Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Вешкаймский лицей имени Б.П.Зиновьева при УлГТУ
РАССМОТРЕНО |
СОГЛАСОВАНО |
УТВЕРЖДАЮ |
|
|||
на заседании МО учителей начальных классов _________________Гаврилова В.И. |
Заместитель директора по УВР |
Директор лицея |
|
|||
Протокол № 1 |
_____________Патяева С.А. |
______________Кузнецов Н.И. |
||||
от «29 » августа 2019 г. |
« 29 » августа 2019 г. |
Приказ № 314 от 30.08. 2019 г. |
||||
Рабочая (авторская) программа внеурочной деятельности Название внеурочной деятельности «В гостях у книги» (час чтения) Название программы _ ____________________________ Срок реализации программы, учебный год 4 год обучения, 2019-2020 год Количество часов по учебному плану всего 35 часов в год; в неделю 1 час. Направление развития личности ___общекультурное____ Вид внеурочной деятельности__кружок___ Возраст школьников _ 10-11 лет___ Разработчик программы, должность__ ПоздняковаТ.А. учитель_начальных классов___
|
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные УУД
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметные УУД
Регулятивные:
– самостоятельно формулировать тему и цели занятий;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания учебных успехов.
Познавательные:
– извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты книг; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметные результаты
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
– самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
– делить текст на части, составлять простой план;
– самостоятельно формулировать главную мысль текста;
– находить в тексте материал для характеристики героя;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– составлять рассказ-характеристику героя;
– составлять устные и письменные описания;
– по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
–высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
– относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
– различать в прозаическом произведении героев, рассказчика автора;
– видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Основные требования к уровню подготовки учащихся.
В работе с книгой закрепляются и совершенствуются следующие читательские умения четвероклассников:
- выбирать новую книгу для самостоятельного чтения;
_ определять и сопоставлять содержание книги после рассматривания и после чтения;
-устанавливать тему и жанр просмотренной книги;
-называть тип книги, ее особенности и способ прочтения (в целом, по частям,
выборочно);
-ставить перед собой цель чтения книги.
-давать оценку собственному навыку чтения (самоанализ).
2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.
Данная программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 4 года.
Новизна программы внеклассных занятий «В гостях у книги» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.
Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений композиторов и живописцев. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.
Усвоение систематического, точно очерченного программой круга знаний, умений и навыков, необходимых учащимися младших классов для проявления читательской самостоятельности, а также формирования мотивов обращения к детским книгам и потребности в самостоятельном чтении предполагают наличие в распоряжении учителя специального учебного материала.
Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий производился по следующим критериям:
- все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей школьного младшего возраста;
- все используемые произведения изучались на уроках литературного чтения, внеклассного чтения и в процессе организации самостоятельного чтения;
- мероприятие должно вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в интересной для учащихся форме;
- к данному мероприятию готовятся заранее не только учитель, но и учащиеся, а иногда и родители;
Проверка читательских умений в 4 классе.
Проверка читательского кругозора.
Читательский кругозор четвероклассника учитель может проверить с помощью следующих вопросов и заданий:
Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественное издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги-произведения 11 книги-сборники, собрание сочинений классика литературы.)
Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки, колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)
3. Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам
прозаического произведения (во
2-4 классах учили отрывки из
произведений Мамина-Сибиряка, Паустовского, Гайдара,
Чехова, Платонова, Пришвина и др.).
Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует отметить выбор ребенком текста: созданного специально для детей: Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. - или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.)
Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы: выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.
Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.)
Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.
Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение -это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет читателю какую-то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова употребляются в переносном значении. Тексты - это чужая речь, прозаическая и стихотворная. Произведения бывают на определенную тему и имеют жанр. Чтение литературы развивает человека, обогащает его жизнь.)
Распределение часов
4 класс – 35 часов
№ |
Тема |
Количество часов |
1 |
«Лето с героями любимых книг». |
1 |
2 |
Русские народные сказки. |
1 |
3-4 |
С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». |
2 |
5 |
Н.Н. Носов.»Витя Малеев в школе и дома». |
1 |
6-7 |
Е.Велтистов «Приключение электроника». |
2 |
8 |
Ю. Олеша. «Три толстяка». |
1 |
9 |
Литературные сказки зарубежных писателей. |
1 |
10 |
Короткие сказки |
1 |
11 |
В гостях у малышей. |
1 |
12-13 |
Библия для детей |
2 |
14-15 |
М.Зощенко. Рассказы для детей. «Лёня и Минька» |
2 |
16 |
Читательская конференция «Зачем нужны книги в компьютерныйвек?» |
1 |
17 |
Литературная игра «Слабое звено» |
1 |
18 |
Лагин Л.И. «»Старик Хоттабыч» |
1 |
19-20 |
Волков А.М. «»Волшебник изумрудного города» |
2 |
21-22 |
Гайдар «Тимур и его команда» |
2 |
23 |
Григорович Т.В. «Гуттаперчевый мальчик» |
1 |
24 |
Ишимова А.О. «История России в рассказах для детей» |
1 |
25-26 |
Михалков С.В. «Всё начинается с детства» |
2 |
27 |
Успенский Э.Н. «Дядя Фёдор, пёс и кот» |
1 |
28 |
Петрушевская Л.С. «Сказки для детей» |
1 |
29-30 |
Носов Е.Н. «Белый гусь», «Живое пламя» |
2 |
31-32 |
Полевой Б. «Повесть о настоящем человеке» |
2 |
33-34 |
Житков Б.С. Рассказы. «Наводнение» |
2 |
35 |
Резерв |
1 |
|
Итого: |
35 |
3. Тематическое планирование.
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Дата |
|
По плану |
По факту |
|||
1 |
«Лето с героями любимых книг». |
1 |
5.09 |
|
2 |
Русские народные сказки. |
1 |
12.09 |
|
3-4 |
С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». |
2 |
19.09-26.09 |
|
5 |
Н.Н. Носов.»Витя Малеев в школе и дома». |
1 |
3.10 |
|
6-7 |
Е.Велтистов «Приключение электроника». |
2 |
10.10-17.10 |
|
8 |
Ю. Олеша. «Три толстяка». |
1 |
24.10 |
|
9 |
Литературные сказки зарубежных писателей. |
1 |
7.11 |
|
10 |
Короткие сказки |
1 |
14.11 |
|
11 |
В гостях у малышей. |
1 |
21.11 |
|
12-13 |
Библия для детей |
2 |
28.11-5.12 |
|
14-15 |
М.Зощенко. Рассказы для детей. «Лёня и Минька» |
2 |
12.12-19.09 |
|
16 |
Читательская конференция «Зачем нужны книгикомпьютерный век?» |
1 |
26.12 |
|
17 |
Литературная игра «Слабое звено» |
1 |
16.01 |
|
18 |
Лагин Л.И. «»Старик Хоттабыч» |
1 |
23.01 |
|
19-20 |
Волков А.М. «»Волшебник изумрудного города» |
2 |
30.01-6.02 |
|
21-22 |
Гайдар «Тимур и его команда» |
2 |
13.02-20.02 |
|
23 |
Григорович Т.В. «Гуттаперчевый мальчик» |
1 |
27.02 |
|
24 |
Ишимова А.О. «История России в рассказах для детей» |
1 |
5.03 |
|
25-26 |
Михалков С.В. «Всё начинается с детства» |
2 |
12.03-19.03 |
|
27 |
Успенский Э.Н. «Дядя Фёдор, пёс и кот» |
1 |
2.04 |
|
28 |
Петрушевская Л.С. «Сказки для детей» |
1 |
9.04 |
|
29-30 |
Носов Е.Н. «Белый гусь», «Живое пламя» |
2 |
16.04-23.04 |
|
31-32 |
Полевой Б. «Повесть о настоящем человеке» |
2 |
30.04-7.05 |
|
33-34 |
Житков Б.С. Рассказы. «Наводнение» |
2 |
14.05-21.05 |
|
|
Резерв |
1 |
28.05 |
|
|
Итого: |
35 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.