Конспект урока по русскому языку "Звуки и буквы"
Оценка 4.9

Конспект урока по русскому языку "Звуки и буквы"

Оценка 4.9
Работа в классе +1
doc
русский язык +2
1 кл—2 кл
19.06.2023
Конспект урока по русскому языку "Звуки и буквы"
Конспект по теме "Звуки и буквы"
urok_russkogo_yazyka_v_1_klasse.doc

 

                                               Ход урока:

 

1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

              Разминка «Солнышко».

- Ребята, солнышко к нам заглянуло. Солнышко круглое. Руки в стороны, руки вперёд перевели, изобразили руками круг, похожий на солнышко. Вновь руки в стороны, и вновь делаем круг, похожий на солнышко. А теперь улыбнулись друг другу и тихо сели за парту.

 

2. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Я хочу вас познакомить с двумя добрыми волшебниками Города Звуков

Тимом и Томом. Вслушайтесь в их имена: Тим и Том.

- Произнесите каждое имя. Что заметили?

- Какими звуками различаются?

- Одинаковые или разные звуки в этих именах?

- Назовите первые в имени Том.

- А первый звук в имени Тим.

(Первые звуки разные: -т и –ть).

        - Верно, первые звуки разные, и сами волшебники Тим и Том, хоть и братья совсем не похожи друг на друга.

- Давайте вместе скажем  т.

- Какой он?

(Твёрдый).

- Скажем звук  Т. Какой он?

(Мягкий).

3. Постановка учебной задачи.

- Так как же называются согласные, которые любит Том?

(Твёрдые).

- Как называются согласные, которые любит Тим?

(Мягкие).

- Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим?

(По цвету костюма).

- Так над какой темой урока мы будем работать?

(Твёрдые и мягкие согласные).

- Чем же мы будем заниматься на уроке?

(Учиться различать твёрдые и мягкие согласные).

 

4. Обобщение и систематизация знаний.

 

1) Проблемная ситуация «Как обозначить на письме мягкость согласных?»

         - Тим и Том любят играть вместе. Вчера они очень хорошо поиграли гласными буквами. А сегодня не могут разобраться, какие гласные Тима, а какие Тома и поэтому сердятся друг на друга.

- А мы с вами можем помочь    нашим братьям?

- Что можете предложить, как распределить гласные между Тимом и Томом?

2). Построение проекта выхода из затруднения. Дифференциация гласных 1 и 2 разряда. Составление таблицы.

        На экране два столбика слогов; читают слоги парами.(Электронное приложение – презентация)

 

на – ня

во – вё

ру – рю

тэ – те

мы – ми

- Как произносится согласный звук в первом столбике – твёрдо или мягко? Какие это согласные?

(Твёрдые).

- Как произносится согласный звук во втором столбике? Какие это согласные?

(Мягкие).

- Какие гласные обозначают твёрдость предыдущего согласного?

(А, о, у, э, ы).

- Какие гласные обозначают мягкость согласного?

(Я, ё, ю, е, и)

Составляется таблица гласных детьми на доске.

- Ребята, а какая буква ещё смягчает согласные?

5. Физкультминутка. Игра «Буратино »

6. Применение знаний и умений в новой ситуации.

1). Упражнение в различении согласных в словах. Работа в парах.

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Превращение».

         Вам надо изменить слово так, чтобы первый согласный звук стал твёрдым (если он мягкий) или мягким (если он твёрдый). То есть одно слово  - Тома, другое – Тима.

рад – ряд

мал – мял

лук – люк

был – бил

ров – рёв

- Прочитайте, что вы записали, чем отличаются слова?

Дети сравнивают написание и значение слов.

Вывод: Слова отличаются не только гласными, но и по смыслу. Если мы неправильно напишем одну букву, изменяется значение слова.

 

2). Упражнение в различении согласных в предложениях. Работа в группах.

       

Напиши слова во множественном числе. Выдели опасное место ЖИ, ШИ.

 

Ёж- …, карандаш- …, крыша - …, лыжа - …, ковш - …, камыш - …, ландыш - …, лужа - …, чертёж - …, гараж - …, афиша - …, клавиша - …

 

7. Гимнастика для глаз.

 

1. Несколько раз посмотрите вверх, вниз, вверх, вниз.

2. Крепко зажмурить глаза, а затем несколько раз быстро поморгать.

 

3) Словарная работа.  Составить схему - Отгадайте загадки.

 

1. Озорной мальчишка

В сером армячишке,

По двору шныряет,

Крошки собирает.            (Воробей).

 

2. У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

 А от голода – кора.          (Заяц).

 

 - Скажите, какую букву запоминаем в отгадке?

- Проанализируйте слово: сколько слогов, букв, звуков, гласных, согласных твёрдых и мягких.

Воробей – 3 слога, 7 букв, 7 звуков, 3 гласные, 4 согласные:

в, р – твёрдые, б, й – мягкие.

 

Заяц – 2 слога, 4 буквы, 5 звуков, 2 гласных, 3 согласных:

З, ц – твёрдые, й – мягкий.

 

4) .   Давайте повторим ещё одно правило. Как нам с вами подобрать пропущенную буку?

Подбери к каждому слову проверочное, поставь ударение :

… - п..сьмо

… - ш..р

… - р..ка

… - ..гра

… - м..ря

… - з.мля

… - з..ма

 

8. Итог урока. Рефлексия.

- Над какими темами мы сегодня работали?

- С помощью чего мы обозначаем на письме мягкость и твёрдость согласных?

- Как узнать какую букву писать на месте безударного гласного?

- Оцените своё настроение. Какое оно у вас: весёлое, грустное, спокойное?


Ход урока: 1. Организационный момент

Ход урока: 1. Организационный момент

Что можете предложить, как распределить гласные между

Что можете предложить, как распределить гласные между

Гимнастика для глаз. 1. Несколько раз посмотрите вверх, вниз, вверх, вниз

Гимнастика для глаз. 1. Несколько раз посмотрите вверх, вниз, вверх, вниз
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2023