Внеурочная деятельность при обучении химии – важный фактор совершенствования школьного химического образования
Оценка 4.6

Внеурочная деятельность при обучении химии – важный фактор совершенствования школьного химического образования

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
химия
10 кл
19.02.2017
Внеурочная деятельность при обучении химии – важный фактор совершенствования школьного химического образования
Внеурочная познавательная деятельность при обучении химии в нашем образовательном учреждении организована в форме кружков познавательной направленности, факультативных и элективных курсов, предметных и дистанционных олимпиад, школьного научного общества (проектная деятельность), недели естественных наук. Различные формы внеурочной деятельности позволяют прививать интерес к предмету химии.
Внеуроч деят при обучении химии.docx
Внеурочная деятельность при обучении химии – важный фактор совершенствования школьного химического образования 05.11.2013 г. Школа ­ это мастерская, где формируется  мысль подрастающего поколения,  надо крепко держать ее в руках,  если не хочешь выпустить из рук будущее.      Барбю Одной   из   особенностей   ФГОС   второго   поколения   является   их деятельностный   характер,   ставящий   главной   целью   развитие   личности учащегося.  А.    Образованный   человек   в   современном   обществе  –  это   не   только   и  не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания   и   применять   их   в   любой   ситуации.   Выпускник   школы   должен адаптироваться   в   меняющихся   жизненных   ситуациях,   самостоятельно критически   мыслить,   быть   коммуникабельным,   контактным   в   различных социальных группах.  Речь   идет   о   формировании   у   обучающихся   современных   ключевых познавательной, информационной, компетенций: коммуникативной, ценностно­смысловой, социальной. общенаучной,       Цель и задачи внеурочной деятельности решаются с помощью методов. В   литературе   представлено   большое   количество   классификаций   методов педагогического процесса, отличающихся основаниями, но наиболее полная была предложена Ю.К. Бабанским. Его классификация включает четыре группы методов: ­первая   группа:   методы   формирования   сознания   личности (формирование   понятий,   законов,   теорий,   взглядов,   убеждений,   идеалов   и пр.). К ним относятся словесные методы (лекции, рассказы, беседы, диспуты и др.) и наглядные методы (показ иллюстраций, демонстрация опытов). ­   вторая   группа:   методы   организации   деятельности,   общения   и формирования   опыта   общественного   поведения.   К   ним   откосятся   методы организации   учебно­познавательной,   трудовой, общественно­политической, художественно­творческой, спортивной, игровой и   других   видов   деятельности,   методы   постановки   задач,   предъявления требования, методы выполнения практических действий, методы упражнения, приучения к выполнению норм поведения, методы регулирования.   учебно­практической, 1 ­ третья группа: методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения.   К   ним   относятся   методы   поощрения,   порицания,   игровых эмоциональных ситуаций, использования общественного мнения, примера и др. ­   четвертая   группа:   методы   контроля,   самоконтроля   и   самооценки деятельности и поведения. К ним относятся методы устного, письменного и лабораторного   контроля   в   обучении,   методы   наблюдения,   оценки   и самооценки поведения в воспитании. Наряду   с   традиционными   педагогическими   методами   на   внеурочных занятиях   по   учебным   предметам   целесообразно   использовать   методы, активизирующие   познавательные   и   творческие   силы   подростков   и старшеклассников,   а   именно:   деловые:   игры,   анализ   конкретных   ситуаций, решение   практических   задач,   методы  «круглого   стола»,  методы  «мозговой атаки»,   индивидуальные   практикумы.   Как   отмечает   В.И.   Кузнецов,   во внеурочной работе, ориентирующейся на субъект­субъектное взаимодействие особую   ценность   представляют   методы   активного   погружения   учащихся   в организуемую деятельность, а также сотрудничества и сотворчества учащихся и взрослых. Существует множество форм внеурочной познавательной деятельности учащихся, рассмотрим основные из них: ­ конкурсы и олимпиады ­ кружковая работа  ­ факультативные занятия ­ проектная деятельность  ­ предметные недели ­ элективные курсы Конкурсы   и   олимпиады   школьников   ­   соревнования   на   лучшее    выполнение определенных  заданий  в  области науки и  искусства,  как  виды внеклассной   и   внешкольной   работы   имеют   целью   выявления   и   развитие интересов   и   способностей   учащихся;   они   помогают   участникам   проверить свои склонности и оценить свои возможности, тем самым способствуя выбору жизненного пути учащихся. Формы занятий в     кружке   разнообразны: беседы, доклады, диспуты, постановка опытов, лабораторные работы  и  экскурсии. Факультативные   занятия   по   химии   ­       занятия,   организуемые   для углубления и расширения знаний по отдельным курсам, темам или вопросам в соответствии с желаниями и интересами учащихся. 2 Система   организации   внеклассной   работы   может   состоять     из следующих направлений:   Организация   проектной   деятельности   учащихся   (данное   направление включает в себя как работу над исследовательскими, так и над учебными проектами).  Организация с высокомотивированными   учащимися   по   подготовке   к   предметным олимпиадам, интеллектуальным марафонам, к успешной сдаче ЕГЭ.  индивидуально­групповой  Предметные праздники как средство реализации творческой активности   работы      учащихся и формирование познавательной мотивации к изучению предмета.  Для   построения   образовательного   процесса,   опирающегося   на потребности,   способности   и   возможности   всех   его   субъектов,   нам   нужны деятельностные,   групповые,   игровые,   ролевые,   практико­ориентированные, проблемные,   рефлексивные   и   прочие   формы   и   методы   обучения.   Среди разнообразных   направлений   современных   методик   и   технологий   наиболее адекватным   поставленным   целям,   с   моей   точки   зрения,   является  метод проектов,   который    дает   возможность   организовать   внеурочную деятельность, обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие   детей,   их   самостоятельность,   активность;   позволяет   приобретать обучающимся опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативные качества личности.   В   основе   метода   проектов   лежит   развитие   познавательных   навыков учащихся,   умений   самостоятельно   конструировать   свои   знания   и ориентироваться   в   информационном   пространстве,   развитие   творческого мышления. Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения   традиционных   подходов   к   содержанию,   формам   и   методам внеурочной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения,   в   работе   с   учащимися   разных   возрастов,   способностей   и   при изучении   материала   различной   степени   сложности.   Метод   адаптируется   к особенностям практически всех учебных дисциплин. Химия – одна из самых гуманистически ориентированных естественных наук:   ее   успехи   всегда   были   направлены   на   удовлетворение   потребностей человечества.   Изучение   химии   в   школе   способствует   формированию мировоззрения   учащихся   и   целостной   научной   картины   мира,   пониманию необходимости   химического   образования   для   решения   повседневных 3 жизненных   проблем,   воспитанию   нравственного   поведения   в   окружающей среде. Новое   содержание   образования   не   может   ограничиваться   перечнем требований к предметным знаниям, умениям и навыкам, оно должно охватить все основные компоненты социализации: 1. Систему духовно­нравственных ценностей. 2. Систему научных представлений о природе, обществе и человеке. 3. Систему универсальных учебных действий. В то же время, в условиях резкого сокращения времени, отводимого на изучение химии при сохранении объема ее содержания, снижается интерес учащихся к предмету. Как организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали химию   как   нужную   и   востребованную   жизнью   науку,   как   часть   мировой культуры, необходимую каждому образованному человеку для формирования целостной картины мира? Учить   химии   только   традиционными   методами   невозможно,   т.е. формировать   химическую   грамотность,   обучать   расчетам,   максимально включать теоретические знания. Необходимо создавать условия для развития естественной познавательной активности ребенка и его самореализации через накопление   индивидуального   опыта,   через   внеурочную   деятельность учащихся. Для   реализации   в   полной   мере   развивающего   потенциала   школьного курса   химии   помогает  метод   проектов,   учитывающий   потребность сегодняшнего   дня   –   смену   приоритетов   с   усвоения   готовых   знаний   на активную самостоятельную, познавательную деятельность каждого ученика. Работа   по   внедрению   метода   проектов   начинается   с   простого ознакомления с методом и алгоритмами проектирования. Вначале сам педагог знакомится   с   технологией   организации   проектной   деятельности.   Затем учитель должен научить учащихся работать над проектами. Учащиеся   знакомятся   с   правилами   и   основами   проектной   деятельности,   с требованиями, предъявляемыми к проектам. Основные требования таковы:  ­ в проекте обязательно должна быть решена какая­либо проблема; ­   в   процессе   работы   над   проектом   проводится   исследование, используются исследовательские методы; ­   исследование,   как   и   весь   проект,   выполняется   самостоятельно учащимися; 4 ­ учитель не вмешивается в работу над проектом, он выступает в роли консультанта; ­ содержательная часть проекта структурирована; ­   результаты   выполненного   проекта   должны   иметь   практическую значимость; ­ результаты  выполненных  проектов должны  быть материальны, т.е. оформлены; ­ если проект выполняется группой учащихся, то необходимо указать роль каждого на различных этапах; ­ по окончании работы над проектом на этапе рефлексии необходимо проанализировать   причины   неудач   и   отметить   положительные результаты и т.д. Анализируя опыт организации проектной деятельности по химии, можно привести в систему накопившиеся факты, которые отчетливо указывают на следующие результаты применения проектного метода:  ­   работа   над   проектами   стимулирует   внутреннюю   познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к химии. Это подтверждается следующими фактами:  ­ увеличилось количество учащихся, выбирающих химию, как предмет по выбору, выбирающих экзамен по химии для итоговой аттестации; ­   прикладной   характер   проектной   деятельности,   практическая направленность   выбираемых   исследований   привлекают   и   делают   проекты лично   значимыми   для   учащихся   (как   отмечают   ребята,   «пригодятся   в жизни»);  ­ у ребят появился стимул не только получить хорошую оценку, но и получить хорошие результаты проделанной работы; ­   наука   химия   –   трудная   для   понимания   наука   для   большинства учащихся школы.  Гуманистический   смысл   проектного   обучения   состоит   в   развитии творческого потенциала учащихся различных уровней развития, возможностей и индивидуальных особенностей. В   настоящее   время   много   говорят   о   роли   деятельности   в   развитии   ребёнка,   но   при   этом   не   всегда   подчёркивают,   что   далеко   не   каждая деятельность   развивает.   Часто   школьник   получает   определённые   знания   и умения в ходе своей деятельности, но сколько­нибудь заметного продвижения в развитии его способностей не происходит. Сколько прилежных учащихся, 5 радуя   родителей   отличными   отметками   в   младших   классах,   к   старшим классам обнаруживают отсутствие развитых способностей!   необходима   познавательная   потребность. Для того чтобы занятия развивали ум учащегося и его способности к   Именно   эта творчеству, потребность, т. е. собственный интерес ребёнка к познанию, выступает своего рода   катализатором   развития   всех   вышеупомянутых   качеств.   Без   этой потребности способности развиваться не могут.   Внеурочная работа служит тем   действенным   средством,   которое   мобилизует   активность   ученика   в поиске знаний и помогает полнее удовлетворить интересы школьников. Вся   внеклассная   работа   по   химии   строится   на   основе   принципа добровольности,   поэтому,   особенно   на   первых   порах,   весьма   важно   найти стимулы, которые могли бы заинтересовать учащихся ещё до того, как они глубже познакомятся с предметом в ходе изучения школьной программы. Я начинаю   решать   эту   проблему   на   первых     уроках   химии,   ставлю   перед учащимися вопросы, которые  должны стимулировать  их любознательность, дать первые импульсы к чтению дополнительной литературы по предмету, вызывать стремление собственными руками осуществить те превращения, о которых говорится в учебнике и прочитанных книгах. Предлагая учащимся готовить   небольшие   дополнительные   сообщения   к   урокам,   создавать мультимедийные   презентации,   участвовать   в   проведении   сначала эпизодических, а затем всё более систематических массовых мероприятий, я вовлекаю их в интенсивную кружковую работу по предмету. Затем из общего числа   школьников,   охваченных   этой   работой,   формируется   актив   –   члены кружка   и   отдельные   учащиеся,   особенно   энергично   помогающие   в организации внеклассных мероприятий по химии. Каждый год в школе проводится неделя естественных наук. На этой неделе   проводится   много   различных   конкурсов,   познавательных   игр, турниров. Эти внеклассные мероприятия проводятся для учащихся разных классов   и   готовятся   учениками   старших   классов.   Заканчивается   неделя большим   предметным   вечером   «   Посвящение   в   химики»,   который   несет большую   познавательную   информацию   связанную   с   предметом   химия. Старшеклассники   готовят   информацию   о   жизнедеятельности   ученых,   об экологических   проблемах,   о   здоровом   образе   жизни.   Эти   мероприятия проводят сами учащиеся, а поэтому при подготовке формируется коллектив учащихся, у которых возникает необходимость быть ответственными друг за друга, необходимость помогать друг другу. Обязательно выпускается газета, которая несет  интересную и полезную для ребят информацию. 6 Предметные   праздники   помогают   мотивировать   учащихся   на творческую   самореализацию.   Результатом   этих   праздников   является   рост активности   участников   праздников   предметных   знаний,  призовые   места   на городских   познавательных   турнирах,   а   самое   главное   –   рост   мотивации   к изучению предмета (анкетирование учащихся)   Элективные   курсы  –   обязательные   курсы   по   выбору   учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. В первую очередь ­ это занятия, позволяющие школьникам развить интерес к тому или иному предмету и определить свои профессиональные пристрастия. Элективные   курсы  ­   новый   элемент   учебного   плана,   дополняющие содержание   профиля,   что   позволяет   удовлетворять   разнообразные познавательные   интересы   школьников.   Элективные   курсы   могут   касаться любой тематики, как лежащей в пределах общеобразовательной программы, так и вне нее. С хорошо разработанной системой элективных курсов каждый ученик может получить образование с определенным желаемым уклоном в ту или иную область знаний. Выделяют три типа элективных курсов. Одни из них могут дополнять  содержание профильного курса. В этом случае   такой   дополненный   профильный   курс   становится   в   полной   мере углубленным, а школа (класс), в котором он изучается, превращается в школу с углубленным изучением отдельных учебных предметов. Другой тип элективных курсов может развивать содержание одного из базисных курсов, изучение которого в     школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. Это позволяет интересующимся школьникам   удовлетворить   свои   познавательные   потребности   и   получить дополнительную подготовку, например, для сдачи ЕГЭ по этому предмету на профильном уровне. Третий   тип   элективных   курсов   направлен   на   удовлетворение познавательных   интересов   отдельных   школьников,   выходящих   за   рамки выбранного им профиля. Химия по праву считается наукой созидания, но одновременно она же может   способствовать   разрушению,   уничтожению,   гибели   всего   живого.   В курсе   химии   учителю   предоставляются   большие   возможности   для патриотического воспитания учащихся, формирования стойкой гражданской позиции подрастающего поколения. 7

Внеурочная деятельность при обучении химии – важный фактор совершенствования школьного химического образования

Внеурочная деятельность при обучении химии – важный фактор совершенствования школьного химического образования

Внеурочная деятельность при обучении химии – важный фактор совершенствования школьного химического образования

Внеурочная деятельность при обучении химии – важный фактор совершенствования школьного химического образования

Внеурочная деятельность при обучении химии – важный фактор совершенствования школьного химического образования

Внеурочная деятельность при обучении химии – важный фактор совершенствования школьного химического образования

Внеурочная деятельность при обучении химии – важный фактор совершенствования школьного химического образования

Внеурочная деятельность при обучении химии – важный фактор совершенствования школьного химического образования

Внеурочная деятельность при обучении химии – важный фактор совершенствования школьного химического образования

Внеурочная деятельность при обучении химии – важный фактор совершенствования школьного химического образования

Внеурочная деятельность при обучении химии – важный фактор совершенствования школьного химического образования

Внеурочная деятельность при обучении химии – важный фактор совершенствования школьного химического образования

Внеурочная деятельность при обучении химии – важный фактор совершенствования школьного химического образования

Внеурочная деятельность при обучении химии – важный фактор совершенствования школьного химического образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2017