Программа по внеурочной деятельности для изучения краеведческого материала по Брянской области для 1 класса "С Азбукой по родному краю".
«Общеизвестно, что любой патриотизм начинается с малого – с любви к тому месту, где живешь». (Л.Леонов)
В связи с этим сегодня с особой остротой актуализируется значимость этнокультурного краеведческого образования, обеспечивающего духовно-нравственное становление личности.
Построение программы регионального курса основано на местном материале с целью воспитания уважения к своему дому, родной земле; приобщение ребенка к национальному культурному наследию: культурным традициям, народным художественным промыслам, образцам местного фольклора, произведениям местных писателей, поэтов, природе родного края.Программа по внеурочной деятельности
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа регионального краеведческого курса «Родной край» составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования нового поколения, на основе методических рекомендаций к
курсу «С азбукой по родному краю» и на основе книги для учащихся 1 класса " С азбукой по
родному краю" Пряниковой Н.Е., Шик Н.В.( серия "Роднорй край") Брянск:" Курсив" 2012 г
Современное начальное образование – обязательное звено в системе непрерывного
общего государственного образования, развивающееся в соответствии с изменениями,
происходящими в обществе. Любые глобальные проблемы, с которыми сталкивается
общество, неизбежно сказываются и на состоянии образования, поскольку эти изменения
отражаются на материальной и духовной жизни народа, общества.
Одними из главных задач школы как социального института в современных
условиях являются:
формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной,
образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и
других народов;
воспитание гражданственности, уважения к нравам и свободам человека,
ответственности перед собой и обществом.
Следовательно, сегодня главной воспитательной задачей , должна стать задача
воспитания патриота. Только тот человек, который любит свою страну, будет думать о ее
процветании, о людях, живущих на территории России.
«Общеизвестно, что любой патриотизм начинается с малого – с любви к
тому месту, где живешь». (Л.Леонов)
В связи с этим сегодня с особой остротой актуализируется значимость
этнокультурного краеведческого образования, обеспечивающего духовнонравственное
становление личности.
Построение программы регионального курса основано на местном материале с
целью воспитания уважения к своему дому, родной земле; приобщение ребенка к
национальному культурному наследию:
народным
художественным промыслам, образцам местного фольклора, произведениям местных
писателей, поэтов, природе родного края.
культурным традициям,
Ребенок, начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где он живет.
Дом – детский сад – двор – школа – границы мира постепенно расширяются, и ребенок
начинает задавать все больше вопросов. Для того чтобы дать ответы на некоторые вопросы,
был разработан курс «С азбукой по родному краю».
Разрабатывая программу данного курса с основами краеведения исходим из того,
что отстоять и приумножить ценность российской культуры, сохранить свою
самобытность, приобрести развитое самосознание возможно только тогда, когда каждый с
детства будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным
потенциалом. Только став патриотом своей малой родины, своего края, можно стать
гражданином России, освоить ее огромную культуру и постичь выдающиеся ценности
мировой цивилизации.
Начинать решение этой задачи нужно с первых дней обучения ребенка в школе.
Цель краеведческого курса « С азбукой по родному краю» расширение и
углубление знаний учащихся по истории, культуре, литературе и природе родного
края.
Только так, можно дать целостное представление об окружающем мире, воспитать
чувство национальной гордости и любви к своей малой родине.Главная задача
курса – всестороннее личностное развитие ребенка,
воспитание патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других
народов.
Практическая реализация данного курса находит выражение:
1) в логике построения содержания курса: учебное пособие содержит
занимательные задания, актуализирующие ввод краеведческого материала, расположенные
в алфавитном порядке;
2) в методическом подходе к совершенствованию краеведческой работы: используя
это пособие можно совершенствовать метапредметные умения и навыки, так и решать
задачи воспитания;
3) в системе учебных заданий, которые подчинены логике построения курса.
Не дублируя материал уроков окружающего мира и литературного чтения, опираясь
на знания детей в этих областях, учитель сможет дополнить и углубить их представления
о действительности, с которой они непосредственно соприкасаются, сосредоточить
внимание детей на взаимосвязи природы и человека, истории и культуры, на понимании
единства материального и духовного мира. Дети должны ощущать себя наследниками
предшествующих поколений, трудом которых создано все, чем мы ныне владеем. Поэтому
необходимо приобщать детей к пониманию истории своего края, к осознанию его
природного своеобразия и особенностей его культурного наследия.
Курс «С азбукой по родному краю» носит интегративный, надпредметный
Это позволяет вводить краеведческий материал в единстве и взаимосвязи
характер.
учебной и внеучебной деятельности. Краеведческий компонент должен пронизывать весь
учебновоспитательный процесс.
Реализация краеведческого курса будет осуществляться через:
план внеурочной деятельности по духовнонравственному направлению в 1
классе в размере 33 часов.
Реализация курса через внеурочную деятельность позволит учащимся расширить
свой кругозор, глубже изучить природу и историю родного края.
Обучение и воспитание младших школьников на краеведческом материале позволит
приобщить учащихся к пониманию истории своего края, к осознанию неповторимости и
красоты природы своей малой родины.
Содержание курса
1 Азбука – к мудрости ступенька. – 4 часа.
2 Учимся разгадывать ребусы и загадки. – 2 часа.
3 Сказки Брянского леса. – 2 часа.
4 Животный мир Брянской области. – 2 часа.
5 Природа родного края. –2 часа.
6 Поэтическая Брянщина. –2 часа.
7 Происхождение названий городов, сел и рек Брянской области.—3 часа
8 Из истории Брянского края. –4 часа.
9 Герб Брянской области. – 1 час.
10 Легенды Брянского края. – 2 часа.
11 Памятники природы.—2 часа.
12 К истокам слова. – 1 час.
13 Суровые годы войны. – 2 часа.
14 Учимся работать с картой Брянской области. –2 часа.
15 Занимательное азбуковедение. – 2 часа.
16 Конкурс грамотеев. – 1 час.Планируемые результаты:
В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность
формирования личностных результатов:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие
для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке
других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результататов :
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрациями учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию:
сравнивать и группировать
исторические объекты.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
исторические рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков, схем); находить и формулировать свои высказывания с
помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков,
схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать
им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результататов:
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой исторические предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
определять отношения между предметами типа «род» «вид»;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
Календарнотематическое планирование
Тема занятия
I четверть (9 ч)
Кол
во
часов
Дата
план фак
т
Введение. «3емля Пересвета»
Гласные буквы А, а, обозначающие гласный звук [а]. Аист символ счастья и
удачи.
Согласные буквы Б, б, обозначающие согласные звуки [б], [б']. Родной наш
Брянск
Согласные буквы В, в, обозначающие согласные звуки [в], [в']. «Сказки
брянского леса» В. Соколова. «Лесная сказка»
Согласные буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г']. Герб Брянской
области.
Согласные буквы Д, д, обозначающие согласные звуки [д], [д']. Река Десна.
Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й э]. Реки Брянской области.
Гласные буквы Е, ё, обозначающие два звука [й о]. Памятники природы.
Согласные буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук [ж]. Жуковский район.
Село Вщиж.
II четверть (7 ч)
Согласные буквы 3, з, обозначающие согласные звуки [з], [з'] Город Злынка..
Гласные буквы И, и, обозначающие гласный звук [и]. Ипутьрека.
Согласные буквы И, й, обозначающие согласный звук [и']. И. Швец «Наша
Брянская область».
Согласные буквы К, к, обозначающие согласные звуки [к], [к']. Клинцы,,
Красный Рог, Карачев.
Согласные буквы Л, л, обозначающие согласные звуки [л], [л']. Легенды
брянского леса.
Согласные буквы М, м, обозначающие согласные звуки [м], [м']. Путешествие
по населённым пунктам. Мглин.
Согласные буквы Н, н, обозначающие согласные звуки [н], [н']. Новозыбков,
Навля.
III четверть (9 ч)
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
№
п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Гласные буквы О, о, обозначающие гласный звук [о]. На родине Ф. И. Тютчева,
1 ч18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
в Овстуге.
Согласные буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п], [п']. Брянский
боярин, герой Куликовской битвы − Александр Пересвет.
Согласные буквы Р, р, обозначающие согласные звуки [р], [р']. Ревна.
Рогнедино.
Согласные буквы С, с, обозначающие согласные звуки [с], [с']. Брянский
Сусанин.
Согласные буквы Т, т, обозначающие согласные звуки [т], [т']. Парк культуры
и отдыха А. К. Толстого.
Гласные буквы У, у, обозначающие гласный звук [у]. Путешествие по
населённым пунктам. Унеча.
Согласные буквы Ф, ф, обозначающие согласные звуки [ф], [ф']. Город
революционера И. И. Фокина.
Согласные буквы X, х, обозначающие согласные звуки [х], [х']. Слово о
Дятьковском хрустале.
Согласные буквы Ц, ц, обозначающие согласный звук [ц]. Птицы Брянского
края.
IV четверть (8 ч)
Согласные буквы Ч, ч, обозначающие согласный звук [ч']. Грибы Брянского
края.
Согласные буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]. Село 16в. Шеломы.
Согласные буквы Щ, щ, обозначающие согласный звук [щ']. Сещенское
подполье.
Буква Ь. «Брянские леса» по К. Паустовскому.
Буква Ъ. Из книги «Сказки Брянского леса» В. Соколова
Гласная буква Ы, обозначающая гласный звук [ы]. Реки и поселения
Брянского края.
Гласные буквы Э, э, обозначающие гласный звук [э]. И. Швец «Нашим
городом можно гордиться».
Гласные буквы Ю, ю, обозначающие звуки [йу]. На стоянку первобытного
человека в Юдиново.
Гласные буквы Я, я, обозначающие звуки [й а]. Яловка. Брянск наш край
родной.
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч