Министерство образования, науки и молодежной политики РК ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова» Технологическая карта Внеурочного занятия по русскому языку Тема: Опасные согласные (непроизносимые согласные)
Составила студентка 331 группы Карпова Полина Андреевна МАОУ СОШ № __, класс 2 каб. № ___ Дата проведения занятия: 14.12.2021 Смена ____ Номер урока _________ Начало урока ________________________ ФИО учителя школы: ____________________________________ ФИО преподавателя-консультанта: Котова Мария Андреевна Допущена к проведению занятия: ____________________, дата ________ (Подпись преподавателя) _____________________ дата _______ (Подпись учителя) |
Цель занятия: уточнить знания учащихся о правописании слов с непроизносимой согласной.
Задачи Личностные: · развитие интереса к познанию русского языка; · осознавать ответственности за свои поступки; · осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; · развивать навыки сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке. Предметные: · актуализировать знания учащихся, полученные на уроках русского языка во 2 классе Метапредметные: Регулятивные: · планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи; · оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха; · адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами Познавательные: · понимать информацию, представленную в изобразительной форме; · осознанно строить речевое высказывание в устной форме; · осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом; Коммуникативные: · участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению; · контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; · учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его; Оборудование: У учителя: презентация, проектор У учащихся: ручка, лист А4, карандаш Образовательные ресурсы: 1. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2014/11/19/vneurochnaya-deyatelnost-po-kursu-olimpik-gumanitarnoe 2. https://znanio.ru/media/fakultativnoe_zanyatie_opasnye_soglasnye-69047 |
Ход занятия:
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
|||
Вступительный |
- Добрый день, ребята! Меня зовут Полина Андреевна и сегодня я проведу у вас внеурочное занятие по русскому языку. Садитесь. - Для того чтобы начать наше занятие давайте улыбнемся соседу по парте и пожелаем хорошей работы. – Какие знания, умения, навыки делают успешной работу на занятиях по русскому языку?
– Какие внутренние процессы нам помогают качественно работать?
-Хорошо, теперь внимательно посмотрите на слайд и попробуйте разгадать ребус:
-Верно. А теперь послушайте стихотворения, и попробуйте понять о каких согласных идет речь. Порой в словах встречаются Ужасные согласные. Они не произносятся. И что писать не ясно вам…
-Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить?
-Верно, тема нашего сегодняшнего занятия «Непроизносимые согласные». - В работе нам потребуется сосредоточенность, скорость и хорошая память. Подумайте, ребята, почему мы решили уделить внимание непроизносимым согласным?
-Хорошо |
- Здравствуйте
- Умение хорошо читать, знание орфографических правил, умение контролировать себя, умение пользоваться справочной литературой, скорость (темп) работы, умение помогать друг другу, хорошее настроение.
- Память, внимание, мышление.
- Согласные
- Непроизносимые
- Непроизносимые согласные
- Допускаем ошибки в словах с непроизносимой согласной.
|
Личностные: развитие интереса к познанию русского языка; развивать навыки сотрудничества с учителем в процессе выполнения совместной деятельности на уроке. Регулятивные: планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи; оценивать свои достижения, определять трудности; адекватно воспринимать оценку своей работы учителями; Познавательные: осознанно строить речевое высказывание в устной форме; осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом; Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
|
|||
Основной
Ф И З М И Н У Т К А |
-Перед тем, как мы начнем выполнять различные задания, давайте вспомним: 1. Что же такое непроизносимые согласные?
Непроизносимые согласные - это звуки, которые не произносятся или плохо различаются в скоплении согласных в слове. 2.Какие непроизносимые согласные вы знаете? 3.Что надо сделать для проверки слов непроизносимой согласной? - Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным, нужно изменить его форму или подобрать родственное слово таким образом, чтобы в нем после первого или второго согласного этой группы согласных стоял гласный звук. 4. Приведи примеры слов с непроизносимыми согласными с проверочными словами. -Молодцы. Приступаем к выполнению заданий. А вот и 1 задание. Ему вы будете выполнять в парах. -Давайте вспомним, какие правила мы должны соблюдать при работе в парах? -Хорошо, теперь все внимание на слайд: на слайде написаны правила: При разговоре смотри на собеседника. Называй товарища по имени. Говори в паре тихим голосом, чтобы не мешать работе других пар. Работать должны оба. Один говорит, другой слушает. Своё несогласие высказывай вежливо. При затруднении попроси помощи у партнёра и помогай сам, если он просит об этом. Правила повторили, теперь слушайте задание. У каждого на парте есть карточка, вам нужно определить, в каких словах нужна непроизносимая согласная, а в каких нет. Подберите, где это возможно проверочные слова. На это задания вам дается 2 минуты. Затем, сделаем проверку. Со.нце, сер.це, ужас.ный. Ус.но, чудес.но, праз.ник. Мес.ность, парус.ный, ненас.ный. -Хорошо, я вижу многие закончили. Начнем проверку. - Кто-нибудь хочет прочитать то, что у них получилось? - Теперь внимание на слайд. Проверьте, есть ли у вас ошибки. Если вы верно указали, нужна ли непроизносимая согласная, поставьте плюс, рядом с заданием. Солнце – солнечный; сердце-сердечный; ужасный - ужас. Устно - уста; чудесно - чудо; праздник- праздничный. Местность - место; парусный - парус; ненастный- ненастье.
- Молодцы ребята, мы справились. 2 задание. - Итак, переходим к следующему заданию. На партах найдите карточку №2. У каждой пары разные словосочетания. Вам нужно изменить словосочетания так, чтобы в них появились слова с непроизносимыми согласными. Если возникнут затруднения, поднимите руку, я подойду к вам. 1 карточка: Хищник без жалости – Листья капусты – Крик ярости – 2 карточка: Ночь со звёздами – Поступок чести – День радости – 3 карточка: Ответ из уст – Счастье жизни – Солнце утром – - Итак, теперь давайте проверять. Внимание на слайд.
- Если ошибок нет, поставьте один плюс. - Теперь я предлагаю вам немного размяться. Вставайте со своих мест.
Раз,
два, раз, два – (хлопаем в ладоши) поворачиваем
корпус вправо и влево)
- Молодцы. Садитесь обратно. 3 задание - Итак, приступим к нашему последнему заданию. У каждого на партах есть чистый лист. Вы будете выполнять его индивидуально. Ребята, в этом задании часто происходит путаница: «писать ли непроизносимую согласную в слове или нет?». Вам надо расшифровать запись и вставить буквы. Для вас есть подсказка: с большой буквы написано слово, с которого начинается предложение, а если стоит точка рядом со словом, значит, оно в предложении будет последним. радос(?)ный, наступит, праз(?)ник. Скоро; будет, В, большая, зале, стоять, ёлка. прекрас(?)ная; -Что здесь зашифровано?
- Верно, вы большие молодцы. А как вы думаете, почему именно эти предложения были в этом задании? - Верно. Скоро мы все вместе встретим чудесный праздник Новый 2022 Год. Пусть в наступающем году сбудется все, чего вы хотите! Желаю, чтобы вы получили все подарки,которые пожелали в новогоднюю ночь. |
Непроизносимые согласные - это звуки, которые не произносятся или плохо различаются в скоплении согласных в слове.
- Д, Т, В, Л. Ответы детей
- Счастливый - счастье, солнечный - солнце.
Ответы детей
Слушают задание
Выполняют задание
Ответы детей.
Проверяют по эталону
Слушают задание
Выполняют задание
Проверяют по эталону
Повторяют за учителем
- Скоро наступит радостный (радость) праздник (праздник). В зале будет стоять прекрасная елка. - Скоро будет Новый Год
|
Личностные: · развитие интереса к познанию русского языка; · осознавать ответственности за свои поступки; · осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; · развивать навыки сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке. Регулятивные: · планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи; · оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха; · адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами. Познавательные: · понимать информацию, представленную в изобразительной форме; · осознанно строить речевое высказывание в устной форме; · осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом; Коммуникативные: · участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению; · контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; · учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
|
|||
Заключительный |
- Итак, мы справились со всеми заданиями. - Теперь давайте вспомним, что же мы сегодня делали на занятии?
- В каких заданиях у вас возникли затруднения? - Какое задание вам понравилось больше всего?
- Теперь, я предлагаю вам оценить свою работу на уроке: - Покажите палец вверх, если: вам понравилось работать и у вас всё получалось. - Покажите палец в сторону, если: вам было интересно работать, но у вас не всё получалось. - Покажите палец вниз, если: вам было не всегда интересно, и у вас было много ошибок.
-Вы все сегодня очень постарались. Я надеюсь, что вам понравилось наше занятие. - Спасибо за работу. Занятие окончено. |
- Работали в парах, выполняли различные задания. Ответы детей Ответы детей
Оценивают себя |
Личностные: · осознавать ответственности за свои поступки; · осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; Регулятивные: · оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха; · адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами Познавательные: · осознанно строить речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные: · учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.