Программа внеурочной деятельности для 6 класса по математике  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования.  Программа  содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности.
          Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.Программа внеурочной деятельности для 6 класса по математике  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования.  Программа  содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности.
            
        
        
        
                    
                
                    1. Пояснительная записка 
программы внеурочной деятельности по математике в 6 классе
            Программа внеурочной деятельности для 6 класса по математике  разработана в
соответствии   с   требованиями   Федерального   государственного   образовательного
стандарта второго поколения основного общего образования.   Программа   содержит все
необходимые   разделы   и   соответствует   современным   требованиям,   предъявляемым   к
программам внеурочной деятельности.
                   Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными
вопросами   математики   на   данном   этапе   обучения,   выходящими   за   рамки   школьной
программы,   расширить   целостное   представление   о   проблеме   данной   науки.   Решение
математических   задач,   связанных   с   логическим   мышлением   закрепит   интерес   детей   к
познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и
общему интеллектуальному развитию.
      Основная цель курса внеурочной деятельности:
 создание условий для повышения уровня математического развития учащихся,
формирования   логического   мышления   посредством   освоения   основ   содержания
математической   деятельности,   формирование   устойчивого   интереса   к   предмету
математика 
     Задачи курса:
Обучающие:
 Научить правильно применять математическую терминологию;
 Совершенствовать навыки счёта; 
 Научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Воспитательные:
 Формировать навыки самостоятельной работы;
 Воспитывать сознательное отношение к математике, как к важному предмету;
 Воспитывать уважительное отношение между   членами коллектива в совместной
творческой деятельности;
 Воспитывать привычку к труду, умение доводить начатое дело до конца.
Развивающие:
Расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
Развивать математическое мышление, смекалку, эрудицию;
Развитие   у   детей   вариативного   мышления,   воображения,   фантазии,   творческих
способностей,   умения   аргументировать   свои   высказывания,   строить   простейшие
умозаключения.
  Новизна  программы заключается в том, что содержание построено таким образом, что
изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам
базовых курсов. Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют
наиболее   эффективно   организовать   учебный   процесс,   в   том   числе   и   обобщающее
повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения,
но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее,
развиваются  умения   применять  эти   знания  на  практике   в  процессе   самостоятельной
работы.
2. . Общая характеристика учебного предмета (курса)
          В курсе присутствуют темы и задания, которые стимулируют учащихся к проведению
несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей. Все это направлено наразвитие   способностей   детей   к   применению   математических   знаний   в   различных
жизненных ситуациях.
  Во   время   занятий   у   ребенка   происходит   становление  
  развитых   форм
самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность
и   необоснованное   беспокойство   учащихся,   исчезает   боязнь   ошибочных   ответов.   В
результате   у   детей   формируется   отношение   к   данным   занятиям   как   к   средству
развития   своей   личности.   Данный   курс   состоит   из   системы   тренировочных
упражнений, практических заданий, проектных задач, дидактических  и развивающих
игр. 
     
     В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в
занятиях,   могут   почувствовать   уверенность   в  своих   силах   (для   таких   учащихся
подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
 
      Ребенок   на   этих   занятиях   сам   оценивает   свои   успехи.   Это   создает   особый
положительный  эмоциональный   фон:   раскованность,   интерес,   желание   научиться
выполнять предлагаемые задания.
        Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим,
различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это
позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
         В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному
и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем
могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления.
3. Место учебного предмета (курса) в учебном плане
Курс   внеурочной   деятельности   по   математике   предназначен   для   обеспечения
школьного компонента учебного плана. 
Курс рассчитан для 6 класса на 68 часов в год (по 2 часа в неделю).
4. Личностные, метапредметные и предметные
 результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
                                Данный курс позволяет добиваться  следующих  результатов освоения
образовательной программы ООО.
  Личностным   результатом   изучения   предмета   является   формирование   следующих
 
умений и качеств: 
 формирование  ответственного    отношения  к учению,   готовности   и способности  к
саморазвитию;
  формирование умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной речи;
   развитие   логического   и   критического   мышления,   культуры   речи,   способности   к
умственному эксперименту;
 формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к
преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
 воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность
принимать самостоятельные решения;
   формирование   качеств   мышления,   необходимых   для   адаптации   в   современном
информационном обществе;
 развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
                Метапредметным результатом изучения курса является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
   формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о
значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
Познавательные УУД: 
 умения осуществлять контроль по образцу и вносить коррективы; умения устанавливать причинноследственные связи, строить логические рассуждения и
выводы;
   умения   понимать   и   использовать   математические   средства   наглядности   (чертежи,
схемы);
 умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы  для решения
учебных задач.
Коммуникативные УУД: 
   развития   способности   организовывать   сотрудничество   и   совместную   деятельность   с
учителем и сверстниками;
         Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих
умений:
 овладение  математическими знаниями и умениями, необходимыми  для продолжения
обучения   в   старшей   школе   или   иных   общеобразовательных   учреждениях,   изучение
смежных дисциплин, применение в повседневной жизни;
   умение   работать   с   математическим   текстом   (структурирование,   извлечение
информации),   точно     и   грамотно  выражать   свои   мысли   в  устной   и   письменной   речи,
применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки
математики (словесный, символический, графический);
   владение   базовым   понятийным   аппаратом:   иметь   представление   о   числе,   дроби,   об
основных геометрических объектах;
   умение   выполнять   арифметические   преобразования   выражений,   применять   их   для
решения учебных математических и задач и задач в смежных учебных предметах;
5. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
        В ходе реализация программы внеурочной деятельности по учебнопознавательному
направлению  «Увлекательная  математика» обучающиеся должны/получат возможность 
знать/понимать: 
основные ключевые понятия  математики;
способы решения головоломок, ребусов;
некоторые    сведения  об истории  математической  науки, о счете у первобытных
людей; 
о некоторых великих математиках и их достижениях;
об открытии нуля; 
признак делимости на 11;
иметь навыки быстрого счета, счета на руках;
о некоторых областях применения математики в быту, науке, технике, искусстве;
головоломку Пифагора, Колумбово яйцо;
число Шахерезады; числа палиндромы;
 методы рассуждений; 
уметь:
простые и сложные высказывания; 
составные части математических высказываний; 
задачи по комбинаторике;
необходимые и достаточные условия.
решать занимательные задачи, задачи повышенной трудности;
решать задачи на переливание жидкости;
определять без вычислений делится или нет данное число на 11;
правильно употреблять математические термины;
решать задачи на математическую логику;
решать задачи по комбинаторике;
строить логические рассуждения;составлять таблицы по статистике;
самостоятельно принимать решения, делать выводы.
Использовать  полученные   знания   и   умения   в   практической   деятельности   и
повседневной жизни для решения задач.КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ В 6 КЛАССЕ
№
п/п
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ
Дата проведения
По плану
Фактически
Примечания
УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЧИСЕЛ 6 ЧАСОВ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
  исторический
Вводное   занятие,   обсуждение   плана   работы,
темы проектов и исследовательских работ.
Становление   математики,
экскурс.
Великие математики
Первые   цифры   и   начала   счета,   действия   над
числами, системы счисления
Запись цифр и чисел у других народов.
Приемы устного счета
8.09(Пт)
8.09(Пт)
15.09(Пт)
15.09(Пт)
22.09(Пт)
22.09(Пт)
ЧИСЛОВЫЕ РЕБУСЫ, КРИПТОГРАММЫ, ЧИСЛОВЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ 5 ЧАСОВ 
Таинственные цифры, дружественные числа
Женственные и мужественные числа
Числовые ребусы, криптограммы, головоломки
Математические фокусы
Фокусы со спичками
29.09(Пт)
29.09(Пт)
6.10(Пт)
6.10(Пт)
13.10(Пт)
ЗАДАЧИ – ШУТКИ И ВЕСЕЛЫЕ ВОПРОСЫ 4 ЧАСА
Математические развлечения – загадки, шарады
Веселые вопросы, викторины
Математики шутят
 Решение занимательных задач в стихах.
13.10(Пт)
20.10(Пт)
20.10(Пт)
27.10(Пт)
ПРИЕМЫ РЕШЕНИЯ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ 3 ЧАСА
Правило ложного положения
Решение задач с конца
Арифметический метод (наглядная модель)
27.10(Пт)
10.11(Пт)
10.11(Пт)
Истинность высказывания, заключения.  
17.11(Пт)
ЛОГИКА В МАТЕМАТИКЕ 5 ЧАСОВ20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
Метод   перебора   и   подбора   в   цикле   задач   на
рыцари, лжецы, правдолюбцы.
Построение таблиц при решении задач типа 
« кто есть кто?»
Математические софизмы
Задачи   с   неполными   данными,   лишними,
нереальными данными.
17.11(Пт)
24.11(Пт)
24.11(Пт)
1.12(Пт)
ЧЕТНОСТЬ И ДЕЛИМОСТЬ 5 ЧАСОВ
Четность   суммы   (разности)   и   произведения,
прибавление четного. Решение задач
Знак   произведения   и   задачи   на   чередование,
разбиение на пары
Признаки   деления   на   4;   7;11   и   нахождение
остатков
НОК и НОД
Алгоритм Евклида
1.12(Пт)
8.12(Пт)
8.12(Пт)
15.12(Пт)
15.12(Пт)
ПЕРЕЛИВАНИЕ И ВЗВЕШИВАНИЕ 3 ЧАСА
Задачи   на   нахождение   фальшивой   монеты.
Минимум взвешиваний
Задачи на переливания
22.12(Пт)
22.12(Пт)
ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ПРОЦЕНТЫ? 4 ЧАСА
Задачи на части и отношения
Что принять за 100% ?  Базовая величина
Три типа задач на проценты
Занимательные задачи на проценты
29.12(Пт)
29.12(Пт)
ЗАДАЧИ НА СОСТАВЛЕНИЕ УРАВНЕНИЙ 4 ЧАСА
Задачи на движение и работу
Занимательные   задачи,   решаемые   с   помощью
уравнения
Принцип Дирихле
Применение   принципа   Дирихле   при   решении
класса задач на доказательство
КРУГИ ЭЙЛЕРА 6 ЧАСОВ
Класс задач, решаемых на кругах Эйлера
Олимпиадные задачи
Решение задач школьного этапа
Решение задач муниципального уровня
Разбор   решений   задач   электронной   школы
«Знаника»
Решение задач математической игры  Кенгуру
КОМБИНАТОРИКА 4 ЧАСА
Начала   статистической   обработки   данных:
понятия   упорядоченного   ряда   данных,   его
объёма, медианы, моды, среднего, размаха
Некоторые   приёмы   решения   комбинаторных
задач:   перебор   вариантов,   построение   дерева
вариантов, нахождение числа перестановок из n
элементов (понятие факториала)
Правила   нахождения   числа   возможныхвариантов выбрать m элементов из n (с учётом
и без учёта порядка выбранных элементов).
Первичные   сведения   по   теории   вероятностей:
понятия   невозможного,
  достоверного   и
случайного события, классическое определение
вероятности, буквенные обозначения.
ГЕОМЕТРИЯ ВОКРУГ НАС  7  ЧАСОВ
  Геометрические
Введение   в   геометрию.
термины. 
История развития геометрии.
Пифагор, Евклид, Декарт и другие.
Названия геометрических фигур
Геометрические узоры и иллюзии
Лист Мебиуса.
Задачи на разрезания, размещения
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ  3 ЧАСА
Игра   «Танграм»,   «Полимино»,   «Ним»,   игра   в
15.
Математические горки.
Головоломка Пифагора, Колумбово яйцо;
число Шахерезады
ДРОБИ И ДРОБНЫЕ ЧИСЛА. ПОЛОЖИТЕЛЬОЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ. 4 ЧАСА
Дроби.   Их   роль   в   истории.   Клуб   историко
математических задач
Построение   золотого   сечения.   Исследование
ряда Фибоначчи и золотого сечения.
История открытия отрицательных чисел. Как в
древности записывали отрицательные числа.
Первые   попытки   выполнения   действий   с
положительными и отрицательными числами.
ОТНОШЕНИЯ И ПРОПОРЦИИ 6 ЧАСОВ
Задачи на сплавы и смеси
Учимся решать банковские задачи
Отношения в математике
Пропорционально или нет
Защита проектов и исследовательских работ.
Итоговое занятие
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68Средства обучения и ресурс обеспечения работы :
компьютер;
проектор;
литература;
электронные учебные пособия;
 Интернет   ресурсыСписок литературы для учителя 
1. Баранова Т.А., А.А. Блинков А.А. Олимпиада для 56 классов.   М.:МЦНМО,
2. Виленкин В.И. За страницами учебника математики.  М.: "Оникс", 1998.
3. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка.    М.:
2003
МЦНМО, 2014.
4. Коннова Е.Г. Математика. Часть 1. 8 классы. Поступаем в ВУЗ по результатам
олимпиад. – РостовнаДону: Легион, 2010. 
5. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел.    М. Просвещение,
1996.
6. Лиман М.М. Школьникам о математике и математиках, М.: Просвещение, 1981.
7. Медников Л.Е. Четность.   М.: МЦНМО, 2009.
8. Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка.  М.: Просвещение, 1984.
9. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В. Старинные занимательные задачи.   М.: Наука,
1989.
10. Перельман Я.И. Живая математика.   М.: АО «Столетие», 1994.
11. Раскина И.В., Шноль Д.Э. Логические задачи.    М.: МЦНМО, 2014.
12. Сгибнев А.И. Делимость и простые числа.  М.: МЦНМО, 2015. 
13. Славутский И. И в шутку и всерьез о математике.   СП.: Издательство Центра
профессионального обновления «Информатизация образования», 1998.
14. Спивак А.В.  Математический кружок 67 класс. – Издво «Посев», 2003.Список литературы для учащихся
1. Виленкин В.И. За страницами учебника математики.  М.: "Оникс", 1998.
2. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка.    М.:
МЦНМО, 2014.
3. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел.    М. Просвещение,
1996.
4. Лиман М.М. Школьникам о математике и математиках, М.: Просвещение, 1981.
5. Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка.  М.: Просвещение, 1984.
6. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В. Старинные занимательные задачи.   М.: Наука,
1989.
7. Перельман Я.И. Живая математика.   М.: АО «Столетие», 1994.
8. Раскина И.В., Шноль Д.Э. Логические задачи.    М.: МЦНМО, 2014.