Внеурочная деятельность. Барнауловедение. География Алтайского края.Программа 2 класс.
Оценка 4.7

Внеурочная деятельность. Барнауловедение. География Алтайского края.Программа 2 класс.

Оценка 4.7
doc
27.07.2023
Внеурочная деятельность. Барнауловедение. География Алтайского края.Программа 2 класс.
Барнауловедение. География АК 2 кл.doc

 

                         РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Название курса внеурочной деятельности

Барнауловедение. География Алтайского края.

Уровень

Базовый

Класс (количество часов в неделю)

2а, 2б, 2в, 2г

1 час в неделю

Учебный год

2023-2024

Рабочая программа составлена на основе программы (точное название программы, указание авторов и её выходных данных)

  Рабочая программа данного курса разработана на основе авторской программы Лобановой Людмилы Васильевны, 2013, 2014

Авторы учебника

Л.В. Лобанова. Барнауловедение. Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса начальной школы. Барнаул, 2019,

Л.В. Лобанова.  Рабочая тетрадь по географии Алтайского края, 2019

Составители (ФИО учителей, квалификационная категория)

Лёвина Наталья Анатольевна, учитель высшей квалификационной категории,

 

 

 

 

 

                                                               

Барнаул 2023

 

 

 

I.      Пояснительная записка

Концепция модернизации российского образования на период до 2024 года определяет цели общего образования. Основные из них обусловлены необходимостью формировнаия у каждого выпускника общеобразовательной школы целостной системы универсальных знаний, учений и навыков самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Введение его в содержание образования начальных классов положительно влияет на развитие интереса детей к изучению культуры, природы родного края и своей малой родины через рассказы бабушек и дедушек, других родственников. От совместных участий родителей и детей в охране и восстановлении природы происходит укрепление семейных традиций, формируется чувство гордости за героические и трудовые совершения своих предков и воспитывается старшим поколением на своих примерах и рассказах бережное отношение к памятникам истории и культуры, к природе, в целях воспитания экологической культуры.

 

Цели и задачи курса:

Ø    раскрытие географических, природных, культурных и исторических особенностей нашего города и края;

Ø    систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни;

Ø    развитие интереса к их познанию;

Ø    обогащение нравственного опыта обучающихся;

Ø    воспитание любви к своему городу, краю, к своей родине;

Ø    формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде;

Ø    обеспечение существенного воздействия на развитие у детей речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, воображения, памяти, внимания), а также в эмоциональной сферы и творческих способностей.

 

 

II.  Общая характеристика курса.

 

Данная  рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность. Во 2 классе, продвигаясь в освоении курса от темы к теме, обучающиеся вновь и вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них, рассматривая их с новых точек зрения.

 Настоящий курс ориентирован в направлении интеграции, гуманизации и экологизации знаний, воспитание гармонически развитой личности. Особенности содержания и методологии преподавания курса:

• при решении задач обучения, воспитания и развития учащихся акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сфер учащихся, их творческих способностей;

• формы организации учебного процесса могут быть разнообразными: уроки в музеях, в парке, на улицах города или поселка, в кабинетах географии, биологии, физики, уроки-исследования, уроки-фантазии, уроки-путешествия.

 

 

III.           Описание места курса в учебном плане.

Реализация курса рассчитана на организацию работы учащихся во внеурочное время.

Занятия проводятся по 1 часу в неделю.

Курс рассчитан на 33 недели.

 

 

 

IV.            Описание ценностных ориентиров содержания курса.

 

Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:

·                     личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;

·                    личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний;

·                    деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к географии, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.

Для реализации развивающих и воспитательных задач курса активно используются различные познавательные игры-викторины, экскурсии в природу, на предприятия, посещение краеведческого музея, библиотек, где проводятся выставки и беседы о природе, культурных памятниках, знаменитых людях родного города и Алтайского края, участие в краевых конкурсах рисунков о природе родного края, которые дают возможность воспитывать в детях основные качества личности, вырастить будущих настоящих хозяев Земли.

           

 

V.   Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

 

Личностные:

  • обучающийся научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
  • приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности внеурочной деятельности;
  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
  • приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Алтайского края, чувства сопричастности и гордости за свой край;
  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;
  • эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Алтайского края;
  • чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;

Регулятивные:

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием.

Познавательные:

Обучающийся научится:

  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • узнавать символику города Барнаула, Алтайского края;
  • описывать достопримечательности Барнаула и родного края;
  • ориентироваться в природном сообществе нашего края;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т.д.) и литературу о  крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с контурной картой, картой Алтайского края;
  • работать с глобусом и картой;
  • находить на карте свой регион и его главный город;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • устанавливать аналогии.

Обучающийся получит возможность:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
  • работать в семейных архивах.

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Обучающийся получит возможность:

  • готовить и выступать с сообщениями;
  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников.  Она органично сочетает творческую проектную деятельностью и  систематическое освоение содержания курса.

 

 

Предметные результаты:

Ученик должен знать:

-название нашего края, родного города (села);

-региональные праздники (основание Алтайского края, основание родного города);

-основные правила поведения в местной окружающей среде;

-об экологии растений и животных;

-о результатах воздействия человека на живую и неживую природу местного окружения и Алтайского края;

-особенности времени года своей местности и Алтайского края;

-полезные ископаемые своей местности Алтая, Западной Сибири, их использование и охрана человеком;

-о Красной книге Алтайского края и о природных мероприятиях;

-народы, населяющие Алтайский край.

Ученик должен уметь:

-показать на карте и глобусе горы, равнины, реки, озера родного края (родной город (село), столицу региона, еще 1-2 города);

-наблюдать отдельные местные природные явления и процессы;

-предсказывать погоду по местным признакам;

-анализировать экологическую ситуацию своей местности и делать соответствующие выводы;

-оказывать первую помощь при легких травмах и простудных заболеваниях с помощью местного сырья.

 

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-ориентироваться в окружающей среде обитания, на местности с помощью народных примет и карты;

-устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе родного края;

-ухаживать за растениями, домашними животными;

-выполнять правила поведения в природе и участвовать в ее охране;

-расширять познавательные интересы с помощью поиска дополнительной информации о родном крае;

-принимать правильные решения в экстремальных ситуациях;

-составлять небольшие рассказы о родном крае, его культуре, истории, экономике, великих людях.

 

 

 

VI.  Содержание курса.

 

Материал учебного курса «Барнауловедение. География Алтайского края» представлен в программе следующими содержательными линиями:

 

  1. Наш край многогранен, интересен и все время изменяется - наблюдай и познавай его, интересуйся тем, каким был он;
  2. Опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни – уважай и изучай его;
  3. Природа жизненно необходима тебе и ранима – знай об этом и береги ее красоту и гармонию.

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности обучающихся.

 

Календарно-тематическое планирование «Барнауловедение»

Кол.

час

Темы уроков

1.       

1

С днем рождения, Барнаул!

2.       

1

Символика города и края. Управление городом и краем.

3.       

1

Мои близкие и дальние родственники. Как моя семья оказалась в Барнауле. Вклад моей семьи в развитие города.

4.       

1

Труд людей в городе.

5.       

1

Сколько школ в районе. Сколько лет моей школе.

6.       

1

Традиции нашей школы. Посещение музея, комнаты школы.

7.       

1

Библиотечный урок.

8.       

1

Название пяти районов города. Самый старый и самый молодой район города. День рождения района.

9.       

1

Экскурсия в музей района.

10.   

1

Что означает названиеи моего города. Как появился мой город, первые улицы, объекты города.

11.   

1

Река Барнаулка.

12.   

1

Ленточный бор. Красная книга Алтая. Разнообразие растений.

13.   

1

Сельскохозяйственные растения в нашей местности.

14.   

1

Сады, парки и скверы - легкие нашего города.

 Барнаульский дендрарий. Чистота города зависит от меня.

15.   

1

Экскурсия по городу. Новостройки.

16.   

1

Обобщающий урок. Барнаул и барнаульцы.

 (Урок – загадка).

 

Календарно-тематическое планирование «География Алтайского края»

17.    

1

Наша Родина – Россия. Изображение нашей страны и края на карте. Общие сведения об Алтайском крае.

18.    

1

Земные просоры Алтайского края. Твоя <<малая>> Родина. Твое отношение к  <<малой>> Родине.

19.    

1

Путешественники, исследователи, ученые Алтайского края.

20.    

1

Жизнь разных народов в крае. Сказки алтайцев о животных и растениях.

21.    

1

Название районов края. Труд людей. Участие детей в охране природы.

22.    

1

Представление о разнообразии растений и животных леса.

23.    

1

Отрицательное влияние людей на растения и животных. Вырубка лесов, отлов красивых насекомых, неумеренная охота, разорение птичьих гнезд и муравейников. Опасности, которые тебя подстерегают в лесу.

24.    

1

Представление о разнообразии растений и животных луга.

25.    

1

Представление о разнообразии растений и животных водоема.

26.    

1

Красная книга Алтайского края.

27.    

1

Человек и его творения. Изменения природы в результате деятельности человека. Важность озеленения городов и районов.

28.    

1

Театры и музеи. Мир живой природы Алтая в изобразительном искусстве.

29.    

1

Памятники природы края.

30.    

1

Их помнит Россия, их помнит народ. Памятные места края и вашей местности . Записи рассказов со слов местных жителей.

31.    

1

Ленточные боры – легкие вашей местности, края.

Жизнь и здоровье человека и экология природы.

Человек – часть живой природы.

32.    

1

Важнейшее изобретение человека – транспорт. Кодекс выживания городского пешехода.

33.    

1

Обобщающий урок <<Каким хотелось видеть Алтайский край в будущем?>>

 

 

VII.        Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Барнауловедение. География Алтайского края».

 

Книгопечатная литература

Рабочая программа к курсу «Барнауловедение» Л.В. Лобанова (программа прошла экспертизу АКИПКРО и рекомендована для образовательных учреждений Алтайского края)

Рабочая тетрадь к курсу «Барнауловедение» 2 класс, Л.В. Лобанова

Рабочая программа к курсу «География Алтайского края»  Л.В. Лобанова

Рабочая тетрадь по географии Алтайского края «Наш край» 2 класс, Л.В. Лобанова

 Методические пособия для учителя

Методическое пособие «Сбережём природу своего края» АКИПКРО 1999

Печатные пособия Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения (Алтайского края)

Портреты выдающихся людей края (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.).

Географические и исторические настенные карты Атлас географических и исторических карт

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства CD-диски с материалами по географии и истории Алтайского края .

Натуральные объекты

Коллекции полезных ископаемых   Коллекции плодов и семян растений.

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения).

 

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Термометры для измерения температуры воздуха, воды. Термометр медицинский. Лупа. Компас. Часы с синхронизированными стрелками.


 


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I. Общая характеристика курса

I. Общая характеристика курса

Обучающийся получит возможность для формирования: основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин

Обучающийся получит возможность для формирования: основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин

Обучающийся получит возможность: самостоятельно подбирать литературу по теме; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и

Обучающийся получит возможность: самостоятельно подбирать литературу по теме; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: -ориентироваться в окружающей среде обитания, на местности с помощью народных примет и карты; -устанавливать…

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: -ориентироваться в окружающей среде обитания, на местности с помощью народных примет и карты; -устанавливать…

Сельскохозяйственные растения в нашей местности

Сельскохозяйственные растения в нашей местности

Географические и исторические настенные карты

Географические и исторические настенные карты

Внеурочная деятельность. Барнауловедение. География Алтайского края.Программа 2 класс.

Внеурочная деятельность. Барнауловедение. География Алтайского края.Программа 2 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.07.2023