ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА КАК ФАКТОР ВЫСОКОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ Моисеева Р.И.

  • docx
  • 03.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Моисеева Статья для круглого стола Внеурочная деятельность 2020.docx

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА КАК ФАКТОР ВЫСОКОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ

 

Моисеева Р.И.

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха», г. Томск

 

На современном этапе развития общества центральной задачей образовательно-педагогической, коррекционной инициативности является организация внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету с целью формирования универсальных учебных действий, коммуникативно-вербальных функций в процессе жизнедеятельности, ведь проблема организации внеурочной деятельности обучающихся с нарушениями слуха до настоящего времени является актуальной. «Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних» – Сократ [1]. В целях совершенствования организации образовательного процесса жизнедеятельности, вовлечение детей в посильные их возможностям внеурочные виды деятельности по учебным предметам является востребованным и необходимым.  «Непосильные задания только развращают, приучают к недобросовестному отношению к своим обязанностям» – Н.К. Крупская [2]. Занятия по интересам, пропаганда здорового образа жизни, коллективные игры несут целенаправленную, щадящую нагрузку, дают возможность младшим школьникам показывать достаточно высокие результаты урочной и внеурочной деятельности, соответственно их психофизиологическому развитию.

Младшие слабослышащие и глухие школьники не могут участвовать в городских, областных, всероссийских олимпиадах по математике, русскому языку в силу определённых трудностей понимания и осмысления представленных для решения материалов, заданий, как справляются с инструкциями лицеисты, гимназисты. Но активно участвуют в различных викторинах, конкурсах рисунков и плакатов, в выставках декоративно-прикладного, художественного творчества, поделок из природного материала, как на уровне школьных мероприятий, так и за пределами школы, области, страны.

В ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» традиционно проходят праздники: Первое сентября, День учителя, День старшего поколения, Новый год, День Российской Армии и Военно-Морского флота, Восьмое марта, День Победы, Дни рождения. Декады инвалидов и месячники речи идут своим чередом, в соответствии с праздничными датами календаря. Для детей это важно: чтобы цель подготовки была одна, понятная всем, тогда и происходит событие, в котором нет зрителей, а все – участники. Вчера провели праздник День учителя, а сегодня активно идёт подготовка к Декаде инвалидов, мамы придут на праздник, надо не подкачать, параллельно готовятся к месячнику речи, а там уже Новый год не за горами, за которым ребята с желанием встречают праздник 23 февраля, 8 марта и 9 мая. Любой общешкольный праздник – это яркое, радостное событие в жизни младших школьников, поскольку он сочетает различные виды искусства, оказывающие положительное влияние на эмоциональное состояние, чувственную сторону и сознание детей. «Надо помочь ребёнку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать…» – Н.К. Крупская [3].

Подготовка и проведение праздников и развлечений оказывают влияние на нравственно-эстетическое, духовно-патриотическое и этическое воспитание.
Праздничная атмосфера, красота оформления класса, зала, нарядные костюмы, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей – всё это важные факторы высокой результативности по учебным предметам, в том числе влияющие на всестороннее развитие во внеурочное время. Поскольку нарушения слухового анализатора серьёзно препятствуют успешности интеграции, изолируя ребёнка от окружающего звукового опыта, включение каждого ученика осуществляется как можно раньше в социум, где ребёнку помогают стать абонентом библиотеки, экскурсантом выставки, музея, зрителем театра с доступным для понимания репертуаром.
«Лишь в коллективе личность ребёнка может наиболее полно и всесторонне развиваться» – Н.К. Крупская [4].

Все мероприятия важно обговаривать заранее: сообщать детям, место пребывания, что там можно увидеть, с какими новыми словами, правилами поведения познакомиться. Необходимо предварительно подготовить детей к правильному поведению в общественных местах, адекватному восприятию информации, материала: на выставках, в музее, театре. Вернувшись в школу, провести беседу с детьми, обсудить впечатления от выставки или спектакля, использую при этом наглядный материал: фотографии, речевые карточки, заранее приготовленный иллюстративный материал. Таким образом, приобщение детей к культуре с одной стороны, и интеграция в общество – с другой, является достижением высоких результатов внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам с третьей стороны. Данный вид деятельности охватывает 100% участие детей во всех мероприятиях в рамках образовательных учебных предметов:

урок внеклассного чтения (ВЧ) – посещение театра «Волшебник Изумрудного города» с целью формирования толерантности, расширения школьной программы, разнообразие будней, развитие интеллектуального потенциала ребят, расширение кругозора;

урок развития речи – организация экскурсии в областную
Детско-юношескую библиотеку с целью расширения школьной программы, знакомства с библиотекой, с правилами пользования библиотекой,
формирования интереса к книге, знакомства с правилами обращения с
книгой;

урок математики – проведение экскурсии в Центр-Атом «Первый шаг в атомный проект» с целью пропагандирования среди обучающихся достижений современной атомной науки, повышения мотивации к изучению математических наук, расширения школьной программы;

урок природоведения организация экскурсии в Сибирский ботанический сад при Томском государственном университете с целью расширения у обучающихся школьной программы, представления о разнообразии растений, приспособленности к искусственной среде обитания – сибирскому климату;

урок ознакомления с окружающим миром (ОЗМ) – проведение экскурсии на выставку «Экзотические животные» с целью формирования у младших школьников представлений о диких экзотических животных, их характерных признаках, повадках, условиях обитания, расширение кругозора;

урок изобразительного искусства (ИЗО) и трудового обучения (ТО) – сопровождение младших школьников на выставку в ТОИПКРО «Талантлив педагог – талантливы дети» с целью приобретения обучающимися навыков практического применения знаний о теоретических основах создания художественного образа на основе любого материала. «Изящество и красота не могут быть отделены от здоровья» – Марк Туллий Цицерон[5];

урок предметно практического обучения (ППО) организация и проведение экскурсии в томский аэропорт «Я бы в лётчики пошёл, пусть меня научат» с целью расширения школьной программы, оказания помощи в организации досуга, воспитании, профессиональном ориентировании
ребят из школ
интернатов Томска и Томской области;

урок профессиональной ориентации – проведение экскурсии в Главное управление МЧС России по Томской области, расположенное по ул. Вершинина 48/1 с целью актуализации осознания социальной значимости работников управления, вызывании интереса и уважения к профессии пожарного;

урок русского языка организация экскурсии в Музей редкой книги Томского государственного университета (ТГУ) с целью расширения школьной программы, ознакомления с  развитием русского книгопечатания в
контексте всемирной истории книги, истории библиотеки, привития бережного отношения к книге, интереса к чтению, культуре русского народа.

Диаграмма №1.

Участие в разноуровневых внешкольных мероприятиях

Диаграмма №1 показывает высокий процент общего участия и стабильного количества младших школьников образовательной организации во внешкольных мероприятиях (100%).

Как результат – все мероприятия расширяют школьную программу, повышают результативность по учебным предметам, насыщается интеллектуальная, гражданская, духовная и культурная жизнь младших школьников, активизируются познавательные процессы, расширяется их кругозор. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Как это важно делать своевременно!!!

В дополнении к организации внеурочной деятельности, с целью сбережения здоровья детей, формирования основ здорового образа жизни и повышения результатов на уроках физической культуры эффективно функционирует авторская программа «Возьмёмся за руки, друзья!». Данная программа включает интеллектуальные, игровые, подвижные, спортивно-массовые мероприятия, охватывает всех обучающихся слабослышащего и глухого отделения (100%).

Учитывая, что дети с нарушениями слуха, как правило, имеют сочетанные заболевания, поэтому задания и время для их выполнения подбираются для каждой группы участников индивидуально. Главный приоритет, чтобы все ощущали важность мероприятия и чувствовали свою сопричастность и значимость. «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь» – Гиппократ [6].

С целью сбережения здоровья, сокращения заболеваемости,
повышения трудоспособности в начальной школе введён в общешкольный план коррекционный час. Это драгоценное время используется с целью пробуждения
интереса ребёнка к самому себе, своему внутреннему состоянию, собственному
организму, формированию адекватной самооценки здорового образа жизни. В
связи с этим, обобщив опыт работы учёных: Б. Андерсона, В.Ф. Базарного, А.В. Семенович, Б.А. Архипова, составлено учебно-методическое пособие –
адаптированный комплекс «Методики замещающего онтогенеза»,
рекомендованный для работы с детьми младшего школьного возраста. Представленный материал довольно актуален, посвящён весьма острому
вопросу – применению нейропсихологических методов по укреплению
психического здоровья, формированию здорового образа жизни,
совершенствованию устной речи у детей, имеющих нарушения со стороны
слухового анализатора, развитию межполушарного взаимодействия во внеурочное время.

Растяжки по Б. Андерсону нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц. Дыхательные упражнения «Табуреточка», «Переменное дыхание» улучшают ритмику организма. Нарушения ритмов организма (электрическая активность мозга, дыхание, сердцебиение, перистальтика кишечника, пульсация сосудов и т. д.) могут привести к нарушению психического развития ребёнка. Умение контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением.

Глазодвигательные упражнения по В.Ф. Базарному (СУС) расширяют поле зрения, улучшают восприятие, развивают межполушарное взаимодействие, активизируют процесс обучения, способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, в том числе улучшают межличностные отношения.

Телесные упражнения по методике А.В. Семенович развивают межполушарные взаимодействия, снимают синкенезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Перекрёстные движения рук и ног активизируют развитие мозолистого тела, способствуют активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга. Реципрокные движения способствуют образованию миелинизации нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций (ВПФ).

Упражнения для произвольности по методике Б.А. Архипова помогают регулировать собственную деятельность: подчиняться правилу, контролировать его выполнение, слушать инструкцию (внимание к речи) и строго ей следовать. Формируют произвольное внимание, выполнение действий, общее и слуховое внимание к речи. Способствуют обходной форме воздействия на произвольную деятельность.

Таким образом, систематическое использование в работе с детьми методик замещающего онтогенеза, является базовым инструментом для усвоения знаний, развития умений, формирования учебных действий. Подобранные игровые мероприятия способствуют: развитию слухового восприятия, точности зрительного восприятия, активизации движений и пространственному ориентированию, вследствие чего укрепляется здоровье, повышаются знания, умения, учебные действия, в том числе и посредством коррекционно-реабилитационных мероприятий. Важно не останавливаться на достигнутых результатах, необходимо и далее (в среднем и старшем звене) формировать нравственность, моральные нормы, учить детей правильно заботиться о собственном здоровье, распределять время учёбы и отдыха, воспитывать культуру поведения, поскольку, чем старше становится ребёнок, тем совершеннее должны быть принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания.

 

Литература

1.   https://icite.ru/1641/citaty/sokrat/vospitanie_delo_trudnoe#.XzpjuRgzYdU

2.   https://studopedia.org/1-33911.html

3.   http://collegy.ucoz.ru/publ/68-1-0-20305

4.   http://www.profobr.org/t6446-topic

5.   http://roz-37.narod.ru/index5.html

6.   https://quotings.ru/quote/18781237437




 

Скачано с www.znanio.ru