Внеурочная работа по физике как метод активизации знаний студентов
Оценка 4.7

Внеурочная работа по физике как метод активизации знаний студентов

Оценка 4.7
Документация
docx
физика
10 кл
27.11.2018
Внеурочная работа по физике как метод активизации знаний студентов
Физическая наука так далеко ушла вперед и столько имеет практических применений, что специально организованная деятельность ученика в наше время должна быть направлена на то, чтобы молодежь, окончившая школу, владела основами физики и имела необходимые навыки по их применению в своей будущей практической деятельности. В свете современной образовательной парадигмы задачи образования не сводятся к тому, чтобы передать некоторую сумму знаний ученикам, подготовить их к жизни, к труду. Современная образовательная парадигма предполагает, что готовность к будущей деятельности должна стать индивидуальной потребностью личности. Человеку можно только помочь — оказать ему образовательные услуги в приобретении знаний, в предоставлении возможности сформировать умения применять полученные знания на практике. Для реализации этой парадигмы необходимо формирование и развитие творческих способностей учащихся, которые в большей степени развивают возможности школьников применять полученные теоретические знания в новых нестандартных ситуациях. В развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету. Внеклассные занятия углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроке, повышают их интерес к предмету. Ознакомившись на занятии кружка, конференции или вечере с тем или иным явлением, ученик постарается глубже понять его суть, захочет почитать дополнительную литературу. Внеклассные занятия помогают учителю лучше узнать индивидуальные способности своих учеников, выявить среди них одаренных учащихся, проявляющих интерес к физике, и всячески направлять развитие этого интереса
Внеклассная работа.docx
ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТА ПО ФИЗИКЕ КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ  1 I. Введение Сегодня     студента захлестнуло море информации.  Как выплыть в этом море, как отсеять нужное от ненужного, как выделить главное?  Видимо, необходимо научиться думать, сопоставлять, делать выводы, и даже самая маленькая, но собственная находка на этом пути, дороже томов чужой мудрости. Учиться ставить простейшие опыты, мастерить, доходить   своим   умом   до   понимания   основ   физики,   наблюдать,   анализировать,   логически мыслить, и тогда школьная премудрость уже не навалится на ребенка беспорядочной грудой, а легко «разложится по полочкам».  В   современных   условиях   процесс   обучения   и   воспитания   настолько   сложен   и многообразен,   что   преподаватель   не   может   полноценно   и   качественно     осуществлять   его только на уроках. Чтобы привить студентам устойчивый интерес к предмету, дополнить и углубить   те   знания,   которые   они   получают   на   уроках,   а   главное,   учесть   и   развить   их индивидуальные   интересы   и   способности,   необходимо   работать   с   обучающимися   и   во внеурочное время. Внеурочная  работа – это уникальная возможность: 1. дифференцированного подхода к каждому обучающемуся, 2. формирования и развития  технического творчества, 3. удовлетворения личных интересов обучающихся, 4. связи выбранной специальности и физики. Основными задачами  внеурочной  работы  являются:      повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности; развитие познавательной и творческой активности обучающихся; усиление практической направленности знаний, связь с выбранной специальностью осуществление индивидуализации и дифференциации в работе с учащимися; всестороннее развитие личности студента. Внеурочная работа может осуществляться в самых разнообразных видах и формах, которые условно можно разделить на следующие: 1. Индивидуальная   работа   –   работа   с   отдельными   учащимися     (участие   в   научно   – практической конференции) работа с учащимися­лаборантами(студент группы ИКС – восстанавливает  цикл лабораторных работ по постоянному току) 2. Групповая работа – систематическая  работа, проводимая с небольшим постоянным коллективом учащихся и направленная на удовлетворение определенных интересов, приобретение   новых   знаний   и   практических     умений   (физические   кружки,   секции, творческие   группы).Есть   в   каждой   группе   ребята   желающие   заниматься Индивидуальным проектом (практической направленности) 3. Массовая работа – эпизодическая работа, проводимая с большим количеством ребят, ­ лекции, вечера,  конференции;  недели; олимпиады и  конкурсы,9 ребята ежемесячно участвуют в дистанционных олимпиадах по физике и астрономии),   выставки,( при изучении   раздела   физика   МКТ   –   ребятам   предложено   вырастить   кристалл   соли   в домашних условиях 26 ноября ждем итоговые работы) внепрограммные экскурсии( в сентябре с целью увлечения астрономией ребят была организована экскурсия в наш Курский планетарий.) 2 Как   обуздать   кипучую   энергию   и   неуемную   любознательность   ребят   ?   Как максимально   использовать   пытливость   молодого   ума   и   подтолкнуть   робучающихся   к познанию мира? Эти вопросы непременно встают перед учителями и  родителями. В решении этих злободневных вопросов неоценима роль занимательных физических опытов и экспериментов. Мероприятия     нужно начинать с показа такого   интересного   опыта,   чтобы   сразу привлечь вниманиео бучающихся. Если в плане мероприятия есть вопросы,  их  необходимо чередовать  с  опытами.   Заканчивать мероприятие  надо   наиболее   интересным опытом или экспериментом. После демонстрации опыта желающие объясняют его и отвечают на заданные вопросы. Для  ответа  следует  привлекать  как  можно  больше  ребят.  Иногда  целесообразно  начать вмероприятие  с небольшого  сообщения  обучающимся  по  тому  или  иному  вопросу   с показом соответствующих демонстраций.            Опыты следует тщательно готовить, так как самый   занимательный опыт, если он не удался,   сразу перестает интересовать ребят и внимание их ослабевает.   Опыт не вызывает интереса и в том случае, когда неудачно   сформулирован    вопрос или     плохо пояснена демонстрация. Вот несколько примеров. «Несгораемый носовой платок» Зажимаем в лапку штатива носовой платок, обливаем его спиртом и поджигаем. Несмотря на пламя, охватывающее платок, он не горит! Все зрители заинтересованы: в чем дело? Почему не горит платок? Никто не догадался, что платок предварительно надо смочить водой, а затем отжать его. Выделяющаяся при горении спирта теплота пойдет на испарение воды и не сможет зажечь ткань. Развитию   творчества   и   мышления   обучающихся   способствуют     домашние экспериментальные задачи. Все действия преподавателя должны быть направлены на то, чтобы обучающийся видел опыт   и   проделывал   его   сам,   видел   прибор   в   руках   преподавателя   держал   его   в   своих собственных   руках.   При   выполнении   опытов   у   обучающихся   формируются экспериментальные умения, которые включают в себя как интеллектуальные умения, так и практические.  Однако   временные   рамки   урока,   недостаточная   обеспеченность   оборудованием кабинета   физики   и   необходимость   выполнения   программы   не   позволяют   учащимся выполнять   дополнительные   лабораторные   работы.   Поэтому   выполнение   учащимися опытов и наблюдений в домашних условиях является важным дополнением ко всем видам экспериментальных   и   практических   работУмения   наблюдать,   экспериментировать, исследовать   и   конструировать   становятся   составной   частью   в   подготовке   учащихся   к дальнейшему творческому труду. Главные задачи экспериментальных заданий:  формирование умения наблюдать физические явления в природе и в быту; 3  формирование   умения   выполнять   измерения   с   помощью   измерительных   средств, использующихся в быту;  формирование интереса к эксперименту и к изучению физики;  формирование самостоятельности и активности. С   особым   интересом   обучающиеся   занимаются   составлением   и   угадыванием кроссвордов . Кроссворды   по   физике,   как   и   другие   подобные   кроссворды,   относятся   к   так называемым тематическим кроссвордам. Составлять их достаточно трудно, так как выбор слов­ответов   весьма   ограничен.   Зато   они   помогают   глубже   освоить   тему,   особенно   при изучении   её   в   данный   момент   в   школе.   Они   дисциплинируют   ум,   учат   правильно,   чётко разбираться в физических определениях, развивают память. С помощью таких кроссвордов можно чаще осуществлять контроль знаний  различных физических терминов и  определений. О разнообразии кроссвордов судить трудно, так как они чаще всего внешне похожи друг на друга: для всех них характерна фигурная черно­белая сетка. Но одинаковыми они кажутся   только   на   первый   взгляд,   поскольку   их   содержание   может   быть   удивительно многообразным. Пословицы,   поговорки   и   загадки     ценны   для   изучения   физики   тем,   что представляют   в   афористической   форме   наблюдения   за   природными   явлениями   и житейскими ситуациями, а так же народные приметы погоды.     Например: "Горшки легко закипают через край ­ к ненастью",  "Без жернова на шее дна не достать",  "Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь". Пословицы   и   поговорки   с   физическим   содержанием   представляют   собой   полезный дидактический материал, а их краткость и разнообразие позволяют привлекать их к изучению большого числа физических  вопросов.  В загадках речь идет о конкретном, видимом  мире явлений  и вещей,  окружающих человека.   И   в   отгадках   видим   конкретные   примеры,   явления.   Будучи   по   конструкции выражением, основанным на сравнении, загадка способствует развитию образного видения природы.      Вот примеры загадок, имеющих физическое содержание: "Зимой нет теплей места, летом нет холодней" (погреб или печка);  "Возле уха завита, а в середке разговор" (наушники);  " Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою всякий может видеть, но никто не слышит" (гром и молния).  Краткость и ритмичность формы, емкость содержания, яркая образность и шутливый колорит   загадок   позволяют   возбудить   с   их   помощью   интерес   учеников   к   изучению конкретных вопросов.    4 Исходя   из   опыта   работы   по   организации   внеклассной   и   внеурочной   деятельности учащихся по физике, можно сделать следующие выводы: 1. Чтобы   привить  учащимся   устойчивый   интерес   к  физике,   дополнить   и   углубить   их знания, получаемые на уроках,  развивать их индивидуальные интересы и способности, необходимо работать с учащимися и во внеурочное время. 2. Результативность организации внеклассной работы выражается в следующем: развивается устойчивый интерес к физике;  появляется потребность в работе с дополнительной литературой;     формируются   умения   нахождения     необходимого   материала   на   сайтах Интернета; растет мотивация к участию в исследовательской деятельности, олимпиадах, интеллектуальных играх; повышается качество подготовки и проведения внеклассных мероприятий; выявляются и развиваются одаренные дети.    3. Внеклассная работа эффективна при выполнении следующих требований:  Занятия,   углубляя   и   расширяя   знания   учащихся,   не   должны   отвлекать   их внимания от основного содержания учебной программы.  Тесная   связь   с   уроками   не   должна   быть   простым   продолжением   учебной работы.   Планы   внеурочной   деятельности   могут   отставать   или   обгонять,   опережать учебные занятия.  Предлагаемый   материал   должен   быть   доступным,   соответствовать   возрасту, уровню развития школьников.  Содержание   и   формы   организации   внеклассных   мероприятий   должны     быть интересными   для   детей,   находили   отклик   в   их   переживаниях,   чувствах, положительных эмоциях.   Желательно большое значение придавать самостоятельной работе учащихся по физическому эксперименту, ставя их в условия исследователя, отыскивающего закономерности, важные в теоретическом и практическом отношении.  Должна   осуществляться   глубокая   связь   индивидуальной,   групповой   и коллективной работы.  Желательно   сочетание   добровольности   работы   с   обязательностью   ее выполнения.   5

Внеурочная работа по физике как метод активизации знаний студентов

Внеурочная работа по физике как метод активизации знаний студентов

Внеурочная работа по физике как метод активизации знаний студентов

Внеурочная работа по физике как метод активизации знаний студентов

Внеурочная работа по физике как метод активизации знаний студентов

Внеурочная работа по физике как метод активизации знаний студентов

Внеурочная работа по физике как метод активизации знаний студентов

Внеурочная работа по физике как метод активизации знаний студентов

Внеурочная работа по физике как метод активизации знаний студентов

Внеурочная работа по физике как метод активизации знаний студентов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2018