Внеурочное занятие разработано по программе внеурочной проектной деятельности «Изучение природы родного края» Р.Г.Чураковой для 2 класса УМК «Перспективная начальная школа». Это первое занятие по теме «Свойства воды». Занятие направлено на создание условия для успешного освоения учениками основ экспериментальной деятельности. Предполагается совместная деятельность обучающихся в «Экспериментальной лаборатории» малыми группами. Это практическая деятельность с целью установления существенных свойств воды в жидком состоянии. В результате этой деятельности формируются предметные, личностные и метапредметные УУД.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №37
с углубленным изучением отдельных предметов г. Волжский
Внеурочное занятие
по программе внеурочной проектной деятельности
«Изучение природы родного края» Р. Г. Чураковой
во 2 классе
УМК «Перспективная начальная школа»
Первое занятие по теме:
«Свойства воды»
Автор составитель: Гринюк Т.В.
Учитель первой квалификационной категорииПояснительная записка
Дидактическая цель урока: Создать условия для успешного освоения учениками основ экспериментальной
деятельности, освоения норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками.
Форма проведения занятия: совместная деятельность обучающихся «Экспериментальная лаборатория»
(проведение опытов и экспериментов).
Формы деятельности : работа в малых группах (результат работы 26 учеников) практическая деятельность с
целью установления существенных свойств воды в жидком состоянии.
Коллективная деятельность по созданию и накоплению материала для методического пособия для внеурочной
деятельности учащихся 2 класса «Опыты, наблюдения, эксперименты».
Цель: в ходе опытов выявить основные свойства воды и зафиксировать результаты.
Планируемые результаты:
1. Предметные
На основе проведения опытным путём исследований, вывести свойства воды.
2. Личностные
Мотивация учебной деятельности через интерес исследования, работы в группах.
Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации.
3. Метапредметные Познавательные УУД
Выделять и формулировать познавательную цель.
Проводить несложные опыты , используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основании
полученных результатов.
Ориентироваться в своей системе знаний.
Работать с разными источниками информации (учебник, тетрадь, результаты опытов и наблюдений, иллюстрации).
Делать предварительный отбор источников информации для решения конкретной задачи.
Извлекать информацию из опытов и наблюдений.
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Регулятивные УУД
Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться планировать деятельность на занятии.
Следовать инструкциям при проведении наблюдений и опытов.
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и
инструменты)
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий)
Предвидеть возможности получения конкретного результата (опыт).
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Коммуникативные УУД:
Договариваться о распределении функций и ролей при работе в группе.
Коллективно обсуждать результаты, полученные в процессе проведения опытов.
Учитывать позицию собеседника при ответе на вопросы.
Получить навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из
спорных ситуаций.
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного
предложения или небольшого текста.)
Основной структурный элемент занятия:
Опыт и анализ его результатов.
Дополнительные структурные элементы:
Организационный момент 2мин
Целеполагание 3 мин
Актуализация знаний 5 мин
Обсуждение плана работы и алгоритма действий .5мин
Работа в малых группах 15 мин
Контроль результатов деятельности 5 мин
Рефлексия 5 минИнновационные технологии: технология развивающего обучения, личностно ориентированное обучение,
технология групповой деятельности,
Оборудование и наглядные пособия:
Учебники, хрестоматия.
Колба, пробирка, чашка.
5 стаканов с водой, соль, сахар, песок, чайная ложка.
3 полоски цветной бумаги (красная, синяя, зелёная).
Карточки «Алгоритм проведения опыта».
Карточки с обязанностями.
Памятка «Работа в группе».
Приложение для работы в группах.
1. Окружающий мир. 2 класс: учебник / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. – М.: Академкнига /
Учебник, 2012.
2. Окружающий мир. 2 класс: хрестоматия / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. – М.: Академкнига /
Учебник, 2012.Дидактическая
структура занятия
Деятельность учителя
Деятельность
учеников
Задания для
учащихся,
выполнение
которых
приведет к
достижению
планируемых
результатов
Планируемые
результаты
Планируемые
результаты
Предметные
УУД
Метапредметные
УУД
Психологический
настрой на
деятельность
Отгадывают загадку
Это ВОДА
I .этап организации
направленного
внимания на начало
занятия 2мин
II .этап
целеполагания
3мин
Здравствуйте, уважаемые
гости нашего занятия и
юные исследователи!
Сегодня наш класс
превратится в научную
лабораторию, а вы. дети, в
исследователей
Давайте с вами отгадаем
загадку. Её отгадка и
станет предметом нашего
исследования.
Правильно,
нашего
предметом
исследования
Загадка
В море я всегда
солёна,
А в реке я
пресная.
Лишь в пустыне
раскалённой
Мне совсем не
место.
Перерабатывают
полученную
информацию:
делать
самостоятельные
выводыстанет вода, а вернее её
свойства.
(отрывок из
фильма «Живая вода»
Как вы думаете, что
проводят
учёные в
лаборатории?
Определим основную цель
нашего занятия.
Что мы будем сегодня
изучать
помощью
опытов?
На основе проведения
путём
опытным
исследований,
вывести
свойства
и
зафиксировать их.
воды
с
Предположения
детей: проводят
опыты.
Провести опыты,
чтобы выявить
свойства воды
.этап
III
актуализации
знаний 5 мин
перечислим свойства
воды, с которыми
познакомились на уроке
Окружающий мир.
Вспомнить
свойства воды.
Какой источник
информации о свойствах
Понимают, что нужна
дополнительная
информация (знания)
для решения задачи в
один шаг.
Используют
знания
полученные на
уроках
Окружающего
мира.
Источник – учебник.
П: Выделяют и
формулируют
познавательную
цель.
Р: Определяют
цель
деятельности с
помощью учителя
и самостоятельно.
П:
Ориентируются
в своей системе
знаний.воды мы можем
использовать сегодня на
занятии?
Как найти тему «Вода и
её свойства» в учебнике?
Где можно найти
дополнительную
информацию о воде?
Как и всякая научная
работа, опыты требуют
точности. При их
проведении необходимо
соблюдать определённый
порядок. Выполнять их по
алгоритму.
Перед вами этапы
проведения опыта. Ваша
задача расположить их в
правильной
последовательности.
.этап
IV
применения
теоретических
положений в
условиях
выполнения
упражнений и
решения задач.
5мин
Открыть
оглавление и
найти тему
Открывают
оглавление и находят
тему.
(Уч. С. 52)
В хрестоматии
С.31 открывают
Составить
алгоритм
проведения
опыта
разложить
карточки в том
порядке, в каком
Раскладывают на
доске карточки в
определённом
порядке:
1.определить цель;
П:Работать с
разными
источниками
информации
(учебник,
тетрадь,
результаты
опытов и
наблюдений,
иллюстрации).
Р:Учиться
планировать
деятельность на
занятии.проводят опыт.
что может относиться к
оборудованию? (предметы,
приборы, которыми мы
будем пользоваться во
время опыта)
2.подготовить
оборудование;
3.провести опыт;
4.зафиксировать
(записать, зарисовать,
сфотографировать)
результат:
5.сделать
вывод(обобщить
полученную во время
опыта информацию)
При проведении опыта вы
должны строго
придерживаться этого
алгоритма.
работать вы будете в
группах. Участник каждой
группы будет выполнять
свои обязанности.
Вспомним правила
работы в группе:
1.Распределите
обязанности в группе.
2.Во время проведения
опыта разговаривайте
Распределение
обязанностей
между
участниками
занятия:
Экспериментат
ор (проводит
опыт)
Фотограф
Работа в малых
группах.
К:
Договариваются
о распределении
функций и ролей
при работе вмежду собой тихо.
3.Умейте выслушать
другого.
4.Если есть возможность
помочь помоги.
5.После завершения
работы подайте сигнал,
подняв руку.
(фотографирует
этапы
проведения
опыта и
результата)
Художники
(зарисовка
этапов
проведения
опыта и его
результата)
Учёный
(описывает
этапы
проведения
опыта и его
результатов)
Задание для
лаборатории №1
(приложение)
Задание для
группе
На основе
проведения
опытным путём
исследований,
выводят
свойства воды.
Работают в группах,
наблюдают,
зарисовывают,
фотографируют.
Делают выводы.
Изучают свойство:
вода принимает
форму сосуда
Изучают свойство:
вода – растворитель
Изучают свойство:
вода бесцветна
П : Проводят
несложные опыты
,используя
простейшее
лабораторное
оборудование,
Постановка
опытов,
выявляющих
свойства воды, с
целью
фиксирования
этапов проведения
каждого опыта.лаборатории №2
(приложение)
Задание для
лаборатории №3
(приложение)
делают выводы
на основании
полученных
результатов.
Перерабатывают
полученную
информацию:
наблюдают и
делают
самостоятельные
выводы.
V .этап контроля
результата
деятельности
учащихся.
Учитель предлагает
подвести итоги
исследования и
приготовить выступления
5 мин
Сейчас вы прочитаете
статью в хрестоматии
«Похвальное слово воде» и
Делают выводы
о свойствах
воды.
Представители
ученые групп
сообщают о
результатах
своей работы.
Художники
прикрепляют
зарисованные
этапы опыта на
доску
Коллективно
обсуждают
результаты,
полученные в
процессе проведения
опытов.
Читают статью по
цепочке.
Работать с
разными
источникамиответите на вопрос:
Почему без воды жизнь на
Земле невозможна?
Отвечают на вопрос,
находят
подтверждения в
статье и зачитывают.
Прочитать
статью в
хрестоматии с.31
информации
(учебник,
тетрадь,
результаты
опытов и
наблюдений,
иллюстрации).
.этап рефлексии
VI
Итог занятия
Включить звук
шума воды
Читать на фоне музыки)
Известный французский
писательлетчик Антуанде
СентЭкзюпери, самолёт
которого потерпел аварию
в пустыне Сахара, писал
так: «Вода! ...У тебя нет ни
вкуса, ни цвета, ни запаха,
тебя невозможно написать,
тобой наслаждаются, не
ведая, что ты такое!
Нельзя сказать, что ты
необходима для жизни: ты
сама жизнь. Ты наполняешь
нас радостью, которую не
объяснишь нашими
чувствами. С тобой
возвращаются силы, с
которыми мы уже
простились. По твоеймилости в нас вновь
начинают бурлить высокие
родники нашего сердца. Ты
самое большое богатство
на свете….»
Сформировать личную
ответственность за
результаты коллективной
деятельности
Чему учились на занятии?
с какой целью мы ставили
опыты? что выявляли?
в ходе проведения опытов
чему ещё учились?
Ваши работы: результаты
опытов, зарисовки этапов.
фотографии, которые
сделаем, мы помещаем в
наше методическое
пособие для внеурочной
деятельности учащихся 2
Учились
ставить опыты.
Чтобы выявить
свойства воды?
Фиксировать
этапы
проведения
опытов.
Р: Определяюткласса «Опыты,
наблюдения,
эксперименты».
успешность
выполнения
своего задания в
диалоге с
учителем.
Самостоятельно
подбирать
аргументы для
оценки своей
деятельностиПриложение
Задание для лаборатории №1
Проводит ЭКСПЕРИМЕНТАТОР
Опыт №1: Определите «Имеет ли вода форму?»
У вас на столе стоит стакан с водой.
1. налейте немного воды в колбу;
2. налейте немного воды в пробирку;
3. налейте немного воды в чашку;
Фиксирует (записывает) результаты опыта УЧЁНЫЙ
Запиши:
Какую форму приняла вода в колбе?____________________________
Какую форму приняла вода в пробирке?_________________________
Какую форму приняла вода в чашке?____________________________
Какой можно сделать вывод? ВЫВОД (запиши)__________________Сравни свой вывод с выводом учёных взрослых в учебнике. Статья называется «Вода и её свойства».
На какой странице учебника нашёл вывод, запиши страницу.___________
Где человек использует это свойство воды? Приведите пример из жизни. (Устно)
Задание для ХУДОЖНИКА
Зарисуй этапы опыта
ВОДА В КОЛБЕ
ВОДА В ПРОБИРКЕ
ВОДА В ЧАШКЕЗадание для ФОТОГРАФА:
1. сфотографируй этап опыта – переливание воды в колбу;
2. сфотографируй этап опыта – переливание воды в пробирку;
3. сфотографируй этап опыта – переливание воды в чашку;Задание для лаборатории №2
Проводит ЭКСПЕРИМЕНТАТОР
Опыт №2: Определите «Чем является вода для соли, сахара, песка?»
У вас на столе стоят 3 стакана с водой.
1. в первый насыпьте соль;
2. во второй насыпьте сахар;
3. в третий насыпьте песок;
4. размешайте воду в стаканах;
Фиксирует (записывает) результаты опыта УЧЁНЫЙ
Понаблюдайте, что произошло с солью, с сахаром, с песком
Запиши:
Куда исчезла соль? Соль____________________________
Куда исчез сахар? Сахар _____________________________
Что произошло с песком? Песок _______________________
Какой можно сделать вывод?ВЫВОД (запиши)
Вода – это ____________________________________
Вода не растворяет _______________________________________
Сравни свой вывод с выводом учёных взрослых в учебнике: Статья называется «Вода и её свойства».
На какой странице учебника нашёл вывод, запиши страницу.______
Где человек использует это свойство воды? Приведите пример из жизни. (Устно)
Задание для ХУДОЖНИКА
Зарисуй этапы опыта
СОЛЬ В СТАКАНЕ
САХАР В СТАКАНЕ
ПЕСОК В СТАКАНЕЗадание для ФОТОГРАФА:
1. сфотографируй этап опыта – как насыпали соль в стакан и результат после размешивания;
2. сфотографируй этап опыта – как насыпали сахар в стакан и результат после размешивания;
3. сфотографируй этап опыта – как насыпали песок в стакан и результат после размешивания;Задание для лаборатории №3
Проводит ЭКСПЕРИМЕНТАТОР
Опыт №3: Определите «Имеет ли вода цвет?»
У вас на столе стоит стакан с водой и три полоски цветной бумаги.
Сравните цвет полоски с цветом воды.
1. поднесите к стакану красную полоску бумаги;
2. поднесите к стакану синюю полоску бумаги;
3. поднесите к стакану зелёную полоску бумаги;
Фиксирует (записывает) результаты опыта УЧЁНЫЙ
Можно ли назвать воду красной? синей? зелёной?
Что вы можете сказать о цвете воды?
Какой можно сделать вывод?
ВЫВОД (запиши):
Вода цвета ___________________________. Она _________________________________.Сравни свой вывод с выводом учёных взрослых в учебнике. Статья называется «Вода и её свойства».
На какой странице учебника нашёл вывод, запиши: С._____
Где человек использует это свойство воды? Приведите пример из жизни. (Устно)
Задание для ХУДОЖНИКА
Зарисуй этапы опыта
ВОДА В СТАКАНЕ И
ВОДА В СТАКАНЕ И
ВОДА В
СТАКАНЕ И
КРАСНАЯ ПОЛОСКА
СИНЯЯ ПОЛОСКА
ЗЕЛЁНАЯ ПОЛОСКАЗадание для ФОТОГРАФА:
1. сфотографируй этап опыта – вода в стакане и красная полоска;
2. сфотографируй этап опыта – вода в стакане и синяя полоска;
3. сфотографируй этап опыта – вода в стакане и зелёная полоска;