Внеурочное занятие кружка «Гимнастика для ума». Тема: «Словесные головоломки»
Оценка 4.9
Занимательные материалы
doc
русский язык
3 кл—4 кл
15.01.2017
Внеурочное занятие кружка «Гимнастика для ума». Тема: «Словесные головоломки»
Данное занятие способствует обогащению словарного запаса учащихся, расширяет кругозор,
развивает лингвистические способности , умение активизировать лексический запас.
Возможно использовать во внеклассной работе по русскому языку , кружковой работе.
Учащиеся в игровой форме знакомятся с анаграммой, метаграммой, логогрифом, шарадами.
Внеурочное занятие Словесные головоломки.doc
Внеурочное занятие кружка «Гимнастика для ума»
Тема: «Словесные головоломки»
Задачи
1. Обогащать словарный запас детей, расширять кругозор.
2. Развивать лингвистические способности детей, умение активизировать лексический запас.
3. Учить детей самостоятельно организовывать свой досуг.
Оборудование: наборы карточек со слогами и словами; игрушка; волшебная шляпа и буквы;
билеты со скороговорками; бумага и фломастеры; вырезанные заголовки из газет и журналов»
бумага, клей, кисточки; мячик; корзинка.
Ход занятия
Существует множество занимательных игр. Например, игры со словами.
С некоторыми из них я вас сегодня познакомлю. Игры со словами имеют давнюю историю, в
них есть место знанию и догадке, что необходимо для нашего интеллектуального развития.
Кто знает, что такое анаграмма? (Дети отвечают.)
Анаграммы это слова, полученные при помощи перестановки букв в исходном слове.
Переставьте буквы в словах «сани», «лапша». Какие слова получатся? (Анис, шпала.)
Поиграем в анаграммы. Я даю вам десять слов и 5 минут. За это время вы должны получить
хотя бы десять новых слов; вторая анаграмма из этого же слова дает дополнительное очко.
(Дети работают.)
• Актер...
• Колесо
• Крона...
• Налим...
• Парк...
• Пират...
• Ракета...
• Сокол
• Ручка...
• Сосна...
Вот анаграммызагадки. (Учитель поясняет значение незнакомых слов.)
Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои
И целый лес ты мною свалишь. (Липа пила.)
Я дерево в родной стране,
Найдешь в лесах меня ты всюду,
Но слоги переставь во мне –
И воду подавать я буду. (Сосна насос.)
По дороге, по пути
Весело скачу,
А с конца меня прочти –
Нож я наточу. (Колесо оселок.)
Вдоль по проволоке мчусь
Ночи я и дни.
А с конца меня прочтут – Тигру я сродни. (Токкот.)
Лежу я на земле,
Прибитая к железу,
Но буквы переставь мои –
В кастрюлю я полезу. (Шпалалапша.)
Географию со мной
Изучают в школе дети.
Дай порядок букв иной
И найдешь меня в буфете. (Атлас салат.)
Задачу ты решишь свободно.
Я небольшая часть лица,
Но если ты прочтешь меня с конца,
Во мне увидеть можно что угодно. (Носсон.)
Скрывается мой плод румяный
Тенистою листвою,
А буквы переставь –
Я окажусь рекою. (Слива Висла.)
Метаграммы это слова, различающиеся лишь одной буквой (звуком).
Когда я с «Т», на мне плывут.
Когда я с «Д», меня сорвут. (Плот плод.)
С «К» я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне,
С «П» от вас не утаю
Тоже в школе я стою. (Карта парта.)
С «Е» я жаркая пора,
С «О» настольная игра. (Летолото.)
Я пышно красуюсь на клумбе в саду,
Захочешь поставь меня в вазу...
Но с буквою «К» в огород я пойду,
И если капусту на грядке найду,
Капусте достанется сразу. (Роза коза.)
Мои кусты легко узнать:
Цвету я гроздьями весною,
Но замените мягкий знак
На букву «А» и я завою. (Сирень сирена.)
Загадка, в которой из задуманного слова получается новое слово посредством
выбрасывания или прибавления буквы, называется логогрифом. В логогрифах, как и в других
словесных головоломках, принято загадывать не любые слова, а существительные.
Известное я блюдо.
Когда прибавишь «М»,
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем. (Уха муха.) Мы резким голосом кричим
И ковыляем так комично,
Но вставь нам «Л» и зазвучим
Тогда довольно мелодично. (Гуси гусли.)
На берегу морском
Я круглый год валяюсь,
Отменишь мягкий знак –
И вверх я устремляюсь. (Галькагалка.)
Пойдика в сад и погляди:
Я там цвету, благоухая.
Но «Г» приставишь впереди,
И в небе я загромыхаю. (Роза гроза.)
Мы всех и взрослых, и детей –
В часы досуга развлекаем.
Но если к нам прибавить «Т»,
Мы их ужасно испугаем. (Игры тигры.)
Я глубока и полноводна,
И вся страна гордится мной.
А впереди союз прибавишь –
И стану птицей я лесной. (Волга иволга.)
Шарады (от французского слова, означающего «беседа», «болтовня») игра, в которой
задуманное слово разделяется на несколько частей (обычно по слогам). В начале шарады
каждый слог раскрывается в отдельности, а кончается она объяснением целого. Например:
Первое фигура танца. (Па.)
Второе гласный звук. (У.)
Третье подводная зелень. (Тина.)
Целое сеть, которую плетет насекомое. Догадались, что это? Правильно, паутина. Шарады
можно разыгрывать, представляя в театрализованной постановке и отдельные части, и целое
загаданное слово. Это очень интересно, недаром теат рализованные шарады были
излюбленным развлечением на семейных праздниках в России XIX века.
Первый слог мужское имя.
Буква гласная второй.
Слово в целом знак почтовый.
Угадайте вы какой. (Марка.)
Мое начало буква алфавита,
Она всегда шипит сердито.
Второго корабли боятся
И обойти его стремятся.
А целое весной жужжит,
То сядет на цветок,
То снова полетит. (Шмель.)
Мой первый слог в линейках нотных,
Два остальных защита у животных.
А целое соединит всегда
Деревни, села, города. (Дорога.) Мой первый слог найдешь тогда.
Когда кипит в котле вода.
Местоименье слог второй,
А в целом школьный столик твой. (Парта.)
Названье ноты напиши,
Прибавить имя поспеши –
И покачусь я по дороге
Или тебе обую ноги. (Резина.)
Слог первый мой предлог,
Второй же летний дом,
А целое порой
Решается с трудом. (Задача.)
Первый слог мету метлой,
Глазом назову второй,
Третий резать хлеб годится,
А четвертый лишь частица.
Целое на червяка похоже
И на гусеницу тоже. (Сороконожка.)
Мой первый слог местоименье,
Второй же времяисчисленье,
Я третий слог из азбуки несу,
А целое сорвете вы в лесу. (Ягода.)
Давайте проведем состязание говорунов и выявим чемпиона класса по чтению
скороговорок. Из соревнования выбывает тот, кто ошибется три раза. Запоминать
скороговорки непросто, так как в некоторых из них встречаются слова, которые уже забыты
или потеряли свое первоначальное значение. Поэтому они написаны вот на этих билетах.
Участник тянет билет, читает скороговорку, запоминает ее и повторяет вслух.
• На дворе трава, на траве дрова.
• Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.
• Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать зарапортовался.
• Во полеполе затопали кони, от топота копыт пыль по полю летит.
• Архип осип, Осип охрип.
• Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
• Коси, коса, пока роса, роса долой и мы домой.
• Щетинка у чушки, чешуяу щучки.
• Собирала Маргарита маргаритки на горе. Растеряла Маргарита маргаритки на дворе.
Игр со словами очень много. Играть в них не только интересно, но и очень полезно. Ведь слово
это инструмент общения, мышления.
Внеурочное занятие кружка «Гимнастика для ума». Тема: «Словесные головоломки»
Внеурочное занятие кружка «Гимнастика для ума». Тема: «Словесные головоломки»
Внеурочное занятие кружка «Гимнастика для ума». Тема: «Словесные головоломки»
Внеурочное занятие кружка «Гимнастика для ума». Тема: «Словесные головоломки»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.