Конспект занятия кружка по внеурочной деятельности «Родники творчества» (2- классы)
Тема: «Платок»
Цель: формирование познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народным промыслом (Павлопосадские платки)
Задачи:
• формирование представлений о Павлопосадских платках, как об одном из видов декоративно - прикладного искусства;
• формирование знаний об истории промысла, об особенности цветочных узоров;
• развитие устойчивого интереса к знакомству с различными видами декоративно-прикладного искусства;
• воспитание патриотических чувств.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные:
- положительное отношение к самостоятельной творческой деятельности;
- уважительное отношение к труду;
- положительное отношение к творческой преобразовательной деятельности;
- интерес к творческой работе.
Познавательные:
- анализировать последовательность действий;
- постановка и формирование проблемы;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- понимать, анализировать и сравнивать новую информацию.
Коммуникативные:
-формулировать свои затруднения;
- проявлять активность для решения познавательных задач;
- выслушивать мнения других, отвечать на вопросы по содержанию фильма;
- задавать вопросы; обращаться за помощью к одноклассникам, учителю.
Регулятивные:
- адекватно использовать речь;
- контролировать себя в процессе работы;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- руководствоваться правилами при выполнении работы.
Оборудование:
(для учителя)
платки, короб, карточки с новыми словами.
(для учащихся)
Картон, цветная бумага, ножницы, клей –карандаш, простой карандаш, шаблоны цветов.
Ход урока
- Давайте поприветствуем гостей (кивком головы), которые пришли к нам на занятие.
2.Актуализация знаний. Введение в тему.
- На прошлых занятиях мы с вами говорили, как богата наша страна народно-декоративными промыслами. Что каждый народ создает свои традиции в развитии прикладного творчества. Появляются особо любимые темы рисунков, орнаментов, выбираются излюбленные материалы, формы, колориты.
-Чему нас учит народное декоративное искусство? (Больше узнаем о Родине, о ее культуре, учит любить, ценить то, что создано народом, приобщает к миру прекрасного, воспитывает патриотические чувства).
3.Введение в тему. Постановка учебной задачи.
- Сегодня на занятие я принесла короб.
- Хотите узнать, что там лежит?
- Тогда, отгадайте загадку.
Носят женщины, старушки,
Носят малые девчушки –
К уголочку – уголок
Сложен красочный …. (платок).
(Учитель достаёт из шкатулки платок.)
- Ребята, а у вас дома есть платки? (Ответы детей)
- Скажите, кто их носит? (Ответы детей)
- А как вы думаете, давно ли люди носят платки? (Ответы детей)
- История современного платка создавалась на протяжении не одной сотни лет. С глубокой древности для покрывания головы женщины использовали большие куски ткани – платы. Плат, платок - всегда являлся одним из обязательных атрибутов русского национального традиционного костюма, как повседневного, так и праздничного. Еще с глубокой древности самым желанным подарком для женщины был платок. Его дарил хозяин дома, отец, брат или жених в знак добрых чувств, любви, внимания. Его носили сначала поверх головного убора, потом стали носить на волосах. Показаться на людях с непокрытой головой(простоволосой) считалось верхом неприличия на Руси, этот обычай сохранился до наших времен в православных храмах, посещая которые, женщина обязательно должна покрывать голову платком.
Спрос на платки был огромным.
Нарядный плат сохраняет связь с далеким прошлым. Его носят и сейчас.
- Ребята, как вы думаете, почему мы завели речь о платках? Предположите тему сегодняшнего урока. (Ответы детей)
- Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним народно- декоративным промыслом и будем говорить о платках.
- Послушайте внимательно стихотворение.
(У учителя на плечах Павлопосадский платок. Учитель читает стихотворение о Павлопосадском платке)
Разноцветные платки,
Набивные шали
Скольких женщин на Руси
В праздник украшали!
Научились мастера Павлова Посада
Рисовать узор из трав
Леса, луга, сада.
Длинных нитей переплет
В узелки вязали-
Бахромою из кистей
Кромку украшали.
Разбегаются глаза
От такого дива,
Засмущается душа-
Чей платок красивей.
Скольких женщин на Руси
В праздник украшали
Разноцветные платки,
Набивные шали!
-Ребята, скажите, о каком городе идет речь? Чем он прославился?
- Как называется такой платок? (Павлопосадский платок)
- Назовите тему сегодняшнего занятия. (Павлопосадские платки)
- Какие цели и задачи вы должны сегодня поставить перед собой? Чему вы хотели бы научиться? (Узнать историю платка, о их узорах, где их создают, научиться их отличать от других платков, украшать платки)
4. Изучение нового материала.
- Давайте теперь, заглянем на фабрику, узнаем ее историю и как же творят чудесные мастера эту волшебную сказку под названием «Павловский платок».
(С 19 века рисунок на платочную ткань наносили деревянными резными формами, используя доски двух типов «манеры» и «цветки».
Словарная работа: «манеры» - деревянные резные формы для нанесения контура рисунка; «цветки» - с их помощью на ткань наносили краски.)
- В настоящее время, на фабрике трудоемкий процесс набойки заменили печатанием узора с гравированных металлических шаблонов.
5.Физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять.
В райский сад пойдем гулять.
Распустились там цветы
Небывалой красоты.
Птицы дивные спустились
На волшебные цветы.
Вправо, влево посмотрели,
Стали семена клевать,
Как в саду том всем приятно,
Но пора идти обратно
Хорошо чуть-чуть размяться,
Снова сели заниматься.
6.Закрепление. Творческое практическое задание.
Беседа по содержанию.
- Посмотрите внимательно на рисунок. Какой орнамент наносят на платки? Как расположены цветы?
(Цветы, листья. Крупные одинаковые цветы в каждом углу платка, повторяющийся рисунок на каждой стороне).
- Самые крупные цветы (обычно розы, георгины) располагались по углам. Чем ближе к центру, тем мельче становились элементы узора.
-Какого цвета фон платка? (зеленый, синий, красный, белый).
- А что по краям платка? (бахрома)
- Бахрома тоже служит для украшения платка.
Павлопосадские платки - это гордость России.
7. Творческая работа.
- Сейчас я вам предлагаю, отправиться в путешествие, побывать художниками. Каждый из вас пусть придумает свой узор на платке.
- Для того, чтобы приступить к работе, вспомним правила техники безопасности при работе с ножницами.
Правила техники безопасности с ножницами.
1. Хранить ножницы в определенном месте (коробке или подставе).
2. Передавая ножницы, держать их за сомкнутые лезвия кольцами вперед.
3. Ножницы класть справа сомкнутыми лезвиями.
- Ну а теперь, можете приступить к своей творческой деятельности, фантазируйте, воображайте. (Музыка).
Демонстрация образца.
(Каждому ребенку раздается заготовки из картона и бумаги квадратных форм, шаблоны цветов и листьев, клей-карандаш, простой карандаш).
Выполнение обучающимися практической работы.
Контроль за выполнением практической работы.
Физминутка
1.Зарядка для глаз.
8.Итог. Рефлексия.
Выставка работ.
- Наше занятие подошло к концу. Давайте посмотрим какие у нас получились красивые платки.
Прямо чудо, прямо чудо,
Сотворили на века,
Рукодельники ребята,
Рукотворники платка.
9.Уборка рабочего места
- Спасибо за занятие!
«манеры»
«цветки»
«Бахрома»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.