Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Аксубаевская средняяобщеобразовательнаяшкола№ 2»
Аксубаевского муниципального района РТ
«РАССМОТРЕНО» на МО учителей Протокол №1 От . 2021г--- Г.Р.Аюханова |
«СОГЛАСОВАНО» зам.дир. по УВР ____Ф.М.Фахрутдинова « «. 2021г. |
|
«УТВЕРЖДАЮ» Директор ___Э.Ф.Туктарова приказ № осн- от .2021г |
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (1-4класс)
Социальное
Автор-составитель:
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Шуркина З.З
2021 – 2022 учебный год
пгт. Аксубаево,2021
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» составлена в соответствии с
1). Положением о порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ учебных предметов (курсов) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Аксубаевская средняя общеобразовательная школа №2» Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан ( ФГОС НОО и ООО) (Приказ № -осн. от .20 г.).
2). Учебным планом МБОУ «Аксубаевская СОШ№2» (Приказ № 127 -осн. от 31.08.2021г.) и годовым календарным учебным графиком МБОУ «Аксубаевская СОШ№2» , утвержденным приказом № 127 -осн. от 31.08.2021 года, на основе требований к содержанию и результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Аксубаевская СОШ №2», утвержденной приказом №127-осн. от 31.08.2021года.
Цель:
Развитие экономического образа мышления,
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности,
предприимчивости, ответственности, уважения к труду и предпринимательской
деятельности.
Задачи:
- формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей;
- формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;
- формирование понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями;
- формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного инвестирования;
- формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения продуманности действий в будущем;
- обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек.
Преемственность и межпредметное взаимодействие:
Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является частью школьной программы сквозного экономического образования.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с
курсами математики, литературы и окружающего мира. Материалы и задания
подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи,
практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения
курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами,
схемами, а также поиска, и представления информации и публичных выступлений.
Место предмета: занятия по внеурочной деятельности проводятся 1 раз
в
неделю по1часу; в 1м классе 33 часа в год, в последующих классах -34часа.
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Освоение программы курса «Основы финансовой грамоты»
направлено на достижение следующих результатов, соответствующих
требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
· овладение начальными навыками адаптации в мире
финансовых отношений;
· развитие
самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
· развитие навыков сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях,
умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том
числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
· понимать цели своих действий;
· составлять простые планы с помощью
учителя
· проявлять познавательную и творческую
инициативу;
· оценивать правильность выполнения
действий;
Познавательные.
Обучающийся научится:
· освоению способов решения проблем
творческого и поискового характера;
· использовать различные способы поиска,
сбора, обработки, анализа и представления информации;
· овладение логическими действиями
сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
· овладение базовыми предметными и
межпредметными понятиями.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
· составлять текст в устной и письменной
формах;
· слушать собеседника и вести диалог;
· признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою;
· излагать свое мнение и аргументировать
свою точку зрения и оценку событий
· договариваться о распределении функций
и ролей в совместной деятельности;
Основные
формы контроля:
- мониторинг (тестирование, анкетирование);
- практикумы;
- творческие задания;
- проектная, исследовательская деятельность;
- конкурсы;
- деловые и ролевые игры;
- олимпиады
2. Содержание курса внеурочной деятельности.
Темы планирования повторяются в каждом классе, но содержание программы расширяется и усложняется по годам обучения с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся .
(Первый год обучения)1.Введение в экономику (1 час): Введение в экономику. Знакомство с понятием
«экономика». Для чего нужна экономика;
2. Потребности (9 часов): Потребности. Что такое «потребность». Какие
бывают потребности;
Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье.
Что такое бюджет семьи.
3.Товары и услуги (12 часов): Что такое «товар». Какие бывают
товары. Где можно
приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы;
4.Деньги (11 часов): Зачем нужны деньги. Как появились деньги.
Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода.
Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и
покупателя. Конкуренция;
(2-ой год обучения) 1.Потребности (10 часов):
Потребности человека. Значение труда в удовлетворении потребностей. Труд и
удовлетворение потребностей;
2. Торговля (12 часов): Когда и где возникла торговля. Как и где
производятся товары. Какие бывают товары. Почему одни товары стоят дороже, а
другие дешевле.
Что такое «график». Какие бываю графики. Графики «доходов» и «расходов».
История аренды.
История денег. Деньги бумажные и металлические. Деньги России и мира. Почему
каждый народ имеет свои деньги. Что изображено на деньгах. Защита денег от
подделки. Банки.
3. Занимательная экономика (12 часов): Занимательная экономика.
Экономические ребусы и кроссворды. Экономика и русский язык. Экономика и
окружающий мир. Взаимодействие экономики с другими науками;Решаем задачи с
экономическим содержанием;
(3-ий год обучения)
1.Основы экономического развития (11 часов): Что такое
экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные
бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике. Монополия и
конкуренция. Роль правительства в экономике;
2.Банки. Ценные бумаги. Налоги (12 часов) Банки. Ценные бумаги.
Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История вкладов.
Функции сберегательной книжки. Что такое «налоги». Кто собирает налоги. Куда
идут налоги. Виды налогов.
3.Международная торговля (11 часов): Торговля между странами. Ввоз
и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт;
(4-ий год обучения)
1.Основы экономического развития (8 часов): Что такое экономическое
развитие. Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные бумаги.
Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике. Монополия и
конкуренция. Роль правительства в экономике. Реклама и качество товара.
2.Банки. Ценные бумаги. Штрафы. (8 часов) Банки. Ценные бумаги.
Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История вкладов.
Функции сберегательной книжки. Виды штрафов. Кто и когда платит штрафы. Кто
взимает штрафы;
3.Деловая этика (9 часов): Деловая этика. Этика и этикет. Почему
надо соблюдать этику. Правила делового этикета. Бизнес – этикет. История
профессий.
4.Международная торговля (9 часов): Торговля между странами. Ввоз и
вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт. Экономические задачи на нахождение
прибыли.
Тематическое планирование
(1-ый год обучения)
№ п/п |
Разделы |
Количество часов |
теория |
Практика |
1 |
Введение в экономику |
1 |
1 |
- |
2 |
Потребности |
9 |
5 |
4 |
3 |
Товары и услуги |
12 |
6 |
6 |
4 |
Деньги |
11 |
5 |
6 |
Итого: |
33 |
17 |
16 |
(2-й год обучения)
№ п/п |
Разделы |
Количество часов |
теория |
Практика |
1 |
Потребности |
10 |
5 |
5 |
2 |
Торговля |
12 |
6 |
6 |
3 |
Занимательная экономика |
12 |
4 |
8 |
Итого: |
34 |
15 |
19 |
(3-й год обучения)
№ п/п |
Разделы |
Количество часов |
теория |
Практика |
1 |
Основы экономического развития |
11 |
5 |
6 |
2 |
Банки. Ценные бумаги. Налоги |
12 |
6 |
6 |
3 |
Международная торговля |
11 |
5 |
6 |
Итого: |
34 |
16 |
18 |
(4-й год обучения)
№ п/п |
Разделы |
Количество часов |
теория |
Практика |
1 |
Основы экономического развития |
8 |
4 |
4 |
2 |
Банки. Ценные бумаги. Штрафы |
8 |
4 |
4 |
3 |
Деловая этика |
9 |
4 |
5 |
4 |
Международная торговля |
9 |
4 |
5 |
Итого: |
34 |
16 |
18 |
Календарно-тематическое планирование
1класс
№
|
Раздел |
Тема |
Количество часов |
Дата проведения |
|
план |
факт |
||||
1
|
(Первый год обучения) 1.Введение в экономику (2 часа)
|
Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика» |
1
|
|
|
.Для чего нужна экономика; |
1 |
|
|
||
2
|
2. Потребности (8 часов)
|
Потребности. Что такое «потребность». |
2 |
|
|
Какие бывают потребности; |
1 |
|
|
||
Домашнее хозяйство. |
1 |
|
|
||
Распределение ролей в семье. |
1 |
|
|
||
Домашние обязанности в семье |
1 |
|
|
||
.
Что такое бюджет семьи. |
1 |
|
|
||
. Что такое бюджет семьи |
1 |
|
|
||
3 |
3.Товары
и услуги (12 часов):
|
Что такое «товар». |
2 |
|
|
Какие бывают товары. |
2 |
|
|
||
Где
можно |
2 |
|
|
||
Зачем нужна реклама.
|
2 |
|
|
||
Роль рекламы; |
2 |
|
|
||
Зачем нужны деньги. |
2 |
|
|
||
4 |
4.Деньги (11 часов |
Как появились деньги. |
1 |
|
|
Деньги и страны.
|
1 |
|
|
||
Где и как хранятся деньги.
|
1 |
|
|
||
Что такое источник дохода. |
1 |
|
|
||
Что такое «маркетинг». |
1 |
|
|
||
|
Обмен. |
1 |
|
|
|
Рынок. |
1 |
|
|
||
Торговля. |
1 |
|
|
||
Взаимоотношения продавца и покупателя. |
2 |
|
|
||
|
Конкуренция |
1 |
|
|
|
|
Всего: |
33 |
|
|
2класс
№ з |
Тема |
Количество часов |
Дата проведения |
||
план |
факт |
||||
1.Потребности (10часов.) |
|
|
|||
1–4 |
Потребности человека. |
4 |
|
||
5–8 |
Значение труда в удовлетворении потребностей |
4 |
|
||
9–10 |
Труд и удовлетворение потребностей |
2 |
|
||
2.Торговля(12часов) |
|
|
|||
11 |
Когда и где возникла торговля... |
1 |
|
|
|
12 |
Как и где производятся товары |
1 |
|
||
13 |
Какие бывают товары |
1 |
|
||
14 |
Почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле. |
1 |
|
||
15 |
Что такое «график». |
1 |
|
||
16 |
Какие бываю графики. |
1 |
|
||
17 |
Графики «доходов» и «расходов». |
1 |
|
|
|
18 |
История аренды. |
1 |
|
|
|
19 |
История денег. Деньги бумажные и металлические |
1 |
|
|
|
20 |
. Деньги России и мира |
1 |
|
|
|
21 |
. Почему каждый народ имеет свои деньги. Что изображено на деньгах. |
1 |
|
|
|
22 |
Защита денег от подделки. Банки. |
1 |
|
|
|
|
3. Занимательная экономика (12 часов):
|
|
|
|
|
23 |
Занимательная экономика. |
1 |
|
|
|
24 |
Занимательная экономика. |
1 |
|
|
|
25 |
Экономические ребусы и кроссворды. |
1 |
|
|
|
26 |
Экономические ребусы и кроссворды. |
1 |
|
|
|
27 |
Экономика и русский язык. |
1 |
|
|
|
28 |
Экономика и русский язык. |
1 |
|
|
|
29 |
Экономика и русский язык. |
1 |
|
|
|
30 |
Экономика и окружающий мир |
1 |
|
|
|
31 |
Экономика и окружающий мир |
1 |
|
|
|
32 |
Экономика и окружающий мир |
1 |
|
|
|
33 |
. Взаимодействие экономики с другими науками. |
1 |
|
|
|
34 |
Решаем задачи с экономическим содержанием |
1 |
|
|
|
|
Всего: |
34 |
|
|
|
3 класс
№
|
Раздел |
Тема |
Количество часов
|
Дата проведения
|
|
план |
факт |
||||
1
|
(3-ий год
обучения) |
Что такое экономическое развитие.
|
1
|
|
|
Акционерное общество, как оно создаётся |
2 |
|
|
||
Акция |
1 |
|
|
||
Ценные бумаги |
1 |
|
|
||
Понятие «кризиса». |
1 |
|
|
||
Почему происходит кризис в экономике |
2 |
|
|
||
Монополия и конкуренция. |
1 |
|
|
||
Роль правительства в экономике; |
2 |
|
|
||
2 |
|
Банки |
1 |
|
|
Ценные бумаги |
1 |
|
|
||
Виды вкладов |
1 |
|
|
||
Виды ценных бумаг (общие черты и отличия) |
2 |
|
|
||
История вкладов. |
1 |
|
|
||
Функции сберегательной книжки |
2 |
|
|
||
. Что такое «налоги». |
1 |
|
|
||
Кто собирает налоги. |
1 |
|
|
||
Куда идут налоги |
1 |
|
|
||
Виды налогов.. |
1 |
|
|
||
3 |
|
Торговля между странами |
2 |
|
|
Ввоз и вывоз товаров |
2 |
|
|
||
Таможня |
2 |
|
|
||
Экспорт |
2 |
|
|
||
Импорт; |
3 |
|
|
||
|
|
|
34 |
|
|
4класс
№ п/п |
Тема раздела |
Кол-во часов |
Тема урока |
Дата проведения |
||
план |
факт |
|||||
1 |
(4-ий
год обучения) |
1 |
Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся. |
|
||
2 |
|
1 |
Акции. Ценные бумаги. |
|
||
3 |
1 |
Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике |
|
|||
4 |
1 |
Монополия и конкуренция. |
|
|||
5 |
1 |
Роль правительства в экономике |
|
|||
6 |
1 |
Роль правительства в экономике |
|
|||
7 |
1 |
Реклама и качество товара. |
|
|||
8 |
1 |
Реклама и качество товара. |
|
|||
9 |
2.Банки. Ценные бумаги. Штрафы. (8
часов) |
1 |
Банки. |
|
||
10 |
1 |
Ценные бумаги |
|
|||
11 |
1 |
Виды вкладов |
|
|||
12 |
1 |
Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). |
|
|||
13 |
1 |
История вкладов. |
|
|||
14 |
1 |
Функции сберегательной книжки. |
|
|||
15 |
1 |
Виды штрафов |
|
|||
16 |
1 |
. Кто и когда платит штрафы. Кто взимает штрафы |
|
|||
17 |
3.Деловая этика (9 часов.).. |
1 |
Деловая этика. |
|
||
18 |
1 |
Этика и этикет |
|
|||
19 |
1 |
Почему надо соблюдать этику |
|
|||
20 |
1 |
Правила делового этикета |
|
|||
21 |
1 |
Правила делового этикета |
|
|||
22 |
1 |
Бизнес – этикет |
|
|||
23 |
1 |
Бизнес – этикет |
|
|||
24 |
1 |
История профессий. |
|
|||
25 |
. |
1 |
Торговля между странами. |
|
||
26 |
4.Международная торговля (9 часов) |
1 |
Ввоз и вывоз товаров |
|
||
27 |
1 |
Ввоз и вывоз товаров |
|
|||
28 |
1 |
Таможня |
|
|||
29 |
1 |
. Таможня. |
|
|||
30 |
1 |
Экспорт. |
|
|||
31 |
1 |
Импорт. |
|
|||
32 |
1 |
Экономические задачи на нахождение прибыли |
|
|||
33 |
1 |
Экономические задачи на нахождение прибыли. |
|
|||
34 |
1 |
Экономические задачи на нахождение прибыли. |
|
|||
Список рекомендуемой литературы
1. Антипова М.В. Метод кейсов: Методическое пособие. — Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011 — http://mpfmargtu. ucoz.ru/metod/metodicheskoe_posobie-1.pdf
2. Горяев А.,Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. — Российская экономическая школа, 2010. Электронная версия книги доступна на сайтах: www.nes.ru и www.azbukafinansov.ru 3. Зачем нужны страховые компании и страховые услуги? / Авторский коллектив под руководством Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр, 2010.
3. Как вести семейный бюджет: учеб. пособие / Н.Н. Думная, 55 О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр, 2010.
4. Карасев Д. Менялы. История банковского дела. Мир денег, март — апрель 2002 — http://www.mirdeneg.com/rus/mworld/archives/magazine/article/204/
5. Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном процессе — http://festival.1september.ru/articles/537420/
6. Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе http://www.hse.ru/data/2011/04/22/1210966029/22_2007
7. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: учебное пособие для 7–8 классов общеобразоват. учр./ Образовательная область «Технология». — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2002.
8. Чиркова Е.В. Финансовая пропаганда, или Голый инвестор. — М.: ООО «Кейс», 2010.
9. Экономика для 3–5 классов. Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос, ЛейнаСтилс, Мэри С. Сьютер / Пер. с англ. Т. Равичевой, под ред. С. Равичева. — М.: МЦЭБО, 2006.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.