Программа эколого-биологической направленности ,"Знатоки природы"
Оценка 4.6

Программа эколого-биологической направленности ,"Знатоки природы"

Оценка 4.6
Документация
doc
другое
6 кл
24.07.2023
Программа эколого-биологической направленности ,"Знатоки природы"
Программа дополнительного образования по экологии.
Доп. обр. Асылгареева 2022 ст.гр..doc

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида  Детский сад №9 «Аленушка» города Бирска

муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

 

 

УТВЕРЖДЕНО

 Заведующий МАДОУ

 Детский сад №9 «Аленушка» г. Бирска

  __________________ С.С.Мустафина

Приказ № 83 от 31.08.2022

 

ПРИНЯТО                      

 па педагогическом совете

протокол №1 от 31.08.2022

                                                                    

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа

биолого-экологической направленности

«Знатоки природы»

для детей 5-6  лет

срок реализации программы  1 год

Автор-составитель: воспитатель: С. А. Асылгареева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бирск 2022 г

Содержание

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 

Пояснительная записка………………………………………………………………....3

Актуальность…………………………………………………………………………….3

Направление   программы………………………………………………………………3

Цель и Задачи программы ……………………………………………………………...4

Основные принципы программы……………………………………………………....4

 

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

 

Условия организации образовательного процесса.…………………………………….4

Методы и формы организации образовательного процесса:……………………….... .5

Построение педагогического процесса………………………………………………. ...5

Планируемые результаты освоения программы..............................................................6

Мониторинг уровня освоения программы……………………………………………...7

Сотрудничество с родителями…………………………………………………………...7

 

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 

Программно – методическое обеспечение реализации Программы……………….....8

Материально-техническое обеспечение Программы…………………………………..8

 

Приложение…………………………………………………………………………….....9

Учебно-тематический план программы

Диагностическая карта

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности

экологических представлений детей дошкольного возраста

(разработан на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.    ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка.

Актуальность программы

Ни для кого не секрет, что проблема загрязнения окружающей среды все больше обращает на себя внимание современного общества. Загрязнение питьевой воды, воздуха выбросами промышленных предприятий, увеличение количества отравляющих веществ, внесенных в почву для повышения урожайности культурных растений и борьбы с насекомыми вредителями, влечет за собой ухудшение здоровья населения планеты. Перенаселенность мегаполисов и их засоренность отходами жизнедеятельности людей влечет за собой неконтролируемое размножение насекомых и грызунов, которые являются переносчиками различных инфекционных заболеваний. Вот наиболее бросающиеся в глаза проблемы современного общества, касающиеся экологии. Поэтому актуальность охраны окружающей среды не подлежит сомнению. Воспитание у детей экологической грамотности все больше выступает на первый план в современной системе образования.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, и окружающим людям. Одним из приоритетных направлений работы детского сада является формирование у детей экологического миропонимания.

Направление программы.

Данная программа имеет биолого-экологическую направленность и рассчитана на детей 3-7лет. Программа "Знатоки природы" состоит из тематических блоков, в ходе изучения которых дети узнают о разнообразии животного и растительного мира, средах обитания, получают сведения по краеведению, о здоровом образе жизни.

Новизна программы состоит в том, что дети, начиная с младшего возраста, знакомятся с проектной деятельностью, в ходе которой воспитанники совместно с родителями и педагогом создадут мини-проекты "Времена года", "Моё дерево", "Берегите свою планету!", «Красная книга», «Яблонька», «Царица Вода» и другие. Материал занятий способствует воспитанию у детей, прежде всего человечности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости детей и их интереса к окружающему миру.

Проект “Ознакомление с природой родного края”.

Значение этого проекта трудно переоценить, ведь краеведение – золотой запас нашей духовности, это сокровище на века. Это изучение природы и природных богатств, истории быта и культуры населения, его хозяйственной деятельности, изучение и охрана памятников и выдающихся объектов. Предметом изучения является местность, территория, которая носит название “родной край”.

Валеологический проект “Я здоровье берегу, сам себе я помогу” позволяет нам дать детям знания о строении своего организма, функционировании всех его органов и систем, а так же познакомить с факторами, способствующими укреплению здоровья. 

Эти разработки подтолкнули к созданию модифицированной программы по экологическому воспитанию дошкольников Знатоки природы, в которую были бы включены не только занятия по ознакомлению с природой, но и  занятия по краеведению, валеологии.

 

Цель и задачи программы:

Главная цель программы “Знатоки природы”– формирование экологической культуры – совокупности экологического сознания, экологических чувств, экологической деятельности.

 

Основные задачи программы:

  1. Формирование основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе
  2. Развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них.
  3. Формирование навыков экологически грамотного нравственного поведения в природе.
  4. Вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране.
  5. Дать детям знания о строении человеческого организма, функционировании всех его органов и систем.
  6. Познакомить с факторами, способствующими укреплению здоровья.
  7. Развитие первоначальных географических понятий и представлений.
  8. Передача детям доступных знаний о природе родного края, его природных богатствах, истории быта и культуры.

Основные принципы программы:

  • Непрерывности и преемственности содержания, в котором материал располагается в последовательности с учетом возрастающей детской компетентности.
  • Интеграции программных областей знаний, которая позволит охватить не только конкретное содержание, но и целостную картину мира.
  • Развивающего характера обучения, основанного на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении обобщенных способах действия.
  • Формирования способностей: рефлексии, коммуникативность, самооценки, экзистенционализма и т. д.
  • Предоставления самостоятельности и самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями и интересами.
  • Рационального сочетания разных видов деятельности интеллектуальные, двигательные, эмоциональные нагрузки.
  • Обеспечение психологического комфорта, повышенного внимания к здоровью детей.
  • Отношение к ребенку как к личности, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферу.
  • Сотрудничества между детьми, педагогами и родителями.

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

 Условия организации образовательного процесса.

Организация образовательного процесса предусматривает: - игровую деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические, словесные; театрализованные и режиссер­ские игры);

- творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобрази­тельной, музыкально-исполнительской, театрально-игровой, двига­тельной, речевой);

- экскурсии;

- исследование, экспериментирование (игровое экспери­ментирование и опыты с предметами и материалами);

- прогулки в природу в разные се­зоны (на различные городские и сельские объекты; - развлечения; - проектирование решения проблемы;

- познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного мате­риала, музыкального сопровождения, художественного слова, раз­вивающих игр упражнений, заданий);

- чтение, просмотр познавательной, энциклопедической и художественной литературы;

- трудовую деятельность (труд в природе и хозяйственно-бы­товой труд).

Методы и формы организации образовательного процесса:

С детьми:

ü  специально запланированные занятия;

ü  совместная деятельность взрослых с детьми;

ü  самостоятельная деятельность детей.

С взрослыми (педагогами и родителями):


ü  семинары-практикумы;

ü  КВН, викторины, конкурсы;

ü  природоохранные акции;

ü  праздники;

ü  выставки;

ü  собрания;

ü  экскурсии,

ü  тестирование

Построение педагогического процесса

Программа “Знатоки природы” рассчитана на детей в возрасте от 5 до 6лет.

График работы кружка. В старшей  группе занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительность 25-30 минут.

 

Успех реализации данной программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:
- готовностью педагога к осуществлению экологического образования;

-постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;

-построением экологически развивающей среды в дошкольном учреждении;

-активным участием родителей в воспитательном процессе.

 

Регламентированные занятия не являются основной формой экологического образования. Основное содержание реализуется в условиях самостоятельного получения ребенком информации о явлениях и объектах природы через организацию исследовательской деятельности.
Главные методы: наблюдение, опытно-экспериментальная деятельность, проектирование.

 

Содержание программы “Знатоки природы».

Задачи экологического воспитания в старшей группе

1 квартал

  • Обобщение представлений о лете. Формирование об осени как о времени года. Освоение представлений о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха).
  • Конкретизация представлений о функциях растений (питание, дыхание, движение, рост и развитие) на примере растений разных экосистем (природных зонБашкирии)
  • Познакомить детей с органами дыхания: дать понятие, как воздух путешествует по организму.
  • Закрепить представление детей об овощных культурах и их пользе..

2 квартал

  1. Систематизация представлений о зиме.
  2. Формирование представлений о приспособлении зверей, птиц, рыб, насекомых к зимним условиям.
  3. Формирование представления о средах обитания: наземной, воздушной, водной.
  4. Познакомить с реками, протекающими по территории города Бирска.
  5. Понимание детьми роли человека в нарушении и сохранении целостности конкретной экосистемы, освоении правил поведения в ней.
  6. Познакомить с несколькими видами лекарственных растений.

3 квартал

  • Обобщение представлений о характерных признаках весны.
  • Системы представлений о местах обитания домашних животных, диких зверей, насекомых, обитающих в различных природных зонахБашкирии.
  • Обобщение представлений о том, что все живые существа, растут, развиваются, размножаются.
  • Конкретизация представлений о том, что растения вырастают из семян.
  • Формирование представлений о способности человека и живых существ чувствовать состояние среды (температуру, влажность, наличие пищи, освещенность).
  • Познакомить с органами дыхания человека.

 

Планируемые результаты освоения программы

 

- Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о природе, о взаимосвязях в ней и способах ее сохранения;

- Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка;

- Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды;

- Сформированность навыков культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.

Опираясь на требования к знаниям умениям и навыкам детей, рекомендованными “Программой воспитания и обучения” под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой

 Дети старшей группы к концу года могут:

  • Знать название родного города, края, страны, знать, как называется столица республики и страны.
  • Анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.
  • Знать 2-3 вида травянистых растений, 4–5 видов зимующих птиц.
  • Иметь представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот.
  • Знать о растениях и способах их вегетативного размножения.
  • Знать об обитателях комнаты природы.
  • Знать о повадках диких животных.
  • Знать о помощи человека природе.
  • Иметь представления о значении сна в жизни человека
  • Знать некоторые виды лекарственных растений.
  • Иметь представления о влиянии спортивных игр и упражнений на здоровье детей.
  • Знать и понимать значение железной дороги в жизни людей.

Мониторинг уровня освоения программы

 

Мониторинг детей проводится 2 раза в год, в начале и в конце учебного года. На его основе  можно проследить результативность программы.

Контроль ЗУН

Вводный - собеседование, анкетирование родителей

Текущий - диагностика, составление рассказа

Итоговый - развлекательно-познавательный праздник, игра

 Система оценки и условные обозначения

«Н» не сформирован- несамостоятельный, слабо справляется с заданиями, теоретические

знания малы.

«Ф» находится в стадии становления- работает на занятии в среднем темпе, в основном

самостоятельно

«С» сформирован - работает на занятии самостоятельно, теоретические знания может

применить на практике

 

 

 Сотрудничество с родителями

ü  Участие в природоохранных акциях (уборка территории детского сада, берегите птиц, сохраним живую ёлку);

ü  Совместная работа детей и родителей "Золотая осень" ( поделки из овощей, фруктов);

ü  Участие в конкурсе "Мама, папа, я - экологическая семья";

ü  Выполнение домашнего задания "Где можно найти воду дома? (Опыт).

ü  Конкурс на лучшую поделку из бросового материала.

ü  Конкурс на лучшую экологическую сказку.

ü  Фотоконкурс " Дети и домашние животные"

Проведение вместе с воспитателями прогулок, экскурсий в природу, в музеи

 


3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 

Программно – методическое обеспечение реализации Программы

 

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект:

 

1.      Марченко Л.И. Комплексное развитие детей в процессе их общения с природой.-Уфа: Китап, 1995.-64 с.

2.      Николаева С.Н. Юный эколог. - М.: Мозаика-синтез, 2010.-80с.

3.      Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфёнова Г.М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду: Программа и конспекты занятий.- СПб: Изд-во РПГУ им. А.И.Герцена 2001.-208 с.

4.      Грехова Л.И. В союзе с природой: Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми: Учебно-методическое пособие.5-е издание, стериотипное.-М.:Ставрополь: Сервисшкола, 2003.-288с.

  1.  “Программа воспитания и обучения” под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Настоящая программа  разработана на основе программы «Юный эколог» С.Н. Николаевой  и охватывает экологическое воспитание детей от старшей до подготовительной группы, т.е. 2 года воспитания и обучения. В ней прослеживается преемственность от одной возрастной группы к другой.
Программа направлена на воспитание эмоционально-ценностного, деятельностного отношения детей дошкольного возраста к природе.

 Материально-техническое обеспечение Программы

Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для развития игровой и познавательно-исследовательской деятельности детей.

    Для этого в групповых помещениях и на прилегающих территориях ДОО пространство организовано так, чтобы можно было играть в различные, в том числе сюжетно-ролевые игры. В групповых помещениях и на прилегающих территориях имеется оборудование, игрушки и материалы для разнообразных сюжетно-ролевых и дидактических игр, в том числе предметы-заместители.

     Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для познавательно-исследовательского развития детей (выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием и информационными ресурсами, приборами и материалами для разных видов познавательной деятельности детей - книжный уголок, библиотека, уголок экспериментирования и др.).

 

 

В приложении к программе :

Учебно-тематический план программы «Знатоки природы».

Диагностическая карта по экологическому воспитанию (старшая группа)

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста

(разработан на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Учебно-тематический план программы «Знатоки природы».

Содержание программы обучения (5-6 лет).

 

 

Разделы

Темы занятий

Количество занятий

Сроки

  1.  

Неживая природа

1.Филимоновская игрушка. (глина и ее свойства)

2.Путешествие по зимней сказке

3.Воздух.

6

2 занятие в квартал

  1.  

Насекомые

1.Насекомые осенью.

2.Улитка

4

Сентябрь

Май

  1.  

Фрукты и овощи

1.Овощи и фрукты.

Культурные и дикорастущие растения

4

 

  1.  

Занятия по валеологии

1.Могут ли овощи принести вред нашему здоровью?

2.Как мы отдыхаем?

3.Лекарственные растения.

4.Органы дыхания человека.

4

Октябрь

Январь

Март

Май

  1.  

Краеведение

1.Я люблю свой край! (спортивно-экологическое развлечение к дню республики)

2.Водоемы родного края.

3.Красная книга Башкирии и города Бирска.

6

1занятие в квартал

  1.  

Сезонные изменения в живой и неживой природе

1.В гостях у Осени

2.Все, что мы знаем о зиме.

3.Пришла Весна-Красна.

3

1занятие в квартал

  1.  

Растения

1.Путешествие по царству комнатных растений.

2.Как узнать куст, дерево, траву?

3.Рассматривание веток деревьев

6

1занятие в квартал

  1.  

Климатические зоны

1.Климатические зоны.

2.Тундра и лесотундра.

3.Корабль пустыни.

6

1занятие в квартал

  1.  

Экология и ее помощники

1.Все работы хороши!

2.Красная книга

3. Безопасность в природе.

3

1занятие в квартал

  1.  

Дикие и домашние животные

1 Сказки о животных.

2.Кто живет в лесу?

9

2занятие в квартал

  1.  

Перелетные и зимующие птицы

1.Птичья физкультура.

2.Птицы – наши друзья.

3.Новоселье птиц

6

Октябрь

Январь

Май

  1.  

Труд в природе.

1Сбор семян цветов

2.Посев семян помидоров, для выращивания растений.

3.Посев лука.

4.Пересаживание рассады помидоров.

3

1 занятие в квартал

Всего 66 занятий.

 

 

 


Приложение.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ (СТАРШАЯ ГРУППА)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф.И. ребенка

Животный мир

Растительный мир

Неживая природа

Знание и соблюдение правил поведения в природе

Уровень

Знание основных классов животных

Представления о домашних животных

Представления о диких животных

Представления о животных различных климатических зон

Трудовые умения и навыки по уходу за обитателями уголка природы

Умение различать и называть растения ближайшего окружения

Умение различать и называть комнатные растения

Трудовые умения и навыки по уходу за растениями

Представления о растениях различных климатических зон

Знания о значении солнца и воздуха в жизни растений

Представление о различных природных объектах (воздух, вода, почва)

Представление о сезонных изменениях в неживой природе

Представления о чередовании времен года, частей суток

Значение солнца и воздуха в жизни человека

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коэффициент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста

(разработан на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой)

Автор: Камардина Т.Г.

 

Содержание данной педагогической диагностики направлено на выявление следующего:

- в какой степени ребенок освоил экологиче­ские знания;

- какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;

- в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранного, эстетического, познавательного).

Вся диагностика проводится индивидуально с каждым ребёнком. Для получения дополнительной информации так же осуществляется наблюдение за детьми в различных видах деятельности: игровой, трудовой, образовательной. Изучаются творческие работы детей – рисунки, поделки. Проводятся беседы с воспитателями групп и родителями воспитанников.

Методика эксперимента.

Диагностику экологических представлений дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:

- формирование экологических знаний и

- экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Все диагностические задания сгруппированы по трём разделам:

1. Представления о природе:

а) об объектах живой природы;

б) об объектах неживой природы.

2. Отношение к природе.

3. Трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами.

В каждом разделе детям предлагается комплекс контрольных заданий.

Анализ каждого выполненного ре­бенком диагностического задания проводится в соответствии с баллами (по 3-х балльной шкале), характеристика которых составлена на основе рекомендаций С. Н. Николаевой и Л. М. Маневцовой.

Баллы по результатам выполненных диагностических за­даний фиксируются в протоколе обследования. Далее высчитывается средний балл, по которому определяется уровень сформированности экологических представлений и отношения к природе:

- от 1 до 1,6 баллов — низкий уровень;

- от 1,7 до 2,3 баллов — средний уровень;

- от 2,4 до 3 баллов — высокий уровень.

Содержание диагностического инструментария:

Представления о природе.

А) Живая природа.

Задание 1.

Цель. Выявить характер представлений ребенка о призна­ках живого; выяснить, имеет ли ребенок представления о по­требностях живых организмов, условиях, необходимых для жизни.

Материал. 7—8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы; предметов, созданных человеком: расте­ние, животные (птица, насекомое, зверь, рыба), солнце, авто­мобиль, самолет.

Методика. Индивидуальная беседа с ребенком. Ребенку предлагается из набора картинок выбрать объекты живой при­роды. После этого задаются вопросы:

- Как ты догадался, что все это живое?

- Почему ты считаешь, что (называется конкретный объект) живой?

- Что нужно (называется конкретный объект) для хоро­шей жизни? Без чего он не может прожить?

Задание 2.

Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представление о разнообразии растений, местах их произрастания.

Материал. Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов, травянистых растений.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и выбрать растения, растущие в лесу, на клумбе, на грядке, на лугу.

Задание 3.

Цель. Выяснить, знает ли ребенок части растений и их функции.

Материал. Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов, травянистых растений.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и показать у растений корень, стебель (ствол), лист, цветок, плод.

Задание 4.

Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представления о стадиях роста растений.

Материал. Карточки с изображением стадий роста одуванчика.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в нужной последовательности, объясняя свой выбор.

 

Задание 5.

Цель. Выявить представления ребенка о многообразии жи­вотных и местах их обитания.

Материал. Большие дидактические картины: лес, луг, во­доем, деревенский дворик; картинки с изображениями живот­ных: 3—4 вида домашних и диких животных, 3—4 птицы, рыбы, насекомые (жук, стрекоза, бабочка, муха), лягушка.

Методика. Ребенку предлагается назвать животных, помес­тить на картины в зависимости от мест их обитания и обос­новать свой выбор.

Задание 6.

Цель. Выявить представления ребенка об основных стадиях роста животных.

Материал. Карточки с изображением стадий роста и развития рыбы, птицы.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в нужной последовательности, объясняя свой выбор.

Задание 7.

Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представление о сезон­ных изменениях в жизни растений, животных, человека.

Материал. Сюжетные картинки с изображениями времен года и видов труда людей в разные сезоны года.

Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребенком по сюжетным картинкам:

- Какое это время года?

- Почему деревья так выглядят?

- Как изменяется жизнь животных (называется время года)?

- Почему люди так одеты? Чем они занимаются?

 

Задание 8.

Цель. Выявить представления ребенка о нормах отношения к живому.

Материал. Картинки с изображениями примеров правиль­ного и неправильного поведения детей в природе.

Методика. Индивидуальная беседа с ребенком:

- Как поступил мальчик (девочка)? Почему?

- Как бы ты поступил на его (ее) месте?

- Какие добрые дела ты делал для растений, животных, людей?

Б) Неживая природа.

С ребёнком проводится беседа по следующим вопросам:

О воде:

- Какого цвета может быть вода?

-Что происходит с водой зимой, летом – в сильную жару?

- Что произойдёт с водой, если зачерпнуть её в ладошку? Как называется это свойство воды? (текучесть)

- Зачем нужна вода?

О песке:

- Чем отличается сухой песок от влажного?

- Что произойдёт, если наступить на влажный песок?

- Зачем нужен песок?

О природных явлениях (ветер, дождь, небо):

- Каким бывает ветер весной, летом, осенью, зимой?

- Что происходит с деревьями, когда дует ветер?

- Зачем нужен дождь в природе?

- Что было бы с растениями, если бы не было дождя?

- Что появляется после дождя на городских улицах?

- Как меняется небо весной, летом, зимой?

- Почему небо иногда кажется белым или серым? Что может «застилать» небо?

- Если на небе тёмные тучи осенью или летом – как изменится погода?

Оценка деятельности:

1 балл – представления об объектах живой и неживой природы, их существенных признаках и свойствах поверхностны; ребёнок имеет небольшие по объёму знания; задания выполняет неправильно, допускает много неточностей, не может ответить на поставленные вопросы.

2 балла – у ребёнка имеются некоторые существенные представления об объектах живой и неживой природы, их свойствах и признаках; при выполнении заданий допускает 2-3 ошибки, не на все поставленные вопросы отвечает правильно, не всегда может аргументировать свой ответ.

3 балла – сформирован широкий круг представлений об объектах живой и неживой природы; задания выполняет правильно, на поставленные вопросы отвечает, уверенно аргументируя свой ответ.

2. Отношение к природе.

Задание 1.

Цель. Изучить особенности отношения ребенка к живот­ным и растениям в специально созданных условиях.

Методика. Проводится наблюдение за отношением ребен­ка к обитателям живого уголка. Создаются специальные условия, в которых ребенок должен будет осуществить выбор де­ятельности — либо с природными объектами, либо другой де­ятельности. Одновременно в уголке природы находятся некоторые из живых существ, которые нуждаются в помощи (животные — в кормлении, растения — в поливе), для чего приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой, рассматриванием книг). В природный уголок приглашаются двое детей, и каждому из них предлагается заняться тем, чем он хочет. Если ребенок сам не догадывается о необ­ходимости помощи живому, можно привлечь его внимание с помощью наводящих вопросов:

- Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект?

- Как ты это узнал?

- Как ему можно помочь?

- Хотел бы ты ему помочь?

- Почему ты хочешь ему помочь?

Оценка деятельности:

1 балл – ребёнок отдаёт предпочтение игре, рисованию и т.д.; по собственной инициативе не проявляет желания общаться с живыми объектами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними.

2 балла – с удовольствием, по собственной инициативе общается преимущественно со знакомыми, приятными для него животными и растениями.

3 балла – предпочитает деятельность с природными объектами. С удовольствием по собственной инициативе общается с животными (знакомыми и незнакомыми) и растениями.

3. Умение осуществлять деятельность с природными объек­тами (труд в природе).

Цель. Выявить умение ребенка осуществлять уход за рас­тениями.

Методика. У ребенка спрашивают, хотел бы он поухажи­вать за комнатным растением или нет, и предлагают ему объ­яснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребенку предлагается:

- выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;

- рассказать о последовательности ухода за растением;

- непосредственно осуществить уход.

Оценка деятельности:

1 балл – ребёнок не умеет ухаживать за живыми существами.

2 балла – сформированы некоторые умения ухода за живыми существами. Направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмысленна – увлечён процессом, а не качеством результата для живого объекта.

3 балла – охотно откликается на предложение взрослых помочь живому существу; самостоятельно видит необходимость ухода и качественно его выполняет. Испытывает удовольствие от помощи живому.

Уровни экологических представлений и отношения к природе:

Низкий уровень (от 1 до 1,6 баллов) — ребенок различает и называет большое количество животных, растений вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения.

Имеет представление о некоторых объектах неживой природы. Не всегда правильно называет их основные свойства, признаки.

Трудовые процессы вы­полняет не самостоятельно, качество труда низкое. По собственной инициативе не проявляет интереса к живым объектам. Прояв­ление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.

Средний уровень (от 1,7 до 2,3 баллов) — ребенок различает большое количе­ство объектов живой и неживой природы, вычленяет характерные и — под ру­ководством педагога — существенные признаки. Знает при­знаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Недостаточно овладел об­щими понятиями и общими связями.

Проявляет интерес к знакомым и приятным для него живым объектам.

Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов.

Высокий уровень (от 2,4 до 3 баллов) — ребенок знает основные признаки живого и объектов неживой природы, устанавливает связи между состоянием живых су­ществ, средой обитания и соответствием условий потреб­ностям. Знания носят обобщенный, системный характер.

Самостоятельно, по собственной инициативе проявляет интерес к знакомым и незнакомым живым объектам.

Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться. Береж­но, заботливо, гуманно относится к природе. Готов оказать помощь в случае необходимости. Эмоционально воспринимает природу, видит ее красоту.

Владеет трудовыми умениями, достигая хороших ре­зультатов.


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида

Содержание 1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Содержание 1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка

Цель и задачи программы: Главная цель программы “Знатоки природы” – формирование экологической культуры – совокупности экологического сознания, экологических чувств, экологической деятельности

Цель и задачи программы: Главная цель программы “Знатоки природы” – формирование экологической культуры – совокупности экологического сознания, экологических чувств, экологической деятельности

Методы и формы организации образовательного процесса:

Методы и формы организации образовательного процесса:

Конкретизация представлений о функциях растений (питание, дыхание, движение, рост и развитие) на примере растений разных экосистем (природных зонБашкирии)

Конкретизация представлений о функциях растений (питание, дыхание, движение, рост и развитие) на примере растений разных экосистем (природных зонБашкирии)

Знать о помощи человека природе

Знать о помощи человека природе

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Программно – методическое обеспечение реализации

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Программно – методическое обеспечение реализации

ПРИЛОЖЕНИЕ Учебно-тематический план программы «Знатоки природы»

ПРИЛОЖЕНИЕ Учебно-тематический план программы «Знатоки природы»

Экология и ее помощники 1

Экология и ее помощники 1

Приложение. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

Приложение. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста (разработан на основе рекомендаций

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста (разработан на основе рекомендаций

Материал. 7—8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы; предметов, созданных человеком: расте­ние, животные (птица, насекомое, зверь, рыба), солнце, авто­мобиль, самолет

Материал. 7—8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы; предметов, созданных человеком: расте­ние, животные (птица, насекомое, зверь, рыба), солнце, авто­мобиль, самолет

Материал. Сюжетные картинки с изображениями времен года и видов труда людей в разные сезоны года

Материал. Сюжетные картинки с изображениями времен года и видов труда людей в разные сезоны года

Отношение к природе. Задание 1

Отношение к природе. Задание 1

Направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмысленна – увлечён процессом, а не качеством результата для живого объекта

Направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмысленна – увлечён процессом, а не качеством результата для живого объекта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.07.2023