Внеурочная деятельность «Школьный Медиацентр», как средство формирования положительного имиджа образовательной организации
Кузьмина Маргарита Витальевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры предметных областей, Кировское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Кировской области» (kuzminamv@gmail.com).
Аннотация: Формирование и развитие открытого молодежного медиапространства является актуальным направлением в работе с медиа активными школьниками, которые создают и администрируют официальные школьные и молодежные видеоканалы, группы в социальных сетях, развивают социальные медиа, ответственно наполняют их интересным и содержательным контентом. Конкурсы, фестивали, форумы, образовательные проекты ежегодно проводятся в разных регионах для обучения молодежи, развития креативности в практической деятельности студий детского и юношеского медиатворчества.
Ключевые слова: медиаобразование, медиакультура, медиатворчество, молодёжное открытое медиапространство, информационное общество.
Современное молодое поколение с раннего детства активно пользуется многочисленными интернет ресурсами, отдавая предпочтение в поиске информации по разным вопросам именно интернету. Газеты, журналы, телевидение для школьников и молодежи не являются актуальными источниками информации, а возможность создавать свой медийный контент и размещать на авторских мультимедийных каналах интересующие их аудиовизуальные и текстовые материалы все больше привлекает активную творческую молодежь в медиацентры и медиаточки различных образовательных организаций.
Открытое молодежное медиапространство формируется школьниками и молодежью в процессе ответственного создания ими актуального авторского медиаконтента. Это видео, фото, тексты, инфографика, аудиоподкасты, интерактивные медиаматериалы, размещаемые на школьных и молодежных каналах, авторских сайтах и лонгридах, в группах социальных сетей, на официальных молодежных и школьных ресурсах.
В этом процессе очень важна роль педагога, наставника, способного поддержать школьников, начинающих разработчиков медиаресурсов, помочь в развитии их креативности и применении творческих способностей в медиацентрах и студиях детского и юношеского медиатворчества.
Школьный Медиацентр – это не только социальное и художественное творчество детей в форма внеурочной деятельности, но и актуальное средство формирования положительного имиджа образовательной организации.
Актуальный для современной молодежи проект по созданию в образовательных организациях медиацентров, студий школьного и молодежного телевидения разворачивается в разных регионах благодаря активности педагогов и даже их грантовой поддержке.
В частности, проект «Энтузиасты школьного ТВ» и программа поддержки школьного телевидения в Петрозаводске. В рамках данных проектов появилась реальная возможность для педагогов и школьников пятидесяти регионов России пройти обучение и стажировку в медиацентре, а также медиаклассах Петрозаводска, принять участие в научно-практической конференции по вопросам разработки модели и продвижения школьного телевидения. Эти проекты ревизуются при поддержке Фонда президентских грантов и дают возможность активным педагогам, не имеющим специального образования, которые занимаются с детьми школьной газетой, телевидением, руководят медиацентрами, получать знания по специальным дисциплинам для развития детского и юношеского медиатворчества. Проект позволяет открывать медиаклассы для реализации школьного медиаобразования, развития креативных способностей школьников и применения их для ответственного создания современного позитивного и грамотного контента.
В результате реализации другого проекта «Поддержка медийных детских и молодежных сообществ, формирование социально ориентированного информационного пространства» удалось привлечь к активной деятельности по созданию умного и полезного медиапространства более двух тысяч молодых медиаактивистов, около двухсот детских и молодежных медиаобъединений.
Для консолидации актива творческих медиапедагогов и школьников на базе портала «Ynpress.com» создана цифровая платформа, что позволяет, обучая молодежь в студиях, раскрывая ее креативные способности, наполнять позитивным содержанием молодежное открытое медиапространство, которое аккумулирует и координирует медийную продукцию молодежи и информационные потоки в адрес детей и молодежи.
Обучение новым технологиям педагогов и школьников часто происходит параллельно. Для изучения нового, развития и реализации креативности в студиях детского и юношеского медиатворчества, ежегодно в разных регионах проводятся многочисленные проекты, конкурсы, фестивали и форумы.
В частности, ежегодно в Кировской области проводятся три Всероссийских кинофестиваля: «Встречи на Вятке», «Улыбка Радуги», «Алый парус», олимпиада, конкурс для юных журналистов и Межрегиональный форум школьных пресс-служб «МедиаРобоВятка», где активные педагоги и творческая молодежь обучаются новым медиатехнологиям креативной разработки, упаковки и подачи грамотного и современного медиаконтента.
Важно научиться понимать, как создается медиаконтент, уметь создавать и продвигать медиа, организовывать работу команды.
Участники студий детского и юношеского экранного творчества, включаясь в подобные проекты, проходят хорошую медиашколу современных технологий, на практике погружаясь в созидание новых медиа, реализуя креативные позитивные молодежные идеи.
В 2019 году в Кировской области, параллельно с Форумом школьных пресс-служб, состоялся еще один масштабный проект - Всероссийский семинар «Молодёжное открытое медиапространство», участниками которого стали около 100 медиалидеров, медиапедагогов и юных журналистов Кировской области. Они были участниками мастер-классов на телеканале Рен-ТВ-Киров о работе специалистов в студии телевидения, в медиацентре ВятГУ о работе в медиацентре по созданию видеосюжетов.
В рамках Всероссийского проекта «Классная встреча РДШ» проводятся мастер-классы о форматах создания и подачи видеоконтента и особенностях профессии журналист. В этом нам помогают профессионалы кафедры культурологии и журналистики Вятского государственного университета, телеканал «РЕН ТВ-Киров», радиостанция «Эхо Москвы в Кирове» и другие.
Мастер-классы о создании мультимедийных лонгридов, включении в них различных медиа, создании и администрировании официальных групп в социальных сетях, продвижении видеоканалов и других ресурсов, наполненных позитивным медиа проводят занятия ученые Института развития образования Кировской области, педагоги Совета Лиги юных журналистов Кировской области, эксперты Чемпионата «ЮниорПрофи».
В процессе создания медиа участники мастер-классов знакомятся с рядом новых медиасервисов и технологий оформления и упаковки грамотного содержательного и актуального медиаконтента: мультимедийный лонгрид; виртуальная доска; инфографика; облако слов; медиакарта; интеллект-карта; журналистский медиаквест; экскурсия-квест; боевой листок; хеш-тег и другие.
В рамках проектов проводятся: конкурсы для молодых медиалидеров (телесюжетов, фото-квестов, мультимедийных лонгридов, журналистских квестов, боевых листков, продвижений контента, SMM-продвижений), тренинги по обучению современным медиатехнологиям, SMM-марафоны, готовятся публикации для информационных ресурсов «ЮНПРЕСС», «Молодой43» и других.
Семинар «Молодёжное открытое медиапространство», проведенный в Кирове, дал старт Всероссийскому проекту «Молодежное открытое медиапространство», который был подхвачен «Конкурсом эрудитов для юных медиалидеров», «Виртуальной выставкой школьных изданий», медиадесантом «Гринландия». Эти проекты школьные и молодежные медиацентры и медиаточки самостоятельно реализуют и поддерживают после Форума и Семинара, активно включаясь в деятельность медиаволонтеров, творческих медиалидеров, применяя полученные навыки создания авторского медиаконтента, актуального, полезного, интересного для молодежи.
Подобные проекты актуальны для развития креативных способностей участников образовательного процесса.
Медиапроекты включают в себя комплекс мероприятий, направленных на развитие открытого и безопасного молодежного медиапространства России, посредством создания сети региональных медиаточек, включения медиалидеров из числа юных журналистов в активную информационную деятельность и формирования положительного имиджа образовательных организаций России в глобальном информационном пространстве.
Уникальность проводимых в Кировской области медиапроектов проекта заключается в использовании новой формы молодежной редакции - медиаточки, что позволяет синтезировать традиционные и инновационные подходы в создании и продвижении социально ориентированной медийной продукции, организации событий и проектов силамии юных журналистов.
Медиаточка выступает организующим и ресурсным центром для редакций школьных газет, теле- и радиостудий, пресс-центров и творческих объединений юных журналистов своего региона.
Опорные медиаточки создаются в регионах России и аккумулируют вокруг себя лидеров мнений и активных пользователей информационного пространства, для которых будут проводиться обучающие семинары по созданию медийного контента. Наиболее активные медиалидеры направляются на стажировку в Детский медиахолдинг «Артек», где они на практике реализуют весь цикл создания телевизионного, печатного, интернет-контента, принимают участие в конкурсных испытаниях.
Создание интерактивной карты и стимулирование горизонтальных связей между региональными медиаточками делает медиапространство открытым и полезным для молодых пользователей, дает возможность выбора индивидуальных образовательных траекторий и создаст условия для социальной мобильности в сфере медиа.
Важнейшие результаты подобной внеурочной деятельности - значительное расширение содружества молодых медиалидеров и их объединений, которое, используя информационные технологии, будет способствовать интеграции молодежного социально-ориентированного информационного пространства; наполнение информационной среды позитивным контентом; противоядие и защищенность от антиобщественных попыток манипулировать молодежью через интернет.
Внеурочная деятельность может включать в себя и проекты по созданию детского кино в школьных и молодежных детских киностудиях, ведь детское кино также важно, как оружие.
3 июня 2019 года состоялся Пленум Правления «Общероссийской общественной организации «Союз Кинематографистов России РФ», где первым обсуждался вопрос «Детское и юношеское кино в России: поиски выхода из тупика». Одним из спикеров, выступающих на Пленуме, была кинорежиссёр Татьяна Мирошник. В своём выступлении Татьяна Владимировна раскрыла положительный опыт работы с детьми в области кино в рамках Всероссийского Форума «Бумеранг». Пленум принял ряд глобальных решений: я. Представляем часть принятых решений, в том числе создание в Союзе Кинематографистов РФ Всероссийского совета по кино для детей и подростков, состоящего из режиссеров, сценаристов и продюсеров детского кино, а также педагогов, психологов и деятелей литературы и искусства; инициировать создание специализированного центра по развитию и государственной поддержке детских киношкол, детских любительских киновиделестудий и кружков.
Внеурочная деятельность в медиацентрах - это и достижения в социально преобразующей деятельности воспитательных результатов по приобретению школьниками социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни обеспечивается формой социальной пробы.
Содержание любительского видеотворчества продуцируется в контексте любительских занятий художественным творчеством. Это и сценарий как особая форма драматургии, и монтаж, и понятие кинокадра, крупности планов и их смыслового значения в раскрытии драматургии. Это - монтажная фраза, сцена, эпизод, понятие движения в фильме, а также движения в пространстве и времени в и их условности в кино.
Видеопроекты в школьном медиацентре – есть явление самодеятельного художественного творчества с просмотром и обсуждением профессионального авторского видеопроекта. Радует многообразие жанров любительского видеопроекта – от рекламы до художественных и документальных фильмов и телепрограмм, где медиадеятельность – это и пространство художественного самовыражения.
Одной из главных новаций введения ФГОС является необходимость пересмотра процесса организации внеучебной работы школьников, где внеурочная деятельность рассматривается как комплекс видов активности (кроме обучения), реализация которых способствует успешному освоению детьми основной образовательной программы — позволяет гарантировать достижение ряда задач, к числу которых относятся следующие: оптимизация учебной нагрузки; улучшение условий в ОУ для всестороннего, комплексного развития детей; обеспечение подготовки подрастающего поколения к решению повседневных жизненных задач; создание дополнительной базы знаний, необходимой для профессиональной и творческой самореализации.
Отечественное образование чутко реагирует на изменения, происходящие в общественной жизни нашего государства. Переосмысление социально-экономических ориентиров, смещение границ нравственности, утверждение новых ценностей в первую очередь отражается на детях, которые на интуитивном уровне копируют модель поведения взрослых и стремятся к ее воспроизведению.
Статистические данные, отражающие тенденции в сфере воспитания подрастающего поколения за последние несколько лет, неутешительны: большинство выпускников школы испытывают трудности с социальной адаптацией, демонстрируют низкий уровень воспитанности, затрудняются сделать профессиональный выбор.
В связи с этим в рамках разработки образовательных стандартов второго поколения была пересмотрена система организации внеурочной деятельности школьников. Реализация комплекса внеурочной деятельности в современной школе позволяет переломить негативные тенденции путем организации содержательного досуга учащихся во второй половине дня. При этом очень важно, чтобы комплекс внеурочного досуга в полной мере отражал принципы образовательных стандартов.
Главные показатели деятельности — доступность, наглядность, связь с реальностью, учет возрастных особенностей. Вовлечение школьников в активный познавательный досуг. Обеспечение связующих компонентов между теоретической и практической частью. Сочетание групповых и индивидуальных форм просветительской работы.
Дети информационного общества, так называемое поколение Z родившихся после 1995 года, с самого детства используют медиатехнологии и приобретают виртуальный опыт, который пришёл на смену реальному личному жизненному опыту, а также опыт работы и общения. Они могут одновременно выполнять несколько разнообразных операций: слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии, делая при этом уроки. Их не пугает виртуальный мир, для них это среда обитания, такая же привычная и понятная, как мир реальный.
В отличие от реального опыта, виртуальный появляется в процессе имитации реальной действительности, взаимодействие с которой порождает особый тип мышления подростка в его взаимодействии с действительностью. В виртуальном мире проходит не только общение, но и, в значительной степени, становление, развитие, формирование современного ребенка.
Направления стратегического развития нашей страны реализуются молодыми кадрами России, креативными личностями, формируемыми в процессе творческого воспитания в студиях детского и юношеского медиатворчества, и внеурочная деятельность в рамках школьного медиацентра этому соответствует в полной мере.
Библиографический список:
1. Ван`т Хал Джин. Творческое воспитание. Искусство и творчество в вашей семье. Переводчик: Куприянова Елена. Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2016 г.
2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с.
3. Кузьмина, М. В. Деятельность медиацентра современной школы в условиях реализации ФГОС // Образование в Кировской области: научно-методический журнал № 3, 2013. - Киров: КОГОАУ ДПО (ПК) ИРО Кировской области. 2013. Стр. 31-34.
4. Кузьмина, М. В. Формирование медиакультуры учащихся в процессе создания ими образовательных видеоматериалов: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва – 2014.
5. Кузьмина, М. В., Машарова, Т. В., Региональная программа медиаобразования школьников: цели стратегические и тактические // Народное образование: научно-методический журнал № 1, 2014, стр. 149-155. Москва.
6. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.