Внеурочная деятельность по русскому языку «К ТАЙНАМ СЛОВА: ЭТИМОЛОГИЯ»
Оценка 4.7

Внеурочная деятельность по русскому языку «К ТАЙНАМ СЛОВА: ЭТИМОЛОГИЯ»

Оценка 4.7
docx
24.08.2022
Внеурочная деятельность по русскому языку «К  ТАЙНАМ СЛОВА: ЭТИМОЛОГИЯ»
внеурочная деят 5 кл.docx

Результаты освоения курса внеурочной деятельности по русскому языку

«К  ТАЙНАМ СЛОВА: ЭТИМОЛОГИЯ»

Личностные результаты

-     эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

-     эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

-     чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

-     любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

-     интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

-     интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

-     интерес к изучению языка;

-     осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

-     самостоятельно формулировать тему и цели урока;

-     составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

-     работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-     в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

-     перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

-     пользоваться словарями, справочниками;

-     осуществлять анализ и синтез;

-     устанавливать причинно-следственные связи;

-     строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

-     адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

-     высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-     слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

-     договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-     задавать вопросы.

-      

Предметные результаты:

Учащийся научится

Учащийся получит возможность научиться:

Раздел «Звучащая строка»

• проводить фонетический анализ слова;

• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности

-опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

-выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

-извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Разделы «Таинства лексики», «Слово о словах»

проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

• группировать слова по тематическим группам;

• подбирать к словам синонимы, антонимы;

• опознавать фразеологические обороты;

• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

- объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

- аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

- опознавать омонимы разных видов;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

-  опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

-  извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

 


Содержание  программы «К тайнам слова: этимология»

 

Тема 1.   Вводное занятие. Проведение диагностики словарного запаса учащихся. (1ч.)

 

1.      Звучащая строка (6 часов)

 

Тема 2.Что такое орфоэпия?(1ч.)

Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.

 

Тема  3.Что такое фонография или звукозапись? (1ч.)

Знакомство с  понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.

 

Тема  4.Звуки не буквы! (1ч.)

Знакомство с наукой фонетикой,  правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии  «буквы»  от «звука». Составление транскрипций.

 

Тема  5.Звучащая строка. (1ч.)

Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.

 

Тема  6.Банты и шарфы. (1ч.)

Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы. Разыгрывание ситуаций с этими словами.

 

Тема  7.«Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.)

Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием  комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.

 

2.      Таинства лексики (18 часов)

 

Тема  8.Имена вещей. О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.)

Знакомство с   термином «лексика». Обогащение  словарного запаса  учащихся. Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.

 

Тема 9. О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1ч.)

Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи  этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими  словарями. Определение первоисточников слова.

 

Тема 10.Об одном и том же - разными словами. (1ч.)

Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами-синонимами и правильным употреблением  их в речи.

 

Тема 11.Слова – антиподы. (1ч.)

Беседа по  содержанию стихотворения В.  Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками.  Работа со «Словарем  антонимов русского языка».

 

Тема 12.Фразеологизмы – это... (2ч.)

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятия «фразеологизмы», «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов  в речи. Нахождение фразеологизмов  в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».

 

Тема 13.Происхождение фразеологических оборотов. (1ч.)

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов  в речи. Нахождение фразеологизмов  в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».

 

Тема 14.Слова-иностранцы. (1ч.)

Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и  определением значения этих слов.

 

Тема 15.«Он весь свободы торжество». (1ч.)

Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи  в произведениях А.С. Пушкина.

 

Тема 16.Мы говорим его стихами. (1ч.)

Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А.С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.

 

Тема 17. Слова  уходящие. (1ч.)

Изучение особенностей устаревших слов-архаизмов. Работа над пониманием и умение правильно  употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды архаизмов.

 

Тема 18. Слова – новички. (1ч.)

Знакомство со словами - новичками.  Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.

 

Тема 19.Паронимы, или «ошибкоопасные»  слова.(1ч.)

Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.

 

Тема 20.Словарь - грамотей.(1ч.)

Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.

 

Тема 21.Научная этимология.(1ч.)

Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения  слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и «запятая».

 

Тема 22.Этимологический словарь. (1ч.) Работа с этимологическим словарем.

 

3.      Слово о словах (12часов)

 

Тема23. Какие бывают имена?

Знакомство с наукой «ономастика», С  традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.

 

Тема24.Древнерусские имена.

Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.

 

Тема 25Смуглая Чернавка.

Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.

 

Тема 26. Отчество и фамилия.

Беседа об истории появления  отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.

 

Тема 27. Черты характера и чувства. В чём разница? (1ч.)

Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.

 

Тема 28.Надо ли останавливаться перед зеброй?

Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая  номинация».

 

Тема 29.Времена года.

Выяснить, откуда пришли названия месяцев, дать представление о том, как назывались месяцы в Древней Руси.

 

Тема 30.        Капитан и капуста.

Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.

 

Тема 31. О том, что мы носим

Выяснить, что означают названия некоторых предметов одежды.

 

Тема 32. Растения – почему их так называют?

Выяснить, откуда пришли названия некоторых растений.

 

Тема 33.Птицы и звери – почему их так называют?

Выяснить, откуда пришли названия некоторых животных.

 

Тема 34. Итоговое занятие.

Выступления учащихся – защита проектов.

 

 

Формы проведения занятий:

·      практические занятия с применением игровых приемов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;

·      анализ и просмотр текстов;

·      самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

·      игровая;

·      теоретическая;

·      практическая

Основные методы и технологии:

·      технология  разноуровневого обучения;

·      технология  обучения в сотрудничестве;

·      коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.

 

 Учебно-иссследовательская и проектная деятельность:

В соответствии с требованиями ФГОС планируемые результаты освоения ООП ООО достигаются как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности  является включение  обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.

Цель учебно-исследовательской и проектной деятельности: интеллектуальное и личностное развитие обучающихся, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере.

Основными направлениями учебно-исследовательской и проектной деятельности во внеурочной деятельности по русскому языку в соответствии с ООП ООО являются: исследовательское и творческое.

Основная специфика исследовательских учебных проектов состоит в том, что научное исследование осуществляется через актуализацию темы, выдвижение гипотезы с последующей проверкой и обсуждение полученных результатов.

Название проектов, осуществляемых в рамках данной программы:

·         «История одного слова»

·         «Имена нашего класса»

·         «Музей одного слова»

·          «Откуда есть пошли фамилии».

 Использование информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе:

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе обеспечивается следующим образом:

1. использование электронных словарей, справочников;

2. создание презентаций;

3. поиск необходимой информации с использованием 1-2 сайтов;

4. использование на уроках обучающих CD и DVD-дисков по русскому языку

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

№ п/п

Наименование раздела (темы), тема урока

Количество

часов

Дата

 

План.

Факт.

1

Вводное занятие.

1

7.09

 

Звучащая строка (6 часов)

2

Что такое орфоэпия?

1

14.09

 

3

Что такое фонография или звукозапись?

1

21.09

 

4

Звуки не буквы!

1

28.09

 

5

Звучащая строка.

1

5.10

 

6

Банты и шарфы.

1

12.10

 

7

«Пигмалион» учит орфоэпии.

1

19.10

 

Таинства лексики (15 часов)

8

 Имена вещей. О словарях энциклопедических и лингвистических.

1

26.10

 

9

О словарях, которые рассказывают об истории слов.

1

9.11

 

10

Об одном и том же - разными словами.

1

16.11

 

11

Слова – антиподы.

1

23.11

 

12

Фразеологизмы – это…

1

30.11

 

13

Происхождение фразеологических оборотов.

1

7.12

 

14

Слова-иностранцы.

1

14.12

 

15

«Он весь свободы торжество».

1

21.12

 

16

Мы говорим его стихами.

1

11.01

 

17

Слова уходящие.

1

18.01

 

18

Слова– новички.

1

25.01

 

19

Паронимы, или ошибкоопасные слова».

1

1.02

 

20

Словарь - грамотей.

1

8.02

 

21

Научная этимология.

1

15.02

 

22

Этимологический словарь.

1

22.02

 

                                            Слово о словах (12 часов)

23

Какие бывают имена?

1

1.03

 

24

Древнерусские имена.

1

8.03

 

25

Смуглая Чернавка.

1

15.03

 

26

Отчество и фамилия

1

5.04

 

27

Черты характера и чувства. В чём разница?

1

12.04

 

28

Надо ли останавливаться перед зеброй?

1

19.04

 

29

Времена года

1

26.04

 

30

Капитан и капуста.

1

3.05

 

31

О том, что мы носим

1

10.05

 

32

Растения – почему их так называют

1

17.05

 

33

Птицы и звери – почему их так называют?

1

24.05

 

34

Итоговое занятие.

1

31.05

 

 

 

 

 


 

Результаты освоения курса внеурочной деятельности по русскому языку «К

Результаты освоения курса внеурочной деятельности по русскому языку «К

Разделы «Таинства лексики», «Слово о словах» проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное…

Разделы «Таинства лексики», «Слово о словах» проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное…

Содержание программы «К тайнам слова: этимология»

Содержание программы «К тайнам слова: этимология»

Беседа по содержанию стихотворения

Беседа по содержанию стихотворения

Слово о словах (12часов) Тема23

Слово о словах (12часов) Тема23

Формы проведения занятий: · практические занятия с применением игровых приемов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок; · анализ…

Формы проведения занятий: · практические занятия с применением игровых приемов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок; · анализ…

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.08.2022