Внеурочное занятие по программе внеурочной деятельности "Изучение природы родного края" ПНШ

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 27.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Внеурочное занятие разработано по программе внеурочной проектной деятельности «Изучение природы родного края» Р.Г.Чураковой для 2 класса УМК «Перспективная начальная школа». Это первое занятие по теме «Свойства воды». Занятие направлено на создание условия для успешного освоения учениками основ экспериментальной деятельности. Предполагается совместная деятельность обучающихся в «Экспериментальной лаборатории» малыми группами. Это практическая деятельность с целью установления существенных свойств воды в жидком состоянии. В результате этой деятельности формируются предметные, личностные и метапредметные УУД.
Иконка файла материала ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ 2 класс.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение   средняя общеобразовательная школа №37  с углубленным изучением отдельных предметов г. Волжский  Внеурочное занятие  по программе внеурочной проектной деятельности «Изучение природы родного края» Р. Г. Чураковой  во 2 классе УМК «Перспективная начальная школа» Первое занятие по теме: «Свойства воды» Автор ­ составитель: Гринюк Т.В.  Учитель первой  квалификационной категорииПояснительная записка Дидактическая цель урока: Создать условия для успешного освоения учениками основ экспериментальной  деятельности, освоения норм и способов сотрудничества  и способов общения  со сверстниками. Форма проведения занятия: совместная деятельность обучающихся «Экспериментальная лаборатория»  (проведение опытов и экспериментов). Формы деятельности : работа в малых группах (результат работы 2­6 учеников) практическая деятельность с  целью установления существенных свойств воды в жидком состоянии.  Коллективная деятельность по созданию и накоплению материала для методического пособия для внеурочной  деятельности учащихся 2 класса «Опыты, наблюдения, эксперименты». Цель: в ходе опытов  выявить основные свойства воды и зафиксировать результаты. Планируемые результаты: 1. Предметные На основе проведения опытным путём исследований, вывести свойства воды. 2. Личностные  Мотивация учебной деятельности через интерес исследования,  работы в группах. Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации. 3. Метапредметные      Познавательные УУД Выделять и формулировать познавательную цель. Проводить несложные опыты , используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основании  полученных результатов. Ориентироваться в своей системе знаний. Работать с разными источниками информации (учебник, тетрадь, результаты опытов и наблюдений, иллюстрации). Делать предварительный отбор источников информации для решения конкретной задачи. Извлекать информацию из опытов и наблюдений. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.       Регулятивные УУД Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Учиться планировать деятельность на занятии. Следовать инструкциям при проведении наблюдений и опытов. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и  инструменты) Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий) Предвидеть возможности получения конкретного результата (опыт). Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.      Коммуникативные УУД: Договариваться о распределении функций и ролей при работе в группе. Коллективно обсуждать результаты, полученные в процессе проведения опытов.  Учитывать позицию собеседника при ответе на вопросы. Получить навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из  спорных ситуаций. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного  предложения или небольшого текста.) Основной структурный элемент занятия:  Опыт и анализ его результатов.  Дополнительные структурные элементы:  Организационный момент ­ 2мин Целеполагание ­ 3 мин Актуализация знаний ­ 5 мин Обсуждение плана работы и алгоритма действий ­.5мин  Работа в малых группах ­ 15 мин Контроль результатов деятельности ­ 5 мин Рефлексия­ 5 минИнновационные технологии: технология развивающего обучения, личностно ­ ориентированное обучение,  технология групповой деятельности,  Оборудование и наглядные пособия:  Учебники, хрестоматия. Колба, пробирка, чашка. 5 стаканов с водой, соль, сахар, песок, чайная ложка. 3 полоски цветной бумаги (красная, синяя, зелёная). Карточки «Алгоритм  проведения опыта». Карточки с обязанностями. Памятка «Работа в группе». Приложение для работы в группах. 1. Окружающий мир. 2 класс: учебник / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова,  С.А. Трафимов. – М.: Академкнига /  Учебник, 2012. 2. Окружающий мир. 2 класс: хрестоматия / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. – М.: Академкнига /  Учебник, 2012.Дидактическая  структура занятия Деятельность учителя Деятельность  учеников Задания для  учащихся,  выполнение  которых  приведет к  достижению  планируемых  результатов Планируемые   результаты Планируемые   результаты Предметные  УУД Метапредметные  УУД Психологический  настрой на  деятельность Отгадывают загадку Это ВОДА I  .этап организации  направленного  внимания на начало занятия 2мин II   .этап  целеполагания  3мин ­ Здравствуйте, уважаемые  гости нашего занятия и  юные исследователи!  Сегодня наш класс  превратится в научную  лабораторию, а вы. дети, в  исследователей Давайте   с   вами   отгадаем загадку.   Её   отгадка   и станет   предметом   нашего исследования. ­Правильно,   нашего   предметом исследования Загадка  В море я всегда  солёна, А в реке я  пресная. Лишь в пустыне  раскалённой Мне совсем не  место. Перерабатывают  полученную  информацию:  делать  самостоятельные  выводыстанет   вода,   а   вернее   её свойства.     (отрывок   из фильма «Живая вода» ­Как   вы   думаете,   что проводят     учёные   в лаборатории? ­Определим основную цель нашего занятия. ­Что   мы   будем   сегодня изучать   помощью опытов? На   основе   проведения путём опытным исследований,   вывести свойства и зафиксировать их. воды      с   Предположения  детей: проводят  опыты. Провести опыты,  чтобы выявить  свойства воды  .этап  III  актуализации  знаний 5 мин ­перечислим свойства  воды, с которыми   познакомились на уроке  Окружающий мир. Вспомнить  свойства воды. ­Какой источник  информации о свойствах  Понимают, что нужна дополнительная  информация (знания)  для решения  задачи в один шаг. Используют  знания  полученные на  уроках  Окружающего  мира. Источник – учебник. П: Выделяют и  формулируют  познавательную  цель. Р: Определяют  цель  деятельности  с  помощью учителя и самостоятельно. П:  Ориентируются  в своей системе  знаний.воды мы можем  использовать сегодня на  занятии? ­ Как найти тему  «Вода и  её свойства» в учебнике? ­ Где можно найти  дополнительную  информацию о воде? Как и всякая научная  работа, опыты требуют  точности. При их  проведении необходимо  соблюдать определённый  порядок. Выполнять их по  алгоритму. Перед вами этапы  проведения опыта. Ваша  задача расположить их в  правильной  последовательности.  .этап  IV  применения  теоретических  положений в  условиях  выполнения  упражнений и  решения задач. 5мин Открыть  оглавление и  найти тему Открывают   оглавление и находят  тему.  (Уч. С. 52) В хрестоматии С.31­ открывают  Составить  алгоритм  проведения  опыта­ разложить  карточки в том  порядке, в каком Раскладывают на  доске карточки в  определённом  порядке: 1.определить цель; П:Работать  с  разными  источниками  информации  (учебник,  тетрадь,  результаты  опытов и  наблюдений,  иллюстрации). Р:Учиться  планировать  деятельность на  занятии.проводят опыт. ­что может относиться к  оборудованию? (предметы, приборы, которыми мы  будем пользоваться во  время опыта) 2.подготовить  оборудование; 3.провести опыт; 4.зафиксировать  (записать, зарисовать, сфотографировать)  результат: 5.сделать  вывод(обобщить  полученную во время  опыта  информацию) При проведении опыта вы  должны строго  придерживаться этого  алгоритма. ­работать вы будете в  группах. Участник каждой  группы будет выполнять  свои обязанности. Вспомним правила  работы в группе: 1.Распределите  обязанности в группе. 2.Во время проведения  опыта разговаривайте   Распределение  обязанностей  между  участниками  занятия: Экспериментат ор (проводит  опыт) Фотограф  Работа в малых  группах. К:  Договариваются  о распределении  функций и ролей  при работе вмежду собой тихо. 3.Умейте выслушать  другого. 4.Если есть возможность  помочь ­ помоги. 5.После завершения  работы подайте сигнал,  подняв руку. (фотографирует  этапы  проведения  опыта и  результата) Художники  (зарисовка  этапов  проведения  опыта и его  результата) Учёный  (описывает  этапы  проведения  опыта и его  результатов) Задание для  лаборатории №1 (приложение) Задание для  группе На основе  проведения  опытным путём исследований,  выводят  свойства воды. Работают в группах,  наблюдают,  зарисовывают,  фотографируют.  Делают выводы. Изучают свойство:  вода принимает  форму сосуда Изучают свойство:  вода – растворитель Изучают свойство:  вода бесцветна П : Проводят  несложные опыты ,используя  простейшее  лабораторное  оборудование,  Постановка  опытов,  выявляющих  свойства воды, с  целью  фиксирования  этапов проведения  каждого опыта.лаборатории №2 (приложение) Задание для  лаборатории №3 (приложение) делают  выводы  на основании  полученных  результатов. Перерабатывают   полученную  информацию:  наблюдают  и  делают   самостоятельные  выводы. V   .этап контроля  результата  деятельности  учащихся. Учитель предлагает  подвести итоги  исследования и  приготовить выступления 5 мин ­Сейчас вы прочитаете  статью в хрестоматии  «Похвальное слово воде» и Делают выводы о свойствах  воды. Представители­ ученые групп  сообщают о  результатах  своей работы. Художники  прикрепляют  зарисованные  этапы опыта на  доску Коллективно  обсуждают  результаты,  полученные в  процессе проведения  опытов.  Читают статью по  цепочке. Работать с  разными  источникамиответите на вопрос:  Почему без воды жизнь на  Земле невозможна? Отвечают на вопрос,  находят  подтверждения в  статье и зачитывают. Прочитать  статью в  хрестоматии с.31 информации  (учебник,  тетрадь,  результаты  опытов и  наблюдений,  иллюстрации).  .этап рефлексии VI  Итог занятия  Включить звук   шума  воды Читать на фоне музыки) Известный французский  писатель­летчик Антуан­де Сент­Экзюпери, самолёт  которого потерпел аварию  в пустыне Сахара, ­ писал  так: «Вода! ...У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,  тебя невозможно написать,  тобой наслаждаются, не  ведая, что ты такое!  Нельзя сказать, что ты  необходима для жизни: ты  сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не  объяснишь нашими  чувствами. С тобой  возвращаются силы, с  которыми мы уже  простились. По твоеймилости в нас вновь  начинают бурлить высокие  родники нашего сердца. Ты самое большое богатство  на свете….» Сформировать личную  ответственность за  результаты коллективной  деятельности ­ Чему учились на занятии? ­ с какой целью мы ставили опыты? что выявляли? ­в ходе проведения опытов  чему ещё учились? Ваши работы: результаты  опытов, зарисовки этапов.  фотографии, которые  сделаем, мы помещаем в  наше методическое  пособие для внеурочной  деятельности учащихся 2   Учились  ставить опыты.  Чтобы выявить  свойства воды?  Фиксировать  этапы  проведения  опытов. Р: Определяюткласса «Опыты,  наблюдения,  эксперименты». успешность  выполнения  своего задания в  диалоге с  учителем.   Самостоятельно  подбирать  аргументы для  оценки своей  деятельностиПриложение  Задание для лаборатории №1 Проводит  ЭКСПЕРИМЕНТАТОР Опыт №1: Определите «Имеет ли вода форму?» У вас на столе стоит стакан с водой. 1. налейте немного воды в колбу; 2. налейте немного воды в пробирку; 3. налейте немного воды в чашку; Фиксирует (записывает) результаты опыта УЧЁНЫЙ Запиши: Какую форму приняла вода в колбе?____________________________ Какую форму приняла вода в пробирке?_________________________ Какую форму приняла вода в чашке?____________________________ Какой можно сделать вывод? ВЫВОД (запиши)__________________Сравни свой вывод с выводом учёных взрослых в учебнике. Статья называется «Вода и её свойства». На какой странице учебника нашёл вывод, запиши страницу.___________ Где человек использует это свойство воды? Приведите  пример из жизни. (Устно) Задание для ХУДОЖНИКА Зарисуй этапы опыта ВОДА В КОЛБЕ ВОДА В ПРОБИРКЕ ВОДА В ЧАШКЕЗадание для ФОТОГРАФА: 1. сфотографируй этап опыта – переливание воды в колбу; 2. сфотографируй этап опыта – переливание воды в пробирку; 3. сфотографируй этап опыта – переливание воды в чашку;Задание для лаборатории №2 Проводит  ЭКСПЕРИМЕНТАТОР Опыт №2: Определите «Чем является вода для соли, сахара, песка?» У вас на столе стоят 3 стакана с водой. 1. в первый насыпьте соль; 2. во второй насыпьте сахар; 3. в третий насыпьте песок; 4. размешайте воду в стаканах; Фиксирует (записывает) результаты опыта УЧЁНЫЙ Понаблюдайте, что произошло с солью, с сахаром, с песком Запиши: Куда исчезла соль?  Соль____________________________ Куда исчез сахар? Сахар _____________________________ Что произошло с песком? Песок _______________________ Какой можно сделать вывод?ВЫВОД (запиши) Вода – это ____________________________________ Вода не растворяет _______________________________________ Сравни свой вывод с выводом учёных взрослых в учебнике: Статья называется «Вода и её свойства». На какой странице учебника нашёл вывод, запиши страницу.______ Где человек использует это свойство воды? Приведите  пример из жизни. (Устно) Задание для ХУДОЖНИКА Зарисуй этапы опыта СОЛЬ В СТАКАНЕ САХАР   В СТАКАНЕ ПЕСОК   В СТАКАНЕЗадание для ФОТОГРАФА: 1. сфотографируй этап опыта – как насыпали соль в стакан и результат  после размешивания; 2. сфотографируй этап опыта – как насыпали сахар в стакан и результат после размешивания; 3. сфотографируй этап опыта – как насыпали песок в стакан и результат после размешивания;Задание для лаборатории №3 Проводит  ЭКСПЕРИМЕНТАТОР Опыт №3: Определите «Имеет ли вода цвет?» У вас на столе стоит стакан с водой и три полоски цветной бумаги. Сравните цвет полоски с цветом воды. 1. поднесите к стакану красную полоску бумаги; 2. поднесите к стакану синюю полоску бумаги; 3. поднесите к стакану зелёную полоску бумаги; Фиксирует (записывает) результаты опыта УЧЁНЫЙ Можно ли назвать воду красной? синей? зелёной? Что вы можете сказать о цвете воды?  Какой можно сделать вывод? ВЫВОД (запиши): Вода цвета ___________________________. Она _________________________________.Сравни свой вывод с выводом учёных взрослых в учебнике. Статья называется «Вода и её свойства». На какой странице учебника нашёл вывод, запиши: С._____ Где человек использует это свойство воды? Приведите пример из жизни. (Устно) Задание для ХУДОЖНИКА Зарисуй этапы опыта ВОДА В СТАКАНЕ И ВОДА В СТАКАНЕ И ВОДА В  СТАКАНЕ И КРАСНАЯ ПОЛОСКА СИНЯЯ ПОЛОСКА ЗЕЛЁНАЯ ПОЛОСКАЗадание для ФОТОГРАФА: 1. сфотографируй этап опыта – вода в стакане и красная полоска; 2. сфотографируй этап опыта – вода в стакане и синяя полоска; 3. сфотографируй этап опыта – вода в стакане и зелёная полоска;