Программа внеурочной деятельности «Математика- царица наук» разработана для занятий с учащимися 3 класса на основе:
-Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и направлена на общеинтеллектуальное развитие учащихся
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Математика- царица наук»
Личностные результаты:
· - развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
· - развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
· - воспитание чувства справедливости, ответственности;
· - развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Универсальные учебные действия:
- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы выполнения конкретного задания;
Применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками;
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
· занятия-конкурсы на повторение практических умений,
· занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
· самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
· участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
· результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
· активность,
· аккуратность,
· творческий подход к знаниям,
· степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Предполагаемые результаты:
· усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
· помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
· формировать творческое мышление;
· способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Содержание курса внеурочной деятельности «Математика- царица наук»
Введение (1 ч.)
Знакомство с курсом «Занимательная математика». Беседа «Математика—царица наук».
Математические действия (8ч.)
Числа от 1 до 10000. Чтение, запись, последовательность. Задания с понятием «Разряд». Старинная русская нумерация. Обозначение цифр буквами. Запись чисел от 1 до 10, от 10 до 20.
Сложение и вычитание без перехода через разряд и с переходом через разряд в переделах 10000. Знакомство с формой записи вычислений столбиком. Взаимосвязь действий сложения и вычитания. «Обратное» действие.
Табличное умножение и деление чисел. Умножение и деление – взаимно-обратные действия. Интересные закономерности в умножении и делении. Признаки делимости. Умножение на пальцах. Умножение на счетах. Комбинаторные задачи, представление данных в виде таблицы.
Упорядочивание множеств. Составление и решение суперпримеров. Переместительный и сочетательный законы сложения и умножения.
Выражения со скобками. Порядок действий в выражениях со скобками в решении задач и примеров.
Внетабличное умножение и деление. Умножение на однозначное число в пределах 10000. Деление на однозначное число в пределах 1000 (простые случаи). Деление с остатком и его особенности. Алгоритмы письменного умножения и деления.
Геометрическая мозаика (8.)
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Поиск симметричных фигур.
Пространственные представления. Вычерчивание линий и фигур с помощью линейки.
Конструирование фигур на плоскости. Размещение фигур в соответствии с заданием. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление фигур по собственному замыслу.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Форма организации обучения— конструирование.
Моделирование объемных геометрических фигур из различных материалов.
Танграм: древняя китайская головоломка.
Набор «Геометрические тела».
Конструкторы «Танграм», «Спички», «Кубики», «Строитель», «Монтажник» и др. из эл.учебного пособия «Математика и конструирование»
Измерение величин. (8ч.)
Единицы измерения длины. Соотношения между единицами длины: сантиметр и миллиметр, метр и дециметр. Измерение длин предметов. Сравнение длин предметов. Старинные русские меры длины («пядь», «локоть», «простая сажень», «маховая сажень», «косая сажень», «верста».). Решение задач с данными величинами.
Единица измерения времени: минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Определение время по часам. Выставление время на часах. Задачи на нахождение продолжительности событий, соотнесение времени событий с временем суток. Из истории часов. «Живые часы». Календари и их виды.
Единица измерения площади: см2. Вычисление площади фигур. Вычисление площади прямоугольника с помощью умножения.
Масса. Старинные единицы массы («пуд», «фунт»). Метрические соотношения между ними.
Единицы измерения объема: см3, дм3, м3. Вычисление объема прямоугольного параллепипеда (без термина).
Мир занимательных задач (8 ч.)
Задачи на увеличение/уменьшение в несколько раз, на разностное сравнение, деление на части и по содержанию, определение длины пути, времени и скорости движения, определение цены и стоимости.
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Алгоритм решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданный вопрос.
Логические задачи. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуации, описанных в задачи.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Знакомство с компьютерными математическими играми.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективного способа решения.
Итоговое занятие (1 ч.)
Виды и формы организации занятий :
· игровые занятия на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
· собеседования (индивидуальное и групповое),
· опросники,
· тестирования,
· проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Форма организации |
Вид деятельности |
Кол-во часов |
Дата по плану |
Дата фактическая |
||
|
||||||||
1 |
Вводное занятие. «Математика – царица наук». |
беседа |
|
1 |
||||
2 |
Конкурс эрудитов «Звездный час». |
конкурс |
групповая |
1 |
||||
3 |
Экскурсия в компьютерный класс. |
экскурсия |
|
1 |
||||
4 |
Компьютерные математические игры. |
игра |
|
1 |
||||
5,6 |
Числа – великаны и действия с ними. |
|
индивидуальная |
2 |
||||
7,8 |
Изучаем с интересом таблицу умножения. |
|
|
2 |
||||
9 |
Решение задач с помощью умножения. |
|
|
1 |
||||
10 |
Путешествия в Страну Геометрию. Прятки с фигурами. |
Игра- путешествие |
|
1 |
||||
11 |
Геометрические фигуры на плоскости. |
|
групповая |
1 |
||||
12 |
Танграмм: древняя китайская головоломка. Конструирование многоугольников из деталей танграмма. |
|
Работа в парах
|
1 |
||||
13 |
Путешествие по Стране Геометрии. Какие бывают треугольники. |
Игра- путешествие |
|
1 |
||||
14 |
Квадрат. Магические квадраты и их тайны. |
|
|
1 |
||||
15 |
Симметрия фигур. Тайны Power Point |
|
Работа в парах |
1 |
||||
16 |
Виды симметрии. «Зеркальная симметрия» «Переносная симметрия» «Поворотная симметрия». |
|
|
1 |
||||
17 |
Проект «Симметрия нашей жизни». |
проект |
индивидуальная |
1 |
||||
18 |
Познавательная игра «Семь верст…». Игра «Узнай свой рост». |
|
|
1 |
||||
19 |
Старинные русские меры длины. Создание слайда (Power Point) |
|
групповая |
1 |
||||
20 |
Вычисление площади фигур. |
|
|
1 |
||||
21 |
Старинные единицы веса. Создание слайда (Power Point) |
|
|
1 |
||||
22 |
Определяем время по часам. Измеряем время |
|
|
1 |
||||
23 |
Из истории часов. «Живые часы» |
беседа |
|
1 |
||||
24 |
Итоговое занятие – «Гонка за лидером: меры в пословицах. |
игра- конкурс |
|
1 |
||||
25 |
Это интересно. Старинная русская нумерация. |
беседа |
|
1 |
||||
26 |
Числовые выражения со скобками. Нахождение значений выражений с помощью калькулятора |
|
работа в парах |
1 |
||||
27 |
Решение задач. Задачи – смекалки. Нахождение значений выражений с помощью калькулятора |
|
|
1 |
||||
28 |
Математические горки. Рисуем в Paint |
игра |
|
1 |
||||
29 |
Решаем задачи и рисуем на клетчатой бумаге. |
|
|
1 |
||||
30 |
Решение задач повышенной трудности. Секреты задач. |
|
групповая |
1 |
||||
31 |
Числа – великаны и действия с ними. Рисуем в Paint |
|
|
1 |
||||
32 |
Умножаем на однозначное число. Делим на однозначное число.
|
|
|
1 |
||||
33 |
Школьный тур олимпиады. Международная игра «Кенгуру»
|
олимпиада |
|
1 |
||||
34 |
Газета любознательных. Путешествие по стране Точечных наук. |
Игра- путешествие |
|
1 |
||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.