ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Конспект
внеурочного занятия
Тема: «Экологическая ромашка»
Класс: 1Б
Цель: Формирование экологической культуры у младших школьников, воспитание бережного отношения к окружающей природе.
Задачи:
1. Закрепить знания детей об окружающем мире, путем систематизации имеющихся знаний; раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы.
2. Развивать грамотность учащихся, познавательные процессы.
3. Воспитывать любознательность, взаимопомощь, взаимовыручку, желание заботиться о природе.
Оборудование: презентация, ромашка с заданиями
Предварительная подготовка: до начала мероприятия поделить детей на команды.
Условия игры: Изготавливается модель ромашки (желтый кружок - сердцевина и любое количество белых лепестков). На обратной стороне лепестков проставлены номера. Все детали «ромашки» прикреплены к магнитной доске.
Дети делятся на группы (по желанию). Каждая группа выбирает себе командира, придумывает название команды. Затем командиры групп подходят к «ромашке», «срывают» по лепестку, получают от ведущего карточки с заданиями под соответствующими номерами. Команды приступают к подготовке задания. По истечении отведенного времени команды по очереди представляют выполненную работу. За правильный ответ команда получает жетон.
Ход занятия
Вступительное слово:
-Ребята, вы, бывали в зоопарке? ОТВЕТ
-Представьте себе, что мы идем по зоопарку, идем от клетки одного животного к другой. С помощью первых букв названий животных вы прочитаете зашифрованное слово, это тема нашего сегодняшнего занятия (показ слайдов 1-8)
Эму,
Крокодил,
Обезьяна,
Лиса,
Осел,
Горилла,
Игуана,
Ястреб.
- Какое слово у нас получилось? (Экология) (Слайд 9)
(Слайд 10) - Верно, ребята. Слово экология состоит из двух греческих слов: «ЭЙКОС» - значит дом, «ЛОГОС» - наука. Значит, получается экология это наука о чём?
(Слайд 11) - Планета Земля – это дом, в котором мы живем. Чудом из чудес является наша земля, она ни с чем несравнима, величественна, таинственна и удивительна.
- Ребята, а как вы думаете, есть ли жизнь на других планетах помимо нашей планеты Земли?
- Да, другие планеты безжизненны. Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать.
- Для рыбы нужна чистая вода – значит, что мы должны делать для рыб? (охранять наши водоемы)
- В лесах, степях, горах живут разнообразные животные, что для них мы будем делать? (охранять наши леса, степи, горы)
(слайд 12) Сегодня мы с вами поиграем в игру «Экологическая ромашка». Надеюсь, что эта игра поможет нам с вами еще раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.
2. Основная часть:
Карточки-задания.
1. Вам необходимо написать животных, начинающихся на эти буквы.
(Всей командой вспоминают животных начинающихся на эти буквы и подписывают к этим буквам.)
ФЛОРА (растительный мир)
Ф
Л
О
Р
А
ФАУНА (животный мир)
Ф
А
У
Н
А
2. Отгадайте загадки о птицах.
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды:
С первым снегом тут как тут. (Снегирь.)
Окраской - сероватая,
Походкой - мешковатая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая. (Ворона.)
Длиннохвоста, белобока,
И зовут ее ... (Сорока).
Живет в дупле пустом,
Дуб долбит, как долотом. (Дятел.)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает. (Воробей.)
Хоть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда… (Синичка.)
3. Из данных видов транспорта исключите «лишнее» слово и объясните свой выбор: автомобиль, теплоход, велосипед, мотоцикл, автобус, самолет.
Ответ: велосипед, так как это экологически чистый вид транспорта, потому что не работает на топливе.
Ведущий. Какие еще экологически чистые виды транспорта вы знаете? (Электровоз, трамвай, троллейбус, метро.)
4. Вам даны названия птиц. Их необходимо распределить в два столбика: перелётные и зимующие птицы. Ворона, соловей, сорока, голубь, ласточка, , грач, снегирь, аист, журавль, воробей.
Перелётные |
Зимующие |
Соловей |
Ворона |
Ласточка |
Сорока |
Грач |
Голубь |
Аист |
Воробей |
Журавль |
Снегирь |
5. Сделайте правильный выбор.
Слева написаны времена года, справа - то, что происходит в природе, в жизни людей в разные времена года. Задача: соединить верно стрелками левый столбик с правым.
ЗИМА Набухают почки.
Листопад.
Прилетают грачи.
Бабье лето.
ВЕСНА Грибная пора.
Сбор клюквы.
Уборка зерновых.
ЛЕТО Сенокос.
Птицы вьют гнезда.
Рождество.
ОСЕНЬ Ледоход.
Гололед.
6. Отгадайте загадки о животных.
Хожу в пушистой шубке.
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу (Белка.)
Серый страшный и зубастый
Произвёл переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверей тех … (Волк.)
Летом катится клубок
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (Ёж.)
Летом катится клубок
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (Заяц.)
Вперевалку зверь идёт
По малину и по мёд.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (Медведь.)
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её…? (Лиса.)
7. (слайд 23) Какому животному принадлежит хвост?
- С помощью хвоста она плавает. (Рыба.)
- С помощью хвоста он ползает по дну реки. (Рак.)
- У нее хвост вместо руля. (Птица.)
- У нее хвост - дополнительная рука. (Обезьяна.)
- У нее хвост - мухобойка. (Корова, лошадь.)
- У нее на хвосте погремушка, с помощью которой она пугает врагов. (Гремучая змея.)
- В случае опасности быть пойманной за хвост, она отбрасывает его. (Ящерица.)
8. Расшифруйте словосочетание:
АГИНК ЯАНСАРК.
Ответ: Красная книга.
Ведущий. - Что вы знаете о Красной книге? (Ответы детей.)
9. Подумайте, что было бы, если ...:
- Вдруг исчезли бы с лица земли все цветы?
- Не стало бы воды?
- Исчезли бы птицы?
10. «Забавные зверюшки». (Общее задание)
Каждой команде дается листочек с названиями животных. Двум представителям от команды необходимо показать: медведь, заяц, курица, дятел, обезьяна, лягушка, лиса, крокодил, хомяк, собака.
3. Заключительная часть:
- Ребята, вот и подошла к концу наша игра. Давайте подведём итоги нашей игры. (Награждение каждой команды экологическим знаком)
Поделитесь, пожалуйста, своими ощущениями. Продолжите одно из предложений:
Сегодня я узнал(а)…
Было интересно…
Было трудно…
Теперь я могу…
Я научился(ась)…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Расскажу дома, что …
Ребята, я вам благодарна за активную работу на уроке. Поблагодарите и вы своих товарищей за дружную хорошую работу. Наше мероприятие окончено.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.