Технологическая карта внеурочного занятия математики
ТЕМА Решение логических задач на взаимно однозначное соответствие
|
Цели занятия: Содержатаельная
Выработать умения решения логических задач на взаимно-однозначное соответствие табличным способом.
Деятельностная
Сформировать у учеников УУД.
УМК «Школа России»
Технология обучения – ПДО
Тип занятия – открытия нового знания (ОНЗ)
|
|
|
Составила студентка 332 группы Черных Ульяна Андреевна МОУ СОШ № 12, класс 4 «в», каб. № Дата проведения занятия 14.11.19 Смена 2 Номер занятия 4 Начало занятия ….. час …. Мин. ФИО учителя школы: ………………………………………… ФИО преподавателя-консультанта: ………………………………………… Допущена к проведению занятия: ____________________, дата ________ (подпись преподавателя)
____________________, дата ________ (подпись учителя)
|
|
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ |
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ |
ЛИЧНОСТНЫЕ:
Формировать положительное отношение отношение к учебе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
· Формировать умение формулировать цели и задачи урока. · Учить отличать новое знание от уже известного.
· Развивать осознанное построение речевого высказывания. · Развивать умение самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем . · Развивать мышление, сообразительность и логику.
· Учить работать сообща. · Учит высказывать своё мнение.
ПРЕДМЕТНЫЕ: 1) связанные с актуализацией: a) Закрепить умение решать логические задачи с помощью таблицы
2) связанные с изучением нового: a) Познакомить с понятием «логическая задача» b) Решать задачи: с помощью таблицы.
|
ДИДАКТИЧЕСКИЕ: · Закрепить умение решать логические задачи с помощью таблицы · Познакомить с понятием «логическая задача» · Решать задачи: с помощью таблицы.
РАЗВИВАЮЩИЕ: · Развивать осознанное построение речевого высказывания. · Развивать умение самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем . · Развивать мышление, сообразительность и логику
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
· Формировать умение формулировать цели и задачи урока. · Учить отличать новое знание от уже известного.
|
Оборудование. ü у учителя: наглядный материал, конспект, карточки.
ü у учащихся: карточки с заданиями.
Библиографический список
1. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1– 4 классы : учеб.пособие для общеобразоват. Организаций / [М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова и др.]. — 2-е изд. Перераб. – М. : Просвещение, 2016. – 124 с.….
|
Оформление доски
Оформление работы на листах-заданиях учащихся (образец, вставка на клетчатой разлиновке)
|
ХОД ЗАНЯТИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Этап. Организация начала занятия Цель. Создать условия для мотивации обучающихся к учебной деятельности посредством приёма «Яркое пятно» Форма организации учебной деятельности групповая. Дидактические средства …
|
ЛИЧНОСТНЫЕ: Формировать положительное отношение к учебе. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) (Р) 2) ….. (П) 3) ….. (К) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Ульяна Андреевна, и сегодня я проведу у Вас внеурочное занятие по окружающему миру. А перед началом нашего занятие, я прочитаю вам стихотворение и вы должны закончить мою мысль Мы сюда пришли ………., Не лениться, а ………. Работаем старательно, Слушаем ……..! Кто будет работать усердно, стараться и внимательно меня слушать, поднимите большой палец вверх.
|
Учиться Трудиться Внимательно
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Этап. Актуализация опорных знаний и умений. Цель. Подготовить учащихся к усвоению нового знания понятие «Логическая задача» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 1. Форма организации учебной деятельности групповая. Дидактические средства … Формы и методы контроля фронтальная |
ЛИЧНОСТНЫЕ: Формировать положительное отношение к учебе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) ….. (Р) 2) ….. (П) 3) Учить высказывать свое мнение(К) ПРЕДМЕТНЫЕ: 1) … 2) …
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Начнем с разминки. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Математика – это очень серьёзная и сложная наука, но и она не обходится без шутки. Сейчас мы с Вами будем решать задачи-шутнки, ваша задача решить их. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Одно яйцо варится 3 минуты. Сколько минут варятся 3 яйца одновременно? |
3 минуты. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А сколько минут будут вариться яйца, если варить каждое по очереди? |
9 минут. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Горело 10 свечей. 3 погасли. Сколько свечей осталось? |
10 свечей осталось. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Два дачника шли из деревни в город, а навстречу им ещё 5 дачников. Сколько дачников шло из деревни в город? Почему? - А как вы понимаете такое условие задачи: «а навстречу еще 5 дачников»? Как вы понимаете, откуда и куда шли эти дачники? |
2 дачника, потому что в условии задачи сказано, что два дачника шли из деревни в город.
- Эти дачники шли из города в деревню. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Вы большие молодцы. Ответили на все мои вопросы. Давайте приступим к следующему заданию. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Этап. Постановка учебной проблемы. Цель. Организовать работу по постановке цели занятия, формулированию учебной проблемы (темы занятия, вопроса по звучанию, не совпадающему с темой занятия), построению плана достижения цели. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
· Создание проблемной ситуации |
ЛИЧНОСТНЫЕ: Формировать положительное отношение к учебе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) Формировать умение формулировать цели и задачи урока (Р) 2) Развивать осознанное построение речевого высказывания (П) 3) Учить работать сообща (К) ПРЕДМЕТНЫЕ: 1) Познакомить с понятием логическая задача.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание. Форма организации учебной деятельности групповая. Дидактические средства наглядные пособия. Формы и методы контроля фронтальная. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Итак, ребята, прочитайте задачу, которая у вас лежит на парте под №1. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Три клоуна Бим, Бом и Бам вышли на арену в красной, синей и зеленой рубашках. У Бима цвет рубашки и туфель совпадали, у Бома ни туфли, ни рубашка не были красными. Бам был в зеленых туфлях, но в рубашке другого цвета. Как были одеты клоуны? |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Теперь прочитайте кто-нибудь эту задачу вслух. |
Один из учеников читает задачу вслух. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- А теперь решите эту задачу самостоятельно. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Кто назовет мне, какого цвета туфли был у каждого из клоунов? |
Возможно затруднение у детей. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
· Побуждение к осознанию противоречия |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Получилось ли у вас решить эту задачу? Почему? |
Не получилось решить эту задачу. Потому что она сложная, мы не решали такого типа задачи. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Чем эта задача отличается от всех остальных задач? |
Не надо выполнять вычислений. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Что интересного вы заметили? |
Что в этой задаче не надо делать вычислений, чтобы ответить на вопрос задачи. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Ребята, название этих задач происходит от слова логика. А что такое логика? |
«Это наука о правильном мышлении»; «способность к рассуждению» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Как же называются тогда такие задачи? |
Логические задачи. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
· Побуждение к формулированию учебной проблемы в форме логических задач, цели и построению плана достижения цели |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Ребята, как вы думаете, чем будем заниматься с вами на уроке? |
Решать логические задачи. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Какую цель мы поставим с вами на уроке? |
Научиться решать логические задачи. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Какая тема нашего занятия? |
Логические задачи. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Этап. Поиск решения учебной проблемы. Цель. Организовать побуждающий диалог (обсуждение гипотез, предложенных учащимися и выбор решающей гипотезы) и/или подводящий диалог. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
· Вариант 2. Методом подводящего диалога Форма организации учебной деятельности групповая Дидактические средства наглядные пособия, карточки Формы и методы контроля фронтально |
ЛИЧНОСТНЫЕ: Формировать положительное отношение к учебе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) (Р) 2) Развивать умение самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении логических задач (П) 3) Учить высказывать свое мнение (К) ПРЕДМЕТНЫЕ: 1) Решать логические задачи с помощью таблицы.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Да ребята, действительно эта логическая задача очень сложная. Давайте мы для начала потренируемся на более простых логических задачах. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- На парте задание под № 2. Прочитайте задачу про себя. Три девочки – Валя, Наташа и Катя пришли в театр в платьях разного цвета: одна в белом, другая в черном, третья в сером. В каком платье была каждая, если известно, что Валя – не в чёрном и не в сером, Катя не в черном? |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I этап. Анализ задачи |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- О ком эта задача? |
- О девочках. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Как звали девочек в задаче? |
- Валя, Наташа и Катя. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Какого цвета платья были у девочек? |
- Белое, серое и черное. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Что в задаче нам известно про Валю? |
- Что Валя не в черном и не в сером платье. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Что в задаче нам известно про Наташу? |
- Про Наташу в задаче ничего не сказано. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Что в задаче нам известно про Катю? |
- Катя не в черном платье |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Что нам нужно найти в задаче? |
- В каком платье была каждая девочка. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II этап. Поиск решения задач |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Чтобы решит эту задачу, нам поможет в этом таблица. У каждого у вас на столе лежит пустая таблица под №1. Возьмите ее. Давайте посмотрим, что в таблице уже записано?
- Что вы заметили? Чего не хватает в это таблице? |
- в таблице уже записаны цвета платьев.
- Имен девочек. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Давайте впишем имена девочек в таблицу.( Вписывают имена с полным проговариванием)
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Что мы знаем про Валю по условию задачи? |
- Что Валя была не в черном и не в сером платье. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Каким знаком мы отметим это в нашей таблице? |
- Знаком минус. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Раз Валя была не в черном и не в сером платье, то в платье какого цвета была Валя? |
- Валя была в платье белого цвета. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Каким знаком мы отметим это в таблице? |
- Знаком «+» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Отметьте это в своей таблице.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Что в условии задачи сказано про Катю? |
- Нам известно в задаче про Катю, что Катя не в черном платье. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Отметим знаком «-» в свое таблице.
|
- |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Валя была не в черном платье и, узнав, что Катя тоже была не в черном платье, значит… |
В черном платье была Наташа. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Отметим знаком «+» в нашей таблице.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Теперь зная, что в белом платье была Валя, значит, Наташа, и Катя не могли быть в белом платье. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Каким знаком мы отметим это в нашей таблице?
|
Знаком «-» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Теперь зная, Катя не была ни в белом и ни в черном платье. В каком платье была Катя? |
- Катя была в Сером платье. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Отметим знаком «+» в нашей таблице.
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Зная, что Катя была в сером платье, значит, могла ли она быть в платье другого цвета? - Отметим знаком «-» в нашей таблице.
- |
- Нет, не могла. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Ответили ли мы на вопрос нашей задачи? |
Да. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Промежуточная рефлексия |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- В каком платье была каждая девочка? |
Валя была в белом платье, Наташа была в черном платье, Катя была в сером платье. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Давайте теперь посмотрим на таблицу. Могла ли хоть одна девочка быть в платье одного и другого цвета сразу? |
- Нет. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Сколько плюсов у нас получилось в каждом столбце? |
Один знак плюс. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- А сколько знаков «+» у нас получилось в каждой строке? |
Тоже один знак «+» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Давайте теперь мы составим правила заполнения таких таблиц. Правила заполнения: 1) В каждой строке должен стоять только один знак «+», а остальные минусы. 2) В каждом столбце должен стоять один знак «+», а остальные минусы. (Правила вывешиваются на доске) |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Давайте теперь решим следующую задачу, следуя этим правилам. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель. Организовать первичное закрепление нового знания. (Рекомендация: учащиеся фронтально, в группах, в парах подробно решают типовые задания на усвоение нового материала с проговариванием решения вслух.) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задача 1. Форма организации учебной деятельности групповая Дидактические средства наглядные пособия Формы и методы контроля фронтально |
ЛИЧНОСТНЫЕ: Формировать положительное отношение к учебе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) (Р) 2) Развивать умение самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении логических задач (П) 3) Учить высказывать свое мнение (К) 4) ПРЕДМЕТНЫЕ: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На парте у вас лежит задача под №3. Прочитайте задачу. - Беседуют трое: Белов, Чернов и Рыжов. Брюнет сказал Белову: «Любопытно, что один из нас блондин, другой – брюнет, а третий – рыжий, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии». Какой цвет волос имеет каждый из беседующих? |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Ребята, а как вы понимаете, кто такой блондин? |
- Это человек с волосами белого цвета. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Ребята, а как вы понимаете, кто такой брюнет? |
- Это человек с волосами черного цвета. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I этап. Анализ задачи |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- О чем эта задача? |
- О беседе троих. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Как звали каждого из беседующих? - Какого цвета волосы были у каждого из беседующих? - Что в задаче нам известно в задаче?
- Что в условии задачи сказано про фамилии и цвет волос беседующих? |
- Белов, Чернов, Рыжов. - Блондин, брюнет и рыжий. - Что один из них блондин, другой брюнет, а третий рыжий. - Что цвет волос не соответствовал фамилии. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Что нам нужно найти в задаче? |
- Какой цвет волос у каждого из беседующих. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II этап. Поиск решения задач |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- У каждого у вас на столе лежит пустая таблица под №2. Возьмите ее.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Чего не хватает в этой таблице? |
- Фамилии и цвета волос беседующих. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Давайте впишем их нашу таблицу. Вписывают, с проговариванием. Учитель записывает по ходу на доске.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Что мы сможем сразу сказать по условию задачи? |
-Что фамилии и цвет волос не совпадали. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Значит, что мы можем сказать про Белова? |
- Что Белов точно не блондин |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Ставим знак «-» в таблице.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Значит, что мы можем сказать про Чернова? |
Чернов точно не брюнет |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Ставим знак «-» в таблице.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Значит, что мы можем сказать про Рыжова? |
Рыжов точно не рыжий |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Ставим знак «-» в таблице.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- В условии задачи есть такие слова « Брюнет сказал Белову». Как вы это понимаете? Брюнет и Белов это разные люди? |
Брюнет и Белов это разные люди, значит, Белов не мог быть брюнетом. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Зная, что Белов точно не блондин и Чернов точно не брюнет и что Брюнет сказал Белову. О чем мы можем с вами догадаться?
|
- мы можем догадаться, что Белов не мог быть Брюнетом. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Отметим знаком «-» это в нашей таблице.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Зная, что Белов не был ни блондином, ни брюнетом, то какого цвета у него волосы? |
- цвет волос Белова был рыжий. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Отметим это в нашей таблице. Каким знаком будем отмечать?
|
- Знаком «+». |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Зная, что рыжим был Белов, значит…. - Отметим это в нашей таблице.
|
-Чернов и Рыжов не были рыжими. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Зная, Чернов не был ни брюнетом, ни рыжим. Какого цвета волосы были у Чернова? |
- Чернов был блондином. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Отметим знаком «+» в нашей таблице.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Зная, что Белов был рыжим, а Чернов был блондином. Какого цвета волосы были у Рыжова? |
- Рыжов был брюнетом. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Отметим знаком «+» в своей таблице.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Теперь мы знаем, что блондином был Чернов, мог ли он иметь волосы другого цвета? - Отметим знаком «-» в нашей таблице.
|
Нет. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- На все ли вопросы задачи мы ответили? - Какой цвет волос был у каждого из беседующих? |
- Да. - Белов был рыжий, Чернов бы блондин, а Рыжов был брюнет. |
ЛИЧНОСТНЫЕ: Формировать положительное отношение к учебе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 4) (Р) 5) Развивать умение самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении логических задач (П) 6) Развивать мышление, сообразительность и логику (П) 7) Учить высказывать свое мнение (К) ПРЕДМЕТНЫЕ: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задача 2. Форма организации учебной деятельности групповая Дидактические средства карточки с заданиями Формы и методы контроля фронтально |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Давайте вернемся к первой нашей задаче и решим ее. Прочитайте еще раз эту задачу. Эта задача под №1. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Три клоуна Бим, Бом и Бам вышли на арену в красной, синей и зеленой рубашках. У Бима цвет рубашки и туфель совпадали, у Бома ни туфли, ни рубашка не были красными. Бам был в зеленых туфлях, но в рубашке другого цвета. Как были одеты клоуны? |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I этап. Анализ задачи |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- О чем эта задача? |
- О клоунах. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Что известно в задаче? - Какого цвета рубашка и туфли были у Бима?
- Что сказано про рубашку и туфли Бома?
- Что сказано про рубашку и туфли Бам? |
- в задаче сказано, что цвет рубашки и туфель совпадал, но не указан какой. - Что у него ни туфли, ни рубашка не были красными. - Он был в зеленых туфлях, но в рубашке другого цвета. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Что в задаче требуется найти? |
- Какого цвета туфли и рубашка была у каждого клоуна. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II этап. Поиск решения задач |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Давайте разбираться. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Чтобы решить эту задачу давайте мы с вами составим таблицу. У каждого из вас на парте лежит шаблон таблицы под №4. Возьмите его. В нашей таблице подписана только шапка. Что в задаче имеется? Как звали клоунов? - Впишите в таблицу имена клоунов. - Какого цвета была каждая рубашка? - Впишите цвета рубашек в нашу таблицу. - Какого цвета были туфли клоунов? - Впишите цвета туфель.
|
- Бим, Бам, Бом.
- Красная, зеленая и синяя.
- Красне, зеленые и синие. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Что мы сразу можем отметить в нашей таблице? - Отметим это в нашей таблице знаком «+»
|
- Бам был точно в туфлях зеленого цвета. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Значит что мы можем точно сказат
- Отметим это в нашей таблице знаком «-»
|
- Что Бам не был ни в красных, ни в синих туфлях. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Раз Бам был в зеленых туфлях, что мы можем сказать про туфли Бима и Бома? - Отметим это в нашей таблице знаком «-»
|
- Бим и Бом не могли быть в зеленых туфлях. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Что еще сказано по условию задачи про Бама?
-Значит… - Отметим знаком «-» в нашей таблице.
|
- Что он был в зеленых туфлях, но в рубашке другого цвета. - Бам точно не был в зеленой рубашке. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Что в условии задачи сказано про Бома? У Бома туфли не зеленые и не красные, значит… |
- Что у него ни туфли, ни рубашка не были красными. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Отметим в нашей таблице. Каким знаком мы будем отмечать?
|
- Знаком минус. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Теперь мы знаем, что Бом не был ни в красных, ни в зееных туфлях. Следовательно, в каких туфях он был? |
- Он был в синих туфлях. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Отметим в нашей таблице.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Узнав, что ни Бам и ни Бом не были в красных туфлях. Следовательно, в красных туфлях был… - Отметим знаком «+» в нашей таблице.
|
- В красных туфлях был Бим. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Зная, в красных туфлях был Бим, мог ли он быть в туфлях другого цвета? - Отметим знаком «-»
|
Не мог. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Что в условии задачи про Бима еще было сказано? |
- Что туфли и рубашка по цвету совпадали. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Узнав, что Бим был в красных туфлях. Какого цвета рубашка у него была? - Отметим знаком «+» в нашей таблице
- Узнав, что Бим был в рубашке красного цвета. Мог ли он быть в рубашках другого цвета? - Отметим знаком «-» в таблице.
|
- Рубашка была красного цвета.
- Не мог. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Узнав, что ни Бим и ни Бам не были в рубашке зеленого цвета. Кто тогда был в рубашке зеленого цвета? - Отметим знаком «+» в нашей таблице.
|
- В рубашке зеленого цвета был Бом. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Узнав,что Бом был в рубашке зеленого цвета, мог ли он быть тогда в рубашке друго цвета? - Давайте отмети знаком «-» в нашей таблице
|
- Не мог |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Раз ни Бим и ни. Бом не были в рубашке синего цвета. Кто тогда из клоунов был в рубашке синего цвета? - Давайте отмети знаком «+» в нашей таблице
|
- В рубашке синего цвета был Бам. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Теперь мы знаем, что в рубашке синего цвета был Бам. Мог ли он быть в рубашке других цветов? - Давайте отмети знаком «-» в нашей таблице
|
Не мог. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Промежуточная рефексия |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Получилось ли у нас вами ответить на вопрос задачи? |
Получилось. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Какой ответ у нас получился? |
У Бима туфли и рубашка красного цвета, у Бама – туфли зеленые, а рубашка синего цвета, у Бома – туфли синего, а рубашка зеленого цвета. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по полному образцу и самооценкой Цель. Организовать закрепление нового знания в ходе индивидуальной работы учащихся по использованию нового знания в типовых ситуациях. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание Форма организации учебной деятельности самостоятельно Дидактические средства карточки с заданиями Формы и методы контроля фронтально |
ЛИЧНОСТНЫЕ: Формировать положительное отношение к учебе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) (Р) 2) Развивать умение самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении логических задач (П) 3) Развивать мышление, сообразительность и логику (П) 4) Учить высказывать свое мнение (К)
ПРЕДМЕТНЫЕ: 5) Закрепить умение решать логические задачи с помощью таблицы
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дача самостоятельной работы |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- На парте у вас лежит задача под №4. Прочитайте эту задачу. Аня, Вера и Лиза живут на разных этажах трехэтажного дома. На каком этаже живет каждая из девочек, если известно, что Аня живет не на втором этаже, а Вера — не на втором и не на третьем? |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- К этой задаче у вас лежит таблица под №5. Самостоятельно решите эту задачу и заполнить ответ. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выполнение самостоятельной работы обучающимися |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- На парте у детей лежит шаблон таблицы.
Ответ: на 1 этаже живет ______, на 2 этаже живет_______, а на 3 этаже - _______. - Дети самостоятельно должны расставить знаки «+» и «-» и заполонить ответ. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Теперь давайте проверим с вами задачу. - Кто прочитает эту задачу? (Дети читают задачу) |
- |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверка самостоятельной работы |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На экране появляется таблица с решением этой задачи. Дети сверяют, свои ответы, с ответами учителя.
Ответ: на 1 этаже живет Вера, на 2 этаже – Лиза, на 3 этаже Аня. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I этап. Анализ задачи |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- О чем эта задача? |
- О девочках. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Что известно в задаче? - Что известно в задаче про Аню?
- Что сказано в задаче про Веру?
- Что сказано про Лизу? |
- в задаче сказано, что Аня не живет на втором этаже. - Что Вера живет не на втором и не на третьем этаже. - Про Лизу в условии задачи ничего не известно. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Что в задаче требуется найти? |
- На каком этаже живет каждая из девочек |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II этап. Поиск решения задач |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Проверка таблицы. (Один из учеников выходит и вписывает недостающее таблицы на доске)
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Что известно в задаче про Аню? - Каким знаком вы отметили у себя в таблице?
|
- Что Аня не живет на втором этаже. -Знаком «-» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Что сказано в задаче про Веру?
Каким знаком вы отметили у себя в таблице?
|
Что Вера живет не на втором и не на третьем этаже. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Зная, что Вера не живет ни на 2 ни на 3 этаже. Тогда на каком этаже живет Вера? - Каким знаком вы отметили у себя в таблице?
|
Вера живет на 1 этаже.
Знаком «+» |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Узнав, что ни Аня и ни Вера не жили на 2 этаже. Кто тогда из девочек жил на втором этаже? - Каким знаком вы отметили у себя в таблице?
|
На 2 этаже жила Лиза. Знаком «+» |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Зная, что Вера жила на 1 этаже, могли ли тогда другие девочки жить на этом же этаже? - Каким знаком вы отметили у себя в таблице?
|
Нет. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Зная, что Аня не жила на 1 и 2 этаже. Тогда на каком этаже жила Аня? - Каким знаком вы отметили у себя в таблице?
- Узнав, что на 3 этаже жила Аня. Могли ли другие девочки жить на этом же этаже? - Каким
знаком вы отмети у себя в таблице?
|
- на 3 этаже.
Знаком «+»
Нет.
Знаком «-» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Ответили ли мы на вопрос задачи? Какой ответ у вас получися? |
- Аня жила на 3 этаже, Вера на 1 этаже, а на 2 этаже жила Лиза. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Этап. Рефлексия учебной деятельности на занятии. Цель. Организовать рефлексию и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
· фиксирование нового содержания |
ЛИЧНОСТНЫЕ:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 8) (Р) 9) (П) 10) (П) 11) Учить высказывать свое мнение (К) ПРЕДМЕТНЫЕ: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Что нового вы узнали на уроке? |
- Решение логических задач с помощью таблиц. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- |
- |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
· соотнесение цели учебной деятельности и ее результата |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Какая тема была нашего сегодняшнего занятия? |
- Логические задачи. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- С помощью чего мы решали логические задачи? |
- С помощью таблиц. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Какую цель мы ставили с вами на уроке? |
- Научиться решать логические задачи. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Кто правильно решил логическую задачу, для самостоятельной работы, поднимите большой палец вверх. - Какой вывод вы можете для себя сделать? Научились ли вы решать логические задачи? |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
· рефлексия процесса учебной деятельности |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- |
- |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- |
- |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
· планирование цели дальнейшей деятельности |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- |
- |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Занятие окончено |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.