Внеурочная деятельность по математике для учащихся 3 классов "Математика-царица наук"
Оценка 4.6

Внеурочная деятельность по математике для учащихся 3 классов "Математика-царица наук"

Оценка 4.6
doc
математика
10.05.2020
Внеурочная деятельность по математике для учащихся 3 классов "Математика-царица наук"
внеурочка математика.doc

Программа внеурочной деятельности «Математика- царица наук»  разработана для занятий с учащими­ся 3 класса  на основе:

-Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и направлена на общеинтеллектуальное развитие учащихся

 

 

Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Математика- царица наук»

 

       Личностные результаты:

·        - развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

·        - развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

·        - воспитание чувства справедливости, ответственности;

·        - развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

      Универсальные учебные действия:

- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы выполнения конкретного задания;

Применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками;

- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать   его;

- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

     Метапредметными результатами изучения курса    являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

·          занятия-конкурсы на повторение практических умений,

·          занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),

·          самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),

·          участие в математических олимпиадах и конкурсах  различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

·          результативность и самостоятельную деятельность ребенка,

·          активность,

·          аккуратность,

·          творческий подход к знаниям,

·          степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

 

Предметными результатами изучения курса  являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии. 

- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

 - осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

Предполагаемые результаты:

·        усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

·        помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

·        формировать творческое мышление;

·        способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

 

 

Содержание курса внеурочной деятельности «Математика- царица наук»

 

 

Введение (1 ч.)                     

Знакомство с курсом «Занимательная математика». Беседа «Математика—царица наук».

Математические действия (8ч.)

Числа от 1 до 10000. Чтение, запись, последовательность. Задания с понятием «Разряд». Старинная русская нумерация. Обозначение цифр буквами. Запись чисел от 1 до 10, от 10 до 20.

Сложение и вычитание без перехода через разряд и с переходом через разряд в переделах 10000. Знакомство с формой записи вычислений столбиком. Взаимосвязь действий сложения и вычитания. «Обратное» действие.

Табличное умножение и деление чисел. Умножение и деление – взаимно-обратные действия. Интересные закономерности в умножении и делении. Признаки делимости. Умножение на пальцах. Умножение на счетах. Комбинаторные задачи, представление данных в виде таблицы.

Упорядочивание множеств. Составление и решение суперпримеров. Переместительный и сочетательный законы сложения и умножения.

Выражения со скобками. Порядок действий в выражениях со скобками в решении задач и примеров.

Внетабличное умножение и деление. Умножение на однозначное число в пределах 10000. Деление на однозначное число в пределах 1000 (простые случаи). Деление с остатком и его особенности. Алгоритмы письменного умножения и деления.

Геометрическая мозаика (8.)

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Поиск симметричных фигур.

Пространственные представления. Вычерчивание линий и фигур с помощью линейки.

Конструирование фигур на плоскости. Размещение фигур в соответствии с заданием. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление фигур по собственному замыслу.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Форма организации обучения— конструирование.

Моделирование объемных геометрических фигур из различных материалов.

Танграм: древняя китайская головоломка.

Набор «Геометрические тела».

Конструкторы «Танграм», «Спички», «Кубики», «Строитель», «Монтажник» и др. из эл.учебного пособия «Математика и конструирование»

Измерение величин. (8ч.)

Единицы измерения длины. Соотношения между единицами длины: сантиметр и миллиметр, метр и дециметр. Измерение длин предметов. Сравнение длин предметов. Старинные русские меры длины («пядь», «локоть», «простая сажень», «маховая сажень», «косая сажень», «верста».). Решение задач с данными величинами.

Единица измерения времени: минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Определение время по часам. Выставление время на часах.  Задачи  на нахождение продолжительности событий, соотнесение времени событий с временем суток. Из истории часов. «Живые часы». Календари и их виды.

Единица измерения площади: см2.  Вычисление площади фигур. Вычисление площади прямоугольника  с помощью умножения.

Масса. Старинные единицы массы («пуд», «фунт»). Метрические соотношения между ними.

Единицы измерения объема: см3, дм3, м3. Вычисление объема прямоугольного параллепипеда (без термина).

Мир занимательных задач (8 ч.)

Задачи на увеличение/уменьшение в несколько раз, на разностное сравнение, деление на части и по содержанию, определение длины пути, времени и скорости движения, определение цены и стоимости.

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Алгоритм решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданный вопрос.

Логические задачи. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуации, описанных в задачи.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Знакомство с компьютерными математическими играми.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения  задачи. Выбор наиболее эффективного способа решения.

Итоговое занятие (1 ч.)

 

         Виды и  формы  организации занятий :

·              игровые занятия на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),

·              собеседования (индивидуальное и групповое),

·              опросники,

·              тестирования,

·              проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

 

Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни;  их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

 

 

Тематическое планирование

 

п/п

Тема занятия

Форма организации

Вид деятельности

Кол-во часов

Дата по плану

Дата фактическая

 

1

Вводное занятие. «Математика – царица наук».

беседа

 

1

2

Конкурс эрудитов «Звездный час».

конкурс

групповая

1

3

Экскурсия в компьютерный класс.

экскурсия

 

1

4

Компьютерные математические игры.

игра

 

1

5,6

Числа – великаны и действия с ними.

 

индивидуальная

2

7,8

Изучаем с интересом таблицу умножения.

 

 

2

9

Решение задач с помощью умножения.

 

 

1

10

Путешествия в Страну Геометрию. Прятки с фигурами.

 

Игра- путешествие

 

 

1

11

Геометрические фигуры на плоскости.

 

групповая

1

12

Танграмм: древняя китайская головоломка. Конструирование многоугольников из деталей танграмма.

 

 

 

 

Работа в парах

 

1

13

Путешествие по Стране Геометрии. Какие бывают треугольники.

Игра- путешествие

 

 

1

14

Квадрат. Магические квадраты и их тайны.

 

 

1

15

Симметрия фигур. Тайны Power Point

 

Работа в парах

1

16

Виды симметрии. «Зеркальная симметрия» «Переносная симметрия» «Поворотная симметрия».

 

 

 

 

1

17

Проект «Симметрия нашей жизни».

проект

индивидуальная

1

18

Познавательная игра «Семь верст…». Игра «Узнай свой рост».

 

 

 

 

1

19

Старинные русские меры длины. Создание слайда (Power Point)

 

групповая

1

20

Вычисление площади фигур.

 

 

1

21

Старинные единицы веса. Создание слайда (Power Point)

 

 

1

22

Определяем время по часам. Измеряем время

 

 

1

23

Из истории часов. «Живые часы»

беседа

 

1

24

Итоговое занятие – «Гонка за лидером: меры в пословицах.

игра- конкурс

 

 

1

25

Это интересно. Старинная русская нумерация.

беседа

 

1

26

Числовые выражения со скобками.

Нахождение значений выражений с помощью калькулятора

 

работа в парах

1

27

Решение задач. Задачи – смекалки.

Нахождение значений выражений с помощью калькулятора

 

 

1

28

Математические горки. Рисуем в Paint

игра

 

1

29

Решаем задачи и рисуем на клетчатой бумаге.

 

 

1

30

Решение задач повышенной трудности. Секреты задач.

 

 

 

групповая

1

31

Числа – великаны и действия с ними.

Рисуем в Paint

 

 

1

32

Умножаем на однозначное число. Делим на однозначное число.

 

 

 

 

 

1

33

Школьный тур олимпиады. Международная игра «Кенгуру»

 

 

олимпиада

 

 

1

34

Газета любознательных.      Путешествие по стране Точечных наук.

Игра-

путешествие

 

 

1

 


Программа внеурочной деятельности «

Программа внеурочной деятельности «

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля: · занятия-конкурсы на повторение практических умений, · занятия на повторение и…

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля: · занятия-конкурсы на повторение практических умений, · занятия на повторение и…

Предполагаемые результаты : · усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия; · помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности; · формировать творческое мышление; ·…

Предполагаемые результаты : · усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия; · помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности; · формировать творческое мышление; ·…

Табличное умножение и деление чисел

Табличное умножение и деление чисел

Единица измерения площади: см 2

Единица измерения площади: см 2

Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу

Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу

Геометрические фигуры на плоскости

Геометрические фигуры на плоскости

Числовые выражения со скобками

Числовые выражения со скобками
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2020