Внеурочная деятельность. Занимательная математика. Геометрические иллюзии.
Оценка 5

Внеурочная деятельность. Занимательная математика. Геометрические иллюзии.

Оценка 5
Занимательные материалы
docx
математика
3 кл
01.02.2017
Внеурочная деятельность. Занимательная математика. Геометрические иллюзии.
Презентация к данному занятию.
Внеурочная деятельность. Геометрические иллюзии..docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа – лицей № 4 «Интеллект» Автор: Чебакова Валентина Аркадьевна Внеурочная деятельность. Занимательная математика. Тема « Геометрическая иллюзия и обманы зрения» Цель: создать условия для того, чтобы дети пришли к выводу о том, что все  люди разные, у каждого свое восприятие мира. Нужно уметь принимать  разные точки зрения, прислушиваться к мнению других людей. Задачи:  1. Образовательные:  организовать практическую деятельность, чтобы подвести детей к  выводу, что в жизни не всегда явные вещи являются таковыми  способствовать расширению знаний по теме «Геометрическая иллюзия и обманы зрения»  побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся  2. Развивающие:  создать условия для знакомства с практическими методами сравнения  создать условия для развития глазомера, ориентирования в  пространстве, аналитических способностей, воображения, развития  мелкой моторики рук  развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы   развивать познавательную активность, интерес к предмету через  использование средств ИКТ;       учить наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать знания;       развивать речь учащихся; способность выдвигать гипотезы, приводить  аргументы. 3. Воспитательные:  воспитывать интерес к теме «Геометрическая иллюзия и обманы  зрения»;  способствовать формированию умения работы с текстом в группах;       формировать толерантность в отношениях учащихся  в группе;         умение   распределять   роли   в   общем   деле   и   оценивать   собственный результат. Планируемые результаты: предметные: ученик научится  практическим методам сравнения  ученик получит возможность научиться:  выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи; участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве личностные: ученик проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу понимает причины успеха в учебной деятельности Универсальные учебные действия: регулятивные ученик определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться работать по предложенному учителем плану; познавательные ученик использует знако-символические средства при оформлении работы в группах; делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;          составляет алгоритм под руководством учителя; коммуникативные ученик  слушает и понимает речь других;  договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов. ХОД УРОКА. I. Мотивация к познавательной деятельности, постановка цели . ­  Вспомните  известную игру «Сломанный телефон» ­ Какой вывод вы можете сделать, поиграв в эту игру? (В жизни не всегда то,  что мы слышим, действительно так звучит) ­ (Слайд №2) ­ Доводилось ли вам замечать, когда вы сильно заморозили руки на улице,  подставив их под прохладную воду в кране, почувствовать, что вода идет как  будто горячая? ­ Какой вывод вы можете сделать? (В жизни не всегда то, что мы осязаем, является таковым). ­  А вот однажды я увидела такую интересную фотографию. Действительно ли в столбе есть выемка? (Слайд №3) ­ Знаете ли вы, почему она нам кажется? (Выемка нам кажется благодаря  солнцу) ­  Посмотрите на слайд в презентации. Какое геометрическое тело мы видим?  (цилиндр) (Слайд №4) ­ А если смотреть только на тени, какие фигуры мы увидим? (Прямоугольник, круг) ­ Какой вывод вы можете сделать? (В жизни не всегда, что мы видим, является таковым). ­ Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? ­  Мы будем говорить об иллюзиях. (Слайд №5) ­ Какую цель на занятии вы перед собой ставите? (Расширить свои знания об  иллюзиях) II. Практическая поисковая деятельность. Формирование новых знаний.  ­ Итак, что же такое иллюзия, как переводится это слово? (фокус, обман)  (Слайд №6) ­ (5) Конкретно сегодня мы будем говорить о зрительных иллюзиях. (Слайд  №7) 1) Практическая работа. 1) ­ Какая дуга больше? (Слайд №9) ­ Эти дуги абсолютно одинаковы. –Каким методом это можно проверить? (Методом наложения). Заранее из бумаги изготовлена дуга, повторяющая размеры исходных дуг ­ Все ли вы сразу догадались, что дуги одинаковы? ­ Почему же они кажутся нам разными? ­ «Реснички», находящиеся вне дуги, зрительно ее увеличивают. 2) – Что вам кажется больше у этой гребенки – длина или ширина?  (Слайд №10) ­ Предложите еще какой–нибудь метод сравнения. ­ Проверим с помощью линейки. ­ Итак, какой   вывод мы можем сейчас сделать? (Не все, что мы видели,  является таковым на самом деле) 3) – Что можно сказать о длине  вертикальной линии и горизонтальной? (Слайд №11) Вывод. Вертикальная линия воспринимается как более длинная. Если же на  рисунок одним глазом, то эффект несколько уменьшается.  На самом деле эти линии равны. 4)    ­ Равны ли данные стрелки? (Слайд №12)     ­ Как это можно доказать? Вывод. Стрелки на концах отрезков создают иллюзию искажения длины,  поэтому одинаковые отрезки воспринимаются как неодинаковые. Но на самом деле отрезки равны.  5) –  Какая диагональ длиннее АВ или АС? (Слайд №13) Вывод.      Поразительную иллюзию создают углы – тупой и острый; диагонали АВ и АС двух параллелограмов равны, хотя диагональ АС кажется гораздо  короче.  6) ­  Равны ли внутренний круг на крышке ведра и круг, образующий дно  ведра? (Слайд №14) ­ Все эти иллюзии можно отнести к группе – иллюзии восприятия размера. Это только одна группа. На самом деле, видов оптических иллюзий очень  много. 7). Иллюзия контраста. (Слайд №15) ­ Что можете сказать об окружности в центре окружностей? ­  Иллюзия, при которой один и тот же предмет воспринимается как более  крупный среди маленьких фоновых предметов и меньше среди больших фоновых предметов. ­ Что бы убедиться, что круги одинаковые, конечно же, можете  воспользоваться линейкой, но можно и без нее. Закройте один глаз и посмотрите в условную точку посредине между кругами. Несколько секунд спустя, вы увидите, что они одинаковые  2).  Кажущиеся фигуры. (Слайд №16)  1)  ­ Перед вами картинка, изображающая двух мужчин.  ­ Изобразил ли у них художник туловище, руки, ноги? (Нет).  ­ А впечатление такое, что они есть. Почему? Вывод.  Наш мозг услужливо дорисовывает их в нашем воображении. 3) Двойственные изображения. ­ Кого вы видите на картинке? (Заяц, утка). (Слайд №17) ­ Кто прав? (Все правы) ­  Кого вы видите на картинке? (Девушка, старуха) (Слайд №18) ­  Кого вы видите на картинке? (Старики или поющие мексиканцы) ­ С помощью какого органа чувств мы видели все иллюзии? (Глаза) Глаза – очень важный орган. Их нужно беречь. На протяжении дня глаза  сильно устают. Как можно помочь отдохнуть им и одновременно  укрепить мышцы глаз? 4). Физминутка для глаз. (Слайд №20­21) 5).  Иллюзии движения. 1) ­Какая возникает иллюзия? (рисунок пульсирует) (Слайд №22) 2) Очень интересный оптический фокус. Глядя на эту картинку, наш мозг уверяет нас в том, что синие квадраты в центре этой картинки, немного перекосило, и их то и дело клонит на бок. Но расфокусировав взгляд или просто немного отойдя от картинки компьютера, понимаешь, что это правильные четырёхугольники, и что это всего лишь иллюзия. 6).  Иллюзии цвета и контраста. 1) ­ Белые кружки кажутся мигающими, не правда ли? 2) ­  Какого цвета круги в этой полоске? (Круги имеют один и тот же оттенок  серого). 3) ­  Где цвет фигур кажется более ярким и насыщенным? (Там, где фигуры  окантованы черными рамками). 7) . Распознавание образа. 1) ­ Найдите льва. 2) ­  Найдите на картинке младенца. 8). Иллюзия восприятия глубины. ­ Обложкой к нам или наоборот расположен журнал? ­ Сейчас выпускают много альбомов с различными стереокартинками. Умеете  ли вы видеть в них спрятанные образы. На этой картинке «спрятана» собачка.  Помогает разглядеть образ особое свойство наших глаз ­ бинокулярное  зрение. Только не всем сразу удается разглядеть картинку. Иногда требуется  соответствующая тренировка Бинокулярное зрение – это способность воспринимать окружающее двумя  глазами, при которой создается объемное восприятие предмета. ­Давайте попробуем определить у себя наличие бинокулярого зрения.  Проведем опыт ­ с «дырой в ладони» . ( Ученики из листа бумаги свертывают трубочку и ставят ее перед одним глазом. Рядом с трубочкой, через которую ученик смотрит вдаль, перед вторым глазом помещают ладонь второй руки. Если при взгляде двумя глазами ученик увидит «дыру в ладони», через которую ему кажется, он даже видит предметы, значит бинокулярное зрение у него сохранено). ­ Может ли быть бинокулярное зрение с одним глазом? (Нет) 9).  Эффект последействия. ­ Если после рассмотрения этого рисунка перевести взгляд на пустую стену,  возникает эффект последействия, похожий на движущиеся зерна риса. 10). Зрительные искажения. ­ Параллельны ли горизонтальные линии? ­  Круги или спирали? ­  Одним из примеров зрительных искажений послужит видео – «Танец,  ломающий мозги» (взят в интернете на Ютубе). И мы заодно подвигаемся. 11) Игра «Соотноси с рисунком». ­ Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. За 1 минуту прочитать  фрагмент научно – познавательной статьи и приготовиться рассказать  ребятам интересные факты о том, в каких сферах жизни человек использует  зрительные иллюзии в свою пользу. Кроме этого, вы должны соотнести свою  информацию с фотографией, которая будет выведена на экране после  подготовки. У 4 групп будет отдельное задание. Группа 1. Зрительные иллюзии уже давно на службе у дизайнеров одежды. Знание и правильное использование свойств зрительных иллюзий позволяет подчеркнуть красоту и совершенство правильной фигуры, удачно расставить модные акценты на той или иной части тела, а также придать нестандартной или полной фигуре определенный зрительный эффект . При этом можно использовать два абсолютно разных метода: подчеркивание достоинств фигуры, скрытие недостатков. Группа 2. Оптические иллюзии часто используются в архитектуре. Архитекторы древнеримской эпохи работали преимущественно с камнем. Однако их знаний по оптике было вполне достаточно, чтобы создавать великолепные оптические иллюзии на полах в технике мозаики. Группа 3. Самым лучшим примером оптической иллюзии в архитектуре является дом  таможенной службы в Мельбурне, Австралия. Все этажи дома одинаковой  высоты, хотя создается впечатление, будто они то расширяются, то сужаются. Группа 4. Оптические иллюзии активно используются при создании интерьера. Именно они помогают зрительно расширить или сузить помещение, увеличить или уменьшить высоту потолков, длинную комнату сделать визуально квадратной. Например, чтобы потолок казался выше, нужно сделать глянцевый натяжной потолок. За счет отражения он зрительно увеличивает высоту комнаты.  –Какая группа считает, что данный слайд подходит к их рассказу? Выходите  к доске! III. Творческая самостоятельная работа. Самооценка.  ­ У вас на партах лежат листочки, на которых нарисованы произвольные  линии. Постарайтесь сейчас разглядеть в этих линиях какой ­ либо образ,  предмет, явление. Дорисуйте, что вы представили. ­ Какие предметы или образы у вас получились? ­ Кто доволен своей работой? ­Кто хочет рассказать о своей работе перед классом? ­ Почему у всех получились разные рисунки? (Все мы разные, у каждого свое  восприятие мира). IV. Рефлексия познавательной деятельности на уроке.  ­ С каким основным понятием познакомились вы сегодня? (Зрительные  иллюзии)  ­ Какие задачи мы ставили перед собой? (Расширить свои знания об иллюзиях) ­ Что нового вы узнали? (Глаз может искажать размеры предметов, их форму  и цвет. Видимое не всегда совпадает с тем, что мы видим. Все люди разные. И  у каждого человека свое восприятие мира. Нужно уметь принимать разные  точки зрения, прислушиваться к мнению других людей).  ­ Кто из вас увлекся темой «Иллюзии»? ­ Будете ли вы дальше расширять свои знания о зрительных иллюзиях? Где вы  будете брать информацию? ­ Понравился ли вам урок? ­  иллюзия ­ шутка ­  Спасибо за работу! Литература 1. Большой справочник школьника. 5 – 11 классы. ­ М.: Дрофа, 2002.  2. Подборка журналов «Физика в школе» 2004, 2005, 2006, 2007 годов 3.  Асламазов А. Г.,  Варламов А. А.  Удивительная физика: – М.: Добросвет, МЦНМО, 2005. 4. Интернет­ресурсы. Приложение. Группа 1.  Зрительные иллюзии уже давно на службе у дизайнеров одежды. Знание и правильное использование свойств зрительных иллюзий позволяет подчеркнуть красоту и совершенство правильной фигуры, удачно расставить модные акценты на той или иной части тела, а также придать нестандартной или полной фигуре определенный зрительный эффект . При этом можно использовать два абсолютно разных метода: подчеркивание достоинств фигуры, скрытие недостатков. Группа 2.  Оптические иллюзии часто используются в архитектуре. Архитекторы древнеримской эпохи работали преимущественно с камнем. Однако их знаний по оптике было вполне достаточно, чтобы создавать великолепные оптические иллюзии на полах в технике мозаики. Группа 3. Самым лучшим примером оптической иллюзии в архитектуре  является дом таможенной службы в Мельбурне, Австралия. Все  этажи дома одинаковой высоты, хотя создается впечатление, будто  они то расширяются, то сужаются. Группа 4.  Оптические иллюзии активно используются при создании интерьера. Именно они помогают зрительно расширить или сузить помещение, увеличить или уменьшить высоту потолков, длинную комнату сделать визуально квадратной. Например, чтобы потолок казался выше, нужно сделать глянцевый натяжной потолок. За счет отражения он зрительно увеличивает высоту комнаты.

Внеурочная деятельность. Занимательная математика. Геометрические иллюзии.

Внеурочная деятельность. Занимательная математика. Геометрические иллюзии.

Внеурочная деятельность. Занимательная математика. Геометрические иллюзии.

Внеурочная деятельность. Занимательная математика. Геометрические иллюзии.

Внеурочная деятельность. Занимательная математика. Геометрические иллюзии.

Внеурочная деятельность. Занимательная математика. Геометрические иллюзии.

Внеурочная деятельность. Занимательная математика. Геометрические иллюзии.

Внеурочная деятельность. Занимательная математика. Геометрические иллюзии.

Внеурочная деятельность. Занимательная математика. Геометрические иллюзии.

Внеурочная деятельность. Занимательная математика. Геометрические иллюзии.

Внеурочная деятельность. Занимательная математика. Геометрические иллюзии.

Внеурочная деятельность. Занимательная математика. Геометрические иллюзии.

Внеурочная деятельность. Занимательная математика. Геометрические иллюзии.

Внеурочная деятельность. Занимательная математика. Геометрические иллюзии.

Внеурочная деятельность. Занимательная математика. Геометрические иллюзии.

Внеурочная деятельность. Занимательная математика. Геометрические иллюзии.

Внеурочная деятельность. Занимательная математика. Геометрические иллюзии.

Внеурочная деятельность. Занимательная математика. Геометрические иллюзии.

Внеурочная деятельность. Занимательная математика. Геометрические иллюзии.

Внеурочная деятельность. Занимательная математика. Геометрические иллюзии.

Внеурочная деятельность. Занимательная математика. Геометрические иллюзии.

Внеурочная деятельность. Занимательная математика. Геометрические иллюзии.

Внеурочная деятельность. Занимательная математика. Геометрические иллюзии.

Внеурочная деятельность. Занимательная математика. Геометрические иллюзии.

Внеурочная деятельность. Занимательная математика. Геометрические иллюзии.

Внеурочная деятельность. Занимательная математика. Геометрические иллюзии.

Внеурочная деятельность. Занимательная математика. Геометрические иллюзии.

Внеурочная деятельность. Занимательная математика. Геометрические иллюзии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2017