Ростовская область, Мартыновский район, х. Кривой Лиман пер. Южный, 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 22 х. Кривой Лиман
|
|
«Утверждаю» Директор МБОУ- СОШ № 22 Приказ от 30.08.2021 г. № 178 ________________ Редько Г.А. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности «По следам истории» на 2021-2022 учебный год
Уровень общего образования: основное общее образование 6 класс
Количество часов в год – 33
Учитель - Куковкина Марина Геннадьевна
Программа разработана на основе
- Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования"
- Примерной программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: – М.: Просвещение, 2013. – (Стандарты второго поколения)
- Основной образовательной программы МБОУ-СОШ № 22 х. Кривой Лиман
- УМК: -Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. Авторы Е.В. Агибалова, Г.М.Донской. М.: Просвещение, 2014; История России. 6класс. Под редакцией А.В. Торкунова. М.: Просвещение, 2016.
Изменения и дополнения, внесённые в рабочую программу в течение учебного года.
Основание (дата и номер приказа) |
Дата |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Планируемые результаты
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
• относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность.
Ученик научится:
Понимать
Получит навыки
· объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории
Получит возможность научиться
2. Содержание учебного предмета
Вводный урок
Тема 1. Средневековая Европа.
Образование варварских королевств. Государство франков в VI – VIII вв. Хлодвиг.
Христианская церковь в раннее средневековье. Монастыри. Искусство рукописной книги. Семь свободных искусств.
Возникновение и распад империи Карла Великого. Карл Великий..
Феодальная раздробленность в IX-XIII вв. «Нет войны без пожаров и крови». Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница.
Англия в раннее средневековье.
Средневековая деревня и ее обитатели. Особенности хозяйственной жизни. Жизнь, быт и труд крестьян. Феодальные повинности. Крестьянская община.
В рыцарском замке. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Натуральное хозяйство.
Формирование средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Городское ремесло. Цехи.Гильдии. Банки. Ростовщики. Ломбарды.
Горожане и их образ жизни. Жизнь и быт горожан.
Тема 2. Восточные славяне
Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения.
Тема 3. Русь в IХ-первой половине XII в.
Формирование Древнерусского государства.. Варяги. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе.
Первые русские князья.. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность первых князей. Походы Святослава.
Князь Владимир. Крещение Руси.
Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Внешняя политика Ярослава Мудрого.
Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве.
Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство.
Быт и нравы Древней Руси. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.
Тема 4. Русь во второй половине XII—XIII в.
Раздробление Древнерусского государства. Образование самостоятельных княжеств и земель. Последствия раздробления Древнерусского государства.
Владимиро-Суздалъское княжество. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей.
Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.
Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана.. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска..
Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь.. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.
Русь и Орда. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.
Культура русских земель.. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве».
Тема 5. Образование централизованного государства
Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва — центр борьбы с ордынским владычеством.
Московское княжество и его соседи в конце XIV—середине XV в
Конец ордынского владычества. Иван III.. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.
Церковь и государство. Нестяжатели и иосифляне. Ереси.
Культура и быт в XIV—начале XVI в. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV—начале XVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва — центр складывающейся культуры великорусской народности. «Задонщина.
Тема 6. Московское государство XVI в.
Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 50-х гг. XVI в.. Военные реформы.
Внешняя политика Ивана IV.. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана.
Поход Ермака. Покорение Западной Сибири. Опричнина.
Культура и быт в XVI в. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Публицистика. Четьи-Минеи. Исторические повести. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Дионисий. Произведения декоративно-прикладного искусства. Быт и нравы. «Домострой».
Повторение- 2 часа
3.Тематическое планирование
№п/п |
Перечень разделов и последовательность их изучения |
Количество часов на изучение каждого раздела |
Сроки изучения разделов |
Сроки контроля |
1 |
Вводный урок |
1 |
06.09 |
|
2 |
Средневековая Европа |
10 |
13.09-22.11 |
22.11 |
3 |
Восточные славяне |
2 |
29.11-06.12 |
|
4 |
Русь в IХ-первой половине XII в. |
5 |
13.12-17.01 |
|
5 |
Русь во второй половине XII—XIII в. |
6 |
24.01-28.02 |
28.02 |
6 |
Образование централизованного государства |
5 |
05.03-11.04 |
|
7 |
Московское государство XVI в. |
3 |
18.04-16.05 |
16.05 |
8 |
Повторение |
1 |
23.05 |
|
|
Итого |
33 |
|
|
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________ Липуга Е.Г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.