внеурочка "С Азбукой по родному краю"

  • Документация
  • docx
  • 25.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа по внеурочной деятельности для изучения краеведческого материала по Брянской области для 1 класса "С Азбукой по родному краю". «Общеизвестно, что любой патриотизм начинается с малого – с любви к тому месту, где живешь». (Л.Леонов) В связи с этим сегодня с особой остротой актуализируется значимость этнокультурного краеведческого образования, обеспечивающего духовно-нравственное становление личности. Построение программы регионального курса основано на местном материале с целью воспитания уважения к своему дому, родной земле; приобщение ребенка к национальному культурному наследию: культурным традициям, народным художественным промыслам, образцам местного фольклора, произведениям местных писателей, поэтов, природе родного края.Программа по внеурочной деятельности
Иконка файла материала 1 с азбукой по родному краю 1 класс.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа регионального краеведческого курса «Родной край»  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования нового поколения, на основе методических рекомендаций к курсу  «С азбукой по родному краю» и на основе книги для учащихся 1 класса " С азбукой по родному краю" Пряниковой Н.Е., Шик Н.В.( серия "Роднорй край")­ Брянск:" Курсив"  2012 г Современное начальное образование – обязательное звено в системе непрерывного общего   государственного   образования,   развивающееся   в   соответствии   с   изменениями, происходящими   в   обществе.   Любые   глобальные   проблемы,   с   которыми   сталкивается общество, неизбежно сказываются и на состоянии образования, поскольку эти изменения отражаются на материальной и духовной жизни народа, общества. Одними   из   главных   задач   школы  как   социального   института   в   современных условиях являются:            ­ формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной   личности,   патриота   России,   уважающего   традиции   и   культуру   своего   и других народов;             ­ воспитание гражданственности, уважения к нравам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом. Следовательно,   сегодня   главной   воспитательной   задачей   ,     должна   стать   задача воспитания патриота. Только тот человек, который любит свою страну, будет думать о ее процветании, о людях, живущих на территории России.   «Общеизвестно, что любой патриотизм начинается с малого – с любви к тому месту, где живешь». (Л.Леонов)   В   связи   с   этим   сегодня   с   особой   остротой   актуализируется   значимость этнокультурного   краеведческого   образования,   обеспечивающего   духовно­нравственное становление личности.  Построение   программы   регионального   курса     основано   на   местном   материале   с целью   воспитания   уважения   к   своему   дому,   родной   земле;   приобщение   ребенка   к национальному   культурному   наследию:   народным художественным   промыслам,   образцам   местного   фольклора,   произведениям   местных писателей, поэтов, природе родного края.     культурным   традициям, Ребенок, начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где он живет. Дом – детский сад – двор – школа – границы мира постепенно расширяются, и ребенок начинает задавать все больше вопросов. Для того чтобы дать ответы на некоторые вопросы, был разработан курс «С азбукой по родному краю». Разрабатывая программу данного  курса с основами краеведения  исходим из того, что   отстоять   и   приумножить   ценность   российской   культуры,   сохранить   свою самобытность, приобрести развитое самосознание возможно только тогда, когда каждый с детства будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом.   Только   став   патриотом   своей   малой   родины,   своего   края,   можно   стать гражданином   России,   освоить   ее   огромную   культуру   и   постичь   выдающиеся   ценности мировой цивилизации. Начинать решение этой задачи нужно с первых дней обучения ребенка в школе.  Цель   краеведческого   курса  «  С   азбукой   по   родному   краю»  ­     расширение   и углубление знаний учащихся по истории, культуре, литературе и природе   родного края.  Только так,  можно дать целостное представление об окружающем мире, воспитать чувство национальной гордости и любви к своей малой родине.Главная   задача     курса  –   всестороннее   личностное   развитие   ребенка, воспитание   патриота   России,   уважающего   традиции   и   культуру   своего   и   других народов.  Практическая реализация данного курса находит выражение: 1)   в   логике   построения   содержания   курса:   учебное   пособие   содержит занимательные задания, актуализирующие ввод краеведческого материала, расположенные в алфавитном порядке;  2) в методическом подходе к совершенствованию краеведческой работы: используя это  пособие   можно  совершенствовать   метапредметные   умения  и   навыки,   так  и  решать задачи воспитания; 3) в системе учебных заданий, которые подчинены  логике построения курса. Не дублируя материал уроков окружающего мира и литературного чтения, опираясь на знания детей в этих областях, учитель сможет  дополнить и углубить их представления о   действительности,   с   которой   они   непосредственно   соприкасаются,   сосредоточить внимание детей на взаимосвязи природы и человека, истории и культуры, на понимании единства   материального   и   духовного   мира.   Дети   должны   ощущать   себя   наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано все, чем мы ныне владеем. Поэтому необходимо   приобщать   детей   к   пониманию   истории   своего   края,   к   осознанию   его природного своеобразия и  особенностей его культурного наследия. Курс «С азбукой по родному краю» ­ носит интегративный, надпредметный    Это   позволяет   вводить   краеведческий   материал   в   единстве   и   взаимосвязи характер.   учебной и внеучебной деятельности. Краеведческий компонент должен пронизывать весь учебно­воспитательный процесс.  Реализация краеведческого курса будет  осуществляться через:  ­   план внеурочной деятельности по духовно­нравственному направлению в 1 классе в размере 33 часов. Реализация  курса  через   внеурочную  деятельность  позволит   учащимся  расширить свой кругозор, глубже изучить природу и историю родного края. Обучение и воспитание младших школьников на краеведческом материале позволит приобщить учащихся к пониманию истории своего края, к осознанию неповторимости и красоты природы своей малой родины.             Содержание  курса 1 Азбука – к мудрости ступенька. – 4 часа. 2 Учимся разгадывать ребусы и загадки. – 2 часа. 3 Сказки Брянского леса. – 2 часа. 4 Животный мир Брянской области. – 2 часа. 5 Природа родного края. –2 часа. 6 Поэтическая Брянщина. –2 часа. 7 Происхождение названий городов,  сел и рек Брянской области.—3 часа 8 Из истории Брянского края. –4 часа.  9 Герб Брянской области. – 1 час. 10 Легенды Брянского края. – 2 часа. 11 Памятники природы.—2 часа. 12 К истокам слова. – 1 час. 13 Суровые годы войны. – 2 часа. 14 Учимся работать с картой Брянской области. –2 часа. 15 Занимательное азбуковедение. – 2 часа. 16 Конкурс грамотеев. – 1 час.Планируемые результаты: В результате изучения данного курса  обучающиеся получат возможность    формирования личностных результатов:    Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие  для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).  В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на  общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке  других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметных результататов :   Регулятивные УУД:  Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.  ­       Проговаривать последовательность действий.   Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с  иллюстрациями учебника.  Учиться работать по предложенному учителем плану.  Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.  Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную  оценку деятельности товарищей.  Познавательные УУД:  Ориентироваться в своей системе знаний:  отличать  новое от уже известного с помощью учителя.   Делать предварительный отбор источников информации:  ориентироваться   в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).  Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.   Перерабатывать   полученную   информацию:  делать   выводы  в   результате совместной  работы всего класса.  Перерабатывать   полученную   информацию:  сравнивать  и  группировать исторические  объекты.  Преобразовывать   информацию   из   одной   формы   в   другую:   составлять исторические  рассказы  на основе простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать свои высказывания  с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД:  Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и  письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).  Слушать и понимать речь других.  Читать и пересказывать текст.  Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать  им.  Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметных результататов:   ­ описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;­выделять существенные признаки предметов; ­сравнивать между собой исторические предметы, явления; ­обобщать, делать несложные выводы; ­классифицировать явления, предметы; ­определять последовательность событий; ­судить о противоположных явлениях; ­давать определения тем или иным понятиям; ­определять отношения между предметами типа «род» ­ «вид»; ­выявлять функциональные отношения между понятиями; ­выявлять закономерности и проводить аналогии.    Календарно­тематическое планирование Тема занятия I четверть (9 ч) Кол­ во часов Дата план фак т Введение. «3емля Пересвета» Гласные буквы А, а, обозначающие гласный звук [а]. Аист ­ символ счастья и  удачи. Согласные буквы Б, б, обозначающие согласные звуки [б], [б']. Родной наш  Брянск Согласные буквы В, в, обозначающие согласные звуки [в], [в']. «Сказки  брянского леса» В. Соколова. «Лесная сказка» Согласные буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г']. Герб Брянской  области. Согласные буквы Д, д, обозначающие согласные звуки [д], [д']. Река Десна. Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й э]. Реки Брянской области. Гласные буквы Е, ё, обозначающие два звука [й о]. Памятники природы. Согласные буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук [ж]. Жуковский район.  Село Вщиж. II четверть (7 ч) Согласные буквы 3, з, обозначающие согласные звуки [з], [з'] Город Злынка.. Гласные буквы И, и, обозначающие гласный звук [и]. Ипуть­река. Согласные буквы И, й, обозначающие согласный звук [и']. И. Швец «Наша  Брянская область». Согласные буквы К, к, обозначающие согласные звуки [к], [к']. Клинцы,,  Красный Рог, Карачев. Согласные буквы Л, л, обозначающие согласные звуки [л], [л']. Легенды  брянского леса. Согласные буквы М, м, обозначающие согласные звуки [м], [м']. Путешествие  по населённым пунктам. Мглин. Согласные буквы Н, н, обозначающие согласные звуки [н], [н']. Новозыбков,  Навля. III четверть (9 ч) 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч № п\п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Гласные буквы О, о, обозначающие гласный звук [о]. На родине Ф. И. Тютчева, 1 ч18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 в Овстуге. Согласные буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п], [п']. Брянский  боярин, герой Куликовской битвы − Александр Пересвет. Согласные буквы Р, р, обозначающие согласные звуки [р], [р']. Ревна.  Рогнедино. Согласные буквы С, с, обозначающие согласные звуки [с], [с']. Брянский  Сусанин. Согласные буквы Т, т, обозначающие согласные звуки [т], [т']. Парк культуры и отдыха А. К. Толстого. Гласные буквы У, у, обозначающие гласный звук [у]. Путешествие по  населённым пунктам. Унеча. Согласные буквы Ф, ф, обозначающие согласные звуки [ф], [ф']. Город  революционера И. И. Фокина. Согласные буквы X, х, обозначающие согласные звуки [х], [х']. Слово о  Дятьковском хрустале. Согласные буквы Ц, ц, обозначающие согласный звук [ц]. Птицы Брянского  края. IV четверть (8 ч) Согласные буквы Ч, ч, обозначающие согласный звук [ч']. Грибы Брянского  края. Согласные буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]. Село 16в. Шеломы. Согласные буквы Щ, щ, обозначающие согласный звук [щ']. Сещенское  подполье. Буква Ь. «Брянские леса» по К. Паустовскому. Буква Ъ. Из книги «Сказки Брянского леса» В. Соколова Гласная буква Ы, обозначающая гласный звук [ы]. Реки и поселения  Брянского края. Гласные буквы Э, э, обозначающие гласный звук [э]. И. Швец «Нашим  городом можно гордиться». Гласные буквы Ю, ю, обозначающие звуки [йу]. На стоянку первобытного  человека в Юдиново. Гласные буквы Я, я, обозначающие звуки [й а]. Яловка. Брянск ­ наш край  родной. 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч