Внеурочная деятельность Эколого-литературные посиделки
Оценка 5

Внеурочная деятельность Эколого-литературные посиделки

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
биология +2
6 кл—7 кл
22.10.2017
Внеурочная деятельность Эколого-литературные посиделки
Данная разработка направлена на исследовательскую деятельность по предметам география, экология, литература. Приурочена к "Году Экологии" в России. Работа проводиться на нескольких уроках (2 - 3). Группы детей формируются по желанию. Количество групп не ограничено. В группах учащиеся работаю по определенному алгоритму, представленным учителем.
Нелинейное расписание год Экологии 2017 (2).docx
Разработка урока по программе нелинейного расписания на этапе освоения работы по новым стандартам образования (ФГОС) . Предмет :география. литература. Тема урока : групповой проект : «Экология жизни. Экология души».  По составу участников: групповой По срокам реализации: краткосрочный (на протяжении трех уроков). По целевой установке:  Через исследования пришкольного участка на типы загрязнения  растительного состава и почвы, а так же отражения экологических проблем в прозе ,  создать проект (литературно­экологический сборник). Тип урока: творческий, исследование. Цель проекта: привлечь внимание учащихся к чистоте в городе Омска, через создание  проекта Экология пришкольного участка. Образовательные задачи:  1.  Ребята должны знать: простейшие методы определения загрязнений, щелочности почв   2.  Научить самостоятельному поиску решения проблемы, приобретать недостающие  знания из разных источников.   3.  Учить собирать и группировать информацию, пользоваться приобретенными знаниями  для решения практической задачи. Развивающие задачи:   1. Развитие коммуникативных, исследовательских умений.     2 . Развитие умений планировать свою деятельность (развитие внутреннего плана  действий).  3.   Развитие интеллектуальной сферы (процесса анализа экологических ситуаций),  альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем. Воспитательные задачи:    1. Воспитание норм поведения при обращении с мусором, следование которым  составляет основу экологической культуры.     2. Оказание посильной помощи в  «волонтерской» работе при проведении экологических акции     2. Совершенствование этической культуры взаимодействия учителя и учащихся, а также  учащихся между собой. Воспитывать патриотические чувства  гордости за свою Родину Россию, за город в   котором живешь. Помочь становлению гражданско­ нравственной позиции   Цели: Содержательная (предметные результаты):  ­ формировать умение объяснять понятия экология, исследование, почва,  Деятельностная: ­ формирование у учащихся умений реализовать новые способы действия ( познавательные, регулятивные, коммуникативные) ­повысить интерес учащихся к изучению биологии, географии. литературы ­ учить работать в малых группах; ­ воспитывать толерантность и бережное отношение к природе, вести здоровый образ  жизни, активно заниматься спортом. Личностные результаты: Личностные УУД 1. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. 2.Оценивать жизненные ситуации с точки гордости ,патриотичности за свою родину ,  формировать здоровый образ жизни. 3. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды ­ гаранта жизни и  благополучия людей на Земле. Познавательные УУД 1. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты  и явления; выявлять причины и следствия простых явлений. 2.Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Коммуникативные УУД 1. Формировать умения слушать и понимать речь других людей. 2. Формирование умения самостоятельно организовать учебное взаимодействие при работе  в группе. Регулятивные 1.Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную  проблему, определять цель учебной деятельности ( формулировка вопроса урока) 2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно  выработанные критерии оценки. Цикл уроков по теме : «Литературно­экологические посиделки» Урок № 1.1 урок.  1 этап проектного обучения. ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОЕКТ Этапы Содержание 1.  Погружение в  проект. 1. Мотивация  учащихся к теме 2.Актуализация  знаний 3.Очерчивание  проблемного  поля,  расстановка  акцентов. 2.Организация деятельности 1. Организация  детей в группы Деятельность Учителя Под музыку «Времена года» выходят 2  учителя. Как Вы думает, почему  сегодняшнее мероприятие мы начинаем с  этой музыки фильма? Верно ребята, сегодня мы говорим о  Экологии, но что мы можем сделать? Мы  можем изучит экологическое состояние  пришкольного участка, используя  простые методы, которые вы можете  провести на своих участка дачах, домах и  т.д.. Как вы думаете : как мы можем это  сделать? (создать сборник)   Как мы его назовем ?Хорошо  остановимся на варианте    «Литературно­экологический сборник» Что будет главным его результатом?  Сборник. А как же мы им это все расскажем, А может и покажем? Какую пользу принесет наш проект? Чтоб привлеч внимание к состоянию  окружающей среде мы еще попробуем  написать стихи, прозу, сочинения. 1. Деление учеников 2­3 на  группы по 4­5 человек в каждой группе. Группы составляются по интересам  У  каждой группы есть свой номер и цвет,  обращает внимание на согнутый пополам  лист цветной плотной бумаги с названием  и номером группы с указанием  фамилий  обучающихся. Листок с номером группы  ставится на рабочий стол данной группы.  Затем дети разбирают и надевают  Деятельность  обучающихся  Учащиеся дают  ответы, обсуждают, предлагают. Чтоб привлеч  внимание к  состоянию  окружающей среде  мы еще попробуем  написать стихи,  прозу, сочинения. Информативно  Путь решения  проблемы :  Обучающиеся  разбирают и  надевают бейджики с порядковыми  номерами в  соответствии  распределенным группам бейджики с порядковыми номерами. 2. Определить  цели и задачи  каждой группы 3. Планирование  работы по  решению задач  проекта 4. Определение  критериев  оценки защиты  проекта Учитель предлагает детям прочесть текст задания, показывает, где стоят  компьютеры, столы с материалами и  инструментами; затем предлагает детям изучить свои  маршрутные листы.  1) распределение заданий внутри группы 2) составление плана работы дети  находят лист планирования и  продвижения); 3) выполнение задания; 4) контроль за выполнением задания (дети находят в листе столбец с отметкой о  выполнении задания); 5) представление результатов; 6) самооценка (дети находят лист  самооценки Учитель еще раз обращает внимание  детей на доступные ресурсы, их  расположение; даёт необходимые  пояснения, отвечает на вопросы, даёт  команду приступить к работе (весь этап  не должен занять более 40­50  мин). 5) Задания рассчитаны так, чтобы  дети, имеющие опыт групповой работы  могли выполнить их примерно за 15 – 20  минут. Однако не следует ограничивать  время работы групп – надо дать детям  закончить работу. Поэтому примерно  через 20 минут после начала урока  учитель должен оценить степень  готовности каждой группы и, если  необходимо, продлить время выполнения  проекта. По окончании работы над проектом  группы поочередно представляют свои  работы. Учитель объявляет докладчиков.  Учащиеся вкладывают свои работы в  файла и создают папку (сборник) и  репетирую свою защиту по теме, создаю  1. Обучающиеся  находят лист  планирования и  продвижения 2. В течении 40­50 ­ минут обучающиеся выполняют работу. 3. Находят в листе  столбец с отметкой  о выполнении  задания. 4. находят лист  самооценки. 1.Первая и вторая  группы составляют  путеводитель в  бумажном  варианте. презентацию свои работ для общей  защиты 5. Распределение обязанностей в  группе. 1.Группы  составляют  путеводитель в  бумажном варианте и презентация для  защиты.  Распределяю  обязанности в своей группе(защита) Урок № 2. 2 и 3 этап проектного обучения. Организация и осуществление деятельности. (Разработка проекта на уроках  и географии и литературе ). Цель: продолжить формирования исследовательской работы, познакомить с обучающихся  с простейшими методами изучения загрязнений. Этапы Содержание 1. Организация  деятельности 1. Подбор  информации,  анализ этой  информации,  выбор способа  решения  проблемы.  Приложение 1 2. Физкульт ­  минутка 3.Репетиция и  подготовка к  защите 4.Работа по  листу  самооценки. Рефлексия. 2.Итоговая защита  проектов  1.Защита  команды своего проекта Деятельность учителя Тьютерская помощь и контроль  по каждой группе Заслащивают доклады  корректирую и дополняют друг  друга предлагается заполнить лист  самооценки. Приложение 2 Учитель благодарит учащихся за  хорошую и слаженную работу,  интересные и содержательные  проекты и просят каждую группу  собрать и сдать: o продвижения по заданию, o листы самооценки. В конце занятия все учащиеся  собираются вместе в актовом зале и защищаю общий проект  «Эколгия жизни .Экология  лист планирования и  Деятельность  обучающихся Работа по плану.  При  трудностях в  стихах, можно  предложить  буриме. Или  написать эссе о  экологии. Делают зарядку  ,профилактика  усталости. Дополняют,  корректируют Заполняют лист  самооценки, в  конце ставят  смайлик с учетом  своего отношения и настроения на  уроке. Сдают. Внимательно  слушают другие  проекты и  сравнивают . души». Учитель благодарят детей за хорошую и слаженную работу,  интересные и содержательные  проекты.  . Группы Цели: Изучение экологического состояния пришкольного участка,  с использованием  простейших методов изучения, и отражение проблем в литературной форме (стихи,  буриме, эссе и т.д.) Задачи: 1. Провести сбор информации о простых методах изучения  2. Провести исследования 3. Систематизировать информацию 4.Создать сборник ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Результаты проекта ­ осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины  мира: ­ сформированность устойчивых установок социально­ответственного поведения в  экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Личностные УУД: ­ осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях  (житель планеты Земля, житель конкретного региона); ­ осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; ­ эмоционально­ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения  и рационального использования; ­ патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; Регулятивные УУД: ­ способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; ­ умения управлять своей познавательной деятельностью; ­ умение организовывать свою деятельность; ­ определять её цели и задачи; ­ выбирать средства и применять их на практике; ­ оценивать достигнутые результаты. Познавательные УУД: ­ формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов; ­умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование,  сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. ­ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных  связей. ­ создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта. ­ уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск  информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Коммуникативные УУД: ­ самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие  цели, распределять роли, договариваться друг с другом) ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: – определять роль в природе различных групп организмов; – объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы. – приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их  значение; – понимать смысл биологических терминов; – проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; уметь  пользоваться лабораторным оборудованием и иметь простейшие навыки работы с  микропрепаратами. Маршрутный лист по проекту 1 Определите ответственных  в группе за каждое задание. Выберите менеджера,  который будет представлять защиту. 2 Проведите исследование ,ознакомьте каждого в группе с результатами,  подумайте ,как вы это сделаете. 3 Собрав все результаты ,вместе оформите сборник для защиты. Помни,  ты должен уважать мнений каждого участника сегодняшнего  события. Будь толерантен. 4 Подготовьте защиту вашего проекта. Оборудование:  пробирки ­ 4 шт, пробы почв с разных участков, лакмусовая бумага ­4­6 шт,  дистиллированная вода,  скотч, листы белой бумаги, микроскоп. Ход работы 1. Инструктаж по ТБ при работе на пришкольном участке 2. Используя необходимые инструменты провести исследования занести  данные в  таблицу. 3. Используя рифмы к теме экология, природа и т.д., попробовать сочинить стихи. 4. Защитить проект Приложение Кислотность почвы.    Из­за ежегодного высаживания одних и тех же растений на клумбы,  почва обедняется.  Чтобы ответить на  вопрос, что вносить в почву, необходимо определить кислотность  почвы. Мы установили, что качественной мерой кислотности является рН (водородный  показатель). Нами было выяснено, что по отношению к кислотности почвы растения  делятся на 5 групп: 1. Не переносящие кислых почв (требуют нейтральной или слабощелочной реакции  2. Нуждающиеся в слабокислой и близко к нейтральной реакции почвы: душистый  почвенной среды: астры. горошек, календула. 3. Переносящие умеренную кислотность (положительно отзывающиеся на  4. известкование): злаки.  Переносящие умеренную кислотность (страдающие от избыточного известкования): лен, петуния, подсолнечник. 5. Предпочитающие кислую реакцию почвы: люпин, гортензия. Кислотность почвы определяли химическим методом, использовали универсальную  лакмусовую бумажку. Брали взвешенный образец почвы, высыпали в дистиллированную  воду, в соотношении 1:5 (на 30г почвы – 150г воды), дали отстояться (20 мин.) и ввели  индикаторную бумажку. По изменению цвета индикаторной бумаги определили  значение  рН почвы. Биологическая индикация.      Если нет возможности определить кислотность при помощи химических индикаторов,  то в полевых условиях  можно определить кислотность по  растениям, которые  произрастают в данной экосистеме (см. таблицу)           Растения могут являться не только индикаторами кислотности, но и индикаторами  плодородия почвы ().      Мы выяснили что, для растений оптимальное значение рН составляет от 5,5 до 6,5, т.е.  почва должна быть слабокислой или почти нейтральной. Значит для улучшения почвы,  необходимо внести органические удобрения: навоз, торф, компост, и провести  известкование. БИОИНДИКАТОРЫ КИСЛОТНОСТИ ПОЧВ Биоиндикаторы Почвы Кислые  (рН меньше 5,0) Белоус, душистый колосок, щавель малый, хвощ, клюква, голубика,  сфагнум, вереск, зелёные мхи, черника, осока, плаун, лапчатка, ель. Слабокислые (рН 5,1 ­ 5,5) Нейтральные,  близкие к  нейтральным (рН 5,5 – 7,0) Щелочные  (рН больше 7,0) Ромашка непахучая, манжетка, метлица полевая, вейник ланцетный,  щучка, лютик едкий, погремок. Лисохвост луговой, цикорий, овсяница луговая, мятлик луговой,  борщевик сибирский, тимофеевка луговая, клевер луговой, сныть  европейская, мыльнянка лекарственная. Бересклет бородавчатый, бузина сибирская, песчанка, мать­и­ мачеха, очиток едкий, горчица, ковыль, полынь, ольха, берёза, осина,  рябина. Рекомендации: 1. Чтобы выяснить причину плохого роста растений необходимо исследовать  экологическое состояние почв. 3. Необходимо проводить многократное рыхление почвы, для улучшения ее  структуры и аэрации. 4. Обязательно вносить органические удобрения: навоз, торф, компост. 5. Если почва кислая ­ провести известкование. 6. Выращивать растения, не требующие особого ухода: календулу, лимонник,  гвоздику турецкую, маргаритку и т.д.. Изучение загрязнения воздуха Влияние автомобильного транспорта на экологическое состояние окружающей среды. Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения. Это известно всем. Но то, что машина из блага цивилизации может превратиться в ее бич, человечество стало понимать  сравнительно недавно. Чем больше машин выходит на улицы, тем труднее жителям мирно  сосуществовать с их стальным гудящим и чадящим потоком. В выхлопных газах содержатся окись углерода, окислы азота, углеводороды, альдегиды,  сажа, бензапирен, диоксид, формальдегид, бензол и другие вредные вещества (всего около  300 различных веществ.)  Окись углерода (//), например, попадая в кровь, действует на  красные кровяные клетки ­ эритроциты так, что они теряют способность транспортировать  кислород. В результате наступает кислородное голодание организма, что сказывается на  работе центральной нервной системы. Когда мы вдыхаем оксиды азота, они в дыхательных путях соединяются с водой и  образуют азотную и азотистую кислоты. В результате возникает не только раздражение  слизистых оболочек, но и весьма тяжелые заболевания. Считается, что окислы азота в 10  раз опаснее для организма, чем окись углерода. Типичным представителем канцерогенных веществ, то есть веществ, способствующих  возникновению раковых опухолей, является бензапирен.  Именно развитие автотранспорта является главным источником засорения атмосферного  воздуха. Так считают многие ученые и видят в этом главную причину смертности от рака  легких. Ведь при стирании шин об асфальт атмосфера загрязняется резиновой пылью. К факторам, оказывающим неблагоприятное влияние на организм, относятся также  соединения свинца, содержащиеся в выхлопных газах автотранспорта. В атмосферном  воздухе свинец содержится почти исключительно в виде неорганических соединений.  Количество свинца в крови человека возрастает пропорционально с увеличением его  содержания в воздухе. Последнее ведет к снижению активности ферментов, участвующих в насыщении крови кислородом, к нарушению обменных процессов в организме. В настоящее время  в мире автомобилей больше миллиарда. В России насчитывается более  1 миллиард 15 млн. легковых автомобилей, в том числе 6 млн. грузовых автомобилей и  примерно 890 тыс. автобусов. В Рязанской области количество авто возросло с 3,4 в 1997  году до 312 на 1000 жителей в 2014 году. Противоречия, из которых состоит автомобиль, ни в чем не проявляются так резко, как в  деле защиты природы. С одной стороны, он облегчил человеку жизнь, с другой стороны –  отравляет ее в самом прямом смысле слова. Специалисты установили, что один легковой  автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы 4 т. кислорода, выбрасывая с  отработанными газами примерно 800 кг окиси углерода, около 40 кг окислов азота и почти  200 кг различных углеводородов. Если помножить эти цифры на 1,15 миллиард . единиц,  можно представить степень угрозы, таящейся в чрезмерной растущей автомобилизации  повсеместно. Выхлопные газы являются причиной фотохимического тумана, который возникает в  загрязненном воздухе в результате фотохимических реакций, протекающих под действием  солнечного излучения. К веществам, участвующим в фотохимических реакциях, относятся  альдегиды, раздражающие глаза и вызывающие боль в горле уже при сравнительно малой  концентрации. Однако эти вещества влияют на функции легких и органов кровообращения, начиная с малой концентрации, когда человек еще не замечает, что ему щиплет глаза. Если учесть, что большая часть автомобилей имеют неисправность двигателей,  отрицательное  воздействие возрастает в несколько раз, нарушение инструкций по  эксплуатации автомобилей приводит к увеличению загрязнения окружающей среды. Я хочу сказать о старых, изношенных автомобилях, которых много и в нашей деревне. Старые  «Москвичи», «Жигули» или «Волги» особенно сильно загрязняют окружающую среду,  выбрасывая в 2­3 раза больше вредных газов, чем новые машины этих же марок, и в 5­6 раз  больше, чем иномарки. Но виноваты в этом, конечно, не сами автомобили, а фирмы,  которые их производят.  Наши «Нивы» и «Волги» на каждые 100 км пути расходуют по 10  и более литров горючего, а современные японские и американские марки ­ в 2 раза меньше.  Более того, уже разработаны конструкции автомобилей, расходующих 4 л на 100 км пути!  От таких машин вреда будет немного. Определение степени загрязнённости воздуха по видовому составу лишайников. Рядом с нашей школой находится посадка из тополей. Мы провели исследование видового  состава лишайников на стволах деревьев. Лишайники очень чувствительны к загрязнению  воздуха промышленными газами. Поэтому там, где их много, воздух свободен от вредных  примесей. Там, где лишайников нет, атмосфера загрязнена. Кустистые лишайники исчезают при самом слабом загрязнении воздуха, они имеют вид тонких нитей или ветвящихся  кустиков. Слабое загрязнение атмосферы выдерживают листовые лишайники, они имеют  вид тонких чешуек или пластинок. Среднее загрязнение выдерживают лишь накипные  лишайники, имеющие слоевище в виде тонкой корочки, плотно срастаясь с субстратом. Роль зеленых насаждений в улучшении экологического состояния окружающей среды. Что же всем нам надо делать, чтобы уберечь себя от тяжелых заболеваний легких.  Практика показала, что достаточно эффективным средством борьбы с вредными  выбросами автомобильного транспорта являются зеленые насаждения, которые играют  большую роль в очистке атмосферного воздуха. Дерево средней величины за 25 ч.  восстанавливает столько  кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек. За  один теплый солнечный день гектар леса поглощает из воздуха 220­280 кг углекислого газа и выделяет 180­220 кг кислорода. Крупные лесопарковые полосы могут быть активными проводниками чистого воздуха.  Древесно­кустарниковая растительность обладает избирательной способностью по  отношению к вредным примесям и в связи с этим обладает различной устойчивостью к ним. Исследования ученых показали, что тополь бальзамический является лучшим «санитаром»  в зоне сильной постоянной загазованности. Лучшими поглотительными качествами обладают липа мелколистная, ясень, сирень и  жимолость. В зоне слабой периодической загазованности большое количество вредных  веществ поглощают листья тополя, ясеня, сирени, липы, меньше – листья вяза, черемухи,  клена. Приведем список растений, способных активно очищать воздух от вредных веществ: ­ наибольшей газопоглотительной способностью обладают липа и клен; ­ поглотители сернистого газа: тополь, ясень, вяз гладкий, липа широколиственная, ива белая; ­ поглотители окисленного азота: яблоня обыкновенная; ­ поглотители свинца: каштан конский, липа сердцевидная, тополь черный; ­ поглотители радиоактивности: брусника, дубы. Растения по­разному задерживают пыль. К примеру, 1 га пихтового леса задерживает 32 т,  еловый лес­ 30 т, сосновый­ 35 т, дубовый­54 тонны пылевидных веществ. Запыленность  воздуха снижается летом на 42%, по сравнению с безлесными участками территории, а в  зимнее время – до 37%. Хвойные растения являются вечнозелеными растениями, поэтому  они имеют важное значение для очистки воздуха от пыли и вредных газов в течение всего  года. Один гектар хвойных деревьев задерживает за год до 40 тонн пыли, а лиственных –  около 100 тонн. Хвойные деревья являются также наилучшими стражами тишины, жаль, что  не все  они выдерживают воздействия городского воздуха. Каштаны очищают от выхлопных газов автомобильных пространство высотой до 10  метров, шириной до 20 метров и длиной до 100 метров. Причем они расщепляют ядовитые  вещества почти без ущерба своему здоровью, в отличии от многих других деревьев. Устойчив к загрязнению и тополь, а по количеству поглощаемого углекислого газа и  выделяемого кислорода 25­летний тополь превосходит ель в 7 раз, по степени увлажнения  воздуха почти  в 10 раз. Тополя хорошо улавливают пыль. Один тополь по нескольким  показателем равен 3 липами или 4 соснам или 7 елям. Запылённость жилого микрорайона на озеленённых участках на 40% ниже, чем на  открытых площадках. Зелёные массивы улавливают 70 – 80% аэрозолей и пыли. На  листовой поверхности взрослого растения  вяза шершавого   осаждается  за летний период  до 23 кг пыли, на вязе перистоветвистом – до 18 кг, на иве – до 36 кг, на иве – до 38 кг, на  клёне – до33 кг, на тополе канадском – до34 кг, на ясене – до 27 кг, на сирени – до 1,6 кг,  на акации – до 0,2 кг, на  лохе узколистном – до 2 кг. Велика роль газонной травы. С 1 м2 испаряется до 200 г/ч воды, что значительно увлажняет воздух. В жаркие летние дни  на  дорожке у газона температура воздуха на уровне роста  человека почти на 2,50C ниже, чем на асфальтированной мостовой. Газон задерживает  заносимую ветром пыль и обладает фитонцидным действием. Вблизи зеленого ковра легко  дышится. Не случайно в последнее время в практике озеленения все чаще  отдаетсяпредпочтение  ландшафтному или свободному стилю проектирования, при  котором 60% благоустроенной территории и более отводится под газон. Зелень  способствует ионизации воздуха Растения позволяют узнать, насколько сильно загрязнён воздух, а также каким именно  веществом. Например, индикаторами присутствия сернистого газа являются: лишайники, хвойные  деревья ­ ель, пихта, сосна. Из злаковых  трав ­ мятлик. Индикаторы присутствия тяжелых металлов: на медь – табак, на никель – томаты, на  свинец – сфагновые мхи, лишайники. Индикаторы выхлопных газов автомобилей – многие растения. Реакция растений на все эти вещества в основном сводится к отмиранию тканей,  появлению уродливых форм, изменению окраски листьев, цвета плодов, задержке роста. Рекомендации: 1. Чтобы выяснить причину плохого роста растений необходимо исследовать  экологическое состояние почв. 3. Необходимо проводить многократное рыхление почвы, для улучшения ее  структуры и аэрации. 4. Обязательно вносить органические удобрения: навоз, торф, компост. 5. Если почва кислая ­ провести известкование. 6. Выращивать растения, не требующие особого ухода: календулу, лимонник,  гвоздику турецкую, маргаритку и т.д.. Приложение 2 Исследование №1 Тема исследования : Экологические проблемы пришкольного участка Цель исследования: _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _ _____________________________________________________________________________ _ Гипотеза: __________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _ Этапы исследования. 1.____________________________________________________________________________ 2.____________________________________________________________________________ 3. ___________________________________________________________________________ 4.____________________________________________________________________________ Объект исследования: _______________________________________________________ Место исследования: _________________________________________________________ Результаты исследования: № Что исследовал? Что для этого сделал? Что увидел? Вывод или предложение Вывод: _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _ Ф.И. обучающегося Собственная  оценка  результатов  работы Оценка  коллектива Оценка  учителя Поставь  смайлик своего  настроения 1 2 3 4 5   на пришкольном участке

Внеурочная деятельность Эколого-литературные посиделки

Внеурочная деятельность Эколого-литературные посиделки

Внеурочная деятельность Эколого-литературные посиделки

Внеурочная деятельность Эколого-литературные посиделки

Внеурочная деятельность Эколого-литературные посиделки

Внеурочная деятельность Эколого-литературные посиделки

Внеурочная деятельность Эколого-литературные посиделки

Внеурочная деятельность Эколого-литературные посиделки

Внеурочная деятельность Эколого-литературные посиделки

Внеурочная деятельность Эколого-литературные посиделки

Внеурочная деятельность Эколого-литературные посиделки

Внеурочная деятельность Эколого-литературные посиделки

Внеурочная деятельность Эколого-литературные посиделки

Внеурочная деятельность Эколого-литературные посиделки

Внеурочная деятельность Эколого-литературные посиделки

Внеурочная деятельность Эколого-литературные посиделки

Внеурочная деятельность Эколого-литературные посиделки

Внеурочная деятельность Эколого-литературные посиделки

Внеурочная деятельность Эколого-литературные посиделки

Внеурочная деятельность Эколого-литературные посиделки

Внеурочная деятельность Эколого-литературные посиделки

Внеурочная деятельность Эколого-литературные посиделки

Внеурочная деятельность Эколого-литературные посиделки

Внеурочная деятельность Эколого-литературные посиделки

Внеурочная деятельность Эколого-литературные посиделки

Внеурочная деятельность Эколого-литературные посиделки

Внеурочная деятельность Эколого-литературные посиделки

Внеурочная деятельность Эколого-литературные посиделки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.