Внеурочное занятие кружка «Гимнастика для ума». Тема: «Словесные головоломки»

Внеурочное занятие кружка «Гимнастика для ума». Тема: «Словесные головоломки»

Занимательные материалы
doc
русский язык
3 кл—4 кл
15.01.2017
Внеурочное занятие кружка «Гимнастика для ума». Тема: «Словесные головоломки» Данное занятие способствует обогащению словарного запаса учащихся, расширяет кругозор, развивает лингвистические способности , умение активизировать лексический запас. Возможно использовать во внеклассной работе по русскому языку , кружковой работе. Учащиеся в игровой форме знакомятся с анаграммой, метаграммой, логогрифом, шарадами.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Внеурочное занятие Словесные головоломки.doc
Внеурочное занятие кружка «Гимнастика для ума»  Тема: «Словесные головоломки» Задачи 1. Обогащать словарный запас детей, расширять кругозор. 2. Развивать лингвистические способности детей, умение активизировать лексический запас. 3. Учить детей самостоятельно организовывать свой досуг.  Оборудование: наборы карточек со слогами и словами; игрушка; волшебная шляпа и буквы; билеты со скороговорками; бумага и фломастеры; вырезанные заголовки из газет и журналов» бумага, клей, кисточки; мячик; корзинка.                                            Ход занятия  Существует  множество занимательных игр. Например, игры со словами.  С некоторыми из них я вас сегодня познакомлю. Игры со словами имеют давнюю историю, в  них есть место знанию и догадке, что необходимо для нашего интеллектуального развития. ­ Кто знает, что такое анаграмма? (Дети отвечают.) Анаграммы ­ это слова, полученные при помощи перестановки букв в исходном слове. ­ Переставьте буквы в словах «сани», «лапша». Какие слова получатся? (Анис, шпала.) Поиграем в анаграммы. Я даю вам десять слов и 5 минут. За это время вы должны получить хотя бы десять новых слов; вторая анаграмма из этого же слова дает дополнительное очко. (Дети работают.) • Актер­... • Колесо • Крона­... • Налим­... • Парк­... • Пират­... • Ракета­... • Сокол • Ручка­... • Сосна­... Вот анаграммы­загадки. (Учитель поясняет значение незнакомых слов.) Легко дыша в моей тени, Меня ты летом часто хвалишь, Но буквы переставь мои ­ И целый лес ты мною свалишь. (Липа ­ пила.)   Я ­ дерево в родной стране, Найдешь в лесах меня ты всюду, Но слоги переставь во мне – И воду подавать я буду. (Сосна ­ насос.)   По дороге, по пути Весело скачу, А с конца меня прочти – Нож я наточу. (Колесо ­ оселок.)   Вдоль по проволоке мчусь Ночи я и дни. А с конца меня прочтут – Тигру я сродни. (Ток­кот.)   Лежу я на земле, Прибитая к железу, Но буквы переставь мои – В кастрюлю я полезу. (Шпала­лапша.)   Географию со мной Изучают в школе дети. Дай порядок букв иной И найдешь меня в буфете. (Атлас ­ салат.)   Задачу ты решишь свободно. Я ­ небольшая часть лица, Но если ты прочтешь меня с конца, Во мне увидеть можно что угодно. (Нос­сон.)   Скрывается мой плод румяный Тенистою листвою, А буквы переставь – Я окажусь рекою. (Слива ­ Висла.) Метаграммы ­ это слова, различающиеся лишь одной буквой (звуком). Когда я с «Т», на мне плывут. Когда я с «Д», меня сорвут. (Плот ­ плод.)   С «К» я в школе на стене, Горы, реки есть на мне, С «П» ­ от вас не утаю ­ Тоже в школе я стою. (Карта ­ парта.)   С «Е» я ­ жаркая пора, С «О» ­ настольная игра. (Лето­лото.)   Я пышно красуюсь на клумбе в саду, Захочешь ­ поставь меня в вазу... Но с буквою «К» в огород я пойду, И если капусту на грядке найду, Капусте достанется сразу. (Роза ­ коза.)   Мои кусты легко узнать: Цвету я гроздьями весною, Но замените мягкий знак На букву «А» ­ и я завою. (Сирень ­ сирена.) Загадка,   в   которой   из   задуманного   слова   получается   новое   слово   посредством выбрасывания или прибавления буквы, называется логогрифом. В логогрифах, как и в других словесных головоломках, принято загадывать не любые слова, а существительные. Известное я блюдо. Когда прибавишь «М», Летать, жужжать я буду, Надоедая всем. (Уха ­ муха.) Мы резким голосом кричим И ковыляем так комично, Но вставь нам «Л» ­ и зазвучим Тогда довольно мелодично. (Гуси ­ гусли.)   На берегу морском Я круглый год валяюсь, Отменишь мягкий знак – И вверх я устремляюсь. (Галька­галка.)   Пойди­ка в сад и погляди: Я там цвету, благоухая. Но «Г» приставишь впереди, И в небе я загромыхаю. (Роза ­ гроза.)   Мы всех ­ и взрослых, и детей – В часы досуга развлекаем. Но если к нам прибавить «Т», Мы их ужасно испугаем. (Игры ­ тигры.)   Я глубока и полноводна, И вся страна гордится мной. А впереди союз прибавишь – И стану птицей я лесной. (Волга ­ иволга.) Шарады (от французского  слова, означающего  «беседа», «болтовня») ­ игра, в которой задуманное   слово   разделяется   на   несколько   частей   (обычно   по   слогам).   В   начале   шарады каждый слог раскрывается в отдельности, а кончается она объяснением целого. Например: Первое ­ фигура танца. (Па.) Второе ­ гласный звук. (У.) Третье ­ подводная зелень. (Тина.) Целое ­ сеть, которую плетет насекомое. Догадались, что это? Правильно, паутина. Шарады можно разыгрывать, представляя в театрализованной постановке и отдельные части, и целое загаданное   слово.   Это   очень   интересно,   недаром   теат­   рализованные   шарады   были излюбленным развлечением на семейных праздниках в России XIX века. Первый слог ­ мужское имя. Буква гласная ­ второй. Слово в целом ­ знак почтовый. Угадайте вы какой. (Марк­а.)   Мое начало ­ буква алфавита, Она всегда шипит сердито. Второго корабли боятся И обойти его стремятся. А целое весной жужжит, То сядет на цветок, То снова полетит. (Ш­мель.)   Мой первый слог ­ в линейках нотных, Два остальных ­ защита у животных. А целое соединит всегда Деревни, села, города. (До­рога.) Мой первый слог найдешь тогда. Когда кипит в котле вода. Местоименье ­ слог второй, А в целом ­ школьный столик твой. (Пар­та.)   Названье ноты напиши, Прибавить имя поспеши – И покачусь я по дороге Или тебе обую ноги. (Ре­зина.)   Слог первый мой ­ предлог, Второй же ­ летний дом, А целое порой Решается с трудом. (За­дача.)   Первый слог мету метлой, Глазом назову второй, Третий ­ резать хлеб годится, А четвертый ­ лишь частица. Целое на червяка похоже И на гусеницу тоже. (Сор­око­нож­ка.)   Мой первый слог ­ местоименье, Второй же ­ времяисчисленье, Я третий слог из азбуки несу, А целое сорвете вы в лесу. (Я­год­а.) Давайте   проведем   состязание   говорунов   и   выявим   чемпиона   класса   по   чтению скороговорок.   Из   соревнования   выбывает   тот,   кто   ошибется   три   раза.   Запоминать скороговорки непросто, так как в некоторых из них встречаются слова, которые уже забыты или   потеряли   свое   первоначальное   значение.   Поэтому   они   написаны   вот   на   этих   билетах. Участник тянет билет, читает скороговорку, запоминает ее и повторяет вслух. • На дворе трава, на траве дрова. • Два дровосека, два дровокола, два дроворуба. • Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать ­ зарапортовался. • Во поле­поле затопали кони, от топота копыт пыль по полю летит. • Архип осип, Осип охрип. • Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. • Коси, коса, пока роса, роса долой ­ и мы домой. • Щетинка ­ у чушки, чешуя­у щучки. • Собирала Маргарита маргаритки на горе. Растеряла Маргарита маргаритки на дворе. Игр со словами очень много. Играть в них не только интересно, но и очень полезно. Ведь слово  ­ это инструмент общения, мышления.
скачать по прямой ссылке