Результаты освоения курса внеурочной деятельности по русскому языку
«К ТАЙНАМ СЛОВА: ЭТИМОЛОГИЯ»
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
-
Предметные результаты:
Учащийся научится |
Учащийся получит возможность научиться: |
Раздел «Звучащая строка» |
|
• проводить фонетический анализ слова; • соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка; • извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности |
-опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись); -выразительно читать прозаические и поэтические тексты; -извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности. |
Разделы «Таинства лексики», «Слово о словах» |
|
проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова; • группировать слова по тематическим группам; • подбирать к словам синонимы, антонимы; • опознавать фразеологические обороты; • соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях; • использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте; • пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности. |
- объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка; - аргументировать различие лексического и грамматического значений слова; - опознавать омонимы разных видов; - оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; - опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; - извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. |
Содержание программы «К тайнам слова: этимология»
Тема 1. Вводное занятие. Проведение диагностики словарного запаса учащихся. (1ч.)
1. Звучащая строка (6 часов)
Тема 2.Что такое орфоэпия?(1ч.)
Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
Тема 3.Что такое фонография или звукозапись? (1ч.)
Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.
Тема 4.Звуки не буквы! (1ч.)
Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии «буквы» от «звука». Составление транскрипций.
Тема 5.Звучащая строка. (1ч.)
Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.
Тема 6.Банты и шарфы. (1ч.)
Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы. Разыгрывание ситуаций с этими словами.
Тема 7.«Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.)
Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.
2. Таинства лексики (18 часов)
Тема 8.Имена вещей. О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.)
Знакомство с термином «лексика». Обогащение словарного запаса учащихся. Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.
Тема 9. О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1ч.)
Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова.
Тема 10.Об одном и том же - разными словами. (1ч.)
Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами-синонимами и правильным употреблением их в речи.
Тема 11.Слова – антиподы. (1ч.)
Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».
Тема 12.Фразеологизмы – это... (2ч.)
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятия «фразеологизмы», «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».
Тема 13.Происхождение фразеологических оборотов. (1ч.)
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».
Тема 14.Слова-иностранцы. (1ч.)
Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.
Тема 15.«Он весь свободы торжество». (1ч.)
Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А.С. Пушкина.
Тема 16.Мы говорим его стихами. (1ч.)
Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А.С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.
Тема 17. Слова уходящие. (1ч.)
Изучение особенностей устаревших слов-архаизмов. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды архаизмов.
Тема 18. Слова – новички. (1ч.)
Знакомство со словами - новичками. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.
Тема 19.Паронимы, или «ошибкоопасные» слова.(1ч.)
Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.
Тема 20.Словарь - грамотей.(1ч.)
Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.
Тема 21.Научная этимология.(1ч.)
Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и «запятая».
Тема 22.Этимологический словарь. (1ч.) Работа с этимологическим словарем.
3. Слово о словах (12часов)
Тема23. Какие бывают имена?
Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.
Тема24.Древнерусские имена.
Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.
Тема 25. Смуглая Чернавка.
Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.
Тема 26. Отчество и фамилия.
Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.
Тема 27. Черты характера и чувства. В чём разница? (1ч.)
Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.
Тема 28.Надо ли останавливаться перед зеброй?
Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая номинация».
Тема 29.Времена года.
Выяснить, откуда пришли названия месяцев, дать представление о том, как назывались месяцы в Древней Руси.
Тема 30. Капитан и капуста.
Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.
Тема 31. О том, что мы носим
Выяснить, что означают названия некоторых предметов одежды.
Тема 32. Растения – почему их так называют?
Выяснить, откуда пришли названия некоторых растений.
Тема 33.Птицы и звери – почему их так называют?
Выяснить, откуда пришли названия некоторых животных.
Тема 34. Итоговое занятие.
Выступления учащихся – защита проектов.
Формы проведения занятий:
· практические занятия с применением игровых приемов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
· анализ и просмотр текстов;
· самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
· игровая;
· теоретическая;
· практическая
Основные методы и технологии:
· технология разноуровневого обучения;
· технология обучения в сотрудничестве;
· коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Учебно-иссследовательская и проектная деятельность:
В соответствии с требованиями ФГОС планируемые результаты освоения ООП ООО достигаются как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.
Цель учебно-исследовательской и проектной деятельности: интеллектуальное и личностное развитие обучающихся, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере.
Основными направлениями учебно-исследовательской и проектной деятельности во внеурочной деятельности по русскому языку в соответствии с ООП ООО являются: исследовательское и творческое.
Основная специфика исследовательских учебных проектов состоит в том, что научное исследование осуществляется через актуализацию темы, выдвижение гипотезы с последующей проверкой и обсуждение полученных результатов.
Название проектов, осуществляемых в рамках данной программы:
· «История одного слова»
· «Имена нашего класса»
· «Музей одного слова»
· «Откуда есть пошли фамилии».
Использование информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе:
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе обеспечивается следующим образом:
1. использование электронных словарей, справочников;
2. создание презентаций;
3. поиск необходимой информации с использованием 1-2 сайтов;
4. использование на уроках обучающих CD и DVD-дисков по русскому языку
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Наименование раздела (темы), тема урока |
Количество часов |
Дата
|
||
План. |
Факт. |
||||
1 |
Вводное занятие. |
1 |
7.09 |
|
|
Звучащая строка (6 часов) |
|||||
2 |
Что такое орфоэпия? |
1 |
14.09 |
|
|
3 |
Что такое фонография или звукозапись? |
1 |
21.09 |
|
|
4 |
Звуки не буквы! |
1 |
28.09 |
|
|
5 |
Звучащая строка. |
1 |
5.10 |
|
|
6 |
Банты и шарфы. |
1 |
12.10 |
|
|
7 |
«Пигмалион» учит орфоэпии. |
1 |
19.10 |
|
|
Таинства лексики (15 часов) |
|||||
8 |
Имена вещей. О словарях энциклопедических и лингвистических. |
1 |
26.10 |
|
|
9 |
О словарях, которые рассказывают об истории слов. |
1 |
9.11 |
|
|
10 |
Об одном и том же - разными словами. |
1 |
16.11 |
|
|
11 |
Слова – антиподы. |
1 |
23.11 |
|
|
12 |
Фразеологизмы – это… |
1 |
30.11 |
|
|
13 |
Происхождение фразеологических оборотов. |
1 |
7.12 |
|
|
14 |
Слова-иностранцы. |
1 |
14.12 |
|
|
15 |
«Он весь свободы торжество». |
1 |
21.12 |
|
|
16 |
Мы говорим его стихами. |
1 |
11.01 |
|
|
17 |
Слова уходящие. |
1 |
18.01 |
|
|
18 |
Слова– новички. |
1 |
25.01 |
|
|
19 |
Паронимы, или ошибкоопасные слова». |
1 |
1.02 |
|
|
20 |
Словарь - грамотей. |
1 |
8.02 |
|
|
21 |
Научная этимология. |
1 |
15.02 |
|
|
22 |
Этимологический словарь. |
1 |
22.02 |
|
|
Слово о словах (12 часов) |
|||||
23 |
Какие бывают имена? |
1 |
1.03 |
|
|
24 |
Древнерусские имена. |
1 |
8.03 |
|
|
25 |
Смуглая Чернавка. |
1 |
15.03 |
|
|
26 |
Отчество и фамилия |
1 |
5.04 |
|
|
27 |
Черты характера и чувства. В чём разница? |
1 |
12.04 |
|
|
28 |
Надо ли останавливаться перед зеброй? |
1 |
19.04 |
|
|
29 |
Времена года |
1 |
26.04 |
|
|
30 |
Капитан и капуста. |
1 |
3.05 |
|
|
31 |
О том, что мы носим |
1 |
10.05 |
|
|
32 |
Растения – почему их так называют |
1 |
17.05 |
|
|
33 |
Птицы и звери – почему их так называют? |
1 |
24.05 |
|
|
34 |
Итоговое занятие. |
1 |
31.05 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.