РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО И РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  • Лекции
  • docx
  • 24.06.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего ученикам образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма. Талант педагога – в тонком чувствовании возможностей своего предмета в формировании моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности
Иконка файла материала доклад.docx
РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО И РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Подготовила учитель начальных классов Абдулкадирова З.Ш. различные потенциала качеств (2012г.), определяя способностей личной и воспитательного Проблема урока затрагивает стороны функционирования классно-урочно-предметной системы современной школы. Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, ответственности, созидательных человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. На это ориентирует нас Закон об образовании в Российской Федерации приоритетность воспитания в процессе достижения нового качества образования. И отсюда высвечивается роль урока как элемента воспитательной системы. Более того, отметив назначение урока в передаче и овладении научных знаний о жизни, педагог не может иначе смотреть на урок, как на элемент воспитания личности, познающей закономерности жизни и строящей свою жизнь с учетом данных закономерностей. сведений гарантирует реальность планируемого результата. В таком ракурсе освещения урок обретает свою огромную роль в становлении и развитии личности младшего школьника. Объективность воспитательным Содержание современных учебных программ обладает значительным Его реализация отбора содержания представляющего ученикам нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма. Профессионализм учителя заключается не столько в потенциалом. от целенаправленного зависит учебного образцы материала, подлинной научныхметодической грамотности, сколько в умении отбирать материал к уроку, определять его образовательные и воспитательные возможности. Талант педагога – в тонком чувствовании возможностей моральных, качеств А педагогический его профессионализм, своего интеллектуальных, личности. входящего вместе с детьми на вершину культуры – это: в формировании эмоциональных * знание философских, психологических биологических предмета волевых, учебных программ достигается при условии: - решения воспитательных задач в ходе каждого урока в единстве с задачами обучения и развития личности школьника; - целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего ученикам образцы подлинной нравственности; закономерностей развития ребенка; * система профессиональных умений сотрудничества с детьми, обеспечивающих организацию жизнедеятельности ребенка как активного взаимодействия с окружающим миром; * система мировоззренческих отношений к миру и системам отношений ценностям жизни на земле; * система умений «прикосновения к личности» ребенка. Содержание учебного предмета на уроке - мощный инструмент воздействия на структуру личности ребенка. Но внести позитивные изменения в эту структуру сможет только тот педагог, который сам прекрасно освоил этот инструмент и понимает его воспитательные возможности. В.А. Сухомлинский называл таких учителей «умеющими воспитывать знаниями». Он писал: «У учителя, умеющего воспитывать знаниями, эти знания … выступают как инструмент, с помощью которого ученики сознательно осуществляют новые шаги в познании мира» [4]. Реализация воспитательного потенциала содержанияиспользования современных образовательных организации творческой исследовательской Как правило, большинство деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время. условие Именно в самостоятельности. важнейшее современных образовательных технологий предполагают на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной этом заключается реализации воспитательного потенциала современного урока. Конечно, на одном уроке у детей невозможно воспитать честность и милосердие, или мужество и вежливость, или какое-либо другое качество. Однако ставить такие задачи и реализовывать их необходимо. Нравственная ситуация на уроке заставляет ученика задуматься о своих отношениях к товарищам, к себе, к родителям, к школе. Возникают чувства, которые побуждают его к нравственной оценке своего поведения и взглядов. Чем чаще эта возможность реализуется, влияние учебного материала на детей. Рассмотрим воспитательные возможности урока математики. воспитывающее мира, абстрагированные В отличии от многих других дисциплин математика имеет предметом своего учения не вещи и явления реального них количественные отношения и пространственные формы. С древних времен математика рассматривалась как высшая мудрость. Так, древнегреческий ученый Платон считал математику необходимой для большинства людей. Он указывал на «…огромные развивающие возможности математики; … она пробуждает ум, придает ему гибкость, живость и памятливость…». сильнее тем от а воспитательные функции предмета технологий; - - Основные математики: - должны воспитывать у учащихся логическую культуру мышления, строгость и стройность в умозаключениях;благодаря точному ответу Кроме задачи. Поэтому занятия - расширять кругозор учащихся, поднимать их общий культурный уровень через содержание математических задач. На уроках математики ученику требуется каждый шаг своего решения аргументировать и доказывать свое мнение. Также у учащихся вырабатывается привычка к тому, что невнимательность при решении задачи приведет к ошибке, а любая неточность в математике – к неверному решению математикой дисциплинируют. того, в математических задачах, каждый ученик может после выполнения задания достаточно точно и объективно оценить свои знания и меру усилий, вложенных в работу, то есть дать себе самооценку, столь важную для формирования личности. Занимаясь математикой, каждый ученик воспитывает в себе такие личностные черты характера, как справедливость и честность; привыкает быть предельно объективным. Честная и добросовестная работа на уроках математики требует напряженной внимания, умственной деятельности, терпимости в Поэтому уроки преодолении различных трудностей. математики трудолюбие, настойчивость, упорство, умение соглашаться с мнением других, доводить дело до конца, ответственность. На этих уроках формируется достижениям человеческого гения, в важности математических знаний в практической жизни ребенка, признание радости его творческого труда как одной из основных человеческих ценностей. уважение к убежденность воспитывают в учениках Содержание многих текстовых задач, включенных в учебники математики, дает богатый материал для нравственного воспитания учащихся, тем более, что на решение задач отводится большая часть учебного времени. Поэтому при подготовке к уроку учителю следует обращать внимание на сюжет задачи для того, чтобы в процессерешения он смог найти несколько минут для проведения краткой целенаправленной беседы. Школа не только учит, она готовит учащихся к самостоятельной жизни, формирует их как личность, поэтому беседы нравственного характера очень важны. Например. Задача. Рабочий делает за смену 8 деталей, а его ученик в 2 раза меньше. Сколько деталей сделают они вдвоем за смену? - Как вы думаете, почему ученик работает медленнее, чем рабочий? Да, в каждом деле необходимо умение. А чтобы его приобрести, нужно немало потратить труда и времени. Чем больше ученик проявляет усердия, тем быстрее станет настоящим мастером. их Задача. В классе 30 учеников. Сколько граммов хлеба окажется в пищевых отходах после посещения классом столовой, если каждый оставит полкусочка хлеба, а масса всего кусочка 50 г? Беседа. Погублена целая буханка! А сколько их за неделю выбросил класс? А ведь в школе не один класс и школа не одна в городе! Сколько же хлеба мы выбрасываем. Это неуважение к труду многих людей, к хлебу, потому что хлеб в жизни человека всему голова, как вы понимаете эту народную мудрость? Учащимся предлагается самостоятельно составлять задачи по рисункам, схемам, кратким записям, выражениям о бережном отношении к животному и растительному миру, о труде, достижениях науки, спорте, здоровье. Такая работа способствует развитию творческого воображения младших школьников, кругозора, укреплению связи обучения с жизнью. Математика в школе представляет собой учебную дисциплину, при изучении которой учащийся может ощутить радость маленького открытия, неожиданного решения задачи. Возникающие при этом чувство радости и удовлетворения от творческого труда оказывают сильное расширениювоспитательное воздействие, человека потребность в творческом труде. так как формируют у воздействия, Уроки литературного чтения являются источником Обладая огромной силой нравственного воспитания. психологического художественная литература способствует формированию представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства и нравственное сознание, формирует идеалы. В последнее время особенно популярной становится идея не просто воспитания детей, а воспитание через искусство, через литературу. Вот перед нами выпускник средней школы, не знающий ни одной пушкинской строки наизусть, вся программа средней школы осталась за кадром его сознания… А тексты, выученные в начальной школе, они помнят прекрасно. И зимнее утро, и зимний вечер, и зимняя дорога, и речка, одетая льдом, - все живет в душе. начальной школе имеют исключительную важность в развитии эмоциональной сферы ребенка, открывают доступ к бесконечному источнику красоты, правды, источнику чистой радости и благих порывов. Умение понимать и переживать прекрасное не дается человеку от рождения, его, как и всякую человеческую способность, необходимо развивать. Изучение стихотворений в школе составляет основную часть воспитательного процесса. Ведь это тот род литературы, который формирует духовный мир, тонко и глубоко влияя на человека. Чудесные стихи А.С. Пушкина, Ф. Тютчева и других поэтов – классиков позволяют детям яснее услышать первый звон капели, острее почувствовать благоухание, ощутить резкое дыхание метели. Чуткость восприятия красоты в детские годы несравненно глубже, чем в более поздний период развития личности. свежесть летнего утра, Уроки поэзии вОгромный воспитательный потенциал уроков поэзии мы видим в формировании эмоциональной культуры как одно из слагаемых культуры общения, которая в свою очередь, является компонентом культуры личности. Границы школьного урока благодатно расширяются при организации интересных внеклассных занятий, на которых школьники проявляют себя, свободно высказывают свои мысли и сравнивают. как «Утро в живописи, поэзии, музыке», «Цветы в живописи, поэзии, музыке», «Весна – праздник цветов и деревьев», «Праздник первого снега» и другие приносят учащимся радость и надолго остаются в памяти. Такие занятия, «Хочешь наукой воспитать ученика, - писал Л.Н. Толстой, - люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят тебя и науку, и ты воспитаешь их, но ежели ты сам не любишь ее, сколько бы ты не заставлял учить, наука не произведет воспитательного воздействия» [2]. детском возрасте. - М., 1968. 2. Вейкшан, В. А. Л.Н.Толстой о воспитании обучении / Академия пед. наук РСФСР, Инт-т теории и истории педагогики. - М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1968. 3. Санникова, А. И. Развитие творческого потенциала учащихся в образовательном процессе. - М.: Флинта, 2001. 4. Сухомлинский, В. А. О воспитании. - М., 1975. 1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в Список литературы