Тема занятия: «Весна пришла, песню нам принесла!»
Форма проведения: кружок
Межпредметные связи: ИЗО, История
Класс: 4
Цель: Познакомить обучающихся с образом весны в музыкальном виде искусств
Задачи:
1. Развивать музыкальный слух, мышление, память;
2. Воспитывать чувство гордости за свою страну, ее историю;
3. Формировать умение составлять тексты, связанные размышлениями о музыке и личностной оценкой её содержания.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
1. чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора.
2. овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
3. развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству;
Метапредметные результаты:
познавательные:
1. формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные размышлениями о музыке и личностной оценкой её содержания, в устной форме;
2. ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России,
регулятивные:
1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
2. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
коммуникативные:
1. продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач во внеурочной музыкально-эстетической деятельности.
2. общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов;
Оснащение занятия:
Материалы для учащихся: Краски, пластилин, тексты песен
Материалы для учителя: тех.карта, презентация,
Музыкальный ряд: П. И. Чайковского «Песня жаворонка», Антонио Вивальди «Весна», закличка «Веснянка», закличка «Жаворонки, Жаворонушки», «На дворе то калина», «Жаворонки прилетали» , «Выйди, выйди, Иванку»
Технологическая карта занятия
Этап занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Методы обучения и воспитания |
Планируемые результаты (формируемые на данном этапе занятия) |
|
1. Мотивационный этап |
Приветствует детей Послушайте загадку и постарайтесь определить о каком времени года в ней говорится. Приходит
с добром |
Приветствуют учителя
Весна |
Загадка |
|
|
2. Актуализация знаний |
Ребята, а какое сегодня число? А что сегодня за день? Весна... как прекрасна природа в это время года! Сколько радости приносит она людям! Сколько надежд, устремлений оживает в людях весной! Слайды с фото весенней природы Ребята, что происходит в природе с приходом весны? Вы правы. Весной возвращаются из тёплых стран птицы, ласково светит солнышко, природа просыпается. Послушайте, как порывиста, по-весеннему стремительна песня Антонио Вивальди «Весна». Слушайте внимательно, потом я задам вам вопросы. Звучит песня А.Вивальди «Весна» Какое настроение у этого произведения? О чём нам рассказала эта музыка? Мелодия устремляется вверх радостно, восторженно, приветливо, словно весенний свежий ветерок. В музыке, чувствуются весенняя восторженность, взволнованность и в то же время нежность.
|
Слушают учителя. Отвечают на вопросы
Просматривают зрительный ряд Отвечают на вопросы Слушают учителя
Слушают музыкальное произведение.
Отвечают на вопросы Слушают учителя |
Рассказ Беседа
Наглядный
Слушание музыкального произведения
Беседа Рассказ
|
ЛУУД:2
ЛУУД:3
ПУУД:1
|
|
3. Организация музыкальной познавательной деятельности |
3.1. Постановка проблемы (выявление места и причины затруднения) |
В древности на Руси предки ждали прихода весны. Как вы думаете, почему? Ребята, помимо изменений в природе весной к нам приходят и разные праздники. Какие весенние праздники вы знаете? А слышали вы когда-нибудь про такие праздники, как овсянничек и жаворонки?
|
Отвечают на вопросы
Называют знакомые праздники
|
Беседа
Беседа |
ЛУУД:2
ПУУД:2
|
3.2. Музыкально-слушательская деятельность |
Я хочу познакомить вас со старинными русскими праздниками и рассказать вам, как они праздновались. И первый праздник с которым мы познакомимся это «Овсянничек». 3 марта, наступает праздник «Овсянничек». В этот день кормили птиц печеньем из овсяной муки – овсянничками. Верили, что сытые птички будут весело петь, услышит Весна – красна их песенку и придет поскорее. Чтобы весна пришла поскорее люди на Руси исполняли заклички. А заклички ребята, это обращения в стихотворной форме к природным явлениям. И сейчас я вам предлагаю ее послушать. |
Слушают учителя.
Слушают закличку.
|
Рассказ
Прослушивание музыкального произведения |
ПУУД:2
ЛУУД:1
ЛУУД:1
|
|
3.3. Вокально-хоровая работа
|
А теперь я предлагаю вам исполнить закличку «Веснянка» Выводит на экран слова. Ребята, мы познакомились с праздником «Овсянничек», который проходит 3 марта. А что же в нем такого необычного? И следующий праздник, с которым я хочу вас познакомить это «Жаворонки», он празднуется 22 марта. Я предлагаю вам посмотреть видеоролик, в котором рассказывается об этом празднике. Показываю видеоролик. Ребята, так что же вы узнали об этом празднике? Предлагаю вам исполнить одну из закличек, которые пели в тот день «Жаворонки, жаворонушки» |
Разучивание и исполнение веснянки.
Отвечают на вопрос.
Слушают учителя
Смотрят видеоролик.
Отвечают на вопрос.
Разучивание и исполнение заклички. |
Разучивание и исполнение музыкального произведения
Беседа
Наглядный
Беседа Рассказ
Разучивание заклички |
КУУД:2 РУУД:1
ЛУУД:1
ЛУУД:1
КУУД:2 РУУД:1
|
|
3.4. Музыкально-ритмические движения. Ритмика. Музыкальная игра. |
22 марта - совпадает с астрономическим днем весеннего равноденствия - днем, когда наступает Весна, днем, когда длина светлого времени суток равна длине темного времени суток. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы. Матери пекут из теста «птичек», с которыми дети бегают, зазывая их прилететь. Если детям встретится какая-то перелётная птица, то это на радость. Осчастливленные, все вместе возвращаются в село, поют веснянки.
Я предлагаю вам разучить веснянку «Жаворонки прилетали» Внимательно послушайте, как она исполняется, и посмотрите на движения, которые мы будем выполнять. (Приложение) Ну что, давайте попробуем исполнить её? Вставайте. Исполнение веснянки с движениями на месте.
Птица была символом весны, тепла и радости. Люди верили, что весна скорее придёт, если её позвать. Для этого устраивали весёлые весенние праздники с закличками, пением, плясками и играми. Одной из таких игр является хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки. Я предлагаю вам поиграть в эту игру. Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Я начну. Я вхожу в ручеёк и могу взять себе пару, кто остаётся один - тот и водит, выбирая себе кого захочет. Хоровод-игра «Ручеёк» под песню «Выйди, выйди, Иванку»
Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…
|
Слушают учителя
Слушают слова и повторяют за учителем движения
Исполняю самостоятельно с движениями с подсказками учителя Слушают учителя
Слушают учителя
Слушают правила
Играют под музыку
|
Беседа
Рассказ
Танец
Рассказ
Рассказ
Игра |
ЛУУД:1
РУУД:1 КУУД:2
РУУД:1 КУУД:1
ЛУУД:1 КУУД:1 РУУД:1 |
|
3.5. Творческое задание. |
По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы. Раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла. Предлагаю вам послушать пьесу П. И. Чайковского «Песня жаворонка». А теперь возьмите краски, которые лежат перед вами и попробуйте изобразить услышанную музыку с помощью этих красок и озаглавить рисунок. Молодцы, вы отлично справились с заданием. |
Слушают задание
Прослушивают музыкальную композицию
Выполняют творческое задание. |
Творческое задание |
РУУД:1 |
|
4. Включение в систему знаний и повторение Подведение итогов занятия. Рефлексия |
Итак, ребята, с какими праздниками мы сегодня познакомились? Какие это праздники? А когда они празднуются? А как звали весну?
Наше занятие подходит к концу, и я предлагаю вам оценить свою деятельность и настроение. Ребята на столе у меня стоит веточка, но она пустая сейчас я вам раздам кусочки пластилина и тот кому на занятии было интересно, кто не скучал тот сделает цветочек и прикрепит его на веточку, а тому которому на занятии было скучно кто не чего не узнал тот сделает почечку и прикрепит тоже на веточку. |
Отвечают на вопросы.
Оценивают свою деятельность, с помощью пластилина и веточки
|
Беседа
Самооценка Самоанализ |
РУУД:2 |
Приложение
веснянка
«Жаворонки прилетали»
Жаворонки прилетали,
Дети взмахивают руками, как крыльями.
Весну-красну отмыкали.
Пальцы одной руки собирают в щепоть и вращают ими в середине раскрытой ладони другой руки.
Серы снеги покатились, в реках воды появились.
Вытягивают руки перед собой и выполняют волнообразные движения кистями рук.
Вы не клюйте песок, не тупите носок.
Грозят пальцем.
Пригодится вам носок на овсянный колосок!
Стучат указательными пальцами по коленям.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.