Маликова Полина Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ совхоза им. Ленина»
Ленинского муниципального района
Московской области
Внеурочное занятие как способ развития творческих способностей учащихся
В основе Стандарта лежит системно-деятельный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества.
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).
Проведение внеурочных занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса.
Содержание внеурочных занятий формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей и осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.
При организации внеурочной деятельности могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта.
Основные принципы внеурочной деятельности следующие:
• развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
• непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
• единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования.
Что же такое внеурочная деятельность? Это занятия творчеством, наукой, спортом, направленные на раскрытие каждым ребенком своих интересов, своего «я».
Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом.
Одной из форм внеурочной деятельности, развивающей читательский вкус, творческие способности учащихся, является «Читательский клуб». Хорошо, если он объединяет учащихся не одного, а нескольких классов.
Разработка внеурочного занятия «Читательский клуб» в 6-х классах
Тема - «В гостях у русских писателей»
Тип занятия: открытие новых знаний и творческих способностей.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне
(«У вас всё обязательно получится»).
Метапредметные результаты
коммуникативные: научатся самостоятельно использовать приёмы изучающего чтения при работе с различными текстами, декламировать текст, критично относиться к собственному мнению;
регулятивные: сформируют навыки соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;
познавательные: научатся анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для творческой задачи в несколько шагов.
Личностные результаты
научатся объяснять положительные и отрицательные оценки поступков (в том числе неоднозначных) с позиции общечеловеческих и национальных гражданских ценностей.
Технологическая карта занятия
Этапы урока |
Ход занятия |
Планируемые результаты |
|
Универсальные учебные действия |
Личностные результаты |
||
1. Оргмомент. |
Приветствие. Представление гостей и участников. Проверка готовности к занятию. Читательский клуб «Книголюб» существует второй год. Занятие читательского клуба сегодня проходит в «Парке сказок» посёлка Совхоз имени Ленина. Здесь собрались внимательные и вдумчивые читатели. Представляю вам учащихся 5а, 6а и 6б класса школы совхоза им. Ленина и учителей русского языка и литературы Маликову П.М., Путятину Е.М., Сукманову О.В. У нас в гостях учащиеся 6б класса школы пос. Развилка и их классный руководитель Бугаева Маргарита Ивановна. Сегодня у нас в гостях Господин Писатель. |
|
|
2. Мотивация. Цель: на основе известного материала, необходимого для «открытия нового знания», формируется индивидуальное представление о художественном образе, что способствует развитию творческого потенциала каждого учащегося. |
Театральная мастерская. 1.Учащиеся 5а класса читают отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».
2.Учащиеся 6а класса показывают инсценировку рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий».
3. Учащиеся 6б класса показывают инсценировку басни И.А. Крылова «Квартет».
4. Учащаяся 6б класса СОШ пос. Развилка читает крохотку А. Солженицына «Утёнок». |
Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения. Познавательные: выполняет творческо-познавательные действия в материализованной и умственной форме. |
Получает опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
|
3. Постановка проблемы (основного вопроса занятия) Цель: обсуждение поставленной проблемы «Чего мы ещё не знаем?»; проговаривание цели занятия в виде проблемных заданий, которые предстоит выполнить, формулировка темы занятия. |
Проблемная ситуация. Ребята делятся на команды. Слово Господину Писателю (учащийся 10 класса) 1.Блиц-опрос. -Многие строки Ивана Андреевича Крылова стали афоризмами – крылатыми выражениями. Их хорошо знают и часто используют в разговоре, так точно запоминается каждое слово. Проверю–ка я вашу память. Восстановите строки: · А (ларчик) просто открывался. · И сильного всегда (бессильный) виноват. · Ай. Моська! Знать она сильна, что лает на (слона). · Хоть видит око, да (зуб) неймёт. · А вы, друзья, как ни садитесь, всё в (музыканты) на годитесь. · Ты сер, а я, приятель, (сед). · А (Васька) слушает да ест. · А (воз) и ныне там. · (Слона – то) я и не приметил. · Когда в (товарищах) согласья нет, на лад их дело не пойдёт.
2. Кроссворд «Бородино» По горизонтали: 1. Воинская специальность героя – рассказчика. (Артиллерист) По вертикали: 2. Город, подступы к которому защищали солдаты на бородинском поле. (Москва) 3. Как называет старый солдат участников Бородинской битвы? (Богатыри) 4. Земляное укрепление. (Редут) 5. «Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до …!» (картечи) 6. «Уж постоим мы … за Родину свою. (головой) 7. «Два дня мы были в …(перестрелке). Что толку в эдакой безделке?» 8. «Носились…(знамена), как тени». 9. Род конных войск. (Драгуны) 10. Высокий головной убор военных. (Кивер) 11. Как называет старый солдат французов? (Басурманы) 12. Как называет старый солдат погибших товарищей? (Братья)
3. Релакс–минутка В свете есть иное диво: Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой. Хлынет на берег пустой, Разольётся в шумном беге, И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя, … (Тридцать три богатыря) Узнали ли вы автора строк и как называется это произведение? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебедь», А.С.Пушкин) · Посчитайте, сколько пушкинских богатырей в «Парке сказок» совхоза им. Ленина. (60) Каждая команда записывает на листочке результат, сдаёт Господину Писателю. Рефлексия этапа Подводим итоги по трём этапам дружеской встречи. |
Коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения; осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных творческо-познавательных задач. Регулятивные: планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Познавательные: читает и слушает, извлекает информацию, а также самостоятельно находит её в материалах художественных текстов, осознаёт творческую задачу. |
Осознаёт себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
|
4. Открытие нового знания. Цель: решение главной задачи и обсуждение проекта её решения; организация самостоятельной творческой деятельности. |
Вопрос всем участникам встречи. · Зачем мы читаем книги? Эвристическая беседа по фрагменту лекции известного английского писателя, автора графических романов и комиксов, сценариев к фильмам Нила Ричарда Мак Киннона Геймана «О том, что чтение художественной литературы, чтение для удовольствия - одна из самых важных вещей в жизни человека». Приложение №1 За активное участие в беседе учащиеся получают балл в зачёт своей команды. |
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах с учётом конкретных творческих задач. Регулятивные: принимает и сохраняет творческую задачу. Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных творческих задач. |
Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе. |
5.Рефлексия деятельности. Итог занятия. Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. |
Игра «Печём пирог» с участниками и гостями мероприятия. Ведущий: Испечём замечательный пирог. Каждый из вас будет весело, играючи исполнять свою часть работы. А так как пирог будет яблочный, то необходимо приготовить яблочное повидло. · 1-я команда ребят трет яблоки для повидла (тереть о ладонь, приговаривая «Шур-шур»). Репетируем. Яблочное повидло! (Учащиеся выполняют задание). · 2-я команда – месит тесто (одна рука над другой, сжали в кулаки руки, «помешиваем тесто»), говоря «Пых-пых!». Репетируем. Тестомешалка! (Учащиеся выполняют задание). · 3-я команда – разжигает духовку (произносит фразу «Спички детям не игрушка»). Репетируем. Духовка! (Учащиеся выполняют задание.) · 4-я команда – взбивает белки («взбивать» правой рукой), цокая языком. Репетируем. Взбивалка! (Учащиеся выполняют задание.) · 5-я команда – украшает пирог, приговаривая «Чок-чок!» (то одной рукой, то другой поочерёдно выбрасываем вверх «щёточку»). Репетируем. (Учащиеся выполняют задание.) · 6-я команда (гости мероприятия) – восхищаются: «Какой приятный запах!» Репетируем. Восхищение! (Гости выполняют задание.)
Сначала все команды по очереди репетируют. Затем все команды одновременно выполняют свои задания. Ведущий: · Начинаем печь яблочный пирог! · Готовим «Яблочное повидло!» (Учащиеся выполняют задание) · «Тестомешалка» мешает тесто! (Учащиеся выполняют задание) · Ставим пирог в «Духовку»! (Учащиеся выполняют задание) · «Взбивалка» яиц! (Учащиеся выполняют задание) · «Украшение пирога! (Учащиеся выполняют задание) · Восхищение! (Гости выполняют задание)
Яблочный пирог просто замечательный! А почему? Да потому, что все вместе потрудились! Всех угощаем пирогом!
Подведение итогов. Вручение наград (грамоты в номинациях). |
Коммуникативные: осуществляет совместную деятельность в парах с учётом конкретных творческо-познавательных задач. Регулятивные: планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану Познавательные: использует знаково-символические средства для решения различных творческих задач. |
Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
|
Приложение №1
Тезисы статьи
ü Я – писатель, человек пристрастный и заинтересован в том, чтобы люди читали художественную литературу, чтобы существовали библиотеки и способствовали развитию любви к чтению.
ü Назначение художественной литературы:
1. Она открывает зависимость от чтения. Жажда знать, что же случится дальше, желание перевернуть страницу, необходимость продолжать чтение, потому что ты должен узнать, чем всё это кончится. Это заставляет знакомиться с новыми словами, думать по-другому, продолжать двигаться вперёд.
2. Художественная литература порождает эмпатию. Когда вы смотрите телепередачу или фильм, вы смотрите на вещи, которые происходят с другими людьми. Художественная проза – это что-то, что вы производите из 33 букв и пригоршни знаков препинания, и вы, вы одни. Используя своё воображение, создаёте мир, населяете его и смотрите вокруг чужими глазами. Вы начинаете чувствовать вещи, посещать места и миры, о которых вы бы и не узнали. Понимаете, что внешний мир – это тоже вы. Вы становитесь кем-то другим, и когда возвратитесь в свой мир, то что-то в вас немножко изменится.
ü Писатели – особенно детские писатели – имеют обязательства перед читателями. Мы должны писать правдивые вещи, что особенно важно, когда мы сочиняем истории о людях, которые не существовали. Или места, где не бывали, понимать, что истина – это не то, что случилось на самом деле, но то, что рассказывает нам, кто мы такие. Одно из лучших средств для тех, кто читает с неохотой, – это история, от которой они не могут оторваться.
· Все мы – и взрослые, и дети, писатели и читатели – должны мечтать. Мы должны выдумывать. Легко притвориться, что никто ничего не может изменить, что мы живём в мире, где общество огромно, а личность меньше чем ничто, атом в стене, зёрнышко на рисовом поле. Но правда состоит в том, что личности меняют мир снова и снова, личности создают будущее, и они делают это, представляя, что вещи могут быть другими.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.