Внеурочное занятие творческой мастерской "Доброе мастерство"

  • Карточки-задания
  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Приложение к занятию творческой мастерской "Доброе мастерство"
Иконка файла материала Внеурочное занятие творческой мастерской.docx
Внеурочное занятие творческой мастерской «Доброе мастерство» (роспись Дымковской игрушки) Учитель: Барышева  И.С. Цели: Познакомить детей с дымковской игрушкой.  Научиться выделять характерные особенности росписи дымковской игрушки (круги ,волнистые ,точки , горошины ,клетки)  Формировать у  учащихся умение рисовать кистью элементы узора.навыков кистевого письма: тычком, мазком, линией Задачи: Развивать творческие способности учащихся. Развивать гармоничное цветовосприятие. Воспитывать интерес и любовь к родному народу через творчество народных умельцев Деятельность учащихся Организовывают рабочее место. Слушают внимательно учителя. Объясняют пословицу ЭОР Слайд 1 Эпиграф на  доске Этап урока 1.Орг.момент: Деятельность учителя «Не то золото, что дорого и блестит, А то дорого, что руками мастера создано». ­Как вы её понимаете?       Мастерить, фантазировать, подчинять себе материал и преодолевать его   сопротивление­   в   этом   человек   проявляет   свою   истинно человеческую   сущность   и     в   наибольшей   степени   ощущает     себя творцом. И как бы далеко ни шагнула техника, как бы ни преуспевала во всех сферах   производства   электроника,   как   бы   ни   восхваляли   «умных   « роботов»­живые человеческие руки не могут оставаться без дела. Очень часто за событиями И за сутолокой дней Старину не вспоминаем, Забываем мы о ней. Хоть и более привычны  Нам полеты на Луну, Вспомним русские обычаи, Вспомним нашу старину.  Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть  русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую  историю русского народа, удивишься красоте архитектурных  ансамблей, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным  творениям русского народа.      Земля наша Русская испокон вековАктуализация  знаний. Знакомство с  новым  материалом славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и  создают своими руками сказочную красоту. Для того чтобы любить,  необходимо все это видеть и знать.  Сегодня мы с вами продолжим наше увлекательное путешествие по  карте народных промыслов к мастерам Дымковской игрушки. Игрушки в нашей мастерской уже готовы. Но такие ли они красочные и красивые как на  слайдах? Сформулируйте тему нашего  занятия в творческой мастерской. Какие знания и умения нам будут  необходимы на нашем занятии? Наше путешествие начинается у реки Вятки. Когда­то очень давно на  поросшем лесом берегу реки Вятки, за две версты от нее,  появилось  поселение­ слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые  дымки весело поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу  Дымковской. Издавна в Дымковской слободе жили гончары. Лепили из  местной красной глины посуду, а ещё дудочки­свистульки. Слепят и в  печь поставят, чтобы они стали крепкими и долго всех радовали.  Потому и дымили очаги гончаров. Далеко ли от реки находилось поселение слобода? А свистульки в виде зверюшек и птичек делали не просто для забавы  детворы. В старину Вятичи весной встречали Ярилу­ бога солнца и  плодородия­ весёлым свистом глиняных дудочек. Тот весенний  праздник назывался в народе « Свистунья». Почему «Свистунья»? (работа с легендой) Почему свистульки стали символом праздника? Об этом вы узнаете из  легенды. Я предлагаю вам поработать с текстом. Отвечают на вопросы учителя. (мы будем учиться росписывать  Дымковскую игрушку) На доске  план работы 1. Рассмотреть Дымковскую  игрушку. 2. Выделить особенности игрушки:  цвет и орнамент Дымковской  игрушки. Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 7 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Верста­1км  67 м Объясняют значение слова «верста» Работа стекстом Однажды город окружили враги. Много пришло их из чужой земли, сила  несметная… Слайд 11Почему свистульки стали символом праздника? В каком году впервые  упоминается об этом празднике? Какой это век? (возвращаемся  к плану урока 1 пункт Рассмотрите   внимательно   особенности   узоров   Дымковской   игрушки. Посмотрите   на   разнообразие   узоров.   По   форме   узоры   просты   и незамысловаты. Прочтите описание узоров и зафиксируйте информацию в таблицу. Что же означает этот простой незамысловатый орнамент?  Объясните значение кружочков. Что означают крестики и точки на Дымковских игрушках?   Какое значение имеют линии?   Что означают квадратики ? Что означают квадратики с точками?  Какие цвета используются при росписи игрушки? Казалось, нет от них спасения. Но  вятичи – люди находчивые. Придумали  горожане «военную» хитрость. Все  жители, и стар, и млад, взяли  глиняные свистульки и тёмной ночью  незаметно подкрались к врагам. И  такой свист подняли! Заметались  испуганные враги , показалось им, что  на выручку к горожанам пришло  огромное войско,и с страхе бежали  прочь. С тех пор вятичи отмечают  свою победу весёлой «Свистуньей».  Впервые о празднике этом упоминается в 1418 году. Рассматривают игрушки. Находят общие признаки Работа с текстом Чтение текста Кружочки,   клеточки,   полоски,   точки, волнистые   полоски   и   т.д.   Украшали этими   узорами   не   случайно,   русский народ   вкладывал   в   них   особый   смысл: Что же этот узор означает  Кружочки­ солнышки – символ жизни.  Точки,   крестики   –   начало   жизни   – человека. Квадратики с точками ­ засеянное  поле. Квадратики ­ жилище  Линии – покой, воду. Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14Люди верили в то, что эти символы  будут оберегать их жилище, детей, их  поля. Работа с таблицей Фиксируют полученную информацию в  таблицу.  Отвечают на вопросы учителя Рассматривают игрушку Релаксация Резерв к уроку.  (Создание модели.Коллективная аппликация  Дымковской игрушки.) Психогимнасти ка Сейчас рассмотрите внимательно свою игрушку. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте себе что­то  прекрасное, доброе, хорошее, что было в вашей жизни или может быть  то, о чем вы еще только мечтаете. Вы чувствуете, как ваше тело  наполняется удовольствием и радостью, как спокойно становится вашей душе. Вас обвивает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе,  согревающее душу настроение. Пусть эти теплые чувства, радостное  настроение отразятся в образах ваших игрушек. Откройте глаза и  приступайте к работе. Постарайтесь сделать свои игрушки необычными, сказочными. Используйте для этого разные средства и дополнительные  детали. Самостоятельн ая работа  учащихся Итог урока  Рефлексия Приступайте к работе Роспись игрушки Ребята, хочется  ли вам узнать секрет мастеров? Пришло время открыть его вам. Я предлагаю вам открыть этот небольшой короб и узнать секрет мастера. При этом необходимо соблюдать тишину и секрета не  открывать. Игрушки сделаны. Не беда, если что­то сразу не получилось. Со  временем придет чувство пластики, простых форм, понимание истинно  народного искусства. Сегодня вы показали себя мастерами­ волшебниками, в руках которых кусочки теста  превратились в веселые,  жизнерадостные, изящные дымковские игрушки. Вы получили радость и  удовлетворение от своей работы. Открывают короб и читают секрет. Полюби свою игрушку и вдохни в неё  частичку своей души.Экспресс­ выставка Ярмарка ремесел выставка поделок. Мини­представление В нашей школе номер два Учиться любит детвора Любим мы писать, считать, Лепить, читать   и рисовать. В старину мы вновь попали Много нового узнали, О народных промыслах  И умелых мастерах.  Все вдруг в школе удивились Город Мастеров открылся Приходи честной народ, Ярмарка ремесел ждет. В мастерских кипит работа. Нам лениться неохота. Ведь в народе говориться  Дело мастера боится. Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей! В ней нету цвету дымного, Что серости серей. В ней что­то есть от радуги, От капелек росы, В ней что­то есть от радости, Гремящей, как басы! Она глядит не прянично –Ликующие и празднично. В ней молодость – изюминка, В ней удаль и размах… Сияйте, охра с суриком,  По всей земле в домах! И злость, и хмурость льдинкою Без всякого следа Пусть под улыбкой Дымкова Растают навсегда! Велика Россия наша,  И талантлив наш народ.  О Руси родной умельцах На весь мир молва идет.  В Вятке делают игрушки Сколько радости для глаз!  Подрастают мастерицы,  Может быть, и среди нас.  Я слеплю себе свистульку,  Буду трели выводить,  Мастеров из славной Дымки Никогда нам не забыть.  Любовались гости чудом,  Громко восхищались.  Нашим Петей­петушком  Сраженные остались.  Наша Дымкова игрушка Не стареет сотню лет.  В красоте, в таланте русском Весь находится секрет.