Внеурочная деятельность

  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 09.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий. Общественно-полезная деятельность может быть опредмечена в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность
Иконка файла материала Внеурочная деятельность школьников.doc
Внеурочная   деятельность  школьников   объединяет   все   виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно   новому   Базисному   учебному   плану   общеобразовательных учреждений   Российской   Федерации   организация   занятий   по   направлениям внеурочной   деятельности   является   неотъемлемой   частью   образовательного процесса   в   школе.   Время,   отводимое   на   внеурочную   деятельность, используется   по   желанию   учащихся   и   в   формах,   отличных   от   урочной системы обучения. Виды   и  направления   внеурочной   деятельности.  Для   реализации   в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:  1) игровая деятельность; 2) познавательная деятельность; 3) проблемно­ценностное общение; 4) досугово­развлекательная деятельность (досуговое общение); 5) художественное творчество; 6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); 7) трудовая (производственная) деятельность; 8) спортивно­оздоровительная деятельность; 9) туристско­краеведческая деятельность. В   Базисном   учебном   плане   общеобразовательных   учреждений Российской   Федерации   выделены   основные  направления  внеурочной деятельности:   художественно­эстетическое, научно­познавательное,   военно­патриотическое,   общественно   полезная     и   спортивно­оздоровительное, проектная деятельность. Виды   и   направления   внеурочной   деятельности   школьников   тесно связаны   между   собой.   Например,   ряд   направлений   совпадает   с     видамидеятельности   (спортивно­оздоровительная,   познавательная   деятельность,   Военно­патриотическое   направление   и художественное   творчество). проектная   деятельность   могут   быть   реализованы   в   любом   из   видов внеурочной   деятельности.   Они   представляют   собой   содержательные приоритеты   при   организации   внеурочных   занятий.   Общественно­полезная деятельность   может   быть   опредмечена   в   таких   видах   внеурочной деятельности,   как   социальное   творчество   и   трудовая   (производственная) деятельность.   Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать   как  содержательный   ориентир  при   построении соответствующих   образовательных   программ,   а   разработку   и   реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.  Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся.   При организации   внеурочной   деятельности   школьников   необходимо   понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности. Результат  –   это   то,   что   стало   непосредственным   итогом   участия школьника   в   деятельности.   Например,   школьник,   пройдя   туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрел некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как   ценность,   приобрел   опыт   самостоятельного   действия   (воспитательный результат).  Эффект  –   это   последствие   результата;   то,   к   чему   привело  Направления выделены явно нерядоположенно. К тому же, проведенные пилотные исследования   показывают,   что   существует   риск   восприятия   педагогами,   методистами, управленцами перечня направлений как перечня видов деятельности, которыми должна заниматься   школа.   В   результате   может   быть   ограничено   представление   о многопредметности  внеурочной деятельности, за бортом внимания школы могут оказаться игровая,   туристско­краеведческая   деятельности,   проблемно­ценностное   и   досуговое общение. Не допустить этого позволяет опора именно на виды внеурочной деятельности детей.достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и   отношения,   совершённые   действия   развили   человека   как   личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности. В сфере школьного воспитания и социализации имеет место серьезная путаница   понятий   «результат»   и   «эффект».   Привычны   утверждения,   что результатом   воспитательной   деятельности   педагога   является   развитие личности   школьника,   формирование   его   социальной   компетентности   и   т.д. При этом упускается из виду (вольно или невольно), что развитие личности ребенка   зависит   от   его   собственных   усилий   по   самостроительству,   от воспитательных   «вкладов»   в   него   семьи,   друзей,   ближайшего   окружения, других факторов. То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и социализации (в   том   числе,   сам   ребенок)   достигли   своих   результатов.   Тогда   в   чем   же результат   воспитательной   деятельности   педагога?   Невнятность   понимания самими учителями   результатов своей деятельности не позволяет уверенно предъявлять   эти   результаты   обществу,   рождает   общественное   сомнение   и недоверие к педагогической деятельности.  Но,   может   быть,   гораздо   более   серьезное   последствие   неразличения педагогами результатов и эффектов в том, что утрачивается понимание цели и   смысла   педагогической   деятельности     (особенно   в   сфере   воспитания   и   логики   и   ценности   профессионального   роста   и социализации), самосовершенствования. К примеру, сегодня в школьном образовании резко обострилась борьба за так называемого «хорошего ученика», в том числе и потому, что такой ученик  гарантированно  показывает высокие результаты обученности   и   воспитанности.   Не   вполне   понимая   собственно   результаты своей   работы,   не   отличая   их   от   эффектов,   не   умея   внятно   предъявить результаты   и   эффекты   социуму   и   при   этом   испытывая   давление   с   его стороны,   учителя   таким   непедагогичным   образом   страхуются   от профессиональных неудач.Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся. результаты   внеурочной   деятельности   школьников Воспитательные  распределяются по трем уровням. Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний   (об   общественных   нормах,   об   устройстве   общества,   о   социально одобряемых   и   неодобряемых   формах   поведения   в   обществе   и   т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.  Для   достижения   данного   уровня   результатов   особое   значение   имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании)   как   значимыми   для   него   носителями   положительного социального знания и повседневного опыта. Второй   уровень   результатов  –   получение   школьником   опыта переживания   и   позитивного   отношения   к   базовым   ценностям   общества (человек,   семья,   Отечество,   природа,   мир,   знания,   труд,   культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.  Для   достижения   данного   уровня   результатов   особое   значение   имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).  Третий   уровень   результатов  –   получение   школьником   опыта самостоятельного   общественного   действия.   Только   в   самостоятельном общественном   действии   юный   человек   действительно  становится  (а   не просто  узнаёт   о   том,   как   стать)   социальным   деятелем,   гражданином, свободным человеком.Для   достижения   данного   уровня   результатов   особое   значение   имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде.  Достижение   трех   уровней   результатов   внеурочной   деятельности воспитания   и увеличивает   вероятность   появления социализации   детей.  У   учеников   могут   быть   сформированы коммуникативная,  этическая,  социальная,  гражданская  компетентности  и  эффектов  социокультурная  идентичность  в   ее   страновом,   этническом,   гендерном   и других аспектах. Например,   что   для   становления гражданской компетентности и идентичности школьника достаточно уроков   неоправданно   предполагать, граждановедения,   занятий   по   изучению   прав   человека   и   т.п.   Даже   самый лучший   урок   граждановедения   может   дать   школьнику   лишь   знание   и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения (конечно, это немало, но и не все). А вот если школьник приобретет опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в самоуправлении в  классе),   и   уж   тем   более   в  открытой   общественной   среде  (в  социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает. При   организации   внеурочной   деятельности  младших   школьников необходимо   учитывать,   что,   поступив   в   первый   класс,   дети   особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них   школьную   реальность.     Педагог   должен   поддержать   эту   тенденцию, обеспечить   используемыми   формами   внеурочной   деятельности   достижение ребенком  первого   уровня   результатов.   Во   втором   и   третьем   классе,   как правило,   набирает   силу   процесс   развития   детского   коллектива,   резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения во внеурочнойдеятельности   школьников  второго   уровня   результатов.   Последовательное восхождение   от   результатов   первого   к   результатам   второго   уровня   на протяжении   трех   лет   обучения   в   школе   создает   у   младшего   школьника   к четвертому   классу   реальную   возможность   выхода   в   пространство общественного действия (то есть достижение третьего уровня результатов). Такой   выход   для   ученика   начальной   школы   должен   быть   обязательно оформлен   как   выход   в   дружественную   среду.   Свойственные   современной социальной   ситуации   конфликтность   и   неопределенность   должны   быть   в известной степени ограничены. Взаимосвязь   результатов   и   форм   внеурочной   деятельности. Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма (точнее – тип образовательной формы, то есть ряд содержательно и структурно близких форм).  Первый   уровень   результатов   может   быть   достигнут   относительно простыми   формами,   второй   уровень   –   более   сложными,   третий   уровень   – самыми сложными формами внеурочной деятельности.   Например,   в   такой   форме   проблемно­ценностного   общения   как этическая   беседа  вполне   можно   выйти   на   уровень   знания   и   понимания школьниками обсуждаемого жизненного сюжета (проблемы). Но поскольку в   «педагог   –   дети»,   а этической   беседе   основной   канал   общения   непосредственное общение детей друг с другом ограничено, то в этой форме довольно   трудно   выйти   на   ценностное   отношение   школьников   к рассматриваемой проблеме (именно в общении со сверстником, «таким же, как он сам» ребенок устанавливает и проверяет свои ценности).  Для запуска ценностного самоопределения нужны уже другие формы – дебаты,  тематический   диспут.  Участвуя   в  дебатах,  младшие   школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные   и   отрицательные   моменты,   сравнить   свое   отношение   кпроблеме   с   отношением   других   участников.   Однако   дебаты,   будучи   во многом   игровой   формой   коммуникации,   не   ставят   ребенка   перед необходимостью лично отвечать за свои слова, перейти от слов к делу (то есть эта форма не нацелена на выход школьника в самостоятельное общественное действие, хотя это и может случиться с конкретным школьником в силу его личных особенностей).  Такая   необходимость   диктуется   другой   формой   –  проблемно­ ценностной   дискуссией   с   участием   внешних   экспертов,  где   участники высказываются   только   от   себя   лично,   а   любое   наигрывание   с   их   стороны чревато   разоблачением   и   критикой   со   стороны   внешних   экспертов, незаинтересованных в искусственной поддержке детских мнений. Проблемно­ ценностная дискуссия выводит участников на ту грань, когда за словами «Я считаю…» следует «и я готов это сделать». Итак,   практически   невозможно   достигнуть   результата   второго   и   тем более   третьего   уровня   формами,   соответствующими   первому   уровню результатов.   В   то   же   время,   в   формах,   нацеленных   на   результат   высшего уровня,  достижимы   и  результаты   предшествующего   уровня.  Однако   важно понимать:  форсирование результатов и форм не обеспечивает повышение качества и эффективности деятельности. Педагог, надёжно не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно   выйти   на   результаты   и   формы   второго   и,   тем   более,   третьего уровня. Он может это сделать только имитационно.  Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности должно позволить педагогам: разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четким и внятным представлением о результате; подбирать   такие   формы   внеурочной   деятельности,   которые гарантируют достижение результата определенного уровня; выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;диагностировать   результативность   и   эффективность   внеурочной деятельности; оценивать   качество   программ   внеурочной   деятельности   (по   тому,   на достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам, происходит ли наращивание содержания и   т.д.).   Это   закладывает   основу   для   построения   стимулирующей   системы оплаты   труда   педагогов   за   организацию   внеурочной   деятельности школьников.  Методический   конструктор   «Преимущественные   формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности» (табл.) основан на взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности. Он   может   быть   использован   педагогами   для   разработки   образовательных программ внеурочной деятельности с учетом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения. Таблица Методический конструктор «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности» Уровни воспитательных  результатов Приобретение школьником  новых социальных знаний Развитие позитивных отношений школьника к базовым общественным ценностям Накопление школьником опыта самостоятельного социального действия Виды внеурочной деятельности1. Познавательная ­ познавательные  занятия кружка,  факультатива и т.п.,  направленные на  освоение детьми  воспитывающей  информации (об  общественных нормах  и ценностях, об  устройстве общества и основных социальных  и нравственных  проблемах, о мировой  и отечественной  культуре, о ярких  личностях наших  предков и  современников, о  социально одобряемых и неодобряемых  формах поведения и  т.п.).  ­ познавательные  акции (олимпиады,  марафоны,  конференции,  викторины,  экскурсии…),  организуемые  педагогом для детей.  ­ детские  исследовательские  проекты.     познавательные ­ кружка, факультатива и т.п. духовно­нравственной или социальной направленности (диспут, дискуссия, ролевой диалог и т.п.). занятия         познавательные ­ совместно организуемые школьниками и педагогом в виде КТД.  акции,     ­   интеллектуальные   и   познавательные   клубы (например, клуб «Что? Где? Когда?», НОУ и т.п.).   детские   исследовательские   проекты ­ социальной направленности.­   познавательные   акции,   совместно   организуемые   школьниками   и   сверстников, педагогом   для   малышей,   родителей, представителей окружающего школу социума.   учителей, ­   детские   исследовательские   проекты   с   элементами   социального проектирования. 2. Игровая развлекательные   организуемые ­   игры, педагогом;   интеллектуальные   организуемые ­ игры, педагогом;   ролевые   игры, ­ организуемые педагогом. ­ деловые игры, организуемые педагогом;   ­   развлекательные,   интеллектуальные,   ролевые, деловые   игры,   совместно   организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД  ­ социально моделирующие игры, организуемые педагогом; ­ развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые, социально  моделирующие игры, совместно организуемые школьниками и педагогом  для малышей, сверстников, учителей, родителей; ­   развлекательные,   интеллектуальные,   ролевые,   деловые,   социально моделирующие игры, совместно организуемые школьниками и педагогом для представителей окружающего школу социума.  3. Трудовая  (производственная)  деятельность     кружковые, ­ студийные, факультативные, клубные и пр. занятия по отработке специальных умений в конструировании, техническом творчестве,   ремесле   и т.п.­   трудовые   акции, организуемые педагогом;   трудовые   десанты, ­ трудовые акции, трудовые десанты, совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД;  ­   сюжетно­ролевые   продуктивные   игры («Почта»,   «Город   мастеров»,   «Фабрика», «Детская железная дорога» и т.п.); ­   детская   производственная   бригада   под руководством взрослого. ­   трудовые   акции,   трудовые   десанты,   совместно   организуемые школьниками   и   педагогом   для   малышей,   сверстников,   учителей, родителей; ­   трудовые   акции,   трудовые   десанты,   совместно   организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме; ­ детско­взрослое образовательное производство. 4. Досугово­ развлекательная  деятельность  ­ культпоходы в кино, театры,   концертные залы, выставки и т.п.;   ­ досугово­ развлекательные акции («огоньки», праздники, капустники, дискотеки и   т.п.),   организуемые педагогом. ­   досугово­развлекательные   акции   («огоньки», праздники,   капустники,   дискотеки   и   т.п.), совместно   организуемые   школьниками   и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД. ­   досугово­развлекательные   акции   («огоньки»,   праздники,   капустники, дискотеки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей; ­   досугово­развлекательные   акции   («огоньки»,   праздники,   капустники, дискотеки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме.5. Спортивно­ оздоровительная  деятельность 6. Туристско­ краеведческая  деятельность ­ беседы о ЗОЖ; оздоровительные   ­ процедуры; ­   физкультурные   и спортивные занятия;     и ­ спортивные оздоровительные акции   (соревнования, турниры, показательные выступления,   мастер­ классы, дни здоровья и т.п.).   организуемые педагогом.   турниры, ­   спортивные   и   оздоровительные   акции (соревнования,   показательные выступления,   мастер­классы,   дни   здоровья   и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом   в   виде   коллективных   творческих дел – КТД. ­   спортивные   и   оздоровительные   акции   (соревнования,   турниры, показательные   выступления,   мастер­классы,   дни   здоровья   и   т.п.), совместно   организуемые   школьниками   и   педагогом   для   малышей, сверстников, учителей, родителей; ­   спортивные   и   оздоровительные   акции   (соревнования,   турниры, показательные   выступления,   мастер­классы,   дни   здоровья   и   т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме.   кружковые, ­ факультативные, секционные, клубные и пр.  по отработке специальных умений; занятия     ­ экскурсии; краеведческие   ­ поездки. туристические ­ походы выходного дня; ­ туристские многодневные походы; ­ спортивные туристские походы.­ туристско­краеведческие экспедиции; ­ поисково­краеведческие экспедиции; ­ природоохранные и природовосстановительные экспедиции. 7. Художественное  творчество   кружковые, ­ студийные, факультативные, клубные и пр. занятия по отработке специальных умений;      художественные ­ акции (концерты, спектакли,   фестивали, творческие вечера, выставки   и   т.п.), организуемые педагогом.   ­ художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), совместно   организуемые   школьниками   и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД.   ­ художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера,   выставки   и   т.п.),   совместно   организуемые   школьниками   и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей; ­   художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера,   выставки   и   т.п.),   совместно   организуемые   школьниками   и педагогом в окружающем школу социуме. 8. Социальное  творчество  (социально  преобразовательная  деятельность) ­   социальные   пробы (инициативное участие ребенка   в   отдельных социальных   акциях, организованных взрослыми). ­   социально­ориентированные   коллективные творческие дела – КТД.   ­ социальные проекты; ­   волонтерство   (постоянное   инициативное   участие   ребенка   в деятельности на благо отдельных людей и общества в целом).9. Проблемно­ ценностное общение ­   индивидуальные   и групповые   беседы   об обществе,   культуре, нравственности, поведении,   морально­ этических,   правовых нормах и т.п.;  тренинги ­ формирования социальных навыков. ­ тренинги личностного роста; ­  дебаты   по   проблемам   социальной, экономической,   политической   и   духовной жизни людей; ­   свободные   дискуссии  по   проблемам социальной,   экономической,   политической   и духовной жизни людей (проблемно­ценностные дискуссии). ­ проблемно­ценностные дискуссии с участием внешних экспертов; ­ беседы, дебаты, дискуссии с представителями общества (в том числе и представителями других образовательных учреждений), организуемые за пределами образовательного учреждения.