Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Федерального базисного учебного плана. За основу рабочей программы взята программа курсабиологии для 7 класса «Животные» авторов В.В.Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой. (Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника / авт.-сост. Г. М. Пальдяева. — М.: Дрофа, 2010. — 92, [4] с).Рабочая программа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Согласно действующему Базисному плану рабочая программа для 7
класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.
Рабочая программа для 7 класса включает в себя сведения о строении и
жизнедеятельности животных, их многообразии, индивидуальном и
историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их
изменении под влиянием деятельности человека.
В 7 классе учащиеся получают общие представления о структуре
биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нор-
мах и принципах отношения к природе.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные
положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организ-
мов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре,
функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под
влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически
правильные решения в области природопользования.
Учащиеся получают представление о многообразии животных и
принципах их классификации. Они узнают о практическом значении
биологических знаний как научной основе охраны природы,
природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и
здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на
использовании биологических систем.
Рабочая программа предполагает возможность реализации актуальных в
настоящее время компетентностного, личностно – ориентированного,
деятельностного подходов, которые определяют цели и задачи обучения по
биологии на ступени основного общего образования:
приобретение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях,
овладение умениями применять биологические знания для объяснения
процессов и закономерностей живой природы, использование знаний и
умений в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения
собственного здоровья, охраны окружающей среды, то есть воспитание
экологической, генетической и гигиенической грамотности;
овладение рядом общих учебных умений, навыков и обобщенных способов
учебно – познавательной, информационно – коммуникативной, рефлексивной
деятельности, к которым в частности относится:
использование для познания окружающего мира различных методов
(наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и т.д.);
определение объекта структуры познания, поиск и выделение значимых
функциональных связей и отношений между частями целого;
умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные
причинно – следственные связи;определение адекватных способов решения учебной задачи на основе
заданных алгоритмов;
сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по
одному или нескольким предложениям, основаниям, критериям;
умения различать факт, мнение, доказательство, аксиому;
исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предложений,
понимание необходимости их проверки на практике; использование
практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для
доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих
работ;
творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное
выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
использование для решения познавательных задач различных источников
информации, включая энциклопедии, словари, Интернет – ресурсы и другие
базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности;
соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа
жизни;
оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм,
эстетических ценностей.
При планировании уроков предусмотрены различные виды деятельности и их
единство и взаимосвязь, позволяющие оптимально достигать результатов
обучения.
Применена чаще всего используемая в практике обучения биологии
типология уроков по дидактической цели: урок изучения и первичного
закрепления нового учебного материала; урок комплексного применения
знаний; урок обобщения и систематизации знаний и умений; урок
актуализации знаний и умений; урок контроля и коррекции знаний и умений.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых» знаний,
сколько на формирование активной личности, мотивированной к
самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими
установками на самостоятельный поиск, отбор, анализ и использование
информации.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в
рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные
авторской (В.В.Пасечника) программой. Лабораторные и практические работы,
являющиеся этапами комбинированных уроков могут оцениваться по
усмотрению учителя.Особое внимание уделено познавательной активности учащихся, их
мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при
организации учебно – познавательной деятельности предполагается работа в
тетради с печатной
основой: Латюшин В.В., Биология. Животные. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.:
Дрофа, 2010. – 144 с.: ил. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе
и в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых
рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать
сформированность умений узнавать (распознавать) биологические объекты, а
также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания
выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика
размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются
в качестве домашнего задания.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения биологии в 7 классе учащиеся должны
знать/понимать:
признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов
животных; популяций; биосферы; животных своего региона;
сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии,
питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития,
размножения, регуляции жизнедеятельности организма животных,
раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма животных, его строения, жизнедеятельности,
нервной деятельности и поведения;
уметь:
объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной
картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на
примере сопоставления отдельных групп); роль животных в жизни человека и
его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль био-
логического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты
окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические
эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за
поведением животных, рассматривать на готовых микропрепаратах и
описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов
животных; на живых объектах и таблицах органы и системы органов живот-
ных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных жи-
вотных своей местности, домашних животных, опасных для человека
животных;выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде
обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы
органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и
делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной
систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды,
факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в
экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в
тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп
животных;
в биологических словарях и справочниках — значение биологических
терминов; в различных источниках — необходимую информацию о животных
(в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых некоторыми
животными;
оказания первой помощи при укусах животных;
соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.
УМК
В.В. Латюшин, В.А.Шапкин «Биология. Животные» 7 класс: Учебник для
общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2010. – 304 с.
Латюшин В.В., Биология. Животные. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: Дрофа,
2010. – 144 с.: ил.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п|п
Раздел, тема
Количество часов
Лабораторные работыЭкскурсии
программе В.В.Пасечника
по рабочей программе
Введение.
2
2
РАЗДЕЛ 1. Многообразие животных.
34
36
-
Тема 1. Многообразие животных. Простейшие.
2
-
Тема 2. Многоклеточные организмы. Беспозвоночные.
16
3
-Тема 3. Многоклеточные организмы. Хордовые.
18
2
1
РАЗДЕЛ 2 Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их
систем у животных.
14
10
1
-
РАЗДЕЛ 3 Индивидуальное развитие животных.
3
4
1
-
РАЗДЕЛ 4 Развитие животного мира на Земле.
3
4
-
-
РАЗДЕЛ 5 Биоценозы.
4
5
-
2РАЗДЕЛ 6 Животный мир и хозяйственная деятельность человека.
5
4
-
1
(не проводится)
Резерв времени
5
2
Итого:
70
68
7
3
В рабочую программу внесены некоторые изменения.
2 часа добавлено в Раздел 1 «Многообразие животных» за счет сокращения
часов Раздела 2
Обоснование: часы необходимы для проведения контрольно – обобщающих
уроков, не предусмотренных авторской программой.
1 час добавлен в Раздел 4 «Развитие животного мира на Земле» из резерва
времени.
Обоснование: большой объем учебного материала
2 часа добавлены в Раздел 5 «Биоценозы»Обоснование: этот час необходим для организации и проведения экскурсий в
природу «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами
биоценоза», «Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни
животных»
Примечаниеэкскурсия «Посещение выставок сельскохозяйственных и до-
машних животных» не может быть проведена из – за отсутствия объекта для
наблюдения.
Авторская программа в большинстве случаев предусматривает слишком
объемные названия темы урока и вызывает затруднения в записи темы в
классный журнал. Рационально сократить название отдельных тем до
лаконичного и логически законченного варианта.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение. Общие сведения о животном мире (2 часа)
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и ее
структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика
животных.
РАЗДЕЛ 1 Многообразие животных (36 час)
Тема 1. Многообразие животных. Простейшие. (2 часа )
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и
поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе
и жизни человека. Колониальные организмы.
Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.
Тема 2. Многоклеточные организмы. Беспозвоночные. (6 часов).
Многоклеточные животные. Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ
жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и
жизни человека. Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания,
образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в
природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных
препаратов медуз, видеофильма.
Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Многообразие, среда и места
обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические
особенности. Значение в природе и жизни человека.
■ Лабораторная работа №1
Знакомство с многообразием кольчатых червей.Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение.
Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни
человека.
Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин.
Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение.
Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни
человека.
Демонстрация морских звезд и других иглокожих, видеофильма.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания,
образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности.
Значение в природе и жизни человека.
■ Лабораторная работа №2
Знакомство с разнообразием ракообразных.
Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и
поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе
и жизни человека. Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ
жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в
природе и жизни человека.
■ Лабораторная работа №3
Изучение представителей отрядов насекомых.
Тема 3. Многоклеточные организмы. Хордовые. (18 часов).
Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Надкласс Рыбы. Многообразие: кругл
оротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение.
Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни
человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
• Лабораторная работа №4
Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.
Класс Земноводные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и
поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе
и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Пресмыкающиеся. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и
поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе
и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение.
Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни
человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.■ Лабораторная работа №5
Изучение внешнего строения птиц.
■ Экскурсия
Изучение многообразия птиц.
Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих.
Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические
особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и
охраняемые виды.
Демонстрация видеофильма.
РАЗДЕЛ 2 Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их
систем у животных (11 часов)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения.
Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения.
Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода.
Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности
организма.
Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
■ Лабораторная работа №6
Изучение особенностей различных покровов тела.
РАЗДЕЛ 3 Индивидуальное развитие животных (3 часа)
Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без
превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
Лабораторная работа №7
Изучение стадий развития животных и определение их возраста.
РАЗДЕЛ 4 Развитие животного мира на Земле (4 часа)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические,
палеонтологические.
Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения
животных и разнообразие видов как результат эволюции.
Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.
РАЗДЕЛ 5 Биоценозы (6 часов)
Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес,
населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания,
поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность
друг к другу.■ Экскурсии
Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.
Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.
РАЗДЕЛ 6 Животный мир и хозяйственная деятельность человека (4 час)
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции
сельскохозяйственных животн
животных и разнообразие видов как результат эволюции.
Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.
РАЗДЕЛ 5 Биоценозы (6 часов)
Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес,
населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания,
поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность
друг к другу.
■ Экскурсии
Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.
Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.
РАЗДЕЛ 6 Животный мир и хозяйственная деятельность человека (4 час)
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции
сельскохозяйственных животных. Законы об охране животного мира. Система
мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное
использование животных.
■ Экскурсия
Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ
( текущий, рубежный, итоговый) осуществляется следующими образом:1.Рубежный контроль (тестовые и программированные работы по
ключевым темам и разделам).
2.Итоговый контроль за курс биологии 7 класса «Животные» проводится в
форме теста.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Оценивание устного ответа учащихся:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ БИОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ
№
СОДЕРЖАНИЕ, РАЗДЕЛ, ТЕМА УРОКА
Количество часов
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ИКТ
ДАТА
по плану
фактическое проведение
Введение (2 час)
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
1
История развития зоологии
1
1
2
Современная зоология1
2
I. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ (36 ч)
Простейшие(2 час)
36
1
Простейшие: Корненожки Радиолярии, Солнечники, Споровики.
1
3
2
Простейшие: Жгутиконосцы, Инфузории.
1
4
Беспозвоночные(16 час)
163
Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные.
1
5
4
Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые
полипы.
1
6
5
Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные.
1
7
6
Тип Круглые черви
№1. Знакомство с многообразием кольчатых червей.
1
8
7Тип Кольчатые черви, или Кольчецы. Классы: Класс Многощетинковые, или
Полихеты.
1
9
8
Классы кольчецов: Малощетинковые, или Олигохеты и Пиявки.
1
10
9
Тип Моллюски.
1
11
10
Класс моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.
1
12
11Тип Иглокожие. Классы: Морские Лилии, Морские Ежи, Голотурии, Морские
Звезды, Офиуры.
1
13
12
Тип Членистоногие: Класс: Ракообразные, Паукообразные.
№2. Знакомство с разнообразием ракообразных.
1
14
13
Класс Насекомые
№3. Изучение представителей отрядов насекомых.
1
15
14
Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Поденки, Уховертки.
1
16
15
Отряды насекомых: Жуки, Клопы, Вши, Стрекозы.
117
16
Отряды насекомых: Чашуекрылые или Бабочки, Равнокрылые. Двукрылые.
1
18
17
Отряд насекомых: Перепончатокрылые.
1
19
18
Обобщающий урок по теме: «Многоклеточные беспозвоночные животные».
1
20
Позвоночные. Тип Хордовые.(18 час)
18
1
Тип Хордовые. Подтипы: Черепные, Бесчерепные, Позвоночные.1
21
2
Классы рыб: Костные, Хрящевые.
№4. Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.
1
22
3
Класс Хрящевые рыбы. Отряд: Акулы, Скаты, Химерообразные
1
23
4
Класс Костные. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные. Карпообразные,
Лососеобразные, Окунеобразные.
1
24
5
Класс Земноводные или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые.
125
6
Класс Пресмыкающиеся или Рептилии. Отряд Чешуйчатые.
1
26
7
Отряды Пресмыкающихся: Черепахи и Крокодилы
1
27
8
Класс Птицы. Отряд Пингвины
№5. Изучение внешнего строения птиц.
1
28
9
Отряды Птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные,
Гусеобразные
129
10
Отряды Птиц: Дневные Хищники, Совы, Куриные
1
30
11
Отряды Птиц: Воробьинообразные, Голенастые
1
31
12
Экскурсия «Изучение многообразия птиц»
1
32
13
Класс Млекопитающие или Звери. Отряды Однопроходные или Сумчатые,
Насекомоядные Рукокрылые.
1
3314
Отряды Млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные
1
34
15
Отряды Млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные
1
35
16
Отряды Млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные
1
36
17
Отряд Млекопитающих Приматы
1
3718
Обобщающий урок по теме «Многоклеточные хордовые животные»
1
38
II. СТРОЕНИЕ, ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. ЭВОЛЮЦИЯ.
Эволюция строения и функций органов и их систем.
14
1
Покровы тела
№9. Изучение особенностей различных покровов тела.
1
39
2
Опорно-двигательная система
1
40
3
Способы передвижения животных. Полости тела.
1
41
4
Органы дыхания и газообмен
1
42
5
Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии
1
43
6
Кровеносная система. Кровь
1
44
7
Органы выделения1
45
8
Нервная система. Рефлекс. Инстинкт
1
46
9
Органы чувств. Регуляция деятельности организма
1
47
10
Продление рода, Органы размножения
1
48
Индивидуальное развитие
411
Способы размножения животных. Оплодотворение
1
49
12
Развитие животных с превращением и без превращения
1
50
13
Периодизация и продолжительность жизни животных
№7 Изучение стадий развития животных и определение их возраста
1
51
14
Обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их
систем
1
52РАЗВИТИЕ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЖИВОТНЫХ НА ЗЕМЛЕ
4
1
Доказательства эволюции животных
1
53
2
Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира
1
54
3
Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции
1
55
4
Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.
156
БИОЦЕНОЗЫ.
5
57
1
Естественные и искусственные биоценозы.
1
58
2
Факторы среды и их влияние на биоценозы.
1
59
3
Цепи питания. Поток энергии.
1
604
Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
1
61
5
Экскурсии «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами
биоценоза» и «Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни
насекомых».
1
62
ЖИВОТНЫЙ МИР И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
4
1
Воздействие человека и его деятельности на животный мир
1
63
2
Одомашнивание животных1
64
3
Охрана и рациональное использование животного мира. Законы об охране
животных.
1
65
4
Итоговый урок. Роль зоологии в развитии личности. Летние задания.
1
66
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Название рабочей учебной программы: «Биология», 5 класс.
Закон «Об образовании» (в редакции ФЗ от 18.07.2011 № 242-ФЗ) (ст. 9,
2. Нормативно-правовые документы федерального уровня:
•
13, 14, 15, 32).
•
и видов (Постановления Правительства РФ).
Типовые положения об общеобразовательном учреждении разных типовФедеральный государственный стандарт начального общего
«Об утверждении плана первоочередных действий по модернизации
Приказ МОиН РФ № 2080 от 24 декабря 2010 года «Федеральный
Приказ МОиН РФ № 1241 от 26 ноября 2010 года «О внесении изменений
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29
декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-
эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях", зарегистрировано в Минюсте РФ 3
марта 2011г.
•
образования (Приказ МОиН № 373 от 06 октября 2009 зарегистрирован
Минюст № 17785 от 22 .12. 2009),
•
в федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской федерации от 06 октября 2009 года № 373
•
общего образования» (распоряжение Правительства Российской Федерации №
246-р от 27.02. 2010г.)
•
перечень учебников, рекомендованных Министерства образования и науки
Российской федерации к использованию в образовательном процессе в
общеобразовательном учреждениях, на 2011/2012 учебный год
•
учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и
оборудования учебных помещений» (Приказ МОиН № 986 от 04.10.10г.
зарегистрирован Минюст № 19682 от 03 02.11г.)
•
«О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической
работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (Приказ №
2075 от 24.12.10г. зарегистрирован Минюст РФ № 19709 от 04. 02.11г.)
•
«Об утверждении федеральных требований к образовательным
учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» (Приказ
МОиН № 2106 от 28.12.10г.)
•
Система оценивания учебных достижений школьников в условиях
безотметочного обучения (Письмо МО РФ № 13-51-120/13 от 03.06.2003).
«Об утверждении федеральных требований к образовательным
3. Актуальность и цели и задачи учебной программы
Рабочая программа по биологии для учащихся 5 классов построена на основе
примерной программы основного общего образования по биологии как
обязательной части учебного курса , требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте основного общего образования, программы развития и
формирования универсальных учебных действий , программы по биологиидля уч-ся 5-6 классов под редакцией Суховой Т.С., Строганова В.И.,
программы духовно-нравственного развития и воспитания личности .
Целью изучения биологии в 5 классе является формирование первоначальных
систематизированных представлений о живой природе, биологических
объектах, процессах , закономерностях , химическом составе живых
организмов.
Задачами данного курса являются:
- овладение понятийным аппаратом биологической науки;
-приобретение навыков проведения биологических исследований и их
использование в практической жизни человека;
- овладение приемами работы с различными формами информационных
ресурсов;
- формирование экологического мировоззрения и экологической
культуры, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
4. Статус учебной программы:
Учебная программа по биологии на ступени основного общего образования
составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего
образования и подлежит обязательному изучению в основной школе. В ней
сохранена традиционная для российской школы ориентация на
фундаментальный характер образования.
Учебная программа соответствует ФГОС ООО и входит в состав УМК.
естественно-научные предметы ( биология)
При построении учебной программы учитель руководствовался федеральным
компонентом Государственного образовательного стандарта, который
устанавливает обязательный минимум содержания курса биологии,
определяет уровень подготовки по предмету и максимальный объем учебной
нагрузки школьников.
Образовательная область
•
5.Общая характеристика учебной программы по биологии
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю), в том числе6 часов- на
проведение контрольно- обобщающих уроков .Содержание программы
направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых
компетентностей, она включает все темы , предусмотренные федеральным
образовательным стандартом основного общего образования по биологии и
авторской программой по биологии для уч-ся 5-6 классов под редакцией
Суховой Т.С., Строганова В.И. Данная рабочая программа должна
реализоваться в учебниках по биологии для 5-9 классов линии учебно-методического комплекта «Алгоритм успеха» под редакцией И.Н.
Пономаревой.
Кол-во часов
Основные разделы и темы курса
№ п/п Раздел
1..
2..
3.
Введение. Что тебя окружает.
Биологические явления. Особенности живого организма
Повторение и обобщение тем курса.
6 ч.
3 ч.
26 ч.
Образовательные технологии: личностно-ориентированные, проектные,
информационно- коммуникативные, здоровьесберегающие.
Методы обучения: системно-деятельностный метод, поисковый,
эвристический, исследовательский и другие.
Формы учебной деятельности: общеклассные, групповые, индивидуально-
групповые, индивидуальные.
6. Требования к результатам обучения и освоения содержания курса.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения
обучающимися основной образовательной программы:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их
мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-
смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в
деятельности;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,
коммуникативные), способность их использования в познавательной и
социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении
учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и
сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной
траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и
социальной деятельности;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения
учебного предмета умения, специфические для данной предметной области,
виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета,
его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение
научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Личностные результаты.
Личностные результаты освоения образовательной программы по
предмету Биология отражают:
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности к саморазвитию;
и самообразованию;
2) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями ;
3) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
4) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-
исследовательской, проектной и других видах деятельности;
5) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
6) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни;;
7) эстетическое отношение к миру;
8) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-
оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков;
9) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
10) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов;
11) сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по
биологии отражают:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать икорректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-
познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умение создавать, применять,
преобразовывать знаки и символы, модели и схемы, смысловое чтение,
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками и т. д.;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения.
Предметными результатами на данном этапе являются продолжение
формирования научных знаний о живой природе и закономерностях ее
развития, первоначальных, систематизированных представлений о
биологических объектах, процессах, явлениях, основ экологической
грамотности, способности оценивать последствия деятельности человека вприроде, приобретение опыта использования различных методов
исследования (наблюдения, опытов, экспериментов).
Формы реализации учебной образовательной программы.
К характерным для данного учебного курса формам организации
деятельности учащихся можно отнести фронтальную и индивидуальную
работу, самостоятельную работу по изучению объектов и явлений,
лабораторные работы по различным темам. Предполагается осуществление
проектной деятельности с учетом пожеланий учащихся и их родителей.
проведение занятий по данному курсу предусматривает использование
различных форм контроля:текущий контроля в форме устного
опроса,промежуточного контроля в форме проверочных и самостоятельных
работ, итогового контроля ( проведение контрольной работы).
Реализация программы данного курса осуществляется при проведении
уроков различного типа: уроков изучения и первичного закрепления новых
знаний, уроков усвоения навыков и умений, уроков обобщения и
систематизации знаний, уроков контроля, оценки, коррекции знаний
учащихся, комбинированных уроков.
8. Элективные курсы
Календарно-тематическое планирование учебного материала для
индивидуально-групповых занятий по биологии
на 2013-2014 учебный год
Пояснительная записка к индивидуально-групповым занятиям по теме:
«Мир растений », 5 класс.
Учитель Курникова Е.В.
Изучение теоретического материала по теме «Мир растений»
осуществляется на основе проведения индивидуально-групповых занятий в 5
классах в рамках создания оптимальных условий для реализации ФГОС
второго поколения по биологии в основной школе. На проведение занятий
отводится 35 часов , 1 час в неделю. Данный материал включает
теоретические вопросы разных тем ботаники. Это позволит достичь более
высоких результатов в шестом классе, где сокращено время на изучение
систематических групп растений, групп сельскохозяйственных растений и их
роли в жизни человека. Целью проведения занятий по данному направлению
является формирование знаний по экологии растений , по практическому
применению растений в жизни человека, формирование устойчивого
интереса к изучению растений. Задачами являются: ознакомление учащихся с
различными группами растений и формами их использования человеком,
расширение и углубление знаний об эстетической ценности растений,рациональном использовании и бережном отношении к природе и
окружающему миру. Практическое ознакомление с растениями способствует
развитию познавательной активности, наблюдательности, повышает
мотивацию обучения, ориентирует на осознанный выбор профессии.
Предмет- Биология, 5 класс, «Мир растений»
Учитель Курникова Елена Владимировна
Кол-во недельных часов 1 Всего часов в году 35
20.09
27.09
Примерные сроки
13.09
1
1
4.10.
Название темы
Кол-во часов
№
6.09.
Мир растений
1
1
Растения и человек
1
2.
Классификация растений
3.
Условия жизни растений
4.
Характеристика почв
1
5.
Составление почвенных смесей для комнатных растений. 1
6.
Экологические группы растений по отношению к свету
1
7.
1
Экологические группы растений по отношению к воде
8.
Экологические группы растений по отношению к теплу.
1
9
10
1
Экологические группы растений по отношению к почве.
11 Жизненные формы и продолжительность жизни растений. 1
12
13
14
эпифитные.1
15
16
17
18
Вьющиеся комнатные растения.
Кактусы и толстянки.
Декоративно-лиственные растения.1
Хвойные растения.
Растения – паразиты.
Комнатные растения.
Группы комнатных растений:декоративно-цветущие,ампильные,
29.11
6.12
1
1
13.12
1
20.12
27.12
1
1
11.10
18.10
25.10
1.11
15.11
22.1119
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
1
1
1
Папоротники
Композиции с комнатными растениями. 1
Уход за комнатными растениями.
Декоративные растения
История композиций из цветковых растений.
Технические культуры. 1
Зерновые культуры.
1
Технические культуры. 1
Овощные культуры..
1
Плодово- ягодные культуры. 1
Масличные культуры
1
Прядильные культуры. 1
Лекарственные растения.
Многообразие весенних растений. 1
Редкие и исчезающие растения России
Редкие и исчезающие растения Москвы и Московской области.
Человек и природа.
1
1
1
1
1
9. Материально-техническое обеспечение реализации учебной программы по
биологии.
Мультимедийный компьютер (технические требования: графическая
1.
операционная система, привод для чтения-записи компакт-дисков, аудио- и
видеовходы/выходы, возможности выхода в Интернет; оснащение
акустическими колонками, микрофоном и наушниками; с пакетом прикладных
программ (текстовых, графических и презентационных).
2.
3.
сеть, выход в Интернет.
.
4.
5.
Смартдоска
Средства телекоммуникации (электронная почта, локальная школьная
Видеоплеер, DVD-плеер (видеомагнитофон).
Телевизор (диагональ не менее 72 см).6.
7.
8.
9.
10.
Печатные пособия;
Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде);
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;
Натуральные объекты;
Демонстрационные пособия;
10. Литература
Учебно-методический комплект:
1 .Сухова Т.С., Строганов В.И. Биология:5-6 классы, учебник,М.,Вентана-
Граф, 2012г.
2. Программа по биологии 5-6 классы , Пономарева И.Н.,линейный курс,
«Алгоритм успеха»
3.Сухова Т.С. Природоведение: 5 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. – М.:
Вентана-Граф, 2009. – 224с.: ил.
4.Сухова Т.С. Природоведение: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся
общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. – 2-е изд.,
дораб. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 112с.: ил.
5.Сухова Т.С., Строганов В.И. Природоведение: 5 класс: методическое
пособие / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 112с.
6.Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. - М.:
Вентана-Граф, 2008. – 176 с.
7. ЦОРы по биологии, презентации по учебным темам.