Ход урока:
1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
Разминка «Солнышко».
- Ребята, солнышко к нам заглянуло. Солнышко круглое. Руки в стороны, руки вперёд перевели, изобразили руками круг, похожий на солнышко. Вновь руки в стороны, и вновь делаем круг, похожий на солнышко. А теперь улыбнулись друг другу и тихо сели за парту.
2. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Я хочу вас познакомить с двумя добрыми волшебниками Города Звуков
Тимом и Томом. Вслушайтесь в их имена: Тим и Том.
- Произнесите каждое имя. Что заметили?
- Какими звуками различаются?
- Одинаковые или разные звуки в этих именах?
- Назовите первые в имени Том.
- А первый звук в имени Тим.
(Первые звуки разные: -т и –ть).
- Верно, первые звуки разные, и сами волшебники Тим и Том, хоть и братья совсем не похожи друг на друга.
- Давайте вместе скажем т.
- Какой он?
(Твёрдый).
- Скажем звук Т. Какой он?
(Мягкий).
3. Постановка учебной задачи.
- Так как же называются согласные, которые любит Том?
(Твёрдые).
- Как называются согласные, которые любит Тим?
(Мягкие).
- Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим?
(По цвету костюма).
- Так над какой темой урока мы будем работать?
(Твёрдые и мягкие согласные).
- Чем же мы будем заниматься на уроке?
(Учиться различать твёрдые и мягкие согласные).
4. Обобщение и систематизация знаний.
1) Проблемная ситуация «Как обозначить на письме мягкость согласных?»
- Тим и Том любят играть вместе. Вчера они очень хорошо поиграли гласными буквами. А сегодня не могут разобраться, какие гласные Тима, а какие Тома и поэтому сердятся друг на друга.
- А мы с вами можем помочь нашим братьям?
- Что можете предложить, как распределить гласные между Тимом и Томом?
2). Построение проекта выхода из затруднения. Дифференциация гласных 1 и 2 разряда. Составление таблицы.
На экране два столбика слогов; читают слоги парами.(Электронное приложение – презентация)
на – ня
во – вё
ру – рю
тэ – те
мы – ми
- Как произносится согласный звук в первом столбике – твёрдо или мягко? Какие это согласные?
(Твёрдые).
- Как произносится согласный звук во втором столбике? Какие это согласные?
(Мягкие).
- Какие гласные обозначают твёрдость предыдущего согласного?
(А, о, у, э, ы).
- Какие гласные обозначают мягкость согласного?
(Я, ё, ю, е, и)
Составляется таблица гласных детьми на доске.
- Ребята, а какая буква ещё смягчает согласные?
5. Физкультминутка. Игра «Буратино »
6. Применение знаний и умений в новой ситуации.
1). Упражнение в различении согласных в словах. Работа в парах.
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Превращение».
Вам надо изменить слово так, чтобы первый согласный звук стал твёрдым (если он мягкий) или мягким (если он твёрдый). То есть одно слово - Тома, другое – Тима.
рад – ряд
мал – мял
лук – люк
был – бил
ров – рёв
- Прочитайте, что вы записали, чем отличаются слова?
Дети сравнивают написание и значение слов.
Вывод: Слова отличаются не только гласными, но и по смыслу. Если мы неправильно напишем одну букву, изменяется значение слова.
2). Упражнение в различении согласных в предложениях. Работа в группах.
Напиши слова во множественном числе. Выдели опасное место ЖИ, ШИ.
Ёж- …, карандаш- …, крыша - …, лыжа - …, ковш - …, камыш - …, ландыш - …, лужа - …, чертёж - …, гараж - …, афиша - …, клавиша - …
7. Гимнастика для глаз.
1. Несколько раз посмотрите вверх, вниз, вверх, вниз.
2. Крепко зажмурить глаза, а затем несколько раз быстро поморгать.
3) Словарная работа. Составить схему - Отгадайте загадки.
1. Озорной мальчишка
В сером армячишке,
По двору шныряет,
Крошки собирает. (Воробей).
2. У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц).
- Скажите, какую букву запоминаем в отгадке?
- Проанализируйте слово: сколько слогов, букв, звуков, гласных, согласных твёрдых и мягких.
Воробей – 3 слога, 7 букв, 7 звуков, 3 гласные, 4 согласные:
в, р – твёрдые, б, й – мягкие.
Заяц – 2 слога, 4 буквы, 5 звуков, 2 гласных, 3 согласных:
З, ц – твёрдые, й – мягкий.
4) . Давайте повторим ещё одно правило. Как нам с вами подобрать пропущенную буку?
Подбери к каждому слову проверочное, поставь ударение :
… - п..сьмо
… - ш..р
… - р..ка
… - ..гра
… - м..ря
… - з.мля
… - з..ма
8. Итог урока. Рефлексия.
- Над какими темами мы сегодня работали?
- С помощью чего мы обозначаем на письме мягкость и твёрдость согласных?
- Как узнать какую букву писать на месте безударного гласного?
- Оцените своё настроение. Какое оно у вас: весёлое, грустное, спокойное?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.