Внеурочная деятельность по теме"Финансовая грамотность"

  • docx
  • 27.06.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала внеуроч.финансовая грам.docx

                                                                 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Аксубаевская средняяобщеобразовательнаяшкола№

Аксубаевского муниципального района РТ

 

 

«РАССМОТРЕНО»

на МО учителей

Протокол  №1

От               . 2021г---

Г.Р.Аюханова

«СОГЛАСОВАНО»

зам.дир. по УВР

____Ф.М.Фахрутдинова

«     «.        2021г.

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

___Э.Ф.Туктарова

приказ №       осн-

от          .2021г

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (1-4класс)

Социальное

 

 

 

 

 

                                                                                                                    Автор-составитель:

                                                                                                                                                            учитель начальных классов

                                                                                                                                      высшей    квалификационной категории

                                                                                                                                                                       Шуркина З.З

 

 

2021 – 2022 учебный год

пгт. Аксубаево,2021

                                                                         Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» составлена в соответствии с

 1).  Положением о порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ учебных  предметов (курсов) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  «Аксубаевская средняя общеобразовательная школа №2»   Аксубаевского муниципального района  Республики Татарстан  ( ФГОС НОО и ООО) (Приказ №         -осн. от             .20       г.).

2). Учебным  планом  МБОУ «Аксубаевская СОШ№2» (Приказ № 127 -осн. от 31.08.2021г.) и годовым календарным учебным графиком  МБОУ «Аксубаевская СОШ№2» , утвержденным  приказом № 127 -осн. от 31.08.2021 года,  на основе требований к содержанию и результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Аксубаевская СОШ №2», утвержденной приказом  №127-осн. от 31.08.2021года.

Цель:
Развитие экономического образа мышления, воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности, уважения к труду и предпринимательской деятельности.
Задачи:

- формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей;

- формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;

- формирование понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями;

- формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного инвестирования;

- формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения продуманности действий в будущем;

- обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек.

 

Преемственность и межпредметное взаимодействие:

Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является частью школьной программы сквозного экономического образования.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, и представления информации и публичных выступлений.
Место предмета: занятия по внеурочной деятельности проводятся 1 раз в

неделю по1часу; в 1м классе 33 часа в год, в последующих классах -34часа.

 

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности:

Освоение программы курса «Основы финансовой грамоты» направлено на достижение следующих результатов, соответствующих требованиям ФГОС НОО: ­
Личностные результаты:
· овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

· развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
· понимать цели своих действий;
· составлять простые планы с помощью учителя
· проявлять познавательную и творческую инициативу;
· оценивать правильность выполнения действий;
Познавательные.
Обучающийся научится:
· освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
· использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
· овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
· овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
· составлять текст в устной и письменной формах;
· слушать собеседника и вести диалог;
· признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
· излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
· договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

Основные формы контроля:
мониторинг (тестирование, анкетирование);
практикумы;
- творческие задания;
- проектная, исследовательская деятельность;
- конкурсы;
- деловые и ролевые игры;
- олимпиады

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Содержание курса внеурочной деятельности.

Темы планирования повторяются в каждом классе, но содержание программы расширяется и усложняется по годам обучения с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся .

(Первый год обучения)1.Введение в экономику (1 час): Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика;
2. Потребности (9 часов): Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности;
Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи.
3.Товары и услуги (12 часов): Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно
приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы;
4.Деньги (11 часов): Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода.
Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция;
(2-ой год обучения) 1.Потребности (10 часов): Потребности человека. Значение труда в удовлетворении потребностей. Труд и удовлетворение потребностей;
2. Торговля (12 часов): Когда и где возникла торговля. Как и где производятся товары. Какие бывают товары. Почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле.
Что такое «график». Какие бываю графики. Графики «доходов» и «расходов». История аренды.
История денег. Деньги бумажные и металлические. Деньги России и мира. Почему каждый народ имеет свои деньги. Что изображено на деньгах. Защита денег от подделки. Банки.
3. Занимательная экономика (12 часов): Занимательная экономика. Экономические ребусы и кроссворды. Экономика и русский язык. Экономика и окружающий мир. Взаимодействие экономики с другими науками;Решаем задачи с экономическим содержанием;

(3-ий год обучения)
1.Основы экономического развития (11 часов): Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике. Монополия и конкуренция. Роль правительства в экономике;
2.Банки. Ценные бумаги. Налоги (12 часов) Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История вкладов. Функции сберегательной книжки. Что такое «налоги». Кто собирает налоги. Куда идут налоги. Виды налогов.
3.Международная торговля (11 часов): Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт;

(4-ий год обучения)
1.Основы экономического развития (8 часов): Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике. Монополия и конкуренция. Роль правительства в экономике. Реклама и качество товара.
2.Банки. Ценные бумаги. Штрафы. (8 часов) Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История вкладов. Функции сберегательной книжки. Виды штрафов. Кто и когда платит штрафы. Кто взимает штрафы;
3.Деловая этика (9 часов): Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. Правила делового этикета. Бизнес – этикет. История профессий.
4.Международная торговля (9 часов): Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт. Экономические задачи на нахождение прибыли.


Тематическое планирование

(1-ый год обучения)

№ п/п

Разделы

Количество часов

теория

Практика

1

Введение в экономику

1

1

-

2

Потребности

9

5

4

3

Товары и услуги

12

6

6

4

Деньги

11

5

6

Итого:

33

17

16

 

 

 

 

 

 

(2-й год обучения)

№ п/п

Разделы

Количество часов

теория

Практика

1

Потребности

10

5

5

2

Торговля

12

6

6

3

Занимательная экономика

12

4

8

Итого:

34

15

19

 

 

 

 

(3-й год обучения)

 

№ п/п

Разделы

Количество часов

теория

Практика

1

Основы экономического развития

11

5

6

2

Банки. Ценные бумаги. Налоги

12

6

6

3

Международная торговля

11

5

6

Итого:

34

16

18

 

 

(4-й год обучения)

 

№ п/п

Разделы

Количество часов

теория

Практика

1

Основы экономического развития

8

4

4

2

Банки. Ценные бумаги. Штрафы

8

4

4

3

Деловая этика

9

4

5

4

Международная торговля

9

4

5

Итого:

34

16

18

 

Календарно-тематическое планирование

1класс

 

 

 

 

Раздел

 

Тема

 

Количество часов

 

Дата проведения

план

факт

1

 

 

 

 

(Первый год обучения)

1.Введение в экономику (2 часа)

 

 

 

 

 

Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика»

1

 

 

 

 

.Для чего нужна экономика;

1

 

 

2

 

2. Потребности (8 часов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Потребности. Что такое «потребность».

2

 

 

 Какие бывают потребности;

1

 

 

Домашнее хозяйство.

1

 

 

Распределение ролей в семье.

1

 

 

Домашние обязанности в семье

1

 

 

. Что такое бюджет семьи.

1

 

 

. Что такое бюджет семьи

1

 

 

3

3.Товары и услуги (12 часов):

 

 

 

 

 

 

 

 

Что такое «товар».

2

 

 

 Какие бывают товары.

2

 

 

Где можно
приобрести товары и услуги.

2

 

 

Зачем нужна реклама.

 

2

 

 

Роль рекламы;

2

 

 

 Зачем нужны деньги.

2

 

 

4

4.Деньги (11 часов

 Как появились деньги.

1

 

 

 Деньги и страны.

 

1

 

 

Где и как хранятся деньги.

 

1

 

 

Что такое источник дохода.

1

 

 

Что такое «маркетинг».

1

 

 

 

Обмен.

1

 

 

Рынок.

1

 

 

 Торговля.

1

 

 

Взаимоотношения продавца и покупателя.

2

 

 



Конкуренция

1

 

 

 

Всего:

33

 

 

 

 

2класс

з

Тема

Количество часов

Дата проведения

план

факт

1.Потребности (10часов.)

 

 

1–4

Потребности человека.

4

 

5–8

Значение труда в удовлетворении потребностей 

4

 

9–10

Труд и удовлетворение потребностей

2

 

2.Торговля(12часов)

 

 

11

Когда и где возникла торговля...

1

 

 

 12

Как и где производятся товары

1

 

13

Какие бывают товары                             

1

 

14

Почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле.

1

 

15

Что такое «график».

1

 

16

Какие бываю графики.

1

 

17

Графики «доходов» и «расходов».

1

 

 

18

История аренды.

1

 

 

19

История денег. Деньги бумажные и металлические

1

 

 

20

. Деньги России и мира

1

 

 

21

. Почему каждый народ имеет свои деньги. Что изображено на деньгах.

1

 

 

22

Защита денег от подделки. Банки.

1

 

 

 

3. Занимательная экономика (12 часов):

 

 

 

 

23

Занимательная экономика.

1

 

 

24

Занимательная экономика.

1

 

 

25

Экономические ребусы и кроссворды.

1

 

 

26

Экономические ребусы и кроссворды.

1

 

 

27

Экономика и русский язык.

1

 

 

28

Экономика и русский язык.

1

 

 

29

Экономика и русский язык.

1

 

 

30

Экономика и окружающий мир

1

 

 

31

Экономика и окружающий мир

1

 

 

32

Экономика и окружающий мир

1

 

 

33

. Взаимодействие экономики с другими науками.

1

 

 

34

Решаем задачи с экономическим содержанием

1

 

 

 

Всего:

34

 

 

 

                                                           3 класс

 

 

Раздел

 

Тема

Количество часов

 

Дата проведения

 

план

факт

1

 

 

 

 

 

 

(3-ий год обучения)
1.Основы экономического развития (11 часов):.

Что такое экономическое развитие.

 

1

 

 

 

 

 

Акционерное общество, как оно создаётся

2

 

 

Акция

1

 

 

Ценные бумаги

1

 

 

Понятие «кризиса».

1

 

 

Почему происходит кризис в экономике

2

 

 

Монополия и конкуренция.

1

 

 

Роль правительства в экономике;

2

 

 

2


2.Банки. Ценные бумаги. Налоги (12 часов...).

 Банки

1

 

 

Ценные бумаги

1

 

 

Виды вкладов

1

 

 

Виды ценных бумаг (общие черты и отличия)

2

 

 

История вкладов.

1

 

 

Функции сберегательной книжки

2

 

 

. Что такое «налоги».

1

 

 

Кто собирает налоги.

1

 

 

Куда идут налоги

1

 

 

 Виды налогов..

1

 

 

3


3.Международная торговля (11 часов):....

 

Торговля между странами

2

 

 

Ввоз и вывоз товаров

2

 

 

Таможня

2

 

 

Экспорт

2

 

 

Импорт;

3

 

 

 

 

 

34

 

 

 

4класс

 

п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Тема урока

Дата проведения

план

факт

1

(4-ий год обучения)
1.Основы экономического развития (8 часов):...

1

Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся.

 

2




1

Акции. Ценные бумаги.

 

3

1

Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике

 

4

1

Монополия и конкуренция.

 

5

1

Роль правительства в экономике

 

6

1

Роль правительства в экономике

 

7

1

Реклама и качество товара.

 

8

1

Реклама и качество товара.

 

9

2.Банки. Ценные бумаги. Штрафы. (8 часов)


1

Банки.

 

10

1

Ценные бумаги

 

11

1

Виды вкладов

 

12

1

Виды ценных бумаг (общие черты и отличия).

 

13

1

История вкладов.

 

14

1

Функции сберегательной книжки.

 

15

1

Виды штрафов

 

16

1

. Кто и когда платит штрафы. Кто взимает штрафы

 

17

3.Деловая этика (9 часов.)..

1

Деловая этика.

 

18

1

Этика и этикет

 

19

1

 Почему надо соблюдать этику

 

20

1

Правила делового этикета

 

21

1

Правила делового этикета

 

22

1

Бизнес – этикет

 

23

1

Бизнес – этикет

 

24

1

История профессий.

 

25

.

1

Торговля между странами.

 

26

4.Международная торговля (9 часов)

1

Ввоз и вывоз товаров

 

27

1

Ввоз и вывоз товаров

 

28

1

Таможня

 

29

1

. Таможня.

 

30

1

Экспорт.

 

31

1

Импорт.

 

32

1

Экономические задачи на нахождение прибыли

 

33

1

Экономические задачи на нахождение прибыли.

 

34

1

Экономические задачи на нахождение прибыли.

 

 

 

 

Список рекомендуемой литературы

1. Антипова М.В. Метод кейсов: Методическое пособие. — Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011 — http://mpfmargtu. ucoz.ru/metod/metodicheskoe_posobie-1.pdf

2. Горяев А.,Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. — Российская экономическая школа, 2010. Электронная версия книги доступна на сайтах: www.nes.ru и www.azbukafinansov.ru 3. Зачем нужны страховые компании и страховые услуги? / Авторский коллектив под руководством Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр, 2010.

3. Как вести семейный бюджет: учеб. пособие / Н.Н. Думная, 55 О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр, 2010.

4. Карасев Д. Менялы. История банковского дела. Мир денег, март — апрель 2002 — http://www.mirdeneg.com/rus/mworld/archives/magazine/article/204/

5. Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном процессе — http://festival.1september.ru/articles/537420/

6. Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе http://www.hse.ru/data/2011/04/22/1210966029/22_2007

7. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: учебное пособие для 7–8 классов общеобразоват. учр./ Образовательная область «Технология». — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2002.

8. Чиркова Е.В. Финансовая пропаганда, или Голый инвестор. — М.: ООО «Кейс», 2010.

9. Экономика для 3–5 классов. Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос, ЛейнаСтилс, Мэри С. Сьютер / Пер. с англ. Т. Равичевой, под ред. С. Равичева. — М.: МЦЭБО, 2006.