Внеурочное мероприятие для 8-11 классов "экологический брейн-ринг "Чистая планета""
Оценка 4.9
Мероприятия
docx
экология
8 кл—11 кл
21.04.2017
внеурочное мероприятие для старших классов. рекомендуется для проведения в преддверии празднования "Дня Земли"- 22 апреля.можно использовать как дополнение к урокам экологии, можно как отдельное мероприятие в рамках проведения "недели экологии". участники - 2-4 команды. материал содержит разработку мероприятия ( сценарий и раздаточные материалы в приложении)
сценарий для брейн.docx
Сценарий брейн-ринга 9-11 классов «Чистая планета» .
В зале находятся 2 или более команд, зрители. В центре зала подготовлены места для команд. В каждой
команде по 5 игроков. За спинами места для зрителей. На сцене стол для жюри.
Ведет брейн-ринг учитель, классный руководитель или педагог-организатор. Ему помогают 2 ученика из
классов, которые не задействованы в соревнованиях ( например 8-ой класс). Задачи соведущих ( кроме
текстового участия) – контроль времени выполнения задания, отслеживать кто из команд первым поднимет
флажок, сигнализирующий о готовности отвечать.
Вступительное слово ведущего: Здравствуйте, дорогие участники брейн-ринга, гости и все
присутствующие! Сегодняшнее наше соревнование посвящено проблемам охраны природы во всём мире
и в России и приурочено к 22 апреля -Международному Дню Земли.
1 соведущий: 22 апреля 1989г. Вблизи небольшого американского городка Санта – Барбара произошёл
разрыв нефтепровода. Большая территория оказалась в зоне экологической катастрофы. В ликвидации
последствий этого бедствия приняло участие всё население городка и многие добровольцы из других
городов Америки.
2 соведущий : Тогда американский ученый – эколог профессор Денис Хейс обратился к американской и
мировой общественности с призывом отмечать 22 апреля как День Земли и вносить посильный вклад в
озеленение родной планеты и её природных памятников. Его инициатива была широко поддержана
администрациями национальных парков Америки. Именно с этого началась ежегодная международная
акция «Марш парков» заканчивается она праздником Дня Земли , который отмечается 22 апреля. В
России этот день отмечается с 1994г.
Ведущий: Итак, мы начинаем битву «Экологических гигантов». Прошу команды выйти из зрительного
зала и занять свои места. А пока команды занимают свои места, разрешите представить наше жюри:
Позвольте также представить Вам моих соведущих……, которые будут помогать мне в проведении нашей
встречи.
Капитаны команд представьте свои команды.
Перед началом игры команды представляются, представляются капитаны команд, приветствуют других
игроков.
Капитанов просим подойти к столу жюри
Проводится жеребьевка. Далее начинает команда, набравшая наибольшее число баллов.
Тайм 1 разминка: по 1 баллу за правильный ответ, по 0.5 балла за ценные добавления.
Вопросы задаются поочередно командам в соответствии с жребием. Команда , которой адресуется
вопрос, отвечает первой. Далее, если команда дала неверный ответ, отвечает команда, раньше других
поднявшая флажок. На обсуждение вопроса дается 15 секунд. По 2 вопроса каждой команде.
Вопросы:
1. Назовите две причины ультрафиолетового голодания растений в городе.
Ответ: загазованность в атмосфере, пыль.
2. Водопроводную воду перед употреблением лучше отстаивать. Почему?
Ответ: чтобы избавиться от хлора, который улетучивается через 2 часа.
3. Можно ли получить отравление, работая в респираторе с анилиновыми красителями и
растворителями?
Ответ: да, можно. Пары этих веществ впитываются через кожу. 4. Кто такой пассивный курильщик?
Ответ: человек, находящийся в накуренной комнате, рядом с курящими людьми.
5. Какой природный минерал,
широко используемый в строительстве,
дает мелкую пыль,
вызывающую заболевание легких?
Ответ: асбест.
которых мужчин больше, чем женщин?
Ответ: сигареты.
6. Какой источник загрязнения воздуха является причиной смерти 2 млн человек ежегодно, среди
7. Какие основные загрязнители атмосферного воздуха обладают раздражающим действием по
отношению к органам дыхания человека?
Ответ: оксиды серы, азота, пыль, хлор, формальдегид.
8. Почему не рекомендуют употреблять в пищу растения, выросшие возле дорог?
Ответ: они содержат ядовитые вещества: цинк, отходы бензина.
Тайм 2. мысли вслух. за каждое верно разгаданное высказывание по 1 баллу.
Командам раздаются бланки с 6 высказываниями и заданием. Через 5 минут бланки передаются в жюри.
Жюри зачитывает правильные ответы. ( бланк с заданием. См. Приложение)
Задание: Вам предлагается высказывания известных людей. В них пропущены важные (ключевые)
слова. Ваша задача дать полноценную версию высказывания.
1.1.
"Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую
победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия,
на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные
последствия, которые очень часто уничтожают значение первых".
Немецкий идеолог коммунизма Ф. Энгельс.
"Человек менее самостоятелен, чем самый ничтожный полевой сорняк. С физиологической
точки зрения все морские и наземные животные, включая человека, не что иное, как группка
паразитов на большом теле растительного мира".
Российский ученый, ботаник Е. Рабинович.
"Оценивать природу только по стоимости ее материальных богатств – это все равно, что
оценивать полотна великих художников по их метражу или по затратам на холст, краски и
раму".
Российский натуралист, детский писатель Н. Сладков
"Как это получается, что вода, столь нужная , что без нее было бы невозможно жить,
ценится так низко, тогда как алмазы, не приносящие никакой пользы, ценятся так высоко".
Американский экономист А. Смит.
"Замена мыла детергентами не сделала нас чище , чем мы были, но окружающую среду она
сделала более грязной "
Американский эколог Б. Коммонер.
"Природа не признает шуток, она всегда правдива, всегда серьезна: она всегда права,
ошибки же и заблуждения исходят от людей"
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
Тайм 3. Конкурс капитанов. За каждый верный ответ 1 бал.
Блиц-опрос. Капитанам задаются вопросы в соответствии с выпавшим первоначальным жребием. В случае
отсутствия ответа у капитана, к которому направлен вопрос, отвечает тот капитан, который раньше других
поднял флажок.
Немецкий поэт И. Гете.
1. Какое химическое вещество, содержащееся в воде, может эффективно предотвратить кариес?
Ответ: Фтор.
2. Какое насекомое чаще всего переносит микробы на своих лапах? 3. Что нужно сделать перед употреблением плодов, обработанных пестицидами?
4. При какой температуре бактерии развиваются особенно активно?
5. Каким тяжелым металлом интенсивно загрязняется воздух от автотранспорта?
6. Какой предмет бытовой техники больше других способствует разрушению озонового слоя?
7.
Как называется отравление организма, вызванное недоброкачественными консервами?
Ответ: Муха.
Ответ: срезать кожуру.
Ответ: от 20 до 35 градусов.
Ответ: свинцом.
Ответ: холодильник.
Ответ: ботулизм.
Ответ: ртуть.
8. Назовите самый токсичный металл.
Тайм 4. Ученый совет.
Команде в соответствии с жеребьевкой задается вопрос. Все команды обсуждают. Первой отвечает
команда, к которой адресуется вопрос, остальные добавляют. Жюри может оценить ответ команды и
добавления. Максимальный балл - 3 балла. Дается 1 минута для обсуждения.
1. Что такое кислотный дождь? Его происхождение и последствия.
Ответ: Это все известные виды осадков, чей водный показатель (рН) ниже нормы. Нормой
считается рН 7. Если исследование покажет занижение этой цифры в осадках, они считаются
кислотными. Причины кроются в ядовитых выбросах промышленных объектов, выхлопных газах
автомобилей, в значительно меньшей степени - в гниении природных элементов. Атмосфера
переполняется сернистыми и азотными оксидами, хлористым водородом и другими соединениями,
образующими кислоты. Результатом становятся кислотные дожди. Причины гибели растительности
после выпадения таких осадков кроются в том, что из земли кислотами выщелачиваются многие
полезные элементы, кроме того, наблюдается и загрязнение опасными металлами: алюминием,
свинцом и другими. Загрязненные осадки становятся причиной мутаций и гибели рыб в водоемах,
неправильного развития растительности в реках и озерах. На обычную окружающую обстановку
они также оказывают губительное влияние: в значительной степени способствуют разрушению
природных облицовочных материалов, становятся причиной ускоренной коррозии металлических
конструкций.
2. Какие способы обеззараживания воды вы знаете? Какие из них наиболее эффективные?
Какие можно использовать в отсутствии цивилизации (например в походе)?
Ответ: Кипячение – надежнейший способ обеззараживания воды. Но длительность кипячения
должна быть не менее 20 минут. Второй способ обеззараживания – химический. В данном случае
обеззараживание воды происходит путем добавления веществ, способных обезвредить все
вредные для организма человека организмы. Очень удобно пользоваться специальными
таблетками. После добавления таких таблеток в воду, ее можно пить через 20 минут. Желательно
дозу удваивать при обеззараживании сильно загрязненной воды. Вместо таблеток, применяется
ещё марганцевокислый калий, йод, или поваренную соль. В любом случае, после обеззараживания, необходимо воде дать отстоятся 30 минут, а затем осторожно слить воду, не взбалтывая осевшую
муть. Перегонка и дистилляция воды – сложный, но качественный способ очистки воды. Для этого
нужно взять наполненный водой сосуд, поставить его на огонь, опустить туда трубку, второй конец
которой находиться в другом закрытом сосуде, стоящем в емкости с холодной
водой. Обеззараживание металлами. Самыми хорошими дезинфицирующими свойствами обладает
серебро. Но для его бактериологического действия, нужны большие объемы. Нельзя забывать о
вреде серебра на организм, он, как и свинец, накапливается в человеке и не выводиться, тем
самым вызывая отравление.
3. Что такое нитраты? Причины их появления в овощах и фруктах. В чем их опасность?
Опишите приемы удаления нитратов из овощей.
Ответ: Нитраты - соли азотной кислоты, которые совершенно безвредны в небольших количествах.
Но если их количество в плодах зашкаливает, то в нашем организме в результате пищеварения
нитраты преобразуются в нитриты - а это очень опасные соли азотистой кислоты. Нитриты
связывают гемоглобин, повышают плохой холестерин и уровень молочной кислоты, блокируют
дыхание клеток. Применение химических удобрений, в основе высокое содержание в почве азота.
Самый простой способ - срезать те части овощей и фруктов, в которых нитратов концентрируется
больше всего. Еще можно использовать вымачивание, отваривание, маринование.
4. Что такое радиационный фон? Из чего он состоит.
Ответ: это естественное радиоактивное излучение, складывающееся из космического излучения и
природных радиоактивных веществ, находящихся в почве, породе, газе, воде.
Ведущий: Пока жюри подводит итоги нашего сегодняшнего турнира хочется прочитать строки
Михаила Дудин.
Соведущий1: Как яблоко на блюдце
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Всё выскрести до дна.
Соведущий2: Мы общей жизни зёрна,
Одной судьбы родня.
Нам пировать позорно
В счёт будущего дня.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Поймите это, люди,
Как собственный наказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас. Ведущий: Экологическое воспитание, экологическая культура – эти понятия для всех современных
людей наполнены огромным смыслом. Как в древней Греции плавать –считалось одним из важных
умений образованного человека, так в современном мире беречь природу, экологию - должно стать
важным принципом любого воспитанного человека. Это точно необходимо делать! Как смотреть,
как слышать, как дышать, как жить!
Слово предоставляется нашему жюри, самому справедливому, самому гуманному жюри в мире:…..
Жюри объявляет итоги соревнования.
Ведущий: На этом наше соревнование закончено! Спасибо всем за внимание!
Команда___________________________
приложение
1. "Не будем, однако, слишком обольщаться нашими _________________над природой. За
каждую такую______________ она нам мстит. Каждая из этих________________ имеет,
правда, в первую очередь те________________, на которые мы рассчитывали, но во вторую
и третью очередь совсем другие, непредвиденные_____________________, которые очень
часто уничтожают значение первых".
Немецкий идеолог коммунизма Ф. Энгельс.
2. "____________________менее самостоятелен, чем самый ничтожный полевой сорняк. С
физиологической
животные,
включая________________, не что иное, как группка___________________ на большом теле
растительного мира".
наземные
зрения
точки
все
морские
и
Российский ученый, ботаник Е. Рабинович.
3. "Оценивать _______________________только по стоимости ее материальных богатств – это
все равно, что оценивать_____________________ великих художников по их метражу или по
затратам на холст, краски и раму".
Российский натуралист, детский писатель Н. Сладков
4. "Как это получается, что вода, столь ___________________, что без нее было бы невозможно
жить, ценится так__________________, тогда как алмазы, не приносящие никакой пользы,
ценятся так _________________".
Американский экономист А. Смит. 5. "Замена мыла детергентами не сделала нас________________, чем мы были, но окружающую
среду она сделала более__________________"
Американский эколог Б. Коммонер.
6. "_________________________ не признает шуток, она всегда правдива, всегда серьезна: она
исходят
заблуждения
ошибки
всегда_____________________,
от_______________________"
же
и
Немецкий поэт И. Гете.
Внеурочное мероприятие для 8-11 классов "экологический брейн-ринг "Чистая планета""
Внеурочное мероприятие для 8-11 классов "экологический брейн-ринг "Чистая планета""
Внеурочное мероприятие для 8-11 классов "экологический брейн-ринг "Чистая планета""
Внеурочное мероприятие для 8-11 классов "экологический брейн-ринг "Чистая планета""
Внеурочное мероприятие для 8-11 классов "экологический брейн-ринг "Чистая планета""
Внеурочное мероприятие для 8-11 классов "экологический брейн-ринг "Чистая планета""
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.