МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Новосибирской области
Искитимского района
МКОУ ``ООШ п.Барабка``
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол № 16 |
УТВЕРЖДАЮ директор МКОУ "ООШ п. Барабка" ______________/Соловьева М.Ю./ Приказ № 42
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Зеркало души»
для обучающихся 8 класса
п. Барабка 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная школа оказывает систематизированное и последовательно влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё место в будущем.
Необходимость введения занятий по программе «Зеркало души» обусловлена несколько иным подходом обучения и воспитания детей – это и своевременное выявление трудностей обучения, общения школьников в коллективе. В условиях реализации требований нового Стандарта возникла необходимость рассмотрения вопросов сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Содержание программы «Зеркало души» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой МКОУ «ООШ п Барабка» построено по концентрическому принципу, с повышением уровня требований к результатам обучения и воспитания каждого последующего учебного года.
Основу программы составляют занятия, основной формой которых является игра.
Данные занятия реализуют целый ряд функций:
· развлекательная,
· коммуникативная,
· пропедевтическая,
· игротерапевтическая.
Цель программы – воспитание социально- снижение состояния психического дискомфорта, эмоционального напряжения через игровую деятельность.Воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса к здоровому образу жизни. активной личности путем включения ее в социально-значимую деятельность,
Цель будет достигнута при решении следующих задач:
1. Развитие у обучающихся бережного отношения к своему здоровью, через формирование основных принципов здорового образа жизни.
2. Воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни, при этом, не делая акцента на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни.
3. Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.
4.Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку игр-драматизаций, упражнений, актерского тренинга, мероприятий, агитбригад, направленных на формирование здорового образа жизни.
Общая характеристика учебного предмета
Программа содержит теоретическую часть, подкрепляемую практикой, и игровые и психологические тренинговые упражнения по теме занятия.
Формы проведения занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей обучающихся, специфики содержания данной программы и возраста обучающихся.
Теоретическая часть программы включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседы с обучающимися на темы предусмотренные программой.
Практическая часть представлена практическими действиями: социальные проекты, коллективные творческие дела, групповые дискуссии, тренинги общения, групповая проблемная работа, интеллектуальные игры, конкурсы, беседы, викторины, праздники, устные журналы, выставки.
Сочетание теории и практики является необходимым условием для успешного усвоения данного курса.
Тематический план
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Содержание |
|
1 |
Введение в программу. |
1 |
Знакомство. Правила. |
|
2 |
Как узнать эмоцию? |
1 |
Определение основных способов распознавания эмоций. |
|
3 |
Я – наблюдатель. |
1 |
Анализ детьми мимических признаков эмоций как средства их распознавания. |
|
4 |
Мои эмоции. |
1 |
Обращение детей к телесному опыту переживания эмоций. |
|
5 |
Эмоциональный словарь. |
1 |
Обращение детей к особенностям собственного эмоционального мира. |
|
6 |
Чувства «полезные» и «вредные». |
1 |
Осознание детьми амбивалентности эмоций. |
|
7 |
сказка «Страна чувств». |
1 |
Сказкотерапия, арт-терапия. |
|
8 |
Нужно ли управлять своими эмоциями? |
1 |
Ознакомление детей с приемом «Эмоциональный дневник». |
|
9 |
Что такое «запретные» чувства. |
1 |
Углубленное самоисследование своей эмоциональной жизни. |
|
10 |
Какие чувства мы скрываем? |
1 |
Определение причин, по которым люди скрывают свои чувства. |
|
11 |
Маска. |
1 |
Приобретение подростками опыта проявления стереотипно скрываемого чувства в игровой форме. |
|
12 |
Я в «бумажном зеркале». |
1 |
Самоанализ обучающимися своей эмоционально-личностной сферы в режиме развивающей психодиагностики. |
|
13 |
Бумажное отражение. |
1 |
Самоанализ обучающимися своей эмоционально-личностной сферы в режиме развивающей психодиагностики. |
|
14 |
Что такое страх? |
1 |
Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги). |
|
15 |
Страхи и страшилки. |
1 |
Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги). |
|
16 |
Страшная-страшная сказка. |
1 |
Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги). |
|
17 |
Побеждаем все тревоги. |
1 |
Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги). |
|
18 |
А что они обо мне подумают? |
2 |
Обращение детей к собственному страху оценки и самооценочным страхам, разрядка связанных с ними негативных эмоций в игровой форме. |
|
19 |
Страх оценки. |
1 |
Обращение детей к собственному страху оценки и самооценочным страхам, разрядка связанных с ними негативных эмоций в игровой форме. |
|
20 |
Злость и агрессия. |
1 |
Обращение детей к собственному опыту агрессии. |
|
21 |
Как справиться со злостью. |
1 |
Разрядка агрессивных тенденций в поведении в игровой форме, обучение способам безопасной разрядки агрессии. |
|
22 |
Лист гнева. |
1 |
Разрядка агрессивных тенденций в поведении в игровой форме, обучение способам безопасной разрядки агрессии. |
|
23 |
Обида. |
1 |
Психологическая природа обиды. Последствия обиды для межличностных отношений на основе обращения к собственному опыту. |
|
24 |
Как простить обиду? |
1 |
Осознание детьми психологической природы обиды и возможностей ее разрядки. |
|
25 |
Ах, чем я виноват? |
1 |
Понимание детьми психологического содержания чувств вины и стыда, а также их проективные разрядки. |
|
26 |
Что такое эмпатия? |
1 |
Экспресс-диагностика уровня развития эмпатических тенденций. |
|
27 |
Зачем мне нужна эмпатия. |
1 |
Исследование обучающимися уровня своей эмпатии в режиме развивающей психодиагностики. |
|
28 |
Развиваем эмпатию. |
1 |
Развитие эмпатии в игровых моделях межличностного взаимодействия. |
|
29 |
Еще раз про эмпатию. |
1 |
Развитие эмпатии в игровых моделях межличностного взаимодействия. |
|
30 |
Эмпатия в действии. |
1 |
Развитие эмпатии в игровых моделях межличностного взаимодействия. |
|
31 |
Способы выражения чувств. |
1 |
Анализ возможного поведения и чувств сторон в потенциально конфликтной ситуации. |
|
32 |
Выражаем свои чувства. |
1 |
Формулирование механизма безопасного выражения чувств и конструктивного выражения претензий. |
|
33 |
Тренировка «Я-высказываний». |
1 |
Закрепление у детей навыков формулирования «Я-высказываний». |
|
34 |
Комплименты. Подведение итогов. |
1 |
Развитие у детей навыков выражать и принимать комплименты. |
|
|
Итого: |
34 ч. |
|
|
Личностные, метопредметные и результаты
Личностные результаты:
· установка на здоровый образ жизни
· формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
· формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
· формирование установки к работе на результат.
Метапредметныерезультататы:
· осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
· анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
· понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
· проявлять индивидуальные творческие способности;
· включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
· работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
· предлагать помощь и сотрудничество;
· слушать собеседника;
· договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
· формулировать собственное мнение и позицию.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, агитбригадах, классных часах, участие в мероприятиях класса, инсценированиесценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
Учебно-методическое обеспечение
1. Базовый набор тематических тренингов для подростков: Сборник научно-методических материалов/Сост. Н.А.Бондаренко, И.Н. Рязанова; Под ред. С.В. Кривцовой. – М.: АСОУ, 2007.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений — М.: Прамбер, 1992.
3. Вереникина И.М. Преодоление возможных конфликтных ситуаций между учителем и учениками на уроке // Вопросы психологии. - 1986.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком.Как?/ Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.:АСТ: Астрель, 2008.
5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.
6. Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011.
7. Криволапова Н. А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н. А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012.
8. Кулинич Г.Г. Школьный клуб: Сценарии мероприятий и праздников (5-11 классы). – М.:ВАКО, 2007.
9. Литвак М.Е. Психологический вампиризм: учебное пособие по конфликтологии / М.Е. Литвак. – Изд. 29-е. – Ростов н/Д: Феникс,2013.
10. Мир школьных праздников: 5-11 классы. Планирование воспитательной работы, сценарии мероприятия/ Сост. Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко, 2-е изд. – М.:2006.
11. Орлов Ю.М. Предмет педагогики. Серия: Педагогика. - М.: "Импринт-Гольфстрим", 1998.
12. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова . Издательский дом Федоров, издательство «Учебная литература», 2011.
13. Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Ведущие за собой» Н.А. Ращупкина, 2013.
14. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа/С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С. Н. Чистякова и др. – М.: Просвещение, 2014.
15. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. Педагогическое общество России, М., 2004.
Планируемые результаты.
В результате работы у учащихся происходит знакомство, сплочение группы, создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу. Познакомиться с психологией сотрудничества и соперничества. Так же учащиеся должны выработать правила работы в группе, соблюдение которых способствует эффективному сотрудничеству. Уметь исследовать процесс принятия решений группой, нарабатывать навыки эффективного поведения для достижения согласия при решении групповой задачи, уметь закреплять навыки определения основных стилей поведения в конфликте. Развивать уверенность в поведении и взаимодействии с окружающими. Формировать умение различать разные стили руководства. Участникам предлагаются ситуации. Уметь формировать осуществлять деятельность в коллективе, выявить и укрепить у учащихся склонность к организаторской деятельности, способствовать сплочению коллектива, раскрытию индивидуальных особенностей его членов развивать умения координировать совместные действия. Выявлять наиболее эффективных способов начала общения. Отработать способы, помогающие поддерживать общение; выяснить собственные возможности в увеличении продолжительности контакта. Развитие умения уверенного поведения в эмоционально напряженных, стрессогенных условиях, развитие умения леживать свое внутреннее психологическое состояние.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.