Внеурочная деятельность как средство формирования представлений младших школьников о родной природе.
Внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования.
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Внеурочная деятельность - часть учебного плана, является неотъемлемой частью учебно- воспитательного процесса. Целью организации внеурочной деятельности является достижение планируемых результатов, освоение основной образовательной программы начального образования, а так же создание условий для успешного развития ребенка.
Внеурочная деятельность входит в структуру учебно- воспитательного процесса и является одной из форм организации свободного времени школьников.
Внеурочная деятельность – это работа, которая организуется во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в организации досуга, вовлечение из в общественно полезную деятельность и участие в самоуправлении. Правильная организация внеурочной деятельности, представляет собой ту сферу, в результате которой можно максимально сформировать познавательные потребности и воспитать свободную личность.[10,11]
Воспитание детей происходит в процессе любой деятельности. внеурочная деятельность способствует достижению воспитательных результатов: приобретение социального опыта, формирование положительного отношения к общественным ценностям, участие в общественно полезных делах.
Организуя внеурочную деятельность младших школьников, как средства формирования представлений о родной природе, необходимо направить внимание детей на расширение круга представлений. Это является основой экологического воспитания, так как он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность в необходимости обогащения знаний.
Внеклассная работа - это та деятельность, которая проводится в свободное от уроков время, основанная на интересе и самодеятельности школьников. При организации внеклассной работы необходимо следовать некоторым принципам:
· Связь с жизнью;
· Связь с проблемами области, района;
· Содержание внеурочной деятельно эффективна и может быть рекомендована к использованию в начальных классах должно соответствовать возрасту учащихся, индивидуальным возможностям, умственному развитию и интересу.[11,12]
Ведущий принцип внеклассной работы по формированию представлений младших школьников о родной природе является краеведческий принцип. Изучение школьниками реальной жизни в процессе внеурочной деятельности. в рамках экологического краеведения, позволяет получить материал для обсуждения и исследования различных жизненных ситуаций в окружающей среде. Это позволяет школьникам сделать выводы о своей деятельности относительно природы своего края.
В ФГОС начального общего образования одним из основных направлений работы является «воспитание эмоционально- ценностного, позитивного отношения к себе и к окружающему миру». Это означает, что перед школой ставится задача совершенствования экологического образования младшего поколения, к формированию представлений младших школьников о родной природе. Такого результата можно достичь при верном сочетании урочных занятий и внеурочной деятельности. уроки и занятия во внеурочное время должны быть взаимосвязаны, дополнять и совершенствовать друг друга.[42,43]
Строгие рамки урока или объем программы иногда не позволяют ответить на природоведческие вопросы, которые интересуют детей. Поэтому, основой формирования представлений младших школьников о природе родного края может явится внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность не ограничивается строгими временными рамками, несет в себе преимущество в формировании тех или иных навыков, личностных качеств. Внеурочная деятельность при определенных условиях обладает огранными возможностями, так как школьник сам выбирает сферу деятельности, успешную для его самовыражения, в соответствии со своей шкалой ценностей.
Внеурочная деятельность- это форма творческого взаимодействия учителя и учеников, а так же других участников образовательного процесса по созданию условий для освоения учениками социо - культурных ценностей общества, приобщая их в общественно- полезную деятельность, имеющая целью формирование представлений школьников о природе родного края, а так же организация досуга во внеурочное время. [42, 43]
Рассматривая внеурочную деятельность как основу процесса формирования представлений о родной природе, следует заметить, что внеурочная деятельность должна гарантировать условия для осуществления этого процесса. Внеурочная деятельность не должна быть насильственной или формальной. При организации внеурочной деятельности важно опираться на позитивный опыт школьников.
Разнообразная внеурочная деятельность развивает у школьников интерес к различным видам деятельности, желание участвовать в общественных делах, что важно для формирования представлений о родной природе и развития экологической культуры младших школьников.
Педагогу необходимо следить за проявлениями эмоций, переживаний учащихся, а так же актуализировать практическое мнение, предполагающее применение знаний на практике.
Различные аспекты внеурочной деятельности рассматриваются в трудах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Н.П. Аникеевой и др.
Анализ педагогической литературы и опыта педагогов, позволяет нам сделать вывод, что внеурочная деятельность являясь составной часть. Учебно – воспитательного процесса направлена на достижение главной цели воспитания- усвоение школьниками необходимого для жизни в социуме опыта, и формирование общественных ценностей.
Благодаря различным видам деятельности, широте возможностей воспитательного процесса, внеурочная деятельность способствует разностороннему развитию ребенка.
Включение школьников в различные виды деятельности позволяет существенно обогатить личный опыт и представление о жизни в обществе, прививает необходимые умения и навыки [31, 32, 33].
В ФГОС одной из важнейшей задач становления личности в процессе обучения является – формирование основ экологической культуры соответствующе современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно- оценочной и практической деятельности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории. [43]
Выделяют такие виды внеурочной деятельности:
1. Игровая деятельность;
2. Познавательная деятельность;
3. Художественное творчество;
4. Досугово - развлекательная;
5. Спортивно- оздоровительная деятельность;
6. Производственная деятельность;
7. Туристско -краеведческая деятельность ;
8. Социальное творчество;
9. Проблемно- ценностное общение.
Внеурочная деятельность младших школьников эколого- краеведческой направленности реализуется в рамках ФГОС НОО духовно- нравственного направления и основана на системно- деятельностном подходе. Эколого- краеведческая внеурочная деятельность способствует развитию экологической культуры школьников, способствует самоопределению в системе отношений «мир - человек». [40]
Внеурочная деятельность эколого- краеведческой направленности определяется как образовательная деятельность ученика, которая реализуется во взаимодействии с учителем, способствующая углублению экого- краеведческого кругозора, расширению эрудиции, развитию творческой активности, эстетических чувств и духовно- нравственной сферы школьника, формированию основ экологической культуры.[33]
Опытными педагогами доказано, что интерес к предмету, выбор будущей профессии, зависит от внеурочной работы.
Формы организации внеурочной деятельности:
1. Кружок. Знания даются в области одного предмета;
2. Объединения школьников по интересам, наличие органа самоуправления, коллективной работы, разработка отличительных знаков и атрибутики.
Совокупность форм образовательных объединений школьников- творческие мастерские, лаборатории, студии, позволяющие углубленно заниматься изучением одного или нескольких предметов.
Эколого – краеведческая деятельность младших школьников представляет собой систему, включающую в себя краеведческие курсы, внеурочную работу по предмету, туристко- краеведческие и экспедиционные объединения, факультативы, кружки, музеи.
Внеклассная работа по эколого- краеведческой деятельности разнообразна. Форма работы и содержание, как правило определяется педагогом, исходя из своего опыта и интересов детей. При этом, педагогу необходимо учитывать возрастные особенности школьников, возможность использования социо - культурного пространства региона, особенности и традиции школы.
Эколого - краеведческая работа в школе может развиваться по ряду направлений:
1. Естественнонаучное краеведение:
-географическое,
-экологическое,
-биологическое,
-геологическое и др.:
«Цикл занятий Следопыты». Занятия включают в себя три тапа. Первый - теоретический: беседы о значении следопытства, о его приемах и применении. Второй и третий этапы- практические. Они позволяют школьникам познакомится с природой своего региона.
2. Туристко – краеведческая деятельность – краеведческие исследования во время туристических походов:
«Проблемные вечера». Обсуждение конкретных проблем региона.
3. Музейное краеведение - изучение родного края во время подготовки и проведения экскурсий:
«Краеведческие вечера». Встречи с интересными людьми (экологами, выпускниками школы, работниками музеев, и др.);
«Экология Ульяновской области». Изучение экологии области, то есть края в котором мы живем. Изучение природных объектов окружающей среды своего края (водоемы нашего края, красная книга ульяновской области, охрана водоемов Ульяновской области).
4. Экскурсионное краеведение:
-плановые экскурсии, проводимые экскурсионными организациями;
-самодеятельные экскурсии, подготовленные и проводимые школьниками:
Работа школьного краеведческого объединения учащихся, школьный музей.
Методы организации внеурочной деятельности:
1. Группа словесных методов: рассказ, беседа, объяснение, инструктаж, познавательные игры;
2. Группа наглядных методов: наблюдение, иллюстрация (макеты, муляжи, картины), демонстрация (видеофильмы, наглядные пособия);
3. Группа практических методов: дидактические игры, лабораторные, практические работы, эксперементы.
При организации внеурочной деятельности, следует различать результат и эффект этой деятельности.
Результат - это итог участия школьника в деятельности. эффект- последствия результата.
Существуют три уровня результатов внеурочной деятельности:
Первый уровень- приобретение социальных знаний, норм поведения, понимание социальной жизни.
Второй уровень- приобретение жизненного опыта, положительного отношения к ценностям общества. Характерной особенностью на этом уровне результатов внеурочной деятельности, является взаимоотношения между учениками в классе, в школе.
Третий уровень – приобретение опыта самостоятельной общественной деятельности. для достижения данного уровня результатов, учащимся необходимо взаимодействовать с субъектами социума за пределами школы.
Достижение всех уровней результатов внеурочной деятельности повышает вероятность появления эффектов воспитания и социализации школьников.[32,33]
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.