Внеурочная деятельность по теме"Финансовая грамотность"
Оценка 4.6

Внеурочная деятельность по теме"Финансовая грамотность"

Оценка 4.6
docx
27.06.2022
Внеурочная деятельность по теме"Финансовая грамотность"
внеуроч.финансовая грам.docx

                                                                 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Аксубаевская средняяобщеобразовательнаяшкола№

Аксубаевского муниципального района РТ

 

 

«РАССМОТРЕНО»

на МО учителей

Протокол  №1

От               . 2021г---

Г.Р.Аюханова

«СОГЛАСОВАНО»

зам.дир. по УВР

____Ф.М.Фахрутдинова

«     «.        2021г.

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

___Э.Ф.Туктарова

приказ №       осн-

от          .2021г

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (1-4класс)

Социальное

 

 

 

 

 

                                                                                                                    Автор-составитель:

                                                                                                                                                            учитель начальных классов

                                                                                                                                      высшей    квалификационной категории

                                                                                                                                                                       Шуркина З.З

 

 

2021 – 2022 учебный год

пгт. Аксубаево,2021

                                                                         Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» составлена в соответствии с

 1).  Положением о порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ учебных  предметов (курсов) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  «Аксубаевская средняя общеобразовательная школа №2»   Аксубаевского муниципального района  Республики Татарстан  ( ФГОС НОО и ООО) (Приказ №         -осн. от             .20       г.).

2). Учебным  планом  МБОУ «Аксубаевская СОШ№2» (Приказ № 127 -осн. от 31.08.2021г.) и годовым календарным учебным графиком  МБОУ «Аксубаевская СОШ№2» , утвержденным  приказом № 127 -осн. от 31.08.2021 года,  на основе требований к содержанию и результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Аксубаевская СОШ №2», утвержденной приказом  №127-осн. от 31.08.2021года.

Цель:
Развитие экономического образа мышления, воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности, уважения к труду и предпринимательской деятельности.
Задачи:

- формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей;

- формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;

- формирование понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями;

- формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного инвестирования;

- формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения продуманности действий в будущем;

- обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек.

 

Преемственность и межпредметное взаимодействие:

Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является частью школьной программы сквозного экономического образования.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, и представления информации и публичных выступлений.
Место предмета: занятия по внеурочной деятельности проводятся 1 раз в

неделю по1часу; в 1м классе 33 часа в год, в последующих классах -34часа.

 

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности:

Освоение программы курса «Основы финансовой грамоты» направлено на достижение следующих результатов, соответствующих требованиям ФГОС НОО: ­
Личностные результаты:
· овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

· развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
· понимать цели своих действий;
· составлять простые планы с помощью учителя
· проявлять познавательную и творческую инициативу;
· оценивать правильность выполнения действий;
Познавательные.
Обучающийся научится:
· освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
· использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
· овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
· овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
· составлять текст в устной и письменной формах;
· слушать собеседника и вести диалог;
· признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
· излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
· договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

Основные формы контроля:
мониторинг (тестирование, анкетирование);
практикумы;
- творческие задания;
- проектная, исследовательская деятельность;
- конкурсы;
- деловые и ролевые игры;
- олимпиады

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Содержание курса внеурочной деятельности.

Темы планирования повторяются в каждом классе, но содержание программы расширяется и усложняется по годам обучения с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся .

(Первый год обучения)1.Введение в экономику (1 час): Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика;
2. Потребности (9 часов): Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности;
Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи.
3.Товары и услуги (12 часов): Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно
приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы;
4.Деньги (11 часов): Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода.
Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция;
(2-ой год обучения) 1.Потребности (10 часов): Потребности человека. Значение труда в удовлетворении потребностей. Труд и удовлетворение потребностей;
2. Торговля (12 часов): Когда и где возникла торговля. Как и где производятся товары. Какие бывают товары. Почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле.
Что такое «график». Какие бываю графики. Графики «доходов» и «расходов». История аренды.
История денег. Деньги бумажные и металлические. Деньги России и мира. Почему каждый народ имеет свои деньги. Что изображено на деньгах. Защита денег от подделки. Банки.
3. Занимательная экономика (12 часов): Занимательная экономика. Экономические ребусы и кроссворды. Экономика и русский язык. Экономика и окружающий мир. Взаимодействие экономики с другими науками;Решаем задачи с экономическим содержанием;

(3-ий год обучения)
1.Основы экономического развития (11 часов): Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике. Монополия и конкуренция. Роль правительства в экономике;
2.Банки. Ценные бумаги. Налоги (12 часов) Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История вкладов. Функции сберегательной книжки. Что такое «налоги». Кто собирает налоги. Куда идут налоги. Виды налогов.
3.Международная торговля (11 часов): Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт;

(4-ий год обучения)
1.Основы экономического развития (8 часов): Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике. Монополия и конкуренция. Роль правительства в экономике. Реклама и качество товара.
2.Банки. Ценные бумаги. Штрафы. (8 часов) Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История вкладов. Функции сберегательной книжки. Виды штрафов. Кто и когда платит штрафы. Кто взимает штрафы;
3.Деловая этика (9 часов): Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. Правила делового этикета. Бизнес – этикет. История профессий.
4.Международная торговля (9 часов): Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт. Экономические задачи на нахождение прибыли.


Тематическое планирование

(1-ый год обучения)

№ п/п

Разделы

Количество часов

теория

Практика

1

Введение в экономику

1

1

-

2

Потребности

9

5

4

3

Товары и услуги

12

6

6

4

Деньги

11

5

6

Итого:

33

17

16

 

 

 

 

 

 

(2-й год обучения)

№ п/п

Разделы

Количество часов

теория

Практика

1

Потребности

10

5

5

2

Торговля

12

6

6

3

Занимательная экономика

12

4

8

Итого:

34

15

19

 

 

 

 

(3-й год обучения)

 

№ п/п

Разделы

Количество часов

теория

Практика

1

Основы экономического развития

11

5

6

2

Банки. Ценные бумаги. Налоги

12

6

6

3

Международная торговля

11

5

6

Итого:

34

16

18

 

 

(4-й год обучения)

 

№ п/п

Разделы

Количество часов

теория

Практика

1

Основы экономического развития

8

4

4

2

Банки. Ценные бумаги. Штрафы

8

4

4

3

Деловая этика

9

4

5

4

Международная торговля

9

4

5

Итого:

34

16

18

 

Календарно-тематическое планирование

1класс

 

 

 

 

Раздел

 

Тема

 

Количество часов

 

Дата проведения

план

факт

1

 

 

 

 

(Первый год обучения)

1.Введение в экономику (2 часа)

 

 

 

 

 

Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика»

1

 

 

 

 

.Для чего нужна экономика;

1

 

 

2

 

2. Потребности (8 часов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Потребности. Что такое «потребность».

2

 

 

 Какие бывают потребности;

1

 

 

Домашнее хозяйство.

1

 

 

Распределение ролей в семье.

1

 

 

Домашние обязанности в семье

1

 

 

. Что такое бюджет семьи.

1

 

 

. Что такое бюджет семьи

1

 

 

3

3.Товары и услуги (12 часов):

 

 

 

 

 

 

 

 

Что такое «товар».

2

 

 

 Какие бывают товары.

2

 

 

Где можно
приобрести товары и услуги.

2

 

 

Зачем нужна реклама.

 

2

 

 

Роль рекламы;

2

 

 

 Зачем нужны деньги.

2

 

 

4

4.Деньги (11 часов

 Как появились деньги.

1

 

 

 Деньги и страны.

 

1

 

 

Где и как хранятся деньги.

 

1

 

 

Что такое источник дохода.

1

 

 

Что такое «маркетинг».

1

 

 

 

Обмен.

1

 

 

Рынок.

1

 

 

 Торговля.

1

 

 

Взаимоотношения продавца и покупателя.

2

 

 



Конкуренция

1

 

 

 

Всего:

33

 

 

 

 

2класс

з

Тема

Количество часов

Дата проведения

план

факт

1.Потребности (10часов.)

 

 

1–4

Потребности человека.

4

 

5–8

Значение труда в удовлетворении потребностей 

4

 

9–10

Труд и удовлетворение потребностей

2

 

2.Торговля(12часов)

 

 

11

Когда и где возникла торговля...

1

 

 

 12

Как и где производятся товары

1

 

13

Какие бывают товары                             

1

 

14

Почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле.

1

 

15

Что такое «график».

1

 

16

Какие бываю графики.

1

 

17

Графики «доходов» и «расходов».

1

 

 

18

История аренды.

1

 

 

19

История денег. Деньги бумажные и металлические

1

 

 

20

. Деньги России и мира

1

 

 

21

. Почему каждый народ имеет свои деньги. Что изображено на деньгах.

1

 

 

22

Защита денег от подделки. Банки.

1

 

 

 

3. Занимательная экономика (12 часов):

 

 

 

 

23

Занимательная экономика.

1

 

 

24

Занимательная экономика.

1

 

 

25

Экономические ребусы и кроссворды.

1

 

 

26

Экономические ребусы и кроссворды.

1

 

 

27

Экономика и русский язык.

1

 

 

28

Экономика и русский язык.

1

 

 

29

Экономика и русский язык.

1

 

 

30

Экономика и окружающий мир

1

 

 

31

Экономика и окружающий мир

1

 

 

32

Экономика и окружающий мир

1

 

 

33

. Взаимодействие экономики с другими науками.

1

 

 

34

Решаем задачи с экономическим содержанием

1

 

 

 

Всего:

34

 

 

 

                                                           3 класс

 

 

Раздел

 

Тема

Количество часов

 

Дата проведения

 

план

факт

1

 

 

 

 

 

 

(3-ий год обучения)
1.Основы экономического развития (11 часов):.

Что такое экономическое развитие.

 

1

 

 

 

 

 

Акционерное общество, как оно создаётся

2

 

 

Акция

1

 

 

Ценные бумаги

1

 

 

Понятие «кризиса».

1

 

 

Почему происходит кризис в экономике

2

 

 

Монополия и конкуренция.

1

 

 

Роль правительства в экономике;

2

 

 

2


2.Банки. Ценные бумаги. Налоги (12 часов...).

 Банки

1

 

 

Ценные бумаги

1

 

 

Виды вкладов

1

 

 

Виды ценных бумаг (общие черты и отличия)

2

 

 

История вкладов.

1

 

 

Функции сберегательной книжки

2

 

 

. Что такое «налоги».

1

 

 

Кто собирает налоги.

1

 

 

Куда идут налоги

1

 

 

 Виды налогов..

1

 

 

3


3.Международная торговля (11 часов):....

 

Торговля между странами

2

 

 

Ввоз и вывоз товаров

2

 

 

Таможня

2

 

 

Экспорт

2

 

 

Импорт;

3

 

 

 

 

 

34

 

 

 

4класс

 

п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Тема урока

Дата проведения

план

факт

1

(4-ий год обучения)
1.Основы экономического развития (8 часов):...

1

Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся.

 

2




1

Акции. Ценные бумаги.

 

3

1

Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике

 

4

1

Монополия и конкуренция.

 

5

1

Роль правительства в экономике

 

6

1

Роль правительства в экономике

 

7

1

Реклама и качество товара.

 

8

1

Реклама и качество товара.

 

9

2.Банки. Ценные бумаги. Штрафы. (8 часов)


1

Банки.

 

10

1

Ценные бумаги

 

11

1

Виды вкладов

 

12

1

Виды ценных бумаг (общие черты и отличия).

 

13

1

История вкладов.

 

14

1

Функции сберегательной книжки.

 

15

1

Виды штрафов

 

16

1

. Кто и когда платит штрафы. Кто взимает штрафы

 

17

3.Деловая этика (9 часов.)..

1

Деловая этика.

 

18

1

Этика и этикет

 

19

1

 Почему надо соблюдать этику

 

20

1

Правила делового этикета

 

21

1

Правила делового этикета

 

22

1

Бизнес – этикет

 

23

1

Бизнес – этикет

 

24

1

История профессий.

 

25

.

1

Торговля между странами.

 

26

4.Международная торговля (9 часов)

1

Ввоз и вывоз товаров

 

27

1

Ввоз и вывоз товаров

 

28

1

Таможня

 

29

1

. Таможня.

 

30

1

Экспорт.

 

31

1

Импорт.

 

32

1

Экономические задачи на нахождение прибыли

 

33

1

Экономические задачи на нахождение прибыли.

 

34

1

Экономические задачи на нахождение прибыли.

 

 

 

 

Список рекомендуемой литературы

1. Антипова М.В. Метод кейсов: Методическое пособие. — Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011 — http://mpfmargtu. ucoz.ru/metod/metodicheskoe_posobie-1.pdf

2. Горяев А.,Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. — Российская экономическая школа, 2010. Электронная версия книги доступна на сайтах: www.nes.ru и www.azbukafinansov.ru 3. Зачем нужны страховые компании и страховые услуги? / Авторский коллектив под руководством Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр, 2010.

3. Как вести семейный бюджет: учеб. пособие / Н.Н. Думная, 55 О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр, 2010.

4. Карасев Д. Менялы. История банковского дела. Мир денег, март — апрель 2002 — http://www.mirdeneg.com/rus/mworld/archives/magazine/article/204/

5. Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном процессе — http://festival.1september.ru/articles/537420/

6. Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе http://www.hse.ru/data/2011/04/22/1210966029/22_2007

7. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: учебное пособие для 7–8 классов общеобразоват. учр./ Образовательная область «Технология». — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2002.

8. Чиркова Е.В. Финансовая пропаганда, или Голый инвестор. — М.: ООО «Кейс», 2010.

9. Экономика для 3–5 классов. Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос, ЛейнаСтилс, Мэри С. Сьютер / Пер. с англ. Т. Равичевой, под ред. С. Равичева. — М.: МЦЭБО, 2006.

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Аксубаевская средняяобщеобразовательнаяшкола№ 2»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Аксубаевская средняяобщеобразовательнаяшкола№ 2»

Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» составлена в соответствии с 1)

Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» составлена в соответствии с 1)

Преемственность и межпредметное взаимодействие:

Преемственность и межпредметное взаимодействие:

Коммуникативные. Обучающийся научится: · составлять текст в устной и письменной формах; · слушать собеседника и вести диалог; · признавать возможность существования различных точек зрения и…

Коммуникативные. Обучающийся научится: · составлять текст в устной и письменной формах; · слушать собеседника и вести диалог; · признавать возможность существования различных точек зрения и…

Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание курса внеурочной деятельности

Ценные бумаги. Понятие «кризиса»

Ценные бумаги. Понятие «кризиса»

Разделы Количество часов теория

Разделы Количество часов теория

Разделы Количество часов теория

Разделы Количество часов теория

Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика» 1

Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика» 1

Деньги (11 часов Как появились деньги

Деньги (11 часов Как появились деньги

Потребности человека . 4 5–8

Потребности человека . 4 5–8

Занимательная экономика (12 часов): 23

Занимательная экономика (12 часов): 23

Основы экономического развития (11 часов):

Основы экономического развития (11 часов):

Международная торговля (11 часов):

Международная торговля (11 часов):

Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике 4 1

Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике 4 1

Функции сберегательной книжки. 15 1

Функции сберегательной книжки. 15 1

Международная торговля (9 часов) 1

Международная торговля (9 часов) 1

Горяев А.,Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников

Горяев А.,Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.06.2022