Конспект урока по русскому языку "Звуки и буквы"

  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.06.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект по теме "Звуки и буквы"
Иконка файла материала urok_russkogo_yazyka_v_1_klasse.doc

 

                                               Ход урока:

 

1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

              Разминка «Солнышко».

- Ребята, солнышко к нам заглянуло. Солнышко круглое. Руки в стороны, руки вперёд перевели, изобразили руками круг, похожий на солнышко. Вновь руки в стороны, и вновь делаем круг, похожий на солнышко. А теперь улыбнулись друг другу и тихо сели за парту.

 

2. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Я хочу вас познакомить с двумя добрыми волшебниками Города Звуков

Тимом и Томом. Вслушайтесь в их имена: Тим и Том.

- Произнесите каждое имя. Что заметили?

- Какими звуками различаются?

- Одинаковые или разные звуки в этих именах?

- Назовите первые в имени Том.

- А первый звук в имени Тим.

(Первые звуки разные: -т и –ть).

        - Верно, первые звуки разные, и сами волшебники Тим и Том, хоть и братья совсем не похожи друг на друга.

- Давайте вместе скажем  т.

- Какой он?

(Твёрдый).

- Скажем звук  Т. Какой он?

(Мягкий).

3. Постановка учебной задачи.

- Так как же называются согласные, которые любит Том?

(Твёрдые).

- Как называются согласные, которые любит Тим?

(Мягкие).

- Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим?

(По цвету костюма).

- Так над какой темой урока мы будем работать?

(Твёрдые и мягкие согласные).

- Чем же мы будем заниматься на уроке?

(Учиться различать твёрдые и мягкие согласные).

 

4. Обобщение и систематизация знаний.

 

1) Проблемная ситуация «Как обозначить на письме мягкость согласных?»

         - Тим и Том любят играть вместе. Вчера они очень хорошо поиграли гласными буквами. А сегодня не могут разобраться, какие гласные Тима, а какие Тома и поэтому сердятся друг на друга.

- А мы с вами можем помочь    нашим братьям?

- Что можете предложить, как распределить гласные между Тимом и Томом?

2). Построение проекта выхода из затруднения. Дифференциация гласных 1 и 2 разряда. Составление таблицы.

        На экране два столбика слогов; читают слоги парами.(Электронное приложение – презентация)

 

на – ня

во – вё

ру – рю

тэ – те

мы – ми

- Как произносится согласный звук в первом столбике – твёрдо или мягко? Какие это согласные?

(Твёрдые).

- Как произносится согласный звук во втором столбике? Какие это согласные?

(Мягкие).

- Какие гласные обозначают твёрдость предыдущего согласного?

(А, о, у, э, ы).

- Какие гласные обозначают мягкость согласного?

(Я, ё, ю, е, и)

Составляется таблица гласных детьми на доске.

- Ребята, а какая буква ещё смягчает согласные?

5. Физкультминутка. Игра «Буратино »

6. Применение знаний и умений в новой ситуации.

1). Упражнение в различении согласных в словах. Работа в парах.

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Превращение».

         Вам надо изменить слово так, чтобы первый согласный звук стал твёрдым (если он мягкий) или мягким (если он твёрдый). То есть одно слово  - Тома, другое – Тима.

рад – ряд

мал – мял

лук – люк

был – бил

ров – рёв

- Прочитайте, что вы записали, чем отличаются слова?

Дети сравнивают написание и значение слов.

Вывод: Слова отличаются не только гласными, но и по смыслу. Если мы неправильно напишем одну букву, изменяется значение слова.

 

2). Упражнение в различении согласных в предложениях. Работа в группах.

       

Напиши слова во множественном числе. Выдели опасное место ЖИ, ШИ.

 

Ёж- …, карандаш- …, крыша - …, лыжа - …, ковш - …, камыш - …, ландыш - …, лужа - …, чертёж - …, гараж - …, афиша - …, клавиша - …

 

7. Гимнастика для глаз.

 

1. Несколько раз посмотрите вверх, вниз, вверх, вниз.

2. Крепко зажмурить глаза, а затем несколько раз быстро поморгать.

 

3) Словарная работа.  Составить схему - Отгадайте загадки.

 

1. Озорной мальчишка

В сером армячишке,

По двору шныряет,

Крошки собирает.            (Воробей).

 

2. У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

 А от голода – кора.          (Заяц).

 

 - Скажите, какую букву запоминаем в отгадке?

- Проанализируйте слово: сколько слогов, букв, звуков, гласных, согласных твёрдых и мягких.

Воробей – 3 слога, 7 букв, 7 звуков, 3 гласные, 4 согласные:

в, р – твёрдые, б, й – мягкие.

 

Заяц – 2 слога, 4 буквы, 5 звуков, 2 гласных, 3 согласных:

З, ц – твёрдые, й – мягкий.

 

4) .   Давайте повторим ещё одно правило. Как нам с вами подобрать пропущенную буку?

Подбери к каждому слову проверочное, поставь ударение :

… - п..сьмо

… - ш..р

… - р..ка

… - ..гра

… - м..ря

… - з.мля

… - з..ма

 

8. Итог урока. Рефлексия.

- Над какими темами мы сегодня работали?

- С помощью чего мы обозначаем на письме мягкость и твёрдость согласных?

- Как узнать какую букву писать на месте безударного гласного?

- Оцените своё настроение. Какое оно у вас: весёлое, грустное, спокойное?