Внеурочное занятие по теме: Логические задачи (4 класс)
Оценка 4.6

Внеурочное занятие по теме: Логические задачи (4 класс)

Оценка 4.6
doc
24.01.2021
Внеурочное занятие по теме: Логические задачи (4 класс)
Логические задачи.doc

 

Технологическая карта

 внеурочного занятия математики

 

ТЕМА Решение логических задач на взаимно однозначное соответствие

 

Цели занятия:

Содержатаельная

 

Выработать умения решения логических задач на взаимно-однозначное соответствие табличным способом.

 

Деятельностная

 

Сформировать у учеников УУД.

 

УМК «Школа России»

 

Технология обучения – ПДО

 

Тип занятия –  открытия нового знания (ОНЗ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила студентка 332 группы

Черных Ульяна Андреевна

МОУ СОШ № 12, класс 4 «в», каб. №

Дата проведения занятия 14.11.19

Смена 2 Номер занятия 4

Начало занятия …..  час ….  Мин.

ФИО учителя школы:

…………………………………………

ФИО преподавателя-консультанта:

…………………………………………

Допущена к проведению занятия:

____________________, дата ________

(подпись преподавателя)

 

____________________, дата ________

(подпись учителя)

 

 

 


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ:

 

Формировать положительное отношение отношение к учебе.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. Регулятивные:

 

·         Формировать умение формулировать цели и задачи урока.

·         Учить отличать новое знание от уже известного.

 

 

  1. познавательные:

 

·         Развивать осознанное построение речевого высказывания.

·         Развивать умение самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем .

·         Развивать мышление, сообразительность и логику.

 

  1. коммуникативные:

 

·         Учить работать сообща.

·         Учит высказывать своё мнение.

 

 

 

ПРЕДМЕТНЫЕ:

1)   связанные с актуализацией:

a)      Закрепить умение решать логические задачи с помощью таблицы

 

2)   связанные с изучением нового:

a)      Познакомить с понятием «логическая задача»

b)       Решать задачи: с помощью таблицы.

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ:

· Закрепить умение решать логические задачи с помощью таблицы

· Познакомить с понятием «логическая задача»

· Решать задачи: с помощью таблицы.

 

РАЗВИВАЮЩИЕ:

·         Развивать осознанное построение речевого высказывания.

·         Развивать умение самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем .

·         Развивать мышление, сообразительность и логику

 

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • Формировать положительное отношение отношение к учебе.

·         Формировать умение формулировать цели и задачи урока.

·         Учить отличать новое знание от уже известного.

 

 


 

Оборудование.

ü  у учителя:

наглядный материал, конспект, карточки.

 

 

ü  у учащихся:

    карточки с заданиями.

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1.      Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1– 4 классы : учеб.пособие для общеобразоват. Организаций / [М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова и др.]. — 2-е изд. Перераб. – М. : Просвещение, 2016. – 124 с.….

 

Оформление доски

 

 

 

 

 

 

Оформление работы на листах-заданиях учащихся

(образец, вставка на клетчатой разлиновке)

 

ХОД  ЗАНЯТИЯ

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.                  Этап. Организация начала занятия

Цель. Создать условия для мотивации обучающихся  к учебной деятельности посредством приёма «Яркое пятно»

Форма организации учебной деятельности групповая.

Дидактические средства …

 

ЛИЧНОСТНЫЕ:

Формировать положительное отношение к учебе.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

1)    (Р)

2)    ….. (П)

3)    ….. (К)

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Ульяна Андреевна, и сегодня я проведу у Вас внеурочное занятие по окружающему миру.

А перед началом нашего занятие, я прочитаю вам стихотворение и вы должны закончить мою мысль

Мы сюда пришли ……….,

Не лениться, а  ……….

Работаем старательно, Слушаем  ……..!

Кто будет работать усердно, стараться и внимательно меня слушать, поднимите большой палец вверх.

 

 

 

 

 

 

Учиться

Трудиться

Внимательно

 

2.                  Этап. Актуализация опорных знаний и умений.

Цель. Подготовить учащихся к усвоению нового знания понятие «Логическая задача»

Задание 1.

Форма организации учебной деятельности  групповая.

Дидактические средства …

Формы и методы контроля фронтальная

ЛИЧНОСТНЫЕ:

Формировать положительное отношение к учебе.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

1)    ….. (Р)

2)    ….. (П)

3)    Учить высказывать свое мнение(К)

ПРЕДМЕТНЫЕ:

1)                

2)                

 

- Начнем с разминки.

 

- Математика – это очень серьёзная и сложная наука, но и она не обходится без шутки. Сейчас мы с Вами будем решать задачи-шутнки, ваша задача решить их.

 

-  Одно яйцо варится 3 минуты. Сколько минут варятся 3 яйца одновременно?  

3 минуты.

А сколько минут будут вариться яйца, если варить каждое по очереди?

9 минут.

-  Горело 10 свечей. 3 погасли. Сколько свечей осталось?

10 свечей осталось.

-  Два дачника шли из деревни в город, а навстречу им ещё 5 дачников. Сколько дачников шло из деревни в город? Почему?

- А как вы понимаете такое условие задачи: «а навстречу еще 5 дачников»? Как вы понимаете, откуда и куда шли эти дачники?

2 дачника, потому что в условии задачи сказано, что два дачника шли из деревни в город.

 

- Эти дачники шли из города в деревню.

- Вы большие молодцы. Ответили на все мои вопросы. Давайте приступим к следующему заданию.

 

3.                  Этап. Постановка учебной проблемы.

Цель. Организовать работу по постановке цели занятия, формулированию учебной проблемы (темы занятия, вопроса по звучанию, не совпадающему с темой занятия), построению плана достижения цели.

·  Создание проблемной ситуации

ЛИЧНОСТНЫЕ:

Формировать положительное отношение к учебе.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

1)    Формировать умение формулировать цели и задачи урока (Р)

2)    Развивать осознанное построение речевого высказывания (П)

3)    Учить работать сообща (К)

ПРЕДМЕТНЫЕ:

1)                 Познакомить с понятием логическая задача.

 

Задание.

Форма организации учебной деятельности  групповая.

Дидактические средства  наглядные пособия.

Формы и методы контроля фронтальная.

 

- Итак, ребята, прочитайте задачу, которая у вас лежит на парте под №1.

 

Три клоуна Бим, Бом и Бам вышли на арену в красной, синей и зеленой рубашках. У Бима цвет рубашки и туфель совпадали, у Бома ни туфли, ни рубашка не были красными. Бам был в зеленых туфлях, но в рубашке другого цвета. Как были одеты клоуны?

 

- Теперь прочитайте кто-нибудь эту задачу вслух.

Один из учеников читает задачу вслух.

- А теперь решите эту задачу самостоятельно.

 

- Кто назовет мне,  какого цвета туфли был у каждого из клоунов?

Возможно затруднение у детей.

·  Побуждение к осознанию противоречия

- Получилось ли у вас решить эту задачу? Почему?

Не получилось решить эту задачу. Потому что она сложная, мы не решали такого типа задачи.

- Чем эта задача отличается от всех остальных задач?

Не надо выполнять вычислений.

- Что интересного вы заметили?

Что в этой задаче не надо делать вычислений, чтобы ответить на вопрос задачи.

- Ребята, название этих задач происходит от слова логика. А что такое логика?

«Это наука о правильном мышлении»; «способность к рассуждению»

- Как же называются тогда такие задачи?

Логические задачи.

·  Побуждение к формулированию учебной проблемы в форме  логических задач, цели и построению плана достижения цели

 

- Ребята, как вы думаете, чем будем заниматься с вами на уроке?

Решать логические задачи.

- Какую цель мы поставим с вами на уроке?

Научиться решать логические задачи.

- Какая тема нашего занятия?

Логические задачи.

4.     Этап. Поиск решения учебной проблемы.

Цель. Организовать  побуждающий диалог (обсуждение гипотез, предложенных учащимися и выбор решающей гипотезы) и/или подводящий диалог.

·  Вариант 2. Методом подводящего диалога

Форма организации учебной деятельности групповая

Дидактические средства наглядные пособия, карточки

Формы и методы контроля фронтально

ЛИЧНОСТНЫЕ:

Формировать положительное отношение к учебе.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

1)     (Р)

2)    Развивать умение самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении логических задач  (П)

3)    Учить высказывать свое мнение (К)

ПРЕДМЕТНЫЕ:         

1)                 Решать логические задачи с помощью таблицы.

 

- Да ребята, действительно эта логическая задача очень сложная. Давайте мы для начала потренируемся на более простых логических задачах.

 

- На парте задание под № 2.  Прочитайте задачу про себя.

Три девочки – Валя, Наташа и Катя пришли в театр в платьях разного цвета: одна в белом, другая в черном, третья в сером. В каком платье была каждая, если известно, что Валя – не в чёрном и не в сером, Катя не в черном?

 

I этап. Анализ задачи

- О ком эта задача?

- О девочках.

- Как звали девочек в задаче?

- Валя, Наташа и Катя.

- Какого цвета платья были у девочек?

- Белое, серое и черное.

- Что в задаче нам известно про Валю?

- Что Валя не в черном и не в сером платье.

- Что в задаче нам известно про Наташу?

- Про Наташу в задаче ничего не сказано.

- Что в задаче нам известно про  Катю?

- Катя не в черном платье

- Что нам нужно найти в задаче?

- В каком платье была каждая девочка.

II этап. Поиск решения задач

 

- Чтобы решит эту задачу, нам поможет в этом таблица. У каждого у вас на столе лежит пустая таблица под №1. Возьмите ее. Давайте посмотрим, что в таблице уже записано?

 

Белое

Черное

Серое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Что вы заметили? Чего не хватает в это таблице?

 

- в таблице уже записаны цвета платьев.

 

 

 

 

- Имен девочек.

- Давайте впишем имена девочек в таблицу.( Вписывают имена с полным проговариванием)

 

Белое

Черное

Серое

Валя

 

 

 

Наташа

 

 

 

Катя

 

 

 

 

- Что мы знаем  про Валю по условию задачи?

- Что Валя была не в черном и не в сером платье.

- Каким знаком мы отметим это в нашей таблице?

- Знаком минус.

- Раз Валя была не в черном и не в сером платье, то в платье какого цвета была Валя?

- Валя была в платье белого цвета.

- Каким знаком мы отметим это в таблице?

- Знаком «+»

- Отметьте это в своей таблице.

 

Белое

Черное

Серое

Валя

+

-

-

Наташа

 

 

 

Катя

 

 

 

 

- Что в условии задачи сказано про Катю?

- Нам известно в задаче про Катю, что Катя не в черном платье.

 

- Отметим знаком  «-» в свое таблице.

 

Белое

Черное

Серое

Валя

+

-

-

Наташа

 

 

 

Катя

 

-

 

-

- Валя была не в черном платье и, узнав, что Катя тоже была не в черном платье, значит…

В черном платье была Наташа.

- Отметим знаком «+» в нашей таблице.

 

Белое

Черное

Серое

Валя

+

-

-

Наташа

 

+

 

Катя

 

-

 

 

- Теперь зная, что в белом платье была Валя, значит, Наташа, и Катя не могли быть в белом платье.

 

- Каким знаком мы отметим это в нашей таблице?

 

Белое

Черное

Серое

Валя

+

-

-

Наташа

-

+

 

Катя

-

-

 

Знаком «-»

- Теперь зная, Катя не была ни в белом и ни в черном платье. В каком платье была Катя?

- Катя была в Сером платье.

- Отметим знаком «+» в нашей таблице.

 

Белое

Черное

Серое

Валя

+

-

-

Наташа

-

+

 

Катя

-

-

+

 

 

- Зная, что Катя была в сером платье, значит, могла ли она быть в платье другого цвета?

- Отметим знаком «-» в нашей таблице.

 

Белое

Черное

Серое

Валя

+

-

-

Наташа

-

+

-

Катя

-

-

+

-

 

- Нет, не могла.

- Ответили ли мы на вопрос нашей задачи?

Да.

Промежуточная рефлексия

 

 

- В каком платье была каждая девочка?

Валя была в белом платье, Наташа была в черном платье,  Катя была в сером платье.

- Давайте теперь посмотрим на таблицу. Могла ли хоть одна девочка быть в платье одного и другого цвета сразу?

 

- Нет.

- Сколько плюсов у нас получилось в каждом столбце?

Один знак плюс.

- А сколько знаков «+» у нас получилось в каждой строке?

Тоже один знак «+»

- Давайте теперь  мы составим правила заполнения таких таблиц.

Правила заполнения:

1)     В каждой строке должен стоять только один знак «+», а остальные минусы.

2)     В каждом столбце должен стоять один знак «+», а остальные минусы.

(Правила вывешиваются на доске)

 

 

 

 

- Давайте теперь решим следующую задачу, следуя этим правилам.

 

5.     Этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель. Организовать первичное закрепление нового знания.

(Рекомендация: учащиеся фронтально,  в группах, в парах подробно решают типовые задания на усвоение нового материала с проговариванием решения вслух.)

Задача 1.

Форма организации учебной деятельности групповая

Дидактические средства наглядные пособия

Формы и методы контроля фронтально

ЛИЧНОСТНЫЕ:

Формировать положительное отношение к учебе.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

1)      (Р)

2)     Развивать умение самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении логических задач  (П)

3)     Учить высказывать свое мнение (К)

4)     ПРЕДМЕТНЫЕ:

На парте у вас лежит задача под №3. Прочитайте задачу.

- Беседуют трое: Белов, Чернов и Рыжов. Брюнет сказал Белову: «Любопытно, что один из нас блондин, другой – брюнет, а третий – рыжий, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии». Какой цвет волос имеет каждый из беседующих?

 

- Ребята, а как вы понимаете, кто такой блондин?

- Это человек с волосами белого цвета.

- Ребята, а как вы понимаете, кто такой брюнет?

- Это человек с волосами черного цвета.

I этап. Анализ задачи

- О чем эта задача?

- О беседе троих.

- Как звали каждого из беседующих?

- Какого цвета волосы были у каждого из беседующих?

- Что в задаче нам известно в задаче?

 

- Что в условии задачи сказано про фамилии и цвет волос беседующих?

- Белов, Чернов, Рыжов.

- Блондин, брюнет и рыжий.

- Что один из них блондин, другой брюнет, а третий рыжий.

- Что цвет волос не соответствовал фамилии.

- Что нам нужно найти в задаче?

- Какой цвет волос у каждого из беседующих.

II этап. Поиск решения задач

- У каждого у вас на столе лежит пустая таблица под №2. Возьмите ее.

Фамилии

Цвет волос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Чего не хватает в этой таблице?

- Фамилии и цвета волос беседующих.

- Давайте впишем их  нашу таблицу. Вписывают, с проговариванием. Учитель записывает по ходу на доске.

Фамилии

Цвет волос

Блондин

Брюнет

Рыжий

Белов

 

 

 

Чернов

 

 

 

Рыжов

 

 

 

 

 

- Что мы сможем сразу сказать по условию задачи?

-Что фамилии и цвет волос не совпадали.

- Значит, что мы можем сказать про Белова?

- Что Белов точно не блондин

 

- Ставим знак «-» в таблице.

Фамилии

Цвет волос

Блондин

Брюнет

Рыжий

Белов

-

 

 

Чернов

 

 

 

Рыжов

 

 

 

 

- Значит, что мы можем сказать про Чернова?

Чернов точно не брюнет

- Ставим знак «-» в таблице.

Фамилии

Цвет волос

Блондин

Брюнет

Рыжий

Белов

-

 

 

Чернов

 

-

 

Рыжов

 

 

 

 

- Значит, что мы можем сказать про Рыжова?

Рыжов точно не рыжий

- Ставим знак «-» в таблице.

Фамилии

Цвет волос

Блондин

Брюнет

Рыжий

Белов

-

 

 

Чернов

 

-

 

Рыжов

 

 

-

 

- В условии задачи есть такие слова « Брюнет сказал Белову». Как вы это понимаете? Брюнет и Белов это разные люди?

Брюнет и Белов это разные люди, значит, Белов не мог быть брюнетом.

- Зная, что Белов точно не блондин и Чернов точно не брюнет и что Брюнет сказал Белову. О чем мы можем с вами догадаться?

 

 

- мы можем догадаться, что Белов не мог быть Брюнетом.

- Отметим знаком «-» это в нашей таблице.

Фамилии

Цвет волос

Блондин

Брюнет

Рыжий

Белов

-

-

 

Чернов

 

-

 

Рыжов

 

 

 

-

 

- Зная,  что Белов не был ни блондином, ни брюнетом, то какого цвета у него волосы?

- цвет волос Белова был рыжий.

- Отметим это в нашей таблице. Каким знаком будем отмечать?

Фамилии

Цвет волос

Блондин

Брюнет

Рыжий

Белов

-

-

+

Чернов

 

-

 

Рыжов

 

 

 

-

- Знаком «+».

- Зная, что рыжим был Белов, значит….

- Отметим это в нашей таблице.

Фамилии

Цвет волос

Блондин

Брюнет

Рыжий

Белов

-

-

+

Чернов

 

-

-

Рыжов

 

 

 

-

-Чернов и Рыжов не были рыжими.

- Зная, Чернов не был ни брюнетом, ни рыжим. Какого цвета волосы были у Чернова?

- Чернов был блондином.

- Отметим знаком «+» в нашей таблице.

Фамилии

Цвет волос

Блондин

Брюнет

Рыжий

Белов

-

-

+

Чернов

+

-

-

Рыжов

 

 

 

-

 

- Зная, что Белов был рыжим, а Чернов был блондином. Какого цвета волосы были у Рыжова?

- Рыжов был брюнетом.

- Отметим знаком «+» в своей таблице.

Фамилии

Цвет волос

Блондин

Брюнет

Рыжий

Белов

-

-

+

Чернов

+

-

-

Рыжов

 

 

+

-

 

- Теперь мы знаем, что блондином был Чернов, мог ли он иметь волосы другого цвета?

- Отметим знаком «-» в нашей таблице.

Фамилии

Цвет волос

Блондин

Брюнет

Рыжий

Белов

-

-

+

Чернов

+

-

-

Рыжов

 

-

+

-

Нет.

- На все ли вопросы задачи мы ответили?

- Какой цвет волос был у каждого из беседующих?

- Да.

- Белов был рыжий, Чернов бы блондин, а Рыжов был брюнет.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

Формировать положительное отношение к учебе.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

4)     (Р)

5)    Развивать умение самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении логических задач  (П)

6)    Развивать мышление, сообразительность и логику (П)

7)    Учить высказывать свое мнение (К)

ПРЕДМЕТНЫЕ:

Задача 2.

Форма организации учебной деятельности групповая

Дидактические средства  карточки с заданиями

Формы и методы контроля фронтально

Давайте вернемся к первой нашей задаче и решим ее. Прочитайте еще раз эту задачу. Эта задача под №1.

 

Три клоуна Бим, Бом и Бам вышли на арену в красной, синей и зеленой рубашках. У Бима цвет рубашки и туфель совпадали, у Бома ни туфли, ни рубашка не были красными. Бам был в зеленых туфлях, но в рубашке другого цвета. Как были одеты клоуны?

 

I этап. Анализ задачи

- О чем эта задача?

- О клоунах.

- Что известно в задаче?

- Какого цвета рубашка и туфли были у Бима?

 

- Что сказано про рубашку и туфли Бома?

 

- Что сказано про рубашку и туфли Бам?

 

- в задаче сказано, что цвет рубашки и туфель совпадал, но не указан какой.

- Что у него ни туфли, ни рубашка не были красными.

- Он был в зеленых туфлях, но в рубашке другого цвета.

- Что в задаче требуется найти?

- Какого цвета туфли и рубашка была у каждого клоуна.

II этап. Поиск решения задач

 

Давайте разбираться.

 

- Чтобы решить эту задачу давайте мы с вами составим таблицу. У каждого из вас на парте лежит шаблон таблицы под №4. Возьмите его.

В нашей таблице подписана только шапка. Что в задаче имеется? Как звали клоунов?

- Впишите в таблицу имена клоунов.

- Какого цвета была каждая рубашка?

- Впишите цвета рубашек в нашу таблицу.

- Какого цвета были туфли клоунов?

- Впишите цвета туфель.

Рубашки

Имя

Туфли

к

з

с

к

з

с

 

 

 

Бим

 

 

 

 

 

 

Бам

 

 

 

 

 

 

Бом

 

 

 

 

 

 

 

- Бим, Бам, Бом.

 

- Красная, зеленая и синяя.

 

- Красне, зеленые и синие.

-  Что мы сразу можем отметить в нашей таблице?

- Отметим это в нашей таблице знаком «+»

Рубашки

Имя

Туфли

к

з

с

к

з

с

 

 

 

Бим

 

 

 

 

 

 

Бам

 

+

 

 

 

 

Бом

 

 

 

- Бам был точно в туфлях  зеленого цвета.

- Значит что мы можем точно сказат

 

- Отметим это в нашей таблице знаком «-»

Рубашки

Имя

Туфли

к

з

с

к

з

с

 

 

 

Бим

 

 

 

 

 

 

Бам

-

+

-

 

 

 

Бом

 

 

 

- Что Бам  не был ни в красных, ни в синих туфлях.

- Раз Бам был в зеленых туфлях, что мы можем сказать про туфли Бима и Бома?

- Отметим это в нашей таблице знаком «-»

Рубашки

Имя

Туфли

к

з

с

к

з

с

 

 

 

Бим

 

-

 

 

 

 

Бам

-

+

-

 

 

 

Бом

 

-

 

- Бим и Бом не могли быть в зеленых туфлях.

- Что еще сказано по условию задачи про Бама?

 

-Значит…

- Отметим знаком «-» в нашей таблице.

Рубашки

Имя

Туфли

к

з

с

к

з

с

 

 

 

Бим

 

-

 

 

-

 

Бам

-

+

-

 

 

 

Бом

 

-

 

- Что он был в зеленых туфлях, но в рубашке другого цвета.

- Бам точно не был в зеленой рубашке.

- Что в условии задачи сказано про Бома? У Бома туфли не зеленые и не красные, значит…

- Что у него ни туфли, ни рубашка не были красными.

-  Отметим в нашей таблице. Каким знаком мы будем отмечать?

Рубашки

Имя

Туфли

к

з

с

к

з

с

 

 

 

Бим

 

-

 

 

-

 

Бам

-

+

-

-

 

 

Бом

-

-

 

- Знаком минус.

- Теперь мы знаем, что Бом не был ни в красных, ни в зееных туфлях. Следовательно, в каких туфях он был?

- Он был в синих туфлях.

 

- Отметим в нашей таблице.

Рубашки

Имя

Туфли

к

з

с

к

з

с

 

 

 

Бим

 

-

 

 

-

 

Бам

-

+

-

-

 

 

Бом

-

-

+

 

- Узнав, что ни Бам и ни Бом не были в красных туфлях. Следовательно, в красных туфлях был…

- Отметим знаком «+» в нашей таблице.

Рубашки

Имя

Туфли

к

з

с

к

з

с

 

 

 

Бим

+

-

 

 

-

 

Бам

-

+

-

-

 

 

Бом

-

-

+

- В красных туфлях был Бим.

- Зная, в красных туфлях был Бим, мог ли он быть в туфлях другого цвета?

- Отметим знаком «-»

Рубашки

Имя

Туфли

к

з

с

к

з

с

 

 

 

Бим

+

-

-

 

-

 

Бам

-

+

-

-

 

 

Бом

-

-

+

Не мог.

- Что в условии задачи про Бима еще было сказано?

- Что туфли и рубашка по цвету совпадали.

 

- Узнав, что Бим был в красных туфлях. Какого цвета рубашка у него была?

- Отметим знаком «+» в нашей таблице

Рубашки

Имя

Туфли

к

з

с

к

з

с

+

 

 

Бим

+

-

-

 

-

 

Бам

-

+

-

-

 

 

Бом

-

-

+

- Узнав, что Бим был в рубашке красного цвета. Мог ли он быть в рубашках другого цвета?

- Отметим знаком «-» в таблице.

Рубашки

Имя

Туфли

к

з

с

к

з

с

+

-

-

Бим

+

-

-

 

-

 

Бам

-

+

-

-

 

 

Бом

-

-

+

- Рубашка была красного цвета.

 

 

 

 

 

 

 

- Не мог.

- Узнав, что ни Бим и ни Бам не были в рубашке зеленого цвета. Кто тогда был в рубашке зеленого цвета?

- Отметим знаком «+» в нашей таблице.

Рубашки

Имя

Туфли

к

з

с

к

з

с

+

-

-

Бим

+

-

-

 

-

 

Бам

-

+

-

-

+

 

Бом

-

-

+

- В рубашке зеленого цвета был Бом.

- Узнав,что Бом был в рубашке зеленого цвета, мог ли он быть тогда в рубашке друго цвета?

- Давайте отмети знаком «-» в нашей таблице

Рубашки

Имя

Туфли

к

з

с

к

з

с

+

-

-

Бим

+

-

-

 

-

 

Бам

-

+

-

-

+

-

Бом

-

-

+

- Не мог

- Раз ни Бим и ни. Бом не были в рубашке синего цвета. Кто тогда из клоунов был в рубашке синего цвета?

- Давайте отмети знаком «+» в нашей таблице

Рубашки

Имя

Туфли

к

з

с

к

з

с

+

-

-

Бим

+

-

-

 

-

+

Бам

-

+

-

-

+

-

Бом

-

-

+

- В рубашке синего цвета был Бам.

 

- Теперь мы знаем, что в рубашке синего цвета был Бам. Мог ли он быть в рубашке других цветов?

- Давайте отмети знаком «-» в нашей таблице

Рубашки

Имя

Туфли

к

з

с

к

з

с

+

-

-

Бим

+

-

-

-

-

+

Бам

-

+

-

-

+

-

Бом

-

-

+

Не мог.

Промежуточная рефексия

 

 

Получилось ли у нас вами ответить на вопрос задачи?

Получилось.

Какой ответ у нас получился?

У Бима туфли и рубашка красного цвета, у Бама – туфли зеленые, а рубашка синего цвета, у Бома – туфли синего,  а рубашка зеленого цвета.

-  

 

6.                                          Этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по полному образцу и самооценкой

Цель. Организовать закрепление нового знания в ходе индивидуальной работы учащихся по использованию нового знания в типовых ситуациях.

Задание

Форма организации учебной деятельности самостоятельно

Дидактические средства  карточки с заданиями

Формы и методы контроля фронтально

ЛИЧНОСТНЫЕ:

Формировать положительное отношение к учебе.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

1)      (Р)

2)     Развивать умение самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении логических задач  (П)

3)     Развивать мышление, сообразительность и логику (П)

4)     Учить высказывать свое мнение (К)

 

ПРЕДМЕТНЫЕ:

5)     Закрепить умение решать логические задачи с помощью таблицы

 

Дача самостоятельной работы

 

- На парте у вас лежит задача под №4. Прочитайте эту задачу.

Аня, Вера и Лиза живут на разных этажах трехэтажного дома. На каком этаже живет каждая из девочек, если известно, что Аня живет не на втором этаже, а Вера — не на втором и не на третьем?

 

- К этой задаче у вас лежит таблица под №5. Самостоятельно решите эту задачу и заполнить ответ.

 

Выполнение самостоятельной работы обучающимися

 

- На парте у детей лежит шаблон таблицы.

Имена девочек

Этажи дома

1

2

3

Аня

 

 

 

Вера

 

 

 

Лиза

 

 

 

Ответ: на 1 этаже живет ______, на 2 этаже живет_______, а на 3 этаже - _______.

- Дети самостоятельно должны расставить знаки «+» и «-» и заполонить ответ.

 

- Теперь давайте проверим с вами задачу.

- Кто прочитает эту задачу? (Дети читают задачу)

-  

Проверка самостоятельной работы

 

На экране появляется таблица с решением этой задачи. Дети сверяют, свои ответы, с ответами учителя.

Имена девочек

Этажи дома

1

2

3

Аня

-

-

+

Вера

+

-

-

Лиза

-

+

-

 Ответ: на 1 этаже живет Вера, на 2 этаже – Лиза, на 3 этаже  Аня.

 

 

 

 

 

I этап. Анализ задачи

 

- О чем эта задача?

- О девочках.

- Что известно в задаче?

- Что известно в задаче про Аню?

 

- Что сказано в задаче про Веру?

 

- Что сказано про Лизу?

 

- в задаче сказано, что Аня не живет на втором этаже.

- Что Вера живет не на втором и не на третьем этаже.

- Про Лизу в условии задачи ничего не известно.

- Что в задаче требуется найти?

- На каком этаже живет каждая из девочек

II этап. Поиск решения задач

- Проверка таблицы. (Один из учеников выходит и вписывает недостающее таблицы на доске)

Имена девочек

Этажи дома

1

2

3

Аня

 

 

 

Вера

 

 

 

Лиза

 

 

 

 

- Что известно в задаче про Аню?

- Каким знаком вы отметили у себя в таблице?

Имена девочек

Этажи дома

1

2

3

Аня

 

-

 

Вера

 

 

 

Лиза

 

 

 

- Что Аня не живет на втором этаже.

-Знаком «-»

- Что сказано в задаче про Веру?

 

Каким знаком вы отметили у себя в таблице?

Имена девочек

Этажи дома

1

2

3

Аня

 

-

 

Вера

 

-

-

Лиза

 

 

 

Что Вера живет не на втором и не на третьем этаже.

- Зная, что Вера не живет ни на 2 ни на 3 этаже. Тогда на каком этаже живет Вера?

- Каким знаком вы отметили у себя в таблице?

Имена девочек

Этажи дома

1

2

3

Аня

 

-

 

Вера

+

-

-

Лиза

 

 

 

Вера живет на 1 этаже.

 

Знаком «+»

 

- Узнав, что ни Аня и ни Вера не жили на 2 этаже. Кто тогда из девочек жил на втором этаже?

- Каким знаком вы отметили у себя в таблице?

Имена девочек

Этажи дома

1

2

3

Аня

 

-

 

Вера

+

-

-

Лиза

 

+

 

 

На 2 этаже жила Лиза.

Знаком «+»

 

- Зная, что Вера жила на 1 этаже, могли ли тогда другие девочки жить на этом же этаже?

- Каким знаком вы отметили у себя в таблице?

Имена девочек

Этажи дома

1

2

3

Аня

-

-

 

Вера

+

-

-

Лиза

-

+

 

Нет.

 

- Зная, что Аня не жила на 1 и 2 этаже. Тогда на каком этаже жила Аня?

- Каким знаком вы отметили у себя в таблице?

Имена девочек

Этажи дома

1

2

3

Аня

-

-

+

Вера

+

-

-

Лиза

-

+

 

- Узнав, что на 3 этаже жила Аня. Могли ли другие девочки жить на этом же этаже?

- Каким знаком вы отмети у себя в таблице?

Имена девочек

Этажи дома

1

2

3

Аня

-

-

+

Вера

+

-

-

Лиза

-

+

-

- на 3 этаже.

 

Знаком «+»

 

 

 

 

 

 

Нет.

 

Знаком «-»

- Ответили ли мы на вопрос задачи? Какой ответ у вас получися?

- Аня жила на 3 этаже, Вера на 1 этаже, а на 2 этаже жила Лиза.

7.                                           Этап. Рефлексия учебной деятельности на занятии.

Цель. Организовать рефлексию и самооценку  обучающимися  собственной учебной деятельности.

·    фиксирование нового содержания

ЛИЧНОСТНЫЕ:

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

8)     (Р)

9)     (П)

10)              (П)

11)             Учить высказывать свое мнение (К)

ПРЕДМЕТНЫЕ:

-         Что нового вы узнали на уроке?

-         Решение логических задач с помощью таблиц.

-          

-          

·    соотнесение  цели  учебной  деятельности  и  ее  результата

- Какая тема была нашего сегодняшнего занятия?

- Логические задачи.

- С помощью чего мы решали логические задачи?

- С помощью таблиц.

- Какую цель мы ставили с вами на уроке?

- Научиться решать логические задачи.

-  Кто правильно решил логическую задачу, для самостоятельной работы, поднимите большой палец вверх.

- Какой вывод вы можете для себя сделать? Научились ли вы решать логические задачи?

 

·  рефлексия процесса учебной деятельности

-  

-  

-  

-  

·  планирование цели дальнейшей деятельности

-  

-  

- Занятие окончено

 

 


Технологическая карта внеурочного занятия математики

Технологическая карта внеурочного занятия математики

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Оборудование. ü у учителя: наглядный материал, конспект, карточки

Оборудование. ü у учителя: наглядный материал, конспект, карточки

ХОД ЗАНЯТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ХОД ЗАНЯТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А как вы понимаете такое условие задачи: «а навстречу еще 5 дачников»?

А как вы понимаете такое условие задачи: «а навстречу еще 5 дачников»?

Ребята, как вы думаете, чем будем заниматься с вами на уроке?Решать логические задачи

Ребята, как вы думаете, чем будем заниматься с вами на уроке?Решать логические задачи

Что вы заметили? Чего не хватает в это таблице? - в таблице уже записаны цвета платьев

Что вы заметили? Чего не хватает в это таблице? - в таблице уже записаны цвета платьев

Валя + - -

Валя + - -

Этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Учитель записывает по ходу на доске

Учитель записывает по ходу на доске

Белов - -

Белов - -

Рыжов + - -

Рыжов + - -

Чтобы решить эту задачу давайте мы с вами составим таблицу

Чтобы решить эту задачу давайте мы с вами составим таблицу

Бом - -

Бом - -

Отметим знаком «-» Рубашки

Отметим знаком «-» Рубашки

Бим + - - -

Бим + - - -

Развивать мышление, сообразительность и логику (П) 2)

Развивать мышление, сообразительность и логику (П) 2)

Что сказано про Лизу? - в задаче сказано, что

Что сказано про Лизу? - в задаче сказано, что

Узнав, что ни Аня и ни Вера не жили на 2 этаже

Узнав, что ни Аня и ни Вера не жили на 2 этаже

ЛИЧНОСТНЫЕ: МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) (Р) 2) (П) 3) (П) 4)

ЛИЧНОСТНЫЕ: МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) (Р) 2) (П) 3) (П) 4)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2021