Внеурочное мероприятие по истории «Первая мировая война: великая и забытая» (9 класс)

  • Работа в классе
  • docx
  • 06.11.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Первая мировая война великая и забытая.docx
Внеурочное мероприятие «Первая мировая война: великая и забытая»,  посвящённое 100­летию начала Первой мировой войны, для обучающихся 9­х  классов Пояснительная записка Тема мероприятия: «Первая мировая война: великая и забытая» Тип мероприятия: историческая игра с элементами литературно­музыкальной композиции Актуальность методической разработки:  актуальность   темы   состоит   в  том,  что  Первая   мировая   война, несмотря на её масштабы и количество жертв, практически забыта современниками. С момента её окончания каждое последующее поколение в нашей стране знало о ней всё меньше и меньше. Она осталась полузабытой страницей истории России. Малое внимание этой войне в СССР уделялось потому, что Россия в ней стала фактически проигравшей стороной вместе с Германией.  Лишь в последнее время начался процесс формирования объективной картины событий тех времён.  Цель данного мероприятия – рассмотреть основные аспекты Первой мировой войны, показать её значимость, как для истории России, так и для всей мировой истории.  В  2018 году планируется продолжить данную работу в связи со 100­летием конца Первой мировой войны. Материалы и оборудование: проектор, компьютер, мультимедийная презентация и фильм «Первая мировая война:   великая   и   забытая»   (Приложение   2),   песни   первой   мировой   войны   (Приложение   1),   карточки   с заданиями, жетоны (Приложение 3). Подготовка к мероприятию:  за 2 недели учащимся 9 (частично 8) классов раздаются стихи, организуется репетиции, выбирается ведущий, оформляется кабинет.Апробация   мероприятия:  октябрь   2014   года,   к   100­летию   начала   Первой   мировой   войны.   Мероприятие проводилось   после   изучения   событий   войны   на   уроках   истории,   поэтому   дети   подошли   к   нему подготовленными. С помощью учителя дети не только убедились в масштабах и   величии Первой мировой войны, но и наметили план мероприятий, которые будут направлены на её популяризацию.  Формируемые универсальные учебные действия (УУД):  • регулятивные УУД: ­ идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; ­оценивать степень достижения цели. • познавательными УУД: ­ устанавливать соответствие; ­ воспроизводить знания в устной форме; ­строить логическую цепь рассуждений, доказывать. • предметные  УУД: ­ опознавать понятия «Первая мировая война», «Антанта», «Четверной союз» «Хартия»,  адекватно  использовать их в собственной речи; ­ называть цели воюющих сторон в Первой мировой войне; ­ определять повод к войне; ­ называть основные события Первой мировой войны; • коммуникативные УУД: ­ устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; ­ публично выступать, защищать собственное мнение. • личностные УУД: ­ осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; ­осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы; ­ формирование собственной позиции к историческому событию, осмысление опыта предшествующих  поколений; ­ развивать способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности.Этапы занятия Организаци онный  момент Конспект внеурочного мероприятия «Первая мировая война: великая и забытая» Деятельность учителя Деятельность учащихся 1.Читает стихотворение  о начале Первой  мировой войны с музыкальным сопровождением.  Звучит музыка «Песня славянина» (Приложение1, трек 1) 1.Ведущий читает  стихотворение о начале  Первой мировой войны.  Дети слушают стихи,  музыку «Песня славянина»  Учитель: Мы рассказать хотим о той,  Нарочно кем­то позабытой,  Но не такой уж и далекой Войне,  О Первой мировой!  Ведущий: Двадцатый век свое начало Отметил бурно! Закачало Твердыни    мира   все  В имперской их красе.Престолы     треснули, Их троны  пошатнулись! Казалось,       вечные Устои  содрогнулись... 2.Предлагает назвать тему занятия, озвучивает её. 2. Называют тему занятия  «Первая мировая война».  Учитель: ­ Я приветствую всех участников сегодняшнего мероприятия. Думаю, вы уже догадались, о чём пойдёт сегодня речь? ­ Да, тема сегодняшнего внеклассного мероприятия «Первая мировая война: великая и забытая». (Приложение 2, презентация 1)                                                             (слайд 1)   ­Но почему забытая и в чём её величие? Попробуйте высказать свои  предположения.                                                        (слайд 2)   ­ А правы вы или нет, узнаем в ходе мероприятия. Вернёмся к этому  вопросу в конце занятия, после того как совершим небольшой экскурс в события столетней давности. 3. Сообщает краткую историческую справку о Первой мировой войне. Учитель: ­   С   каждым   днём   становятся   всё   дальше   от   нас   героические   и трагические годы Первой мировой войны. В этом году мы отмечаем 100   лет   со   дня   начала   одной   из   самых   страшных   войн   в   истории человечества. Более 4 лет, с 1 августа 1914 года по 11 ноября 1918 года,   на   территории   стран   Европы   и   Азии   шли   тяжёлые, Высказывают  предположения на  проблемный вопрос  учителя. 3. Ведущий сообщает  краткую историческую  справку о Первой мировой  войне.  Дети слушают информацию учителя и ведущего.кровопролитные бои. Ведущий:  ­   По   продолжительности   и   ожесточенности,   по   количеству участвующих в них людей и боевой техники, по жестокости и числу жертв эта война превзошла все предшествовавшие ей войны.                                                          (слайд 3) 4. Ставит цель и задачи занятия, предлагает детям разделиться на две  команды, дать им название, озвучивает правила игры. Учитель: ­И   сегодня   мы   ещё   раз   вспомнил   события   той   страшной   войны, попробуем   разобраться   в   её   причинах   и   последствиях,   сделать выводы. ­Для этого разделимся на 2 команды. А название каждой команды вы назовёте   сами,   как   назывались   два противодействующих военных блока Первой мировой войны.   если   вспомните, На   столы   ставятся   таблички   с   названиями   команд  (Приложение   3, документ 1) Ведущий:  ­Задача   каждой   команды,   также   как   и   на   войне,   победить   своего противника. Для этого вам необходимо просто правильно отвечать на вопросы и выполнять задания. Каждый правильный ответ и каждое верно  выполненное  задание  принесёт  вам победу  в  сражении, и  вы получите за это вот такой жетон (Приложение 3, документ 2). 4. Ведущий озвучивает  правила игры. Дети осмысливают цель и  задачи мероприятия,  называют  противодействующие  военные блоки, делятся на  команды «Антанта»,  «Четверной союз»,  принимают правила игры.Основная  часть  занятия Учитель: ­ Ни одна война не может быть выиграна без хорошего знания своего противника. Насколько вы владеете данной информацией мы сегодня и проверим. ­ Итак, к бою!       Мелодия «Благослови оружие» (Приложение 1, трек 2)                                               1.  Предлагает выполнить первое задание каждой команде. Ведущий:  ­   Война,   вспыхнувшая   между   двумя   военными   блоками,   сразу   же приобрела   общеевропейский   характер   и   вскоре   превратилась   в мировую. В неё было вовлечено 38 государств с населением свыше 1,5 млрд. человек. Учитель:  ­Настало время для первого задания: каждой команде необходимо назвать страны, входившие в военный блок противника. (Четверной союз:  Германия, Австро­Венгрия, Болгария, Османская империя Антанта: Россия, Англия, Франция, Япония, Сербия, Бельгия, США, Италия, Китай, Греция и др.)                                                                   (слайд 4) 2. Сообщает детям о втором задании, раздаёт материал для его выполнения. Ведущий:  1. Ведущий сообщает  краткую историческую  справку.  Дети называют страны,  входившие в военный блок  противника после  полуминутного  обсуждения. 2. Устанавливают  соответствие между  страной и целями, которые­   Участники   и   очевидцы   этой   войны   признавали   бессмысленность конфликта.   Цели   ни   одной   из   сторон   в   войне   нельзя   признать полностью справедливыми. Все страны стремились завоевать для себя пространство под солнцем.  она преследовала в войне  путём соединения  соответствующих граф  таблицы стрелками  Учитель:  ­ Второе задание для команд:  установите соответствие между страной   противника   и   целями,   которые   она   преследовала   в Первой мировой войне. Раздаются карточки (Приложение 3, документ 3): А) Россия Б) Франция В) Англия А) Болгария Б) Германия В) Австро­ Венгрия   1) стремление сокрушить Германию  2) сохранить свою независимость, обеспечить     контроль    над Черноморскими проливами    3) стремление вернуть потерянные территории,  захватить Сирию и Палестину 1) добиться мирового господства 2) сохранить и укрепить влияние на Балканах,  сокрушить Сербию 3)стремление присоединить Сербию и Грецию 3. Организует проверку второго задания. 3.Выбирают одного  представителя от команды,  который показываетсоответствие у доски с  объяснением. 4.Ведущий читает  стихотворение. Дети отвечают на  поставленный вопрос после полуминутного  обсуждения. 4.Называет вопрос странам Антанты – «Какой повод послужил началом к  Первой мировой войне?» Ведущий:  Тот август стал для них кровавым, Война нагадано пришла,  И сразу страх, кошмар и ужас В сердцах посеяла она.  Никто не думал, что вот так  Мир безмятежный пошатнется,  И что Россия в страшный ад С тех пор на годы окунётся. Учитель:  ­То, что война грядёт, было ясно всем давно. Нужен был лишь повод, чтобы её начать. И он нашёлся.  ­Вопрос   странам   Антанты:   Какой   повод   послужил   началом   к Первой мировой войне? (28 июня 1914г. на одной из улиц Сараева был убит наследник  австрийского престола эрнц­герцог Франц­Фердинанд)                                                      (слайд 5) 5. Называет вопрос странам Четверного союза – «В какой  последовательности вступали в войну страны  Антанты? 5. Ведущий сообщает  краткую историческуюВедущий: ­Покушавшийся   Гаврило   Принцип   оказался   сербом,   членом националистической организации «Млада Босна». Это стало поводом Австро­Венгрии начать войну против Сербии. Так началась  Первая мировая война).                                                         (слайд 6) справку. Дети отвечают на  поставленный вопрос после полуминутного  обсуждения. Учитель:     ­Вопрос странам Четверного союза: в какой последовательности вступали в войну страны  Антанты?  (Россия ­1 августа, Франция – 3 августа, Англия – 4 августа)         6.Сообщает о всеобщей мобилизации в России, краткую историческую  справку о боевых действиях,  Учитель:  ­Начало первой мировой войны вызвало взрыв патриотических чувств в нашей стране. Началась всеобщая мобилизация. Для России война проходила под лозунгом защиты славянских православных братьев­ сербов и вызвала бурный национальный подъём.                                                                                   (слайд 7) 6. Ведущий предлагает  послушать обращение к  солдатам­новобранцам  «Великая Русь», читает  стихотворение.  Дети слушают информацию ведущих, обращение к  солдатам­новобранцам. Ведущий:   ­   Послушайте   обращение   к   солдатам­новобранцам     времён   Первой мировой воны.              Звучит обращение к солдатам «Великая Русь»(Приложение 1, трек 3)                                                                                                                                               (слайд 8) Конфликт коснулся многих наций, Пошла волна мобилизаций: "Бросай дела, скорее в строй! Зелён? И что?.. Научит бой!" Учитель:  ­   Бои   в   первую   мировую   войну   отличались   своей   масштабностью, кровопролитностью   и   бессмысленностью   ожесточённых   военных действий, когда ценой продвижения на несколько километров вглубь территории   противника   становились   жизни   сотен   тысяч   солдат   и офицеров. 7. Предлагает участвовать в викторине на знание основных событий войны,  зачитывает вопросы викторины. Учитель:  ­Следующим   заданием   для   воюющих   сторон   будет   участие   в викторине на знание основных событий войны.                                                     (слайды 9­29) 8. Сообщает об антивоенных настроениях в воюющих странах.  Учитель:  7. Ведущий зачитывает  вопросы викторины. Дети по очереди отвечают  на вопросы викторины  после полуминутного  обсуждения на каждый  вопрос. 8. Ведущий сообщает  информацию о выходе  России из войны. Дети слушают информацию ведущих.­1917г...     Война   продолжается.   Потери   обеих   сторон   исчислялись сотнями   тысяч.   Это   была   настоящая   «мясорубка».   В   воюющих странах   обострялись   социальные   конфликты,   росли   антивоенные настроения.                                                           (слайд 30) Ведущий:  ­Лозунг «Долой войну!» был одним из главных лозунгов, под которым совершилось   свержение   монархии   в   России   в   феврале   1917г. Истощённая   войной   Россия,   охваченная   драматическими революционными событиями, больше не могла продолжать борьбу. В марте 1918г. Россия была вынуждена заключить унизительный мир с Германией.   От   России   отторгались   Польша,   Литва,   часть   Латвии, Белоруссии и Закавказья.  9. Просит страны Антанты ответить на вопрос.  Учитель:  Как   назывался   сепаратный ­   Вопрос   странам   Антанты: международный   мирный   договор,   подписанный   3  марта   1918 года   представителями   Советской   России   с   одной   стороны   и странами Четверного союза  – с другой? (Брестский)                                                                       (слайд 31) 10. Сообщает о конце войны, подписании Компьенского перемирия и  капитуляции Германии. 9. Отвечают на  поставленный вопрос после полуминутного  обсуждения.   10. Ведущий просит страны Четверного союза ответить  на вопрос. Дети слушают информацию учителя, отвечают на  поставленный вопрос послеполуминутного  обсуждения. Учитель: ­Однако   Германия   тоже   надорвала   свои   силы.   Антанта   оказалась лучше подготовленной в военно­техническом отношении. Боевой дух её армий был выше. В Европу прибыли свежие американские части. Союзники Германии ­ Австро­Венгрия, Болгария, Турция, вышли из войны. Вскоре сдалась и Германия.                                                                     Ведущий:  ­ Вопрос странам Четверного союза: В каком году было подписано  Компьенское перемирие, по которому Германия объявило о  своей капитуляции?                                                                    (слайд 32)   Учитель:                                                  ­11 ноября 1918г. недалеко от Парижа было подписано Компьенское перемирие. Антанта выиграла войну, но Россию в числе победителей они   не   признавали,   объясняя   тем,   что   Россия   вышла   из   войны,   не согласовав свои действия со своими союзниками.  1. Организует подведение итогов, выявляет победителя, производит  награждение,  возвращается к проблемному вопросу, создаёт мотивацию  перспективы. Учитель:                                                  ­Вот и наше недолгое  противостояние между Антантой и Четверным 1. Ведущий помогает  подвести итоги. Дети подсчитывают  заработанные баллы. Отвечаю на проблемный  вопрос учителя, намечают  план мероприятий.союзом   тоже   подходит   к   концу.   Кто   же   одержал   победу   в   этом небольшом сражении? (подсчёт жетонов, награждение). Подведение  итогов ­   Думаю,   что   сейчас   вы   с   большей   уверенностью   можете   сказать, почему Первая мировая война забытая и в чём её величие.  ­Попробуйте наметить план мероприятий, которые будут направлены на её популяризацию.                                                                    (слайд 33) 2. Ведущий сообщает о  потерях в Первую мировую войну. Дети слушают информацию ведущих. 2. Читает стихи. Ведущий:  ­Да, Первая мировая война – это самая страшная война на тот момент в истории человечества. Она унесла более 10 млн. жизней, десятки миллионов   попали   в   плен,   пропали   без   вести,   стали   инвалидами. Рухнули вековые империи, мир изменился до неузнаваемости.                                                                                                                 (слайд 34) Учитель: Войны масштабней мир не знал, Никто не ждал такой финал:  Погибло двадцать миллионов ­ Ужасных жертв войны законов, И пятьдесят еще ­ калек, Больных и немощных навек... 3. Организует выступление детей 8 и 9 классов.  3. Выступают с речью и  стихами о необходимости  помнить погибших в  Первую мировую войну.1 ученик:  Россия потеряла в той страшной войне более 1,7 млн. убитыми, около 5 млн. ранеными, 2,5 млн. пропали без вести, попали в плен.  2 ученик: Русские солдаты и офицеры выполняли свой священный долг защиты Отечества и вписали немало героических страниц в историю первой мировой войны.   3 ученик: Поэтому   мы   должны   их   помнить,   и   не   допустить,   чтобы   славные имена героев  ушли в забытье.                                                          (слайд 35)                      Под мелодию (Приложение 1, трек 4) 4 ученик:                                     Спите, солдатики, спите, соколики. Вам здесь простор и покой Благословил вас Господь наш Всевидящий Миротворящей рукой. 5 ученик: Русь защищая, ребята бывалые. Долго дрались вы с врагом. Спите, родимые, спите, усталые, Под деревянным крестом.6 ученик:  ­К   сожалению,  первая   мировая   война   ничему   не   научила   людей. Спустя   двадцать   лет   произошла   вторая   война,   ужасы   которой человечество не забудет никогда.  (слайд 36) 7 ученик: Вечная слава и вечная память  Павшим в жестоком бою! Бились отважно и стойко с врагами  Вы за Отчизну свою! Вечная слава героям!  Слава! Слава! Слава! (вместе) 1. Предлагает посмотреть фильм о Первой мировой войне. Ведущий:  ­Прошло сто лет с начала Первой мировой войны.  Выросло не одно поколение, которое никогда не знало, и надеемся, никогда не узнает ужасов войны. Но подвиги, совершённые воинами, навсегда останутся в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных и мемориальных комплексах.  Земной поклон, солдат, от жизни, От всех, кого ты заслонил. Ты спас свободу, честь Отчизны, В потомках память заслужил! 1. Ведущий озвучивает  выводы, читает  стихотворение. Дети смотрят фильм о  Первой мировой войне.Рефлексия Учитель: ­И   эта   память   живёт   не   только   на   страницах   учебников,   но   и   на пожелтевших от времени фотографиях. Я предлагаю в конце нашего мероприятия ещё раз на них посмотреть, всмотреться в лица солдат, мужественно сражавшихся за свою Родину. 2. Дети индивидуально  ставят метки на мишенях. Фильм о Первой мировой войне (Приложение 2, презентация 2),  под мелодию «Аве Мария»(Приложение 1, трек 5) 2. Производит рефлексию мероприятия, просит поставить метку в секторах  мишени соответственно оценке результата. Учитель: ­На этом наше мероприятие подошло к концу. Надеемся, что оно  прошло с пользой для вас и оставило след в душе. Насколько вам было понятно и интересно на занятии, а также степень вашей активности мы узнаем вот по такой мишени.  (Приложение3, документ 4) В ней каждому из вас необходимо поставить метки в секторах соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. 3. Выражает детям благодарность за работу.  Мелодия «Священная война» (Приложение 1, трек 6) 3.Дети расходятся под  мелодию

Посмотрите также