литературой.
• Учить любить историю своего края.
• Раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии.
• .Пробудить у учащихся интерес к предмету «Брянский край. История родного
края». Региональный компонент представляет собой систему знаний и культурного опыта
учащихся, отражает особенности культурно исторического, социально – экономического
развития региона.
Под региональным компонентом понимаем педагогически отобранный материал,
раскрывающий историческое, культурное своеобразие региона, региональную специфику
социальной жизни общества.
Это реализуется в результате освоения содержания образования, дополняющего и
конкретизирующего содержание разделов федерального компонента государственного
образовательного стандарта.
Основные подходы при реализации минимума содержания образования предмета
«Брянский край. История родного края»:
краеведческий подход – выявление историко – культурных связей, знакомство с
социальным и культурным пространством региона для развития самосознания
школьников;
содержательно – деятельностный подход – включает учащихся в активную творческую
проектно – исследовательскую деятельность;
личностно – ориентированный подход – создание условий для формирования готовности
и потребности личности к самообразованию.
Основные направления работы по программе:
Познавательноисследовательское: подготовка исследовательских рефератов, участие в
конкурсах, олимпиадах.
Духовнотворческое: конкурсы стихов, рассказов, плакатов, рисунков, сказок,
театрализованные представления, изготовление поделок из природных материалов и
бытовых отходов; фотовыставки.
Просветительское: проведение экскурсий по родному краю, изготовление плакатов,
газет;
Природоохранное: посадка деревьев, кустарников; создание и уход за цветочными
клумбами; изготовление скворечников и кормушек (охрана птиц).
Туристскооздоровительные:
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности
Познавательных УУД:
• любить историю своего края.
• рассказывать о том, как жили наши предки,
• иметь преставление о достопримечательностях нашего края,
• знать символы области, историю своего имени.
Регулятивные УУД:
• Принимать и сохранять учебную задачу;
• Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в
сотрудничестве с учителем;
• Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации; • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• Оценивать правильность выполнения действия;
• Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
оценки и учета характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД:
• Вести диалог;
• Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе, не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера
в общении и взаимодействии
• Формулировать собственное мнение и позицию;
• Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
• Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и
видит, а что нет;
• Задавать вопросы;
• Адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Личностные УУД:
желание приобретать новые знания;
способность оценивать свои действия.
объяснять что связывает тебя с малой родиной.
Предполагаемый результат:
1. Формирование личности, знающей историю родного края.
2. Создание проектов «История родного края», в которых будет собран и
систематизирован весь исследовательский материал и творческие работы учащихся.
3. Участие в конкурсах краеведческой направленности.
Содержание программы
Что такое история? История образования Брянской области.
Что такое «Лента времени». Обозначение времени. Календарь. Календарь
Древней Руси.
Что такое исторические источники? Виды исторических источников.
Исторический памятник Брянского края – Чашин курган.
Что такое археология? Археологические памятники Брянской области. Как жили
древние люди.
Славянская письменность. Что такое летопись? Брянские города в русских летописях.
Буквы славянского алфавита.
Что такое геральдика? Что такое герб? Основные формы гербов. Значение цветов и
изображений на гербах.
Символы Брянского края. Описание гербов городов брянской области. Как написан
гимн Брянской области.
Моя родословная. Что такое генеалогия? Как составить генеалогическое древо?
Краткая родословная князей Трубецких.
Что такое ономастика? Что означают наши имена?
Что такое топонимика? Как люди выбирали названия?
Основные славянские племена. Славяне на территории Брянского края. Вера древних славян. Соседи древних славян.
Откуда пошла Русь? Первые русские князья . Династия Рюриковичей.
Брянское княжество при Романе Михайловиче Брянском. Расширение земель
при правлении Романа Михайловиче. Развитие ремесел.
Страна городов. Что такое детинец, посад. Древние города Брянского края. Крепости
Брянского края. Снаряжение дружинника. Куликовская битва.
Брянский край при Петре Первом. Участие брянского войска в походах при
Петре Первом.
Отечественная война 1812 года. Народное ополчение. Наши земляки герои
войны 1812 года.
Брянский край в годы Великой Отечественной войны. Оккупация. Юные
герои Брянского края. Памятники героям войны на Брянщине.
Методическое обеспечение программы
Для облегчения понимания материала детьми в процессе обучения предлагаются
игровые формы.
На занятиях применяются различные формы деятельности: викторины, выставки,
конкурсы и др.
При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, игра,
конференция и т.д., а также краеведческие рассказы и народные сказки, что легко
воспринимается детьми и заставляет их размышлять, делать свои выводы.
Занятия предусматривают получение знаний не только на специальных занятиях
внеурочной деятельности, но и во время прогулок, экскурсий и нацелено на общее
развитие ребят, на развитие наблюдательности, внимания.
Список литературы:
1. Учебник В.Н. Лупоядов и Л.Ю. Лупоядова «История родного края».
2. «Слово о полку Игореве»
3. С. Бородин «Дмитрий Донской».
4. Свод памятников архитектуры Брянской области.
5. Наш край в истории Отечества (сборник)
6. Деснинские древности.
7. Вырезки из газет по краеведению.
Тематическое планирование по курсу «Брянский край» −
Кол
во
часов
Дата
проведения
план
факт
1
2
2
«История родного края».
№
п/п
Тема занятия
О чем рассказывает наука история
История времени. Календарь Древней Руси
I ЧЕТВЕРТЬ (9 ч)
1
2
3
4
5
Исторические источники. Чашин курган − колыбель города
Брянска. 6
7
8
9
Археология − наука древностей. Археологические
памятники Брянской области. Как жили древние люди.
Славянская письменность. Брянские города в русских
летописях. Берестяные грамоты.
II ЧЕТВЕРТЬ (7 ч)
10
11
12
13
14
15
16 Моё имя. Как давали имена на Руси. Что означают наши
Буквы славянского алфавита. Слово о полку Игореве.
Геральдика.
Символы Брянского края. Описание гербов городов
Брянской области. Как написан гимн Брянской области.
Моя родословная. Как составить генеалогическое древо.
Краткая родословная князей Трубецких.
имена.
Имена на карте. Как люди выбирали названия
III ЧЕТВЕРТЬ (10 ч)
17
18
19
20
21
22 Откуда пошла Русь. Первые русские князья
23 Брянское княжество. Брянск при Романе Михайловиче
Откуда мы родом. Славяне на территории Брянского края.
Вщиж. Соседи древних славян.
Брянском.
24 Древний город. Древние города Брянского края.
25
Не посрамим русской земли. Севская крепость.
26
Куликовская битва.
IV ЧЕТВЕРТЬ (8 ч)
27 Брянский край при Петре I
28 Брянский край и Отечественная война 1812 г. Народная
ополчение.
Брянский край в годы Великой Отечественной войны.
Юные герои Брянского края
29
30
31 Брянская область сегодня
32
33
34 Итоговое занятие.
Итого 34 часа
Экскурсии в краеведческий (школьный) музей,
историческим местам
3
1
1
1
2
2
1
2
3
1
1
1
2
1
1
2
1
2
1
Внеурочка "История родного края"
Внеурочка "История родного края"
Внеурочка "История родного края"
Внеурочка "История родного края"
Внеурочка "История родного края"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.