Программа внеурочной деятельности для 6 класса по математике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования. Программа содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.Программа внеурочной деятельности для 6 класса по математике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования. Программа содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности.
1. Пояснительная записка
программы внеурочной деятельности по математике в 6 классе
Программа внеурочной деятельности для 6 класса по математике разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта второго поколения основного общего образования. Программа содержит все
необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к
программам внеурочной деятельности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными
вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной
программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение
математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к
познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и
общему интеллектуальному развитию.
Основная цель курса внеурочной деятельности:
создание условий для повышения уровня математического развития учащихся,
формирования логического мышления посредством освоения основ содержания
математической деятельности, формирование устойчивого интереса к предмету
математика
Задачи курса:
Обучающие:
Научить правильно применять математическую терминологию;
Совершенствовать навыки счёта;
Научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Воспитательные:
Формировать навыки самостоятельной работы;
Воспитывать сознательное отношение к математике, как к важному предмету;
Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной
творческой деятельности;
Воспитывать привычку к труду, умение доводить начатое дело до конца.
Развивающие:
Расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
Развивать математическое мышление, смекалку, эрудицию;
Развитие у детей вариативного мышления, воображения, фантазии, творческих
способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие
умозаключения.
Новизна программы заключается в том, что содержание построено таким образом, что
изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам
базовых курсов. Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют
наиболее эффективно организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее
повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения,
но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее,
развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной
работы.
2. . Общая характеристика учебного предмета (курса)
В курсе присутствуют темы и задания, которые стимулируют учащихся к проведению
несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей. Все это направлено наразвитие способностей детей к применению математических знаний в различных
жизненных ситуациях.
Во время занятий у ребенка происходит становление
развитых форм
самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность
и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В
результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству
развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных
упражнений, практических заданий, проектных задач, дидактических и развивающих
игр.
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в
занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся
подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый
положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться
выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим,
различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это
позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному
и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем
могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления.
3. Место учебного предмета (курса) в учебном плане
Курс внеурочной деятельности по математике предназначен для обеспечения
школьного компонента учебного плана.
Курс рассчитан для 6 класса на 68 часов в год (по 2 часа в неделю).
4. Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Данный курс позволяет добиваться следующих результатов освоения
образовательной программы ООО.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих
умений и качеств:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к
саморазвитию;
формирование умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной речи;
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к
умственному эксперименту;
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к
преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность
принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном
информационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о
значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
Познавательные УУД:
умения осуществлять контроль по образцу и вносить коррективы; умения устанавливать причинноследственные связи, строить логические рассуждения и
выводы;
умения понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи,
схемы);
умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения
учебных задач.
Коммуникативные УУД:
развития способности организовывать сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками;
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих
умений:
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения
обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучение
смежных дисциплин, применение в повседневной жизни;
умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение
информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи,
применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки
математики (словесный, символический, графический);
владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об
основных геометрических объектах;
умение выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для
решения учебных математических и задач и задач в смежных учебных предметах;
5. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по учебнопознавательному
направлению «Увлекательная математика» обучающиеся должны/получат возможность
знать/понимать:
основные ключевые понятия математики;
способы решения головоломок, ребусов;
некоторые сведения об истории математической науки, о счете у первобытных
людей;
о некоторых великих математиках и их достижениях;
об открытии нуля;
признак делимости на 11;
иметь навыки быстрого счета, счета на руках;
о некоторых областях применения математики в быту, науке, технике, искусстве;
головоломку Пифагора, Колумбово яйцо;
число Шахерезады; числа палиндромы;
методы рассуждений;
уметь:
простые и сложные высказывания;
составные части математических высказываний;
задачи по комбинаторике;
необходимые и достаточные условия.
решать занимательные задачи, задачи повышенной трудности;
решать задачи на переливание жидкости;
определять без вычислений делится или нет данное число на 11;
правильно употреблять математические термины;
решать задачи на математическую логику;
решать задачи по комбинаторике;
строить логические рассуждения;составлять таблицы по статистике;
самостоятельно принимать решения, делать выводы.
Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для решения задач.КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ В 6 КЛАССЕ
№
п/п
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ
Дата проведения
По плану
Фактически
Примечания
УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЧИСЕЛ 6 ЧАСОВ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
исторический
Вводное занятие, обсуждение плана работы,
темы проектов и исследовательских работ.
Становление математики,
экскурс.
Великие математики
Первые цифры и начала счета, действия над
числами, системы счисления
Запись цифр и чисел у других народов.
Приемы устного счета
8.09(Пт)
8.09(Пт)
15.09(Пт)
15.09(Пт)
22.09(Пт)
22.09(Пт)
ЧИСЛОВЫЕ РЕБУСЫ, КРИПТОГРАММЫ, ЧИСЛОВЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ 5 ЧАСОВ
Таинственные цифры, дружественные числа
Женственные и мужественные числа
Числовые ребусы, криптограммы, головоломки
Математические фокусы
Фокусы со спичками
29.09(Пт)
29.09(Пт)
6.10(Пт)
6.10(Пт)
13.10(Пт)
ЗАДАЧИ – ШУТКИ И ВЕСЕЛЫЕ ВОПРОСЫ 4 ЧАСА
Математические развлечения – загадки, шарады
Веселые вопросы, викторины
Математики шутят
Решение занимательных задач в стихах.
13.10(Пт)
20.10(Пт)
20.10(Пт)
27.10(Пт)
ПРИЕМЫ РЕШЕНИЯ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ 3 ЧАСА
Правило ложного положения
Решение задач с конца
Арифметический метод (наглядная модель)
27.10(Пт)
10.11(Пт)
10.11(Пт)
Истинность высказывания, заключения.
17.11(Пт)
ЛОГИКА В МАТЕМАТИКЕ 5 ЧАСОВ20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
Метод перебора и подбора в цикле задач на
рыцари, лжецы, правдолюбцы.
Построение таблиц при решении задач типа
« кто есть кто?»
Математические софизмы
Задачи с неполными данными, лишними,
нереальными данными.
17.11(Пт)
24.11(Пт)
24.11(Пт)
1.12(Пт)
ЧЕТНОСТЬ И ДЕЛИМОСТЬ 5 ЧАСОВ
Четность суммы (разности) и произведения,
прибавление четного. Решение задач
Знак произведения и задачи на чередование,
разбиение на пары
Признаки деления на 4; 7;11 и нахождение
остатков
НОК и НОД
Алгоритм Евклида
1.12(Пт)
8.12(Пт)
8.12(Пт)
15.12(Пт)
15.12(Пт)
ПЕРЕЛИВАНИЕ И ВЗВЕШИВАНИЕ 3 ЧАСА
Задачи на нахождение фальшивой монеты.
Минимум взвешиваний
Задачи на переливания
22.12(Пт)
22.12(Пт)
ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ПРОЦЕНТЫ? 4 ЧАСА
Задачи на части и отношения
Что принять за 100% ? Базовая величина
Три типа задач на проценты
Занимательные задачи на проценты
29.12(Пт)
29.12(Пт)
ЗАДАЧИ НА СОСТАВЛЕНИЕ УРАВНЕНИЙ 4 ЧАСА
Задачи на движение и работу
Занимательные задачи, решаемые с помощью
уравнения
Принцип Дирихле
Применение принципа Дирихле при решении
класса задач на доказательство
КРУГИ ЭЙЛЕРА 6 ЧАСОВ
Класс задач, решаемых на кругах Эйлера
Олимпиадные задачи
Решение задач школьного этапа
Решение задач муниципального уровня
Разбор решений задач электронной школы
«Знаника»
Решение задач математической игры Кенгуру
КОМБИНАТОРИКА 4 ЧАСА
Начала статистической обработки данных:
понятия упорядоченного ряда данных, его
объёма, медианы, моды, среднего, размаха
Некоторые приёмы решения комбинаторных
задач: перебор вариантов, построение дерева
вариантов, нахождение числа перестановок из n
элементов (понятие факториала)
Правила нахождения числа возможныхвариантов выбрать m элементов из n (с учётом
и без учёта порядка выбранных элементов).
Первичные сведения по теории вероятностей:
понятия невозможного,
достоверного и
случайного события, классическое определение
вероятности, буквенные обозначения.
ГЕОМЕТРИЯ ВОКРУГ НАС 7 ЧАСОВ
Геометрические
Введение в геометрию.
термины.
История развития геометрии.
Пифагор, Евклид, Декарт и другие.
Названия геометрических фигур
Геометрические узоры и иллюзии
Лист Мебиуса.
Задачи на разрезания, размещения
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ 3 ЧАСА
Игра «Танграм», «Полимино», «Ним», игра в
15.
Математические горки.
Головоломка Пифагора, Колумбово яйцо;
число Шахерезады
ДРОБИ И ДРОБНЫЕ ЧИСЛА. ПОЛОЖИТЕЛЬОЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ. 4 ЧАСА
Дроби. Их роль в истории. Клуб историко
математических задач
Построение золотого сечения. Исследование
ряда Фибоначчи и золотого сечения.
История открытия отрицательных чисел. Как в
древности записывали отрицательные числа.
Первые попытки выполнения действий с
положительными и отрицательными числами.
ОТНОШЕНИЯ И ПРОПОРЦИИ 6 ЧАСОВ
Задачи на сплавы и смеси
Учимся решать банковские задачи
Отношения в математике
Пропорционально или нет
Защита проектов и исследовательских работ.
Итоговое занятие
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68Средства обучения и ресурс обеспечения работы :
компьютер;
проектор;
литература;
электронные учебные пособия;
Интернет ресурсыСписок литературы для учителя
1. Баранова Т.А., А.А. Блинков А.А. Олимпиада для 56 классов. М.:МЦНМО,
2. Виленкин В.И. За страницами учебника математики. М.: "Оникс", 1998.
3. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка. М.:
2003
МЦНМО, 2014.
4. Коннова Е.Г. Математика. Часть 1. 8 классы. Поступаем в ВУЗ по результатам
олимпиад. – РостовнаДону: Легион, 2010.
5. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. М. Просвещение,
1996.
6. Лиман М.М. Школьникам о математике и математиках, М.: Просвещение, 1981.
7. Медников Л.Е. Четность. М.: МЦНМО, 2009.
8. Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка. М.: Просвещение, 1984.
9. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В. Старинные занимательные задачи. М.: Наука,
1989.
10. Перельман Я.И. Живая математика. М.: АО «Столетие», 1994.
11. Раскина И.В., Шноль Д.Э. Логические задачи. М.: МЦНМО, 2014.
12. Сгибнев А.И. Делимость и простые числа. М.: МЦНМО, 2015.
13. Славутский И. И в шутку и всерьез о математике. СП.: Издательство Центра
профессионального обновления «Информатизация образования», 1998.
14. Спивак А.В. Математический кружок 67 класс. – Издво «Посев», 2003.Список литературы для учащихся
1. Виленкин В.И. За страницами учебника математики. М.: "Оникс", 1998.
2. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка. М.:
МЦНМО, 2014.
3. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. М. Просвещение,
1996.
4. Лиман М.М. Школьникам о математике и математиках, М.: Просвещение, 1981.
5. Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка. М.: Просвещение, 1984.
6. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В. Старинные занимательные задачи. М.: Наука,
1989.
7. Перельман Я.И. Живая математика. М.: АО «Столетие», 1994.
8. Раскина И.В., Шноль Д.Э. Логические задачи. М.: МЦНМО, 2014.