ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«Северодонецкая средняя школа № 15»
РАССМОТРЕНО Методическим объединением Руководитель МО ______
Протокол №______
от «__» ______2025 г.
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР
_______
«__» _______2025 г.
|
УТВЕРЖДЕНО Директор
_______
Приказ № ______
от «___» ______ 2025 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
Кружок «Час с психологом»
для обучающихся 10-11 классов
2024-2025 учебный год
(сроки реализации)
Составитель:
Дроздов Артем Евгеньевич
Педагог - психолог
г. Северодонецк 2025 г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
1. Федерального закона об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
3. Программа Хухлаевой О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе - 3-е изд. - М.: Генезис, 2008.
4. Программа Хухлаевой О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе . - 3-е изд. - М.: Генезис, 2005.
5. Программа А.В. Микляевой («Я - подросток»), 2011.
2. Актуальность:
Подростковый период — важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Особенно трудно подростку, когда на его собственное кризисное состояние накладывается кризис общества в целом: экономический, ценностный. Тем более что, как правило, этому сопутствует и кризис семьи. Именно в таких условиях находится большинство современных российских подростков. Подростки с особой остротой переживают свое взросление, заявляя об этом через агрессию, непослушание, алкоголь, трудности в обучении или какими- то иными способами. Поэтому так важно, чтобы у подростков была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить некоторые знания о себе. Групповые психологические занятия необходимы современным подросткам, обучающимся в учебных заведениях различного профиля.
Основной задачей данной программы занятий по психологии является формирование навыков саморегуляции. Опыт, который дети приобретут в результате данного курса занятий, поможет им научиться справляться со стрессом, прогнозировать результаты своего поведения, конструктивно взаимодействовать с окружающими.
Рабочая программа разработана на основе программы формирования психологического здоровья средних школьников «Тропинка к своему Я» к.п.н. Хухлаевой О.В. (Москва, 2011).
Для подростков 15 лет важными являются динамические изменения статусов в группе сверстников; возникновение тенденции к экстремальному
поведению, вызванному попыткой определить границы своего Я, как физического, так и психического.
Подростки 15-17 лет, переживают один из самых трудных этапов «трудного» возраста. Главное приобретение этого периода — «чувство взрослости», которое окрашивает всю жизнь подростка: хочется реального участия в реальной жизни, большей самостоятельности, при этом раздражает отношение к себе, как к ребенку, контроль со стороны взрослых становится особенно неприятным. Социальное окружение, значительно расширившееся к этому времени, включает в себя не только близких и понимающих людей, но, зачастую, и носителей не самых лучших образцов поведения и привычек. Не случайно именно 15-17-летние подростки часто приобщаются к наркотикам, вовлекаются в правонарушения. Осмысление себя в широком социуме, своего «Я» среди огромного и не всегда дружественного «Они» — важная задача, которую должен решить подросток. Данная программа способствует приобретению опыта, наиболее важного для ответов на основные вопросы: каким меня видят другие, почему я испытываю смущение, что делать, чтоб меня услышали, что такое критическое мышление и ответственность, как сделать правильный выбор в трудной ситуации и т.д.
В 10-11 классе основными проблемами, которые важны для подростков в силу возрастных особенностей развития, выступают отношения с родителями, другими взрослыми и сверстниками, контроль собственной раздражительности, застенчивость и неуверенность в себе, пути решения конфликтов, формирование их понимания своего призвания, умения видеть смысл жизни, временным перспективам и эмоциональным привязанностям, профессиональному выбору и будущей семейной жизни.
Предлагаемая программа психологических занятий в средней общеобразовательной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья подростков. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой.
Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы, которая включает три основных компонента:
• аксиологический (связанный с сознанием);
• инструментально-технологический;
• потребностно-мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание подростком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у обучающихся потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.
Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной общеобразовательной программы среднего общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, развитию способностей.
3. Сроки реализации
Рабочая программа реализуется для обучающихся 10х-11х классов, по 1 часу в неделю – по 34 часа в год.
4. Цели рабочей программы:
1. Выявить готовность к профессионально-личностному самоопределению
2. Формирование и сохранение психологического здоровья школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни и социализации.
3. Предоставление возможности школьникам изучать свой внутренний
мир.
4. Формирование адекватной самооценки, снижению уровня тревожности, развитию позитивного образа собственного будущего.
5. Повышение компетентности учащихся (личностные, социальные, коммуникативные).
6. Развитие навыков преодоления типичных проблем подросткового возраста.
7. Развитие навыков прогнозирования своего поведения.
Задачи курса:
1 Формирование у школьников представлений о человекоцентрированной профессиональной деятельности.
2 Предоставление возможностей для получения опыта психологопедагогической и социально-педагогической деятельности.
3 Развитие у школьников навыков XXI века (в том числе склонностей и способностей к психолого-педагогической деятельности).
4 Способствовать успешной психологической адаптации учащихся к условиям обучения в основной школе.
5 Формировать адекватную установку в отношении школьных
трудностей -установку преодоления.
6 Мотивировать к самопознанию и познанию других людей.
7 Развивать самосознание, самопринятие.
8 Содействовать формированию эго-идентичности.
9 Способствовать актуализации индивидуальных взглядов, позиций, установок.
10 Учить анализировать свое поведение, свои поступки и поступки других.
11 Содействовать формированию самостоятельности как предпосылки умения принять ответственность за свою жизнь.
12 Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать свои чувства и чувства другого человека.
13 Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений и адаптации в социальной среде.
14 Прививать умение быть толерантными и терпимыми к недостаткам и особенностям других людей.
15 Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника. Учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
5. Планируемые результаты
Итогом работы по данной программе является сохранение психологического здоровья школьников, их успешная школьная адаптация и социализация: приобретение чувства уверенности в себе, стремление созидать и узнавать новое; приобретение навыков успешного взаимодействия с ровесниками и взрослыми. В результате обучающийся будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный жизненный путь будет более успешным и радостным.
Предметные результаты:
По окончании курса дети должны знать/понимать:
- сформированность представлений о психологических основах и механизмах педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса;
- нормы и правила, существующие в мире;
- основные понятия социальной психологии;
- основные понятия конфликтологии;
- важность эмоциональной сферы в жизни человека, соблюдение психогигиены эмоциональной жизни;
- важность положительного самоотношения, самопринятия, самопрограммирования;
- основные состояния человека и их поведенческие проявления;
- правила эффективного общения с окружающими;
- свои индивидуальные особенности (характер, темперамент, мотивы, интересы);
- важность профессионального и жизненного самоопределения. Личностные УУД:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- оценивать свои и чужие поступки, выбирать, как поступить, отвечать за свой выбор;
- осознавать важность саморазвития, использовать это знание в жизненных ситуациях;
- осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции;
- понимать чувства других людей;
- идти на взаимные уступки в разных ситуациях;
- осознавать свои эмоции, мысли, черты характера, адекватно выражать и контролировать их в общении.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы (курса и для решения жизненных задач) в различных источниках информации;
- анализировать свои и чужие поступки (действия, чувства; изменения в самом себе);
- обобщать (делать выводы, доказывать), устанавливать причинноследственные связи (поступков, ситуаций);
- обогатить представления о собственных ценностях, эмоциональном мире человека, их роли в жизни.
Регулятивные УУД:
- определять цель, проблему в учебной деятельности (на занятии);
- выдвигать версии в группе и индивидуально;
- определять цель, проблему в жизненно-практической деятельности, оценивать степень и способы достижения цели в жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки;
- планировать свою деятельность в учебной и жизненной ситуациях;
- прогнозировать последствия собственных и чужих поступков. Коммуникативные УУД:
- излагать свое собственное мнение и позицию с аргументами, фактами;
- понимать позицию другого (выраженную в явном и неявном виде: чувства, причины действий, поступков), корректировать свое мнение, достойно признавать его ошибочность;
- самостоятельно решать проблемы в общении с взрослыми и друзьями;
- преодолевать конфликты, толерантно относиться к другому человеку.
Метапеременные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
-умение анализировать;
-умение работать с текстом;
-развитие воображения;
-развитие внимания и памяти.
Представляется важным оценивать воздействие данных занятий на эмоциональное состояние обучающихся. Для отслеживания результатов, кроме наблюдения, целесообразно провести диагностическое исследование, направленное на изучение самоотношения, уровня самооценки, тревожности, стратегии поведения в конфликте, общительности, а также анкетирование или опрос учащихся, направленные на изучение удовлетворенности курсом.
6. Структура занятий:
Занятие состоит из нескольких частей и проводится с элементами психологического тренинга:
Вводная часть.
Цель вводной части занятий - настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками; включает в себя создание и обсуждение проблемной ситуации.
Основная (рабочая) часть.
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Она направлена на поиск решения проблемы. В неё входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие, коррекцию социально - личностной и частично познавательной сфер ребёнка, терапевтические метафоры.
Заключительная часть.
Основной целью этой части занятия является закрепление положительных эмоций от работы, обсуждение: основных моментов занятия, применения новых знаний.
Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме с элементами тренинга.
В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Полученная таким образом информация лучше запоминается. Содержание занятий носит вариативный характер и может быть изменено в зависимости от конкретных проблем детей.
Занятия помогают восстановить позитивную окрашенность отношений детей с окружающим миром. Ребёнок учится жить в ладу с собой и окружающим миром, важно принимать его таким, какой он есть, учитывать добровольное желание в выполнении игр и упражнений.
Календарно-тематическое планирование программы
по психологии
для 10-11 классов, 34 часа
№ п/п
|
Тема
|
Количество часов |
Дата Изучения ПЛАН |
Дата изучения ФАКТ |
Всего
|
||||
1 |
Введение в психологию |
1 |
|
|
2 |
Предмет, объект, методы Психологии как отрасли психологической науки. Взаимосвязь психологии с другими науками.
|
1 |
|
|
3 |
Житейская, научная психология. |
1 |
|
|
4 |
Способности и задатки, темперамент характер, воля, навыки, самооценка. |
1 |
|
|
5 |
Определение темперамента. Основные параметры нервной системы в определении темперамента человека |
1 |
|
|
6 |
Определение понятия конфликт. Классификация конфликтов. Участники конфликта. Конфликтное поведение. Способы разрешения конфликта. |
1 |
|
|
7 |
Роль психологии общения. Функция общения. Уровни общения. Этапы и виды общения. |
1 |
|
|
8 |
Темперамент, характер, способности, направленность, реализация свойств в социуме. |
1 |
|
|
9 |
Эмоциональные переживания, фон и мотивация сферы личности. |
1 |
|
|
10 |
Приемы внутренней регуляции состояния. |
1 |
|
|
11 |
Процессы возбуждения и торможения. |
1 |
|
|
12 |
Приемы саморегуляции. |
1 |
|
|
13 |
Язык. Управление человеком своим психическим состоянием. |
1 |
|
|
14 |
Эмоциональные процессы, выражающие отношение человека к его жизненной ситуации. |
1 |
|
|
15 |
Виды настроения. |
1 |
|
|
16 |
Кризисные состояния подростков, психоэмоциональные состояния. |
1 |
|
|
17 |
Реакция организма на воздействие различных неблагоприятных факторов, работа над ними. |
1 |
|
|
18 |
Что такое стресс? |
1 |
|
|
19 |
Способы восприятия информации. |
1 |
|
|
20 |
Способы переработки информации. |
1 |
|
|
21 |
15 методов эффективного управления временем. |
1 |
|
|
22 |
Индивидуальные особенности работы с информацией. |
1 |
|
|
23 |
Мотив и его функции. |
1 |
|
|
24 |
Внутриличностный конфликт, борьба мотивов. |
1 |
|
|
25 |
50 хороших привычек, чтобы изменить жизнь к лучшему! Идем от мечты к цели! |
1 |
|
|
26 |
Мотивация помощи и альтруистического поведения. |
1 |
|
|
27 |
Профориентация. Хочу и умею. |
1 |
|
|
28 |
Как объяснить формулу выбора профессии? Хочу, могу, надо! |
1 |
|
|
29 |
Моя профессия- мое будущее. Как выбрать профессию? |
1 |
|
|
30 |
Моя профессия — мое будущее. |
1 |
|
|
31 |
Что такое ответственность? Признаки ответственности. Почему ответственность – это важно. |
1 |
|
|
32 |
Роль невербальных средств в передаче информации. |
1 |
|
|
33 |
Механизмы межличностного восприятия |
1 |
|
|
34 |
Что такое манипулирование? Причины манипулирования. |
1 |
|
|
|
Итого: |
34 часа |
|
|
|
|
|
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение программы:
1. Мультимедийная техника (компьютер, проектор, экран);
2. Аудиозаписи
3. Видеозаписи
4. Наглядные материалы
Методические пособия для психолога:
1. Аудиовидеозаписи.
2. Методики изучения различных видов памяти, внимания, мышления.
3. Психологические тесты.
Литература:
1. Айзенк Р. Познай свои способности! М., 1992.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М., 1988.
3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1989.
4. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1988.
5. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. М.: Просвещение, 1991.
6. Журнал «Школьный психолог». №40, 2000 г.
7. Игры: обучение, тренинг, досуг // под ред. Петрусинского В.В. М.: Новая школа, 1994.
8. Как улучшить собственную память. Екатеринбург: Диамонт, 1992.
9. Коломинский Я.Л. Человек: психология. М.: Просвещение, 1987.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.