Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Карпиловская основная общеобразовательная школа
![]() |
Протокол № 1 от 30.08 2019 Протокол № 1 от 30.08 2019
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса по математике
5 – 9 классы
5класс – 5 часов в неделю 175 часов в год
6 класс – 5 часов в неделю 175 часов в год
7 класс – «Алгебра» - 3 часа в неделю 105 часов в год
«Геометрия» - 2 часа в неделю 70 часов в год
8 класс - «Алгебра» - 3 часа в неделю 105 часов в год
«Геометрия» - 2 часа в неделю 70 часов в год
9 класс – «Алгебра» - 3 часа в неделю 102 часа в год
«Геометрия» - 2 часа в неделю 68 часов в год
Рабочую программу разработала:
учитель математики
первой квалификационной категории
Жукова Ирина Николаевна
2019 – 2020 учебный год
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. № 19644).
Примерной программой по математике для 5-9 классов;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2019 – 2020 учебный год
Учебным планом образовательного учреждения
Математика является одним из основных, системообразующих предметов школьного образования. Такое место математики среди школьных предметов обусловливает и её особую роль с точки зрения всестороннего развития личности обучающихся.Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
в направлении личностного развития:
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
· формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
· развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
1) в метапредметном направлении:
· развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
· формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
2) в предметном направлении:
· овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
· создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Рабочая программа по математике обеспечена учебником для 5 класса авторов С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин.
Данный учебник является первой частью двухлетнего курса математики для общеобразовательных школ. Новое издание учебника дополнено и переработано. Его математическое содержание позволяет достичь планируемых результатов обучения, предусмотренных ФГОС. В доработанном варианте в системе упражнений выделены специальные рубрики по видам деятельности. Также специально выделены задания для устной работы, задачи на построение, старинные задачи и задачи повышенной трудности. Каждая глава учебника дополнена историческими сведениями и интересными занимательными заданиями.
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.13-е издание.
Рабочая программа по математике обеспечена учебником для 6 класса авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова, Н.Н.Решетникова, А.В.Шевкина
Он является логическим продолжением учебника для 5 класса. В учебнике акцентируется внимание на осознанное изучение чисел и вычислений, но в то же время уделяется достаточно внимания алгебраическому и геометрическому материалу. Принципиальной особенностью учебников является то, что они ориентированы на формирование вычислительных навыков и развивают мышление учащихся. Сильной стороной учебников является система упражнений, построенная в соответствии с принципом от простого к сложному. Текстовые задачи решаются в основном арифметическими способами, что отвечает возрастным возможностям учащихся и способствует развитию мышления и речи и в конечном счете повышению эффективности обучения.
При изучении математики реализуется концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности. У обучающихся формируется система базовых ценностей: социальная справедливость, гражданственность, искусство и литература, природа, человечество в ходе решения практико-ориентируемых задач.
Рабочая программа по математике тесно связана с программой воспитания и социализации, так как ее реализация формирует у обучающихся приоритетные для общества ценностные ориентации и качества личности. Программа направлена на развитие и воспитание школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта, активно и творчески применяющего математические знания в учебной и социальной деятельности.
Рабочая программа включает в себя четыре раздела:«Натуральные числа и нуль», «Измерение величин», «Делимость натуральных чисел», «Обыкновенные дроби».В первом разделе систематизируются и обобщаются сведения о натуральных числах, об их сравнении, сложении и вычитании, развиваются навыки вычислительных действий с натуральными числами и осознанное владение законами сложения и вычитания. Во втором разделе учащиеся продолжают знакомится с геометрическими фигурами и соответствующей терминологией, систематизируют знания о измерениях геометрических величин. В третьем разделе завершается изучение натуральных чисел рассмотрением признаков делимости, понятия НОД и НОК. В четвёртом разделе программы формируются умения сравнивать, складывать, вычитать, умножать и делить обыкновенные дроби, смешанные числа, решаются задачи на дроби, на совместную работу арифметическими методами.
В соответствии с требованиями ФГОС рабочая программа по математике реализует деятельностный подход, который предполагает отказ от репродуктивных форм работы в пользу активного включения учеников в самостоятельную познавательную деятельность. В ходе организации образовательного процесса большое внимание уделяется использованию проблемного диалога (образовательной технологии). Она учит самостоятельно открывать новые знания и предлагает строить деятельность учеников на уроке, работая индивидуально, в паре, в группе, коллективно по универсальному алгоритму решения жизненно-практических проблем: осознание проблемной ситуации – противоречия, например, между двумя мнениями, формулирование проблемы, задачи, цели, составление плана действий, реализация плана, проверка результата.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится 5 ч в неделю ( всего 175 часов на 35 учебных недель) в 5 и 6 классах. Контрольных работ- 9.
Промежуточный контроль знаний осуществляется с помощью проверочных самостоятельных работ, тестирования.
Содержаниекурса учебного предмета
5 класс
ü Натуральные числа и нуль
ü Натуральный ряд чисел и его свойства
Натуральное число, множество натуральных чисел и его свойства, изображение натуральных чисел точками на числовой прямой. Использование свойств натуральных чисел при решении задач.
ü Запись и чтение натуральных чисел
Различие между цифрой и числом. Позиционная запись натурального числа, поместное значение цифры, разряды и классы, соотношение между двумя соседними разрядными единицами, чтение и запись натуральных чисел.
ü Округление натуральных чисел
Необходимость округления. Правило округления натуральных чисел.
ü Сравнение натуральных чисел, сравнение с числом 0
Понятие о сравнении чисел, сравнение натуральных чисел друг с другом и с нулём, математическая запись сравнений, способы сравнения чисел.
ü Действия с натуральными числами
Сложение и вычитание, компоненты сложения и вычитания, связь между ними, нахождение суммы и разности, изменение суммы и разности при изменении компонентов сложения и вычитания.
Умножение и деление, компоненты умножения и деления, связь между ними, умножение и сложение в столбик, деление уголком, проверка результата с помощью прикидки и обратного действия.
Переместительный и сочетательный законы сложения и умножения, распределительный закон умножения относительно сложения, обоснование алгоритмов выполнения арифметических действий.
ü Степень с натуральным показателем
Запись числа в виде суммы разрядных слагаемых, порядок выполнения действий в выражениях, содержащих степень, вычисление значений выражений, содержащих степень.
ü Числовые выражения
Числовое выражение и его значение, порядок выполнения действий.
ü Деление с остатком
Деление с остатком на множестве натуральных чисел, свойства деления с остатком. Практические задачи на деление с остатком.
ü Свойства и признаки делимости
Свойство делимости суммы (разности) на число. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Признаки делимости на 4, 6, 8, 11. Доказательство признаков делимости. Решение практических задач с применением признаков делимости.
ü Разложение числа на простые множители
Простые и составные числа, решето Эратосфена.
Разложение натурального числа на множители, разложение на простые множители. Количество делителей числа, алгоритм разложения числа на простые множители, основная теорема арифметики.
ü Делители и кратные
Делитель и его свойства, общий делитель двух и более чисел, наибольший общий делитель, взаимно простые числа, нахождение наибольшего общего делителя. Кратное и его свойства, общее кратное двух и более чисел, наименьшее общее кратное, способы нахождения наименьшего общего кратного.
ü Дроби
ü Обыкновенные дроби
Доля, часть, дробное число, дробь. Дробное число как результат деления. Правильные и неправильные дроби, смешанная дробь (смешанное число).
Запись натурального числа в виде дроби с заданным знаменателем, преобразование смешанной дроби в неправильную дробь и наоборот.
Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение обыкновенных дробей.
Сложение и вычитание обыкновенных дробей. Умножение и деление обыкновенных дробей.
Арифметические действия со смешанными дробями.
Арифметические действия с дробными числами.
Способы рационализации вычислений и их применение при выполнении действий.
ü Среднее арифметическое чисел
Среднее арифметическое двух чисел. Изображение среднего арифметического двух чисел на числовой прямой. Решение практических задач с применением среднего арифметического. Среднее арифметическое нескольких чисел.
ü Решение текстовых задач
ü Единицы измерений: длины, площади, объёма, массы, времени, скорости. Зависимости между единицами измерения каждой величины. Зависимости между величинами: скорость, время, расстояние; производительность, время, работа; цена, количество, стоимость.
ü Задачи на все арифметические действия
Решение текстовых задач арифметическим способом. Использование таблиц, схем, чертежей, других средств представления данных при решении задачи.
ü Задачи на движение, работу и покупки
Решение несложных задач на движение в противоположных направлениях, в одном направлении, движение по реке по течению и против течения. Решение задач на совместную работу. Применение дробей при решении задач.
ü Логические задачи
Решение несложных логических задач. Решение логических задач с помощью графов, таблиц.
ü Основные методы решения текстовых задач: арифметический, перебор вариантов.
ü Наглядная геометрия
Фигуры в окружающем мире. Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Четырехугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников. Правильные многоугольники. Изображение основных геометрических фигур. Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности. Длина отрезка, ломаной. Единицы измерения длины. Построение отрезка заданной длины. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира.
Периметр многоугольника. Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Приближенное измерение площади фигур на клетчатой бумаге. Равновеликие фигуры.
Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры сечений. Многогранники. Правильные многогранники. Примеры разверток многогранников, цилиндра и конуса.
Понятие объема; единицы объема. Объем прямоугольного параллелепипеда, куба.
Понятие о равенстве фигур. Центральная, осевая и зеркальная симметрии. Изображение симметричных фигур.
Решение практических задач с применением простейших свойств фигур.
ü История математики
Появление цифр, букв, иероглифов в процессе счёта и распределения продуктов на Древнем Ближнем Востоке. Связь с Неолитической революцией.
Рождение шестидесятеричной системы счисления. Появление десятичной записи чисел.
Рождение и развитие арифметики натуральных чисел. НОК, НОД, простые числа. Решето Эратосфена.
Появление
нуля и отрицательных чисел в математике древности. Роль Диофанта. Почему ?
Дроби в Вавилоне, Египте, Риме. Открытие десятичных дробей. Старинные системы мер. Десятичные дроби и метрическая система мер. Л. Магницкий.
Учебно-тематическое планирование
5 класс
№ п/п |
Темы разделов |
Количество часов |
Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) |
1 |
Входное повторение Входная контрольная работа |
1 1 |
Ø выполнять письменно сложение, вычитание, умножение и деление натуральных чисел (в пределах 1000) и именованных величин Ø выполнять простейшие устные вычисления. Ø Определять порядок действий и находить значения числовых выражений. Ø Сравнивать числа и величины. Ø Решать текстовые задачи арифметическим способом |
2 |
Натуральные числа и нуль Ряд натуральных чисел Десятичная система записи натуральных чисел Сравнение натуральных чисел Сложение. Законы сложения Вычитание Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания Умножение. Законы умножения Распределительный закон Сложение и вычитание чисел столбиком Контрольная работа №1 Умножение чисел столбиком Степень с натуральным показателем Деление нацело Решение текстовых задач с помощью умножения и деления Задачи «на части» Деление с остатком Числовые выражения Контрольная работа №2 Нахождение двух чисел по их сумме и разности Вычисления с помощью калькулятора Занимательные задачи |
46 1 2 2 3 2 3 3 2 3 1 3 2 2 3 3 3 2 1 3 1 1 |
Ø Описывать свойства натурального ряда. Ø Читать и записывать числа, сравнивать и упорядочивать их. Ø Выполнять вычисления с натуральными числами; вычислять значения степеней. Ø Формулировать законы арифметических действий; записывать их с помощью букв, преобразовывать на их основе числовые выражения; Ø применять их для рационализации вычислений. Ø Анализировать и осмысливать текст задачи, Ø переформулировать условие, Ø извлекать необходимую информацию, Ø моделировать ситуацию с помощью реальных предметов, схем, рисунков; Ø строить логическую цепочку рассуждений; Ø критически оценивать полученный ответ, Ø осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. Ø Уметь решать задачи на понимание отношений «меньше на…», «больше на…», «меньше в…», «больше в…»; Ø а также понимание стандартных ситуаций, в которых используются слова «всего», «осталось» и т.п.; Ø типовые задачи «на части», на нахождение двух чисел по их сумме и разности. Ø Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действий в измененных условиях. Ø Контролировать и оценивать свою работу и ее результат |
3 |
Измерение величин Прямая. Луч. Отрезок Измерение отрезков Метрические единицы длины. Представление натуральных чисел на координатном луче. Контрольная работа №3. Окружность и круг. Сфера и шар. Углы. Измерение углов. Треугольники. Четырехугольники. Площадь прямоугольника. Единицы площади. Прямоугольный параллелепипед. Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы объема. Контрольная работа №4 Единицы массы. Единицы времени. Задачи на движение. Многоугольники Исторические сведения. Занимательные задачи |
32 2 2 2 3 1 1 2 2 2 2 2 2 1 1 1 4 1 1 |
Ø Измерять с помощью линейки и сравнивать длины отрезков. Ø Строить отрезки заданной длины с помощью линейки и циркуля. Ø Выражать одни единицы измерения через другие. Ø Представлять натуральные числа на координатном луче. Ø Распознавать на чертежах. рисунках, окружающем мире геометрические фигуры, конфигурации фигур (плоские и пространственные). Ø Приводить примеры аналогов геометрических фигур в окружающем мире. Ø Изображать геометрические фигуры и их конфигурации от руки и с использованием чертежных инструментов. Ø Измерять с помощью транспортира и сравнивать величины углов. Ø Строить углы заданной величины с помощью транспортира. Ø Выражать одни единицы измерения углов через другие. Ø Вычислять площади квадратов и прямоугольников, объемы куба и прямоугольного параллелепипеда по формулам. Ø Выражать одни единицы измерения площади, объема, массы, времени через другие. Ø Решать задачи на движение, на движение по реке. Ø Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действий в измененных условиях. Ø Контролировать и оценивать свою работу и ее результат |
4 |
Делимость натуральных чисел Свойства делимости. Признаки делимости. Простые и составные числа Делители натурального числа Наибольший общий делитель Наименьшее общее кратное Контрольная работа №5 Использование четности и нечетности при решении задач Занимательные задачи |
20 2 3 2 3 3 4 1 1 1 |
Ø Формулировать определения делителя и кратного, простого и составного числа, свойства и признаки делимости чисел. Ø Доказывать и опровергать утверждения о делимости чисел. Ø Классифицировать натуральные числа (четные и нечетные, по остаткам от деления на 3 и т.п.). Ø Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действий в измененных условиях. Ø Контролировать и оценивать свою работу и ее результат |
5 |
Обыкновенные дроби Понятие дроби Равенство дробей Задачи на дроби Приведение дробей к общему знаменателю Сравнение дробей Сложение дробей Законы сложения Вычитание дробей Контрольная работа №6 Умножение дробей Законы умножения. Распределительный закон Деление дробей Нахождение части целого и целого по его части Задачи на совместную работу Понятие смешанной дроби Сложение смешанных дробей Вычитание смешанных дробей Умножение и деление смешанных дробей Контрольная работа №7 Представление дробей на координатном луче Площадь прямоугольника. Объем прямоугольного параллелепипеда Сложные задачи на движение по реке Исторические сведения. Занимательные задачи |
65 1 3 3 4 3 3 4 4 1 3 2 3 3 3 3 3 3 4 1 3
3 1 1 |
Ø Преобразовывать обыкновенные дроби с помощью основного свойства дроби. Ø Приводить дроби к общему знаменателю, сравнивать и упорядочивать дроби. Ø Выполнять вычисления с обыкновенными дробями. Ø Знать законы арифметических действий, уметь записывать их с помощью букв и применять их для рационализации вычислений. Ø Решать задачи на дроби. На все действия с дробями, на совместную работу. Ø Выражать с помощью дробей сантиметры в метрах, граммы в килограммах и т.п. Ø Выполнять вычисления со смешанными дробями. Ø Вычислять площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда. Ø Выполнять вычисления с применением дробей. Ø Представлять дроби на координатном луче. Ø Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действий в измененных условиях. Ø Контролировать и оценивать свою работу и ее результат |
6 |
Повторение Натуральные числа Измерение величин Итоговая контрольная работа Делимость натуральных чисел Обыкновенные дроби Решение задач
|
10 2 2 1 1 1 3 |
Ø - читать и записывать натуральные числа и обыкновенные дроби, сравнивать два числа Ø - выполнять письменно сложение, вычитание, умножение и деление натуральных чисел и обыкновенных дробей Ø - выполнять простейшие устные вычисления Ø - определять порядок действий и находить значения числовых выражений Ø - решать текстовые задачи арифметическим способом Ø - распознавать на рисунках и моделях геометрические фигуры (линии, прямоугольный параллелепипед, куб), соотносить геометрические формы с формой окружающих предметов Ø - владеть практическими геометрическими навыками: изображать геометрические фигуры и тела; измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины; оценивать «на глаз» размеры предметов; переходить от одних единиц (длины, площади, объема и массы) к другим; Ø вычислять площади прямоугольника, квадрата, фигур, составленных из прямоугольников; Ø - комментировать ход решения задачи; пересказывать содержание задачи, выделяя известные данные и постановку вопроса; составлять простейшие задачи, решаемые с помощью заданного действия Ø - выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действий в измененных условиях. Ø Контролировать и оценивать свою работу и ее результат |
Планируемые результаты освоения учебного курса
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования.
Личностные:
у учащихся будут сформированы:
1) ответственное отношение к учению;
2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
5) экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
6) формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
7) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
1) первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач.
Метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
4) предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
5) составлять план и последовательность действий;
6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебнойзадачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаруженияотклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующихим действий с учётом конечного результата;
2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
4) выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
познавательные
учащиеся научатся:
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) использовать общие приёмы решения задач;
3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
4) осуществлять смысловое чтение;
5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решении учебных математических проблем;
7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать и соответствии с предложенным алгоритмом;
8) понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
9) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решит, в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКГ-компетентности);
3) видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
7) интерпретировать
информации (структурировать, переводить сплошной текст
в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
8) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
9) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
учащиеся научатся:
1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные:
учащиеся научатся:
1) работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию;
2) владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность);
3) выполнять арифметические преобразования, применять их для решения учебных математических задач;
4) пользоваться изученными математическими формулами;
5) самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
6) пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочником дни' нахождения информации;
7) знать основные способы представления и анализа статистических данных,уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
учащиеся получат возможность научиться:
1) выполнять
арифметические преобразования выражений, применять их для
решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных
предметах;
2) применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач различныхразделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
3) самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Календарно – тематическое планирование
5 класс
№ п/п |
Раздел программы Тема урока
|
Кол-во часов |
Дата |
|
План |
Факт |
|||
|
||||
1 |
Повторение. Действия с многозначными числами.Решение задач. |
1 |
|
|
2 |
Входная контрольная работа |
1 |
|
|
Глава 1. Натуральные числа 46 часов |
||||
3 |
Ряд натуральных чисел |
1 |
|
|
4 |
Десятичная система записи натуральных чисел |
1 |
|
|
5 |
Десятичная система записи натуральных чисел |
1 |
|
|
6
|
Сравнение натуральных чисел |
1 |
|
|
7 |
Сравнение натуральных чисел |
1 |
|
|
8 |
Сложение. Законы сложения.
|
1 |
|
|
9 |
Сложение. Законы сложения.
|
1 |
|
|
10 |
Сложение. Законы сложения .
|
1 |
|
|
11 |
Вычитание. |
1 |
|
|
12 |
Вычитание. |
1 |
|
|
13 |
Вычитание. |
1 |
|
|
14 |
Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания. |
1 |
|
|
15 |
Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания. |
1 |
|
|
16 |
Умножение. Законы умножения. |
1 |
|
|
17 |
Умножение. Законы умножения. |
1 |
|
|
18 |
Умножение. Законы умножения. |
1 |
|
|
19 |
Распределительный закон. |
1 |
|
|
120 |
Распределительный закон. |
1 |
|
|
21 |
Сложение и вычитание столбиком |
1 |
|
|
22 |
Сложение и вычитание столбиком |
1 |
|
|
23 |
Сложение и вычитание столбиком. Подготовка к к/р |
1 |
|
|
24 |
Контрольная работа №1 по теме: « Сложение и вычитание натуральных чисел» |
1 |
|
|
25 |
Умножение чисел столбиком |
1 |
|
|
26 |
Умножение чисел столбиком |
1 |
|
|
27 |
Умножение чисел столбиком |
1 |
|
|
28 |
Степень с натуральным показателем. |
1 |
|
|
29 |
Степень с натуральным показателем. |
1 |
|
|
30 |
Деление нацело. |
1 |
|
|
231 |
Деление нацело. |
1 |
|
|
32 |
Деление нацело. |
1 |
|
|
33 |
Решение текстовых задач с помощью умножения и деления. |
1 |
|
|
34 |
Решение текстовых задач с помощью умножения и деления. |
1 |
|
|
35 |
Задачи «на части». |
1 |
|
|
36 |
Задачи «на части» |
1 |
|
|
37 |
Задачи на «части» |
1 |
|
|
38 |
Деление с остатком |
1 |
|
|
39 |
Деление с остатком |
1 |
|
|
40 |
Деление с остатком |
1 |
|
|
41 |
Числовые выражения. |
1 |
|
|
42 |
Нахождение значений числовых выражений |
1 |
|
|
43 |
Нахождение значений числовых выражений |
1 |
|
|
44 |
Контрольная работа №2 «Умножение и деление натуральных чисел.» |
1 |
|
|
45 |
Задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности.. |
1 |
|
|
46 |
Задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности.
|
1 |
|
|
47 |
Задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности. |
1 |
|
|
48 |
Занимательные задачи к 1 главе. |
1 |
|
|
Глава 2. Измерение величин 32 часа |
||||
49 |
Прямая. Луч. Отрезок. |
1 |
|
|
50 |
Прямая. Луч. Отрезок. |
1 |
|
|
51 |
Измерение отрезков. |
1 |
|
|
52 |
Измерение отрезков. |
1 |
|
|
53 |
Метрические единицы длины. |
1 |
|
|
54 |
Метрические единицы длины. |
1 |
|
|
55 |
Представление натуральных чисел на координатном луче. |
1 |
|
|
56 |
Представление натуральных чисел на координатном луче. |
1 |
|
|
57 |
Решение упражнений на закрепление. Подготовка к контрольной работе |
1 |
|
|
58 |
Контрольная работа №3 Прямая. Отрезок. Измерение отрезков. |
1 |
|
|
59 |
Окружность и круг. Сфера и шар. |
1 |
|
|
60
|
Углы. Измерение углов. |
1 |
|
|
61 |
Углы. Измерение углов. |
1 |
|
|
62 |
Треугольник. |
1 |
|
|
63 |
Треугольник. Решение задач |
1 |
|
|
64 |
Четырехугольники. |
1 |
|
|
65 |
Четырехугольники. Решение задач. |
1 |
|
|
66 |
Площадь прямоугольника. Единицы площади. |
1 |
|
|
67 |
Площадь прямоугольника. Единицы площади. |
1 |
|
|
68 |
Прямоугольный параллелепипед. |
1 |
|
|
69 |
Прямоугольный параллелепипед. Решение задач |
1 |
|
|
70 |
Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы объема. |
1 |
|
|
71 |
Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы объема. |
1 |
|
|
72 |
Единицы массы |
1 |
|
|
73 |
Единицы времени |
1 |
|
|
74 |
Задачи на движение |
1 |
|
|
75
|
Задачи на движение |
1 |
|
|
76 |
Задачи на движение |
1 |
|
|
77 |
Решение задач. Подготовка к контрольной работе |
1 |
|
|
78
|
Контрольная работа №4. «Углы. Измерение углов. Треугольник. Прямоугольник. Прямоугольный параллелепипед.» |
1 |
|
|
79 |
Многоугольники. |
1 |
|
|
80 |
Занимательные задачи к главе 2 |
1 |
|
|
Глава 3. Делимость натуральных чисел 20 часов |
||||
81 |
Свойства делимости |
1 |
|
|
82 |
Свойства делимости |
1 |
|
|
83 |
Признаки делимости |
1 |
|
|
84 |
Признаки делимости |
1 |
|
|
85 |
Признаки делимости |
1 |
|
|
86 |
Простые и составные числа |
1 |
|
|
87 |
Простые и составные числа. |
1 |
|
|
88 |
Делители натурального числа |
1 |
|
|
89 |
Делители натурального числа |
1 |
|
|
90
|
Делители натурального числа. |
1 |
|
|
91 |
Наибольший общий делитель. |
1 |
|
|
92 |
Наибольший общий делитель |
1 |
|
|
93 |
Наибольший общий делитель |
1 |
|
|
94 |
Наименьшее общее кратное |
1 |
|
|
95 |
Наименьшее общее кратное |
1 |
|
|
96 |
Наименьшее общее кратное |
1 |
|
|
97
|
Решение упражнений на нахождение НОД и НОК. Подготовка к контрольной работе |
1 |
|
|
98 |
Контрольная работа №5 «Свойства и признаки делимости. НОД, НОК.» |
1 |
|
|
99 |
Занимательные задачи к главе 3 |
1 |
|
|
100 |
Занимательные задачи к главе 3 |
1 |
|
|
Глава 4. Обыкновенные дроби 65 часов |
||||
101 |
Понятие дроби. |
1 |
|
|
102 |
Равенство дробей. |
1 |
|
|
103 |
Решение упражнений по теме: «Равенство дробей». |
1 |
|
|
104
|
Решение упражнений по теме: «Равенство дробей». |
1 |
|
|
105 |
Задачи на дроби |
1 |
|
|
106 |
Задачи на дроби |
1 |
|
|
107 |
Решение задач |
1 |
|
|
108
|
Приведение дробей к общему знаменателю |
1 |
|
|
109 |
Приведение дробей к общему знаменателю. Решение упражнений |
1 |
|
|
110 |
Приведение дробей к общему знаменателю. Решение задач. |
1 |
|
|
111 |
Приведение дробей к общему знаменателю. |
1 |
|
|
112 |
Сравнение дробей |
1 |
|
|
113 |
Сравнение дробей. Решение упражнений |
1 |
|
|
114 |
Сравнение дробей. Решение задач |
1 |
|
|
115 |
Сложение дробей |
1 |
|
|
116 |
Сложение дробей. Решение упражнений |
1 |
|
|
117 |
Сложение дробей. Решение задач |
1 |
|
|
118 |
Законы сложения |
1 |
|
|
119 |
Законы сложения. Нахождение значений выражений |
1 |
|
|
120 |
Законы сложения. Решение задач |
1 |
|
|
121 |
Законы сложения. Решение упражнений |
1 |
|
|
122 |
Вычитание дробей. |
1 |
|
|
123 |
Вычитание дробей. Нахождение значений выражений |
1 |
|
|
124 |
Вычитание дробей. Решение задач и уравнений |
1 |
|
|
125 |
Решение упражнений по теме: «Вычитание дробей». Подготовка к контрольной работе. |
1 |
|
|
126 |
Контрольная работа №6 «Понятие дроби. Сложение и вычитание дробей.» |
1 |
|
|
127 |
Умножение дробей |
1 |
|
|
128 |
Умножение дробей.Упрощение выражений |
1 |
|
|
129 |
Умножение дробей Решение задач |
1 |
|
|
130 |
Законы умножения. Распределительный закон |
1 |
|
|
131 |
Законы умножения. Распределительный закон |
1 |
|
|
132 |
Деление дробей |
1 |
|
|
133 |
Деление дробей. Решение уравнений |
1 |
|
|
134 |
Деление дробей. Решение задач |
1 |
|
|
135 |
Нахождение части целого и целого по его части |
1 |
|
|
136 |
Нахождение части целого и целого по его части. Решение задач. |
1 |
|
|
137 |
Решение упражнений Подготовка к контрольной работе |
1 |
|
|
138 |
Контрольная работа №7 «Умножение и деление обыкновенных дробей.» |
1 |
|
|
139 |
Задачи на совместную работу |
1 |
|
|
140 |
Решение задач на совместную работу |
1 |
|
|
141 |
Решение задач на совместную работу |
1 |
|
|
142 |
Понятие смешанной дроби |
1 |
|
|
143
|
Сравнение смешанных дробей |
1 |
|
|
144 |
Решение упражнений по теме: «Смешанные дроби» |
1 |
|
|
145 |
Сложение смешанных дробей |
1 |
|
|
146 |
Сложение смешанных дробей |
1 |
|
|
147 |
Сложение смешанных дробей |
1 |
|
|
148 |
Вычитание смешанных дробей. |
1 |
|
|
149 |
Вычитание смешанных дробей. |
1 |
|
|
150 |
Вычитание смешанных дробей. Решение уравнений |
1 |
|
|
151 |
Умножение и деление смешанных дробей |
1 |
|
|
152 |
Умножение и деление смешанных дробей. Решение уравнений. |
1 |
|
|
153 |
Умножение и деление смешанных дробей. Решение задач. |
1 |
|
|
154 |
Нахождение выражений со смешанными числами.. |
1 |
|
|
155 |
Нахождение выражений со смешанными числами.. |
1 |
|
|
156 |
Решение упражнений. Подготовка к контрольной работе. |
1 |
|
|
157 |
Контрольная работа №8. «Сложение, вычитание, умножение и деление смешанных дробей.» |
1 |
|
|
158 |
Представление дроби на координатном луче |
1 |
|
|
159 |
Представление дроби на координатном луче. Нахождение координат точки. |
1 |
|
|
160 |
Решение упражнений по теме: Представление дроби на координатном луче |
1 |
|
|
161 |
Площадь прямоугольника. Объем прямоугольного параллелепипеда |
1 |
|
|
162 |
Решение задач по теме: Объем прямоугольного параллелепипеда |
1 |
|
|
163 |
Решение задач по теме: Объем прямоугольного параллелепипеда |
1 |
|
|
164
|
Занимательные задачи к главе 4 |
1 |
|
|
165 |
Занимательные задачи к главе 4 |
1 |
|
|
Повторение 10 часов |
||||
166 |
Повторение «Натуральные числа» |
1 |
|
|
167 |
Повторение «Натуральные числа» |
1 |
|
|
168 |
Повторение «Измерение величин» |
1 |
|
|
169 |
Повторение «Измерение величин». |
1 |
|
|
170 |
Повторение Решение задач на части, на движение. |
1 |
|
|
171 |
Повторение «Делимость натуральных чисел» |
1 |
|
|
172 |
Повторение « Действия с обыкновенными дробями» |
1 |
|
|
173 |
Повторение. Решение задач на дроби |
1 |
|
|
174 |
Итоговая контрольная работа |
1 |
|
|
175 |
Анализ контрольной работы |
1 |
|
|
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике.
1.Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
· работа выполнена полностью;
· в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
· в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
· работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
· допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
· допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
· допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
2. Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
· полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
· изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
· правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
· показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
· продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
· отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
· возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
· в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
· допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
· допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
· неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
· имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
· ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
· при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
· не раскрыто основное содержание учебного материала;
· обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
· допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
5 класс
Для учителя:
1. Математика 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /С.М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин – Изд. 13-е. – М.: Просвещение, 2016,
2. Математика 5 класс: дидактические материалы по математике/ М. К .Потапов , А В. Шевкин – М.: Просвещение, 2017.
3. Математика 5 класс: рабочая тетрадь по математике : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ М .К. Потапов , А. В. Шевкин – М.: Просвещение,2019
4. Математика 5 класс: тематические тесты/ П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнев, О .ФЗарапина - М.: Просвещение,2016
5. Математика 5 класс: книга для учителя/ М. К. Потапов , А. В .Шевкин – М.: Просвещение,2013
6. Задачи на смекалку 5 класс: И. Ф. Шарыгин пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/- М.: Просвещение, 2013
Для учащихся:
1. Математика 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /С.М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин – Изд. 13-е. – М.: Просвещение, 2016,
2. Математика 5 класс: дидактические материалы по математике/ М. К .Потапов , А В. Шевкин – М.: Просвещение, 2017
3. Математика 5 класс: рабочая тетрадь по математике : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ М .К. Потапов , А. В. Шевкин – М.: Просвещение,2019
4. Математика 5 класс: тематические тесты/ П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнев, О .ФЗарапина - М.: Просвещение,2016
Дополнительная литература
1. Перельман Я. И. Живая математика,- М.,: АСТ, 2009 г.
2.Мостеллер Ф. 50 занимательных вероятностных задач с решениями,- М.,: Наука, 1975 г.
3. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред. школ. – М.: «Просвещение», 2004
4. Перельман Я. И. Занимательная арифметика, — М.: Центрполиграф , 2010.
Предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
§ Математика: еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября», http://mat.lseptember.ru.
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих интернет-ресурсов:
§ Министерство образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru/
§ Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»: http://www. informika.ru/
§ Тестирование on-line: 5-11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/
§ Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu. samara.ru/~nauka/
§ Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru/ Сайт энциклопедий: http://www.eneyclopedia.ru/
§ Электронные образовательные ресурсы к учебникам в Единой коллекции www.school-collection.edu.ru
§ http ://www.openclass.ru/node/226794
§ http://forum.schoolpress.ru/article/44
§ http://1314.ru/
§ http://www.informika.ru/projects/infotecli/school-collection/
§ http://www.ug.ru/article/64
§ http://staviro.ru
§ http://www.youtube.com/watch?v=L.LSKZJA8g2E&feature=related
§ http://www.youtube.com/watch?v=Cn24EHYkFPc&feature=related
§ http://staviro.ru/
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.