Внеурочная деятельность
Оценка 4.9

Внеурочная деятельность

Оценка 4.9
docx
4 кл
10.05.2020
Внеурочная деятельность
ВУД В гостях у книги 4 класс.docx

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

Вешкаймский лицей  имени  Б.П.Зиновьева при УлГТУ

 

 

                                                                                                                                                                    

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

          УТВЕРЖДАЮ

 

на заседании  МО учителей

начальных классов

_________________Гаврилова В.И.

Заместитель директора по УВР

Директор  лицея

 

 Протокол № 1

_____________Патяева С.А.

______________Кузнецов Н.И.

от «29 »  августа 2019 г.

«  29 » августа 2019 г.

Приказ  № 314    от 30.08. 2019 г.

 

 

 

 

    Рабочая (авторская) программа внеурочной деятельности

    Название внеурочной деятельности «В гостях у книги» (час чтения)

    Название программы _ ____________________________

    Срок реализации программы, учебный год   4 год обучения, 2019-2020 год

    Количество часов по учебному плану всего  35  часов в год; в неделю 1 час.

    Направление развития личности ___общекультурное____

    Вид внеурочной деятельности__кружок___

    Возраст школьников  _ 10-11 лет___

    Разработчик программы, должность__            ПоздняковаТ.А.            учитель_начальных классов___

 

 

 

 

 

 

 

1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Личностные УУД

– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

–  умение осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно  относиться ко  всему  живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь  и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим  близким;

– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

–  наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих  и окружающих людей;

–  этические чувства –  совести, вины, стыда –  как регуляторы морального поведения.

Средством достижения  этих  результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметные УУД

Регулятивные:

– самостоятельно формулировать тему и цели занятий;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и  технология оценивания учебных успехов.

Познавательные:

–   извлекать  информацию,  представленную в  разных  формах

(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты книг; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные:

– оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической  формами речи.

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения;

–  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметные результаты

– воспринимать на слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

– самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

– делить текст на части, составлять простой план;

– самостоятельно формулировать главную мысль текста;

– находить в тексте материал для  характеристики героя;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

– составлять рассказ-характеристику героя;

– составлять устные и письменные описания;

– по ходу чтения представлять картины, устно  выражать (рисовать)  то, что представили;

–высказывать и аргументировать своё  отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

– относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

– различать в прозаическом произведении героев, рассказчика   автора;

– видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Основные требования к уровню подготовки учащихся.

 В работе с книгой закрепляются и совершенствуются следующие читательские умения четвероклассников:

-           выбирать новую книгу для самостоятельного чтения;

_ определять и сопоставлять содержание книги после рассматривания и после чтения;

-устанавливать тему и жанр просмотренной книги;

-называть тип книги, ее особенности и способ прочтения (в целом, по частям,

выборочно);

-ставить перед собой цель чтения книги.

-давать оценку собственному навыку чтения (самоанализ).

 

2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

    Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать  в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.

Данная программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 4 года.

Новизна программы внеклассных занятий «В гостях у книги» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу  детской литературы и литературы для детей и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике. 

Она построена таким образом, чтобы  в процессе воспитания и  привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие  включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка.  Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений композиторов и живописцев. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.

 Усвоение систематического, точно очерченного программой круга знаний, умений и навыков, необходимых учащимися младших классов для проявления читательской самостоятельности, а также формирования мотивов обращения к детским книгам и потребности в самостоятельном чтении предполагают наличие в распоряжении учителя специального учебного материала.

Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий производился по следующим критериям:

- все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей школьного младшего возраста;

- все используемые произведения изучались на уроках литературного чтения, внеклассного чтения и  в процессе организации самостоятельного чтения;

- мероприятие должно вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в интересной для учащихся форме;

- к данному мероприятию готовятся заранее не только учитель, но и учащиеся, а иногда и родители;

 

Проверка читательских умений в 4 классе.

Проверка читательского кругозора.

Читательский кругозор четвероклассника учитель может проверить с помощью следующих вопросов и заданий:

Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественное издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги-произведения 11 книги-сборники, собрание сочинений классика литературы.)

Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки, колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)

3.         Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам прозаического произведения (во
2-4 классах учили отрывки из произведений Мамина-Сибиряка, Паустовского, Гайдара,
Чехова, Платонова, Пришвина и др.).

Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует отметить выбор ребенком текста: созданного специально для детей: Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. - или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.)

Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы: выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.

Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.)

Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.

Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение -это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет читателю какую-то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова употребляются в переносном значении. Тексты - это чужая речь, прозаическая и стихотворная. Произведения бывают на определенную тему и имеют жанр. Чтение литературы развивает человека, обогащает его жизнь.)

 

 

 

 

 

Распределение часов

4 класс – 35 часов

Тема

Количество часов

1

«Лето с героями любимых книг».

1

2

Русские народные сказки.

1

3-4

С.Т.Аксаков «Аленький цветочек».

2

5

Н.Н. Носов.»Витя Малеев в школе и дома».

1

6-7

Е.Велтистов «Приключение электроника».

2

8

Ю. Олеша. «Три толстяка».

1

9

Литературные сказки зарубежных писателей.

1

10

Короткие сказки

1

11

В гостях у малышей.

1

12-13

Библия для детей

2

14-15

М.Зощенко. Рассказы для детей. «Лёня и Минька»

2

16

Читательская конференция «Зачем нужны книги в компьютерныйвек?»

1

17

Литературная игра «Слабое звено»

1

18

Лагин Л.И. «»Старик Хоттабыч»

1

19-20

Волков А.М. «»Волшебник изумрудного города»

2

21-22

Гайдар «Тимур и его команда»

2

23

Григорович Т.В. «Гуттаперчевый мальчик»

1

24

Ишимова А.О. «История России в рассказах для детей»

1

25-26

Михалков С.В. «Всё начинается с детства»

2

27

Успенский Э.Н. «Дядя Фёдор, пёс и кот»

1

28

Петрушевская Л.С. «Сказки для детей»

1

29-30

Носов Е.Н. «Белый гусь», «Живое пламя»

2

31-32

Полевой Б. «Повесть о настоящем человеке»

2

33-34

Житков Б.С. Рассказы. «Наводнение»

2

35

Резерв

1

 

Итого:

35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     

 

3. Тематическое  планирование.

№ п/п

 

 

Тема

Количество часов

 

Дата

По плану

По факту

1

«Лето с героями любимых книг».

1

5.09

2

Русские народные сказки.

1

12.09

3-4

С.Т.Аксаков «Аленький цветочек».

2

19.09-26.09

5

Н.Н. Носов.»Витя Малеев в школе и дома».

1

3.10

6-7

Е.Велтистов «Приключение электроника».

2

10.10-17.10

8

Ю. Олеша. «Три толстяка».

1

24.10

9

Литературные сказки зарубежных писателей.

1

7.11

10

Короткие сказки

1

14.11

11

В гостях у малышей.

1

21.11

12-13

Библия для детей

2

28.11-5.12

14-15

М.Зощенко. Рассказы для детей. «Лёня и Минька»

2

12.12-19.09

16

Читательская конференция «Зачем нужны книгикомпьютерный век?»

1

26.12

17

Литературная игра «Слабое звено»

1

16.01

18

Лагин Л.И. «»Старик Хоттабыч»

1

23.01

 

19-20

Волков А.М. «»Волшебник изумрудного города»

2

30.01-6.02

 

21-22

Гайдар «Тимур и его команда»

2

13.02-20.02

 

23

Григорович Т.В. «Гуттаперчевый мальчик»

1

27.02

 

24

Ишимова А.О. «История России в рассказах для детей»

1

5.03

 

25-26

Михалков С.В. «Всё начинается с детства»

2

12.03-19.03

 

27

Успенский Э.Н. «Дядя Фёдор, пёс и кот»

1

2.04

 

28

Петрушевская Л.С. «Сказки для детей»

1

9.04

 

29-30

Носов Е.Н. «Белый гусь», «Живое пламя»

2

16.04-23.04

 

31-32

Полевой Б. «Повесть о настоящем человеке»

2

30.04-7.05

 

33-34

Житков Б.С. Рассказы. «Наводнение»

2

14.05-21.05

 

 

Резерв

1

28.05

 

 

Итого:

35

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Предметные результаты – воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; – осознанно, правильно, выразительно читать вслух; – самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии…

Предметные результаты – воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; – осознанно, правильно, выразительно читать вслух; – самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии…

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Проверка читательских умений в 4 классе

Проверка читательских умений в 4 классе

Распределение часов 4 класс – 35 часов №

Распределение часов 4 класс – 35 часов №

Тематическое планирование. № п/п

Тематическое планирование. № п/п
Скачать файл