Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий. Общественно-полезная деятельность может быть опредмечена в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность
Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды
деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых
возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно новому Базисному учебному плану общеобразовательных
учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям
внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного
процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность,
используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной
системы обучения.
Виды и направления внеурочной деятельности. Для реализации в
школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) проблемноценностное общение;
4) досуговоразвлекательная деятельность (досуговое общение);
5) художественное творчество;
6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая
деятельность);
7) трудовая (производственная) деятельность;
8) спортивнооздоровительная деятельность;
9) туристскокраеведческая деятельность.
В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений
Российской Федерации выделены основные направления внеурочной
деятельности:
художественноэстетическое,
научнопознавательное, военнопатриотическое, общественно полезная и
спортивнооздоровительное,
проектная деятельность.
Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно
связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видамидеятельности (спортивнооздоровительная, познавательная деятельность,
Военнопатриотическое направление и
художественное творчество).
проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов
внеурочной деятельности. Они представляют собой содержательные
приоритеты при организации внеурочных занятий. Общественнополезная
деятельность может быть опредмечена в таких видах внеурочной
деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная)
деятельность.
Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо
рассматривать как
содержательный ориентир
при построении
соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию
конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах
деятельности.
Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся. При
организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать
различие между результатами и эффектами этой деятельности.
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия
школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический
маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической
точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и
приобрел некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто
как ценность, приобрел опыт самостоятельного действия (воспитательный
результат). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело
Направления выделены явно нерядоположенно. К тому же, проведенные пилотные
исследования показывают, что существует риск восприятия педагогами, методистами,
управленцами перечня направлений как перечня видов деятельности, которыми должна
заниматься школа.
В результате может быть ограничено представление о
многопредметности внеурочной деятельности, за бортом внимания школы могут оказаться
игровая, туристскокраеведческая деятельности, проблемноценностное и досуговое
общение. Не допустить этого позволяет опора именно на виды внеурочной деятельности
детей.достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства
и отношения, совершённые действия развили человека как личность,
способствовали формированию его компетентности, идентичности.
В сфере школьного воспитания и социализации имеет место серьезная
путаница понятий «результат» и «эффект». Привычны утверждения, что
результатом воспитательной деятельности педагога является развитие
личности школьника, формирование его социальной компетентности и т.д.
При этом упускается из виду (вольно или невольно), что развитие личности
ребенка зависит от его собственных усилий по самостроительству, от
воспитательных «вкладов» в него семьи, друзей, ближайшего окружения,
других факторов. То есть развитие личности ребенка – это эффект, который
стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и социализации
(в том числе, сам ребенок) достигли своих результатов. Тогда в чем же
результат воспитательной деятельности педагога? Невнятность понимания
самими учителями результатов своей деятельности не позволяет уверенно
предъявлять эти результаты обществу, рождает общественное сомнение и
недоверие к педагогической деятельности.
Но, может быть, гораздо более серьезное последствие неразличения
педагогами результатов и эффектов в том, что утрачивается понимание цели
и смысла педагогической деятельности (особенно в сфере воспитания и
логики и ценности профессионального роста и
социализации),
самосовершенствования. К примеру, сегодня в школьном образовании резко
обострилась борьба за так называемого «хорошего ученика», в том числе и
потому, что такой ученик гарантированно показывает высокие результаты
обученности и воспитанности. Не вполне понимая собственно результаты
своей работы, не отличая их от эффектов, не умея внятно предъявить
результаты и эффекты социуму и при этом испытывая давление с его
стороны, учителя таким непедагогичным образом страхуются от
профессиональных неудач.Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся.
результаты внеурочной деятельности школьников
Воспитательные
распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных
знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально
одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.),
первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном
образовании) как значимыми для него носителями положительного
социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта
переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура),
ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в
защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой
социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое
подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или
отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта
самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном
общественном действии юный человек действительно становится (а не
просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином,
свободным человеком.Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в
открытой общественной среде.
Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности
воспитания и
увеличивает вероятность появления
социализации детей. У учеников могут быть сформированы
коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и
эффектов
социокультурная идентичность в ее страновом, этническом, гендерном и
других аспектах.
Например,
что для становления
гражданской компетентности и идентичности школьника достаточно уроков
неоправданно предполагать,
граждановедения, занятий по изучению прав человека и т.п. Даже самый
лучший урок граждановедения может дать школьнику лишь знание и
понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения (конечно,
это немало, но и не все). А вот если школьник приобретет опыт гражданских
отношений и поведения в дружественной среде (например, в самоуправлении
в классе), и уж тем более в открытой общественной среде (в социальном
проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской
компетентности и идентичности существенно возрастает.
При организации внеурочной деятельности младших школьников
необходимо учитывать, что, поступив в первый класс, дети особенно
восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для
них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию,
обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение
ребенком первого уровня результатов. Во втором и третьем классе, как
правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко
активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с
другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения во внеурочнойдеятельности школьников второго уровня результатов. Последовательное
восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на
протяжении трех лет обучения в школе создает у младшего школьника к
четвертому классу реальную возможность выхода в пространство
общественного действия (то есть достижение третьего уровня результатов).
Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно
оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной
социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в
известной степени ограничены.
Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности.
Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя
образовательная форма (точнее – тип образовательной формы, то есть ряд
содержательно и структурно близких форм).
Первый уровень результатов может быть достигнут относительно
простыми формами, второй уровень – более сложными, третий уровень –
самыми сложными формами внеурочной деятельности.
Например, в такой форме проблемноценностного общения как
этическая беседа вполне можно выйти на уровень знания и понимания
школьниками обсуждаемого жизненного сюжета (проблемы). Но поскольку в
«педагог – дети», а
этической беседе основной канал общения
непосредственное общение детей друг с другом ограничено, то в этой форме
довольно трудно выйти на ценностное отношение школьников к
рассматриваемой проблеме (именно в общении со сверстником, «таким же,
как он сам» ребенок устанавливает и проверяет свои ценности).
Для запуска ценностного самоопределения нужны уже другие формы –
дебаты, тематический диспут. Участвуя в дебатах, младшие школьники
получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить
положительные и отрицательные моменты, сравнить свое отношение кпроблеме с отношением других участников. Однако дебаты, будучи во
многом игровой формой коммуникации, не ставят ребенка перед
необходимостью лично отвечать за свои слова, перейти от слов к делу (то есть
эта форма не нацелена на выход школьника в самостоятельное общественное
действие, хотя это и может случиться с конкретным школьником в силу его
личных особенностей).
Такая необходимость диктуется другой формой – проблемно
ценностной дискуссией с участием внешних экспертов, где участники
высказываются только от себя лично, а любое наигрывание с их стороны
чревато разоблачением и критикой со стороны внешних экспертов,
незаинтересованных в искусственной поддержке детских мнений. Проблемно
ценностная дискуссия выводит участников на ту грань, когда за словами «Я
считаю…» следует «и я готов это сделать».
Итак, практически невозможно достигнуть результата второго и тем
более третьего уровня формами, соответствующими первому уровню
результатов. В то же время, в формах, нацеленных на результат высшего
уровня, достижимы и результаты предшествующего уровня. Однако важно
понимать: форсирование результатов и форм не обеспечивает повышение
качества и эффективности деятельности. Педагог, надёжно не владеющий
формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может
действенно выйти на результаты и формы второго и, тем более, третьего
уровня. Он может это сделать только имитационно.
Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности
должно позволить педагогам:
разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с
четким и внятным представлением о результате;
подбирать такие формы внеурочной деятельности,
которые
гарантируют достижение результата определенного уровня;
выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;диагностировать результативность и эффективность внеурочной
деятельности;
оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на
достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные
формы предполагаемым результатам, происходит ли наращивание содержания
и т.д.). Это закладывает основу для построения стимулирующей системы
оплаты труда педагогов за организацию внеурочной деятельности
школьников.
Методический конструктор «Преимущественные формы
достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности»
(табл.) основан на взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности.
Он может быть использован педагогами для разработки образовательных
программ внеурочной деятельности с учетом имеющихся в их распоряжении
ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения.
Таблица
Методический конструктор
«Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во
внеурочной деятельности»
Уровни
воспитательных
результатов
Приобретение
школьником новых
социальных знаний
Развитие
позитивных
отношений
школьника к
базовым
общественным
ценностям
Накопление
школьником опыта
самостоятельного
социального
действия
Виды внеурочной
деятельности1. Познавательная
познавательные
занятия кружка,
факультатива и т.п.,
направленные на
освоение детьми
воспитывающей
информации (об
общественных нормах
и ценностях, об
устройстве общества и
основных социальных
и нравственных
проблемах, о мировой
и отечественной
культуре, о ярких
личностях наших
предков и
современников, о
социально одобряемых
и неодобряемых
формах поведения и
т.п.).
познавательные
акции (олимпиады,
марафоны,
конференции,
викторины,
экскурсии…),
организуемые
педагогом для детей.
детские
исследовательские
проекты.
познавательные
кружка,
факультатива и т.п. духовнонравственной или
социальной
направленности
(диспут,
дискуссия, ролевой диалог и т.п.).
занятия
познавательные
совместно
организуемые школьниками и педагогом в виде
КТД.
акции,
интеллектуальные и познавательные клубы
(например, клуб «Что? Где? Когда?», НОУ и
т.п.).
детские исследовательские проекты
социальной направленности. познавательные акции, совместно организуемые школьниками и
сверстников,
педагогом для малышей,
родителей,
представителей окружающего школу социума.
учителей,
детские исследовательские проекты с элементами социального
проектирования.
2. Игровая
развлекательные
организуемые
игры,
педагогом;
интеллектуальные
организуемые
игры,
педагогом;
ролевые игры,
организуемые
педагогом.
деловые игры, организуемые педагогом;
развлекательные, интеллектуальные, ролевые,
деловые игры,
совместно организуемые
школьниками и педагогом в виде коллективных
творческих дел – КТД
социально моделирующие игры, организуемые педагогом;
развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые, социально
моделирующие игры, совместно организуемые школьниками и педагогом
для малышей, сверстников, учителей, родителей;
развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые, социально
моделирующие игры, совместно организуемые школьниками и педагогом
для представителей окружающего школу социума.
3. Трудовая
(производственная)
деятельность
кружковые,
студийные,
факультативные,
клубные и пр. занятия
по
отработке
специальных умений в
конструировании,
техническом
творчестве, ремесле и
т.п. трудовые акции,
организуемые педагогом;
трудовые десанты,
трудовые акции, трудовые десанты, совместно
организуемые школьниками и педагогом в виде
коллективных творческих дел – КТД;
сюжетноролевые продуктивные игры
(«Почта», «Город мастеров», «Фабрика»,
«Детская железная дорога» и т.п.);
детская производственная бригада под
руководством взрослого.
трудовые акции, трудовые десанты, совместно организуемые
школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей,
родителей;
трудовые акции, трудовые десанты, совместно организуемые
школьниками и педагогом в окружающем школу социуме;
детсковзрослое образовательное производство.
4. Досугово
развлекательная
деятельность
культпоходы в кино,
театры,
концертные
залы, выставки и т.п.;
досугово
развлекательные акции
(«огоньки», праздники,
капустники, дискотеки
и т.п.), организуемые
педагогом.
досуговоразвлекательные акции («огоньки»,
праздники, капустники, дискотеки и т.п.),
совместно организуемые школьниками и
педагогом в виде коллективных творческих дел
– КТД.
досуговоразвлекательные акции («огоньки», праздники, капустники,
дискотеки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом для
малышей, сверстников, учителей, родителей;
досуговоразвлекательные акции («огоньки», праздники, капустники,
дискотеки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в
окружающем школу социуме.5. Спортивно
оздоровительная
деятельность
6. Туристско
краеведческая
деятельность
беседы о ЗОЖ;
оздоровительные
процедуры;
физкультурные и
спортивные занятия;
и
спортивные
оздоровительные
акции (соревнования,
турниры,
показательные
выступления, мастер
классы, дни здоровья и
т.п.).
организуемые
педагогом.
турниры,
спортивные и оздоровительные акции
(соревнования,
показательные
выступления, мастерклассы, дни здоровья и
т.п.), совместно организуемые школьниками и
педагогом в виде коллективных творческих
дел – КТД.
спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры,
показательные выступления, мастерклассы, дни здоровья и т.п.),
совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей,
сверстников, учителей, родителей;
спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры,
показательные выступления, мастерклассы, дни здоровья и т.п.),
совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу
социуме.
кружковые,
факультативные,
секционные, клубные и
пр.
по
отработке
специальных умений;
занятия
экскурсии;
краеведческие
поездки.
туристические
походы выходного дня;
туристские многодневные походы;
спортивные туристские походы. туристскокраеведческие экспедиции;
поисковокраеведческие экспедиции;
природоохранные и природовосстановительные экспедиции.
7. Художественное
творчество
кружковые,
студийные,
факультативные,
клубные и пр. занятия
по
отработке
специальных умений;
художественные
акции
(концерты,
спектакли, фестивали,
творческие
вечера,
выставки и т.п.),
организуемые
педагогом.
художественные акции (концерты, спектакли,
фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.),
совместно организуемые школьниками и
педагогом в виде коллективных творческих дел
– КТД.
художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие
вечера, выставки и т.п.), совместно организуемые школьниками и
педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей;
художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие
вечера, выставки и т.п.), совместно организуемые школьниками и
педагогом в окружающем школу социуме.
8. Социальное
творчество
(социально
преобразовательная
деятельность)
социальные пробы
(инициативное участие
ребенка в отдельных
социальных акциях,
организованных
взрослыми).
социальноориентированные коллективные
творческие дела – КТД.
социальные проекты;
волонтерство (постоянное инициативное участие ребенка в
деятельности на благо отдельных людей и общества в целом).9. Проблемно
ценностное общение
индивидуальные и
групповые беседы об
обществе,
культуре,
нравственности,
поведении, морально
этических,
правовых
нормах и т.п.;
тренинги
формирования
социальных навыков.
тренинги личностного роста;
дебаты по проблемам социальной,
экономической, политической и духовной
жизни людей;
свободные дискуссии
по проблемам
социальной, экономической, политической и
духовной жизни людей (проблемноценностные
дискуссии).
проблемноценностные дискуссии с участием внешних экспертов;
беседы, дебаты, дискуссии с представителями общества (в том числе и
представителями других образовательных учреждений), организуемые за
пределами образовательного учреждения.