РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Название курса внеурочной деятельности |
Барнауловедение. География Алтайского края. |
Уровень |
Базовый |
Класс (количество часов в неделю) |
2а, 2б, 2в, 2г 1 час в неделю |
Учебный год |
2023-2024 |
Рабочая программа составлена на основе программы (точное название программы, указание авторов и её выходных данных) |
Рабочая программа данного курса разработана на основе авторской программы Лобановой Людмилы Васильевны, 2013, 2014 |
Авторы учебника |
Л.В. Лобанова. Барнауловедение. Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса начальной школы. Барнаул, 2019, Л.В. Лобанова. Рабочая тетрадь по географии Алтайского края, 2019 |
Составители (ФИО учителей, квалификационная категория) |
Лёвина Наталья Анатольевна, учитель высшей квалификационной категории,
|
Барнаул 2023
I. Пояснительная записка
Концепция модернизации российского образования на период до 2024 года определяет цели общего образования. Основные из них обусловлены необходимостью формировнаия у каждого выпускника общеобразовательной школы целостной системы универсальных знаний, учений и навыков самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Введение его в содержание образования начальных классов положительно влияет на развитие интереса детей к изучению культуры, природы родного края и своей малой родины через рассказы бабушек и дедушек, других родственников. От совместных участий родителей и детей в охране и восстановлении природы происходит укрепление семейных традиций, формируется чувство гордости за героические и трудовые совершения своих предков и воспитывается старшим поколением на своих примерах и рассказах бережное отношение к памятникам истории и культуры, к природе, в целях воспитания экологической культуры.
Цели и задачи курса:
Ø раскрытие географических, природных, культурных и исторических особенностей нашего города и края;
Ø систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни;
Ø развитие интереса к их познанию;
Ø обогащение нравственного опыта обучающихся;
Ø воспитание любви к своему городу, краю, к своей родине;
Ø формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде;
Ø обеспечение существенного воздействия на развитие у детей речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, воображения, памяти, внимания), а также в эмоциональной сферы и творческих способностей.
II. Общая характеристика курса.
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность. Во 2 классе, продвигаясь в освоении курса от темы к теме, обучающиеся вновь и вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них, рассматривая их с новых точек зрения.
Настоящий курс ориентирован в направлении интеграции, гуманизации и экологизации знаний, воспитание гармонически развитой личности. Особенности содержания и методологии преподавания курса:
• при решении задач обучения, воспитания и развития учащихся акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сфер учащихся, их творческих способностей;
• формы организации учебного процесса могут быть разнообразными: уроки в музеях, в парке, на улицах города или поселка, в кабинетах географии, биологии, физики, уроки-исследования, уроки-фантазии, уроки-путешествия.
III. Описание места курса в учебном плане.
Реализация курса рассчитана на организацию работы учащихся во внеурочное время.
Занятия проводятся по 1 часу в неделю.
Курс рассчитан на 33 недели.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания курса.
Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:
· личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;
· личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний;
· деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к географии, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
Для реализации развивающих и воспитательных задач курса активно используются различные познавательные игры-викторины, экскурсии в природу, на предприятия, посещение краеведческого музея, библиотек, где проводятся выставки и беседы о природе, культурных памятниках, знаменитых людях родного города и Алтайского края, участие в краевых конкурсах рисунков о природе родного края, которые дают возможность воспитывать в детях основные качества личности, вырастить будущих настоящих хозяев Земли.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Личностные:
Обучающийся получит возможность для формирования:
Регулятивные:
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность:
Познавательные:
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность:
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность:
Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников. Она органично сочетает творческую проектную деятельностью и систематическое освоение содержания курса.
Предметные результаты:
Ученик должен знать:
-название нашего края, родного города (села);
-региональные праздники (основание Алтайского края, основание родного города);
-основные правила поведения в местной окружающей среде;
-об экологии растений и животных;
-о результатах воздействия человека на живую и неживую природу местного окружения и Алтайского края;
-особенности времени года своей местности и Алтайского края;
-полезные ископаемые своей местности Алтая, Западной Сибири, их использование и охрана человеком;
-о Красной книге Алтайского края и о природных мероприятиях;
-народы, населяющие Алтайский край.
Ученик должен уметь:
-показать на карте и глобусе горы, равнины, реки, озера родного края (родной город (село), столицу региона, еще 1-2 города);
-наблюдать отдельные местные природные явления и процессы;
-предсказывать погоду по местным признакам;
-анализировать экологическую ситуацию своей местности и делать соответствующие выводы;
-оказывать первую помощь при легких травмах и простудных заболеваниях с помощью местного сырья.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-ориентироваться в окружающей среде обитания, на местности с помощью народных примет и карты;
-устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе родного края;
-ухаживать за растениями, домашними животными;
-выполнять правила поведения в природе и участвовать в ее охране;
-расширять познавательные интересы с помощью поиска дополнительной информации о родном крае;
-принимать правильные решения в экстремальных ситуациях;
-составлять небольшие рассказы о родном крае, его культуре, истории, экономике, великих людях.
VI. Содержание курса.
Материал учебного курса «Барнауловедение. География Алтайского края» представлен в программе следующими содержательными линиями:
VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности обучающихся.
Календарно-тематическое планирование «Барнауловедение»
№ |
Кол. час |
Темы уроков |
1. |
1 |
С днем рождения, Барнаул! |
2. |
1 |
Символика города и края. Управление городом и краем. |
3. |
1 |
Мои близкие и дальние родственники. Как моя семья оказалась в Барнауле. Вклад моей семьи в развитие города. |
4. |
1 |
Труд людей в городе. |
5. |
1 |
Сколько школ в районе. Сколько лет моей школе. |
6. |
1 |
Традиции нашей школы. Посещение музея, комнаты школы. |
7. |
1 |
Библиотечный урок. |
8. |
1 |
Название пяти районов города. Самый старый и самый молодой район города. День рождения района. |
9. |
1 |
Экскурсия в музей района. |
10. |
1 |
Что означает названиеи моего города. Как появился мой город, первые улицы, объекты города. |
11. |
1 |
Река Барнаулка. |
12. |
1 |
Ленточный бор. Красная книга Алтая. Разнообразие растений. |
13. |
1 |
Сельскохозяйственные растения в нашей местности. |
14. |
1 |
Сады, парки и скверы - легкие нашего города. Барнаульский дендрарий. Чистота города зависит от меня. |
15. |
1 |
Экскурсия по городу. Новостройки. |
16. |
1 |
Обобщающий урок. Барнаул и барнаульцы. (Урок – загадка). |
Календарно-тематическое планирование «География Алтайского края»
17. |
1 |
Наша Родина – Россия. Изображение нашей страны и края на карте. Общие сведения об Алтайском крае. |
18. |
1 |
Земные просоры Алтайского края. Твоя <<малая>> Родина. Твое отношение к <<малой>> Родине. |
19. |
1 |
Путешественники, исследователи, ученые Алтайского края. |
20. |
1 |
Жизнь разных народов в крае. Сказки алтайцев о животных и растениях. |
21. |
1 |
Название районов края. Труд людей. Участие детей в охране природы. |
22. |
1 |
Представление о разнообразии растений и животных леса. |
23. |
1 |
Отрицательное влияние людей на растения и животных. Вырубка лесов, отлов красивых насекомых, неумеренная охота, разорение птичьих гнезд и муравейников. Опасности, которые тебя подстерегают в лесу. |
24. |
1 |
Представление о разнообразии растений и животных луга. |
25. |
1 |
Представление о разнообразии растений и животных водоема. |
26. |
1 |
Красная книга Алтайского края. |
27. |
1 |
Человек и его творения. Изменения природы в результате деятельности человека. Важность озеленения городов и районов. |
28. |
1 |
Театры и музеи. Мир живой природы Алтая в изобразительном искусстве. |
29. |
1 |
Памятники природы края. |
30. |
1 |
Их помнит Россия, их помнит народ. Памятные места края и вашей местности . Записи рассказов со слов местных жителей. |
31. |
1 |
Ленточные боры – легкие вашей местности, края. Жизнь и здоровье человека и экология природы. Человек – часть живой природы. |
32. |
1 |
Важнейшее изобретение человека – транспорт. Кодекс выживания городского пешехода. |
33. |
1 |
Обобщающий урок <<Каким хотелось видеть Алтайский край в будущем?>> |
VII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Барнауловедение. География Алтайского края».
Книгопечатная литература
Рабочая программа к курсу «Барнауловедение» Л.В. Лобанова (программа прошла экспертизу АКИПКРО и рекомендована для образовательных учреждений Алтайского края)
Рабочая тетрадь к курсу «Барнауловедение» 2 класс, Л.В. Лобанова
Рабочая программа к курсу «География Алтайского края» Л.В. Лобанова
Рабочая тетрадь по географии Алтайского края «Наш край» 2 класс, Л.В. Лобанова
Методические пособия для учителя
Методическое пособие «Сбережём природу своего края» АКИПКРО 1999
Печатные пособия Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения (Алтайского края)
Портреты выдающихся людей края (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.).
Географические и исторические настенные карты Атлас географических и исторических карт
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства CD-диски с материалами по географии и истории Алтайского края .
Натуральные объекты
Коллекции полезных ископаемых Коллекции плодов и семян растений.
Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения).
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Термометры для измерения температуры воздуха, воды. Термометр медицинский. Лупа. Компас. Часы с синхронизированными стрелками.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.