Программа спортивно-оздоровительного направления «Волейбол» во внеурочной деятельности для учащихся основной классов, соотносящаяся с Государственным стандартом и концепцией образования, по своему содержательному наполнению ориентируется на укрепление здоровья школьников, целью, которой является:
- способствовать всестороннему физическому развитию;
- способствовать вовлечению учащихся в двигательную деятельность.
В соответствии с целями данной программы можно сформулировать три группы задач, направленных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.
Основные задачи:
1. Спортивно-оздоровительные задачи.
- Укрепление здоровья.
- Совершенствование физического развития.
2. Социальные задачи
- Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
- Участие в школьном самоуправлении общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.
3. Общекультурные задачи.
- Способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями.
- Умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок и отдыха.
4. Образовательные задачи.
- Обучение основам техники и тактики игры волейбол.
- Развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;
- Формирование у занимающихся необходимых теоретических знаний в области физической культуры для самостоятельного использования их в повседневной жизни.
5. Воспитательные задачи.
- Формирование у занимающихся устойчивого интереса к занятиям волейболом.
- Воспитание моральных и волевых качеств.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Волейбол - один из наиболее массовых и любимых видов спорта у нас в стране. Занятия волейболом улучшают работу сердечно - сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению периферического зрения, ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретенными навыками. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений.
Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:
В коллектив принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Программа рассчитана на детей и подростков от 9 до 15 лет.
Сроки реализации программы год:
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.
Количество часов в год 35 ч.
Формы и режим занятий:
Наполняемость учебной группы по годам обучения:
Группа комплектуется в количестве не менее 15 человек.
Форма организации детей на занятии: групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, в парах, подгрупповая
Форма проведения занятий: практическая, комбинированная, соревновательная.
Программа «Волейбол» направлена на реализацию следующих принципов:
- принцип модификации, основанный на выборе средств, методов и форм организации занятий, учитывающих возрастно - половые и индивидуальные особенности детей.
-принцип сознательности и активности, основанный на формирование у детей осмысленного отношения к выполнению поставленных задач.
-принцип доступности, основанный на индивидуальном подходе к ученикам, который создает благоприятные условия для развития личностных способностей.
- принцип последовательности обеспечивает перевод двигательного умения в двигательный навык
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 9 класса.
Данная программа относится к спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности «Волейбол» рассчитана на 35 учебных часов, обучение один год: 9 класс – 35 часов (1 час в неделю).
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Освоение курса «волейбол » вносит существенный вклад в достижение личностных результатов среднего образования. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
У выпускника будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
– учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
– способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
– развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
– установка на здоровый образ жизни;
– эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживания им.
Выпускник получит возможность для формирования:
– внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний;
– адекватного понимания дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
– установка на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
Метапредметные результаты освоения учебного предмета по волейболу
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.
Раздел «Регулятивные универсальные учебные действия»
Выпускник научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
– планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
– учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять итоговый контроль по результату;
– адекватно воспринимать оценку учителя;
– различать способ и результат действия;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
Выпускник получит возможность научиться:
– адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок;
– выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,
– устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
– соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
– активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта;
– концентрация воли для преодоления физических препятствий;
Раздел «Познавательные универсальные учебные действия»
Выпускник научится:
– осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– устанавливать причинно – следственные связи;
Раздел «Коммуникативные универсальные учебные действия»
Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе, использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.
Выпускник научится:
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приводить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
– контролировать действия партнеров;
– использовать речь для регуляции своего действия;
Выпускник получит возможность научиться:
– слушать собеседника;
– определять общую цель и пути ее достижения;
– осуществлять взаимный контроль,
– адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
– оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
– аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности,
– прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения
– разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
– координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п |
Наименование (темы) раздела |
Кол-во часов
|
Содержания |
Формы организации |
Виды деятельности |
9 класс |
|||||
1 |
Теоретические сведения
|
в процессе занятий |
Правила поведения и ТБ на занятиях по волейболу. Последовательность обучения волейболистов. Становление волейбола как вида спорта. Общие основы волейбола. Правила игры и методика судейства соревнований. Упрощенные правила игры. Действующие правила игры. Сведения о строении и функциях организма человека. Гигиена, врачебный контроль на занятиях волейболом. Основы техники игры и техническая подготовка. Основы тактики игры и тактическая подготовка.
|
Групповые и индивидуальные |
Беседы, экскурсии, просмотр видеоматериалов. |
2 |
Общефизическая подготовка |
6 |
Подвижные игры ОРУ Бег Прыжки Метания Акробатические упражнения
|
Групповые и индивидуальные |
сдача контрольных нормативов, мониторинги, самостоятельная подготовка, практические работы. |
3 |
Специальная физическая подготовка |
6 |
Упражнения для развития прыгучести. Координация движений. Специальная выносливость. Упражнения силовой подготовки. Подбор упражнений, составление комплексов упражнений для развития быстроты перемещений для защиты и нападения. Подбор упражнений для развития взрывной силы; Подбор упражнений для воспитания быстроты ответных действий.
|
Групповые и индивидуальные |
Просмотр видеоматериалов, мониторинги, контрольные тестирования, самостоятельная подготовка, практические работы. |
4 |
Техническая подготовка |
8 |
Техника выполнения нижнего приема Техника выполнения верхнего приема. Техника выполнения нижней прямой подачи. Техника выполнения верхней прямой подачи. Техника выполнения нижней боковой подачи. Техника выполнения навесной передачи к нападающему удару. Техника выполнения нападающего удара. Техника блокирования. |
Групповые и индивидуальные |
Просмотр видеоматериалов, товарищеские встречи, сдача контрольных нормативов, мониторинги, самостоятельная подготовка, практические работы. |
5 |
Тактическая подготовка |
3 |
Обучение и совершенствование индивидуальных действий. Обучение групповым взаимодействиям. Обучение технике Обучение и совершенствование индивидуальных действий передаче в прыжке.
|
Групповые и индивидуальные |
Просмотр видеоматериалов, соревнования, самостоятельная подготовка, практические работы. |
6 |
Игровая подготовка |
10 |
Основы взаимодействия игроков во время игры. Понятие развития игровой комбинации. Понятие: оборонительная, наступательная игра. Правила безопасного ведения двусторонней игры. Использование элементов передачи, приема, подачи и нападающих ударов во время командной игры в волейбол. Тактика игры в нападении. Тактика игры в защите. |
Групповые и индивидуальные |
Соревнования, товарищеские встречи, практические работы. |
7 |
Контрольные и календарные игры |
2 |
Двухсторонние контрольные игры по правилам волейбола. - Товарищеские игры с командами соседних школ. - Итоговые контрольные игры. |
Групповые и индивидуальные |
Соревнования, товарищеские встречи, сдача контрольных нормативов, мониторинги, самостоятельная подготовка, практические работы. |
|
Итого |
35 |
|
|
|
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Оборудование |
|||||
План. |
Факт. |
|||||||
I- четверть ( 8 ч.) |
||||||||
1 |
07.09 |
|
Инструкция по ТБ при проведении занятий по волейболу. Обучение стойки и перемещения игрока. |
Волейбольные, баскетбольные и набивные мячи, сетка, свисток. |
||||
2 |
14.09 |
|
Стойка и перемещения игрока. Обучение передачи мяча сверху двумя руками в парах. Двусторонняя игра волейбол. |
Волейбольные, баскетбольные и набивные мячи, сетка, свисток. |
||||
3 |
21.09 |
|
Закрепление передачи мяча двумя руками сверху. Игра волейбол. |
Волейбольные, баскетбольные и набивные мячи, сетка, свисток. |
||||
4 |
28.09 |
|
Совершенствование передачи мяча двумя руками сверху. Игра волейбол. |
Волейбольные, баскетбольные и набивные мячи, сетка, свисток. |
||||
5 |
05.10 |
|
Обучение приема и передачи мяча над собой. Игра волейбол. |
Волейбольные, баскетбольные и набивные мячи, сетка, свисток. |
||||
6 |
12.10 |
|
Закрепление приема и передачи над собой. Контроль- техника выполнения передачи сверху. |
Волейбольные, баскетбольные и набивные мячи, сетка, свисток. |
||||
7 |
19.10 |
|
Обучение приема и передачи мяча снизу в парах. Игра волейбол. |
Волейбольные, баскетбольные и набивные мячи, сетка, свисток. |
||||
8 |
26.10 |
|
Закрепление приема и передачи мяча снизу в парах. Игра волейбол. |
Волейбольные, баскетбольные и набивные мячи, сетка, свисток. |
||||
II- четверть ( 8 ч.) |
||||||||
9 |
09.11 |
|
Передачи мяча двумя руками через сетку. Контроль - прием мяча снизу перед собой |
Волейбольные, баскетбольные и набивные мячи, сетка, свисток. |
||||
10 |
16.11 |
|
Обучение нижней прямой подачи. Двусторонняя игра волейбол |
Волейбольные, баскетбольные и набивные мячи, сетка, свисток. |
||||
11 |
23.11 |
|
Закрепление нижней прямой подачи. Двусторонняя игра волейбол |
Волейбольные, баскетбольные и набивные мячи, сетка, свисток. |
||||
12 |
30.11 |
|
Совершенствование нижней прямой подачи. Двусторонняя игра волейбол |
Волейбольные, баскетбольные и набивные мячи, сетка, свисток. |
||||
13 |
07.12 |
|
Обучение верней прямой подачи. Двусторонняя игра волейбол |
Волейбольные, баскетбольные и набивные мячи, сетка, свисток. |
||||
14 |
14.12 |
|
Закрепление верхней прямой подачи. Двусторонняя игра волейбол |
Волейбольные, баскетбольные и набивные мячи, сетка, свисток. |
||||
15 |
21.12 |
|
Совершенствование верхней прямой подачи. Двусторонняя игра волейбол |
Волейбольные, баскетбольные и набивные мячи, сетка, свисток. |
||||
16 |
28.12 |
|
Совершенствование верхней прямой подачи. Двусторонняя игра волейбол |
Волейбольные, баскетбольные и набивные мячи, сетка, свисток. |
||||
III – четверть (10ч.)
|
||||||||
17 |
18.01 |
|
Повторение изученных элементов. Контроль – подачи мяча |
Волейбольные, баскетбольные и набивные мячи, сетка, свисток. |
||||
18 |
25.01 |
|
Повторение изученных элементов. Двусторонняя игра волейбол |
Волейбольные, баскетбольные и набивные мячи, сетка, свисток. |
||||
19 |
01.02 |
|
Упражнения для развития прыгучести. Двусторонняя игра волейбол |
Волейбольные, баскетбольные и набивные мячи, сетка, свисток. |
||||
20 |
08.02 |
|
Упражнения силовой подготовки Двусторонняя игра волейбол |
Волейбольные, баскетбольные и набивные мячи, сетка, свисток. |
||||
21 |
15.02 |
|
Обучение техники нападающего удара. Двусторонняя игра волейбол. |
Волейбольные, баскетбольные и набивные мячи, сетка, свисток. |
||||
22 |
22.02 |
|
Закрепление нападающего удара. Двусторонняя игра волейбол. |
Волейбольные, баскетбольные и набивные мячи, сетка, свисток. |
||||
23 |
29.02 |
|
Совершенствование нападающего удара из зон 2,4,6. Двусторонняя игра волейбол |
Волейбольные, баскетбольные и набивные мячи, сетка, свисток. |
||||
24 |
07.03 |
|
Совершенствование технико-тактическим действиям нападающего игрока (блок-аут). Двусторонняя игра волейбол |
Волейбольные, баскетбольные и набивные мячи, сетка, свисток. |
||||
25 |
14.03 |
|
Обучения отвлекающим действиям при нападающем ударе. Контроль – нападающий удар.
|
Волейбольные, баскетбольные и набивные мячи, сетка, свисток. |
||||
26 |
21.03 |
|
Обучение переключению внимания и переходу от действий защиты к действиям в атаке (и наоборот). |
Волейбольные, баскетбольные и набивные мячи, сетка, свисток. |
||||
|
IV – четверть (9ч.) |
|||||||
27 |
04.04 |
|
- Обучение групповым действиям в нападении через выходящего игрока задней линии |
Волейбольные, баскетбольные и набивные мячи, сетка, свисток. |
||||
28 |
11.04 |
|
Изучение слабых нападающих ударов с имитацией сильных (обманные нападающие удары).
|
Волейбольные, баскетбольные и набивные мячи, сетка, свисток. |
||||
29 |
18.04 |
|
Отвлекающие действия при вторых передачах. Упражнения на расслабления и растяжения.
|
Волейбольные, баскетбольные и набивные мячи, сетка, свисток. |
||||
30 |
25.04 |
|
Блокирование одиночное и групповое Двусторонняя игра волейбол |
Волейбольные, баскетбольные и набивные мячи, сетка, свисток. |
||||
31 |
02.05 |
|
Повторение изученных элементов. Двусторонняя игра волейбол |
Волейбольные, баскетбольные и набивные мячи, сетка, свисток. |
||||
32 |
02.05 |
|
Повторение изученных элементов. Двусторонняя игра волейбол |
Волейбольные, баскетбольные и набивные мячи, сетка, свисток. |
||||
33 |
16.05 |
|
Повторение изученных элементов. Двусторонняя игра волейбол |
Волейбольные, баскетбольные и набивные мячи, сетка, свисток. |
||||
34 |
23.05 |
|
Повторение изученных элементов. Двусторонняя игра волейбол |
Волейбольные, баскетбольные и набивные мячи, сетка, свисток. |
||||
35 |
30.05 |
|
Повторение изученных элементов. Двусторонняя игра волейбол |
Волейбольные, баскетбольные и набивные мячи, сетка, свисток. |
||||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.