Внеурочная деятельность социального направления «Я гражданин» для 7-8 класса
Оценка 4.7

Внеурочная деятельность социального направления «Я гражданин» для 7-8 класса

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
классное руководство
7 кл—8 кл
15.09.2019
Внеурочная деятельность социального направления «Я гражданин» для 7-8 класса
Программа в рамках внеурочной деятельности социального направление "Я гражданин" . Срок реализации программы – 2 года (7-8 класс). Программа расширяет знания детей о родной стране, ее территории, природном богатстве, национальном и религиозном разнообразии народов России и особенностях народных традиций, обычаев, наших праздниках.
Внеурочная деятельность социального направления «Я гражданин» для 7-8 класса.docx
Внеурочная деятельность социального направления «Я гражданин» для 7­8 класса Пояснительная записка                      Рабочая программа внеурочной деятельности  «Я – гражданин России» рассчитана на развитие   гражданского, патриотического сознания и поведения учащихся общеобразовательных школ.                  Цель   курса:  способствовать  формированию  гражданско­патриотического   сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека. Концептуальные   подходы   к   формированию   историко­обществоведческих   знаний   и представлений у младших школьников в курсе «Я ­ гражданин России» конкретизируют постановка и решение следующих задач: • содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном крае (городе, деревне, селе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире; • оказывать   помощь   в   осознании   своей   принадлежности   государству,   предоставляющему каждому   его   гражданину   определенные   права   и   требующему   исполнения   определенных обязанностей; • обогащать учащихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере ­ в представлениях) о родной стране, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали и нравственности; • создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспективного восприятия мира и ориентации во времени. Содержание занятий «Я – гражданин» построено с учетом хронологического принципа. Темы объединены идейной, концептуальной и стилистической связью и создают у детей целостное представление о человечестве как обо всех людях, живших и живущих на Земле, помогают осознать значимость ключевых событий и явлений отечественной и всемирной истории. Общая характеристика курса «Я  – гражданин» Отличительной   особенностью   данной   программы   внеурочной   деятельности   от   уже существующих образовательных программ   является то, что она углубляет и расширяет знания детей   о   родной   стране,   ее   территории,   природном   богатстве,   национальном   и   религиозном разнообразии народов России и особенностях народных традиций, обычаев, наших праздниках. Уже в начале курса определяется позиция гражданина своей страны, причастного к ее настоящему, защищенного правами и имеющего определенные обязанности.              Актуальность и педагогическая целесообразность  курса – уникальная возможность для содержательного и неформального общения детей между собой. Этому способствует организация коллективных обсуждений прочитанного, увиденного, услышанного, диспуты; решение проблемных ситуаций; анализ выступлений и докладов; познавательные игры; выполнение различных групповых заданий. Таким образом, школьники приобретают коммуникативные навыки, учатся дискутировать, работать сообща. Они овладевают социальными умениями, учатся уважать друг друга.          Реализация программы предполагает разнообразие внеурочной деятельности детей. Необходим творческий   подход   учителя   к   организации   содержательного   общения   детей   с   учетом   их потребностей   и   сложившихся   условий.   Желательно   сочетать   проблемно­ценностное   общение, которое   затрагивает   не   только   эмоциональный   мир   ребенка,   но   и   его   восприятие   жизни,   ее ценностей, смысла, и досуговое общение, отличающееся большей свободой выбора содержания взаимодействия. Это сочетание вносит разнообразие и в формы проведения занятий: этические беседы, дебаты, тематические диспуты, дискуссии, концерт, инсценировка, «огоньки», былинный пир, театральный капустник, ярмарка.      Место курса в учебном плане  Срок реализации программы – 2 года (7­8 класс). Всего – 34 часа. Формирование  и  развитие  универсальных  учебных  действий (УУД) на  основе  рабочей программы «Я – гражданин» по патриотическому воспитанию и формированию гражданственности предполагает   формирование:   личностных,   регулятивных,   коммуникативных   и   познавательных универсальных учебных действий. Личностные   действия:  осознание   себя   как   члена   общества,   как   гражданина   России, уважение к своей родине, ее символам,  радость и гордость от того, что мы родились и живем в России. Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять   правильность   выполненного   задания   на   основе   образца,   учиться     корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция. Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:  • выбирать средства для организации своего поведения; • запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; •   планировать,   контролировать   и   выполнять   действие   по   заданному   образцу,   правилу,   с использованием норм; 2 • предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; • начинать и заканчивать действие в нужный момент;   Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее. Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение. Содержание учебных занятий  1. Наша Родина – Великая Россия! Страна, которую мы любим, просторы и богатства России, дружелюбие   россиян,   наша   толерантность.   Гражданин:   основные   значения   этого   понятия. Достойные граждане Отечества. Гражданский поступок. Практическая деятельность учащихся: подготовка   сообщений   о   достойных   гражданах   России   в   разные   ее   времена,   «Что   я   знаю   о Конституции России», составление схемы «Мои права и обязанности». Наше государство и его символы. Мы – граждане России, как устроено наше государство,  2. наш Государственный флаг, наш Государственный герб, наш Государственный гимн Практическая деятельность учащихся: подбор фотографий и комментарий экскурса «Мой семейный альбом», подготовка эссе «Хотя мы разные, но мы ­ Россия» (рассказ об характерных чертах и обычаях представителей разных наций). Россия – наш общий дом. Удивительная страна – Россия, наша Российская Федерация,  3. единство российского народа, твоя гражданственность,  действовать для Родины! Практическая деятельность учащихся: тренинги   «Каков я на самом деле», «Ласковое слово», анализ сказок народов мира по теме, подготовка эссе «Мой спортивный кумир ­ защитник чести России»; составление экономического расчета бюджета семьи на месяц.  4. Жизнь даётся один раз. Наше здоровье, курение и здравомыслие, алкоголь – губитель судеб, токсикомания и наркомания – виды самоубийств Гражданское поведение. Обыватель и его психология. Права человека и гражданина. Стремление человека к свободе. Свобода и долг. Свобода и закон. Права человека и свобода. Всеобщая декларация прав человека. Конституция России о правах человека и гражданина. Практическая деятельность учащихся: 3 встреча с врачом – наркологом, создание сценария рекламного ролика по проблемам здорового образа жизни молодежи.  5. Наш выбор – здоровый образ жизни. Человек и его здоровье, коварные враги здоровья, ваш выбор: радости или страдания, ваш выбор: красота или уродство Практическая деятельность учащихся: подготовка эссе « Мой кумир в искусстве, науке, спорте – сторонник здорового образа жизни», конкурс рисунков, плакатов по теме, анализ материалов СМИ по проблемам здорового образа жизни молодежи. Достоинства и недостатки человека. Познавать и улучшать себя, честь, совесть, доброта и  6. гуманность, жадность, зависть, злобность и жестокость. Практическая деятельность учащихся: тренинги  «Каков я на самом деле», «Ласковое слово», анализ сказок народов мира по теме.  7. Наши права и ответственность. О моральных и правовых нормах, зачем человеку права, наше равноправие, об обязанностях и ответственности Практическая деятельность учащихся: подготовка эссе «Мои права были нарушены не раз…», деловая игра «Защита прав ребенка в школе, на улице, в семье».  8. Гражданин России: наши права и свободы. Российская Конституция и наши права. Наше право на жизнь и охрану здоровья. Наше право на личную жизнь. Наше право на защиту чести и достоинства Практическая деятельность учащихся: Решения ситуационных задач «Ваши личные права нарушения  ­ адекватные действия»,  подготовка эссе о наиболее известных отечественных правозащитниках или международных правозащитных организациях.   9. Человек среди людей, что такое гражданское общество, благополучие семьи, твоё общение в школе Тематическое планирование 7 класс № Тема урока                 Дата план.                    факт. Основные виды  деятельности учащихся     4 1 Введение                   Наша Родина – Великая Россия! 2 3 4 5 6 7 Страна, которую  мы любим Дружелюбие  россиян Подготовка  сообщений о  достойных  гражданах России  в разные ее  времена   Составление  схемы «Мои права и обязанности». Интеллектуальный марафон по  правам человека Наша  толерантность 8 Мы – патриоты                5 Раскрывать суть  предстоящей работы Обсуждение поступков  былинных богатырей Проследить связь с  прошлым России Подготовка сообщений о  достойных гражданах  России в разные ее  времена Анализ и обсуждение  литературных  произведений. составление схемы «Мои  права и обязанности» Выработка собственных  прав человека и  собственных  обязанностей. Права и  обязанности школьника. Вести диалог на  заданную тему: «Что я  знаю о Конституции  России»   Знать статьи раздела  Конституции Викторина  «Что мы знаем о своих   правах?» Конкурс рисунков,  плакатов по  теме; подготовка эссе  «Хотя мы разные, но мы ­ Россия» (рассказ об  характерных чертах и  обычаях представителей  разных наций). Разыгрывание ситуаций России   Наше государство и его символы 9 Мы – граждане  России 10 Наш  Государственный  флаг 11 Наш  Государственный  герб 12 Наш  Государственный  гимн. Жизнь даётся один раз 13 Наше здоровье 14 Алкоголь –  губитель судеб             Наш выбор – здоровый образ жизни   15 Человек и его  здоровье 16 Ваш выбор:      6 Подготовка эссе « Мой  кумир в искусстве,  науке, спорте –  сторонник здорового  образа жизни» . анализ сказок народов  мира по теме Подготовить  презентацию «История  государственной  символики» подготовка эссе «Хотя  мы разные, но мы ­  Россия» (рассказ об  характерных чертах и  обычаях представителей  разных наций). Подготовить  презентацию «История  государственной  символики» Подготовка мини­ сочинений «Я и мои  родители»,  «Родительская любовь» анализ материалов СМИ  по проблемам здорового  образа жизни молодежи Обсуждение ситуации на  примере своей школы.  «Ласковое слово» радости или  страдания 17 Проведение акции    «Доброе сердце» Достоинства и недостатки человека 18 Познавать и  улучшать себя 19 Честь Совесть 20 Доброта и  гуманность 21 Жадность Зависть 22 Злобность и  жестокость             Наши права и ответственность 23 О моральных и  правовых нормах   24 Наше равноправие   7  Характеризовать  понятия Проводить сравнение Встреча с ребятами  общества инвалидов  Кротовки подготовка эссе «Мой  спортивный кумир­  защитник чести России» тренинги  «Каков я на  самом деле» Анализ и обсуждение  примеров из  литературных  произведений. Анализ и обсуждение  примеров из  литературных  произведений.   Вести дискуссию «Если  бы президентом России  был я» (собственный  вариант решения  злободневной проблемы) Анализировать сюжеты  экскурсии в различные  структуры  государственной власти  (милицию, военкомат,  местную администрацию  и др.) Выделять признаки и  объяснять их значения Гражданин России: наши права и свободы               25 Российская  Конституция и  наши права. 26 Наше право на  личную жизнь 27 Право на  образование   Мы в обществе 28 Человек среди  людей 29 Благополучие  семьи 30 ­ 32 33 ­ 34 Акция «Помоги  ветерану» Выставка моих  достижений и  достижений моей  семьи.   Находить  дополнительную  информацию (Интернет) Составление таблицы  интересов Подготовка  коллективной  презентации «Наш класс»   Анализировать  приведённые ситуации Анализ статей семейного  кодекса Встреча с ветеранами,  изготовление подарков  ветеранам, защита  проектов о людях фронта и тыла подбор фотографий и  комментарий экскурса  «Мой семейный альбом» Тематическое планирование 8 класс № Тема урока                 Дата план.                    факт. Основные виды  деятельности учащихся     8 1 Введение                   Наша Родина – Великая Россия! 2 3 4 Просторы и  богатства  России Россия воспетая современными  поэтами Наша  толерантность       Наше государство и его символы 5 Как устроено  наше  государство 6       Россия – наш общий дом 7 8 Удивительная  страна – Россия Наша  Российская  Федерация     9 Раскрывать суть  предстоящей работы Проследить связь с  прошлым России  (исторический экскурс) Анализ и обсуждение  литературных  произведений.   Подготовка сообщений о  заслугах  многонационального  российского народа Подготовка эссе « Мой  кумир в искусстве,  науке, спорте –  сторонник здорового  образа жизни» . анализ сказок народов  мира по теме Подготовить  презентацию «История  государственной  символики» подготовка эссе «Хотя  мы разные, но мы ­  Россия» (рассказ об  характерных чертах и  обычаях представителей  разных наций). Подготовить  презентацию «История  государственной  символики» 9 Единство  российского  народа   Жизнь даётся один раз       10 Курение и  здравомыслие 11 Алкоголь –  губитель судеб 12 Токсикомания и наркомания –  виды  самоубийств Наш выбор – здоровый образ жизни   13 Коварные враги  здоровья 14 Ваш выбор:  красота или  уродство 15         Достоинства и недостатки человека 16 Познавать и  улучшать себя 17 Честь Совесть 18 Доброта и  гуманность       10   Подготовка мини­ сочинений «Я и мои  родители»,  «Родительская любовь» анализ материалов СМИ  по проблемам здорового  образа жизни молодежи   Обсуждение ситуации на  примере своей школы.  «Ласковое слово»  Характеризовать  понятия Проводить сравнение Встреча с ребятами  общества инвалидов  Кротовки подготовка эссе «Мой  спортивный кумир­  защитник чести России» тренинги  «Каков я на  самом деле» Анализ и обсуждение  примеров из  литературных  произведений. 19 Жадность  Зависть 20 Злобность и  жестокость       Наши права и ответственность 21 Зачем человеку  права 22 Об  обязанностях и  ответственности     Гражданин России: наши права и свободы 23 Наше право на  жизнь и охрану  здоровья. 24 Наше право на  защиту чести и  достоинства 25 Наши  культурные  права 26 Тест «Я и права  других людей»          11 Анализ и обсуждение  примеров из  литературных  произведений.   Вести дискуссию «Если  бы президентом России  был я» (собственный  вариант решения  злободневной проблемы) Анализировать сюжеты  экскурсии в различные  структуры  государственной власти  (милицию, военкомат,  местную администрацию  и др.) Выделять признаки и  объяснять их значения Находить  дополнительную  информацию (Интернет) Составление таблицы  интересов Выработка  собственных прав  человека и собственных  обязанностей. Подготовка  коллективной  презентации «Наш класс»   Комментирование  высказываний на тему: (Книга 4, стр.  37­40) 27 Викторина «Что   мы знаем о  своих  правах?»   Мы в обществе 28 Что такое  гражданское  общество 29 30 Твоё общение в  школе тренинг  «Формирование  лидерских  качеств» 31 Наши  культурные  права 32 ­ 33 Защита  Отечества – наш священный долг. 34 Мы и охрана  природы             «Честь, достоинство,  репутация».   Работать  самостоятельно,  используя знания Анализировать  приведённые ситуации Вести диалог на  заданную тему: «Что я  знаю о Конституции  России» анализировать ситуации,  формирование  понятийного аппарата аргументации  собственных версий и  личностной позиции Дебаты «В человеке  должно быть всё  прекрасно…!» Встреча с ветеранами  войн Просмотр военной  документальной ленты Круглый стол на темы,  заданные самими  участниками Участие в экологическом карнавале   12 Планируемые результаты освоения учащимися программы  курса Обучающийся научится: • столица,   народы   России   (на   отдельных   примерах),   наши   праздники;   международное понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, сотрудничество; история, предыстория; • ориентироваться в историческом времени; • • определять на карте границы и крупные города России; рассказывать о родной стране, своем городе (селе); различать   символы   государства     ­   флаг,   герб   России   и   флаг,   герб   субъекта • Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение; • • • • • • уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения; уважительно относиться к защитникам Родины; читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания; различать художественную и научно­популярную литературу; анализировать ответы товарищей; осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе. Обучающийся получит возможность научиться: • понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное и версии в истории; • приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех); • различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво); • анализировать   литературные   источники   для   приобретения   первоначальных историко­обществоведческих знаний; • на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно­ следственные связи; • уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего села (города), народу, России.   Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД) Регулятивные универсальные учебные действия Ученик научится:       целеполаганию,   включая   постановку   новых   целей,   преобразование   практической задачи в познавательную; самостоятельно   анализировать   условия   достижения   цели   на   основе   учета выделенных; учителем ориентиров действия в новом материале; планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты; уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им. Ученик получит возможность научиться:        самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;   выделять   альтернативные   способы   достижения   цели   и   выбирать   наиболее эффективный способ;  основам саморегуляции в учебно­воспитательной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;   осуществлять   познавательную   рефлексию   в   отношении   действий   по   решению познавательных задач;   адекватно   оценивать   объективную   трудность   как   меру   фактического   или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;  адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия Ученик научится:    учитывать   разные   мнения   и   стремиться   к   координации   различных   позиций   в сотрудничестве;  формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее   с   позициями   партнеров   в   сотрудничестве   при   выработке   общего   решения   в совместной деятельности;  устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;        аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию;    задавать   вопросы,   необходимые   для   организации   собственной   деятельности   и сотрудничества;   осуществлять   взаимный   контроль   и   оказывать   в   сотрудничестве   необходимую взаимопомощь;   организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем, родителями, представителями   общественности   и   сверстниками,   определять   цели   и   функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;  работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;  основам коммуникативной рефлексии.  Ученик получит возможность научиться:        учитывать позиции других людей, отличные от собственной позиции;  учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;   понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;  брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);   оказывать   поддержку   и   содействие   тем,   от   кого   зависит   достижение   цели   в совместной деятельности;  в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;   в   совместной   деятельности   четко   формулировать   цели   группы   и   позволять   ее участникам проявлять инициативу для достижения этих целей. Познавательные универсальные учебные действия Ученик научится:      проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;   осуществлять   расширенный   поиск   информации   с   использованием   ресурсов библиотек, СМИ и сети Интернет;  осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;  давать определение понятиям;   устанавливать причинно­следственные связи;      обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков   к   родовому   понятию,   от   понятия   с   меньшим   объемом   к   понятию   с большим объемом;    осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;    строить   логические   рассуждения,   включающие   установление   причинно­ следственных связей;  объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;     структурировать   информацию,   включая   умение   выделять   главное   и второстепенное.  Ученик получит возможность научиться:  ставить проблему, аргументировать ее актуальность;      самостоятельно   проводить   исследование   на   основе   применения   методов наблюдения и эксперимента;  выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;    делать   умозаключения   (индуктивное   и   по   аналогии)   и   выводы   на   основе аргументации. Личностные универсальные учебные действия В рамках когнитивного компонента будут сформированы: • • • • • • • • • основные права и обязанности учащихся в области гражданской ответственности;  ориентация в системе моральных норм и ценностей;  эстетическое сознание;  признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях. В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:  гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;  эмоционально положительное принятие своей региональной идентичности;  уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;  уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и  других людей, оптимизм в восприятии мира; •  потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;  •   позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении. В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:  готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и • обязанностей ученика и гражданина;  готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и • сверстников в школе, дома;   устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции • познавательного мотива. Ученик получит возможность для формирования: • патриотической деятельности;   выраженной   устойчивой   учебно­познавательной   мотивации   и   интересов   готовности к самообразованию и самовоспитанию, самокритике, самовнушению, • самообязательствам;  • •  адекватной позитивной самооценки;   компетентности   в   реализации   основ   гражданской   идентичности   в   поступках   и деятельности; •   готовности   осознанного   понимания   и   сопереживания   чувствам   других, выражающейся в поступках, направленных на помощь. Учебно­методическое и материально­техническое обеспечение Нормативно­правовая литература: 1. Конституция Российской Федерации 2. Стратегии национальной безопасности до 2020 г. 3. ФЗ № 271 от 29.12.212 «Об образовании в Российской Федерации»  4 ФКЗ №1 «О государственном флаге Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года. 5. ФКЗ №2 «О государственном гербе Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года. 6. ФКЗ №3 «О государственном гимне Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года.  7.   ФЗ   №98   «О   государственной   поддержке   молодежных   и   детских   общественных объединений» от 28 июня 1995 года. 8. ФЗ №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года.  9. ФЗ №32 «О днях воинской славы и памятных датах России» от 13 марта 1995 года.  10.   ФЗ   №4292­1   «Об   увековечивании   памяти   погибших   при   защите   Отечества»   от   14 января 1993 года. Основная литература: 1.   Федеральный   компонент   государственного   стандарта   основного   общего   и   среднего (полного) общего образования. 2.   Программы   регионального   курса   «Основы   жизненного   самоопределения»   (авторы   и составители программ В.П. Пахомов, Я.В.Соколов) .Изд 2­е, исправленное и дополненное.­ Самара: СИПКРО, 2002. – 56с.; 3.   Соколов   Я.В.   Наша   Родина   ­   великая   Россия:   Пособие   для   учащихся.­М.:НМЦ «Гражданин», 2009.­ 48с.: ил.­ (Я ­ гражданин России). 4.   Соколов   Я.В.   Наше   государство   и   его   символы:   Пособие   для   учащихся.­М.:НМЦ «Гражданин», 2009.­ 48с.: ил.­ (Я ­ гражданин России). 5. Соколов Я.В. Россия – наш общий дом: Пособие для учащихся.­М.:НМЦ «Гражданин», 2009.­ 48с.: ил.­ (Я ­ гражданин России). 6. Образовательная программа и учебный план МБОУ СОШ № 12 г.о.Самара. Учебники Учебник   1.   Соколов   Я.В.   Наша   Родина   –   великая   Россия.:   Книга   для   учащихся   5­9 классов.­ М.:НИЦ Гражданин,2012.­ 48с.: ил. 2.   Соколов   Я.В.   Наше   государство   и   его   символы.:   Книга   для   учащихся   5­7   классов .­М.:НИЦ Гражданин,2012.­48с.:ил. 3. Соколов Я.В. Россия – наш общий дом.: Книга для учащихся 5­7 классов.­ М.:НИЦ Гражданин,2012.­48с.:ил. 4.   Соколов   Я.В.   Гражданин   России:   наши   права   и   свободы.:   Книга   для   учащихся   7­9 классов.­ М.:НИЦ Гражданин,2012.­48с.:ил. 6.  Соколов   Я.В.   Жизнь  даётся  один   раз.:   Книга   для   учащихся   7­9   классов.­   М.:   НИЦ Гражданин,2012.­48с.:ил 7. Соколов Я.В. Наш выбор – здоровый образ жизни.: Книга для учащихся 5­7 классов .­М.: НИЦ Гражданин,2012.­48с.:ил. 11. Соколов Я.В. Достоинства и недостатки человека.: Книга  для учащихся 5­9 классов.­ М.:НИЦ Гражданин,2012.­48с.:ил. 13.   Соколов   Я.В.     Мы   в   обществе.:   Книга   для   учащихся   5­9   классов.­   М.:НИЦ Гражданин,2012.­48с.:ил 14.   Соколов   Я.В.   Наши   права   и   ответственность.:   Книга   для   учащихся   5­9   классов .­М.:НИЦ Гражданин,2012.­48с.:ил Дополнительная литература: 1. Абдулатипов Р. Человек. Нация. Общество. ­ М., 1991. 2. Азаров А.Я. Права человека. Новое знание. ­ М., 1995. 3. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Под ред. Шехтерта С. и Воскресенской Н.М. ­ М., 1998. 4. Мой выбор. Учебно­методическое пособие для средней школы. ­М., 2001. 5. Мушинский В.О. Азбука гражданина. Учебник. ­ М., 1996. 6. Мушинский В.О. Основы правоведения. Учебное пособие для средней школы. ­ М., 1995. 7.   Соколов   Я.В.   Наша   Родина   –   великая   Россия:   Книга   для   учащихся.   –   М.:   НИЦ «Гражданин», 2012. 8.     Соколов   Я.В.   Наша   Россия   –   наш   общий   дом:   Книга   для   учащихся.   –   М.:   НИЦ «Гражданин», 2012. 9.   Соколов   Я.В.   Гражданин   России:   наши   права   и   обязанности   (О   Российской Конституции): Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012. Оборудование и приборы 1.    Компьютер с программным обеспечением 2.    Мультимедиапроектор 3.    Экран 4.    Ноутбук 5.    Документ­камера 6.    Модульная система экспериментов Интерактивные программы и издания на электронных носителях 1.    Как устроены вещи. Интерактивная энциклопедия науки и техники 2.    Фантазеры. МУЛЬТИтворчество. Программно­методический комплекс 3.    Фантазеры. Талантливый дизайнер: обучающая программа 4.   Азбука искусства. Программно­ методический комплекс

Внеурочная деятельность социального направления «Я гражданин» для 7-8 класса

Внеурочная деятельность социального направления «Я гражданин» для 7-8 класса

Внеурочная деятельность социального направления «Я гражданин» для 7-8 класса

Внеурочная деятельность социального направления «Я гражданин» для 7-8 класса

Внеурочная деятельность социального направления «Я гражданин» для 7-8 класса

Внеурочная деятельность социального направления «Я гражданин» для 7-8 класса

Внеурочная деятельность социального направления «Я гражданин» для 7-8 класса

Внеурочная деятельность социального направления «Я гражданин» для 7-8 класса

Внеурочная деятельность социального направления «Я гражданин» для 7-8 класса

Внеурочная деятельность социального направления «Я гражданин» для 7-8 класса

Внеурочная деятельность социального направления «Я гражданин» для 7-8 класса

Внеурочная деятельность социального направления «Я гражданин» для 7-8 класса

Внеурочная деятельность социального направления «Я гражданин» для 7-8 класса

Внеурочная деятельность социального направления «Я гражданин» для 7-8 класса

Внеурочная деятельность социального направления «Я гражданин» для 7-8 класса

Внеурочная деятельность социального направления «Я гражданин» для 7-8 класса

Внеурочная деятельность социального направления «Я гражданин» для 7-8 класса

Внеурочная деятельность социального направления «Я гражданин» для 7-8 класса

Внеурочная деятельность социального направления «Я гражданин» для 7-8 класса

Внеурочная деятельность социального направления «Я гражданин» для 7-8 класса

Внеурочная деятельность социального направления «Я гражданин» для 7-8 класса

Внеурочная деятельность социального направления «Я гражданин» для 7-8 класса

Внеурочная деятельность социального направления «Я гражданин» для 7-8 класса

Внеурочная деятельность социального направления «Я гражданин» для 7-8 класса

Внеурочная деятельность социального направления «Я гражданин» для 7-8 класса

Внеурочная деятельность социального направления «Я гражданин» для 7-8 класса

Внеурочная деятельность социального направления «Я гражданин» для 7-8 класса

Внеурочная деятельность социального направления «Я гражданин» для 7-8 класса

Внеурочная деятельность социального направления «Я гражданин» для 7-8 класса

Внеурочная деятельность социального направления «Я гражданин» для 7-8 класса

Внеурочная деятельность социального направления «Я гражданин» для 7-8 класса

Внеурочная деятельность социального направления «Я гражданин» для 7-8 класса

Внеурочная деятельность социального направления «Я гражданин» для 7-8 класса

Внеурочная деятельность социального направления «Я гражданин» для 7-8 класса

Внеурочная деятельность социального направления «Я гражданин» для 7-8 класса

Внеурочная деятельность социального направления «Я гражданин» для 7-8 класса

Внеурочная деятельность социального направления «Я гражданин» для 7-8 класса

Внеурочная деятельность социального направления «Я гражданин» для 7-8 класса

Внеурочная деятельность социального направления «Я гражданин» для 7-8 класса

Внеурочная деятельность социального направления «Я гражданин» для 7-8 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.09.2019