Внеурочная деятельность 6 класс "По следам истории"

  • docx
  • 27.09.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ВД 6 класс.docx

Ростовская область, Мартыновский район, х. Кривой Лиман пер. Южный, 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 22 х. Кривой Лиман

 

 

 

                        «Утверждаю»                                 

Директор МБОУ- СОШ № 22

Приказ от  30.08.2021 г. № 178

________________ Редько Г.А.

                                                                                                                                                                                                                           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

По внеурочной деятельности «По следам истории»  на 2021-2022 учебный год

Уровень общего образования:  основное общее  образование 6 класс

 Количество часов  в год – 33

 Учитель -  Куковкина Марина Геннадьевна

 Программа разработана на основе

 - Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России  от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования"

- Примерной программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: – М.: Просвещение, 2013. – (Стандарты второго поколения)

- Основной образовательной программы МБОУ-СОШ № 22 х. Кривой Лиман

-  УМК:  -Всеобщая история. История Средних веков.  6 класс. Авторы Е.В. Агибалова,  Г.М.Донской. М.: Просвещение, 2014;   История России. 6класс. Под редакцией А.В. Торкунова. М.: Просвещение, 2016.

 

Изменения и дополнения, внесённые в рабочую программу в течение учебного года.

Основание (дата и номер приказа)

Дата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Планируемые результаты

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:

       мотивированность на посильное и созидательное уча­стие в жизни общества;

      заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

       ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотиз­ма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддер­жания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разно­образных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственно­сти за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

      умении сознательно организовывать свою познаватель­ную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

       умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

       способности анализировать реальные социальные ситу­ации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

      овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

       умении выполнять познавательные и практические за­дания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1)    использование элементов причинно-следственного анализа;

2)    исследование несложных реальных связей и зависимо­стей;

3)    определение сущностных характеристик изучаемого объ­екта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставле­ния, оценки объектов;

4)     поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5)     перевод информации из одной знаковой системы в дру­гую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6)     подкрепление изученных положений конкретными при­мерами;

7)     оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окру­жающей среде; выполнение в повседневной жизни этиче­ских и правовых норм, экологических требований;

8)    определение собственного отношения к явлениям со­временной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками ос­новной школы содержания программы по обществознанию являются:

      относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, меха­низмах и регуляторах деятельности людей;

       знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

       знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основ­ных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

      умения находить нужную социальную информацию в пе­дагогически отобранных источниках; адекватно её восприни­мать, применяя основные обществоведческие термины и поня­тия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (ана­лизировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

       понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре лич­ности, их значения в жизни человека и развитии общества;

      знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуля­торов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуа­ций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность.

Ученик научится:

Понимать

  •  хронологию событий , работу с хронологией;
  • исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
  • Работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном источнике
  • Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей , на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, составлять описание.
  •  Различать факт (событие) соотносить единичные исторические факты , называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;  

Получит навыки

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; - 
  • работать с учебной и внешкольной , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; 
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы,
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника,

·              объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории

Получит возможность научиться

  • целостным представлениям об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
  • применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

2.     Содержание учебного предмета

Вводный урок

Тема 1. Средневековая Европа.

Образование варварских королевств. Государство франков в VIVIII вв. Хлодвиг.

Христианская церковь в раннее средневековье. Монастыри. Искусство рукописной книги. Семь свободных искусств. 

Возникновение и распад империи Карла Великого. Карл Великий..

Феодальная раздробленность в IX-XIII вв. «Нет войны без пожаров и крови». Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница.

Англия в раннее средневековье.

Средневековая деревня и ее обитатели. Особенности хозяйственной жизни. Жизнь, быт и труд крестьян. Феодальные повинности. Крестьянская община.

В рыцарском замке. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Натуральное хозяйство.

Формирование средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Городское ремесло. Цехи.Гильдии. Банки. Ростовщики. Ломбарды.

Горожане и их образ жизни. Жизнь и быт горожан.

Тема 2. Восточные славяне

Про­исхождение восточных славян. Крупнейшие племенные сою­зы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения.

Тема 3. Русь в IХ-первой половине XII в.

Формирование Древнерусского государства.. Варяги. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе.

Первые русские князья.. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность первых князей.  Походы Святослава.

Князь Владимир. Крещение Руси.

Князь Ярос­лав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Внешняя политика Ярослава Муд­рого.

Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Кие­ве.

Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусско­го искусства. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство.

Быт и нравы Древней Руси. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.

Тема 4.    Русь во второй половине XIIXIII в.

Раздробление Древнерусского государства. Образо­вание самостоятельных княжеств и земель. Пос­ледствия раздробления Древнерусского государства.

Владимиро-Суздалъское княжество. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внут­ренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей.

Великий Новгород. Территория, природные и хозяйствен­ные особенности Северо-Западной Руси. Особенности соци­альной структуры и политического устройства Новгородской земли.

Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чин­гисхана.. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Ге­роическая оборона Торжка и Козельска..

Борьба русских земель с западными завоевателями. По­ходы шведов на Русь.. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

Русь и Орда. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынско­го владычества. Последствия ордынского владычества.

Культура русских земель.. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведе­ниях культуры. «Слово о полку Игореве».

Тема 5. Образование централизованного государства

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва центр борьбы с ордынским владычеством.

Московское княжество и его соседи в конце XIV—сере­дине XV в

Конец ордын­ского владычества. Иван III.. Усиление великокняжеской влас­ти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.

Церковь и государство. Нестяжатели и иосифляне.  Ереси.

Культура и быт в XIV—начале XVI в. Исторические ус­ловия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV—начале XVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва — центр складывающейся куль­туры великорусской народности. «Задонщина.

Тема  6. Московское государство XVI в.

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 50-х гг. XVI в.. Военные реформы.

Внешняя политика Ивана IV.. Присоединение Казанского и Астра­ханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливон­ской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской вой­ны. Борьба с набегами крымского хана.

Поход Ермака. Покорение Западной Сибири. Опричнина.

Культура и быт в XVI в. Просвещение. Развитие науч­ных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Публи­цистика. Четьи-Минеи. Исторические повести. Строительство шатровых храмов. Оборонное зод­чество. Живопись. Дионисий. Произведения декоративно-прикладного искусства. Быт и нравы. «Домострой».

Повторение- 2 часа

3.Тематическое планирование

 

№п/п

Перечень разделов и последовательность их изучения

Количество часов на изучение каждого раздела

Сроки изучения разделов

Сроки контроля

1

Вводный урок

1

06.09

 

2

Средневековая Европа

10

13.09-22.11

22.11

3

Восточные славяне

2

29.11-06.12

 

4

Русь в IХ-первой половине XII в.

5

13.12-17.01

 

5

Русь во второй половине XIIXIII в.

6

24.01-28.02

28.02

6

Образование централизованного государства

5

05.03-11.04

 

7

Московское государство XVI в.

3

18.04-16.05

16.05

8

Повторение

1

23.05

 

 

Итого

33

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________  Липуга Е.Г.