Внеурочное занятие"Родной край".Посвящено Калининградской обл. и месту ,где живём и учимся. Занятие проводится в группах.Использованы исторические факты времён ВОВ. Проходит  межпредметная связь .Учащиеся узнали о своём крае много интересных фактовИ о книге рекордов Калининградской области.Закрепляют знания полученные на уроках русского языка, математики, окружающего мира,чтения.Внеурочное занятие"Родной край".Посвящено Калининградской обл. и месту ,где живём и учимся. Занятие проводится в группах.Использованы исторические факты времён ВОВ.
            
        
        
        
                    
                
                    Тема : Родной край
Цель занятия:
1. Систематизировать и расширить знания учащихся о родном крае:
Воспитывающие задачи:
 способствовать воспитанию патриотизма и чувства ответственности за свою родину;
 воспитывать интерес к познанию окружающего мира, вызывать радость от познания;
 способствовать воспитанию экологической грамотности, бережного и заботливого отношения к окружающей природе 
своего края
Развивающие задачи:
Познавательные:
 развивать позитивное отношение к окружающим;
Регулятивные:
 развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, 
на основе представлений о нравственных нормах;
Коммуникативные:
 развивать умение слушать и понимать речь других;
 развивать умение работать самостоятельно, быстро находить ответы на вопросы.
Образовательные задачи:
 формирование знаний о природных достопримечательностям;
 Основной дидактический метод: словесныйЧастные методы: Наглядные: показ презентации
Словесные: беседа, объяснение, диалог.
Эпиграф к занятию:
Для России село мое – частица,
Для нас оно – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем
“Если хочешь знать, что будет, узнай сначала, что было!”
Мой город – он на карте лишь кружочек
В скрещении сети координат.
Он не оторванный листочек –
Делами добрыми и духом он богат.
Над ним дожди, а то циклоны злые
С дыханьем атлантической волны.
Но он – от плоти Матери – России,
Частица неотрывная страны!
И потому заботами одними
Наш каждый день и славен и богат,
И с пульсом всей страны в едином ритме
Всегда стучит твой пульс, Калининград!Этапы
внеурочного
№
п/п
занятия
1. Организация 
класса. 
Мотивация.
2. Введение в 
внеурочного 
занятия. 
Актуализация 
знаний.
3. Основное 
содержание 
внеурочного 
занятия
Технологическая карта внеурочного занятия
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащихся
 Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся 
в путешествие по родному краю. Маршрут вы 
определите сами. Для этого вам необходимо составить 
из букв, которые лежат на столах, слова. У каждой 
группы получится своё слово. Готовность группы – 
поднятая рука. Приступайте к работе.
Учащиеся работают группами за 
партами, деление на 3 группы.
Составляют из букв слова, 1 
Калининград, 2 Баграионовск,3 
Долгоруково(музыкальное 
сопровождение).
 Давайте проверим, какие слова у вас получились и 
определим маршрут нашего следования
 Ребята, по вашему мнению, как связаны между собой 
эти пункты
 Россию мы называем Родиной – это наша большая 
Родина. Кроме большой Родины, у каждого человека 
есть своё родное место, своя Малая Родина.
 Какова тема нашего урока?
Для России наш город – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться,
Малой Родиной, где мы живём!
Ответы учащихся: «Мой родной край».
Стихотворение читает ученица.Выпишите родственные слова, выделите 
в них корень
Назовите слова ,написание которых мы 
должны помнить(словарные слова)
Родина, 
Отечество,Россия,язык,отец,улица.
На партах текст
 Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. 
Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили 
испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её 
потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным 
нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью 
потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила 
своими водами, выучила своему языку, как мать 
защищает и бережёт… Много есть на свете хороших 
земель и государств, но одна у человека родная мать  
одна у него и Родина.Малая Родина – это тот уголок, 
где вы родились, где живут ваши родители и друзья, 
где находится ваш родной дом. Для кого – то Малая 
Родина – родной город. Для кого – то – городская 
улица или уютный дворик. Словом, Малая Родина у 
каждого своя!
1 группа готова?
2 группа готова? …
3 группа готова?
 Ребята, а как вы думаете, почему у нас именно 3 
группы?Ответы учащихся.
Учащиеся показывают совместную 
готовность к работе.
Ответы учащихся.
Каждая пословица в отдельном конверте
(отдельные слова)
Работа с 
пословицами
 Есть такая русская пословица «Где родился, там и 
пригодился». Как вы её понимаете?
 Правильно, эта пословица о связи человека с тем 
местом, где он родился, где рос, где приобретал 
друзей, о привязанности к своей работе, к людям с их 
обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога 
в жизни и свой путь, но пусть в сердце каждого живёт 
любовь к родной земле, родному краю, к родному 
городу и улице, на которой вы жили, любовь к Малой 
Родине. И чем лучше человек знает свой край, тем 
больше он его любит. Я надеюсь, что вы тоже будете 
любить наш край
Задание :собрать пословицы и объяснить их
Родная сторона – мать, а чужая – мачеха
Человек без родины — как соловей без песни
 Одна у человека родная мать, одна у него и Родина
 Сейчас я хотела бы познакомить вас со страницами4.
«Книги Рекордов» города Калининграда Самая 
высокая точка Калининградской области  
Виштынецкая возвышенность 60х2+124=242 м. над 
уровнем моря.
 Уникальное место на земле  Куршская коса  98 
км.узнаем ск.км принадлежит Калининградской обл 
96:2=48км  а Литве 50 км
 Сама длинная река области  река Преголя – 200
77=123 км.
 Калининградская область — самый западный регион 
России. Расположена в Центральной Европе. Давайте 
узнаем максимальную протяжённость области с запада 
на восток — 145+60=205 км, 
с севера на юг — 16х5+4х7=108 км. 
Из них 410 км приходится на сухопутные границы — 
примерно поровну на границу с Польшей и Литвой и 
140километровая морская граница по побережью 
Балтийского моря.
Животные   в   области   отличаются   многообразием.
Населяют Калининградскую область хищники, грызуны
и   звери   из   разряда   копытных.   Одним   из   крупных
обитателей являетсяТравы копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
Также проживают косуля и лань. Примечательно, что 
численность косулей составляет несколько тысяч, а 
олени исчисляются сотнями. Обитают в этой области и 
пятнистые олени, правда, их здесь небольшое 
количество, зато они являются весьма ценными 
представителями фауны.
И по соснам, и по елям
Быстро бегает она,
Видит, шишки где поспели,
Где грибная целина. (Белка)
Нередко в области обитает
Возле дуба сильным рылом
Деловито землю рыл он.
(Кабан) кабан, который хоть и является достаточно 
редким зверем для тех краёв, так или иначе всё равно 
присутствует в малой численности. Зато в лесном крае 
много горностаев, куниц, лисиц, которые отличаются 
большим разнообразием. Не реже встречаются и 
хорьки.
У кого из зверей
Хвост пушистее и длинней?
ЛисаЗверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке беленькой зимой,
А в серой шубке — летом. (Заяц)
Лесом катится клубок, у него колючий бок.
Он охотится ночами за жуками и мышами. (Еж)
На овчарку он похож. Что ни зуб — то острый нож!
Он   бежит,   оскалив   пасть,   на   овцу   готов   напасть.
(Волк)
 
Примечательно,  что   такой   дикий   хищник   как   волк   с
некоторых пор больше не является частым обитателем
в  краях   Калининграда,  поскольку  50  лет   назад   были
убиты охотниками, хотя до сих пор ещё встречаются
представители   этих   хищных   зверей   в   лесах,   но   их
становится всё меньше и меньше. 
Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины.
И добротные плотины. (Бобры)
Из грызунов в лесах обитают бобры, ондатры и даже
белки.   Эти   животные   отличаются   яркой   окраской   и
красивой шерстью.
Интересно, что в Калининградскую область происходит
миграция   птиц   из   других   краёв.   В   частности,
территорию населяют птицы из северной Европы. Всеготаких перелетающих птиц около 140 видов.
Повторение правил поведения на природе
Скоро в нашем регионе будет проходить чемпионат 
мира по футболу
Задача.
В городки играло 16 ребят, а в футбол – в 3 раза 
больше. Сколько всего ребят играло в эти игры?
Разбор задачи:
 В какие игры играли ребята? Кто знает, что  это за 
игра  городки? (Полищук объясняет). Что означает 
число 6 в задаче? А сколько ребят играло в футбол? 
Решение задачи
16х3+16=64 чел.Какой главный вопрос в задаче? Сколько всего 
вопросов? Сколько будет действий?
 Результат   попадания   футбольного   мяча   в   ворота.
(Гол.)
Заполняют кроссворд
 Как называется наша малая родина? (п.Долгоруково)
 читает учитель.
Сообщение о малой родинеИстория Долгорукова
Впервые населенный пункт Домтау упоминается в 
1353 году.
В 1910 году в Домтау проживал 91 человек
До 1934 года Домтау был небольшим поселком, 
располагавшимся вдоль автомобильной дороги, 
существовала железнодорожная станция Штаблак. 
В 1934 году правительство Германии выкупило 
огромную территорию от Домтау на юг, которую 
обнесли забором. На территории был образован 
военный полигон с соответствующей 
инфраструктурой: казармы, жилые секторы, зоны 
отдыха, плацы, подземные сооружения.
В 1936 году в Домтау была построена 
лютеранская церковь. В 1939 году в военном 
городке Штаблак проживало 2 734 человека.
С конца 1930х годов на полигоне в Штаблаке 
базировалась 1я кавалерийская дивизия вермахта, 
в ноябре 1941 года реорганизованная в 24ю 
танковую дивизию. На территории полигона было 
сформировано множество частей, одно время здесь 
квартировала танковогренадерская дивизия СС 
"Райх". В 1944м году на полигон изподЛенинграда были выведены для отправки на родину 
остатки испанской "Голубой дивизии", из 
пожелавших остаться испанцев была сформирована 
добровольческая дивизия СС "Валлония".
Во время Второй мировой войны, с осени 1939 года,
на территории между Штаблаком и современным 
поселком Дубровкой находился концентрационный 
лагерь Шталаг1 А.
В марте 1945 года в боях в районе поселка Штаблак
действовали 3й гвардейский, 20й и 128й 
стрелковые корпуса 28й армии генераллейтенанта 
Лучинского Александра Александровича.
В 1946 году Домтау, Штаблак, Лайсен, Помпиккен, 
Вальдкайм были объединены в поселок 
Долгоруково. В послевоенные годы в Долгоруково 
базировались ракетчики и танкисты.
Изготовление 
оригами Голубь
мира
 Мы живём в прекрасное мирное время и сейчас 
ответьте на вопрос какая птица является символом 
мира? 
Заключительная часть.
 Свою родину надо любить и беречь и эта любовь 
Учащиеся высказывают мнение о 
совместной работе на занятии.проявляется в любви к родителям, друзьям, в наших 
хороших делах и поступках. И мы с вами будем 
патриотами своей малой Родины.
«Слышишь песенку Ручья? 
                Это Родина твоя.
                Слышишь голос соловья?
                Это Родина твоя.
                Звон дождей и шум ветвей,
                И в саду смородина – 
               Это тоже Родина.
VII
 
 Занятие подошло к концу, покажите своё настроение 
 . Рефлексия.
от урока. (солнышко, тучка)
 Чем оно вам запомнилось? (Я запомнил… Я узнал… Я
смогу рассказать родителям…)Достопримечательности Долгорукова
Кирха Домтау 
Калининградская область, Багратионовский район, п. Долгоруково
Лютеранская кирха 1936 года.  
Братская могила советских воинов на территории в/ч 33812 
Калининградская область, Багратионовский район, п. Долгоруково, бывшая в/ч 33812
Братская могила советских воинов образовалась в ходе боевых действий. Захоронено более 100 воинов. 
Памятник установлен в 1952 году. 
Памятник погибшим в годы Первой мировой войны 
Калининградская область, Багратионовский район, п. Долгоруково, на территории бывшей воинской 
части
Памятник воинам, погибшим в годы Первой мировой войны, был установлен в Домтау в 1920х годах. 
13 Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку 
отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для 
нас родное, а матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как 
мать защищает и бережёт… Много есть на свете хороших земель и государств, но одна у человека родная мать  одна у 
него и Родина.Малая Родина – это тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш 
родной дом. Для кого – то Малая Родина – родной город. Для кого – то – городская улица или уютный дворик. Словом, 
Малая Родина у каждого своя!
 Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку 
отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для 
нас родное, а матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как 
мать защищает и бережёт… Много есть на свете хороших земель и государств, но одна у человека родная мать  одна у 
него и Родина.Малая Родина – это тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш 
родной дом. Для кого – то Малая Родина – родной город. Для кого – то – городская улица или уютный дворик. Словом, 
Малая Родина у каждого своя!
 Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку 
отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для 
нас родное, а матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как 
мать защищает и бережёт… Много есть на свете хороших земель и государств, но одна у человека родная мать  одна у 
него и Родина.Малая Родина – это тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш 
родной дом. Для кого – то Малая Родина – родной город. Для кого – то – городская улица или уютный дворик. Словом, 
Малая Родина у каждого своя!Родная сторона – мать, а чужая –
мачеха
Человек без родины — как 
соловей без песниОдна у человека родная мать, 
одна у него и РодинаКалининград
Багра т ионовск
ДолгоруковоПошаговое описание работы
Необходимые материалы:
 квадрат 20х20 (из бумаги для ксерокса)Складываем квадрат по диагонали (как платочек) с двух сторон.Уголочки должны быть ровными.Положим наш треугольник ( платочек) уголком вверх.Внизу загинаем полосочку бумаги вверх. 
Отгинаем сверху вниз один уголочек.И складываем нашу заготовочку пополам.Получается фигурка,как бы с двумя крыльями.Загинаем крылья фигурки вверх с одной и с другой стороны.Аккуратно нашей птички складываем клюв.Получился очень интересный голубь.При желании можно воспользоваться карандашами и дорисовать глазки,клюв или 
пёрышки.