РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО И РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Оценка 4.9
Лекции
docx
классное руководство
4 кл
24.06.2019
Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего ученикам образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма. Талант педагога – в тонком чувствовании возможностей своего предмета в формировании моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности
доклад.docx
РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО И РАЗВИВАЮЩЕГО
ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Подготовила учитель начальных
классов Абдулкадирова З.Ш.
различные
потенциала
качеств
(2012г.),
определяя
способностей
личной
и
воспитательного
Проблема
урока
затрагивает
стороны функционирования
классно-урочно-предметной системы современной школы.
Базой развития и воспитания ребенка продолжают
оставаться фундаментальные знания, которые он получает
в ходе образовательного процесса. Однако образование
личности должно быть сориентировано не только на
усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие
самостоятельности,
ответственности,
созидательных
человека,
позволяющих ему учиться, действовать и эффективно
трудиться в современных экономических условиях. На это
ориентирует нас Закон об образовании в Российской
Федерации
приоритетность
воспитания в процессе достижения нового качества
образования. И отсюда высвечивается роль урока как
элемента воспитательной системы. Более того, отметив
назначение урока в передаче и овладении научных знаний
о жизни, педагог не может иначе смотреть на урок, как на
элемент воспитания личности, познающей закономерности
жизни и строящей свою жизнь с учетом данных
закономерностей.
сведений
гарантирует реальность планируемого результата. В таком
ракурсе освещения урок обретает свою огромную роль в
становлении и развитии личности младшего школьника.
Объективность
воспитательным
Содержание современных учебных программ обладает
значительным
Его
реализация
отбора
содержания
представляющего
ученикам
нравственности,
патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма.
Профессионализм учителя заключается не столько в
потенциалом.
от целенаправленного
зависит
учебного
образцы
материала,
подлинной
научных методической грамотности, сколько в умении отбирать
материал к уроку, определять его образовательные и
воспитательные возможности.
Талант педагога – в тонком чувствовании возможностей
моральных,
качеств
А педагогический его профессионализм,
своего
интеллектуальных,
личности.
входящего вместе с детьми на вершину культуры – это:
в формировании
эмоциональных
* знание философских, психологических биологических
предмета
волевых,
учебных программ достигается при условии:
- решения воспитательных задач в ходе каждого урока
в единстве с задачами обучения и развития личности
школьника;
- целенаправленного отбора содержания учебного
материала, представляющего ученикам образцы подлинной
нравственности;
закономерностей развития ребенка;
* система профессиональных умений сотрудничества с
детьми, обеспечивающих организацию жизнедеятельности
ребенка как активного взаимодействия с окружающим
миром;
* система мировоззренческих отношений к миру и
системам отношений ценностям жизни на земле;
* система умений «прикосновения к личности» ребенка.
Содержание учебного предмета на уроке - мощный
инструмент воздействия на структуру личности ребенка.
Но внести позитивные изменения в эту структуру сможет
только тот педагог, который сам прекрасно освоил этот
инструмент и понимает его воспитательные возможности.
В.А. Сухомлинский называл таких учителей «умеющими
воспитывать знаниями». Он писал: «У учителя, умеющего
воспитывать знаниями, эти знания … выступают как
инструмент, с помощью которого ученики сознательно
осуществляют новые шаги в познании мира» [4].
Реализация воспитательного потенциала содержания использования
современных
образовательных
организации
творческой
исследовательской
Как
правило,
большинство
деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время.
условие
Именно в
самостоятельности.
важнейшее
современных
образовательных технологий предполагают на уроках
активной деятельности учащихся на разных уровнях
познавательной
этом
заключается
реализации
воспитательного потенциала современного урока. Конечно,
на одном уроке у детей невозможно воспитать честность и
милосердие, или мужество и вежливость, или какое-либо
другое качество.
Однако ставить такие задачи и
реализовывать их необходимо. Нравственная ситуация на
уроке заставляет ученика задуматься о своих отношениях к
товарищам, к себе, к родителям, к школе. Возникают
чувства, которые побуждают его к нравственной оценке
своего поведения и взглядов. Чем чаще эта возможность
реализуется,
влияние
учебного материала на детей. Рассмотрим воспитательные
возможности урока математики.
воспитывающее
мира,
абстрагированные
В отличии от многих других дисциплин математика
имеет предметом своего учения не вещи и явления
реального
них
количественные отношения и пространственные формы. С
древних времен математика рассматривалась как высшая
мудрость. Так, древнегреческий ученый Платон считал
математику необходимой для большинства людей. Он
указывал на «…огромные развивающие возможности
математики; … она пробуждает ум, придает ему гибкость,
живость и памятливость…».
сильнее
тем
от
а
воспитательные функции
предмета
технологий;
-
-
Основные
математики:
- должны воспитывать у учащихся логическую культуру
мышления, строгость и стройность в умозаключениях; благодаря
точному
ответу
Кроме
задачи.
Поэтому
занятия
- расширять кругозор учащихся, поднимать их общий
культурный уровень через содержание математических
задач.
На уроках математики ученику требуется каждый шаг
своего решения аргументировать и доказывать свое
мнение. Также у учащихся вырабатывается привычка к
тому, что невнимательность при решении задачи приведет
к ошибке, а любая неточность в математике – к неверному
решению
математикой
дисциплинируют.
того,
в
математических задачах, каждый ученик может после
выполнения задания достаточно точно и объективно
оценить свои знания и меру усилий, вложенных в работу,
то есть дать себе самооценку,
столь важную для
формирования личности. Занимаясь математикой, каждый
ученик воспитывает в себе такие личностные черты
характера, как справедливость и честность; привыкает
быть предельно объективным. Честная и добросовестная
работа на уроках математики требует напряженной
внимания,
умственной деятельности,
терпимости
в
Поэтому уроки
преодолении различных трудностей.
математики
трудолюбие,
настойчивость, упорство, умение соглашаться с мнением
других, доводить дело до конца, ответственность. На этих
уроках формируется
достижениям
человеческого
гения,
в
важности
математических знаний в практической жизни ребенка,
признание радости его творческого труда как одной из
основных человеческих ценностей.
уважение
к
убежденность
воспитывают
в
учениках
Содержание многих текстовых задач, включенных в
учебники математики,
дает богатый материал для
нравственного воспитания учащихся, тем более, что на
решение задач отводится большая часть учебного времени.
Поэтому при подготовке к уроку учителю следует обращать
внимание на сюжет задачи для того, чтобы в процессе решения он смог найти несколько минут для проведения
краткой целенаправленной беседы.
Школа не только учит,
она готовит учащихся к
самостоятельной жизни, формирует их как личность,
поэтому беседы нравственного характера очень важны.
Например.
Задача. Рабочий делает за смену 8 деталей, а его
ученик в 2 раза меньше. Сколько деталей сделают они
вдвоем за смену?
- Как вы думаете, почему ученик работает медленнее,
чем рабочий? Да, в каждом деле необходимо умение. А
чтобы его приобрести, нужно немало потратить труда и
времени. Чем больше ученик проявляет усердия, тем
быстрее станет настоящим мастером.
их
Задача. В классе 30 учеников. Сколько граммов хлеба
окажется в пищевых отходах после посещения классом
столовой, если каждый оставит полкусочка хлеба, а масса
всего кусочка 50 г?
Беседа. Погублена целая буханка! А сколько их за
неделю выбросил класс? А ведь в школе не один класс и
школа не одна в городе! Сколько же хлеба мы
выбрасываем. Это неуважение к труду многих людей, к
хлебу, потому что хлеб в жизни человека всему голова, как
вы понимаете эту народную мудрость?
Учащимся предлагается самостоятельно составлять
задачи по рисункам, схемам, кратким записям, выражениям
о бережном отношении к животному и растительному миру,
о труде, достижениях науки, спорте, здоровье. Такая
работа способствует развитию творческого воображения
младших школьников,
кругозора,
укреплению связи обучения с жизнью.
Математика в школе представляет собой учебную
дисциплину,
при изучении которой учащийся может
ощутить радость маленького открытия,
неожиданного
решения задачи. Возникающие при этом чувство радости и
удовлетворения от творческого труда оказывают сильное
расширению воспитательное воздействие,
человека потребность в творческом труде.
так как формируют у
воздействия,
Уроки литературного чтения являются источником
Обладая огромной силой
нравственного воспитания.
психологического
художественная
литература способствует формированию представлений о
добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем
мире, развивает высокие чувства и нравственное сознание,
формирует идеалы.
В последнее время особенно популярной становится
идея не просто воспитания детей, а воспитание через
искусство, через литературу. Вот перед нами выпускник
средней школы, не знающий ни одной пушкинской строки
наизусть, вся программа средней школы осталась за
кадром его сознания… А тексты, выученные в начальной
школе, они помнят прекрасно. И зимнее утро, и зимний
вечер, и зимняя дорога, и речка, одетая льдом, - все живет
в душе.
начальной
школе
имеют
исключительную важность в развитии эмоциональной
сферы ребенка,
открывают доступ к бесконечному
источнику красоты, правды, источнику чистой радости и
благих порывов.
Умение понимать и переживать
прекрасное не дается человеку от рождения, его, как и
всякую человеческую способность, необходимо развивать.
Изучение стихотворений в школе составляет основную
часть воспитательного процесса.
Ведь это тот род
литературы, который формирует духовный мир, тонко и
глубоко влияя на человека. Чудесные стихи А.С. Пушкина,
Ф. Тютчева и других поэтов – классиков позволяют детям
яснее услышать первый звон капели, острее почувствовать
благоухание,
ощутить резкое
дыхание метели. Чуткость восприятия красоты в детские
годы несравненно глубже, чем в более поздний период
развития личности.
свежесть летнего утра,
Уроки
поэзии
в Огромный воспитательный потенциал уроков поэзии мы
видим в формировании эмоциональной культуры как одно
из слагаемых культуры общения, которая в свою очередь,
является компонентом культуры личности.
Границы школьного урока благодатно расширяются при
организации интересных внеклассных занятий, на которых
школьники проявляют себя, свободно высказывают свои
мысли и сравнивают.
как «Утро в
живописи, поэзии, музыке», «Цветы в живописи, поэзии,
музыке»,
«Весна – праздник цветов и деревьев»,
«Праздник первого снега» и другие приносят учащимся
радость и надолго остаются в памяти.
Такие занятия,
«Хочешь наукой воспитать ученика, - писал Л.Н.
Толстой, - люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят
тебя и науку, и ты воспитаешь их, но ежели ты сам не
любишь ее, сколько бы ты не заставлял учить, наука не
произведет воспитательного воздействия» [2].
детском возрасте. - М., 1968.
2. Вейкшан, В. А. Л.Н.Толстой о воспитании обучении /
Академия пед. наук РСФСР, Инт-т теории и истории
педагогики. - М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1968.
3. Санникова, А. И. Развитие творческого потенциала
учащихся в образовательном процессе. - М.: Флинта,
2001.
4. Сухомлинский, В. А. О воспитании. - М., 1975.
1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в
Список литературы
РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО И РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО И РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО И РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО И РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО И РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО И РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО И РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.