внеурочная деятельность по математике в 6 классе (2 ч в неделю)

  • Занимательные материалы
  • Работа в классе
  • doc
  • 22.11.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа внеурочной деятельности для 6 класса по математике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования. Программа содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.Программа внеурочной деятельности для 6 класса по математике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования. Программа содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности.
Иконка файла материала внеурочка 6 класс.doc
1. Пояснительная записка  программы внеурочной деятельности по математике в 6 классе             Программа внеурочной деятельности для 6 класса по математике  разработана в соответствии   с   требованиями   Федерального   государственного   образовательного стандарта второго поколения основного общего образования.   Программа   содержит все необходимые   разделы   и   соответствует   современным   требованиям,   предъявляемым   к программам внеурочной деятельности.                    Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами   математики   на   данном   этапе   обучения,   выходящими   за   рамки   школьной программы,   расширить   целостное   представление   о   проблеме   данной   науки.   Решение математических   задач,   связанных   с   логическим   мышлением   закрепит   интерес   детей   к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.       Основная цель курса внеурочной деятельности: ­ создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования   логического   мышления   посредством   освоения   основ   содержания математической   деятельности,   формирование   устойчивого   интереса   к   предмету математика       Задачи курса: Обучающие: ­ Научить правильно применять математическую терминологию; ­ Совершенствовать навыки счёта;  ­ Научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли. Воспитательные: ­ Формировать навыки самостоятельной работы; ­ Воспитывать сознательное отношение к математике, как к важному предмету; ­ Воспитывать уважительное отношение между   членами коллектива в совместной творческой деятельности; ­ Воспитывать привычку к труду, умение доводить начатое дело до конца. ­ ­ ­ Развивающие: Расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; Развивать математическое мышление, смекалку, эрудицию; Развитие   у   детей   вариативного   мышления,   воображения,   фантазии,   творческих способностей,   умения   аргументировать   свои   высказывания,   строить   простейшие умозаключения.   Новизна  программы заключается в том, что содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют наиболее   эффективно   организовать   учебный   процесс,   в   том   числе   и   обобщающее повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются  умения   применять  эти   знания  на  практике   в  процессе   самостоятельной работы. 2. . Общая характеристика учебного предмета (курса)           В курсе присутствуют темы и задания, которые стимулируют учащихся к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей. Все это направлено наразвитие   способностей   детей   к   применению   математических   знаний   в   различных жизненных ситуациях.   Во   время   занятий   у   ребенка   происходит   становление     развитых   форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и   необоснованное   беспокойство   учащихся,   исчезает   боязнь   ошибочных   ответов.   В результате   у   детей   формируется   отношение   к   данным   занятиям   как   к   средству развития   своей   личности.   Данный   курс   состоит   из   системы   тренировочных упражнений, практических заданий, проектных задач, дидактических  и развивающих игр.             В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях,   могут   почувствовать   уверенность   в  своих   силах   (для   таких   учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).         Ребенок   на   этих   занятиях   сам   оценивает   свои   успехи.   Это   создает   особый положительный  эмоциональный   фон:   раскованность,   интерес,   желание   научиться выполнять предлагаемые задания.         Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.          В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. 3. Место учебного предмета (курса) в учебном плане Курс   внеурочной   деятельности   по   математике   предназначен   для   обеспечения школьного компонента учебного плана.  Курс рассчитан для 6 класса на 68 часов в год (по 2 часа в неделю). 4. Личностные, метапредметные и предметные  результаты освоения конкретного учебного предмета, курса                                 Данный курс позволяет добиваться  следующих  результатов освоения образовательной программы ООО.   Личностным   результатом   изучения   предмета   является   формирование   следующих   умений и качеств:  ­ формирование  ответственного    отношения  к учению,   готовности   и способности  к саморазвитию; ­  формирование умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной речи; ­   развитие   логического   и   критического   мышления,   культуры   речи,   способности   к умственному эксперименту; ­ формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; ­ воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения; ­   формирование   качеств   мышления,   необходимых   для   адаптации   в   современном информационном обществе; ­ развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.                 Метапредметным результатом изучения курса является формирование УУД. Регулятивные УУД:   ­ формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; Познавательные УУД:  ­ умения осуществлять контроль по образцу и вносить коррективы;­ умения устанавливать причинно­следственные связи, строить логические рассуждения и выводы; ­   умения   понимать   и   использовать   математические   средства   наглядности   (чертежи, схемы); ­ умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы  для решения учебных задач. Коммуникативные УУД:  ­   развития   способности   организовывать   сотрудничество   и   совместную   деятельность   с учителем и сверстниками;          Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений: ­ овладение  математическими знаниями и умениями, необходимыми  для продолжения обучения   в   старшей   школе   или   иных   общеобразовательных   учреждениях,   изучение смежных дисциплин, применение в повседневной жизни; ­   умение   работать   с   математическим   текстом   (структурирование,   извлечение информации),   точно     и   грамотно  выражать   свои   мысли   в  устной   и   письменной   речи, применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический); ­   владение   базовым   понятийным   аппаратом:   иметь   представление   о   числе,   дроби,   об основных геометрических объектах; ­   умение   выполнять   арифметические   преобразования   выражений,   применять   их   для решения учебных математических и задач и задач в смежных учебных предметах; 5. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса         В ходе реализация программы внеурочной деятельности по учебно­познавательному направлению  «Увлекательная  математика» обучающиеся должны/получат возможность  знать/понимать:  ­ ­ ­ основные ключевые понятия  математики; способы решения головоломок, ребусов; некоторые    сведения  об истории  математической  науки, о счете у первобытных людей;  о некоторых великих математиках и их достижениях; об открытии нуля;  признак делимости на 11; иметь навыки быстрого счета, счета на руках; о некоторых областях применения математики в быту, науке, технике, искусстве; головоломку Пифагора, Колумбово яйцо; число Шахерезады; числа палиндромы; ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ методы рассуждений;  ­ ­ ­ ­ уметь: ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ простые и сложные высказывания;  составные части математических высказываний;  задачи по комбинаторике; необходимые и достаточные условия. решать занимательные задачи, задачи повышенной трудности; решать задачи на переливание жидкости; определять без вычислений делится или нет данное число на 11; правильно употреблять математические термины; решать задачи на математическую логику; решать задачи по комбинаторике; строить логические рассуждения;составлять таблицы по статистике; самостоятельно принимать решения, делать выводы. ­ ­ Использовать  полученные   знания   и   умения   в   практической   деятельности   и повседневной жизни для решения задач.КАЛЕНДАРНО ­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ В 6 КЛАССЕ № п/п НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ Дата проведения По плану Фактически Примечания УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЧИСЕЛ 6 ЧАСОВ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19   исторический Вводное   занятие,   обсуждение   плана   работы, темы проектов и исследовательских работ. Становление   математики, экскурс. Великие математики Первые   цифры   и   начала   счета,   действия   над числами, системы счисления Запись цифр и чисел у других народов. Приемы устного счета 8.09(Пт) 8.09(Пт) 15.09(Пт) 15.09(Пт) 22.09(Пт) 22.09(Пт) ЧИСЛОВЫЕ РЕБУСЫ, КРИПТОГРАММЫ, ЧИСЛОВЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ 5 ЧАСОВ  Таинственные цифры, дружественные числа Женственные и мужественные числа Числовые ребусы, криптограммы, головоломки Математические фокусы Фокусы со спичками 29.09(Пт) 29.09(Пт) 6.10(Пт) 6.10(Пт) 13.10(Пт) ЗАДАЧИ – ШУТКИ И ВЕСЕЛЫЕ ВОПРОСЫ 4 ЧАСА Математические развлечения – загадки, шарады Веселые вопросы, викторины Математики шутят  Решение занимательных задач в стихах. 13.10(Пт) 20.10(Пт) 20.10(Пт) 27.10(Пт) ПРИЕМЫ РЕШЕНИЯ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ 3 ЧАСА Правило ложного положения Решение задач с конца Арифметический метод (наглядная модель) 27.10(Пт) 10.11(Пт) 10.11(Пт) Истинность высказывания, заключения.   17.11(Пт) ЛОГИКА В МАТЕМАТИКЕ 5 ЧАСОВ20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 Метод   перебора   и   подбора   в   цикле   задач   на рыцари, лжецы, правдолюбцы. Построение таблиц при решении задач типа  « кто есть кто?» Математические софизмы Задачи   с   неполными   данными,   лишними, нереальными данными. 17.11(Пт) 24.11(Пт) 24.11(Пт) 1.12(Пт) ЧЕТНОСТЬ И ДЕЛИМОСТЬ 5 ЧАСОВ Четность   суммы   (разности)   и   произведения, прибавление четного. Решение задач Знак   произведения   и   задачи   на   чередование, разбиение на пары Признаки   деления   на   4;   7;11   и   нахождение остатков НОК и НОД Алгоритм Евклида 1.12(Пт) 8.12(Пт) 8.12(Пт) 15.12(Пт) 15.12(Пт) ПЕРЕЛИВАНИЕ И ВЗВЕШИВАНИЕ 3 ЧАСА Задачи   на   нахождение   фальшивой   монеты. Минимум взвешиваний Задачи на переливания 22.12(Пт) 22.12(Пт) ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ПРОЦЕНТЫ? 4 ЧАСА Задачи на части и отношения Что принять за 100% ?  Базовая величина Три типа задач на проценты Занимательные задачи на проценты 29.12(Пт) 29.12(Пт) ЗАДАЧИ НА СОСТАВЛЕНИЕ УРАВНЕНИЙ 4 ЧАСА Задачи на движение и работу Занимательные   задачи,   решаемые   с   помощью уравнения Принцип Дирихле Применение   принципа   Дирихле   при   решении класса задач на доказательство КРУГИ ЭЙЛЕРА 6 ЧАСОВ Класс задач, решаемых на кругах Эйлера Олимпиадные задачи Решение задач школьного этапа Решение задач муниципального уровня Разбор   решений   задач   электронной   школы «Знаника» Решение задач математической игры ­ Кенгуру КОМБИНАТОРИКА 4 ЧАСА Начала   статистической   обработки   данных: понятия   упорядоченного   ряда   данных,   его объёма, медианы, моды, среднего, размаха Некоторые   приёмы   решения   комбинаторных задач:   перебор   вариантов,   построение   дерева вариантов, нахождение числа перестановок из n элементов (понятие факториала) Правила   нахождения   числа   возможныхвариантов выбрать m элементов из n (с учётом и без учёта порядка выбранных элементов). Первичные   сведения   по   теории   вероятностей: понятия   невозможного,   достоверного   и случайного события, классическое определение вероятности, буквенные обозначения. ГЕОМЕТРИЯ ВОКРУГ НАС  7  ЧАСОВ   Геометрические Введение   в   геометрию. термины.  История развития геометрии. Пифагор, Евклид, Декарт и другие. Названия геометрических фигур Геометрические узоры и иллюзии Лист Мебиуса. Задачи на разрезания, размещения МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ  3 ЧАСА Игра   «Танграм»,   «Полимино»,   «Ним»,   игра   в 15. Математические горки. Головоломка Пифагора, Колумбово яйцо; число Шахерезады ДРОБИ И ДРОБНЫЕ ЧИСЛА. ПОЛОЖИТЕЛЬОЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ. 4 ЧАСА Дроби.   Их   роль   в   истории.   Клуб   историко­ математических задач Построение   золотого   сечения.   Исследование ряда Фибоначчи и золотого сечения. История открытия отрицательных чисел. Как в древности записывали отрицательные числа. Первые   попытки   выполнения   действий   с положительными и отрицательными числами. ОТНОШЕНИЯ И ПРОПОРЦИИ 6 ЧАСОВ Задачи на сплавы и смеси Учимся решать банковские задачи Отношения в математике Пропорционально или нет Защита проектов и исследовательских работ. Итоговое занятие 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68Средства обучения и ресурс обеспечения работы : компьютер; проектор; литература; электронные учебные пособия;      Интернет ­  ресурсыСписок литературы для учителя  1. Баранова Т.А., А.А. Блинков А.А. Олимпиада для 5­6 классов. ­  М.:МЦНМО, 2. Виленкин В.И. За страницами учебника математики. ­ М.: "Оникс", 1998. 3. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка. ­   М.: 2003 МЦНМО, 2014. 4. Коннова Е.Г. Математика. Часть 1. 8 классы. Поступаем в ВУЗ по результатам олимпиад. – Ростов­на­Дону: Легион, 2010.  5. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. ­   М. Просвещение, 1996. 6. Лиман М.М. Школьникам о математике и математиках, М.: Просвещение, 1981. 7. Медников Л.Е. Четность. ­  М.: МЦНМО, 2009. 8. Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка. ­ М.: Просвещение, 1984. 9. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В. Старинные занимательные задачи. ­  М.: Наука, 1989. 10. Перельман Я.И. Живая математика.  ­ М.: АО «Столетие», 1994. 11. Раскина И.В., Шноль Д.Э. Логические задачи.  ­  М.: МЦНМО, 2014. 12. Сгибнев А.И. Делимость и простые числа. ­ М.: МЦНМО, 2015.  13. Славутский И. И в шутку и всерьез о математике. ­  С­П.: Издательство Центра профессионального обновления «Информатизация образования», 1998. 14. Спивак А.В.  Математический кружок 6­7 класс. – Изд­во «Посев», 2003.Список литературы для учащихся 1. Виленкин В.И. За страницами учебника математики. ­ М.: "Оникс", 1998. 2. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка. ­   М.: МЦНМО, 2014. 3. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. ­   М. Просвещение, 1996. 4. Лиман М.М. Школьникам о математике и математиках, М.: Просвещение, 1981. 5. Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка. ­ М.: Просвещение, 1984. 6. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В. Старинные занимательные задачи. ­  М.: Наука, 1989. 7. Перельман Я.И. Живая математика.  ­ М.: АО «Столетие», 1994. 8. Раскина И.В., Шноль Д.Э. Логические задачи.  ­  М.: МЦНМО, 2014.