К вопросу о проблемных задачах в обучении английскому языку.
Оценка 4.8

К вопросу о проблемных задачах в обучении английскому языку.

Оценка 4.8
Научные работы
docx
английский язык
Взрослым
25.02.2019
К  вопросу о проблемных  задачах в обучении английскому языку.
В работе рассмотрены основные виды проблемных задач: проблемный характер так называемых "предвопросов", "интеллектуальных заданий", задачи на стимулирование высказываний в определенной ситуации общения; вербальные задачи, лингводидактических тестов, клоуз-тестов, лингвистических задач, таких как определение значения неизвестного слова, определение дифференцирующих признаков синонимов, воспроизведение ЛЕ в затрудненных условиях, определение многозначности в макроконтекстах, определение значения аффиксов.
статья.docx
Фазылова Татьяна Федоровна                   учитель английского языка                   МБОУ  Новоселовская  СОШ № 5                   Красноярский край                  К вопросу о проблемных задачах в обучении  английскому языку.       Изучение  английского языка получило поддержку в качестве одной из главных задач обучения и в то же время его общность с родным и вторым языком выделена коммуникативная   цель,   которая     «…   выступает   как   интегративная, ориентированная   на   достижение   практического   результата   в   овладении иностранным   языком,   а   также   на   образование,   воспитание   и   развитие   личности школьника» [1].     По   мере   достижения   коммуникативной   цели   обучения   осуществляется   и   психическое, и личностное развитие   учащихся [7]. Однако эффективность этого процесса значительно повысится, если удастся провести в действие все пока еще слабо использующие резервы  методического характера, одним из которых является проблемное   обучение.   Остановимся   на   рассмотрении   этого   вопроса   более подробно.        Интерес к проблемному обучению   в нашей стране   относится к началу 80­ых годов. Именно в этот период времени появились и основные теоретические  работы общего   характера,   в   которых   разработаны   психолого­педагогические   аспекты такого обучения[4]. Однако, как отмечает психолог В.Т. Кудрявцев «…к началу 90­ ых годах можно констатировать несоответствие между   богатыми возможностями развития     проблемного   обучения.   Данное   несоответствие     возводит   серьезный барьер  а пути превращения этих возможностей в действительность» [5]. В общем виде эта сущность состоит в том, что учащимся предлагаются задачи проблемного характера,   способы выполнения которых   им неизвестны. Ученик должен найти такой   способ,   опираясь     на   те     знания   и   умения,   которыми   он   овладел   ранее. Следовательно, поставленная перед учеником принятая им  самостоятельно задача содержит   противоречие,   преодоление   которого     дает   ему   новое   знание.   Сама ситуация   проблемной   задачи   связана   с  преодолением   определенных   трудностей, мобилизацией   познавательной активности и психических процессов, включением элементов   творческой   мыслительно­речевой   деятельности.   Это   обеспечивает   не только овладение новыми знаниями и способами их добывания, но и психическое развитие обучаемых, их творческих способностей. «Клеточкой» проблемного обучения является проблемная задача. Следовательно, содержание проблемного обучения может быть представлено системой проблемных задач.   Целью     данной   статьи   является   определение   характера   учебных   задач, которые   могут   быть   средством   создания   проблемных   ситуаций   в   процессе практического   усвоения   иностранного   языка,   «….где   преобладают   задания   с мнемической направленностью, цель которых – запоминание языкового материала и репродуктивное его воспроизведение [9].     Для решения вопроса о месте проблемного обучения в процессе преподавания английского   языка   следует   прежде   всего   рассмотреть   те   проблемные   задачи, использование   которых   содействует   активизации   познавательной   деятельности учащихся   и   формированию   практических   умений   пользоваться   языком   как средством общения[6]. Итак, остановимся подробнее на рассмотрении основных видов проблемных задач. 1.Экстралингвистические  задачи,  к  которым  относятся  различные  учебные  задачи, связанные   с   усвоением   и   переработкой   различного   предметного   содержания текстов на иностранном языке. 1.1. В   таком   плане   следует   говорить   о   проблемном   характере   так   называемых «предвопросов» (forguestions) при восприятии иноязычного текста (на слух или при чтении). Целью подобных заданий  является стимулирование познавательной активности,   которая   селективно   направлена   на   получение   определенной информации. 1.2. Проблемный   характер   имеют   так   называемые     «интеллектуальные   задания»   в терминологии     Р.   Ладо   [10]   на   осмысление   на   иностранном   языке   различных чертежей,   технических   рисунков,   географических   объектов   на   карте.   Следует заметить, что проблемный характер эти задания имеют только в том случае, если они построены на уровне трудности данного этапа обучения. 1.3. Проблемный   характер   содержат   в   себе     стимулирование высказываний   в   определенной   ситуации   общения,     когда   учащийся   при   этом, должен   комбинировать,   объединять   языковой   материал,   который   он   усвоил   в процессе   работы   над   соответствующими   темами   устной   речи   или   текстами учебника.   все   задачи   на   2.Вербальные задачи лингводидактических тестов. 2.1. Проблемный характер имеют лингводидактические тестовые задания, относящиеся к так называемым   дискретным тестам и содержащие, по терминологии того же Р.Ладо   [11],  проблему,  т.е.  трудность,  связанную   с  имеющимися   различиями   в тестируемом   лингвистическом   явлении   в   иностранном   языке.   Примеры   таких заданий   –   лексические,   грамматические,   фонетические   тесты   –   содержатся   в отечественных и зарубежных руководствах по лингвистическому тестированию[8]. 2.2. Проблемный характер носят и так называемые close tests (клоуз­тесты) (тесты восстановления), т.е. деформированные  тексты,  в которых пропущены отдельные слова. Пропуск   слов в таких текстах осуществляется в определенном порядке. Задача  испытуемых – восстановить текст:  вместо пропусков вставить опущенные слова.   Для   правильного   восстановления   пропущенных   элементов   испытуемый должен   осуществить   ряд   действий:   обработать   смысловую   информацию предшествующей   и   последующей   частей   текста,   особенно   микроконтекст пропуска; проанализировать грамматическую схему этого микротекста;  извлечь из долговременной памяти вербальные элементы, смысловая сочетаемость которых  с данным контекстом наиболее вероятна; грамматически упорядочить эти элементы и включить их в   грамматическую схему   данного отрезка текста. В результате этих   действий,     включающих   ряд   операций,   решается   возникшая   перед испытуемым     ситуативная   задача   проблемного   характера.   Обычно   клоуз­тест состоит  из 20­50 подобного рода задач[2]. 3. Лингвистические   задачи,   целью   которых   является   не   непосредственное овладение речевой деятельностью, а усвоение языковых форм и их значений. Ввиду   многообразия   перечисленных   типов   проблемных   задач   рассмотрим возможности   проблемного   подхода   только   применительно   к   лексическому аспекту. 3.1. Определение значения неизвестного слова. При постановке проблемной задачи на нахождение  дифференцирующего признака определенного слова на основе контекста учащийся устанавливает   связи между словами и другими элементами текста, анализирует текст, определяет место этого слова в контексте, в результате чего осуществляется непроизвольное запоминание. Содержательность действия определяет продуктивность запоминания.     К   эвристическим     заданиям   с   высоким   уровнем   познавательной   активности учащихся   относятся   и   такие   задания,   когда   контекст   предложений,   которые описывают различные ситуации, где употребляется   одно и то же   незнакомое слово, постепенно приближает их к правильной догадке о значении этого слова. 3.2. Определение дифференцирующих признаков синонимов. Учащиеся   должны   догадаться   о   значении   новых   слов,   используя   контекст, анализируя   словообразовательные   элементы,   сравнивая   их   со   словами   родного языка по грамматическим признакам. 3.3. Воспроизведение лексических единиц в затрудненных условиях. Несмотря на то, что в данном случае мы имеем дело с репродуктивным процессом, затрудненные   условия   требуют   других   знаний,   их   интеграции,   что   является неожиданным   для   учащихся   и   создает   проблемную   ситуацию.   Эта   серия   задач весьма многообразна, например, а) решение кроссвордов; б) перечисление групп слов, обладающих или не обладающих определенными признаками. Такие задания подбираются   в   зависимости   от   этапа   обучения   и   в   соответствии   с   изучаемой тематикой. При выполнении такого рода   заданий проблемность достигается за счет привлечения предметных (профессиональных знаний). 3.4. Определение многозначности и паронимии в макроконтекстах.   Как известно, особую трудность представляют  многозначные слова,  различные значения которых входят в разные тематические группировки. Дело в том, что, как правило,   обучаемые   заучивают   и   запоминают   одно   или   два   наиболее употребительных значения, упуская остальные. При восприятии текста, в котором данные слова включены в другую тематическую группировку, лексическая единица или воспринимается как новая и обучаемый не может ее вписать в контекст, или, если он ее узнает, то присваивает ей первые, известные ему  значения, обладающие наибольшей частотностью. Учащийся часто даже не осознает  искажения смысла, удовлетворенный найденным значением.    Как   правило,   в   процессе   обучения   не   обращается   должного   внимания   на возможность  ложного осмысления. Между тем, простого заучивания различных значений   слова   недостаточно.   Наблюдения   показывают,   что   только   при выполнении   ряда   заданий   с   повторяющимся   словом   в   разных   контекстах,   где многозначность   проявляется   эксплицитно,   формируется   способность   к актуализации   того   или   иного   значения   слова   под   влиянием   окружающего контекста. 3.5. Определение  значения аффиксов. Проблемным путем можно обучать выведению значений определенных аффиксов. К   проблемным   заданиям   относится   и   использование   этимологизации   для раскрытия     значения   слова.   Например,   английское   слово  box  означает   ящик. Нужно определить тип вагона box col (крытый вагон). В некоторых случаях можно исходить из аналогии с родным или вторым языком обучаемого.           Например,   по   русскому   слову  кондуктор  или  проводник    определите возможные значения английского слова to conduct (сопровождать, проводить) [3].          Таковы некоторые типы   лексических проблемных задач, которые можно использовать в процессе обучения иностранному языку.          Литература: 1. Бим И.Л. Обучение иностранным языкам: поиски новых путей// Иностр.языки в школе. – 1989.­ №1.­ стр.20. 2. Гохлернер   М.М.     О   диагностических   функциях   тестовой   методики дополнения//Иностр. Языки в школе­ 1999. №26 стр.32­38 3.   Говердовский   В.И.   Этимологический   подход   к   семантизации   терминов// вестник   Харьковского   политехнического     университета,   1987.­   Вып.1.­№   244, стр.33­34. 4. Кудрявцев В.Т. Психология технического мышления. – М., 1980; Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1982г 5.  Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.. 1991 6.   Миньяр­Белоручев Р.К. Приемы  проблемного  обучения  в  преподавании   в школе.// Иностр. Языки в школе. – 1989. № 1, стр.30­35 7. О различных аспектах этой проблемы см. Мильруд Р.П. Проблема развития школьников средствами иностранного языка, 1992, стр.20­25. 8.  Рапопорт И.Г. Тесты в обучении иностранным языкам: Псобие для учителей.­ Таллин, 2002. 9.   Рахманов В. И. Пособие по синонимии  современного английского языка. – Л., 1978. 10.  Lado R. Language, thought and memory in language teaching// Munchen, 1993.­ №2. 11. Lado R. Language Testing. – New York: Longman, Green Hill, 1989.

К вопросу о проблемных задачах в обучении английскому языку.

К  вопросу о проблемных  задачах в обучении английскому языку.

К вопросу о проблемных задачах в обучении английскому языку.

К  вопросу о проблемных  задачах в обучении английскому языку.

К вопросу о проблемных задачах в обучении английскому языку.

К  вопросу о проблемных  задачах в обучении английскому языку.

К вопросу о проблемных задачах в обучении английскому языку.

К  вопросу о проблемных  задачах в обучении английскому языку.

К вопросу о проблемных задачах в обучении английскому языку.

К  вопросу о проблемных  задачах в обучении английскому языку.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2019