Внеурочной деятельности Тема: «Платок»
Оценка 4.9

Внеурочной деятельности Тема: «Платок»

Оценка 4.9
Культурные мероприятия
docx
технология
2 кл—3 кл
14.12.2021
Внеурочной деятельности Тема: «Платок»
Цель: формирование познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народным промыслом (Павлопосадские платки)
Конспект занятия кружка по внеурочной деятельности.docx

Конспект занятия кружка по внеурочной деятельности «Родники творчества» (2- классы)

Тема: «Платок»

Цель: формирование познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народным промыслом (Павлопосадские платки)

Задачи:

 • формирование представлений о Павлопосадских платках, как об одном из видов декоративно - прикладного искусства;

• формирование знаний об истории промысла, об особенности цветочных узоров;

• развитие устойчивого интереса к знакомству с различными видами декоративно-прикладного искусства;

• воспитание патриотических чувств.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные:

- положительное отношение к самостоятельной творческой деятельности;

- уважительное отношение к труду;

- положительное отношение к творческой преобразовательной деятельности;

- интерес к творческой работе.

Познавательные:

- анализировать последовательность действий;

- постановка и формирование проблемы;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- понимать, анализировать и сравнивать новую информацию.

Коммуникативные:

-формулировать свои затруднения;

- проявлять активность для решения познавательных задач;

- выслушивать мнения других, отвечать на вопросы по содержанию фильма;

- задавать вопросы; обращаться за помощью к одноклассникам, учителю.

Регулятивные:

- адекватно использовать речь;

- контролировать себя в процессе работы;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- руководствоваться правилами при выполнении работы.

Оборудование:

(для учителя)

платки, короб, карточки с новыми словами.

(для учащихся)

Картон, цветная бумага, ножницы, клей –карандаш, простой карандаш, шаблоны цветов.

                                                   

 

 

 Ход урока

  1. Организационный момент.

- Давайте поприветствуем гостей (кивком головы), которые пришли к нам на занятие.

2.Актуализация знаний. Введение в тему.

  -  На прошлых занятиях мы с вами говорили, как богата наша страна народно-декоративными промыслами.  Что каждый народ создает свои традиции в развитии прикладного творчества. Появляются особо любимые темы рисунков, орнаментов, выбираются излюбленные материалы, формы, колориты.                                                       

    -Чему нас учит народное декоративное искусство? (Больше узнаем о Родине, о ее культуре, учит любить, ценить то, что создано народом, приобщает к миру прекрасного, воспитывает патриотические чувства).

3.Введение в тему. Постановка учебной задачи.

- Сегодня на занятие я принесла короб.

- Хотите узнать, что там лежит?

- Тогда, отгадайте загадку.

 Носят женщины, старушки,

Носят малые девчушки –

К уголочку – уголок

Сложен красочный …. (платок).

     (Учитель достаёт из шкатулки платок.)

- Ребята, а у вас дома есть платки? (Ответы детей)

 - Скажите, кто их носит? (Ответы детей)

- А как вы думаете, давно ли люди носят платки? (Ответы детей)

      - История современного платка создавалась на протяжении не одной сотни лет. С глубокой древности для покрывания головы женщины использовали большие куски ткани – платы. Плат, платок -  всегда являлся одним из обязательных атрибутов русского национального традиционного костюма, как повседневного, так и праздничного. Еще с глубокой древности самым желанным подарком для женщины был платок. Его дарил хозяин дома, отец, брат или жених в знак добрых чувств, любви, внимания. Его носили сначала поверх головного убора, потом стали носить на волосах. Показаться на людях с непокрытой головой(простоволосой) считалось верхом неприличия на Руси, этот обычай сохранился до наших времен в православных храмах, посещая которые, женщина обязательно должна покрывать голову платком. 

Спрос на платки был огромным.

Нарядный плат сохраняет связь с далеким прошлым. Его носят и сейчас. 

- Ребята, как вы думаете, почему мы завели речь о платках? Предположите тему сегодняшнего урока. (Ответы детей)         

- Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним народно- декоративным промыслом и будем говорить о платках.         

 - Послушайте внимательно стихотворение.

(У учителя на плечах Павлопосадский платок. Учитель читает стихотворение о Павлопосадском платке)

Разноцветные платки,

Набивные шали

Скольких женщин на Руси

В праздник украшали!

Научились мастера Павлова Посада

Рисовать узор из трав

Леса, луга, сада.

Длинных нитей переплет

В узелки вязали-

Бахромою из кистей

Кромку украшали.

Разбегаются глаза

От такого дива,

Засмущается душа-

Чей платок красивей.

Скольких женщин на Руси

В праздник украшали

Разноцветные платки,

Набивные шали!

 -Ребята, скажите, о каком городе идет речь? Чем он прославился?

- Как называется такой платок? (Павлопосадский платок)

- Назовите тему сегодняшнего занятия.  (Павлопосадские платки)

- Какие цели и задачи вы должны сегодня поставить перед собой? Чему вы хотели бы научиться? (Узнать историю платка, о их узорах, где их создают, научиться их отличать от других платков, украшать платки)

  4. Изучение нового материала.

- Давайте теперь, заглянем на фабрику, узнаем ее историю и как же творят чудесные мастера эту волшебную сказку под названием «Павловский платок».

(С 19 века рисунок на платочную ткань наносили деревянными резными формами, используя доски двух типов «манеры» и «цветки».

Словарная работа: «манеры» - деревянные резные формы для нанесения контура рисунка; «цветки» - с их помощью на ткань наносили краски.)

       - В настоящее время, на фабрике трудоемкий процесс набойки заменили печатанием узора с гравированных металлических шаблонов.

 

5.Физминутка.


Раз, два, три, четыре, пять.

В райский сад пойдем гулять.

Распустились там цветы

Небывалой красоты.

Птицы дивные спустились

На волшебные цветы.

Вправо, влево посмотрели,

Стали семена клевать,

Как в саду том всем приятно,

Но пора идти обратно

Хорошо чуть-чуть размяться,

Снова сели заниматься.


 

 

 

 6.Закрепление. Творческое практическое задание.

Беседа по содержанию.

- Посмотрите внимательно на рисунок. Какой орнамент наносят на платки? Как расположены цветы?

 (Цветы, листья. Крупные одинаковые цветы в каждом углу платка, повторяющийся рисунок на каждой стороне).

- Самые крупные цветы (обычно розы, георгины) располагались по углам. Чем ближе к центру, тем мельче становились элементы узора.

-Какого цвета фон платка? (зеленый, синий, красный, белый).

- А что по краям платка? (бахрома)

Бахрома тоже служит для украшения платка.

 Павлопосадские платки - это гордость России.

7. Творческая работа.

- Сейчас я вам предлагаю, отправиться в путешествие, побывать художниками. Каждый из вас пусть придумает свой узор на платке.

- Для того, чтобы приступить к работе, вспомним правила техники безопасности при работе с ножницами.

Правила техники безопасности с ножницами.

 

1.     Хранить ножницы в определенном месте (коробке или подставе). 

2.     Передавая ножницы, держать их за сомкнутые лезвия кольцами вперед. 

3.     Ножницы класть справа сомкнутыми лезвиями. 

 

- Ну а теперь, можете приступить к своей творческой деятельности, фантазируйте, воображайте. (Музыка).

 Демонстрация образца.

(Каждому ребенку раздается заготовки из картона и бумаги квадратных форм, шаблоны цветов и листьев, клей-карандаш, простой карандаш).

 Выполнение обучающимися практической работы.

 Контроль за выполнением практической работы.

Физминутка

1.Зарядка для глаз.

8.Итог. Рефлексия.

Выставка работ.

- Наше занятие подошло к концу. Давайте посмотрим какие у нас получились красивые платки.

Прямо чудо, прямо чудо,

Сотворили на века,
Рукодельники ребята,
Рукотворники платка. 

9.Уборка рабочего места

- Спасибо за занятие!

 

 

 

 

 

 

 

«манеры»

 

«цветки»

 

«Бахрома»


 

Конспект занятия кружка по внеурочной деятельности «Родники творчества» (2- классы)

Конспект занятия кружка по внеурочной деятельности «Родники творчества» (2- классы)

Ход урока Организационный момент

Ход урока Организационный момент

У учителя на плечах Павлопосадский платок

У учителя на плечах Павлопосадский платок

Закрепление. Творческое практическое задание

Закрепление. Творческое практическое задание

«манеры» «цветки»

«манеры» «цветки»

«Бахрома»

«Бахрома»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2021